Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

1 марта 2008 г., № 42 (23170) 2 «Страна преодолела 100- тысячныйрубежпо выпуску наименований книжной продукции, войдя в четвер- ку крупнейших книгоизда- тельств, держась наряду с Китаем, США и Великобри- танией», — заявил руково- дитель Федерального агент- ства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Липецк не остался в сто- роне от общероссийского процесса. По данным город- ского управления потреби- тельского рынка, в област- ном центре сейчас работают 17 книжных магазинов, в основном принадлежащих крупным сетям. Первой в Липецкекнижнуюторговлю в современном формате на- чала в 2000 году всероссийс- кая сеть «Книжный клуб 36,6», насчитывающая сей- час уже семь магазинов. Тремя магазинами в нашем городе представлена новоси- бирская «Топкнига», двумя —воронежская «Амиталь». Книжные открываются еже- годно. Есть прогноз: поло- жительная динамика сохра- нится и в ближайшем буду- щем. Популярные некогда книжные лотки на улицах практически в прошлом. Сейчас с них торгуют пре- имущественно букинисти- ческой литературой. Не ока- зывают серьезного влияния на рынокикнижные секции в супер- и гипермаркетах, поскольку слишком ограни- чен их ассортимент. «Рынок необычайно на- сыщен. Я работаю в книж- ной торговле с 1975 года и помню, как люди готовы были стоять ночь напролет в очереди за подпиской на классиков. А теперь на пол- ках такое богатство! Ассор- тимент насчитывает тысячи позиций», — говорит гене- ральный директор сети «Книжный клуб 36,6» Лю- бовь Зиновьева. Еще несколько лет назад книжные магазины были сосредоточены в центре го- рода. Теперь они открыва- ются на окраинах и в спаль- ных микрорайонах. При этом ассортимент их не- сколько иной. В централь- ных болеешироко представ- лены дорогие подарочные издания, стоимость которых может превышать 20 тысяч рублей, и деловая книга. На периферии спросом пользу- ется учебная и массовая литература. По оценкам маркетоло- гов, самым большим сегмен- том российского рынка ста- ла политическая и социаль- но-экономическаялитерату- ра — 29 процентов. По 14 процентов составляет доля художественной литерату- ры и книг по образованию и культуре, 13 процентов—за технической книгой. «Да, безусловно, лучше всего продаются учебники, книгипо экономике иправу, детская литература. В то же время сохраняется интерес к русской и зарубежной классике, что меня, призна- íẨÂ̈ËË Льву Толстому пиар не нужен é ˜ËÚ‡ÚÂÎ flı , ÔËÒ‡ÚÂÎ flı , ËÁ‰‡ÚÂÎ flı Ë Ô  Ó‰‡‚ˆ‡ ı Вопреки разговорам о том, что современные россияне все меньше читают, книжный рынок страны за последние семь лет вырос в четыре с лишним раза. Сейчас его объемы по оценке экспертов превышают два миллиарда долларов. Темпы роста составляют порядка 15 процентов в год, и эта тенденция сохранится в обозримом будущем. Ежегодно около 6 тысяч российских издательств выпускают где-то 700 миллионов книг и брошюр. юсь, особенно радует. Есть свои поклонники и у совре- менной прозы. Однако вку- сынашихчитателейзаметно отличаются от жителей сто- лиц. Гламурные истории в духе Оксаны Робски прода- ются единичными экземп- лярами. Не особенно идут и раскрученные в масс-медиа книги Минаева и Багирова. А вот легкое чтиво в духе Донцовой липчане берут с удовольствием»,—этоопять комментарийЛюбови Зино- вьевой. Книга во все времена была товаром особого рода. Но если раньше к ней отно- сились с благоговейным трепетом, то сейчас издате- ли все чаще выбирают агрес- сивную маркетинговую стратегию, навязывая по- требителю определенную литературу. «К сожалению, в наши дни осталось довольно мало людей, которые видят в кни- ге явление культуры. Пре- имущественно ее восприни- мают как обычный продукт, который нужно продать лю- бой ценой. Не раз бывая на московскихмеждународных книжных ярмарках, я разо- чарован рекламной шуми- хойвокруг всякихНеробких Оксан и прочих «духlessов». За всей этой мишурой порой теряются по-настоящему интересные, самобытные писатели, у которых нет большихрекламных бюдже- тов. Недаром один мудрый критик сказал, что не стоит искать настоящую литера- туру на полках с табличкой «Лидеры продаж». Настоя- щиешедеврыпорой скрыва- ются в глубине магазинов. Большая часть так называе- мой «модной литературы» не выдерживает проверки временем», — сказал мне коллега-журналист, давно и всерьез интересующийся литературой. l Согласно данным социологических опросов, 52 процентов россиян не покупают книг, а более трети (37 процентов) их не читают. Россияне читают 7,1 часа в неделю и по этому показателю занимают седьмое место в мире после Индии, Таиланда, Китая, Филиппин, Египта и Чехии. l По даннымВЦИОМ, 62 процента россиян читаютхудожественные книги регулярно, 23 процента—редко. Только 15 процентов респондентов ответили, что вообще не чита- ют. l Взрослые, не имеющиепривычкирегулярно читать, немогутразвитьинтерескчтению у своих детей. Если в 80-х в 70 процентах российских семей было принято читать детям вслух,то сегоднятакое времяпрепровождение практикуюттолько 6процентов родителей. Социологи свидетельствуют: дети в России перестают читать книги, как только дости- гают подросткового возраста. Больше половины взрослого населения России книг не поку- пает вообще. Покупку книг в магазине или пользование библиотекой заменил обмен с дру- зьямии знакомыми. Беруткниги в библиотеках18процентов опрошенных, покупают—35 процентов, а заимствуют у друзей и знакомых — 63 процента. l В 2007 году, по данным опроса «Gallup», средний американец прочитал 4 книги. В 2005 году подобный опрос показал, что американцы за год прочитали в среднем 5 книг. В 1999 году этот показатель равнялся 10. Среди американцев, прочитавших за последний год хоть однукнигу, большинство составилиженщиныилюдипожилого возраста. Наибольшей популярностьюпользуется моднаябеллетристикаирелигиознаялитература.Наименьшей — поэзия и классическая литература. l Число поклонников поэзии среди читающей публики России — 3 процента. l ВРоссии на 55-60тысяч населения в среднемприходится одинмагазин, вто время как в большинстве других европейских стран впятеро больше. l По последнимданным продаж, у нас порядка 40процентов рынка приходится на долю четырех крупнейших издательств: ЭКСМО занимает около 12 процентов, АСТ— 10 про- центов, «Просвещение» — 9 процентов, «Дрофа» — 8 процентов. Еще около 20 процентов рынка делят между собой издательства «Фламинго», «ОлмаПресс», «Росмэн», «ИНФРА- М», «Радуга», «Вентана-граф», «Баласс», «Панорама», «Рипол-Классик». Остальные 40 процентов формирует множество мелких издательских фирм. Ç Ô  Ó‰ÓÎÊÂÌË ÚÂÏ ˚ : Ù‡ÍÚ ˚ С этим согласны и про- фессионалы. Та же Любовь Зиновьева. «Безусловно, новые технологии продви- жения товара приходят и в книжный бизнес,—замеча- ет она. — Фирменные стен- ды, яркие плакаты, реклам- ные акции—все это влияет на выбор покупателя. Но, на мойвзгляд, торговлякнигой — особый талант. Вряд ли стоит начинать заниматься этим, думая только о прибы- ли. Нужно, в первую оче- редь, искренне любить лите- ратуру. И стараться, чтобы каждый читатель нашел что-нибудь по своему вкусу. Не следует переоценивать силу маркетинговых техно- логий. Многие читатели привыкли делать выбор «по старинке», прислушиваясь к совету знакомых или про- давцов. Так что от квалифи- кации, подготовки персона- ламагазина, уменияпродав- ца разбираться и в литерату- ре, и в психологии успех зависит в немалой степени. Очень, на мой взгляд, помо- гают пропагандировать кни- гу встречи с писателями. В наших липецких магазинах побывали Проханов, Соро- кин, главный редактор «Книжного обозрения» Гав- рилов. И эта практика будет продолжаться. Планируем пригласить ЭдвардаРадзин- ского и автора популярных исторических романовЛюд- милу Третьякову». А вот точка зрения со- трудницы одного из книж- ных магазинов: усилия крупных издательств по продвижениюсвоих авторов не всегда приводят к ожида- емым результатам. «Конеч- но, если по телевидению и в журналахшироко освещают приезд Коэльо, то люди, ес- тественно, проявляют любо- пытство к его произведени- ям.Однакосейчас,пожалуй, нет ярко выраженных лиде- ровпродаж.Молодежь часто приобретает контркультур- нуюпрозуИрвинга Уэлша и Дуги Бримсона, те, кто по- старше,—Дмитрия Быкова и Алексея Иванова. Взрос- лые читатели интересуются историческими романами и исследованиями. Всегда актуальна классика. Одна- ко, как правило, читатели принимают решения под влиянием серьезных рецен- зий, а не пиарщиков. Ис- ключение из правил—разве что серия о Гарри Поттере. Мы продали больше 400 эк- земпляров последнего рома- на о нем. Если бы русские сказки так продвигали...» Местные липецкие авто- ры представлены на полках достаточно скромно. «Мы торгуем их книгами, — рас- сказывает Любовь Зиновье- ва, — но они расходятся до- вольно слабо. Нередко эти опыты интересны лишь са- мому сочинителю и его близким. К томуже местная полиграфия заметно проиг- рывает продукции ведущих российских издательств. Как правило, эти издания приобретают преимущест- венно школы и библиотеки. А вот хорошо иллюстриро- ванная книга о Липецке и области, уверена, пользова- лась бы огромным спросом. Люди постоянно спрашива- ют что-то подобное, а мы, к сожалению, предлагаем пока лишь открытки. Пос- леднее издание такого рода выходило лет пятнадцать назад. Наверное, на сей счет стоит задуматься». Несмотря на стабильный рост цен на книжную про- дукцию — сейчас средняя стоимость книги—3,5 дол- лара (в странах Восточной Европы 6-8 долларов, в За- падной Европе и США—по- рядка 15 долларов), все иг- роки книжного рынка уве- рены: он будет расти. Слово опять Любови Зиновьевой: «Мне, как продавцу, обид- но, что книги стали такими дорогими. Но, поверьте, в этом нет нашей вины. Льви- нуюдолюприбылизабирают издательства, закладывая в стоимость расходы на бума- гу, энергоносители, рекла- му. И нам, и самим писате- лям достается совсемнемно- го. Цены, естественно, отра- жаются на покупательной способности. С одной сторо- ны, оборот растет. С другой, по моим наблюдениям, уменьшилась длина чеков и проходимость магазинов. Далеко не все сегодня могут позволить себе регулярно покупать книги, ставшие весьма дорогим подарком. В идеале проблему надо бы решить с помощью госу- дарственного дотирования издания классикии учебной литературы. И все же в Ли- пецке живет много людей, которые не мыслят себя без книги. Полагаю, с ростом города книжные магазины будут продолжать переме- щаться к окраинам. Не так давно мы открыли магазин в 27 микрорайоне, приобре- ли еще одно помещение, сейчас там идет ремонт. От- крываются и новые торго- вые точки у наших коллег- конкурентов. Теперь у ли- пчан будет еще больше вы- бора». Сергей МАЛЮКОВ. — От добра добра не ищут, — считает глава семейства. — С де- тства ребята привыкли к земле, с удовольствием работают вместе с нами в огороде, ухаживают за се- мейным садом. Теперь уж дети и сами говорят, мол, где родился, там и пригодился. К тому же усло- вия проживания у нас стали не хуже городских. Вот недавно в Харламовку провели газ, в корне изменившийжизнь селян, обеспе- чивший нам все коммунальные удобства. —Природныйгаз вХарламовке ждали долго, — рассказывает гла- ва администрацииДолгоруковско- го сельсовета Анатолий Зибров. —Многие уже и не верили в то, что газопровод когда-нибудь доберется сюда, покидали родные места. Но в последнее время стали возвра- щаться, появились новостройки. И все это благодаря газификации. По России тысячи таких не- больших деревенек обретают се- годня вторую жизнь. Это стало возможным благодаря программе «Газификация регионов РФ», реа- лизуемой ОАО «Газпром» сегодня в 64 регионах страны, в том числе и в Липецкой области. Только в прокладку межпоселкового газо- провода доХарламовки протяжен- ностью 4 километра вложено свы- ше 16 миллионов газпромовских средств. Параллельно в соответ- ствии с планом-графиком синхро- низации строительства объектов газификации здесь велось строи- тельство внутрипоселковых газо- вых сетей, затраты на которые взяла на себя область. И вот теперь около тридцати семей уже пользуются «голубым топливом». ПенсионеркаАлександраШли- енкова провела газ одной из пер- вых в Харламовке. На кухне сразу же установила газовый котел, отапливающий просторный дом, газовую плиту с вместительной духовкой. —Люблюпечь пироги,—гово- рит Александра Стефановна. — Если раньше делала это в угольной печи, то с приходом газа готовить стало легче, да и пироги теперь подходят быстрее. То-то попотчую сдобами деток и внучат. Хозяйка со знанием дела раз- жигает духовку газовой плиты, и уже через десять минут она разо- грета для выпечки. Положив тесто на противень, она продолжает: — Газовыми приборами разре- шили пользоваться только после инструктажа специалистов райга- за. Нехитрые правила техники безопасности освоила быстро и теперь уверенно управляюсь и с котлом, и с плитой. В Долгоруковском районе при- родный газ пришел уже почти в 7 тысяч квартир и домовладений. Протяженность газовых сетей со- ставляет 577 километров. — На этом газификацию не за- канчиваем, — говорит директор филиала «Долгоруковорайгаз» ОАО «Липецкоблгаз» Сергей Тю- ленев. — В текущем году газопро- вод проложим до деревень Махов- щино, Ермолово, Выголка, в кото- рых проживают более ста чело- век. Только в 2007 году впрограмму газификации регионов РФ «Газ- промом» было инвестировано 20,2 млрд. руб. На эти деньги было пос- троено 7 тыс. км газовых сетей, газ был подведен к 545 населенным пунктам, «голубое топливо» полу- чили более 10 тыс. больниц, школ, детских учреждений. Николай РОЩУПКИН. é·ÛÒÚ  ÓÈÒÚ‚Ó ÊËÁÌË Волшебство «голубого топлива» ë ÔÓÏÓ ˘ ¸ ˛ «É‡ÁÔ  Óχ» ‚ÓÁ  Óʉ‡ÂÚÒ fl ÒÂÎÓ Большое семейство Ильиных из долгоруковской деревни Харламовка свою жизнь связывает только со своей малой родиной. У Павла Михайловича и Александры Сергеевны пятеро детей. Трое старших сыновей обзавелись своими семьями, построили дома рядом с родительским. Не рвутся из деревни и младшие. ФОТО НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВА «Голубое топливо» пришло в очередное село Долгоруковского района. àÚÓ„Ë Ë Ô  ÒÔÂÍÚË‚ ˚ Позитивная динамика Ç ÒӈˇθÌÓ- ˝ ÍÓÌÓÏ˘ÂÒÍÓÏ  ‡Á‚ËÚËË Ó·Î‡ÒÚË Ì‡·Î ˛ ‰‡ÂÚÒ fl ÛÒÚÓȘ˂ ˚ È  ÓÒÚ На коллегии управления экономики областной администрации были подведены итоги работы за 2007 год, а также определены задачи на год текущий. В её работе приняли участие руководители муниципальных образований региона. Выступая с отчётным докладом, начальник управления экономики администрации области Зинаида Гребенщикова отметила, что в регионе сохранена позитивная динамика во всех ведущих отраслях экономики, что способствует повы- шениюкачестважизни населения. Идёт активное формиро- вание особых экономических зонфедерального и региональ- ного уровней, создаётся необходимая инфраструктура. Унас реализуются областные целевые программы, направленные на улучшение демографической ситуации, строительство жилья, формирование здорового образажизни, приобщение населения к культурным и духовным ценностям. Всё это положительно отражается на благосостоянии наших земля- ков. Как следствие, область занимает ведущее место в рей- тингах ЦФО, а подчас и России. Тем не менее, подчеркнула Зинаида Гребенщикова, эко- номическое развитие в областипроисходитнеравномерно.По ряду ключевых показателей существует десятикратная раз- ница (!) междулидирующимииотстающимимуниципальны- ми образованиями. Этот дисбаланс необходимо сокращать: именно такая задача ставится руководством области. Наступивший год во многом определит будущее региона. Дело в том, что ныне действующая программа социально- экономического развития Липецкой области рассчитана на 2005—2008 годы. Стало быть, предстоит масштабная работа по разработке проекта следующего ее этапа — на период с 2009 по 2013 годы. Предстоит также переход на трёхлетний бюджет, а при столь длительномпланировании важна высо- кая надёжность макроэкономического прогнозирования. Поэтому повышаются требования к качествуформирования налогообразующих показателей, таких как прибыль, фонд оплатытруда, среднегодовая стоимость имущества. Валовый региональный продукт области при сохранении существую- щих темпов роста к концу 2009 года может быть удвоен. Это вселяет надежду на то, что регион сохранит статус лидера в стране. Игорь КАПУСТИН. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Трудно вырваться из плена книжного изобилия. Ç ãËÔˆÍÓÏ „Ó  ÒÓ‚ÂÚ Территория чистоты é·Î‡ÒÚÌÓÈ ˆÂÌÚ  ʉÂÚ «ÍÛθÚÛ  ̇ fl  ‚ÓÎ ˛ ˆË fl » Липецкие депутаты, похоже, решили добиться, чтобы Липецк стал не только самым благоустроенным городом России, но и славился своей чистотой и культурой. По их инициативе контрольно-счетная комиссия города провела проверку деятельности двух предприятий, осуществляющих уборку городской территории, а также сбор, вывоз и переработку бытового мусора. В поле зрения контролеров попали МУ «СпецПАТ» и ЗАО «ЭкоПром-Липецк». На заседании постоянных комиссий городского Совета депутатов по экологии и здравоохранению и по жилищно- коммунальномухозяйству, градостроительствуи землеполь- зованию, состоявшемся в минувший четверг, о результатах проверкидоложилапредседательконтрольно-счетнойкомис- сии Марина Зиборова. Во-первых, контролерывскрылинемалонарушенийвМУ «СпецПАТ», результатом которых стал перерасход средств за 2007 год на 4,3миллиона рублей. Например, предприятие почему-то не воспользовалось льготой по уплате налога на имущество, право на которую ему предоставляет областной закон в отношении имущества жилищно-коммунальной сферы. Убытки были допущены из-за затрат на содержание полигона по хранению твердых бытовых отходов, не исполь- зуемого впроизводственнойдеятельности, а такжеиз-за того, что «ЭкоПром-Липецк» не возместил предприятию затраты по текущему ремонту совместно используемых помеще- ний. Во-вторых, установлены серьезные нарушения и в ЗАО «ЭкоПром-Липецк». В частности, фирма не выполнила ус- ловий передачи в субаренду муниципального имущества, несвоевременно возмещала эксплуатационные расходы, нарушала технологию утилизации бытовых отходов. Но, как заметил председатель депутатской комиссии Евгений Самсиков, больше всего народных избранников беспокоит размер оплаты, которую предприятие берет с го- рожан за свои услуги. По его словам, липчане платят за уборку и вывоз мусора в два раза больше, чем, к примеру, москвичи. Обоснованно ли это? На заседании обсуждалась и проблема нехватки в городе общественныхтуалетов.Как сообщилдепутатамзаместитель председателя департамента ЖКХ администрации Липецка СергейДавыдов, сегодняв областномцентрефункционируют 9 уличных туалетов. Однако заместитель председателя гор- совета Федор Жигаров заметил, что в 500-тысячном городе ихдолжнобытьвнесколькоразбольше.Представительмэрии доложил депутатам, что согласно программе, разработанной в департаменте ЖКХ, за два ближайших года в Липецке построят еще 7 общественных туалетов и 2 реконструируют. Коммунальщики, в свою очередь, предложили решать эту проблему с помощью передвижных туалетных павильонов. На что члены постоянных комиссий заявили, что это не выходиз сложившейсяситуации, ипредложиликаквариант: активнее использовать туалеты, находящиеся в торговых центрах, на предприятиях питания и в других местах. Николай РОЩУПКИН. После заседания итоги состоявшегося разговоракорреспонденту«ЛГ»прокоммен- тировал заместитель председателя Липец- кого горсовета депутатов Федор Жигаров: — Проблем с уборкой и утилизацией бытовых отходов в Липецке, к сожалению, еще немало. Решить их можно, привлекая на рынок этих услуг другие предприятия, а также частных предпринимателей. Ведь конкуренция является мощным стимулом к улучшению качества работы. Нужен кон- троль за крупными торговыми центрами, рынками, где ежедневно образуются тонны мусора. Но пока важнее всего установить контроль за теми фирмами, которые уже действуют в сфере вывоза ТБО. Относительно проблемы общественных туалетов за- мечу, что острее, чем вЛипецке, она, наверное, не стоитни в одном городе России. В последние годы мы фактически не замечали этой проблемы. Ивоттеперь вынуждены навер- стывать упущенное. Ä  ÏË fl Приглашаем на службу Единственное в Вооруженных Силах России соединение противоракетнойобороны, дислоцированное в Подмосковье, испытывает трудности с комплектованиемдолжностей офи- церского составаипрапорщиков специалистамииприглаша- ет офицеров и прапорщиков, состоящих в запасе, на военную службу по контракту. Соединение входит в состав Космических войск России, оснащено передовой техникой и вооружением и выполняет уникальные задачи по защите космических рубежей нашей Родины. Адрес соединения: 141271,Московскаяобласть,Пушкин- скийрайон, пос. Софрино-1, войсковаячасть75555. Телефон: (496) 531-96-71.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz