Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

21 февраля 2008 г., № 35 (23163) 3 Парень шмыгает носом, мать толкает его локтем, им непонятно, про какую мар- кизу говорит участковый, они ничего такого в объяс- нительной не писали… Дело происходит в отде- лении участковых уполно- моченных ОВД Задонского района, где лейтенанты, капитаныдамайорысобира- ются по понедельникам из дальних сел на совещание. В комнате с осыпающейся штукатуркой, почти черны- ми стенами, облезлым сей- фом, колченогими стульями и шестью столами (ремонт планируется уже не один год…) люди в погонах чув- ствуют себя нормально. Не потому, что фильмов про Лубянку тридцатых годов насмотрелись, а просто при- выкли. Они — народ сель- ский, неприхотливый. Они участковые, а этим все ска- зано— и не такое видали. И потом—они все понимают… Какой там ремонт, когда у многих проблемы и с жиль- ем, и с транспортом. Вале- рийКосых (это он про «мар- кизу» ввернул) — ладно скроенный, с аккуратными усамии не очень улыбчивый (мне показалось, от усталос- ти)— лучшийиз них, а ведь шестнадцать лет живет в доме родителей с семьей. Служебной машины пока тоже не имеет, хотя сегодня за ним закреплена террито- рия трех Советов, почти равная какому-нибудьЛюк- сембургу…Ну-ну, пошутил. Однако треть района — на нем, последняя «его» дере- венька Семеновка аж под Тербунами… ê fl ‰ÓÏ Ò Ì‡ÏË «Не шериф я, а пахарь…» í‡Í „Ó‚Ó  ËÚ Ó Ò‚ÓÂÈ ÒÎÛÊ·Â ÎÛ˜¯ËÈ ÒÂθÒÍËÈ Û˜‡ÒÚÍÓ‚ ˚ È ÛÔÓÎÌÓÏÓ˜ÂÌÌ ˚ È ‚ ӷ·ÒÚË Á‡ 2007 „Ó‰, χÈÓ  ÏËÎˈËË Ç‡Î  ËÈ äÓÒ ˚ı ФОТО МИХАИЛА ГАЛКИНА «Так-так… В этот день я находился…— ага, понятно… К дому не подходил, в двери-окна не стучал, стекла не бил… так-так… В общем, все хорошо, прекрасная маркиза…Да нет, это я не тебе…» Конечно, лучшим в сво- ем деле Валерий стал не из- за этой географии. Сначала он выиграл конкурс на зва- ние лучшего участкового уполномоченного милиции у себя в районе. Но если коп- нуть глубже — выигрыш случился раньше: родился и вырос в деревне, родителям по хозяйствупомогал, потом десятилетку закончил, даль- ше—школумилиции, рабо- тал сварщиком и все время что-то читал — в общем, «и голове своей руками помо- гал». И вот недавно «от района»поехал«на область» итамв смотре-конкурсе стал первым среди сельских участковых. Дело было серь- езное. Как на экзаменах. По служебной подготовке нуж- но было показать знания нормативных документов. Показал. По боевой — при- емы рукопашного боя, из «Макарова» — приличную стрельбу. Десять раз на пе- рекладине подтянулся, мог бы и больше, да по его воз- расту и так нормально. Ну и так далее — вплоть до ока- зания помощи при ДТП. И, конечно, показатели. За прошлый год участковым Косых было выявлено 371 различное правонарушение. Поделите на дни в году… А ведь за каждой циферкой — протоколы, допросы, суды… Я еще хотел доба- вить: погони, засады, пули у виска…Но Валера отрезал: «Если стреляют на твоей территории — это плохо, очень плохо… В прошлом году был один случай— ста- рик из ружья в бывшего ре- цидивиста пальнул, достал он его… Но это редкость. В основном пьянка… Замучи- ла эта пьянка…». Основнаябаза участково- го — село Калабино. Когда- то большое, богатое. Теперь не то. Молодежь разъеха- лась. Старики выживают и доживают. Но здесь-то еще ничего, здесь все-таки голо- вная контора ООО «Калаби- но», с руководителемВикто- ром Мишиным у Валерия хорошие деловые отноше- ния. А если отъехать пяток километров — начнется прямо гоголевская Русь, только очень пьющая. И тут плетью обуха не переши- бешь, одному участковому здесь не справиться. Полно- мочий вроде хватает, можно штраф выписать, только ударит-то он, скорее всего, по семье, по детям. Отвезешь задурившего мужика в рай- центр, а через день-другой он снова куражится: запой — дело серьезное, и с ним протоколом не сладишь. Куда-то пропали ЛТП — то ли демократия их распуга- ла, то ли экономика с ними не сдюжила. Но главный бич, не устает повторять участковый, —безработица в деревне. Человек при деле ТАК пить никогда не будет. Конечно, мы вспомнили Анискина…И— нынешних ментов из сериалов. За кем правда? Первый, сказал Ва- лерий, ближе к сегодняшней жизни деревни. Последних же просто плохо переносит. Телевизор выключает . Сплошная пьянка, в том числе и в кабинетах, беспо- рядочная стрельба и смеш- ные вымученные диалоги… Героика буден вроде. Как бы правда жизни. Где они ее увидели-то? В последнем се- риале «Участок» тоже от этойправдыразве что только зеленая трава да речка… А жизнь… Жизнь проходит через непролазные деревенс- кие сюжеты. Кражи — все больше бытовые, кур у сосе- дей тянут, стыдобища… А гадость пьют, как у Высоц- кого, «из экономии», она в протоколах именуется спир- тосодержащейжидкостью... Темными деревенскими но- чами эта самая жидкость туманит головы молодым и старым, иониуженевспоми- нают ни про возраст, ни про совесть. Для участкового эта пора—самое рабочее время, но попробуй охвати дюжину деревень, разбросанных за десятки километров. Да еще без транспорта! Задачка! Вы- ручают… осведомители. Да- да, есть такие на селе. Иначе сказать — добровольные помощники. Ведь «от людей надеревненеспрячешься…», как в песне поется. Вот и подсказывают, кто, с кем, когда, почему и что… Этот активуКосыхрастетивзрос- леет морально год от года, потому что люди поняли: одному человеку в погонах все их проблемы не ре- шить… К слову, о проблемах. Самого участкового. Вот если бы не родители, как бы он поднимал детей? Стар- ший сын заканчивает Ака- демиюправа (тут бесспорное влияние отца!) и мечтает служить в органах прокура- туры. Младшая дочь еще учится в школе. Жена рабо- тает в «Авроре». Живут все вместе под одной крышей, держат большое хозяйство: корову, свиней, птицу. Не- давно всей семьей бумажки собирали — чтобы на стро- ительство дома кредит полу- чить по профильной про- грамме. Очень выгодный, если учесть, что сам Вале- рий, как и его отец, на все руки мастер. Да пока соби- рали, программу ту сверну- ли, а что будет дальше, не- известно... Что будет дальше… Жизнь будет. Не киношная, а настоящая. Встречи будут —с порядочными людьми и с потерявшими себя, кото- рых тоже по-человечески жалко. Протоколы будут и суды. Будут обиженные, но больше будет благодарных, потомучтоучастковый— он ведь кто? Не шериф из ков- бойского фильма, а пахарь, как и все на земле. И его за- гонка усеяна сорняками да камнями. Вот их ему полоть и собирать. Александр КОСЯКИН. éÎËÏÔˇ‰‡ Знатоки дорожной азбуки ãËÔˆÍË ¯ÍÓθÌËÍË Ô  ËÌ fl ÎË Û˜‡ÒÚË ‚ χүڇ·ÌÓÈ ‡ÍˆËË Более сорока тысяч учащихся школ области приняли участие в областной Олимпиаде по основам безопасности дорожного движения под названием «Дорожная азбука». Она была организована управлением образования и науки Липецкой области и управлением ГИБДД и прошла в рамках целого цикла встреч и конкурсов. А на прошлой неделе состоялся финал Олимпиады, ко- торый определил лучших знатоков «Дорожной азбуки». Финалисты собрались в липецкой средней школе № 10, где продемонстрировали свои знания по безопасному поведению на дороге. В течение двадцати минут они должны были ответить на сорок вопросов по Правилам дорожного движения, первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и по истории юидовского движения. А затем участники Олимпиады вместе с ее организаторами переместились в ДК тракторо- строителей, где были подведены итоги и прошло награжде- ние лучших финалистов. Ценные призы получили более тридцати победителей. — В Олимпиаде нет проигравших, — подчеркнул в бе- седе с нашим корреспондентомЮрий Овчинников, началь- ник отдела управления образования и науки Липецкой об- ласти. Ведь каждый надеялся победить, а значит, серьезно готовился. Эти знания никогда не будут лишними для ребят. Они помогут им сберечь жизнь и здоровье, а через несколь- колет успешно сдать экзаменыуже на взрослое водительское удостоверение, пополнить ряды законопослушных участ- ников дорожного движения. — Подобных мероприятий до прошлого года в России еще не проводилось,— рассказал нам старший инспектор по особым поручениямУГИБДДВладимирПарахин.—Ли- пецкая область стала первопроходцем в организации такого масштабного и значимого конкурса. Идея провести Олим- пиаду возникла не спонтанно, школы области готовились к ней несколько лет, введя в программу учебной работы дисциплину по основам дорожной безопасности. Нынешнее мероприятие прошло в хорошем рабочем темпе. Было мень- ше волнений и неожиданностей, а значит, и результаты школьников были более высокими. Среди победителей — учащиеся из Долгоруковского, Добринского, Липецкого районов, Липецка и Ельца. Уверен, такие встречи будут и в будущем привлекать внимание ребят. Геннадий ЯКОВЛЕВ. Современная медицина шагнула так далеко, что в раз- витых странах даже рак крови вылечивается в восьмидесяти случаях из ста. В России чуть меньше . Но все же даже шестьдесят человек из ста, преодолевших смертельный недуг, — это большая победа. Она дается нелегко. Человеку, принявшему решение не сда- ваться ни при каких обстоя- тельствах, нужна помощь дру- гих. Особенно если этот чело- век только начинает жить. Первыми это поняли врачи, потом — родители больных де- тей, а потом… российские ак- теры. Благотворительный фонд «Подари жизнь», создан- ный актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой, вот уже не- сколько лет помогает детям, больным раком крови. И не только материально. — Мы должны видеть этих детей с солнечной стороны, — говорит Чулпан Хаматова. — Эти ребята не хотят, чтобы их жалели. Они не должны вызы- вать скорби. Это просто дети, которые обожают играть. Да, они сильнее сверстников, му- жественнее, поскольку каждый день, каждый час и каждую ми- нуту сражаются со своим страшным недугом. Но именно они радуются жизни и любят ее, как никто другой… * * * Фотовыставка «Игра»... от- крылась на Красной площади в ГУМе. Героями необычных фо- торабот стали известные рос- сийские актеры Сергей Гар- маш, Алексей Чадов, Чулпан Хаматова и Ольга Дроздова, режиссеры Никита Михалков и Галина Волчек и российские дети, больные раком. Цель проекта — показать нуждающихся в помощи и за- боте ребятишек с другой сто- роны. Идея необычной выстав- ки принадлежит актеру театра «Современник» Алексею Кли- мову. Своими мыслями он по- делился с известной фотоху- дожницей Алиной Власовой. Алина в прошлом тоже актри- са. — Осенью прошлого года Леша рассказал мне о своей идее, — говорит автор работ Алина Власова. — Мне она очень понравилась. Мы тут же стали думать, на чем можно построить сам проект. И пер- вое, что нам пришло в голову: дети — значит игра! Алексей и Алина составили список знакомых актеров, ко- торым они решили предложить сняться в необычной фотосес- сии. — И никто из них не отка- зался! — рассказывает Алина. — Несмотря на сумасшедшую занятость, каждый из героев работ нашел время для фото- сессии. Причем съемка прохо- дила в самой неформальной обстановке. Актеры как будто сами становились детьми и с увлечением играли с ребятами. * * * Для каждой съемки Алина вместе с дизайнером и моде- льером подбирала костюмы своим героям и соответствую- щий антураж. — Работа шла в два этапа. Первый — это сама игра. А второй и, пожалуй, самый сложный — портрет ребенка. Ведь нам очень важно было привлечь простых людей к про- блемам больных детей. Загля- нув в глаза этих ребят, забыть о них невозможно. Юные модели на съемку приезжали вместе с родителя- ми. И каждый раз на площадке обязательно присутствовал доктор. Онкология очень ко- варна. На фоне полного благо- получия может случиться не- ожиданный кризис. — Все дети очень ответ- ственно подошли к работе, — рассказывает фотограф. — С удовольствием общались со знаменитостями, просили ав- тографы. А как они радова- лись, когда после окончания съемок им дарили на память красивую одежду, в которой они снимались для проекта. И девчонки, и мальчишки чув- ствовали себя настоящими звездочками. * * * Сергея Гармаша Алина Власова видела играющим в солдатики. В напарники ему достался 12-летний Хасан из Грозного. — Они расположились пря- мо на полу, — говорит Алина. — Причем так увлеклись, что совершенно забыли о съемке. Я снимала весь процесс игры. Как мне показалось, Сергей Гармаш и сам забыл обо всем на свете, на наших глазах он превратился в отчаянного мальчишку. Звезда «Дневного дозора» Алексей Чадов первые минуты держался очень скованно и со- èÓ‰  Ó·ÌÓÒÚË Звезды милосердия ÄÍÚ  ˚ Ô  ˯ÎË Í Ú fl ÊÂÎÓ·ÓÎ¸Ì ˚ Ï ‰ÂÚ fl Ï, ˜ÚÓ· ˚ ÒÓÓ· ˘ ‡ ·Ó  ÓÚ¸Ò fl Á‡ Ë ı ÊËÁÌË «Игра подарит жизнь!» — под таким девизом в Москве открылась необычная фотовыставка Алины Власовой: герои ее работ — звезды театра и кино и больные раком детишки. Людей, далеких от этой страшной проблемы, одно название болезни приводит в ужас. Ведь в сознании обывателей закрепилось мнение, что от этого спасения нет. Ни взрослым, ни детям. Но это — неправда! общил Алине, что у него есть всего полчаса. Чадова и двух мальчиков Алина усадила в картинг. — Вот тут мне пришлось понервничать! — рассказывает фотограф. — Они так гоняли на картах, что у меня дух захва- тывало. Когда все отсняли, Алексей вдруг спросил: «А можно, я еще с вами побуду?». А уж как переживала 17- летняя Танюша Веретина, участница другой съемки, что не застала своего кумира Алексея Чадова! Она стала главной героиней в проекте с известным российским моде- льером Игорем Чапуриным. — Танюшу нам послал сам Господь Бог, — улыбается Али- на. —Мы долго искали девочку ее возраста. И в самый по- следний момент, за несколько дней до съемки, она прилетела в Москву из Иркутска. Дело в том, что год назад ее проопе- рировали, и теперь в течение нескольких лет она должна на- ходиться под контролем вра- чей. Вот на очередной такой осмотр она и прилетела. Таня — потрясающе красивая де- вочка и на игру в модель под- ходила больше всего! * * * Самый курьезный случай на съемке произошел с акте- ром Артуром Смольяниновым. Герой «9 роты» принял настоя- щий бой. Подушечный! — В гостинице мы арендо- вали номер с большой крова- тью. Девочек нарядили в кра- сивые ночные рубашечки. Они постоянно поглядывали на себя в зеркало и любовались своими нарядами. А тот, ради кого они наряжались, опоздал на два часа! — рассказывает Алина. — Ну что я могу для вас сделать, чтобы вы меня про- стили?! — взмолился актер. — Поклянись, что больше никогда не будешь опаздывать! — рассмеялись девочки. И от души поколотили своего куми- ра подушками. * * * Дал согласие на участие в благотворительном проекте и мэтр российского кинематог- рафа Никита Михалков. Име- нитый режиссер разрешил Алине приехать к нему на съемки фильма «Утомленные солнцем-2» в воинскую часть в Подмосковье. — Уже на месте я поняла, что снимать придется на ули- це! — рассказывает Алина. — Холод страшный, кругом танки, покореженное железо… А тут я — с мальчиком из больницы… Никита Сергеевич с удо- вольствием объяснил гостям, что и как происходит на съе- мочной площадке, и дал воз- можность мальчику почувство- вать себя настоящим актером. А чтобы ребенок не замерз, он снял с себя тулуп и накинул ему на плечи. — Под конец съемки я уса- дила ребенка в единственное на площадке кресло, чтобы снять его портрет, — расска- зывает Алина. — От холода у меня замерзли руки, и я негну- щимися пальцами сделала не- сколько кадров. Смотрю — а окружение Михалкова подсме- ивается над нами и показывает большой палец: дескать, все «о’кей». Тут я обошла кресло — и увидела на спинке надпись: «Режиссер». Мне чуть плохо не стало. Дело в том, что на съем- ках фильма есть правило, ко- торое нельзя нарушать: ни под каким предлогом режиссерс- кое кресло не может занять посторонний. Это табу. Но Ни- кита Сергеевич не обиделся из-за этого на нас — посмеял- ся вместе со всеми… * * * — Я получила большое удо- вольствие от работы с детьми, — признается в заключение Алина. — Три года назад уго- ворить родителей больных ре- бятишек дать разрешение на съемку было практически не- возможно. Причина в том, что отношение к таким детям в об- ществе очень сложное. Роди- тели боятся, чтобы их дети не стали изгоями. Но сейчас ситуация изме- нилась. Благотворительными концертами, выставкой мы привлекаем внимание к про- блеме этих ребят, их семей. Лечение стоит сумасшедших денег, а ведь им еще нужны ле- карства, еда, одежда... В Мос- кве еще куда ни шло — здесь умеют и имеют возможность оказывать помощь маленьким пациентам. А вот в регионах ситуация очень тяжелая: нет специальных больниц и цент- ров, нет лекарств… Во всем мире рак — не приговор. Болезнь успешно лечат, и статистика — тому подтверждение. За границей 80 процентов больных раком становятся здоровыми людь- ми. Болезнь не так страшна, как принято считать. И все слу- чаи выздоровлений тому под- тверждение. Мы хотим, чтобы как можно больше людей от- кликнулось на подобные ак- ции. Дети ждут не сочувствия, а помощи и поддержки. По- верьте, они, как никто другой в этом мире, верят в будущее. Светлое и радостное — как в тот день, когда они забыли о своей болезни… Ирина ТУРКИНА. Агентство «Столица». ФОТО АЛИНЫ ВЛАСОВОЙ Галина Волчек и Никита Михалков с детьми в благотворительном проекте «Игра подарит жизнь!». ФОТО ДМИТРИЯ ЦЕРКОВНОГО Победители Олимпиады, настоящие знатоки дорожной азбуки. Культуре нужны менеджеры (Окончание. Начало на 1-й стр.) Конкретно все это позволило провести масштабные фести- вали — не только регионального, но и всероссийского зна- чения, выставки, концерты, конкурсы, обновитьпомещения клубов, библиотек... На слайдах, иллюстрирующих выступ- ления участников совещания, фрагменты программ твор- ческих коллективов чередовались с видами отремонтиро- ванных помещений. Даже новый туалет одного из клубов был показан. Что и понятно: культура — она же не только на сцене должна быть. И все же до полного благополучия еще далеко. Причем, чтобы увидеть проблемы, не обязательно ехать, например, в одно из сорока восьми учреждений культуры, что до сих пор отапливаются углем, добираться до Куйманского или Большеизбищенского ДК, которые уже несколько лет тре- буют капитального ремонта. Достаточно встретиться с ра- ботниками любой библиотеки — сельской ли, городской. Ужони-то подробно расскажут о сложностях с обновлением книжного фонда, с внедрением новых технологий, с поме- щениями. Можно поговорить и с директором липецкой музыкальнойшколы ЛюдмилойНемец, которая, вероятно, не без основания считает, что одна музыкальная школа на несколько густонаселенных юго-западных микрорайнов областного центра — это мало. Или вспомнить, что те не- многие киноустановки, сохранившиеся в области, уже разменяли третий десяток, и восстанавливать с допотопным оборудованием кинопрокат невозможно. Что же делать? — Надо быть менеджерами, маркетологами, — считает заместитель главы администрации областиЛюдмила Кура- кова. — Рассчитывать только на бюджетные средства не- льзя. Ныне условия таковы, что нужно уметь самостоятель- но искать новые источники финансирования. Привлекайте деньгифедерального центра, зарабатывайте на грантах. Мы уже выиграли три серьезных гранта — два президентских и один Евросоюза, надо продолжать это дело. Привлекайте частный бизнес —не только как спонсоров, но и как полно- правных участников организации досуга. Ищите. Может быть, топор у вас под лавкой лежит, важно только поднять его и пустить в дело. Один из примеров успешного менеджмента — работа областнойфилармонии. Полные залына концертах, выступ- ления мастеров с мировым именем, работа с подрастающим поколением, привлечение лучших молодых исполнителей — и все это при отсутствии собственной сценической пло- щадки, при более чем скромном бюджетном финансирова- нии (по этому показателю среди пятидесяти двух филармо- ний России липецкая — на сорок восьмом месте). Ответ на вопрос, как такое возможно, по мнению Людмилы Курако- вой, прост: директор филармонии четко знает, к чему стре- миться, и использует все пути к достижению цели. К этому же Людмила Валентиновна призвала всех участников сове- щания: —Давайте исходить из конкретной ситуации.Например, низкий охват детей дополнительным образованием в сфере культуры — это позор. И причина здесь не в нехватке пло- щадей. В области полно средних школ, работающих при недопустимо низкой наполняемости. Закрывайте их. Орга- низуйте на их базе музыкальные, художественные школы, открывайтефилиалыучрежденийкультуры. Или вот вопрос о молодых специалистах. Акто их конкретнождет? Где есть вакансии? Необходимо четко формулировать задачу по подготовке кадров: какие именно специалисты и в каком количестве требуются. Конечно, без активного поиска новых форм работы ре- шить многие проблемыкультурыне удастся. Но, как сказал один из участников совещания, не переусердствовать. Про- за жизни, финансы, ремонт, безусловно, обязывают к по- стоянным усилиям. Лишь бы они не заслонили главный смысл всего этого — дать выход неиссякаемому творческо- му потенциалу сотен и тысяч талантливых, тянущихся к искусству людей. Софья ВОБЛИКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz