Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
Листы с непонятными для профана таблицами и записями, книга о холод- нокатаных полосах, жур- нал с неброской обложкой —«Производство проката». Рядом белая каска с яркой наклейкой — «НЛМК». На- против стола, на торцевой стене шкафа—два ватманс- кихлиста, сплошьпокрытые прямоугольными сеточками графиков. Что они отобра- жают?Ну, допустим, обезуг- лероживающе-рекристалли- зационныйотжиг например. Хорошее слово для развития дикции, не правда ли? Но Сергей Дегтев, молодой спе- циалист Новолипецкого комбината и автор сих чер- тежей, занят, разумеется, не совершенствованием своей речи: его диссертацияпосвя- щена улучшению качества динамной стали. Точнее — стабилизации ее свойств по длине и ширине полос. — Если мы возьмем об- разцы из середины полосы и с края, то их характерис- тики будут несколько отли- чаться,—подыскивая слова попонятнее, растолковывает мне Сергей. — Устранить эту разницу — значит по- высить качество стали. А я выясняю, как это сделать. Интерес к этой проблеме возник у молодого исследо- вателя не сразу. Окончив профильныйкласс, где элек- тротехнику преподавали чуть ли не по институтской программе, он собирался пойти по стопам отца, спе- циалиста по электрообору- дованию. Но неожиданно для самого себя оказался на физико-технологическом факультете Липецкого тех- нического университета. Потом была магистратура, работа в исследовательской группе под руководством доцента кафедры прокатки Александра Божкова… И вот уже пора было ре- шать, чем заниматься даль- ше. Хотелось и науку не бросать, и на производстве поработать тоже. В итоге экзамены в аспирантуру Сергей Дегтев сдавал, уже работая на Новолипецком комбинате аппаратчиком электролиза. Сейчас он трудится на производстве динамной стали, пишет дис- сертацию. — Ну, случается и еще интереснее. Вот Дмитрий Кондратков вообще сначала хотел в медицинский посту- пать. А сейчас он кандидат наук совсем по другому про- филю, два патента зарегис- трировал, — представляет Сергей зашедшего в кабинет молодого человека. Дмит- рий и его спутница—Нелли Слюсарь, тоже молодой кан- дидат наук, преподаватель Липецкого металлургичес- кого колледжа — снимают каски: они заглянули к нам прямо из цеха. Вообще рабо- та ученого на производстве — сюжет далеко не всегда «застольный». Кабинет, цех, лаборатория — в путе- шествии между этими пун- ктами и проходят поиски научной истины. — Иногда домой воз- вращаешься уже вместе со второй сменой, часов в полдвенадцатого ночи. А то и дольше задерживаешь- ся. Например, надо взять образцы металла, а в цехе его режут только в такое-то время. Ничего не подела- ешь, приходится ждать, — говорит Сергей. Но сомнений, мол, не лучше ли было остаться в вузе и спокойно заниматься наукой, у молодых исследо- вателей нет. — Чистая наука — вы- думка, — категорично за- являет Дмитрий. — Любая наука нацелена на решение практических задач, а уж тем более металлургичес- кие дисциплины. Здесь без связи с производством не обойтись. Поэтому даже те, кто работает в университете, все равно приходят сюда. —А спокойно занимать- ся наукой вообще невозмож- но, — продолжает Сергей. — Это тяжелое дело. Рабо- таешь, работаешь, а каков будет результат — и будет ли он вообще — неясно. Ра- зумеется, ты движешься в определенномнаправлении, предполагая, что придешь к тому-то и тому-то. Но порой получатся нечто обратное. Вот эта неопределенность и давит постоянно. Сколько раз хотелось плюнуть, мах- нуть на все рукой… — Один наш знакомый так все и бросил перед самой защитой, — добавляет Нел- ли. — Не справился с тем, что добытые им результаты были, в общем-то, не новы. Он-то хотел сразу открытие сделать, а не получилось. Вообще далеко не все аспиранты в итоге защи- щаются и получают ученую степень. По разным причи- нам. Дмитрий Кондратков считает, что создать за три года аспирантуры хорошую работу трудно. Год уходит только на сбор информации. А ведь надо еще обработать, осмыслить, собрать собс- твенные данные, их про- анализировать, сравнить… Так почему же Сергей и его товарищи не собираются устроить своюжизнь проще, выгоднее? — Времени жалко, сил потраченных. Я вот одних статей по своей теме сколько перерыл, — демонстрирует Сергей толстенную папку. — А эти графики? Полгода ушло на них. — Ну это еще ты быст- ро управился, — замечает Нелли. —Какже теперь все бро- сить? К тому же чем больше работаешь, тем интереснее. Какие-то новые ответвления появляются, хочется ими тоже заняться. А главное: когда получаешь результат, удовольствие испытываешь неописуемое, — улыбается Сергей. Унего, кстати, кое-какие результатыуже есть.Напри- мер, скоро будет запущена система оценки и контроля свойств выпускаемой ста- ли, в разработке которой он принимал участие. По мнению моих собеседников, на комбинате открываются большие перспективы для начинающих исследовате- лей.Производство бурнораз- вивается, новые агрегаты появляются, новые техноло- гии.Поледеятельностипрос- то огромное. Лишь бы сам двигался вперед, не замы- кался только на своей узкой области, интересовался, что происходит в смежных с нею сферах. А иначе классным специалистом не станешь... Еще одно любопытное и неожиданное наблюдение ребят: массу стоящих идей и мыслей они находят в книгах, изданных…полвека назад. Оказывается, многое, высказанное тогда, актуаль- но по сей день. — Просто в то время го- сударство целенаправленно занялось развитием науки, оказывалоеймощнуюподде- ржку, — считает Дмитрий. Чувствуют ли наши уче- ные сейчасподобное отноше- ние? — Да, — говорит Нел- ли,—впоследниенесколько лет внимания науке стали уделять больше: деньги на оборудование выделяются, надбавки за звание платят, гранты присуждают… Но и проблемы, которые предсто- ит решить сегодня, весьма масштабные и сложные... — Один из самых тре- вожныхмоментов—возрас- тнойразрывмежду старшим поколением ученых и их младшими коллегами. Вот наши преподаватели поч- ти все люди в возрасте. И между ними и нами, теми, кому еще тридцать не испол- нилось, почти никого нет, — размышляет Сергей. Однако он и его товари- щи не впадают в уныние. Тем более что у молодых ученых в жизни есть что-то и кроме науки. — Да так, разное: и ры- балка, и охота… А вот, на- пример, Нелли: три года аспирантуры — трое детей. Чемне увлечение?—смеют- ся ребята. — Ну первый ребенок родился, когда я еще в инс- титуте училась, —уточняет молодая мама. И добавляет, что да, семья и работа—два ее самых главных дела. — А хотели бы вы, что- бы и ваши дети занялись наукой? — спрашиваю на прощание, когда ребята уже надели каски, чтобы вернуться в цех. Сергей и Дмитрий от- вечают расплывчато: мол, еще посмотрим, какие на- следники вырастут да что в стране тогда будет делаться. Семьями ребята (внимание, девушки!) еще не обзавелись и рассуждать о том, чего пока нет, им сложно. А вот у Нелли более определен- ный взгляд на будущее ее малышей: — Может, это кому-то и смешным покажется или неискренним, но мне прос- то хочется, чтобы мои дети любили свою Родину, а их труд был значим для всего общества. Станут ли они учеными? Не знаю. Но по- чему бы и нет? Что ж, значит, продол- жение следует. Софья ВОБЛИКОВА. 8 февраля 2008 г., № 24 (23152) 3 î‡ÍÚ Ë ÍÓÏÏÂÌÚ‡ ËÈ Меткий выстрел егеря Матерую волчицу уничтожила на территории Первомайского заказника бригада егерей управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биоресурсов Липецкой области. Как сообщил агентству «Липецк-Инфоцентр» начальник уп- равления Николай Австриевских, следы стаи из трех волков были обнаружены на границах Колодецкого и Первомайского заказни- ков в середине минувшей недели. На территорию Усманского и Грязинского районов, где нахо- дятся эти заказники, волки, предположительно, совершили рейд из Воронежского государственного заповедника. «Идя по следам волков, наши егеря обнаружили в заказниках несколько зарезанных ими косуль. На этот раз охота на лесных хищников велась методом загона. Один из наших егерей сделал меткий выстрел, два других волка-мигранта из этой стаи сумели уйти в безопасное место и, скорее всего, вернулись на террито- рию Воронежского заповедника», — рассказал Н. Австриевских. По его словам, ранее, в середине января, в лесу в районе села Сошки Грязинского района охотники подстрелили еще одну матерую волчицу, которую они случайно увидели рядом с только что зарезанной косулей. àÌÚ ‚¸ ˛ ÔÓ ÔÓ‚Ó‰Û û ËÈ ãéÉìíéÇ: «Приверженцев вольной борьбы становится больше» В конце января в Красноярске прошел XIX международный турнир по вольной борьбе имени легендарного борца Ивана Ярыгина. На него собрались лучшие спортсмены-вольники с четырех континентов. Российская команда была самой представительной. Многочисленные делегации также прибыли из США, Тур- ции, Казахстана, Монголии, Беларуси, Украины, Венгрии, Италии, Германии... К сожалению, липецкие борцы не пробились на турнир. Зато судить борцовские поединки оргкомитет соревнова- ний в семнадцатый раз пригласил в Красноярск судью из Липецка — арбитра международной категории, заслужен- ного тренера России, мастера спорта СССРЮрия Логутова. Юрию Александровичу довелось судить более двадцати поединков. О своих впечатлениях от турнира он поделился с корреспондентом «ЛГ». — Ярыгинские состязания традиционно преподносят болельщикам много сюрпризов. Вот и на этот раз без них не обошлось. Во-первых, турнир стал триумфоммолодых, еще малоизвестныхспортсменов.Например, в самойпопулярной весовой категории до 96 килограммов победил россиянин Ширвани Мурадов, в финальном поединке одолевший мас- титого борца многократного чемпиона мира Хаджимурата Гуцалова. Во-вторых, соревнования на этот раз проходили без африканских спортсменов, которые застряли во Фран- циииз-за проблем с визами. И, наконец, состязания явились этапным смотром перед летней Олимпиадой в Пекине, что стало важной интригой турнира. — На предыдущих турнирах российские борцы одер- живали верх в большинстве весовых категорий. Стал ли исключением нынешний турнир? — Сегодня российская школа вольной борьбы по праву считается сильнейшей в мире. Не случайно наши борцы одерживают верх на многих международных турнирах. Поэтому никого не удивило то, что и на прошедших сорев- нованиях в Красноярске россияне вышли победителями во всех весовых категориях. Кроме Ширвани Мурадова первенствовали Алан Дудаев, Расул Джукаев, Махач Мур- тазалиев, Георгий Кетоев, Бахтияр Ахмедов. — Какие награды получили победители? — Они удостоены золотых медалей турнира и десяти тысяч долларов. Помимо того, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин трем лучшим борцам выделил по 300 тысяч рублей и по легковому автомобилю. — Как председатель Липецкой областной федерации вольной борьбы оцените состояние данного вида спорта в нашем регионе. — Приверженцев вольной борьбы у нас становится все больше. Отрадно, что в области создаются специализирован- ные борцовскиешколы, вкоторыхиз десяти- двенадцатилет- них ребят опытные тренеры готовят смену мастерам ковра. Замечу,что традиционными стали борцовские турниры, посвященные воинам-интернационалистам, памяти липчан Белана и Теперика, погибших на Кавказе. Областная феде- рация ежегодно проводит и всероссийский турнир имени Героя Советского Союза Сергея Литаврина. На этих сорев- нованиях путевку в большую спортивную жизнь получили многие титулованные липецкие борцы. Беседовал Николай РОЩУПКИН. ФОТО АВТОРА Поединок судит арбитр Юрий Логутов. «У творца всегда есть возможность быть честным» Нынешний год — юбилейный для нашей областной организации Союза художников России. Ей исполняется пятьдесят лет. Сегодня она насчитывает сто четыре человека, что совсем не мало для региона, где нет профессиональных художественных учебных заведений. Перед встречей с ее председателем народным художником России Александром Вагнером я, признаться, готовилась услышать от него жалобы на тяжкую участь живописцев и скульпторов в нынешнее непростое время. Оказалось, однако, что Александр Евгеньевич не так уж склонен к пессимистическим оценкам. Проблем, естественно, хватает, но... — Понятно, все мы зависим от времени, в котором живем. И все-таки осмелюсь утверждать, что люди творческих профессий зависят больше. Лично я всегда считал, что художник — своего рода градусник эпохи, причем речь, разумеется, не только о его материальном положении, но и творчестве. Каким стало для нас нынешнее время? А вот нет у меня однозначного ответа. Минув- ший год в творческом отношении был очень плодотворным. Это было ярко продемонстрировано на прошедшей итоговой выстав- ке. Там такое обилие новых талантливых работ. И, поверьте, их было из чего выбирать. — Вот вы сказали о влиянии времени на творчество. А это как-то прослеживалось по работам на выставке? — Ну, конечно. Монументальную живопись предпочитают только старейшины, корифеи. А у остальных картины заметно уменьшились в размерах. Да и из всех жанров стали преобладать два: пейзаж и натюрморт. И дело не только в том, что небольшой холст для работы художнику приобрести дешевле. На небольшое полотно скорее найдется покупатель, ведь оно уместнее в до- машнем интерьере. А кому в квартире нужны портреты незнако- мых людей? Да никому! Вот вам и влияние рыночного спроса. Ес- тественно, мне жаль, что монументальная живопись уходит. Пони- маете, это же особый талант — художник или скульптор-монумен- талист. Получается, теперь эти дарования нам становятся не нуж- ны. Или же такие мастера должны ломать себя и заниматься не- большими полотнами, которые раскупаются. — Раньше было иначе? — Да! Потому что на монументальные работы существовал социальный заказ. Для Дворцов культуры, для государственных учреждений, для других присутственных мест. — Но ведь от таких работ требовали и особого содержа- ния. Так сказать, идеологически выдержанного. Вы не счи- таете, что это было насилием над творческой личностью? — Вы хотите сказать, что выполнение подобных заказов было чистой воды конъюнктурой? Порою — да. Но очень часто рожда- лись по-настоящему мощные, философские вещи. Например, у Виктора Лузанова есть великолепный цикл «Люди села Коренев- щино». Насколько я знаю, эти работы так и стоят у него в мастер- ской. Но здесь ведь вам не какое-нибудь парадное изображение председателя колхоза при костюме с галстуком и орденами на пиджаке. Так что не надо думать, что социальный заказ обяза- тельно толкал к халтурному или холодному официозу. Если худож- ник честен, он будет честен и выполняя подобный заказ. — Мне кажется, вы не в восторге от той свободы, кото- рую получили, за которую так ратовали многие известные деятели искусства в начале девяностых годов… — А я все больше прихожу к выводу, что по-настоящему твор- ческая личность может реализовывать себя только через преодо- ление и сопротивление. А когда все можно, все дозволено… Ре- зультат этого все мы знаем, видим. По сути дела, та свобода, ко- торую нам дали, привела не к свободе творчества, а к зависимос- ти от рынка, от потребностей покупателей, мягко говоря, не всег- да отличающихся художественным вкусом. Я уже говорил, что ра- боты должны быть «удобного размера», если автор намерен их продавать. Но речь-то не только о размерах… Пусть раньше были идеологические перекосы, даже диктат. Но существовала и еди- ная программа, которая объединяла всех нас. Сегодня, как я по- нимаю, программы развития и поддержки культуры и искусства в масштабах страны нет. Наша область широко известна благодаря своим экономическим достижениям. И у нас-таки имеется воз- можность стать лидерами и в культуре, и в искусстве, более мас- штабно реализуя долгосрочную многоуровневую программу в этой сфере. — Ну вот, мы плавно и незаметно перешли от проблем творческих к проблемам финансово-материальным... — Так все же взаимосвязано, не разделишь, не разложишь по отдельным полочкам. Хотя я бы не утверждал, что у нас, мол, кру- гом сплошные препятствия. Скажем, в отличие от музыкантов, моим коллегам практически не приходится оплачивать аренду за- лов для выставок. На таких условиях мы делаем экспозиции в об- ластном выставочном зале. Нам бесплатно предоставляет поме- щение хозяин галереи «М’Арт» Олег Малявкин. Теперь вот от- крылся Центр изобразительного искусства. Конечно, это большое дело. Откуда бы наша организация нашла средства для аренды? Да и сами художники не потянули бы этих расходов. А вот аренд- ную плату за землю под мастерскими нам установили непомерно высокую: мы платим больше, чем промышленные предприятия или торговые организации. Намного больше, чем спортсмены. Спрашивается, почему? Ведь мы — общественная организация. Мы ничего не производим, не занимаемся коммерцией. Главный вид нашей деятельности — творческая. У Союза нет иных средств, кроме взносов. Вот в Ярославле площадей у тамошнего сообщества художников в два раза больше, а платят там в три с половиной раза меньше. Лужков просто передал все художест- венные мастерские в пожизненное пользование мастерам. Да что Москва! В Воронеже приняли решение десять лет арендную плату с членов Союза не брать. — Так вот с чем связано то, что в Доме художника распо- ложилось множество коммерческих фирм! А я думала, ваш Союз просто деньги зарабатывает. — Правильно, зарабатывает. Но для того, чтобы платить за этот самый Дом художника, поскольку мастерские-то там оста- лись. Вот и сдаем часть помещений в аренду, чтобы на собствен- ную аренду хватило. — А не слишком ли, Александр Евгеньевич, увлеклись мы с вами финансовой темой? Она вообще сегодня стала самой популярной у всех — от мала до велика. С одной стороны, злишься, что люди любые разговоры к этому сводят, а с другой — что делать, без денег никуда... — В том-то и загвоздка. Кто бы возражал, чтобы творчество не зависело от денег? Заметно подорожали краски, холсты. Про скульпторов я уж молчу: стоимость материала такова, что само- му средства найти просто невозможно, вся надежда на заказы. Представляете, во что сейчас обходятся медь, бронза? А зака- зы… Я за тридцать два года жизни и работы в Липецке получил сейчас в городе третий заказ. Считайте, по одному каждые де- сять лет. Конечно, были заказы в районах, но небольшие. А на что, извините, жить? Вот сейчас повысили стипендии заслужен- ным и народным художникам. Я, как народный, получаю аж тыся- чу шестьсот в месяц. А, допустим, Николай Климов, который по- лучил звание заслуженного, — тысячу четыреста. И ни в чем, как говорится, себе не отказывай. Но знаете, что самое огорчитель- ное? То, что наша организация Союза стареет. Молодыми мы на- зываем уже своих сорокалетних коллег. А ведь когда я вступал в Союз, в нем было много тех, кому не было и тридцати. А откуда возьмется приток молодежи? Из других городов не поедут, пос- кольку жилье никто не даст. Да и профессия наша нынче, прямо скажем, непрестижная. А молодежь теперь очень практичная: предпочитает обойтись без творчества, зато с иномаркой и кот- теджем. То есть никуда мы с вами от финансового вопроса не де- немся. — Это и будет последняя фраза в нашем интервью? — Ни в коем случае! Несмотря ни на какие трудности, наша гвардия держится. Я уже говорил, что в минувшем году Николаю Климову присвоено звание заслуженного художника России. Скульптор Юрий Дмитриевич Гришко избран действительным членом Российской академии художеств. Ваш покорный слуга по- лучил знак «За заслуги перед областью» и серебряную медаль РАХ. Прошли великолепные выставки. Мастера с удовольствием работают с талантливыми детьми. Думаю, что и в этом году у нас будут новые достижения. Беседовала Елена БРЕДИС. ÑˇÎÓ„Ë «ãÉ» ÄÎÂÍ҇̉ ÇÄÉçÖê, ̇ Ó‰Ì ˚ È ı Û‰ÓÊÌËÍ êÓÒÒËË: áÌ‡È Ì‡¯Ë ı ! Кто умеет бежать по волнам С двумя дипломами первой степени вернулись в родной город участницы 31-го международного фестиваля- конкурса «Бегущая по волнам» — юные грации образцового коллектива классического танца «Фуэте» елецкого Дворца культуры под руководством Ларисы Касимовой. В Москве, где проходил танцевальный марафон, были пред- ставлены все направления хореографии: эстрадный танец, на- родный и, конечно, классика. Победителей определяло жюри в составе преподавателей ГИТИСа, заслуженных артистов и солис- тов музыкальных театров. Ельчанки показали вариации «Рондо Венециано» и «Китри» из балета «Дон Кихот» (солистка Светлана Юшкова), а также «Кармен-сюиту», итальянскую польку и вариа- цию Амура из того же «Дон Кихота». Это не первая победа образцового коллектива и его руково- дителя. Напомним, что в активе именитого коллектива — трофей Второго европейского фестиваля «Русские сезоны в Париже» — Хрустальная пирамида, Гран-при Международного фестиваля в Турции. Большую помощь в организации поездки в столицу оказал та- лантливым исполнительницам ректор ЕГУ имени И.А. Бунина Ва- лерий Кузовлев. Почти в то же время в Москве побывали и воспитанники шко- лы искусств № 4 имени Л. Соколовой. Они выступали на гала-кон- церте, посвященном 16 Международным рождественским обра- зовательным чтениям, которые проходили по благословению пат- риарха Московского и всея Руси в Храме Христа Спасителя в Москве. Для участия в столь ответственном концерте юных ель- чан пригласили уже второй раз. Они познакомили публику со сво- ей театрально-хореографической композицией «Над городом». Милада ФЕДЮКИНА. ëÂ„Ó‰Ì fl — ÑÂ̸ ÓÒÒËÈÒÍÓÈ Ì‡ÛÍË Как плод на дереве... ã„ÍÓ ÎË · ˚ Ú¸ ÏÓÎÓ‰ ˚ Ï… Û˜ÂÌ ˚ Ï? ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Как улучшить качество динамной стали, знает молодой ученый НЛМК Сергей Дегтев. Что отличает ученого от обычного человека? Научное любопытство, жажда исследовать, анализировать, сопоставлять, синтезировать…Но главное — ученые совершают открытия, которые меняют нашу жизнь. И даже простое общение с ними всегда дарит что-нибудь новое. Вот и встреча накануне Дня российской науки с тремя молодыми учеными, работающими на НЛМК, помогла мне кое-что «открыть»: к примеру, что полоса динамной стали неоднородна по своим свойствам, а воспитание троих детей и защита кандидатской — вполне совместимо. àÁ ̇ÔÛÚÒÚ‚ËÈ ÏÓÎÓ‰ ˚ Ï ËÒÒΉӂ‡ÚÂÎ fl Ï u Истинная научная работа зреет, как плод на дереве, и зрелый плод дол- жен упасть и рассыпать свои семена. Де БАРИ, немецкий ученый ХIХ века. u Крупнейшие открытия делались молодыми людьми. И.К. КИКОИН, физик. u Трудно, должно быть трудно. Без трудностей нет творчества. Б.Б. ПИОТРОВСКИЙ, археолог, востоковед. è ÓÒÚÓ Ù‡ÍÚ ˚ u В нашей области сегоднятрудят- ся более 1000 докторов и кандидатов наук. Только в 2007 году у нас было защищено сто с лишним докторских и кандидатских диссертаций. u За год администрация региона направила на финансовую поддержку научных поисков наших земляков 1 миллион 375 тысяч рублей. u 8 молодых ученых стали облада- телями премии имени С.Л. Коцаря по итогам областного конкурса научных работ в 2007 году. Ç Ô Ó‰ÓÎÊÂÌË ÚÂÏ ˚ Вчера на торжественномприеме в честь Дня российской науки заместитель председателя областного Совета депута- товАлександрНиконов и начальник управления образова- ния и науки областиЮрийТаран вручилимолодымученым премии имени Сергея Коцаря. Среди лауреатов впервые оказались трое студентов. Группамолодых исследователей, а также коллективыведущих вузов получили сертификаты и благодарственные письма облсовета и администрации региона.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz