Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
230/23358/ 29 НОЯБРЯ 2008 7 Социальное партнерство Ведущий страницы Алексей КОЛБАСКО Бюллетень управления труда и занятости Липецкой области ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Любовь Лазарева, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Липецкой области 2008 год явился периодом дальнейшего экономичес- кого развития Липецкой области. По целому ряду показателей экономики наш регион занимает лидирующие позиции среди регионов России. Однако за решением важных экономических задач не стоит забывать о проблемных вопросах, связанных с обеспечением и защитой трудовых прав работников предприятий нашей области. Хотелось бы отметить, что в последнее время вве- дение новых законодатель- ных и иных нормативных правовых актов, содержа- щих государственные требо- вания по охране труда, за- ставило работодателей по- вернуться лицомк решению вопросов создания здоровых и безопасных условий труда своим работникам, повыси- ло их ответственность. Бла- годаря современному обору- дованию, освоению передо- вых технологий, повыше- нию производительности труда, заинтересованности всех участников трудового процесса в результатах их деятельности, вниманию к вопросам создания безопас- ных условий труда и соблю- дения трудового законода- тельства в целом совершенс- твуются условия труда на рабочих местах. В области будет реализован новый проект по достижению баланса между экономическим и социальным прогрессом ë ÚËÙËÍ‡Ú ‰Ó‚Â Ë fl ‡·ÓÚÓ‰‡ÚÂÎ ˛ Однако проводимый ана- лиз показывает, что далеко не на всех предприятиях области состояние дел с соб- людением трудового законо- дательства благополучно. За 9 месяцев текущего года Государственной инспекци- ей труда вЛипецкой области проведено более 1100 прове- рок соблюдения законода- тельства о труде и об охране труда на предприятиях и в организациях нашей облас- ти.По результатампроверок выявлено более 12 тысяч нарушений! Многие руково- дители и должностные лица оштрафованы по результа- там проверок. За 9 месяцев текущего года смертельно травмированы 29 работни- ков, 57 человек получили травмы тяжелой степени. Государственнойинспек- цией труда в Липецкой об- ласти по согласованию с Главным федеральным инс- пектором по Липецкой об- ласти, управлением труда и занятости Липецкой облас- ти, Липецкой торгово-про- мышленной палатой, Феде- рацией профсоюзов Липец- кой области, областнымобъ- единением работодателей разработан для дальнейшего внедрения на территории нашего региона проект «Де- кларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей». Этимпроек- том предпринята попытка стимулировать усилия всех работодателей области, на- правленные на достижение баланса между экономичес- ким и социальным прогрес- сом, в полной мере учиты- вать все разнообразие усло- вий, возможностейиприори- тетов каждого субъекта тру- довых отношений. Условием участия орга- низаций и индивидуальных предпринимателей в реали- зации проекта является со- ответствие параметров их деятельности определенным требованиям трудового за- конодательства. Своимучас- тием в проекте добровольно- го декларирования работо- датель подтверждает выпол- нение своих обязательств по обеспечению основных прав работников и свою под- держку действиям Гос- трудинспекции, направлен- ным на защиту трудовых прав работников ина содейс- твие по применению норм трудового законодательства РФ. Для того чтобы принять участие в проекте, руково- дители предприятий запол- няют заявление-деклара- цию, где указывают, как соблюдаются права работни- ков: заключаются ли пись- менные договоры, вовремя ли выплачивается зарплата и выше ли она минимально- го уровня, делаются ли от- числения во внебюджетные фонды, какое уделяется внимание охране труда. После этого специалисты Госинспекции труда на базе имеющихся у них сведений проводят оценку, насколько написанное пером соответс- твует реальности. Если все подтверждается, то руково- дителю предприятия вруча- ется «Сертификат доверия работодателю» и компания вносится в специальный «почетный» реестр, разме- щенный на сайте инспек- ции. Помимо морального удовлетворения и улучше- ния имиджа предприятия, документ дает работодателю небольшие преференции. Госинспекция труда гаран- тирует его обладателям, во- первых, техническое со- трудничество по оказанию поддержки предприятий и предоставление услуг кон- сультационного характера, способствующихправильно- му применениюнорм трудо- вого законодательства РФ, как самими организациями, так и их сотрудниками. А во-вторых, будет проводить плановые проверки на пред- приятии только по просьбам самого работодателя. Впрочем, если компания или учреждение после этого все-таки нарушит законода- тельство о труде, сертифи- кат доверия будет отозван, а виновные, как и положено по закону, наказаны. Конечной целью декла- рирования является сбор сведений и формирование баз данных о соблюдении работодателями трудового законодательства Российс- кой Федерации, гарантиях трудовых прав работников этих предприятий, мерах, принимаемых работодате- лями, по улучшению усло- вий труда. Создание базы данных о соблюдении рабо- тодателями трудового зако- нодательства позволит полу- чить более широкое пред- ставление о действительном положении дел с соблюдени- ем трудовых прав граждан на предприятиях Липецкой области, повысит ответс- твенность работодателей за исполнение норм трудового законодательства, будет свидетельствовать о мини- мальной социальной ответс- твенности работодателя пе- реднаемнымиработниками. Кроме того, анализ сведе- ний, содержащихся в декла- рациях, позволит более ра- ционально планировать ра- боту Государственной инс- пекции труда и оперативно реагировать на имеющиеся нарушения. Алексей Владимиров В Липецкой области на 2009—2011 годы принята целевая Программа улучшения условий и охраны труда. Основными целями этой Программы являются: со- хранение жизни и здоровья работников в процессе тру- довой деятельности, сниже- ние профессиональных рис- ков на производстве, повы- шение качества и проведе- ние аттестациирабочихмест и условий труда. Для дости- жения поставленных задач необходимо обеспечить со- гласованные действия ис- полнительных органов госу- дарственной власти, органов надзора и контроля за соб- людением законодательства об охране труда, работодате- лей и профсоюзов. ВПрограмме предусмот- рено создание инфраструк- туры обеспечения охраны труда. С этой целью плани- руется проведение семина- ров, совещаний, «круглых столов» по вопросам усло- вий и охраны труда, в том числе для субъектов малого предпринимательства. Об- ластная конференция на тему «Роль социального партнерства в управлении профессиональными риска- ми» также поможет в реше- нии этой задачи. По итогам программных мероприятий будут подготавливаться методические рекоменда- ции по участию органов ис- полнительной власти и мес- тного самоуправления в расследовании несчастных случаев на производстве, а также по организации обще- ственного контроля за про- фессиональными рисками на производстве. Плюс ко всему будут организованы ежегодные специализиро- ванные выставки и ярмарки средств индивидуальной защиты. Исполнителем програм- мы является управление труда и занятостиЛипецкой области, а контроль за ее ходом будет осуществлять администрация области. Программа позволит планомерно проводить рабо- ту по обеспечению охраны труда, предусматривать не- обходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритет- ных мероприятий, направ- ленных на достижение глав- ной цели. …èÎ ˛ Ò ËÌÙ ‡- ÒÚ ÛÍÚÛ ‡ Сергей Шурупов, консультант отдела охраны и государственной экспертизы условий труда управления труда и занятости Липецкой области Одной из наиболее значи- мых социально-экономи- ческих задач остается проблема повышения квалификации и улучше- ния условий труда работа- ющих. По данным статистики, в Липецкой области в усло- виях, не отвечающих сани- тарно-гигиеническим нор- мативам, работает 40,3 ты- сячи человек, или 29 про- центов работающих по об- следованным видам эконо- мической деятельности, в том числе в металлургичес- ком производстве — 27,3 тысячи человек, или 72 про- цента. В то же время по данным инспекции труда в Липецкой области за 2007 год, по сравнению с преды- дущим на 27 процентов увеличилось количество нарушений, связанных с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. За десять месяцев с нача- ла 2008 года до 70 процентов несчастных случаев на про- изводстве с тяжелым исхо- дом приходится на органи- зации, в которых не прово- дилась оценка условий тру- да на рабочих местах, не обеспечивался необходи- мыйконтроль за состоянием условий труда. По-прежне- му в числе основных причин несчастных случаев про- сматривается неудовлетво- рительная организация про- изводства работ. В результа- те нарушений требований охраны труда страдают ра- ботники. Так, в одной из организаций Долгоруковс- кого района за последние три года на производстве тяжело травмированы 3 че- ловека, в том числе 2 работ- ника стали инвалидами в текущем году. Отсутствие достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, а также полагающихся гаран- тиях и компенсациях работ- никам, занятымна тяжелых работах и работах с вредны- ми условиями труда, не способствует решению про- блем создания безопасных условий труда. Не уменьша- Улучшение условий труда – задача государственного масштаба å ˚ ÒÚ‡ÌÓ‚ fl ÚÒ fl ÊÂÒژ ется количество обращений граждан в судебные инстан- ции, в том числе по поводу подтверждения связи забо- леваний с профессиями при подозрении на профессио- нальные заболевания. Уйма сил затрачивается работни- ками и представителями работодателей, а достичь объективного решения по- рой не удается в течение длительного периода време- ни. Работодатели, обраща- ясь в управление труда и занятости Липецкой облас- ти для подтверждения ка- чества проведенной аттеста- ции рабочих мест по услови- ям труда, редко используют возможность одновременно через государственную экс- пертизу оценить правиль- ность предоставленияработ- никам компенсаций за тя- желую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда. До настоящего времени значительная часть заклю- чений государственной экс- пертизы условий труда под- тверждала неправомерность подходов при назначении работникамкомпенсаций за тяжелую работу, работу с вредными, опасными усло- виями труда. В случае рабо- ты персонала в условиях превышениягигиенических нормативов отдельные рабо- тодатели не спешат назна- чать работникам компенса- ции, а период оформления результатов аттестации по- рою «затягивают» на год или два. Нередко размеры полагающихся работникам компенсаций занижаются, что также является наруше- нием прав работников. В ходе рассмотрения оценок фактических усло- вий труда на основании оп- ределенийсудебныхорганов часто не подтверждаются результаты аттестации ра- бочих мест по условиям труда. При установлении при- чин несчастных случаев на производстве со смертель- ным исходом в отдельных организацияхобластивыяв- лены нарушения статьи 219 Трудового кодекса РФ, ког- да работники при имевших- ся у них заболеваниях не получали достоверной и своевременной информации от работодателей об услови- ях труда на рабочих местах, а продолжали работать в условиях, несовместимых с их здоровьем. Наряду с этим степень утраты профессио- нальной трудоспособности лицам, получившим по- вреждение здоровья в ре- зультате несчастных случа- ев на производстве или про- фессиональных заболева- ний, устанавливается без заключений государствен- ной экспертизы условий труда о характере и услови- ях труда пострадавших. Необходимость приня- тия действенных мер оче- видна. Областная целевая программа «Улучшение ус- ловий и охраны труда на 2009 — 2011 годы», на реа- лизацию которой из бюдже- таЛипецкой области плани- руется израсходовать 944 тысячи рублей, предусмат- ривает мероприятия с дове- дением до 85 тысяч общего количества рабочих мест, условия труда на которых предполагается оценить в ходе аттестации. Таким об- разом, за ближайшие три года планируется почти двукратное увеличение ра- бочихмест с обоснованными оценками условий труда. Мероприятия программы позволят привести в соот- ветствие с санитарно-гигие- ническими нормами не ме- нее 40 процентов рабочих мест. Одновременно с учетом нового «Порядка проведе- ния аттестации рабочих мест по условиям труда», введенного с первого сентяб- ря текущего года приказом Минздравсоцразвития Рос- сии, обеспечивается актив- ное участие Государствен- ной инспекции труда в та- кой работе, что повышает уровень требований надзор- ных и контрольных функ- ций в области охраны труда. Круг мер оперативного воз- действия на работодателей за уклонение от выполнения прямых обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе при отказе от про- ведения аттестации рабочих мест по условиям труда, становится намного больше и жестче. При этом возрас- тают требования к аттесту- ющим организациям, де- ятельность которых должна быть максимально «про- зрачной» и соответствовать необходимым критериям, стимулирующим качество выполненных услуг. Члены аттестационных комиссий в установленном порядке должны пройти подготовку по общим вопросам аттеста- ции рабочих мест по услови- ям труда. Реализация новых поло- жений законодательной базы возможна лишь через координацию действий за- интересованных сторон, в том числе управления труда и занятости Липецкой об- ласти, Государственной инспекции труда в Липец- кой области, территориаль- ного управления Федераль- ной службы по надзору в сфере защитыправ потреби- телей и благополучия чело- века по Липецкой области, регионального отделения Фонда социального страхо- вания, представителей объ- единения работодателей и органов по труду городов и районов области, Федера- ции профсоюзов области. Снедавнего временипро- ведение аттестации рабочих мест по условиям труда на территории области предус- матриваетинформационный обмен между Государствен- ной инспекцией труда в Липецкой области и област- ным управлением труда и занятости с целью ведения электронного банка данных. В него включается регуляр- ное обновление информации о ходе аттестации рабочих мест в организациях городов и районов области, сведения по аттестующим организа- циям. При этоминформаци- онный блок пополняется оперативными сведениями по организациям, в которых не проведена аттестация рабочих мест или для кото- рых в ближайшее время ис- текают срокидействиядоку- ментов аттестации. Госу- дарственная инспекция труда в Липецкой области способствует реализации законодательных норм в отношении ответственности работодателей, уклоняю- щихсяот обученияипрофес- сиональной подготовки пер- сонала в области охраны труда, а также проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Сведения о совершенииадминистратив- ныхправонарушенийдопол- няют банк данных по аттес- тации рабочихмест и сущес- твующих условий труда. В Липецкой области до 40 процентов несчастных случаев с тяжелым и смер- тельным исходом связаны с неудовлетворительной под- готовкой персонала, отсутс- твием своевременного обу- чения и проверки знаний требований охраны труда. И, напротив, обеспечивает- ся безопасность работников там, где качественно прове- дена аттестация рабочих мест и выполнен комплекс мероприятий по оздоровле- нию и улучшению условий труда. Например, на протя- жении последних двух лет не допущено случаев про- фессиональной заболевае- мости и травматизма в ОАО «Лебедянский завод строи- тельно-отделочныхмашин», где вопросы улучшения ус- ловий труда и обучения персонала поставлены во главу угла. Вместе с тем для отде- льных видов экономической деятельности доля обучен- ных руководителей продол- жает снижаться. Например, среди работодателей — ин- дивидуальных предприни- мателей малого бизнеса каждый четвертый не вла- деет необходимыми знания- ми в рамках существующей программы обучения по охране труда. С внесением Федераль- ным законом от 22.07.2008 г. № 157-ФЗ изменений в статью216Трудового кодек- са РФ, закрепивших за ис- полнительной властьюсубъ- ектов Российской Федера- ции статус координатора в профилактике безопасности труда, введен принцип обя- зательности информирова- ния о состоянии условий и охраны труда работодате- лей, осуществляющих де- ятельность на территории Липецкой области. Таким образом, в ближайшее время должны быть определены механизмы сбора и обработ- ки соответствующей инфор- мации. Предстоит большая работа, в ходе которой тре- буется перестроить отноше- ние руководителей отде- льных организаций к про- блемам улучшения условий труда работающего персона- ла. По моему мнению, реа- лизация комплекса мер, предусматривающих заин- тересованность работодате- лей в обеспечении безопас- ных условий труда, в том числе посредством направ- ления сумм страховых взно- сов на финансирование пре- дупредительных мер по со- кращению производствен- ного травматизма и профес- сиональных заболеваний работников, должна быть в обязательном порядке со- гласована с управлением труда и занятостиЛипецкой области, ответственным за организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в регионе. 1. Введение Государственной инспекцией труда в Липецкой области при участии Главного феде- рального инспектора по Липецкой области аппара- та полномочного предста- вителя Президента Российской Федерации в ЦФО, управления труда и занятости Липецкой области, Липецкой торго- во-промышленной пала- ты, Федерации профсою- зов Липецкой области реализуется проект «Декларирование деятель- ности предприятия по реализации трудовых прав работников и работо- дателей». 2. Цели проекта Повышение привлека- тельности организаций и индивидуальных предпри- нимателей Липецкой области на рынке труда. Более успешное продви- жение товаров и услуг с использованием конку- рентного преимущества производителей как обладателей «Сертифика- та доверия работодате- лю», задекларировавшему свою работу по выполне- нию основных положений трудового законодательс- тва РФ. Достижение нового качественного уровня защитытрудовых прав работников на террито- рии Липецкой области. 3. Задачи проекта Активизация деятель- ности работодателей Липецкой области, на- правленной на наиболее полную и всестороннюю реализациютрудовых прав работников. Обеспечение организа- циями и индивидуальны- ми предпринимателями Липецкой области реали- зации принципов социаль- ного партнерства на основе ситуации взаимной лояльности работников и работодателей. Увеличение ресурса организаций (предприни- мателей) за счет умень- шения нагрузок со сторо- ны надзорного органа. 4. Предмет реализации проекта Приоритетное направ- ление усилий организаций и индивидуальных пред- принимателей на обеспе- чение выполнения требо- ваний законодательства о труде и охране труда. Информационно- правовая и организацион- ная поддержка работода- телей со стороны госу- дарственного органа, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в сфере трудо- вых и непосредственно связанных с ними отноше- ний, и Липецкой торгово- промышленной палаты. 5. Участники проекта Организации любых организационно-правовых форм собственности, зарегистрированные на территории Липецкой области. Зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предпри- ниматели без образования юридического лица, осуществляющие предпри- нимательскую деятель- ность с использованием наемного труда. Государственная инспекция труда в Липец- кой области. Липецкая торгово- промышленная палата. Управление труда и занятости Липецкой области. Главный федеральный инспектор по Липецкой области аппарата полно- мочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО. Федерация профсоюзов Липецкой области. 6. Содержание проекта Условием участия организаций и индивиду- альных предпринимате- лей в реализации проекта является соответствие параметров их деятель- ности определенным требованиямтрудового законодательства. Для участия в проекте организация (индивиду- альный предпринима- тель) направляет в Государственную инспек- циютруда в Липецкой области заявление- декларацию. Государс- твенная инспекция труда в Липецкой области в тридцатидневный срок со дня получения заявления рассматривает данное заявление-декларацию на предмет соответствия задекларированных фактов требованиям трудового законодательс- тва и, с учетоммнения Федерации профсоюзов Липецкой области, управ- ления труда и занятости Липецкой области, прини- мает решение о допуске (отказе в допуске) работо- дателя к участию в проекте. Решение принимается на основе «презумпции правдивости» работода- теля, на базе имеющихся в Государственной инспек- ции труда в Липецкой области сведений. Неучас- тие в проекте не влечет для организации (предпри- нимателя) никаких последствий. О принятом решении заявителю сообщается в письменной форме. В случае положитель- ного решения организация (предприниматель) включается в реестр работодателей, гаранти- рованно соблюдающих трудовые права работни- ков. Указанный реестр формируется Государс- твенной инспекцией труда в Липецкой облас- ти и размещается на официальном сайте Инспекции. Работодателю в торжественной обстанов- ке вручается документ «Сертификат доверия работодателю», о чем размещается информация в печатном издании Липецкой торгово-про- мышленной палаты, а также в других средствах массовой информации. Изготовление докумен- та осуществляется Липецкой торгово-про- мышленной палатой за счет средств работодате- ля—участника проекта. Действие сертифика- та—пять лет с даты выдачи сертификата. В случае несоответс- твия заявленных работо- дателем фактов требова- ниям трудового законода- тельства либо при нали- чии объективных данных о грубых нарушениях трудового законодательс- тва (задолженности перед работниками по заработной плате, несчас- тный случай на произ- водстве по вине работода- теля и другое) Государс- твенная инспекция труда в Липецкой области отклоняет заявление об участии в проекте с указа- нием причин отказа. В случае устранения работодателем обстоя- тельств, послуживших основанием для отклоне- ния его участия в проек- те, он вправе вновь в любое время неограниченное число раз обращаться по данному вопросу с заявле- нием в Государственную инспекцию труда в Липец- кой области. Перечень содержащих- ся в приложении к настоя- щему Положению требо- ваний законодательства может пересматривать- ся Государственной инспекцией труда в Липецкой области в связи с изменениями законода- тельства либо сменой приоритетов надзорной деятельности. Данное обстоятельство обрат- ной силы не имеет. Государственной инспекцией труда в Липецкой области в отношении организаций (предпринимателей), удостоенных «Сертифи- ката доверия работодате- лю», гарантируется: предоставление безвозмез- дно всех форм консульта- ционных услуг по вопро- сам трудового права; проведение плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства по просьбам работодателя (в этом случае меры административного воздействия, как правило, не применяются). Отзыв «Сертификата доверия работодателю» может быть осуществлен Государственной инспек- цией труда в Липецкой области в связи с грубыми нарушениями работода- телем требований законо- дательства о труде и охране труда, повлекши- ми причинение ущерба трудовым правам работ- ников. В этом случае Серти- фикат по заявлению работодателя может быть возобновлен не ранее чем по истечении года со дня его отзыва. Об отзыве сертифика- та информируются в письменной форме с указанием мотивов отзыва работодатель, Липецкая торгово-про- мышленная палата, Главный федеральный инспектор по Липецкой области аппарата полно- мочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО, управ- ление труда и занятости Липецкой области, Феде- рация профсоюзов Липец- кой области. èÓÎÓÊÂÌË ӷ Û˜‡ÒÚËË Ó „‡ÌËÁ‡ˆËÈ Ë ËÌ‰Ë‚Ë‰Û‡Î¸Ì ˚ı Ô Â‰Ô ËÌËχÚÂÎÂÈ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ‚ Ô ÓÂÍÚ «ÑÂÍ· Ë Ó‚‡ÌË ‰Â fl ÚÂθÌÓÒÚË Ô Â‰Ô Ë fl ÚË fl ÔÓ Â‡ÎËÁ‡ˆËË Ú Û‰Ó‚ ˚ı Ô ‡‚ ‡·ÓÚÌËÍÓ‚ Ë ‡·ÓÚÓ‰‡ÚÂÎÂÈ» КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz