Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

15 февраля 2008 г., № 31 (23159) 4 На таких вернисажах почти неизбежно возникает мысль: Господи, если бы те слова, что говорят о художнике сегодня, прозвучали бы раньше, может, он пожил бы подольше. А слова произносились справедливые, заслуженные. Большой мастер. Настоящий. Редкое сочетание мужества и нежности. Его пейзажи пропитаны запахами родной земли. Какое счастье, что он был... Когда-то мне попалась на глаза фото- графияВиктораИвановичаКоролева. Он сколачивал подрамник для картины, в руках у него был молоток, а не привыч- ная кисть. Русский мастеровой человек. Ни намека на рафинированность, на принадлежность к элитарному клану творцов. И каким-то образом то же ощу- щение рождается от его холстов с тихими пейзажами. С еще невидимым за ранни- ми утренними облаками солнцем, тайное присутствие которого окрашивает белиз- ну мира в едва уловимый розовый цвет. С излуками рек. С коричневыми глинис- тыми берегами и дорогой, что уходит под густую, тяжелую сень деревьев. Инициатор выставки искусствовед Татьяна Нечаева называла художников, чей опыт так или иначе отразился в ра- ботах Виктора Королева: Кончаловский, импрессионисты. Уж коли на то пошло, я бы еще осмелился добавить имя Леви- тана. Тем не менее гораздо явственнее в этойживописи не влияния, не стилисти- ческое родство с великими, но первородс- тво и самостоятельность поисков и нахо- док скромного провинциала. В картинах Королева такое свободное, естественное дыхание, такая несуетная, личностная Ç ˚ ÒÚ‡‚͇ «Пишу по потребности души...» í‡Í „Ó‚Ó  ËÎ Ó Ò‚ÓÂÏ Ú‚Ó  ˜ÂÒÚ‚Â ı Û‰ÓÊÌËÍ ÇËÍÚÓ  äÓ  Ó΂ ʼnË! Палочка Коха из-за рубежа Рост социально значимых заболеваний во многих регионах России вызывает серьезную озабоченность не только медиков, но и всего общества. Особенно тревожным является рост числа вновь выявленных больных туберкулезом. За 2007 год заболеваемость им в городе Липецке, в частности, возросла на 15,7 процента. Однако не стоит считать, что туберкулез – это заболева- ние социально неблагополучных групп населения, лиц без определенного места жительства, прибывших из мест за- ключения граждан. В этом есть доля истины, но лишь доля. Потому что в последнее время появился еще один немало- важныйфактор, влияющийнарост заболеваемости.Нередко инфекцию с одной территории на другую переносят люди, переезжающие из других регионов и государств. В прошлом году выявлено 24 случая активного туберку- леза среди иностранных граждан. Причем одного жителя Азербайджана болезнь довела до смертельного исхода. Противотуберкулезной службой города совместно с со- трудниками УФМС проведены рейды по выявлению тубер- кулеза среди иностранных граждан, лиц без гражданства и тех, кто проживает в городе вообще нелегально. Только одной проверкой 6 февраля на вьетнамском рын- ке, расположенном на территории магазина «Азия», выяв- лено семь человек, не имеющих документов, удостоверяю- щих личность. Личные медицинские книжки имели всего два человека — и те с просроченными сроками флюорогра- фического обследования. «Гостей» срочно привлекли к об- следованию. Подобные рейды будут продолжены. Майя СЕДОВА. Звучать должен Брамс, а не Солженицын — Игнат Александро- вич, что за выгода вам, му- зыканту с мировымименем, чьи гастроли расписаны на год вперед, приезжать в та- кой город, как Липецк? — О выгоде… Знаете, те гонорары, что я получаю на Западе, не сравнить с тем, что возможно в России. Так что гонорары—это на самом последнем месте среди при- чин, покоторымяприезжаю сюда. Главное в другом. Много лет я был лишен сво- ей Родины, лишен возмож- ности бывать на русской земле. Так что теперь стара- юсь восполнить этипотерян- ные годы и пытаюсь как можно больше разъезжать по провинции — для меня это коренная Россия. По Уралу, Сибири, по Цент- ральной России. Сегодняш- ний концерт состоялся бла- годаря фонду «Русское ис- полнительское искусство» в рамках программы «Воз- рождение гастрольной кар- ты России». Это очень важ- но. Ведь все мы ощущаем, что во многих отраслях жизнь пришла в какое-то оцепенение. Музыка и ис- кусство тоже были глубоко затронуты этим процессом. И до конца еще не налади- лась нормальная, богатая, динамичная гастрольная жизнь в России. Но она все равно возвращается. — Как вам липецкая публика? — Я очень впечатлен. Брамс — один из самых близких мне по духу людей, так что для меня особая честь, радость и счастье со- прикасаться с его музыкой. Но ее не только играть невы- носимо тяжело, но и слу- шать, потому что там нет отдыха ни для души, ни для мозга, ни для интеллекта, ни для чувств. Все у Брамса сжато до предела. Ипоэтому прослушать монографичес- кий вечер Брамса — это… А слушали, по-моему, замеча- тельно, с большимнапряже- нием — в лучшем смысле слова, с пристальным вни- манием. Это очень помогает исполнителю. Вообще, наш, российский, слушатель очень и очень внимателен, как бы это сказать, к тон- ким настроениям души. Атмосфера в зале очень за- висит от контакта между исполнителем и публикой. Контакт возникает везде, но в России он сильнее, чем в Америке, чем во многих других странах. Еще можно выделить немецкую публи- ку. Там она более холодная, более строгая. Но вот это напряжение, ожиданиетого, что сейчас может произойти что-то поистине важное, в Германии ощущаешь, даже выступая в деревушках. — Звонки мобильников во время концерта не раз- дражают? Вот когда вы иг- рали, к кому-то смс приле- тела. Это беда международ- ная или только наша? — Это бич всех концер- тов, во всех странах.Ну а что делать? Людей рассеянных везде много. Вот ведущая попросила выключить теле- фоны, а в этот момент пять процентов публики думало о чем-то другом. Да и что скрывать, у меня у самого порой во время концерта бывает вспыхивает мысль: а отключил ли я телефон? —Исполнительскоемас- терство подразумевает оп- ределенное, что ли, самопо- жертвование? — Отчасти — да. Идеал любого концертного испол- нения — это определенная потеря самого себя, потеря своего сознания в сознании, личности композитора. Мне приятно, когда говорят: «звучит Брамс», а не «зву- чит Солженицын». Но при этом я вкладываю в каждое произведение и частицу сво- ей индивидуальности. Так что вот эта двойственность существует в каждомиспол- нении. Отец и сын — Игнат Александро- вич, когда слышишь вашу фамилию, в первуюочередь думаешь о вашем отце. Вот эта постоянная связь с роди- тельскимименем—не тяго- тит она вас? á̇ÏÂÌËÚ ˚  Á̇ÍÓÏ ˚  à„Ì‡Ú ëéãÜÖçàñõç: «Живу в Филадельфии, думаю о России...» В начале этой недели в Липецке в рамках абонемента «Зарубежные исполнители» областной филармонии состоялся концерт пианиста Игната Солженицына. Лауреат престижной премии «Avery Fisher», профессор Филадельфийской консерватории, художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра в Филадельфии и — младший сын Александра Солженицына. Когда семью опального писателя выслали из Советского Союза, Игнату было полтора года. Сейчас ему тридцать пять. Его отец и старшие братья давно вернулись в Россию, а он сам, его жена и дети — шестилетний Митя и пятилетняя Аня – живут в Филадельфии. Впрочем, его местожительство выдают лишь несколько неожиданное построение иных фраз (мы постарались сохранить эту симпатичную неправильность его речи), едва улавливаемый акцент и непривычно вежливая, так сказать, американская улыбка. После выступления Игната Александровича в зале колледжа имени Игумнова журналист «ЛГ» побеседовала с ним — разумеется, не только о музыке... ФОТО ПАВЛА БЕЛЯКОВА — Это вы правильно го- ворите. Тут несколько мо- ментов. В первую очередь надо сказать о моем личном, теснейшем отношении к отцу. Он оказал огромное влияние на меня. Ну и мать, конечно. Естественно, я, как русский гражданин, патриот своей страны, глу- боко почитаю его гражданс- кое мужество. Как худож- ник я преклоняюсь перед масштабом его таланта. Я, конечно, не литературный критик, но люблюлитерату- ру и считаю, что Солжени- цын—один из крупнейших представителей нашей лите- ратуры. Что касается моей публичной жизни, то, ко- нечно, эта фамилия и обязы- вает ко многому, и является определенным бременем. Не плохим бременем, но вот это ощущение, что люди все время чего-то ждут, это не- избежно. Это на всю жизнь. — Какое произведение Александра Исаевича у вас самое любимое? — Наверное, трудно вы- брать что-то одно. Для меня с художественной точки зрения бесконечно дорог «Матренин двор». Эти двад- цать четыре страницы абсо- лютноидеальнойтворческой композиции. И, конечно, сюжет просто непереноси- мый. А с точки зрения более масштабного, очевидно, все- таки «Красное колесо». Эту книгу я читал три раза под- ряд. И знаете, я думаю, все, кто прочел «Красное коле- со», одного мнения о его масштабности, о его значи- мости для нашей истории. И его значение будет только расти. Вообще творчество отца я очень хорошо знаю. Может быть, выхотелименя поймать: а все ли я читал? ( Смеется ). Нет, я все читал, некоторые книги не по одно- му разу. — А вашему отцу нра- вится что-то из вашего ре- пертуара? — Вы знаете, может быть, Шуберта он любит больше всего. Я как раз оченьмного играюШуберта. Ну и Бетховена, наверное. Это у нас общая любовь. — В одном из интервью вы отзывались о своем отце как и о великом педагоге. В чем проявлялось это? —Да во всем. Это талант от Бога. Я даже не знаю, что сказать. Да, большие зна- ния, но они есть у многих людей. Он обжигает, захва- тывает. Любой это может почувствовать из динамич- ности его выступлений, его интервью. Когда он начина- ет рассказывать, он настоль- ко увлекает и сам увлекает- ся тем, что говорит, настоль- ко верит в это… Ты совер- шенно не замечаешь време- ни и хочешь узнавать все больше и больше. Любовь к процессу узнавания — одно из главных, что воспитали в нас родители. —А у вас хватает време- ни на своих детей? — Его в принципе не мо- жет хватить. На этот вопрос нельзя ответить позитивно. Соотношение между ко- личествоми качеством того, что мы вкладываем в своих детей, и того, что, может быть, получится, самое пря- мое. Но при этом гарантий — что вот будет именно та- кой результат — никаких нет. Так что в этом смысле, что бы ты ни делал, всего мало. Но мы с женой пыта- емся как можно больше с ними читать, заниматься. Они часто ходят на концер- ты — на мои и другие, в му- зеи. Вобщем, пытаемсядать им все, что можем. — Кто-то из них прояв- ляет творческие способнос- ти — музыкальные или ли- тературные? —Пока рано говорить об этом. Они играют на рояле. Сейчас вот Митя, наверное, перейдет на скрипку. Но что будет из этого, конечно, никто не знает. И они любят читать… Но в этом возрасте невозможно сказать навер- няка, как сложится все дальше. — На каком языке с детьми разговариваете? — Только на русском. —Почему? — Ну нас так растили. Хотя росли мы на чужбине и не имели возможности бывать в Советском Союзе, но родители воспитали нас не только на русском языке, но и в русском духе, в любви к своей родине. Итеперьмне важно передать это своим детям. Верю в возрождение России — После отъезда в Рос- сии вы впервые оказались лишь в 1993 году? — Да, в сентябре 1993 года. И это самое яркое впе- чатление, связанное с Роди- ной. — Вас что-то удивило? — Нельзя так сказать… Я нашел Россию такой, ка- кой и ожидал. Мы жили с пристальным вниманием к тому, что происходит здесь. Мы читали самиздат, смот- рели по телевизору офици- альные новости Советского Союза. И все, что происхо- дило в 90-е годы, не могу сказать, что меня удивило или показалось: «Ах это совсем не то, что я думал». Но тем не менее прочувство- вать, увидеть все вживую, окунуться в массу своих людей—это было, конечно, переживанием…Ночтоменя в первый день потрясло, со- вершенно такая бытовая вещь, к которой я не был готов, — это то, что всюду вывески по-русски: «Моло- ко», «Продукты»... То есть ничего такого, но это на- столько конкретизировало вдруг для меня эту реаль- ность, мое пребывание здесь… — Ну в последнее время у нас, наоборот, в избытке вывески на английском. — Это сейчас, как везде, а тогда… —А современную ситуа- цию в России вы с отцом обсуждаете? Сейчас, напри- мер, тема номер один—пре- зидентские выборы. Что вы об этом думаете? — О мнении отца ничего не могу сказать, поскольку он сам может его высказать в то время и тем способом, каким считает нужным. Но я верю, что Россия возродит- ся. Мало того — убежден, что это уже происходит. Несмотря на то, что это про- исходит медленнее и труд- нее, чем этого хотелось бы всем нам. В девяностые годы, по своим впечатлени- ям, по какому-то давящему настроению, которое было у большинства людей, этого нельзя было сказать. Но как можно было тогда сказать, что Россия оживает, когда люди словно брели во тьме и вокруг было непонятно что?! Сейчас, мне кажется, это повернулось. Конечно же, за это время кто-то умер, поколения идут, и здесь ис- тория беспощадна.Но темне менее я в своих разъездах чувствую, что люди переста- ли ждать, что вот в Москве что-то сделают и будет хоро- шо, а просто занимаются своим делом. Вот эти выбо- ры тоже…Я еще не встречал человека, который бы ду- мал, что вот сейчас будут выборы и что-то там решит- ся. Понятно, что ничего не решится. Надо как-то свои- ми силами, на местах что-то делать, нельзя сидеть. Вот если есть у нас отрицатель- наянациональнаячерта, так это такая пассивность, инертность. У отца об этом много написано. Конечно, тут и крепостное право сыг- рало свою роль, и даже мон- гольское иго. Но если мы хотим быть процветающей страной, великой державой или хотя бы нормальной страной, где люди живут с достоинством—я сейчас и о материальном достатке тоже, то даже при всем же- лании одно правительство само по себе этого не сделает. Надо делать самим. —Увас была мысль вер- нуться в Россию? Пусть не сегодня, но… — Еще как была. Я ду- маю об этом каждый день. —Ну и что, вы ее откла- дываете на будущее? — Мне кажется, все должно происходить по воз- можности плавно. Моя жизнь началась в России, но в Америке прошла ее боль- шая часть. Там я учился, тамначалась моямузыкаль- ная карьера. Так что вдруг все это бросить— смысла не имеет. Ну только если хо- чешь сделать какой-то пуб- личный жест. Но я считаю, что жизнь должна состоять не из жестов, а из чего-то более реального. Я расши- ряю свою концертную де- ятельность здесь, стараюсь составлять свой график так, чтобы больше времени про- водить в России, со своими друзьями, родителями. А что будет дальше — посмот- рим. Беседовала Софья ВОБЛИКОВА. î‡ÍÚ Ë ÍÓÏÏÂÌÚ‡  ËÈ Приз для участкового Ç Ó·Î‡ÒÚË ‰ÂÈÒÚ‚ÛÂÚ ÍÓÏÔÎÂÍÒ Ï  ÔÓ Ï‡Ú  ˇθÌÓÏÛ ÒÚËÏÛÎË  Ó‚‡ÌË ˛  ‡·ÓÚÌËÍÓ‚ ÏËÎˈËË Четвертого октября прошлого года сессия областного Совета депутатов приняла постановление о материальном стимулировании участковых уполномоченных милиции. В определенной мере это был беспрецедентный шаг, сделанный властями, с целью поднять качество работы службы участковых на новый уровень. Сегодня на 5-й странице номера публикуется Закон «О материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел по Липецкой области, состоящих на должностных службах участковых уполномоченных милиции», принятый на последней сессии облсовета. Таким образом, областное законодательство приведено в соответствии с федеральным. Следует отметить, что к намнаконец пришло понимание того, что качество и уровень нашей жизни невозможны без ее безопасности. Об этом, кстати, говорилось недавно на расширенном заседанииМВДРоссии, на котором выступил и Президент В. Путин. Тогда он четко обозначил главную для работников милиции задачу: начинать нужно с профи- лактики правонарушений. А кто должен в первую очередь этим заняться? Конечно же, тот, кто ближе всех к народу — то есть участковый. Вот почему к нему сегодня столь пристальное внимание со стороны органов власти. В Липецкой области одними из первых в России начали проводить политику государственной поддержки участко- вых милиционеров. Уже в 2000 году глава администрации области Олег Королев поручил разработать меры их мате- риального стимулирования. Этот шаг был оправдан, потому что иначе кадровую проблему в УВД области не решить. Поначалу прибавка кжалованьюучастковых уполномочен- ных оказалась небольшая — всего 700 рублей. Но, как говорят в подобных случаях, дороже было внимание. В 2007 году, сразу же после областного совещания участковых уполномоченных, вновь встал вопрос о дальней- ших мерах их государственной поддержки. На сей раз ре- шили так: дополнительно выплачивать из областной казны участковым не 700 рублей, а 7 тысяч. Правда, не всем, а только тем, кто действительно их заслужил. Управление административных органов Липецкой области разработало балльную систему: если участковый набирает в итоге 65 баллов, то эти семь тысяч как прибавку к зарплате он в итоге будет иметь. Теперь прилежный участковый с учетом семитысячной надбавки и определенного опыта работы получает около 20 тысяч рублей в месяц. Деньги, особенно в сельской мест- ности, немалые. Как сообщил начальник областного управ- ления административных органов Виталий Шикин, при- нятые меры уже дали положительные результаты. Вот лишь некоторые цифры. В октябре 2007 года полу- чили 7-тысячную надбавку 125 участковых, в ноябре уже 181, а в декабре — 208. Рост очевиден. И он говорит о том, что нынешние Анискины заинтересованы работать как можно лучше. Причем не на бумаге, а на деле. Согласно статистике, участковый нынче раскрывает каждое третье преступление, его профессиональный уровень стал заметно выше. Несравненно лучше стали и условия работымилиционе- ров. Ичто очень важно—подавляющее большинство из них работают по месту своего жительства. Участковый нынче —человек привилегированный: ему предоставляют служеб- ное жилье, он участвует в ипотечной программе. И это правильно. Более того, власть на местах обеспечивает участковых служебными кабинетами, компьютерами и мобильными телефонами. Для них закуплено в прошлом году 14 автомо- билей, 24 персональных компьютера и 110 сотовых телефо- нов. В 2007 году значительно возросло количество участко- вых пунктов милиции. Совсем недавно таких кабинетов было 219, теперь — 326. Сельскими «офисами» милицио- неры обеспечены практически везде. В районах такая рабо- та ведется очень активно. Например, глава Усманского района Владимир Мазо нашел для этого средства в местном бюджете и не оказался в стороне от обустройства сельских кабинетов милиции. По большому счету, они задумывались не просто как места, где участковый может принять посетителей, но как центры профилактической работы на местах. В таких цен- трах должны действовать и родительские комитеты, и добровольные народные дружины. Если такой замысел об- ластной администрации удастся претворить в жизнь, то можно смело говорить об успехах в нашей законодательной и социальной политике и большей правовой защищенности населения. По этому пути область пошла еще дальше. Теперь наста- ла очередь помогать и патрульно-постовой службе. Их со- трудникам с 1 января 2008 года из бюджета области выде- ляется по 1,5 тысячи рублей. Вполне возможно, что потом модель их материального стимулирования будет такой же, как и для участковых уполномоченных. Скоро они соберутся на свой традиционный областной слет, чтобы подвести итоги работы за 2007 год. Но уже сей- час мыможем сообщить имена лучших из них. Победителей конкурса участковых уполномоченных определяла специ- альная комиссия. За первое место автомобиль «Жигули» получат Валерий Косых из Задонского района и Сергей Сороковых из ОВД г. Ельца. Мотоблоки за второе место вручат Александру Рубцову из Усманского района и Миха- илу Ляпину из УВД Советского округа г. Липецка. Третий приз — холодильник «Индезит» — достанется Геннадию Абрамову (Елецкий РОВД) и Михаилу Томилину (УВД Со- ветского округа г. Липецка). Среди коллективов лучшими признаны службы участ- ковыхХлевенского РОВДиОВД г. Ельца. Они тоже получат машины «Жигули». Виктор МАНАЕНКОВ. Р.S. В ближайших номерах «ЛГ» намерена рассказать о победителях областного конкурса. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ В глазах посетителей и восторг, и восхищение. Осторожно: газ! (Окончание. Начало на 1-й стр.) А без этих документов газовые службы лишены возможности обеспечить регламентные работы. Это значит, что в половине жилых домов газовое оборудо- вание соответствующие службы проверяют, а в другой половине – вовсе нет. Хуже всего, по словам Долмато- ва, дела обстоят в Ельце, Липецке, Добровском, Доб- ринском, Лев-Толстовском районах. К примеру, в Липецке из 8 управляющих компаний договоры с гор- газом заключили только 2. Между темжильцы много- квартирных, особенно старых, домов ежемесячно оп- лачивают и эту услугу. Осложнилась и пожароопасная обстановка. По ин- формации заместителя начальника регионального ГУ МЧС России – начальника управления госпожнадзора ВалерияАчкасова, с начала года произошло 116 пожа- ров, около 70процентов–вжиломсекторе. Всравнении с прошлогодним периодом количество пожаров в об- ласти возросло почти на 13 процентов, а число жертв увеличилось почти втрое, пострадавших – на 44 про- цента. Отчасти это связано с более холодной нынешней зимой. Однако анализ показал, что основной причиной возгорания остается неосторожное обращение с огнем (34 процента), а также нарушения правил безопаснос- ти при эксплуатации и монтаже электрооборудования (более 17 процентов). По-прежнему тревогу вызывает отсутствие пожарных лестниц, глухие решетки и за- хламление лестничных клеток, отсутствие систем дымоудаления и сигнализации. Самые тяжелые последствия пожары оставляют в местах, максимально удаленных от пожарных частей, чаще в сельских районах. Но и в городах не везде с этим порядок. Например, в районе Сокола и Юго-Западном районе Липецка требуемый уровень пожарной безопас- ности не обеспечивается из-за недостаточного количес- тва пожарных подразделений, поэтому строительство пожарных депо в этих частях областного центра край- не необходимо. Подводяитоги,ЮрийБожко поручил заместителям глав районов, отвечающим за это направление в работе, взять под личную ответственность договорную кампа- нию с газовыми предприятиями и обратить особое внимание на деятельность пожарных подразделений. Ольга БОЧКОВА. интонация, которые нельзя подсмот- реть, позаимствовать, взять на прокат. Он был учеником своего прославленного земляка Виктора Семеновича Сорокина, но и ему не подражал, писал по-своему. Десять лет нет на свете Виктора Ива- новича. А полотна его все также захва- тывают, завораживают. Исекрет этойих власти над нами прост и мудр. Сам ху- дожник объяснил его однажды так: «Пишу по потребности души...». А душа, как и талант, не может устареть, выйти из моды в отличие от приемов, течений, стилистики. ЭкспозицияКоролева, развернутая в Липецке в недавно созданном Центре современного искусства, особенно инте- ресна, притягательна по двумпричинам. Во-первых, произведения этого прекрас- ногоживописца, мягко говоря, не слиш- ком часто демонстрировались такширо- ко. А во-вторых, они взяты из частных собраний и, стало быть, по большей час- ти незнакомы даже давним поклонни- кам Королева. И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz