Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

242/23370/ 18 ДЕКАБРЯ 2008 4 Налоговый курьер Выпуск подготовлен пресс-службой Управления ФНС РФ по Липецкой области ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Памятка Ирина Солопова Всередине октябряФеде- ральная налоговая служба утвердила двенадцатыйкри- терийсамостоятельнойоцен- ки рисков под общим назва- нием «Ведение финансово- хозяйственнойдеятельности с высоким налоговым рис- ком». С какой целью разра- батывался новый критерий, на что рассчитывают налого- вики и какой резон призна- ваться компании, что она практикует одну из приве- денныхсхем?Наэтивопросы мы попросили ответить на- чальника отдела контроль- нойработыУправленияФНС РоссиипоЛипецкой области Людмилу ЛУШНИКОВУ. — Людмила Владими- ровна, с какой целью разра- батывался новый крите- рий? — Двенадцатый крите- рий оценки рисков — это предупреждение ещё не со- вершенных налоговых пра- вонарушений. Критерий призван стимулировать на- логоплательщика к добро- ДВЕНАДЦАТЫЙ КРИТЕРИЙ | Повышая налоговую дисциплину àÁ·‡‚ËÚ¸ ·ËÁÌÂÒ ÓÚ  ËÒ͇ вольному отказу от исполь- зования незаконных налого- вых схем. Таким образом, первая цель – это информи- рование налогоплательщи- ков о возможных рисках. Не менее важная и вто- рая цель – это повышение налоговой дисциплины. Ведьпланконтрольнойрабо- ты на 2009 год составляется уже с учетом обновленных критериев. В 2008 году план выездных налоговых прове- рок Липецкой области на 90% состоял из организа- ций, показателифинансово- хозяйственнойдеятельности которых отклоняются от утвержденных общедоступ- ных критериев. А конечная цель разра- ботки критериев – это фор- мирование единого правово- го и налогового поля, созда- ние равныхусловийдля всех налогоплательщиков за счет лишения отдельных пред- ставителей бизнеса необос- нованных конкурентных преимуществ, которые они получают в результате при- менения незаконных и «се- рых» схем ухода от налого- обложения. — Вы могли бы расска- зать нашим читателям, на что следует обратить особое внимание? — Необходимо внима- тельноознакомитьсянетоль- ко с новым критерием, для которого в приказе достаточ- но подробно описаны спосо- бы ведения финансово-хо- зяйственной деятельности с высокимналоговымриском, но и с новыми значениями налоговойнагрузкиповидам экономическойдеятельности ирентабельностипроданных товаров, работ и услуг. Это тоже очень важные измене- ния. Каждому налогопла- тельщику нужно сравнить применяемыйметод ведения бизнеса, исследовав его на рекомендуемые признаки. Соответственно, чем больше таких признаков присутс- твует во взаимоотношениях н а л о г о пл а т е л ьщик а с контрагентом, тем выше степень налоговых рисков. Желающим снизить или полностьюисключить риски рекомендовано исключить сомнительные операциипри расчете налоговых обяза- тельств за соответствующий налоговый период и подать уточненную декларацию. А дальше дело налого- плательщика–отказатьсяот данных способов либо же продолжать применять их, делая вид, что ничего не произошло.Впервомслучае, заплатив налоги за предыду- щие периоды и подав уточ- ненную декларацию с пояс- нением причин, налоговый орган не будет истребовать у налогоплательщика ника- ких дополнительных доку- ментов в ходе камеральной проверки. А выездная нало- говаяпроверка такойкомпа- нии будет назначена только с согласия центрального ап- парата ФНС России. Во втором случае к нало- гоплательщику рано или поздно придут с выездной проверкой. И, обнаружив данные «схемы», заставят платить его не только недо- имку и пени, но и штраф в размере 40процентов от сум- мы неуплаченного налога. Тот факт, что компания про- игнорировала общедоступ- нуюинформацию, позволяет доказать умысел в неуплате налога. Кстати, действия налогоплательщикапомини- мизации налогов предпола- гают возможную уголовную ответственность. Поэтому признание применения схем экономит 40 процентов от суммы неуплаченного нало- га, а при соблюдении усло- вий уплаты недоимок и пе- ней налогоплательщик пол- ностью освобождается от от- ветственности. — Заманчивое предло- жение. А как часто следует ожидать обновления крите- риев? И какие новые крите- рии могут быть введены? —Для сохранения акту- альности критериев коли- чество налоговых рисков и их содержание безусловно будут обновляться с учетом реальной экономической ситуации в стране, опыта работыналоговых органов и арбитражной практики. А использование критериев отвечает как интересам на- логовых органов, так и ин- тересам налогоплательщи- ков, ведь они получили воз- можность самостоятельно анализироватьсвоюдеятель- ность и налоговые риски. Конец года — горячее время для налоговиков. Всвязи с внесениемизме- нений в налоговое законода- тельство по налогообложе- нию предприятий и органи- заций, представителеймало- гобизнеса,налоговаяслужба напоминает о некоторых ограничениях по среднеспи- сочной численности. С 1 января 2009 года на уплату единого налога на вмененный доход не перево- дятся организации и инди- видуальные предпринима- тели, среднесписочная чис- ленность работников кото- рых за предшествующий календарный год, определя- ЕДИНЫЙ НАЛОГ | Как определяется среднесписочная численность é„  ‡Ì˘ÂÌË fl Ì ‰Î fl ‚Ò ı емая в порядке, устанавли- ваемом федеральным орга- номисполнительнойвласти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Обращаем внимание, что данное положение рас- пространяется на всех нало- гоплательщиков с 1 января 2009 года за исключением организаций потребитель- ской кооперации, а также хозяйственных обществ, единственными учредителя- микоторыхявляютсяпотре- бительские общества и их союзы, на которых ограни- чение распространяется только начиная с 1 января 2010 года. Следует иметь в виду, что в среднесписочную числен- ность включаются работни- ки всей организации, в том числе работники филиалов, представительств и иных обособленных подразделе- ний по всем видам предпри- нимательскойдеятельности, независимо от применяемых режимов налогообложения. В настоящее время сред- несписочная численность работников определяется налогоплательщиком при- менительно к Порядку за- полнения формфедерально- го государственного статис- тического наблюдения. Напоминаем, что в соот- ветствии с пунктом 3 статьи 80 Кодекса с 2008 года все налогоплательщики обяза- ны представлять сведения о среднесписочнойчисленнос- ти работников за предыду- щий календарный год в на- логовые органы по месту нахождения организации, либоместужительстваинди- видуального предпринима- теля. Сведения подаются не позднее 20-го января теку- щего года, а в случае созда- ния организации—не позд- нее 20-го числа месяца, сле- дующего за месяцем, в кото- роморганизация была созда- на либо реорганизована. На уплату единого нало- га на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия дру- гих организаций составляет более 25 процентов. Это ог- раничение не распространя- ется на организации, устав- ный капитал которых пол- ностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднеспи- сочная численность инвали- дов среди их работников со- ставляет неменее 50 процен- тов, а их доля в фонде опла- ты труда — не менее 25 процентов. Обращаем внимание, что исходяиз разъясненийМин- фина России ограничение также не распространяется на акционерные общества, государственные и муници- пальные унитарные пред- приятия. Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Галина Барсукова, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Обязанность по уплате налога считается основной обязанностью налогопла- тельщика. Если эта обязан- ность не исполнена в уста- новленный законодательс- твом срок, взыскание за- долженности осуществля- ется в принудительном по- рядке. О правилах взыска- ния налогов, сборов, пеней и штрафов пойдет речь ниже. Налогоплательщик обя- зан самостоятельно испол- нить обязанность по уплате налога. Самостоятельность означает, что данная обя- занность исполняется от имени и за счет налогопла- тельщика. Если обязан- ность по уплате налога не выполнена в срок, она ис- полняется принудительно. То есть принудительное взыскание является исклю- чением из общего правила ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ | Принудительное взыскание налогов ä  ‡ÈÌ flfl Ï  ‡ о самостоятельном испол- нении налогоплательщи- ком обязанности по уплате налога. Если предприятие не уплатило налоги в установ- ленные законодательством сроки, инспекция вправе принять весь комплекс мер принудительного взыска- ния. При неисполнении требований, предъявлен- ных предприятию в соот- ветствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ, наступает срок применения комплекса мер принуди- тельного взыскания. А именно, взыскание задол- женности за счет денежных средств предприятия с его банковских счетов. Одновременно с вынесе- нием решения о взыскании денежных средств налого- вая инспекция направляет в банк, где открыт счет предприятия, инкассовое поручение на списание сум- мы недоимки. Такие пору- чения могут быть выстав- лены к одному, нескольким и даже ко всем счетам пред- приятия. Если инкассовые поручения выставляются не ко всем счетам предпри- ятия, информация о кото- рых есть у налоговой инс- пекции, то по остальным — операции приостанавли- ваются. Право приостанав- ливать операции по счетам налогоплательщика в слу- чае неуплаты им налога предоставлено налоговым органам статьёй 76 Налого- вого кодекса РФ. Если денег на счетах предприятия нет или недо- статочно для погашения долга либо у налоговой ин- спекции отсутствует ин- формация о таких счетах, применяется другая мера принудительного взыска- ния — обращение взыска- ния на иное имущество предприятия. Оба способа равноценны и применяют- ся последовательно. Взыскание налога мо- жет быть обращено на иму- щество предприятия, при- надлежащее ему на праве собственности, хозяйствен- ного ведения или оператив- ного управления. Меропри- ятия, проводимые налого- выми органами во взаимо- действии со службами су- дебных приставов и целым рядом других государс- твенных органов, позволя- ют обнаружить имущество и произвести взыскание. Решение о взыскании налога за счет имущества организации принимается в течение одного года после истечения срока исполне- ния требования об уплате налога. Исполнительные действия должны быть со- вершены, и требования, содержащиеся в постанов- лении, исполнены судеб- ным приставом-исполните- лем в двухмесячный срок со дня поступления к нему постановления. В отде- льных случаях принуди- тельное взыскание допус- кается исключительно в судебном порядке. На протяжении всего периода применения при- нудительных мер взыска- ния задолженности налого- выми органами ведется адресная работа с предпри- ятиями-должниками по вопросу погашения недо- имки. Для принятия мер представляются сведения по предприятиям, имею- щим просроченную задол- женность по налогам и страховым взносам по стра- ховой и накопительной части трудовой пенсии в отделение Пенсионного фонда Липецкой области и органы прокуратуры. В Липецкой области налоговая задолженность постоянно снижается и является одной из самых низких в стране. Эффек- тивность работы по урегу- лированию задолженности по налогам, пеням и штра- фам в бюджеты всех уров- ней напрямую зависит от индивидуальной работы с предприятиями по их уве- домлению об образовав- шейся задолженности. А требование об уплате нало- га — это не только пись- менное извещение нало- гоплательщика о неупла- ченной сумме налога, но и извещение об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Владимир Платонов, советник государственной гражданской службы Российской Федерации Необходимость создания обособленного структурного подразделения диктуется различными причинами. Это может быть и наличие отдаленных складских по- мещений, и организация производства в более благо- приятном с экономической точки зрения районе, и рас- ширение сбытовой сети. Обособленные подразде- ления не являются юриди- ческими лицами. Цель, за- дачи и функции таких структур определяются со- здавшей их головной орга- низацией. Она же организу- ет в них бухгалтерский и налоговый учет, способы ведения которого должны ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ | Что надо знать бизнесменам é·ÓÒÓ·ÎÂÌÌ ˚  ÔÓ‰  ‡Á‰ÂÎÂÌË fl соответствовать её учетной политике. Обособленное подразделение может быть создано с выделением на отдельный баланс и наобо- рот. Показатели деятельнос- ти таких подразделений должны учитываться при формировании отчетности в целом по организации. Обо- собленные подразделения, которые выделены на отде- льныйбаланс, представляют в головную организацию внутреннюю бухгалтерскую отчетность. Эти данные ис- пользуются при формирова- нии квартальных и годовых отчетов всей организации. На основании статьи 23 На- логовогокодексаРФоргани- зация обязана представлять бухгалтерскую отчетность только в налоговый орган по месту своего нахождения. Начисление и порядок уплаты налога на прибыль организации при наличии обособленного подразделе- ния регулируется ст.288 Налогового кодекса. Феде- ральная часть налога на прибыль организации упла- чивается головнойорганиза- цией, без распределения по обособленным подразделе- ниям. Платежи в консоли- дированный территориаль- ный бюджет уплачиваются и по головной организации, и по обособленным подраз- делениям. Порядок распределения налога на прибыль четко определен в статье 288Нало- гового кодекса РФ. Если организация на территории области имеет несколько обособленных подразделений, то налог на прибыльможно не распреде- лять по каждому из этих подразделений, а выбрать обособленное подразделение – ответственное за уплату налога в бюджет, и уведо- мить об этом все налоговые органы. Организации, имеющие в своем составе обособлен- ные подразделения, пере- числяют подоходный налог, какпо организации, такипо её обособленному подразде- лению. Сумма налога, кото- рая уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения, определяет- ся исходя из суммы дохода работников этих обособлен- ных подразделений. Сведе- ния по форме 2-НДФЛ о до- ходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога следует представлять в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации. Если обособленные под- разделения имеют отде- льный баланс, расчетный счет и сами осуществляют выплаты физическим ли- цам, то уплата Единого со- циального налога, отчисле- ний в Пенсионный фонд, сдача отчетов производится как по головной организа- ции, так и по обособленному подразделению. Организации, в состав которых входят обособлен- ные подразделения, должны составить и предоставить декларацию по налогу на имущество в налоговую ин- спекцию по месту своего нахождения, по местона- хождению каждого обособ- ленного подразделения, имеющего отдельный ба- ланс, по местонахождению недвижимого имущества, если оно есть у обособленно- го подразделения организа- ции, не имеющего отдельно- го баланса. Виктор Шелестов, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса До 1 декабря 2008 года гражданеЛипецкой области получили налоговое уведом- ление и платежное извеще- ние на уплату транспортного налога. О том, «Кто обязан платить транспортный на- лог?», «Когда нужно запла- тить?» и «Есть ли льготы по транспортному налогу?», речь пойдет в этой статье. Транспортный налог яв- ляется региональным нало- гом, обязательным к уплате на территории Липецкой области. Закон Липецкой области определяет ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога, уста- навливает налоговые льготы и основания для их исполь- зования на нашей террито- рии. Это те деньги, которые непосредственно расходуют- сяна ремонт и строительство новых дорог нашей области. Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законода- тельствомРоссийскойФеде- рации зарегистрированы транспортные средства. Объ- ектомналогообложенияпри- знаются автомобили, мото- циклы, мотороллеры, авто- бусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусенич- номходу, самолеты, вертоле- ты, теплоходы, яхты, парус- ные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие зарегистрированные водные и воздушные транспортные средства. Налоговые ставки уста- навливаются в зависимости от мощности двигателя, ка- тегории транспортных средств. С 2008 года льготы по налогу на транспортные средства, зарегистрирован- ные на физических лиц, предоставляются по выбору налогоплательщика только по одному из зарегистриро- ванныхзанимтранспортных средств следующим катего- риям граждан: ó Герои Советского Союза и Герои Российской Федера- ции, а также лица, награж- денные орденом Славы трех степеней; ó инвалиды всех катего- рий, родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; ó категории ветеранов, указанные в статьях 2 и 3 ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ | Зачем платить больше ? ç ÓÚÍ·‰ ˚ ‚‡ fl ‚ «‰Ó΄ËÈ fl˘ ËÍ» Федерального закона "О ве- теранах"; ó категорииграждан, под- вергшихся воздействию ра- диации вследствие катастро- фы на Чернобыльской АЭС. Для лиц, получающих пенсии, назначенные в соот- ветствии с пенсионнымзако- нодательством Российской Федерации, налоговые став- ки, установленные в статье 6 настоящего Закона, умень- шаются на 75 процентов. Налог, подлежащий уп- латепоистеченииналогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, сле- дующего за истекшим нало- говым периодом. В соответствии со статьёй 362 Налогового кодекса РФ сумманалоганалогоплатель- щикам-физическим лицам исчисляется налоговыми органами на основании све- дений, которые представля- ются органами, осуществля- ющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Рос- сийской Федерации. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогопла- тельщику, являющемуся физическим лицом, налого- вым органом в срок не позд- нее1декабрягоданалогового периода. В случае неуплаты нало- гоплательщиком-физичес- ким лицом суммы транспор- тного налога в сроки, уста- новленные законодательс- твомсубъектовРФ, налогоп- лательщику направляется требование об уплате суммы недоимки. Вслучае, еслигражданин не уплачивает сумму налога в установленный срок, нало- говыйорганвправе взыскать еёипенив судебномпорядке. Этоправоопределено статьей 48 Налогового кодекса. В случаеудовлетворениясудом требований налогового орга- на обязанность по уплате госпошлины возлагается на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, но в любом случае эта сумма не будет менее 200 рублей. Таким образом, если нало- гоплательщик вовремя не выполнил свою обязанность по уплате налога, то помимо уплаты в бюджет суммы на- логаипенибудетнеобходимо заплатить ещё 200 рублей государственнойпошлиныза рассмотрение дела. А в слу- чае несоблюдения требова- ний судебных приставов с налогоплательщика взыски- ваетсяисполнительскийсбор вразмере7%от суммыдолга и а д ми н и с т р а т и в ный штраф. Если гражданин получил доход в 2008 году отпрода- жи и аренды имущества, то он обязан подать нало- говую декларацию. Это необходимо сделать после 1 января, но не позднее 30 апреля следующего года. В соответствии с главой 23 Налогового кодекса доходы физического лица, получен- ные отпродажи имущест- ва, и доходы, полученные от сдачи в аренду имущес- тва, облагаются налогом по ставке 13 процентов. Приопределенииразмера дохода припродажежилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков либо их долей, которые находи- лисьвсобственностименее 3-хлет, налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в сумме, не превышающей в целом 1 миллион рублей. А от продажи иного имущес- тва (автомобили, гаражи, нежилые помещения и т.д.), находившегосяв собс- твенности менее 3-х лет, налогоплательщик имеет правонаполучениеимущес- твенного вычета в сумме, не превышающей в целом 125 000 рублей. Вместо использования права на получение иму- щественного налогового вычетаналогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму факти- чески произведенных им и документально подтверж- денных расходов, связан- ных с получением этих до- ходов. При продаже иму- щества, которое находи- лось в собственности три года и более, имуществен- ный налоговый вычет пре- доставляется в сумме, по- лученной налогоплатель- щикомприпродажеуказан- ного имущества, то есть в данномслучае уналогопла- тельщика не возникает обязанность по уплате на- лога, но остается обязан- ность по представлению декларации о доходах в сро- ки, указанные выше. l l l è  Ë Ô  Ó‰‡Ê ËÏÛ ˘ ÂÒÚ‚‡ ФОТО СТЕЛЛЫ ЕЛФИМОВОЙ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz