Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
15 февраля 2008 г., № 31 (23159) 3 — Ольга, говорят, что одной жизни мало, чтобы понять китайцев. Ты жи- вешь в Поднебесной чуть больше года, у тебя там уже есть друзья, знакомые. Рас- скажи, как они строят свой дом, свою семью? — Китайцы довольно поздно вступают в брак. Де- вушки — после двадцати семи лет.Мужчины—после тридцати. Свадьба в студен- ческие годы—редкость. Так же, кстати, как и свадьба по причине беременности не- весты. В этом случае выход один — аборт, но никак не брак, к которому здесь отно- сятся крайне серьезно. Что самое интересное, с точки зрения европейца, у них нет такого понятия: вышла за- муж, женился по любви. В основе «поднебесного» брака —расчет.Абстрактныечувс- тва, вздохи и охи под луной в этой стране ничего не зна- чат. Китаянки не заморачи- ваются на возвышенном. Зато заранее все продумыва- ют, просчитывают. Главное — будущий муж должен обеспечивать семью. — Выходит, бедному жениху в Китае ловить не- чего? — Почему? У бедных свой круг, там и ищи себе подругу. Но если хочешь пробиться, пытайся зарабо- тать—возможностеймного. В китайской семье центр мироздания—жена. Амуж, как я уже сказала, зараба- тывает, готовит, стирает, сидит с детьми. Женщина бережет своюкрасоту и кон- тролирует все, что происхо- дит в доме. Кстати, мужчи- ныхорошо готовят, их этому учат матери. А девушке, представьте, не обязательно осваивать кулинарное ис- кусство. Не умеет стряпать —никто ее не осудит. Аког- да она рожает сына, продол- жателя рода, то вообще ста- новится королевой. —Получается, у мужчи- ны никаких прав, одни обя- занности? — Это не так. Они не обделены судьбой. Посколь- ку бракизначально строится наматериальномблагополу- чии, то жена, как правило, своего мужа не ревнует. По- этому он заводит любовниц столько, сколько сможет содержать. Жена в курсе всех его шашней. —Акак это совмещается с религиозными обычая- ми? — Знаете, хотя у них и распространен буддизм, конфуцианство, я быне ска- зала, что они сильно религи- озны. Китайцы придержи- ваются каких-то обрядов прошлого, принципов пове- дения. Но это не религия. Скорее, традиция. Глубоко религиозных людей мало. В основном это монахи, от- шельники, которые переби- раются в Тибет. — В Китае мужчин го- раздо больше, чем женщин. Значит, им сложнее найти свою половину? — Если у парня или де- вушки к определенному возрасту нет своей полови- ны, то ее обязательно най- дут. Тут куча свах, сватов, готовых свести кого угодно с кем угодно. Государство ослабило контроль над част- ной жизнью, и люди не пре- минули этим воспользовать- ся. Появилась даже такая форма отношений—брак на выходные. Вместе пара про- водит только субботы и вос- кресенья, остальные дни недели живут раздельно. — Скажи, что они сами- то думают о принципе: одна семья — один ребенок? —Сразу уточню: в Китае проживает пятьдесят шесть национальностей, русские в их числе. Но девяносто про- центов населения составля- ют ханьцы (китайцы). Вот как раз для них и существу- ет это ограничение: одна семья — один ребенок. Ма- лымнародамдали послабле- ния. За второго, «сверхплано- вого», ребенка китайцы платят большой штраф и только потом получают сви- детельство о рождении. При этом все расходына медици- ну, образование ложатся на плечи родителей. В прессе прошла информация: мест- ная футбольная звезда Хао Хайдун заплатил за второго ребенка семь тысяч долла- ров. Его годовой доход — семьсот тысяч долларов. Как видите, богатый китаец может «купить» второго ребенка. Но если закон на- рушит чиновник (а онилюди не бедные), его тут же сни- мут с работы — подает пло- хой пример населению. В деревнях, а там, кстати, разрешают иметь не более двух детей, женщинырожа- ют и третьего, и четвертого, и пятого… Законные дети учатся в школе, в вузе. А их младшие братья и сестры идут работать на заводы, туда берут всех подряд. У мужчин есть и такой вари- ант умножить свой род: ре- бенок от жены, от первой, второй любовницы. Дети от разных женщин — значит, узаконенные. У меня есть знакомая семья. Эти люди как раз поженились по любви и оченьхотят второго ребенка. Но у них пока нет на него денег. А вообще китайцы не больно раскрываются перед иностранцами, поэтому трудно понять, что у них на душе. — Сейчас во всем мире популярна китайская кух- ня. Тебе она подошла? Не скучаешь по борщам и ка- шам? — Мне нравится тамош- няя кухня. Она очень разно- образна, поэтому всегда можно найти блюдо по вку- су. У нас и в Москве, и во Владивостоке едят салат оливье, куриные окорочка и те же самые борщи. В Китае по-другому: на севере—одна кухня, наюге—совершенно другая. Но дело даже не в этом. Врецептурупочтивсех блюд входят пряные травы, большинство из них — ле- карственные. В древности, кстати, профессии повара, лекаряифармацевта обычно совмещались. Даже в повсе- дневной жизни китайская еда со сменой нескольких десятков блюд настолько замысловата и причудлива, что истинный, первоначаль- ный вкус продукта угадать просто невозможно. Беседовала Ирина КОБЗЕВА. ì ÒÓÒ‰ÂÈ ÔÓ Ô·ÌÂÚ Особенности «поднебесного» брака ä‡Ê‰ ˚ È Ô fl Ú ˚ È ÊËÚÂθ áÂÏÎË — ÍËڇˆ. çÓ ˜ÚÓ Ï ˚ Á̇ÂÏ Ó Î ˛ ‰ flı , ÊË‚Û ˘ Ë ı Á‡ ÇÂÎËÍÓÈ ÍËÚ‡ÈÒÍÓÈ ÒÚÂÌÓÈ? ФОТО АНАСТАСИИ ЛАТЫПОВОЙ Ольга Стрельникова в древнем Сиане. Ольга Стрельникова — липчанка, выпускница Российского университета Дружбы народов, работает корреспондентом журнала «Иероглиф» по Юго-Восточному Китаю и Азии. С ней мы беседуем не об экономике и политике, а о ее китайских впечатлениях, о жителях этой страны, их радостях, горестях, обычаях и традициях. ùÍÒÎË· ËÒ «ãÉ» Скептиков просят не беспокоиться От царей, королей, генсеков и президентов остаются скучные строчки в учебниках и нескучные тайны и загадки, которые притягивают историков, кормят популяризаторов и романистов, соблазняют бескорыстных дилетантов с горящими взорами. Чье лицо скрывала железная маска, убили или нет царевича Димитрия, кому была нужна смерть Кеннеди и принцессы Дианы — на сей счет сочинены целые библиотеки. Особая тема — самозванс- тво и самозванцы. О Гришке Распутине, Емельяне Пугаче- ве, княжне Таракановой и прочих похитителях царских имен написано, кажется, боль- ше, чем о законных престоло- наследниках. Правда, что это прибавляет в копилку нашего нравственного опыта — Бог весть. Иное дело самозванство наоборот. Допустим, легенда об Александре I. Что он якобы не умер в Таганроге в 1825 году, а принял имя старца Фе- одора Кузьмича и еще многие лета молился о благе Отечест- ва. Как тут не разгуляться во- ображению, как не задуматься о загадочной русской (пусть даже с немецким акцентом) душе, о мистическом призва- нии странного императора. Подумать только, в расцвете сил и славы уйти от власти, сменив знаки царского величия на страннический посох, а блеск двора—на компаниюпростолюдинов, бомжей и арес- тантов. Историки, разумеется, искали и ищут факты, прямые и косвенные улики, дабы подтвердить или опровергнуть ле- генду. Но вот наш современник Леонид Бежин в книге «Молчание старца, или Как Александр I ушел с престола» («Алгоритм», Москва, 2007) доказательствами меньше всего озабочен. Как однажды сформулировал мой любимый итальянский писатель Пиранделло: «Это так, если вам так кажется». А если точнее — если вам так хочется. «Сенти- ментальный созерцатель» (так Бежин сам себя называет) путешествует по России и загранице прямо как паломник по святым местам, где около двухсот лет назад ступала нога императора, а затем святого старца Феодора. И в необреме- нительной эссеистской манере описывает то, что увидел, с кем встречался. А главное—свои переживания и впечатле- ния в Сибири, Париже или Лондоне. УБежина легкое перо, занимательная манера рассказы- вать. Правда, он иногда очень уж «накручивает» и себя, и читателя, фантазируя по мотивамне единождыперелистан- ных воспоминаний, писем, документов александровской эпохи, грезя наяву насчет стука копыт лошадей и колес кареты, увозившей его героя. Впрочем, первым подспорьем для впечатлительного автора была, похоже, «Роза Мира» ДаниилаАндреева. Об этомисториософе и визионереЛеонид Бежин тоже сочинил книгу. И, видимо, безоговорочно при- нял его точку зрения на Александра I, чьи земные деяния, дескать, вознесли покинувшего трон императора в вышние мирыи сделали предводителем потусторонних заступников России. В голосе автора «Молчания старца» звенят слезы умиления, восторга, благоговения. Он бросает вызов праг- матикам, скептикам, отрицателям, противопоставляя им романтику мистицизма и внутреннего ви / дения того, что было (или могло быть). Это, однако, не исключает любопытных, нестандартных и трезвых замечаний относительно истории России и Евро- пы, бегло, но убедительно набросанных картинок, коим впору беллетристу позавидовать, приметливого взгляда на реальность, в которой автор отыскивает следы минувшего, знаки пребывания государя, ставшего святым. То есть пуб- лика вправе выбирать, что ей в первую очередь интересно в этом эссе: история, историософия, документальные свиде- тельства с умным комментарием или игра воображения. А герой книги Бежина, безусловно, любопытен. Он вы- ламывается из ряда прочих Романовых, пожалуй, куда больше, чемПетрВеликий илиЕкатерина Вторая. Ну какой еще правитель мог отреагировать на секретное донесение о тайных обществах будущих декабристов репликой: «Не мне их судить»? Ну кто еще из наследников престола исповедо- вал в юности чуть ли не республиканские идеи, а потом сделал правой своей рукой Аракчеева? В истории, однако, этот персонаж двоится, если не троится. По крайней мере, на него не слишком приязненно взирал Лев Толстой. А у Пушкина звучали взаимоисключающие оценки. С одной стороны, — «дней александровых прекрасное начало», с другой — «плешивый щеголь, враг труда». Но тут нечему удивляться. Нам ведь это тоже хорошо знакомо. Менять плюсы на минусы и наоборот, если речь идет о власть предержащих, считайте, наше национальное хобби. И не только у приспо- собленцев или просто неискренних людей, но даже у самого Александра Сергеевича. Попробуй даже с гениальной про- ницательностью разберись, что на уме у человека при влас- ти, чего он хотел, да не сумел, что обещал, но не хотел, что хотел, да не обещал, зато делал. Восторги, не подверженные колебаниям и сомнениям, — наверное, удел лишь «сенти- ментальных созерцателей», которые жаждут идеалов и творят кумиров, находя их, слава Богу, все-таки чаще в прошлом, чем в настоящем. И. НЕВЕРОВ. ëÂϸ + fl Руслан и Людмила ç ÒÓ‚ÒÂÏ ÔÓ èÛ¯ÍËÌÛ Даже в салоне его серебристого авто пахнет стоматологическим кабинетом. Сажусь и вслух — вместо «здравствуйте» — вспоминаю: «У каждой работы запах особый…». Руслан Губайдуллин смеется: «В детстве я до дрожи в коленях боялся бормашины». Теперь он — практикующий врач городской стоматоло- гическойполиклиники. Аего супруга, Людмила, лечит зубы у детей. Они оба не верят в приметы, не любят гороскопыи точно знают: нет не сочетаемых людей. Есть те, кто не сумел раз- глядеть свою любовь. Губайдуллиным повезло. Они нашли друг друга. Теперь воспитывают пятилетнего Дамира и годовалого Эльдара. В их доме все гармонично. Как в сказке: склад да лад. Даже имена у них сказочные—Руслан иЛюдмила. Ипоженились они на Миллениум. Кстати, неспроста — хотели начать новую жизнь вместе с новым веком. Он Вмедицинской династии Губайдуллиных Руслан—тре- тий врач. Апервым была его бабушка по папиной линии. 23 июня 1941 года, сразу же после медицинского училища, юная медсестричка ушла на фронт. Отец Руслана, Марат Габбасович, продолжил дело своей матери, стал врачом- инфекционистом. Вместе с супругой Венерой, санврачом, по распределениюонииприехали вЕлец тридцать лет назад. Здесь-то и родился Руслан. В детстве его любимой игрушкой был папин стетоскоп. А интереснее «Мойдодыра» — врачебные журналы и спра- вочники. По вечерам родители смотрели «свои» передачи и вели долгие споры-разговоры о медицине. Так что Руслан, можно сказать, родился не в рубашке, а в белом халате. После школы поступил не в вуз, как предполагалось, а в медицинское училище. Там его ждала судьба… Она В отличие от Руслана в ее семье не было ни одного меди- ка. Но Люда с детства любила врачевать. Даже с подружка- ми играла исключительно «в больницу». Словом, встреча молодых людей была предрешена. Таинственнуюнезнакомку Руслан заприметил в автобу- се номер шесть. А познакомились они — на лекции. Потом вместе поступили в Воронежский мединститут. Вместе об- живали большой город, преодолевали тяготы студенческого быта, поддерживали друг друга на экзаменах. Через пять лет, опять-таки вместе, вернулись в Елец. И первое, что сделали, — сыграли свадьбу. После интернатуры Руслан выбрал лечебное отделение в стоматологии. А Людмила, поскольку всегда любила ма- лышню, пришла в детскуюклинику. «Уменя была заветная мечта—сделать так, чтобы ребятишки не боялись стомато- лога». И ей это удается. В семье Губайдуллиных все увлечения совместные, об- щие. Спорт, к примеру. Он — больше на лыжах (кстати, спортивный инвентарь постоянно в багажнике машины). Она — на коньках или в бассейне. Кстати, в прошлом году — через месяц после родов! —Людмила заняла первое мес- то по плаванию в городской спартакиаде медработников. Они Малыши, работа, спорт, друзья... Как все успеть? Они смеются: «Мы взаимозаменяемые». К примеру, в бассейн идет Люда, а папа сидит с малышней. Или наоборот. А бы- вает, вдвоем на городскую лыжную базу отправляются. Тогда на выручку приходят дедушки-бабушки или друзья- соседи. Супруги Губайдуллины считают: занятия спортом помогают избежать конфликтов друг с другом и повышают жизненный тонус. «На тренировках выкладываешься по максимуму, и стресс как рукой снимает. Благо, для занятий физкультурой в Ельце есть масса возможностей, только сам не ленись», — рассуждает Руслан. Впрочем, Руслан и Людмила люди разносторонние. Хо- дят в театр, на выставки, любят семейные праздники и пикники. Им больше нравится принимать гостей, чем хо- дить в гости. Друзья тянутся на посиделки к Губайдулли- ным. Люда — хозяйка хлебосольная, прекрасно готовит. Еще на заре супружеской жизни она изучила все вкусы супруга и даже освоила такое непростое блюдо, как манты. «Женщина не может быть плохой хозяйкой! Иначе огонь семейного очага однажды просто некому будет разжечь», — так она считает. Милада ФЕДЮКИНА. Ведущая рубрики —Ирина КОБЗЕВА. №293 ФОТО АВТОРА Руслан и Людмила Губайдуллины с сыновьями Эльдаром и Дамиром. Бесси хрустит печеньем и, облизываясь, смотрит на тарелку: повторите, пожа- луйста. Мы с вами в клубе с красивым названием «Ир- бис». Хозяева пригласили нас поговорить о собаках по- человечески, то есть за чаш- кой чая. Мои собеседники: Елена Максимова — дирек- тор клуба, Жанна Первова —фелинолог иИринаКуки- на—бухгалтер. Должности разные, а любовь одна на всех — к братьям нашим меньшим. — Что надо учитывать, когда выбираешь собаку для городской квартиры? —Прежде всего размеры жилья. Если у меня, изви- ните, конура-молодоженка, то большую собаку, напри- мер азиата, я не могу себе позволить, — считает Жан- на. — Ну и, конечно, реше- ние зависит от того, какая порода вам симпатична… — И слушайте сердце, — дополняет Ирина. — У моей Бесси были щенки. Приходили люди, смотрели, выбирали, а я наблюдала. Каждый искал своего, род- ного. И найдя, уносил до- мой. —Выходит, правду гово- рят, что собаки похожи на своих хозяев? —Не знаю, —пожимает плечамиИрина и вспомина- ет: — У моей знакомой был французский бульдог. Они и вправду походили друг на друга. Но это скорее все- таки совпадение, чем пра- вило. А вот что касается повадок, то — да. Живот- ные перенимают их у чело- века. —Значит, у злого хозяи- на и собака кусачая? —А это уже воспитание, — уточняет Ирина. —Возь- мем мопса — декоративная порода. Одна из первых та- ких собак, попавших в Ли- пецк, росла в питомнике ротвейлеров. Когда она ока- залась вквартире, ееманеры поведения не изменились. Она кидалась на всех гостей, если они пытались заигры- вать с ней. — Какие самые редкие породы собак в Липецке? — Брюссельский гриф- фон. У меня, — Жанна от- кладывает вязанье и с удо- вольствием рассказывает: — Таких собак в городе че- тыре. Две девочки. У одной в прошлом году былищенки — разошлись влет. — Если человек любит свою собаку, то она у него самая добрая, умная и кра- сивая. Согласны? —Акакже! Уменя соба- ка вообще стоумовая. Нас весь двор любит. Кики на редкость понятливая. До- пустим, сидят на диване две мои дочери и собака. Я гово- рю: вставайте, буду постель стелить. Кики тут же ухо- дит, а дети продолжают смотреть телевизор, как будто не слышали. Унас еще три кошки живут. С ними Кики тоже нашла общий язык. Очень любит лысую, канадского сфинкса, отно- сится к ней, как к своему щенку. Но... первую роль играть не разрешает. Всем — свое место. — Жанна раньше была противницей собак, — сме- ется Ирина. —А когда заве- ла Кики, сразу сказала: моя собака кандидатскую защи- тила и уже докторскую пи- шет — она самая умная. —Как я поняла, домаш- ние животные между собой сами находят взаимопони- мание. Или им нужно под- сказывать, кто икак должен вести себя в их общежи- тии? — Мои сами договори- лись, — отвечает Жанна. —Старшая кошка поначалу шипела на Кики, всячески демонстрировала непри- язнь. А теперь они просто не подходят друг к другу, соб- людают лояльность и дис- танцию... …И тут появилась Кики собственной персоной. В сопровождении Полины, дочери Жанны. На лапках, чтобыне промокли, воздуш- ныешарики.Миниатюрная, как статуэтка. И сразу—на колени к хозяйке. Так удоб- нее. — Нравится тебе твоя собака? — интересуюсь у Полины. —Да. Но кошки—боль- ше. С ними можно поиграть и даже в коляску положить. А Кики дружит только с лысой. Ее Тася зовут—Таис Афинская. Кики к маме ее ревнует. —Выпро редкие породы спрашивали, — подключа- ется к разговору ЕленаМак- симова. — А они все про своих рассказывают.Между тем в Липецке есть и один миниатюрный бультерьер, и шицу, и ирландских волко- давов несколько. Есть голу- бые шарпеи. Пуделей, пред- ставьте, совсем мало. А са- мые распространенные — мопс карликовый, йорк, чихуа, той, шпиц, китайс- кая хохлатая. ...Кики засобиралась домой,наскучившисьнашей беседой. Ну, что такое: гово- рят, говорят, а не играют и ничего вкусненького не дают. И я подумала: она права. Ведь и меня дома ждет пудель — самый ум- ный, добрый и, конечно, красивый. Ирина ДОНСКАЯ. ìÒ ˚ , Î‡Ô ˚ , ı ‚ÓÒÚ ˚ Про самых редких и самых любимых äËÍË Ô˯ÂÚ ‰ÓÍÚÓ ÒÍÛ ˛ ? Мопсиха Бесси— важная персона. На незнакомых смотрит свысока, а от хозяйкиных ласк тает на глазах. У Бесси на шее — кокетливый красныйшнурок. Не для красоты, а чтобы не сглазили. И такое случается. Тьфу-тьфу! èÓ˜ÂÏÛ Ï ˚ Ú‡Í „Ó‚Ó ËÏ? Гений Восторженно произнося: «Гений!», мыне задумываемся о том, что у римлян он был первоначальнымбожеством—ос- нователем рода, а затем— богом мужской силы. День рож- дения римского гражданина отмечался какпраздник в честь его Гения. Ему приносили бескровные жертвы. Свои Гении были у семей, городов, общин и целых народов. Иногда, правда, предполагалось, что их два: добрый и злой. Забавно: в латинском языке «гений» — слово женского рода. Гонор Самым удивительным образом изменился смысл слова «гонор». Сегодня это чванство, высокомерие, заносчивость и спесь. А в античные времена «гонор» — звучало гордо! В римской мифологии это мужское божество, олицетворение чести.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz