Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

№ 230/23358/ 29 НОЯБРЯ 2008 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК «ЛГ» о профсоюзной жизни Спрашивайте Изменение условий договора В связи с экономическим кризисом, который отразился на работе предприятий, в правовую инспекциютруда Федерации профсоюзов Липецкой области поступаетмного обращений как от работников, так и от работодателей по поводу введения режима неполного рабочего времени, его оплаты, увольнения работников. В соответствии с частью 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ работодатель вправе в связи с изменениями организационных или технологических условий труда в организации (что должно быть доказано) в одностороннем порядке изменить условия трудового договора. О предстоящих изменениях, а также причинах, вызвавших их необходимость, работодатель обязан уведомить работника не позднее, чем за два месяца до их введения. Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, работодатель обязан предложить ему письменно другую имеющуюся у него работу, соответствующую квалификации и состоянию здоровья работника. Если такой работы нет, работодатель обязан предложить имеющуюся вакантную нижеоплачиваемую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять. При отсутствии у работодателя соответствующей работы, а также в случае отказа работника от предложенной ему другой работытрудовой договор прекращается по пункту 7 статьи 77 ТК РФ. В случаях, если изменения условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель с целью сохранения рабочих мест вправе с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профорганизации вводить режим неполного рабочего дня (смены), но только на срок, не превышающий 6 месяцев. Об этих изменениях работники также должны быть уведомлены работодателем письменно не позднее чем за 2 месяца до их введения. При отказе работника от продолжения работы на этих условиях трудовой договор расторгается по сокращениюштата или численности работников организации. В соответствии с частью 2 статьи 93 ТК РФ при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других прав работников. В организациях Липецкой области на некоторых предприятиях, таких как ОАО «Липецкцемент», в организациях агропромышленного комплекса, работникам предлагают заключить соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон. Возникает вопрос: правомерны ли действия работодателей? Следует отметить, что увольнение по этому основанию, если оно производится по обоюдному соглашению сторон трудового договора, без какого-либо понуждения со стороны работодателя, нарушением не является. Некоторые работодатели при увольнении по этому основанию выплачивают работникам выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а иногда оплачивается и период трудоустройства до двух месяцев. Эти условия оговариваются в соглашении, которое составляется в письменном виде и подписывается работником и работодателем. Если работник не соглашается на увольнение по соглашению сторон или по собственному желанию (к чему иногда понуждают работников), то его увольнение должно быть произведено по сокращению численности или штата работников организации. Тамара Леонова, главный правовой инспектор ФПЛО. Алексей Колбаско Теме охраны труда в образовательных учрежде- ниях Липецка было посвящено совместное заседание коллегии городс- кого департамента образо- вания и пленума городской профорганизации работни- ков народного образования и науки. В работе форума приняли участие практи- чески все руководители школ областного центра и председатели первичных профсоюзных организа- ций. Подобные совместные заседания проводятся каж- дые три года, а вообще воп- росамохранытруда уделяет- сяпостоянное внимание, они включены в учебные про- граммы профактива. Доста- точно сказать, что только в мае текущего года были обу- чены60 уполномоченных по охране труда по 40-часовой программе. Всем слушате- лям выданы удостоверения уполномоченных.Регулярно проходят смотры-конкурсы по охране труда и технике безопасности. И все-таки, даже несмотря на то, что отрасль народного образова- ния не входит в число произ- водственных отраслей, еже- годно в этой сфере регистри- руются несчастные случаи, в том числе и со смертель- ным исходом. Председатель горкома профсоюзаВалентинаХому- тинникова привела такие данные. Согласно монито- рингу, проведенному ЦК отраслевого профсоюза в этом году, только 36 процен- товработниковобразования, прошедших диспансериза- цию в рамках национально- го проекта «Здоровье», яв- ляются людьми здоровыми. 23 процента отнесены к группе риска развития забо- левания, а 4 процента обсле- дованныхнуждаютсяв сроч- ном лечении. Мониторинг также показал, что аттеста- ция рабочих мест по услови- ям труда нередко проводит- ся формально. Чтопредлагаетпрофсоюз в плане приоритетов по ох- ране труда? Во-первых, по- Окончание. Начало на 5-й стр. Рассказывает Светлана Щербатых: —Дела вшколе и раньше шли неплохо, но статус гим- назии позволяет закрепить и развить успехи. У нас детям даетсяуниверсальное,много- стороннее образование. И у ребят, и у педагогов теперь большешансовпроявитьсвой личностный потенциал. Со второго классашколь- ники начинают изучать иностранный язык, а с седь- мого есть возможность изу- чить и второй иностранный. Также со второго класса дети начинают вникать в основы информатики. В гимназии внедрено углуб- ленное изучение гуманитар- ныхпредметов, права, миро- вой культуры и так далее. Статус гимназии повы- шает требования и к препо- давательскому составу. Из 65 педагогов (все они — с высшим образованием) 22 человека имеют высшую квалификационную катего- рию. У нас есть и заслужен- ный учитель, и лауреаты премии имени Москаленко, и победители в приоритет- ном национальном проекте «Образование». В гимназии — 27 работников техничес- кой службы (повара столо- вой, водители, рабочие) и на каждогоиз нихя, какдирек- тор, могу положиться, как на саму себя. Знаю, в любой ситуации не подведут. На базе гимназии работа- ют восемь предметных ка- федр, есть краеведческое общество «Былое», а недав- но создано научно-исследо- вательское общество «Гим- назист». Уже второй год у нас успешно работает попе- чительский совет, который очень помогает гимназии в организации всей нашей деятельности. Учебное заве- дение, еще будучи обычной средней школой, дважды становилось победителем конкурсов национального проекта «Образование» и получало по миллиону руб- лей. В прошлом году за за- слуги в области отечествен- ного образования мы на- граждены орденом Петра Великого первой степени. Между прочим, таких на- град по всейРоссии всего 15. Но самое большое наше до- стижение, я считаю, это со- здание дружногошкольного коллектива, коллектива единомышленников. èÓÎ ˛ ·Ó‚‡Ú¸Ò fl ÒÚ‡  ËÌÓÈ В Боринской школе два года назад был создан музей крестьянскогобыта,который зарегистрирован на феде- ральном уровне. В нем — больше двухсот экспонатов. Чего тамтолько нет: прялка, ступа, самовар, патефон, старинные юбки… Отдельно оформленправославныйуго- лок с иконами, молитвами. Создатель всей этой красоты —учительницамузыкиЛюд- мила Сергеевна Бунеева. В музей какие только гостине приезжали.Не гово- ря уже о земляках, здесь побывали представители Москвы, Ростова, других регионов нашей страны. Каждуюнеделюобязательно кто-то наведывается в музей полюбоваться стариной. Со- провождают гостейирасска- зывают им об экспонатах и u Аркадий Гарбузов Сергей Петрович Бессонов — сменный мастер домен- ного цеха ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол». Окончил металлургичес- кий техникум по специаль- ности техника доменного производства. За долголет- ний добросовестный труд, активную общественную работу по наставничеству награжден Почетной грамотой Министерства экономического и промыш- ленного развития. Бессоно- ву присвоено звание «Ветеран труда». Поговорить со знатным металлургом хотелось в ра- бочей обстановке, непос- редственно в доменномцехе, но случилось так, что встре- ча наша состоялась в его собственном доме на улице имени Кочеткова, что в жи- лом поселке завода. Выйдя на автобусной остановке и пройдя десять минут пеш- ком, я вошел в калитку по нужному адресу. Сергей Петрович уже ждал меня. Его приветливый взгляд как-то сразу расположил к хозяину просторного дома, с аккуратными цветочными клумбами и покрытыми ас- фальтом дорожками. Устро- ившись в уютной комнате у камина, мы и разговори- лись. — Профессию доменщи- ка я выбрал не случайно, —поведалСергейПетрович. — Мой отец, Петр Василье- вич, много лет трудился на «Свободном соколе». Часто я забегал к нему на завод, с интересом наблюдал за тем, ДОСКА ПОЧЕТА | Бессоновы — металлурги в трех поколениях è  ‰‡ÌÌÓÒÚ¸ Ô  ÓÙÂÒÒËË как ловко работают модель- щики. А когда проходил мимо домен, дух захватыва- ло при виде этих могучих печей. Ивтайне, признаюсь, завидовал людям, которые управляют этимиогнедыша- щими «драконами». Далее Сергей Петрович рассказал о своихшкольных годах. Любимыми его пред- метами были физика, мате- матика, уроки труда. И ког- да прозвенел последний звонок, выпускник Сергей Бессонов твердо решил стать металлургом. В техникум пришел с конкретной целью — освоить профессию до- менщика. Учился хорошо, а главное с желанием. —Вот уже прошло 30 лет с тех пор, — говорит Сергей Петрович,—и нисколько не жалею, что выбрал огнен- ную профессию. Скажу больше, люблю своюработу. Металлургов уважаюза пре- данность делу, профессиона- лизм, честность. Без этого коллектив не сможет эффек- тивно трудиться. Люди с явной ленцой (уж не говорю о вредных привычках) у нас в цехе не задерживаются. Отрадно, что к нам охотно приходит молодежь. Работа в доменном цехе нелегкая: горячий металл, сложные механизмы требуют абсо- лютного внимания и ответс- твенности от каждого. Но, несмотря на трудности, от нас рабочие не уходят. Бессонов убежден, что с новичками, пришедшимина производство, надо обяза- тельно работать в плане на- ставничества. Не только раскрывать начинающему металлургу секреты мас- терства, но и воспитывать у парня чувство гордости за рабочую профессию. — Первый мой подопеч- ный, СашаПаршин, сегодня в доменном цехе является мастером газового хозяйс- тва,—с явнымудовольстви- ем называет мастер своего воспитанника и продолжа- ет: — Игорь Пименов к нам пришел после окончания Липецкого металлургичес- кого техникума. Егоприкре- пили ко мне. Очень способ- ный молодой человек, тру- долюбивый, любознатель- ный. Не стеснялся задавать вопросы, когда затруднялся в чем-либо. Сейчас он — за- меститель начальника цеха. Все мои «воспитанники» стали уважаемыми людьми, отличными производствен- никами. Не скрою, что раду- юсь результатам своего по- сильного участия в их судь- бах. Интересуюсь: служил ли СергейБессонов в Советской Армии? — В воздушно-десант- ных войсках на южных ру- бежах России прошла моя служба, — вспоминает Бес- сонов. — ВДВ — это хоро- шая школа для формирова- ния мужского характера, силыволи. Еще в техникуме я увлекался боксом, футбо- лом. Так что физически вполне соответствовал не- легкой службе. —Домой писал регуляр- но, — продолжает рассказ СергейПетрович.—Аневес- те своей, Татьяне, будущей супруге, отправлял солдатс- кие письма почти ежеднев- но. Не писал только нахо- дясь в самолете или когда парил на парашюте, — сме- ется бывший десантник. После армии Сергей и Татьяна скрепили своижиз- ни узами брака. Два дня продолжалась их свадьба, да еще с песнями, русскими обрядами, плясками. Все окрестные жители приняли участие в свадебной церемо- нии.Ипамять об этомтеперь хранится в большом семей- ном альбоме супругов. —Первенецнаш, Сергей, пошел по моим стопам, — продолжаетБессонов.—Как и я, он окончил металлурги- ческий техникум.И, не заду- мываясь,пришелвдоменный цех завода «Свободный со- кол». Мы, Бессоновы, — ме- таллурги в третьем поколе- нии. Сын доволен професси- ей, живет самостоятельно, своей семьей. А мы с Татья- ной воспитываем дочку Еле- ну, студентку Липецкого пе- дагогического университета. Спрашиваю Сергея Пет- ровича, поддерживает ли он дружбу с бывшими однокур- сникамиметаллургического техникума? — Из 22 студентов груп- пы только двое нас — я и СашаМилованов—пришли на «Сокол» в доменный цех. Александр Милованов сей- час мастер горячего участка, профессионал своего дела. Дружим с ним вот уже три десятка лет,—отвечает Бес- сонов. — Вот вы с явным удо- вольствием рассказываете о своем заводе, о его замеча- тельных людях. Но за 30 лет разве все так благополучно было в коллективе? Ведь окунулись вы в очень тяже- лые 90-е годы, когда пред- приятия, по известным при- чинам, останавливались, а то и закрывались навсегда, — затрагиваю я непростую и, в общем-то, неприятную тему. — Вот это происходило на моих глазах, — вздохнув от тяжелых воспоминаний, ответил собеседник. —Ведь моя рабочая биография в основном связана с заводом «Свободный сокол».Прежде чемстатьмастеромдоменно- го цеха, прошел я путь от подручного газовщика. Кри- зис второй половины 90-х годов ударил и по нашему заводу. Предприятие оста- новилось. Много хороших специалистов и рабочих ушли. Но не все. Остались самые крепкие духом, уве- ренные, что такое положе- ние дел можно изменить. Нашлись умные руководи- тели, инженеры, технологи. Именно они добились ре- конструкции устаревшего оборудования, переведяпро- изводство на новые техноло- гии. И теперь завод в числе лучших в нашей области. Сергей Бессонов с горе- чью вспоминает о трудных днях коллектива и с гордос- тью говорит о тех людях, которые спаслипредприятие от краха. Амне подумалось: ведь в «спасательной» ко- манде немалое участие при- нимал и сам Бессонов! … Как у каждого челове- ка, у Сергея Петровича есть свои увлечения. Он страст- ный футбольный болель- щик, как любитель-боксер не пропускает телетрансля- ции боксерских схваток на первенство мира и Европы, России и области. Есть еще одна страсть у Бессонова — грибная. Вот когда ему пос- частливитсявстретитьполя- ну рыжиков—этихцарских грибов, воистину наступает праздник души. 18 ноября Сергей Бессо- нов отметил свой 54-й день рождения. Не удержался я, спросил, знает ли он зара- нее, какой подарок пригото- вят ему родные? —Яникогда не знаю, что мне вручат, — искренне улыбается Сергей, — до са- мой последней минуты, пе- ред тем как сесть за празд- ничный стол, секрет хранит- ся обязательно. Тем неожи- даннее и приятнее становит- ся любой подарок, особенно от своих близких… ëÚ‡ÚÛÒ Ó· fl Á ˚ ‚‡ÂÚ... ОХРАНА ТРУДА | Свыше 200 участников собрались на совместное заседание í  ËÚÓ  Ë fl ·ÂÁÓÔ‡ÒÌÓÒÚË высить роль отраслевых со- глашений и коллективных договоров учреждений в вопросах охраны труда. Во- вторых, продолжать подго- товку специалистов по охра- не труда. Третий вопрос — это введение в штатные рас- писания всех учреждений образования должности спе- циалиста по охране труда. В беседе с корреспондентом этот момент прокомменти- ровал принявший участие в форуме главный техничес- кий инспектор труда Феде- рации профсоюзов области Юрий Сологуб: — К сегодняшнему засе- данию все подготовились оченьответственно.Отрадно, что недостатки никто не пы- тался скрыть. Однако глав- ная проблема в том, что в учебных заведениях нет спе- циалистов по охране труда. Часто, на наш взгляд, из-за незнания, из-за недостачи опыта проводится просто ненужная, лишняя работа, связанная с различными до- кументами. Поэтому техин- спекция труда Федерации профсоюзов готова оказать помощь в плане упорядоче- ния этойработы, подготовки необходимых документов. Авот что по этому поводу говорит Валентина Хому- тинникова: — Если в организации трудятся свыше 50 человек, то, конечно же, там должен быть освобожденный специ- алист по охране труда. По крайней мере, так следует и из положений законодатель- ства, но освобожденных кадров пока нет. Еще один важный мо- мент, отраженный в реше- нии форума, это предусмот- реть в смете расходов на 2009-й и последующие годы средства на проведение ме- роприятий по охране труда в размерах в соответствии с требованиямизаконодатель- ства. И обеспечить участие профсоюзов в ступенчатом контроле за соблюдением требований охраны труда. В общем, каждое образова- тельное учреждение должно стать, образно говоря, тер- риторией безопасности. Назаседаниитакжебыли определены и награждены призерыконкурса по охране труда и техники безопаснос- ти. Валентина Хомутинникова вручает удостоверения прошедшим обучение по охране труда. ФОТО ИЗ АРХИВА ГОРКОМА ПРОФСОЮЗА самаБунеева, и гимназисты- экскурсоводы, которых она же и подготовила. Под руко- водствомЛюдмилыСергеев- ныфольклорная группа еще испоет что-нибудьиз русско- го старинного репертуара. ᇠڇÍÓ ԇ  ÚÌ  ÒÚ‚Ó Что же касается взаимо- отношений, социального партнерства… Рассказывает Светлана Щербатых: —К примеру, админист- ративная команда (а это, помимо меня, — два замес- тителяпоучебной, один—по воспитательной работе и один—по административно- хозяйственной части) дейс- твует в единой связке, на основе взаимопонимания и доверия. Исовершенно неза- менимый у нас человек — председатель профкомаРаи- са Ивановна Беляева, от ко- торой оченьмногое зависит в коллективе. Она — связую- щее звено между админист- рациейиработниками.Даже когда вроде быине требуется какого-то официального участия профсоюза, мы все равно с Раисой Ивановной советуемся по тому или ино- му вопросу. Есть люди, кото- рым полностью можно дове- рять, и Беляева именно из таких. Достаточно сказать, что за годы совместной с профкомом работы из наше- го коллектива в какие-либо инстанции не поступало ни единой жалобы. И все очень просто объясняется. Мы на месте можем разрешить лю- бую проблему. Люди в нашемколлекти- ве никогда не держат, так сказать, камень за пазухой. И если у кого-то возникли острые вопросы, они без ро- бости и смущения идут в кабинет директора, его за- местителей, председателя профкома, и мы все вместе стараемся их разрешить. Наверное, такие взаимоот- ношения и называются со- циальным партнерством, и мы делаем все для того, что- бы это партнерство состоя- лось. Рассказывает Раиса Бе- ляева, учитель русского языка и литературы, пред- седатель профкома гимна- зии: — Мне посчастливилось работать здесь почти уже 36 лет. Кстати, сама училась в этой же школе, а потом и работать сюдапришла.Была учителем, затем завучем начальных классов. Когда избралипредседателемпроф- союзной организации, не- много растерялась, не знала, с чего начинать. Но затем успокоилась, особенно когда поняла, что администрация, как и профком, всегда гото- вы прийти на помощь своим работникам. Например, готовим оче- редной коллективный дого- вор, какие-то изменения в него, создаем специальную комиссию. Икто в числе пер- вых включается в работу? Директор и его заместители. Вместе мы разрешаем прак- тически любые проблемы. К тому моменту, когда надо принимать документ на об- щем собрании, все мнения и замечания уже учтены. Дело в том, чтонашработодательв лицедиректораоченьхорошо знаетТрудовойкодекс,всегда учитывает мнение профорга- низации по тому или иному вопросу, даинерешаетихбез участия профкома. Более того, администрацияипроф- комсовместноведутпостоян- нуюразъяснительнуюработу по многим направлениям. У нас уже три года действует кружок по изучению право- вых документов, где обсуж- даютсясамыеразные темы, и любой может восполнить пробел в знании законов. Наверное, именно поэтому уже много лет в нашем кол- лективе такая здоровая в морально-психологическом смысле обстановка. ëÚËÏÛÎ ˚ Í Ú  Û‰Û В этом году в Боринском сдавали выпускные экзаме- ны два одиннадцатых клас- са. Ребята отлично справи- лись с ЕГЭ, показав и успе- ваемость, икачество знаний. Выпускников поздравили с успехом, а их учителей по итогам экзаменов поощри- ли, и теперь эти преподава- тели получают из надтариф- ного фонда по 25 процентов доплаты за то, что результа- ты ЕГЭ по их предметам оказались выше среднеоб- ластного уровня. Вообще, всяческие до- платы здесь полагаются прежде всего за качество обучения, результаты кото- рого определяются по ито- гам четвертей, а у ребят де- сятых-одиннадцатых клас- сов — по итогам полугодия. Стимулировать педагогов практикуется за победы в конкурсах («Учитель года», «Стажер года»), за участие в экспериментальнойдеятель- ности (связанной с новыми учебниками), за работу пе- дагогов по развивающим программам и так далее. ÖÒÚ¸ Ӊ̇ Ô  Ó·ÎÂχ… Похоже, лишь одна боль- шая проблема на сегодняш- ний день волнует здесь всех. Это — капитальный ремонт здания. Дляучениковначальных классов созданы комфорт- ные условия для обучения и воспитания. Несколько лет назад здание для младших школьников былокапиталь- но отремонтировано, теперь все здесь радует глаз. А ря- дом — замечательный бас- сейн, где с детьми проводят- ся уроки плавания. Но вот другое здание, где учатся ребята старшего воз- раста, пока далеко от иде- ального состояния. Нет-нет, ремонты текущие здесь про- водятся, условия для нор- мальной учебы созданы. В гимназии — компьютерные классы, тренажерный зал, прекрасная столовая, собс- твенныймузей... Оборудова- ние — самое современное. Но вот над большой и «больной» (по словам Свет- ланыЩербатых) проблемой капитального ремонта зда- ния сегодня ломают голову и администрация, и проф- ком, и попечительский со- вет, ведь в данной ситуации дело не обойдется малыми средствами. Однако вБорин- ской гимназии уверены, что в ближайшее время эта про- блема разрешится и учебное заведение станет еще при- влекательнее, еще лучше во всех отношениях. ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА Людмила Бунеева в роли экскурсовода; Раиса Беляева и Светлана Щербатых делятся опытом. ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz