Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Рой Медведев и Жорес Медведев Финансовый и экономи- ческий кризис, стреми- тельно распространивший- ся на все континенты, не имеет прецедентов в истории. В настоящее время мы наблюдаем лишь его первую фазу. ㇂Ë̇ Ô  ˯· ‚ ‰‚ËÊÂÌË Первичным сотрясени- ем, повлекшим лавину бан- кротств и национализаций, обычно считается кредит- ный голод, возникший в США в результате неожи- данного снижения цен на дома и квартиры, куплен- ные по либеральным 100- процентным ипотечным кредитам. В связи с ростом потребительских цен на продукты питания, газ, электричество, бензин, ди- зельное топливо и даже на воду многие семьи с низки- ми доходами не могли еже- месячно выплачивать фик- сированные проценты по ипотечным кредитам. К маю нынешнего года это случилось почти с 6 процен- тами американских семей. Кредитный банк в таких случаях быстро возвращал дома в рыночный оборот для повторной продажи. ВСША выселение должников мес- тной полицией не требует решений суда. Этот процесс распространился как эпиде- мия. Однако цены на дома только за год снизились почти на 15 процентов, и повторная их продажа не могла возвратить банкам первичных кредитов. На повторно продаваемые дома было мало покупателей, так как проверка их кредито- способности стала более тщательной. Кначалу июня почти четыре миллиона домов, общая стоимость которых превышала трил- лион долларов, оказались непроданными. Две крупные федераль- ные финансовые корпора- ции, Fannie Mae и Freddie Mac, штаб-квартиры кото- рых расположены в Ва- шингтоне и в Вирджинии, владели почти половиной ипотечного рынка США, равного 12 триллионам долларов. К 2008 году они были акционерными, но прави- тельство США не могло до- пустить их банкротства. Полтора триллиона долла- ров ценных бумаг этих бан- ков были куплены иност- ранными резервными фон- дами, китайским, норвеж- ским, российским и други- ми. В начале сентября оба банка были национализи- рованы. Одн а к о с л е д ующий банк, Lehman Brothers, оказавшийся жертвой кре- дитного кризиса, был част- ным. Он не мог рассчиты- вать на национализацию, это противоречило принци- пам свободного рынка. 15 сентября руководство банка объявило о банкротстве, которое оказалось крупней- шим в истории США. Об- щие активы банка состав- ляли 275 миллиардов дол- ларов, число его сотрудни- ков приближалось к 30 тысячам. АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА | Кризис или исторический поворот ? îË̇ΠÍÛθڇ ÔÓÚ  ·ÎÂÌË fl Реакцией на крах столь известного банка было, ес- тественно, сильное падение курсов акций множества других банков на биржах всего мира. Сильнее всего упали акции страховой ко рпо р ации Ame r i c an International Group (AIG), самой большой в мире в сфере страхования именно финансовых рисков. Крах AIG мог привести к цепной реакции банкротств и к панике на финансовых рын- ках. Правительство и Кон- гресс США срочно одобрили выделение 700 миллиардов долларов для спасения AIG и других банков. В ноябре субсидией из этих средств был спасен после массовых увольнений самый круп- ный в США банк Citigroup, который имел отделения в 107 странах и контролиро- вал фонды в 2,2 триллиона долларов. В этом банке ра- ботали 358 тысяч сотрудни- ков, обслуживая 200 мил- лионов счетов. Финансовый кризис в США быстро перерос в ми- ровой, что привело к резко- му падению акций на фон- довых биржах мно гих стран. Наиболее сильным, на 70 процентов, было паде- ние курса акций на Россий- ской фондовой бирже. Пов- семестно оказались заморо- женными межбанковские кредиты, и вся междуна- родная кредитная система почти перестала функцио- нировать. Финансовый кризис превратился в эко- номический. Резко снизил- ся объем международной торговли, упал спрос на нефть, металлы и другое сырье, цены на которые быстро пошли вниз. США, Япония и многие страны ЕС вступили в рецессию, что означало сокращение про- изводства имассовые уволь- нения. Только в США поте- ряли работу в 2008 году 1,2 миллиона человек. Более глубокие причины кризиса пока не подвергаются об- суждению. Но вопросы уже звучат. «Уолл Стрит не име- ет денег, поэтому приходит- ся спасать банки. Амери- канские налогоплательщи- ки не имеют денег; поэтому они просят кредиты. Адми- нистрация Буша не имеет денег; они ушли на оплату войн. Соединенные Штаты не имеют денег. Они трати- ли больше, чем зарабатыва- ли в течение многих лет. Поэтому ответьте мне —от- куда взялись вдруг 700 миллиардов? У кого прези- дент Буш хочет их занять ?» — спрашивал в письме в газету International Herald Tribune 7 октября один из читателей. èÎ ˛ Ò ˚ Ë ÏËÌÛÒ ˚ „ÎÓ·‡ÎËÁ‡ˆËË Глобализация как эко- номическая реальность на- иболее быстро осуществля- лась после окончания «хо- лодной войны». В странах Восточной Европы и в СНГ были проведены рыночные реформы. ВКитае и во Вьет- наме либерализация эконо- мики проводилась без изме- нения политических сис- тем. Наибольшее влияние глобализации на мировую экономику состояло в воз- можности переноса про- мышленных предприятий и даже отраслейпроизводства из США и Западной Европы в азиатские страны, имею- щие почти неограниченные ресурсы очень дешевой и квалифицированной рабо- чей силы. Этот процесс, обозначаемый термином «outsourcing”, в наиболь- шей степени затронул эко- номику США и Великобри- тании. Германия также осуществляла перенос про- мышленных предприятий в другие страны, но выбирала для этого своих более бед- ных соседей — Чехию, Словакию, Польшу , Хорва- тию и Словению, где боль- шинство образованных лю- дей знают немецкий язык. Россию дольше всего изоли- ровали от глобализации и не принимали в Международ- ную торговую организацию (ВTO). Глобализация привела к достаточно быстрому росту мировой экономики и тор- говли. При этом страны За- падной Европы и США, снижая объем промышлен- ных отраслей — металлур- гической, химической, ма- шиностроительной, судо- строительной и даже текс- тильной и обувной, расши- ряли финансовый сектор, банковский, страховой, ин- вестиционный, арбитраж- ный. Лондон и Нью-Йорк усилили свою роль как бир- жевых центров для всего мира. В западных странах получило приоритет разви- тие сервиса, информацион- ных технологий, фармацев- тической промышленности, биотехнологии, медицины, образования и научных ис- следований. Количество работающих в индустриаль- ном секторе снижалось, а количество служащих фи- нансовых учреждений быс- тро возрастало. В структуре валового внутреннего про- дукта (ВВП) доля финансо- вого обслуживания в пос- ледние 15 лет увеличилась в Великобритании с 13,3% до 28,5%, в США — с 17 до 22%, в Германии — с 14 до 28%. Строительство и про- дажа домов стали в этих странах основным источни- ком национального дохода, и цены на собственность очень быстро росли. В области сельского хо- зяйства глобализация при- вела к специализации мно- гих южных и тропических стран на продукции техни- ческих культур — хлопка, пальмового масла, каучука, древесины и фруктов и не- которых овощей, а также чая, кофе и специй, которые шли на экспорт. Экспорт зерновых культур, сои, рас- тительных масел и мясо- молочных продуктов был монополизирован США, Канадой, Бразилией и Авс- тралией.Большинствостран мира в настоящее время не могут обеспечивать свое население продуктамипита- ния и зависят от импорта. В их число входят Россия и Украина. Продовольствен- ное снабжение мира слиш- ком сильно зависит от миро- вой торговли. Внезапное сокращение объемов торгов- ли, затронувшее танкеры, контейнерные ирефрижера- торные флотилии, может создать большие проблемы в 2009 году не только в про- изводственных отраслях, но и в обеспечении многих стран продовольствием. è  ˘ËÌ ˚ Í  ËÁËÒ‡ — ‚‡Î ˛ ÚÌÓÂ Ë Ò ˚  ¸Â‚Ó Ì  ‡‚ÌÓÔ  ‡‚Ë Банкротства банков, с которого начался экономи- ческий кризис, были не причиной, а следствием давно развивавшихся про- тиворечий. Главное из них — возможность сильной диспропорции между затра- тами труда и уровнем бла- госостояния в ограниченном числе стран. Это происходи- ло, в одном случае, благода- ря богатству некоторых стран ресурсами, необходи- мыми всему миру, и в дру- гом— в результате возмож- ности еще меньшего числа стран влиять на мировую экономику и торговлю с помощью своих внутренних денежных знаков, не обес- печиваемых золотом или другими универсальными эквивалентами реальной стоимости. Благодаря этому ресурсымогли поступать на мировой рынок по ценам, значительно большим их себестоимостии внутренних цен. А страны, обеспечива- ющие мировую торговлю резервнымивалютами, всег- да могли обеспечивать свои потребности в ресурсах, наращивая денежную мас- су. Существование золотого стандарта для резервных валют, отмененное в 1971 году, гарантировало в про- шлом более справедливое распределение природных богатств. Противоречия в мировой экономике начали обост- ряться в 2001 году после краха весной 2000 года ак- ций информационных и высокотехнологических компаний. После чего об- щий акционерный капитал потерял более 5 триллионов долларов. Именно из-за этого кра- ха инвесторы переключи- лись на вложения денег в реальную собственность, в недвижимость, в дома и квартиры. Избыточный приток финансов в этот сек- тор вел к росту цен нажилье и к росту сумм индивиду- альных ипотечных креди- тов. В недалеком прошлом ипотечный кредит состав- лял обычно 70% стоимости дома, и остальную сумму обеспечивал покупатель. Быстрый рост цен на дома, также не зависимый от их себестоимости, привел к появлению 80% ипотек, затем 90%и 100%. Некото- рые кредитные банки дава- ли ипотеки и в 105, и в 110%, чтобы покупатели могли обзаводиться и мебе- лью. Кредиторыне сомнева- лись: стоимость домов будет только расти, и эта тенден- ция была гарантией креди- тов. Были удлиненыи сроки погашений кредитов до 30 и 35 лет . В этот период зарплаты и доходы населе- ния в западных странах также быстро росли, хотя в бюджетах расходы превы- шали доходы и балансы внешней торговли, особенно в США и Великобритании, были отрицательными. Ис- ключение составляла Гер- мания, у нее экспорт превы- шал импорт. Доллары, евро и фунты стерлингов были мировыми резервными ва- лютами, и поэтому любые дефициты могли компенси- роваться притоком финан- сов из других стран. В тече- ние последних 20 лет амери- канцы и британцы тратили на потребление больше, чем они зарабатывали. В 2007 году в валютных резервах разных стран и в мировой торговле доля дол- ларов США составляла 63,9 процента, доля евро — 26,5 процента, доля английского фунта—4,7процента, япон- ской йены — 2,9 процента. Страны, богатые ресурсами, накапливали резервные фонды в основном в этих валютах и в большинстве случаев хранили эти резер- вы в банках западных стран и в форме инвестиций в ак- ции и недвижимость. Имен- но этот приток денег из других стран позволял США, Великобритании, Испании, Италии и некото- рым другим странам иметь дефицитные бюджеты при одновременном росте жиз- ненного уровня населения. В США в 2006 году импорт превышал экспорт на 855 миллиардов долларов, рас- ходы бюджета превышали доходы на 413 миллиардов долларов. В то же время доходыи расходы семейных бюджетов граждан продол- жали расти. Это, безуслов- но, стимулировало рост цен на нефть и другие ресурсы. Второй группой госу- дарств, где потребительский бум также намного превы- шал их реальные производс- твенные возможности и трудовые затраты, были страны, богатые природны- ми ресурсами, нефтью, га- зом и металлами, цены на которые быстро росли имен- но в 2002— 2008 годах, вне всякой связи с себестоимос- тью их добычи и транспор- тировки. Слабымзвеномздесь был сельскохозяйственный сек- тор. Производство продо- вольствия не поспевало за ростом населения и особен- но за ростом среднего класса в Азии, требовавшего высо- кокачественных продуктов питания. Посевные площа- ди уменьшались из-за роста городов, индустриальных центров и дорожных сетей. Цены на продукты питания стали расти и в связи с пере- работкой пищевых продук- тов (картофеля, кукурузы и растительных масел) на биотопливо. Дополнитель- ные проблемы создавали растущие цены на все виды транспорта, на обогрев или кондиционирование домов и на электроэнергию. Реаль- ная стоимость жизни и ре- альные ценына все социаль- ные блага увеличивались. Однако потребительство в развитых странах продол- жало расти благодаря либе- рализации кредитов не только на покупку домов, но и на большинство других затрат населения. Эти об- щие тенденции делали кри- зис неизбежным. Долги не могли расти беспредельно. Текущие попытки запад- ных правительств ослабить кризис путем стимуляции кредитования и потребле- ниянемогут решить пробле- мы. Зато никто пока не призывает людей к эконо- мии, к сбережению, к отка- зу от излишеств. è  ÒÔÂÍÚË‚ ˚ êÓÒÒËË Волна кризисного цуна- ми дошла до России сильно ослабленной. К середине октября 2008 года индекс фондового рынка России RTS упал на 70 процентов. Акции Газпрома и Лукойла упали на 75 процентов от их прошлых пиков. Акции металлургов упали на 85 процентов. Больше всего пострадали олигархи, брав- шие кредиты на Западе. По подсчетам западных анали- тиков, 25 наиболее богатых олигархов России потеряли активы более чем на 230 миллиардов долларов. Сильно упали цены на акции тех российских ком- паний, которые котируются на Лондонской бирже. На- пример, Sibir Energy, сов- местное российско-британ- ское предприятие, снабжа- ющее бензином и дизель- ным топливом Москву. Главным акционером этой компании является Шалва Чигиринский, и ее патрони- рует мэрия Москвы. Ее ак- ции подешевели в шесть раз. Иностранные фирмы, работающие в Средней Азии, в Казахстане и в Ук- раине, также уменьшили свою капитализацию в 6-10 раз, а иногда и сильнее. Это относится не только к тем компаниям, которые добы- вали газ, медь или марга- нец, но и к золотодобываю- щим. Кредитный голод замед- лил или заморозил множес- тво строительных проектов, которые зависели от валют- ных займов. Низкие цены на нефть, металлы и другое сырье не являются проблемой для самой России. Они ориенти- руют производителей сырья на внутренний рынок и на российскую промышлен- ность и сельское хозяйство. Внутреннее собственное производствополучаетмощ- ный стимул благодаря сни- жению импорта. Созданный в последние годы Стабилизационный резервный валютный фонд вряд ли будет использован для поддержки проблемных банков или стимуляции импорта. Он будет лишь балансировать бюджет. 500 миллиардов долларов, на- копленныефондом,—это не слишком большая сумма для такой страны, как Рос- сия. Суверенные резервные фонды скромных по разме- рам стран, Кувейта и Араб- ских Эмиратов, созданные нефтедолларами, и даже Сингапура, больше россий- ского. Они формировались в течение 20-25 лет. В банковской системе России доминирует госу- дарство, ипотечное креди- тование пока лишь зарожда- ется. Большая часть квар- тир и домов покупается за наличные. Падение цен на собственность будет выгод- но населению. Экономичес- кий рост России может не- много замедлиться. Но опас- ности рецессии пока нет. óÚÓ ‚Ô  ‰Ë? Теория о том, что сущес- твует какой-то неизбежный лимит роста экономики че- ловечества, не нова. С на- ибольшим числом аргумен- тов и расчетов она была раз- витавдискуссиях“Римского клуба”. Их участники не учлимногихфакторов, кото- рые стимулировали эконо- мику в последующие десяти- летия. Однако основнаяидея того, что в будущем нужно стремиться к созданию госу- дарств равновесия, а не ком- форта, не утратила актуаль- ности. Пока кризис только на- чинается. Можно ожидать, что в пределахЕвропыбудут уменьшены или отменены субсидии на развитие эконо- мик новых членов ЕС из ВосточнойЕвропы(Венгрия, Румыния, Польша, Болга- рия и Прибалтика). Финан- сирование попыток внедре- ния европейских моделей демократии и инфраструк- турных проектов вИраке и в Афганистане становится нереальным. Преимущества свободной от государствен- ного контроля рыночной экономики перестали быть аксиомой после первых на- ционализаций частных бан- ков. Культ безудержного потребительства, продол- жавшегося много лет, воз- можно, исчезнет навсегда. Окончание. Начало на 1-й стр. — Федеральное казна- чейство — сравнительно молодойфинансовыйорган. Какие задачи стоят сегодня перед этим ведомством и как они решаются? — 8 декабря нам испол- няется 16 лет. Определен- ный опыт уже наработан. Как сказал Владимир Вла- димирович Путин, «казна- чейство – один из самых молодых, но в то же время главныхфинансовых инсти- тутов страны». Основные задачи орга- нов Федерального казна- чейства вытекают из необ- ходимости должного вы- полнения возложенных на службу функций. Одна из основных – исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание ре- гиональной казны, а также бюджетов муниципальных образований. Казначейство – это своеобразный госу- дарственный кассир и госу- дарственный контролер в одном лице. Благодаря это- му можно устранить кассо- вый разрыв. У одного уч- реждения, например, избы- ток средств, у другого—не- достаток. Появляется воз- можность ими эффективно управлять, учитывая, что все они размещены на еди- u ном казначейском счете и поэтому можно избежать излишнего заимствования, например на рынке. Ачто касается контроль- ных полномочий, то здесь самое главное—обеспечить соблюдение бюджетных ограничений, установлен- ных законодателем. В бюд- жете расписаны все вариан- ты использования средств по соответствующим видам, целевым направлениям и так далее. Задача органов казначейства России—про- верить, чтобы на всех эта- пах исполнения утвержден- ного бюджета не было пре- вышения бюджетных на- значений, а также прокон- тролировать в момент осу- ществления кассового рас- хода целевое использование средств бюджетополучате- лями. В настоящее время орга- ны казначейства осущест- вляют ведение единых сче- тов всех участников бюд- жетной системы, в Липец- кой области — это 331 му- ниципальное образование. И, что очень важно, мы обеспечиваем прозрачность операций. Мы не просто ведем единые счета бюдже- тов, а обеспечиваем предо- ставление информации, отчетности о кассовых пото- ках — о поступлениях и выплатах — по кодам бюд- жетной классификации. Это важнейший элемент, потому что он делает про- зрачными все операции, которые производятся в каждом из этих бюджетов. — Организовать такую работу непросто… — Конечно, сегодня ак- туально стоит вопрос о рег- ламентации функциональ- ных процессов. Для клиен- тов органов Федерального казначейства это означает, что в любомрегионе Россий- ской Федерации одну и ту же функцию, из числа опре- деленных Положением о Федеральном казначействе, все его территориальные органы должны исполнить одинаково. Для органов Федерального казначейства внедрение технологических регламентов – это сущест- венныйспособ оптимизации своей деятельности. В настоящее время в Управлении Федерального казначейства по Липецкой области внедрено 35 техно- логических регламентов, которые помогают четко и слаженно организовать сложный процесс предо- ставления качественных государственных услуг каждому участнику бюд- жетного процесса. Огромным подспорьем в работе является система электронного документо- оборота, которая позволяет оперативно обслуживать 251 администратора пос- туплений, 204 федераль- ных, 29 областных и 351 муниципальное бюджетное учреждение. Это означает, что большая часть наших клиентов находится на сво- их рабочихместах и направ- ляет нам в электронном виде платежные документы для исполнения. В 2009 году мыпланируемподклю- чение к системе электрон- ного документооборота всех наших бюджетополучате- лей и администраторов пос- туплений. Переход на электронный документооборот – это про- гресс не только в техничес- ком сопровождении бюд- жетного процесса, но и в технологической его состав- ляющей. Так, действующая модель санкционирования, применяемая в органах Фе- дерального казначейства, предполагает представле- ние документов на бумаж- ных носителях при проведе- нии платежей, которые проверяются и затем воз- вращаются бюджетополу- чателю. Недостаток такого подхода в полном отсутс- твии так называемого ауди- торского следа. Поэтому казначейство предлагает сегодня видоизменить этот контроль, перейти на безбу- мажную технологию санк- ционирования. Документ можно отсканировать и прислать по системе элект- ронного документооборота в казначейство. Специалис- ты проверят, проведут пла- теж, а сам документ сохра- нится в нашей электронной базе. Таким образом, оста- ется аудиторский след, и понятно, какие документы послужили основанием для проведения платежа. И нет необходимости получате- лям бюджетных средств приходить в Федеральное казначейство с документа- ми на бумажных носите- лях. Хочу особо подчеркнуть: не нужно пугаться отказа от бумаги. Вся информация в системе казначейства долж- на оставаться в виде элект- ронных файлов подтверж- дающих документов. И это вполне достаточное основа- ние для последующих выво- дов: выполнило ли Феде- ральное казначейство свою миссию, соответствуют ли проведенному платежу представленные первичные документы или договоры на оказание услуг в пользу государства или нет. Предстоящий 2009 год будет непростым. С 1 янва- ря вступают в силу 12 но- вых нормативных докумен- тов. По сути, будут запуще- ны новые механизмы, кото- рые позволят полномасш- табно реализовать все поло- жения, заложенные в новой редакции Бюджетного ко- декса Российской Федера- ции. Этим блоком докумен- тов мы подводим черту под серьезным этапом бюджет- ной реформы. Ключевые новации – это трехлетний бюджет, возможность ис- пользования главными рас- порядителями бюджетных средств финансового ме- неджмента по самостоя- тельному доведению кодов бюджетной классификации до получателя бюджетных средств. На федеральном уровне и в субъектах Федерации картина в принципе похо- жая: доведение ассигнова- ний по полной бюджетной строчке — от главного рас- порядителя к получателю бюджетных средств, в соот- ветствии с полномочиями по детализации бюджетных данных. Но на первомплане у нас уже стоит не столько детальный контроль, кото- рый выполнил свою мис- сию, а в большей степени вопрос результативности, эффективности деятельнос- ти получателя бюджетных средств. Это предполагает предоставление дополни- тельных прав получателю бюджетных средств, таких как дифференцированная классификация. И в буду- щем году в нормативных документах будет предус- мотрена возможность дове- дения бюджетных назначе- ний, например по виду рас- ходов получателю бюджет- ных средств. Это серьезное изменение в организации исполнения федерального бюджета и деятельности органов Феде- рального казначейства. Такая мера позволит обес- печить оперативность в уп- равлении бюджетными дан- ными. —ТатьянаМихайловна, говорят, в казначействе работают особые люди, способные выдерживать колоссальные нагрузки, но не хотелось ли вам все бро- сить и уйти? — Откровенно говоря, было. Скорее всего, такое бывает у всех, но казначейс- тво постоянно развивается. Застойных периодов у нас нет, напротив, работать с каждым годом становится интереснее, хотя и сложнее. Но государственная служба – невысокооплачиваемая деятельность. Порою быва- ло и такое, что в кошельке 70 копеек, а до заработной платы еще три дня. В такие дни невольно задумываешь- ся о поисках другой работы. Особенно тяжелым был пе- риод с 1995 по 2000 годы. Многие квалифицирован- ные специалисты ушли тогда из казначейства. Да и сегодня заработная плата в нашей системе не очень привлекательная. Однако текучести кадров, как рань- ше, у нас нет. Коллектив устоялся, сложился, фор- мируются определенные традиции, проводятся про- фессиональные конкурсы. Одновременно вводятся стимулирующие рычаги повышения эффективности в работе, размер премии напрямую зависит от вкла- да каждого в конечный ре- зультат. Жизнь не стоит на месте, коллектив органов Феде- рального казначейства Ли- пецкой области наращивает потенциал. Хочется в канун профессионального празд- ника пожелать коллегам крепкого здоровья, благо- получия, добра и счастья, жизненного оптимизма и профессионального роста, а также дальнейших успехов в деле служения Российско- му государству. ä‡Á̇˜ÂÈÒÚ‚Ó — ͇ÒÒË  ‰Â  ʇ‚ ˚ 2 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 235/23363/ 6 ДЕКАБРЯ 2008 ФОТО С САЙТА PHOTOSIGHT.RU Отсюда финансовый кризис расползся по всему миру.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz