Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
Бомба рядом с помадой …Уберем в дальний ящик дуэльные пистолеты, забросим на антресоли шпоры, не будем сочинять стихов, не станем даже пересчитывать отложенную на кофемолку заначку — все эти павлиньи перья озабоченного близостью красной даты гражданина не для нашего сегодняшнего разговора. Простите, мужчины, что я так выламываюсь из нашей плотной и сплоченной (особенно 8 марта) когорты — не могу молчать! Простите, женщины, что тревожу дух Клары Цеткин задолго до назначенного дня — авось мимозы не завянут… Просто потом объясняться будет поздно. Некстати. Но нужно же когда-то поднять эту тему! Которая на пике расцвета демократии, признаюсь, звучит ужасно. А именно: «не женское дело». Но ведь жалко же их, этих наших женщин! Укладчиц шпал с мускулистыми икрами, буфетчиц, вечно в мокрых от пива фартуках, прачек с красными руками, билетных контролеров в сдавленном автобусе, чемпионок бодибилдинга с мышцами скакового жеребца… И даже немного — депутаток: ну зачем им эти фальшивые мужские стоны и мелкий храп среди кресел? Их главное дело — снимать с горшка карапуза дома, строить глазки на работе и любить, любить во все времена… Но «подвиги Геракла» «от имени и по поручению» женщин продолжаются. Восьмидесятидвухлетняя англичанка испятнала свою шкуру татуировкой и угодила в Книгу рекордов Гиннесса. А наша, русская, боксерша набила… ну, в общем, стала чемпионкой мира. А штангистка, поднатужившись, подняла такой вес, что Жаботинский ахнул… Известная певичка семидесяти с чем-то лет с вставными зубами и осиной (как в молодости) талией, став прабабушкой, разделась на сцене, показав грудь… двадцатилетней девушки (последнее утверждение — на совести репортеров). А ведь все это — ради самоутверждения и единого мужского выдоха: «Ах!» Понятны подвиги и даже безумства, совершенные ради нее, Женщины. 6 июля 1918 года под станицей Усть-Медведицкой сошлись в бою «белые» и «красные» казаки. Со стороны белых, в передовых шеренгах которых были молодые гимназисты и реалисты на коне с шашкой в руке, в белом платье и с белым шлейфом была юная красивая местная учительница Катя Мажарова. Шли в бой обожатели Кати не просто так, а с девизом: «За вольный Дон, за казачью славу». В том бою погибло более 200 юношей, влюбленных в красавицу казачку. Погибла и она сама… Вот такая романтика, перемешанная с кровью… Любовь и война, судьба человека и судьба Отечества — все смешалось тогда. Под станицей поставили памятник из белого мрамора и большой дубовый крест, у основания которого надпись: «Нет, не рыдайте на этих могилах, Слезы нарушат их вечный покой»… Что-то ведь заставило учительницу сесть на коня и вместо учебника ботаники взять в руки шашку? Что-то, кроме лозунга «За вольный Дон»... Европа (а еще раньше Америка) помешались на половом равноправии, и это помешательство темной зябкой ночью вероломно перешло наши границы…. Впрочем, феминизм, эмансипация — цветочки, детский лепет прекрасной половины с ее надсадной борьбой за место под солнцем. Были и случаются в истории куда более страшные и трагические примеры… Вспомним — самые известные террористки царской России были женщины. Мария Спиридонова. Привела в исполнение приговор генералу Луженковскому, подавлявшему крестьянские бунты в Тамбовской губернии. Приговорена к вечной каторге. После революции освобождена, но потом была расстреляна Советской властью. Вера Засулич — неудачно стреляла в петербургского генерал-губернатора Трепова. Несмотря на очевидность вины, на суде была оправдана. Умерла своей смертью. Евстиния Рогозникова — застрелила жандармского офицера. Первоначально планировала взрыв, приготовила взрывчатку, но в решающий момент переволновалась и стала стрелять. Сошла с ума на суде. Татьяна Леонтьева — готовила покушение на царя, которое сорвалось. Участвовала в убийстве Трепова. Судить ее не стали, признав психически нездоровой. Уехала в Париж и там застрелила старика француза, приняв его за российского министра внутренних дел Дурново. Фанни Каплан — стреляла в Ленина. Не убила, только ранила. Была казнена. … А теперь по мостику из прошлого пожалуем в наши дни. Зарема Мужахоева — в июле 2003 года готовила теракт в Москве. Бомбу не взорвала случайно. На суде говорила, что испугалась. В настоящее время отбывает наказание. И еще вспомним незабываемое — как черными воронами за спиной главного бандита на Дубровке в Москве выглядели шахидки. Телекамера показывала то длинные бледные пальцы, теребившие пояс со взрывчаткой, то глаза над черной маской — всегда красивые женские глаза. И все мы тогда четко понимали, что вот эти глаза скоро все равно закроются. Их — этих несостоявшихся женщин — отсюда живыми не выпустят, слишком большое зло они натворили. Потом миру покажут пустой зал, а в креслах, в уютных креслах, в которых еще недавно сидели просто зрители, потом «просто» заложники и жертвы, в разных позах, распустив перья, будут висеть черные, уже мертвые «вороны». Они будут уже без масок, и мир станет вглядываться в эти лица: ну как же так, это же все-таки женщины, возможно, красивые, это же чьи-то сестры и, может быть, матери. Как они могли решиться поставить под дуло десятки беззащитных детей? … Век прошел, а они все носят в ридикюле бомбу. Рядом с губной помадой! А может быть, виной всему деньги? По данным ФСБ, средняя стоимость теракта, совершенного сегодня шахидкой, составляет 25 тысяч долларов. Этих денег женщина с Кавказа, часто лишенная к тому же мужа, а значит, средств к нормальному существованию и воспитанию многочисленных, как правило, детей, не заработает за всю свою жизнь… Когда-то женщины шли на убийство из принципов, по идейным соображениям, начитавшись прокламаций, наслушавшись разночинцев в прокуренных комнатах. Сегодня — из-за мести или ради денег. Но сути это не меняет. Это меняет женскую суть. Женщина, взявшая в руки оружие, перестает быть женщиной… Хотя здесь нужна оговорка. Взявшая в руки оружие для защиты отчего дома, Отечества, родного порога, детей… — это все же другое дело. Только ведь оно, это дело, никогда не станет профессией — вот в чем разница! В русской истории есть примеры женского жестокосердия, сменившегося смирением и чистотой помыслов. Например, первой христианкой была киевская великая княгиня Ольга. Простая девушка из бедной семьи, подрабатывавшая перевозом на реке, приглянулась молодому князю Игорю и стала женой одного из первых Рюриковичей. О ее любви к мужу, верности ему написаны книги. Но как изощренно мстила Ольга древлянам за убийство мужа! Скольких сожгла и изувечила! Тем не менее главный след в истории Ольга оставила своим выбором для Руси православной веры. После чего она стала совершенно другим человеком — мягким, добрым, нищелюбивым. Вообще на скрижалях нашей Истории высечено много женских имен — от святой Ксении Петербуржской до Дарьи Севастопольской, кавалер-девицы Дуровой, Зои Космодемьянской и Марии Матвеевны Фроловой из Задонска, у которой война отняла восьмерых сыновей… Недавно в Задонском Богородицком монастыре побывали необычные паломники. Зэки. Воспитанники Усманской детской колонии. Насильники, воры, злодеи. Но — дети. После службы в храме, после омовения в святом источнике для ребят братией был устроен обед. А когда они встали из-за стола и, повторив за монахами молитву, пошли из трапезной, их начальник Татьяна Николаевна Терновых (между прочим, подполковник милиции!) тихо спросила насельников: а нельзя ли ребятам взять с собой оставленное на столе печенье? Сами они постеснялись, а ехать далеко… Растроганные иноки тут же собрали кулечки. Но я сейчас о другом: никто ведь из мужчин (а были на трапезе и другие офицеры) на это не обратил внимания. Понадобилась женщина. Любящее сердце. Мать. Которая все увидела, оценила и по-жа-ле-ла. И этот простой, в сущности, поступок будет выше любого другого, затесавшегося в Книгу рекордов Гиннесса. 4 марта 2008 г., № 43 (23171) 3 Феминизм, эмансипация — цветочки, детский лепет прекрасной половины с ее надсадной борьбой за место под солнцем. Были и случаются в истории куда более страшные и трагические примеры… Спасает ли мир красота? Для Игоря Пчельникова растиражированная направо и налево фраза классика не зву- чит очень уж убедительно. Он говорит, что в искусстве цен- нее выразительность, лако- низм, сила душевного пережи- вания. А попросту выражаясь — правда, которая не всегда бывает красивой. И дальше Пчельников почти эпатирует, заявляя, что росписи русских храмов XI-XII веков учат и вдох- новляют его больше, чем са- мые знаменитые живописцы последующих времен, что Вла- димирская Богоматерь выше «Сикстинской мадонны». Преданность правде — кор- невой, почвенной, лишенной любых эстетических манков, любой «милоты» и заглаженнос- ти, свободно дышит в холстах художника. Он безоглядно от- крыт и откровенен со зрителем. Может даже включить в экспо- зицию картину, где изображе- ние резко, нервно перечеркнуто красными, черными мазками и сопровождается отчаянной надписью: «Не получилось». У него особенно сильно и страст- но звучат библейские, еван- гельские мотивы. Фигуры на картинах «Предчувствие», «Раз- мышление», «Снятие с креста», «Моисей», выполненные резко и угловато, жесткие перепады в колорите, экспрессивное со- седство черного, красного, зе- леного, белого придают этим работам редкий трагизм и мас- штаб. Ничего не ласкает глаз, все бьет прямо в сердце. У Пчельникова есть и сов- ременные трагедии в красках, допустим, картины, созданные из боли и болью Беслана. Сум- рачные черные персонажи за мгновение до того, как сделают последний шаг, чтобы умереть самим и убить других, и тут же — вклеенные куски газет. Про- странство в этой живописи бук- вально пропитано сострадани- ем и неотступным желанием понять: почему, зачем, за что? Посмотрев картины Пчель- никова, с удивлением останав- ливаешься потом перед боль- шими фотографиями с его мо- нументально-скульптурными произведениями. Он оформлял наше посольство в Париже, Центр Мейерхольда, Московс- кий Дом пионеров в ключе вполне классическом, очень красиво и гармонично. Насколь- ко же не совпадают эти превос- ходные заказные работы с ис- каниями мастера для себя... Его супруга — Мария Кра- сильникова, вторая половинка «Дуэта», тоже и скульптор, и живописец. Пожалуй, ее карти- ны более разнообразны и по мотивам, и по исполнению. Бы- товая сценка «Кормящая кур» обретает под кистью художни- цы черты монументальные, со- относится с вечностью. А в пре- лестной картине «Семья» вдруг мелькают улыбка, озорство, когда на первом плане оказыва- ется крупный, почти лубочный кот, а его хозяева присутствуют где-то там, позади, в тени, поч- ти на правах фона. Красильни- кова любит писать цветы. И ее натюрморты, соединенные с деревенскими пейзажами (ска- жем, мальвы, выставленные то ли на столе, то ли на высоком табурете прямо на улице), пе- редают поэзию, живущую, про- являющуюся в самом буднич- ном и повседневном. Под черной луной Говорят, он был нелюди- мый, замкнутый, угрюмый че- ловек, Александр Богословс- кий. Живописной школой для него стали не стены академии, а окружение его отца, тоже ху- дожника, — некогда гонимые, запретные создатели «сурово- го стиля». Ныне все они при- знанные мастера, например, Красулин, Шаховской. Показывая мне работы Бо- гословского, знакомый липец- кий художник с явным удоволь- ствием комментировал, какие влияния отразились в том или ином холсте. То и дело мелька- ло: «немецкий экспрессио- низм», «пластика тридцатых годов в духе Андрея Древина», «приемы Сезанна». Правда, при этом мой гид спешил под- черкнуть, что Богословский не подражал, не был вторичен, а во все умел внести нечто очень свое. Не берусь спорить со знато- ком. Смотреть выставку Бого- словского нелегко, но интерес- но. Надо все время пробиваться сквозь угрюмое переживание автором горестности нашего существования, пронизанного насилием и несвободой, к ду- шевному свету, который вспы- хивает то тут, то там вопреки безрадостным мотивам. Ведь на нескольких картинах худож- ника даже луна черная... И вдруг — ощущение свежего, вольного вздоха, освобождения, пусть недолгого. И вдруг — изумле- ние перед тем, как может быть прекрасно движение кисти, как ложатся краски, передающие тишину пейзажа или мудрый покой женского тела. И. НЕВЕРОВ. Ç ˚ ÒÚ‡‚ÍË Соло и дуэт в красках é Ô ‡‚‰Â, ÍÓÚÓ ‡ fl Ì ‚Ò„‰‡ · ˚ ‚‡ÂÚ Í ‡ÒË‚ÓÈ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ На выставке «Дуэт»; вот они, два мастера — Игорь Пчельников и Мария Красильникова, что живут рядом, но в творчестве каждый идет своей дорогой... Почти одновременно в Липецке открылись четыре выставки, каждая из которых могла бы претендовать на титул события месяца, а может, и года. Конечно, самая большая сенсация — экспозиция Сальвадора Дали. Но, право же, будет обидно и несправедливо, если интерес к ней перекроет внимание к трем остальным: к графике воронежца Масабиха Ахунова в Доме Мастера («ЛГ» о ней уже писала), к живописным произведениям народных художников России из Москвы Игоря Пчельникова и Марии Красильниковой в областном выставочном зале (эта экспозиция так и называется — «Дуэт»), к работам умершего в конце минувшего года Александра Богословского (областная картинная галерея). û·ËÎÂÈ Дано мне в испытание… ëÚË ı Ë ÒÛ‰¸· ˚ , ÒÚË ı Ë Ì‡‰Âʉ ˚ Живет в старинном русском горо- де Чаплыгине, бывшем Раненбурге, поэт милостью Божией Светлана Ак- сенова. Сегодня привычная сосре- доточенная тишина ее квартиры бу- дет нарушена: у Светланы юбилей, она ждет гостей… Ожидание, пожалуй, — главная тема не только ее поэзии, но и жизни. Только это не тоскливое томление духа, не укор проходящим мимо, не уныние или жа- лость к себе. Это созидательное, твор- ческое состояние взволнованной, мятеж- ной, любящей, рвущейся в жизнь души: Я чутко жду, не по привычке — Мне надо ждать от естества Хотя б случайный скок синички С мохнатой ветки на дрова… Ожидание звонка в дверь, доброго слова, другой живой души — самый напряженный мотив ее творчества. Потому что мир — с его первым снегом, шумом дождя, пением птиц, красками вечер- него неба — Светлана видит только из окна своего дома. Сделать этот мир ближе, явственней, ощутимей может только другой че- ловек, перешагнувший ее порог: Что я без доброты твоей? Но где же ты?.. Что без тебя зарницы дней? Но где же ты?.. Мне пропасть — ночи без тебя… Но где же ты?.. Ты — мир, что вижу не скорбя! Но где же ты?.. Инвалид с детства, Светлана Аксенова не может передвигать- ся без посторонней помощи. И постигает мир благодаря окну. И людям, принимающим участие в ее судьбе. Но жизнь ее деятель- на и осмысленна, насыщена полнотой бытия: Каждый день живу без промедления Видимое, мыслимое звать. И молчу по воле провидения, И пишу, заклятая писать… Писать еще и о том мире, который называют внутренним, мире глубоких чувств, мыслей, переживаний, ощущений. Целительная сила ее поэзии заключается в том, что она — изливая, познавая себя — излечивает и наши души, наполняет нас любовью, мило- сердием, чуткостью к тем, кто рядом. Её стихи учат жить, преодо- левая боль, страдания, учат борьбе, ежедневной и ежечасной по- беде над слабостью и немощью плоти — силой духа. Начиная с первой небольшой книжечки стихов, отпечатанной в местной типографии, Светлана Аксенова предстает перед чита- телями сильным, верным, надежным, тонко и нежно чувствующим жизнь человеком. С тех пор она стала членом Союза писателей России, выпустила еще три поэтических сборника — «Небес при- косновение», вышедший в Москве в издательстве «Молодая гвар- дия», «К дому по снегу следы» и «Свет зимы». У Светланы готова новая книга — она придет к читателю в год её юбилея. И это прекрасно! Пусть вдохновение никогда не поки- дает её, а рядом с ней всегда будут близкие, родные, душевные люди. Вопреки судьбе она нашла себя, свой путь в жизни, дав пример духовной несломленности и силы: И дано же мне в испытание К непосильному привыкание Да усердие к недоступному, Поклонение неподкупному. И дано же мне в противление Днем в окне моем удивление, Притяженье листа тетради Искупления жизни ради. Сегодня самого доброго желают Светлане Аксеновой ее со- братья по перу — писатели, поэты, журналисты «Липецкой газеты», все поклонники и почитатели ее высокой пронзительной лирики. Эмма МЕНЬШИКОВА, член Союза писателей России. — Юрий Васильевич, се- годня мужчина, работающий в школе, большая редкость, а что вас привело в педаго- гику? — Практически всю трудо- вую жизнь я работаю учителем. В моей семье эта профессия — призвание. Учителем до сих пор трудится мой отец, педагогом была мама, по этому же пути пошли мои сестры. Сам я учить- ся начал с шести лет, в шест- надцать поступил в Омский пе- динститут, а в 21 год уже рабо- тал в селе педагогом. Из села меня, между прочим, призвали в армию, хотя была отсрочка. Но служить я пошел и не жалею об этом. Полтора года был сер- жантом, воспитывал молодых солдат, а закончил службу офи- цером запаса. После армии пе- реехал в Липецк, поскольку же- нат был на липчанке. Несколько лет работал в строительном профтехучилище, а затем, в 1989 году, перешел в шестьде- сят третью школу. — Предмет «информати- ка» появился в середине восьмидесятых, но компью- теров в школах, да и не только там, еще не было. Как же шло преподавание? —В 1986 году я еще работал в профтехучилище, тогда-то мне и предложили попробовать свои силы в новом предмете. Учили нас на специальных курсах, ко- торые в Липецке открывал за- меститель министра образова- ния РСФСР. Как видите, внедре- ние нового предмета проходило на должном уровне и, поверьте, очень продуманно. Это была в своей основе переходная систе- ма образования, и предмет на- зывался не «информатика», а «основы информатики и вычис- лительной техники». То есть уже тогда, несмотря на отсутствие компьютеров, обучающая зада- ча ставилась правильно. Я сам не видел компьютеры до 1992 года, но, когда они появились в школе, легко реализовал те зна- ния, которыми обладал в про- граммировании. Знаете, в про- граммировании не нужен собс- твенно компьютер, написать программу можно и без него, машина лишь дает реальное представление, как созданная тобой программа работает, фак- тически компьютер лишь под- тверждает ее состоятельность. — Вероятно, со време- немменялся не только пред- мет? — Если проследить разви- тие информатики как предмета за последние двадцать лет, то он приобрел несколько иной вид, нежели был задуман. Вна- чале учеников знакомили в большей степени с програм- мированием, с алгоритмами, с составлением программы, сейчас же с развитием техно- логий и массовой компьютери- зацией обучение переориен- тировано на грамотное поль- зование компьютером. — Это понятно: инфор- матика занимает большое место в нашей повседнев- ной жизни... — Вы правы. Программиро- вание развивает мышление. Любой человек по своей натуре — программист. Мы живем в мире алгоритмов. Просто не замечаем, что так или иначе планируем свою жизнь. Напри- мер, мама говорит сыну: если получишь пятерку, будет тебе то-то... Это в программирова- нии называется «ветвление» — последовательность действий, отвечающих за логику. Так что волей-неволей все мы про- граммисты. — Говорят, ваши воспи- танники достигают неплохих успехов в обучении? — Пять моих учеников были неоднократными победителя- ми и призерами городских и областных олимпиад. Но пер- вый победитель городской олимпиады, Алексей Мигита, выиграл ее… по астрономии. Некоторое время я преподавал в школе и астрономию. Мои бывшие ученики Дмитрий Пен- дик и Александр Лемешко в 1997 году стали победителями областного конкурса по инфор- матике «Хакер». Сейчас этот конкурс называется иначе — «Юный программист». Не могу не сказать о Семене Марчуке. С 9 класса он участвует в олим- пиадах, в прошлом году занял третье место в городской, вто- рое место — в областной и второе — в конкурсе «Юный программист». Никто из учени- ков такой стабильности не по- казывал. Сейчас Семен — сту- дент Липецкого технического университета, успешно участ- вует в региональных олимпиа- дах высшей школы, занимает призовые места, выигрывает конкурсы в Интернете . В школьный компьютерный класс он приходит регулярно и помо- гает мне в работе. — Компьютерная техника — дорогостоящая, а школы наши пока небогатые. Как сегодня оснащены кабинеты информатики? — Довольно неплохо, и все благодаря Президентской про- грамме. Хорошие компьютеры стали поступать в школы с 2000 года. Нужно отметить, власти понимали всю значи- мость развития информатики. Другой вопрос, что компьюте- ры, которые поступали в шко- лу, порой выходили из строя через три года, причем именно тогда, когда истекал срок га- рантийных обязательств. По- лучается, не должным образом проверялись поставщики тех- ники, которые выигрывали тен- деры на поставку. — Зарплата учителя и сейчас оставляет желать лучшего, не говоря уже о том, какой она была в 90-х годах. Большинство педаго- гов-мужчин ушли из школы. Как вы жили в это непростое время? — Остался я в школе бла- годаря преданности профес- сии, интересу к самому пред- мету. А выживал, подрабаты- вая в ЖЭКе... дворником. Мно- гие ученики видели меня по ут- рам с метлой или лопатой. Но они все понимали правильно. Другое дело, что приходившие в школу молодые мужчины-пе- дагоги долго не задержива- лись. Это сильно мешало, ведь у меня были свои наработки и идеи, а значит, была нужда в единомышленниках и просто помощниках. — Нынешние дети прово- дят много времени за ком- пьютером, с какого возраста лучше учить информатике? — Чем раньше, тем лучше. Другой вопрос — нужно вни- мательно следить, сколько времени ребенок должен си- деть за компьютером. Здесь нужна мера. Школьник должен развиваться гармонично, боль- ше заниматься спортом, чте- нием хороших книг и уже по- том уделять время компьюте- ру. Нужно помнить, что детская психика еще неустойчива, от- сюда может возникнуть и «одержимость» компьютерны- ми играми. Компьютер должен быть только собеседником для ребенка. Человек все равно сильнее компьютера. Любую машину можно просто обма- нуть. Я часто показываю уче- никам, как можно обыграть компьютер в шахматы. Делаю одни и те же ходы и побеж- даю... Беседовал Вячеслав СЕРГЕЕВ. é· ‡ÁÓ‚‡ÌË «Мы живем в мире алгоритмов» çÓ ˜ÂÎÓ‚ÂÍ ÒËθÌ ÍÓÏÔ¸ ˛ Ú ‡. í‡Í Ò˜ËÚ‡ÂÚ Ô‰‡„Ó„ û ËÈ ÉÓ ˛ ˜ÍËÌ Сегодня никого не удивишь, особенно школьников, современным компьютером, но ведь были годы, и совсем недавно, когда в липецких учебных заведениях стал только появляться новый предмет — информатика. У истоков ее преподавания в школе № 63 областного центра, да, впрочем, и во всем городе, поскольку было это в далеком теперь 1986 году, стоял учитель физики и математики, педагог с тридцатилетним стажемЮрий Горючкин. С ним беседует наш корреспондент. ФОТО ВЯЧЕСЛАВА СЕРГЕЕВА ᇉÌËÏ ÛÏÓÏ ÄÎÂÍ҇̉ äéëüäàç, Ó·ÓÁ ‚‡ÚÂθ «ãËÔˆÍÓÈ „‡ÁÂÚ ˚ » èÓ‰ Ó·ÌÓÒÚË Здравствуй, василиск! Это вовсе не страшилка: пара полосатых василисков, действительно, появилась в Липецком зоопарке. Эти юркие ящерицы, обитающие в Южной Мексике, Венесуэле и Эквадоре, замечательны тем, что умеют плавать, нырять и даже бегать по воде благодаря чешуйчатой складке на пальцах задних лап. Сейчас у них адаптационный период — привыкают к новому месту жительства, поэтому прячутся в глубине террариума. Вместе с василисками в Липецк приехали самка американс- кой дикой свиньи, индийский дикобраз и ожереловые попугаи, которые были приобретены в Ленинградском зоологическом пар- ке. По словам биолога Ольги Кривошеевой, сохранение видов животных и создание своеобразного обменного фонда с другими зоопарками — очень важная часть работы. В ноябре у Липецкого зоопарка юбилей — 35 лет. Сейчас в нем содержится более 300 видов (около 3500 экземпляров) жи- вотных, многие из них занесены в Международную Красную книгу и в Красные книги России и Липецкой области. Самые редкие и ценные — пара дальневосточных леопардов, приобретенная в прошлом году (в природе этих животных осталось менее 30 осо- бей), и амурские тигры. Липецкий зоопарк — член Евро-Азиатской региональной ас- социации зоопарков и аквариумов, участник 10 программ по раз- ведению и сохранению редких видов животных, в числе которых лошадь Пржевальского, зубр, амурский тигр, дальневосточный леопард и другие. Ирина ВИШНЕВА. P. S. К юбилею планируется издать подарочный вариант книги «Липецкому зоопарку — 35». Всех, кто желает помочь с финансиро- ванием этого проекта, его сотрудники просят обращаться по кон- тактным телефонам: 77-85-70, 77-76-64, 77-86-62. Факс: 77-25-14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz