Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 6 № 205/23333/ 22 октября 2008 Липецкая газета постановление администрации липецкой области № 233 от 11.09.2008 г. Об утверждении областной целевой программы «Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009—2011 годы» В соответствии с Законом Липецкой области от 09.10.2007 года № 94-ОЗ «О бюджетном процессе Липецкой области», Постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 года № 168 «О порядке разработки, утверж - дения и реализации областных целевых программ» администрация области постановляет: Утвердить областную целевую программу «Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009—2011 годы» (Приложение). И. о. главы администрации Липецкой области Ю. Божко I. Паспорт областной целевой программы “Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009—2011 годы” Наименование целевой программы Областная целевая программа «Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009—2011 годы» (далее — Программа). Основание для разработки целевой программы Федеральный закон Российской Федера - ции от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Заказчик целевой программы Администрация Липецкой области. Разработчик целевой программы Управление экологии и природных ресур - сов Липецкой области. Цель целевой программы Охрана и улучшение состояния окружаю - щей природной среды в Липецкой области. Задачи целевой программы Регулирование качества окружающей природной среды; поддержка особо охраняемых природных территорий; сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; экологическое просвещение. Сроки реализации целевой программы 2009—2011 годы. Исполнитель целевой программы Управление экологии и природных ресур - сов Липецкой области. Объемы и источники финансирования Общий объем финансирования на 2009—2011 годы 53785,0 тыс. рублей — средства областного бюджета. Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и показатели активности Увеличение уровня мониторинга состояния атмосферного воздуха на 42%; предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод (прирост водных ресурсов на 105 тыс. м 3 ); мониторинг состояния водных объектов на 24% участков рек на территории области; уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду; охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения (6,3% территории Липецкой области); мониторинг состояния популяций редких видов растений и животных на террито - рии области (328 видов растений и 196 видов животных); своевременное и качественное обеспече - ние населения области экологической информацией, пропаганда экологических знаний,формирование экологического сознания и культуры населения. Порядок осуществления контроля за ходом выполнения целевой программы Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 г. № 168 «О порядке разработки,утверждения и реализации областных целевых программ». II. Описательная часть областной целевой программы “Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009—2011 годы” 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в Липецкой области продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью. Основными экологическими проблемами в области являются: — загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышлен - ных предприятий и автотранспорта; — загрязнение водных объектов области; — образование и накопление отходов; — сокращение видового состава флоры и фауны. Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются про - мышленные предприятия и автотранспорт. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Липецкой области от стационарных источников в 2007 году составили 382,9 тыс.т,выбросы вредных веществ от автотранспорта Липецкой области выросли до 144,5 тыс. т за счет увеличения количества автотранспортных средств. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят: ОАО «НЛМК» — 308,3 тыс. тонн, ОАО «Липецкцемент» — 15,5 тыс. тонн, Донское УМГ филиал ООО «Мострангаз» — 17,8 тыс. тонн. В области 8 предприятий выбрасывают за - грязняющие вещества с превышением норм: ОАО « НЛМК», ОАО ЛМЗ «Свобод - ный сокол», вагонное депо «Грязи» и «Казинка» филиалы ОАО «РЖД», ОАО «Рож - дественский карьер», ОАО «Талицкий мясокомбинат», Елецкая дистанция граж - данских сооружений и войсковая часть 55207. Несмотря на постоянное снижение комплексного индекса загрязнения атмос - феры по г. Липецку (в 2007 г. ИЗА=8,05),областной центр по прежнему относится к городам с высоким уровнем загрязнения (ИЗА=7-14). При этом недостаточно сформирована сеть наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на терри - тории региона — в населенных пунктах с развитой промышленной инфраструкту - рой не ведется постоянный мониторинг атмосферного воздуха, данные по каче - ству воздуха крупных населенных пунктов (за исключением г. Липецка) отсутству - ют. Это влечет за собой необходимость формирования и обеспечения функцио - нирования системы наблюдения за состоянием окружающей среды на террито - рии субъекта. Водные объекты являются важнейшим компонентом окружающей природной среды и наиболее уязвимыми природными ресурсами. В условиях повышенной антропогенной нагрузки состояние водных объектов Липецкой области опреде - ляется степенью влияния производственной, хозяйственно-бытовой и иной дея - тельности населения на исходное состояние водных объектов. При этом достаточно известным и находящимся под контролем вопросом яв - ляется влияние сосредоточенных сбросов сточных вод предприятий промышлен - ности и жилищно-коммунального хозяйства. Рассредоточенные источники загрязнения водных объектов, такие как сток с водосборных площадей земель сельскохозяйственного назначения, ливневые сто - ки с территорий населенных пунктов и т. д., оказывают более существенное влияние на гидрохимию поверхностных вод. Избыточные концентрации биоген - ных элементов, в первую очередь азота и фосфора, вызывают бурный рост во - дорослей, цветение воды. Отмирающая растительность создает вторичное за - грязнение водных объектов. Значительное влияние на состояние водных объектов оказывают объекты транспортной инфраструктуры и иные сооружения,создающие подпор и изменяю - щие естественные процессы руслоформирования. Гидротехнические сооружения в отсутствие надлежащей эксплуатации и необходимых экологических попусков оказывают очень значимое влияние на водность зарегулированных водотоков в летний период, когда пруды и водохранилища являются активными испарителями. Поверхностные и подземные воды находятся в тесной взаимосвязи. В связи с повсеместным использованием подземных вод для хозяйственно-бытового во - доснабжения населения, развитием коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах области одним из побочных результатов явилось прогрессирующее под - топление многих населенных пунктов. В этих условиях настоятельной необходимостью стала комплексная оценка ги - дрологического и гидрогеологического состояния рек, протекающих по террито - рии области, их влияния на населенные пункты и влияния населенных пунктов на реки,определение путей и методов решения неотложных экологических проблем, в первую очередь проблем подтопления, организация действенной системы на - блюдения за динамикой русловых процессов и состоянием водных объектов. На протяжении последних лет все больше усугубляется проблема изменения режима поверхностного стока поверхностных водных объектов. В результате пру - ды и водохранилища заиливаются, происходит ухудшение гидрологических, мор - фометрических, гидробиологических показателей. Загрязняются водные ресурсы области, при этом возникает угроза здоровью и жизни населения области. Для восстановления режима поверхностного стока и оздоровления водных объектов необходимо выполнить их расчистку от наносов и растительности. В областную собственность планируется принять водные объекты, образован - ные 125 гидротехническими сооружениями,из них в расчистке нуждаются 18. Ис - ходя из того, что данные водоохранные мероприятия дорогостоящие (стоимость 1 м куб. расчистки пруда составляет 150 рублей), к исполнению выбраны три наиболее неблагополучных объекта. Актуальной причиной ухудшения качества окружающей среды и здоровья на - селения является загрязнение почв,подземных вод и воздуха,вызванное ежегод - ным ростом количества отходов производства и потребления. Уровень жизни на - селения растет, увеличивается потребительская способность,следовательно, рас - тет количество твердых бытовых отходов (ТБО). На территории области накопле - но свыше 8 млн. м 3 ТБО. Во многих сельских поселениях отсутствует цивилизо - ванный способ сбора и вывоза мусора, земли захламлены и превращены в сти - хийные свалки. В условиях отсутствия полигонов ТБО остро стоит проблема вре - менного складирования отходов, которую можно решить путем организации пло - щадок временного хранения. Кроме того, в области слабо развита система приемки вторсырья (макулату - ры,стекла,пищевого пластика),отсутствует кадастр отходов,позволяющий опреде - лить объемы, типы образующихся отходов, пути их дальнейшей переработки или утилизации. Для улучшения экологического состояния населённых пунктов области необ - ходимо комплексно решать проблему с отходами производства и потребления: вести кадастр отходов, способствовать организации раздельного сбора отходов, в сельских поселениях обустраивать площадки временного хранения ТБО. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохра - нения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира и относятся к объектам общенационального достояния. На территории области расположены 157 ООПТ, из них 151 — областного значения, 3 — местного, 3 — федерального. Для государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий об - ластного значения, определения перспектив развития сети данных территорий, учета данных территорий при планировании социально-экономического развития региона необходимо располагать оперативными и достоверными сведениями о текущем состоянии ООПТ, их природной ценности, выполнении режима охраны. С этой целью необходимо путем натурного обследования осуществлять сбор дан - ных для государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, обустраивать территории пограничными информационными знаками (аншлага - ми),проводить землеустройство земель, на которых расположены ООПТ. На территории Липецкой области насчитывается 5532 вида животных, из них: •68 видов млекопитающих, к числу редких и находящихся под угрозой исчез - новения относятся 18 видов; •269 видов птиц, среди них исчезнувших,редких и находящихся под угрозой исчезновения — 85; •8 видов пресмыкающихся, в том числе видов, занесенных в Красную книгу — 6; •11 видов земноводных, включающих 3 краснокнижных вида; •предполагается обитание 56 видов круглоротых и рыб, к числу редких отно - сятся 11 видов; •5120 видов насекомых, среди которых 73 вида редких и находящихся под угрозой исчезновения. областная целевая программа«охрана окружающей природной среды липецкой области на 2009—2011 годы» Растительный мир области представлен как северными видами хвойных, хвойно-широколиственных лесов и дубрав, так и представителями типичных «степняков». Общий видовой состав сосудистых растений насчитывает 1438 так - сонов, 328 видов растений занесены в список редких. Кроме того, на территории области произрастает 38 краснокнижных видов грибов и 32 вида лишайников. Для обеспечения сохранности видового разнообразия растительного и жи - вотного мира и воспроизводства объектов, находящихся под угрозой исчезнове - ния в Липецкой области, необходимо проводить работы с привлечением ведущих биологов и зоологов по изучению численности и ареалов распространения ред - ких видов флоры и фауны, организовывать ботанико-зоологические экспедиции, выявлять популяции видов, нуждающихся в охране, проводить просветительскую деятельность среди населения. На решение данных проблем нацелена областная целевая программа «Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009—2011 годы», предусма - тривающая принятие неотложных мер по решению экологических проблем в регионе. Областная целевая программа «Охрана окружающей природной среды Липец - кой области на 2009—2011 годы» основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, разработана во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окру - жающей среды». 2. Цель и задачи Программы Программа направлена на решение важнейшей комплексной проблемы обе - спечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Цель Программы — охрана и улучшение состояния окружающей природной среды в Липецкой области. Задачи Программы: — регулирование качества окружающей природной среды; — поддержка особо охраняемых природных территорий; — сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; — экологическое просвещение. Сроки реализации Программы: 2009—2011 годы. 3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Предполагаемый общий объем финансирования на весь период реализации Программы составит 53785,0 тыс. рублей. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009—2011 ГОДЫ» ПО ПЕРИОДАМ РЕАЛИЗАЦИИ: тыс. руб. Наименование Объем финансирования на весь период реализации В том числе по годам реализации 2009 год 2010 год 2011 год ВСЕГО по Программе 53785,0 16741,0 17913,0 19131,0 1. «Регулирование качества окружающей природной среды» 44663,0 13956,0 14813,0 15894,0 2. «Поддержка особо охраняемых природных территорий» 4617,0 1410,0 1625,0 1582,0 3. «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений» 495,0 175,0 175,0 145,0 4. «Экологическое просвещение» 4010,0 1200,0 1300,0 1510,0 Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета но - сят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном по - рядке при формировании областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета. 4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Исполнителем Программы является управление экологии и природных ре - сурсов Липецкой области. Исполнитель Программы: — осуществляет реализацию мероприятий Программы в соответствии с Фе - деральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на по - ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муни - ципальных нужд»; — заключает государственные контракты и договоры; — контролирует своевременность и качество выполнения мероприятий Про - граммы; — представляет в администрацию области отчеты о ходе реализации Про - граммы в соответствии с постановлением администрации области «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» от 28.11.2007 года № 168; — вносит в установленном порядке предложения по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы; — участвует в комплексных проверках хода реализации Программы. 5. Оценка эффективности Программы В соответствии с Конституцией Российской Федерации реализация Програм - мы обеспечивает право граждан на благоприятную окружающую среду. Областная целевая программа «Охрана окружающей среды Липецкой области на 2009—2011 годы» позволит стабилизировать экологическую обстановку в обла - сти,создать более комфортные условия для проживания населения. Эффективность Программы оценивается путем сравнения индикаторов целей Программы, указанных в таблице,к показателям непосредственных результатов. Экологическая эффективность Программы выражается в: развитии системы комплексного мониторинга состояния окружающей природ - ной среды; улучшении экологического состояния водных объектов; уменьшения негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; обеспечении охраны особо охраняемых природных территорий областного значения; сохранении редких и исчезающих видов животных и растений; повышении экологической культуры населения. Социальная эффективность Программы заключается в оздоровлении экологи - ческой обстановки в Липецкой области и создании благоприятных условий для проживания и отдыха населения. Экономический эффект от реализации программных мероприятий не подда - ется учету и оценке из-за влияния на его значение значительного числа неопре - деленных параметров и характеристик. К концу 2011 года будут получены следующие результаты: обеспеченность населенных пунктов стационарными постами наблюдения за состоянием атмосферного воздуха достигнет 10 шт.; проведение комплексной оценки состояния 40% рек бассейнов р. Дон и р. Воронеж; наблюдение (мониторинг) за состоянием водных объектов на 24% участков рек на территории области; прирост водных ресурсов в результате проведения водоохранных мероприя - тий составит 105 тыс. м 3 ; исследование 70% объектов, деятельность которых приводит к образованию отходов производства и потребления в общей численности промышленных пред - приятий; обследование 151 ООПТ областного значения — (100%); аншлагирование 54 ООПТ областного значения, что составит 36% общего числа ООПТ; мониторинг состояния популяций редких видов растений и животных на тер - ритории области позволит оставить неизменным число сохраняемых редких и исчезающих 196 видов животных и 328 видов растений; своевременное и качественное обеспечение населения области экологиче - ской информацией, пропаганда экологических знаний, формирование экологиче - ского сознания и культуры населения. Выполнение мероприятий Программы в конечном итоге приведет к уменьше - нию выбросов вредных веществ в атмосферу на 2 тыс. тонн ежегодно и сниже - нию объема сбросов загрязненных сточных вод на 2 млн. м 3 ежегодно за счет природоохранных мероприятий. Наименование целей и показателей Величина показателя в 2008 году Период действия Программы 2009 год 2010 год 2011 год Цель. Охрана и улучшение состояния окружающей природ- ной среды в Липецкой области Задача 1. Регулирование качества окружающей природной среды Показатель 1.1. Обеспеченность населенных пунктов стационар - ными постами наблюдения за состоянием атмосферного воздуха (мониторинг атмосферного воздуха) (шт.) 7 8 9 10 Показатель 1.2. Доля обследованных рек бассейнов р. Дон и р. Воронежв общем числе рек 0,1 0,2 0,3 - Показатель 1.3. Доля наблюдаемых участков рек в общем числе рек - 0,11 0,22 0,24 Показатель 1.4. Прирост водных ресурсов (тыс. м 3 ) в результате проведения водоохранных мероприятий - 30,0 10,0 65,0 Показатель 1.5. Доля исследованных объектов,деятельность которых приводит к образованию отходов производства и потребления в общей численности промышленных предприятий - - 0,3 0,7 Задача 2. Поддержка особо охраняемых природных территорий Показатель 2.1. Доля обследованных ООПТ областного значения 0,7 0,8 0,9 1,0 Показатель 2.2. Доля аншлагированных ООПТ в общем числе ООПТ области 0,06 0,12 0,24 0,36 Задача 3. Сохранение редких и исчезающих видов живот- ных и растений Показатель 3.1.Количество сохраняемых редких и исчезающих видов животных (видов) 196 196 196 196 Показатель 3.2. Количество сохраняемых редких и исчезающих видов растений (видов) 328 328 328 328 Задача 4. Экологическое просвещение населения Показатель 4.1. Количество материалов,размещенных в СМИ (шт.) 370 380 390 395 Источники сбора информации для оценки эффективности: данные текущего мониторинга,отчетов о выполненных работах. Периодичность сбора информации: по итогам года. Показатель 1.2. Доля обследованных рек бассейнов р. Дон и р. Воронежв об - щем числе рек определяется как отношение числа обследованных рек к общему числу рек (125 шт.). Показатель 1.3. Доля наблюдаемых участков рек в общем числе рек определя - ется как отношение числа наблюдаемых участков рек к общему числу рек,находя - щихся на территории области (127 шт.). Показатель 1.5. Доля исследованных объектов, деятельность которых приво - дит к образованию отходов производства и потребления в общей численности промышленных предприятий определяется как отношение количества обследо - ванных предприятий к общему числу промышленных предприятий (500 шт. по данным Ростехнадзора). Показатель 2.1. Доля обследованных ООПТ областного значения определяется как отношение числа обследованных территорий к общему числу ООПТ областно - го значения (151 шт.). Показатель 2.2. Доля аншлагированных ООПТ в общем числе ООПТ области определяется как отношение числа аншлагированных территорий к общему чис - лу ООПТ областного значения (151 шт.). Показатель 3.1.,3.2. Количество сохраняемых редких и исчезающих видов жи - вотных (196 видов) и растений (328 видов) определено согласно списку, утверж - денному постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2003 года № 280. III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ тыс. руб. № п/п Наименование мероприятия Сроки испол - нения Объем финансирования из областного бюджета Исполнители по годам 2009 2010 2011 1. «Регулирование качества окружающей природной среды» 13956,0 14813,015894,0 1.1. Отбор и анализ проб воздуха на посту наблюдения за загрязне - нием атмосферного воздуха 2009 — 2011 гг. 350,0 700,0 1050,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.2. Внедрение постов контроля за состоянием атмосферного возду - ха 2009 — 2011 гг. 1900,0 1900,0 1900,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.3. Комплексная оценка гидрологи - ческого и гидрогеологического состояния рек бассейна р. Воронежна территории Липецкой области 2009 г. 2075,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.4. Комплексная оценка гидрологи - ческого и гидрогеологического состояния рек бассейна р. Дон на территории Липецкой области 2010 г. 2071,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.5. Мониторинг состояния дна, берегов, изменения морфоме - трических особенностей, состояния водоохранных зон водных объектов 2009 — 2011 гг. 1037,0 2537,0 1858,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.6. Проектно-изыскательские работы по расчистке прудов, водохранилищ и русел рек, экспертиза проектов 2009 — 2010 гг. 863,0 1316,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.7. Расчистка пруда в с. Ильинка Долгоруковского района Липецкой области 2009 г. 4073,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.8. Расчистка водохранилища на р. Усмань с. Куриловка Усманского района Липецкой области 2010 г. 5107,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.9. Расчистка русла р. Олымчик с. Урицкое Тербунского района Липецкой области 2011 г. 10086,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.10 Подготовка к изданию Красной книги Липецкой области 2009 — 2010 гг. 1100,0 400,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.11. Выявление и оценка мест размещения отходов на территории Липецкой области 2009 г. 400,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.12. Разработка типовых проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления 2009 г. 450,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.13. Сбор данных для ведения регионального кадастра отходов 2009 — 2011 гг. 1108,0 600,0 1000,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.14. Обустройство скважины для наблюдения за состоянием подземных вод на полигоне захоронения ядохимикатов «Большие Избищи» 2009 г. 600,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1.15. Разработка проекта ограждения полигона захоронения ядохими - катов «Большие Избищи» 2010 г. 182,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 2. «Поддержка особо охраняемых природных территорий» 1410,0 1625,0 1582,0 2.1. Сбор данных для ведения кадастра особо охраняемых природных территорий Липецкой области 2009 — 2011 гг. 60,0 60,0 60,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 2.2. Обследование особо охраняемых природных территорий областного значения 2011 г. 200,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 2.3. Издание книги «ООПТ Липецкой области» 2009 г. 500,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 2.4. Аншлагирование ООПТ област - ного значения 2009 — 2011 гг. 150,0 265,0 322,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 2.5. Проведение землеустроитель - ных мероприятий на природных территориях с особым режимом использования 2009 — 2011 гг. 500,0 500,0 500,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 2.6. Составление реестра землеполь - зователей, попавших на земли природных территорий с особым режимом использования 2009 — 2011 гг. 200,0 800,0 500,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 3. «Сохранение редких и исчезающих видов живот- ных и растений» 175,0 175,0 145,0 3.1. Мониторинг состояния популя - ций редких видов растений и животных 2009 — 2011 гг. 120,0 120,0 120,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 3.2. Подготовка и издание брошюры «Русская выхухоль в Липецкой области» 2009 г. 30,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 3.3. Подготовка и издание ежегод - ных информационных сборников материалов по состоянию редких видов растений и животных Липецкой области 2009 — 2011 гг. 25,0 25,0 25,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 3.4. Подготовка и издание плакатов (листовок,календарей) по материалам Красной книги 2010 г. 30,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4. «Экологическое просвещение» 1200,0 1300,0 1510,0 4.1. Размещение экологических передач на телевидении 2009 — 2011 гг. 300,0 300,0 300,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.2. Размещение экологических передач на радио 2009 — 2011 гг. 140,0 140,0 140,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.3. Размещение экологических материалов в печатных изданиях 2009 — 2011 гг. 210,0 190,0 210,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.4. Размещение экологической рекламы на телевидении 2009 — 2011 гг. 300,0 300,0 300,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.5. Размещение экологических материалов в электронных СМИ 2010— 2011 гг. 30,0 30,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.6. Издание ежегодного доклада о состоянии и охране окружаю - щей среды в Липецкой области 2009 — 2011 гг. 100,0 110,0 170,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.7. Издание методического пособия «Создание и деятельность научных экологических обществ учащихся образовательных учреждений» 2009 г. 50,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.8. Издание методического пособия «Опыт Липецкой школы по эколо - гическому образованию» 2010 г. 60,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.9. Издание сборника «Из опыта организации исследовательских экологических экспедиций со школьниками» 2010 г. 80,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.10. Издание учебного пособия «Здоровье человека и окружаю - щая среда» 2009 г. 80,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.11. Издание экологических плакатов и листовок 2010 г. 40,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.12. Издание библиографического указателя литературы «Природа Липецкой области» 2011 г. 40,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.13. Издание сборника «Экологиче - ская информация и просвеще - ние» 2011 г. 30,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.14. Издание 14-го выпуска сборника «Природа Липецкой области и ее охрана» 2011 г. 80,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.15. Издание сборника «Природоох - ранная деятельность детских и пионерских организаций» 2011 г. 50,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.16. Издание сборника «Психологиче - ское влияние природы на человека» 2011 г. 50,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.17. Издание сборника «Формирование экологической культуры в учреждениях дополнительного образования» 2011 г. 80,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.18. Проведение конференции «Экологическое образование: проблемы и перспективы» 2010 г. 50,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.19. Проведение областного семинара учителей экологии «Проблемы организации и проведения исследовательской деятельности школьников» 2009 г. 20,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 4.20. Проведение областного семинара преподавателей училищ и колледжей по экологическому образованию 2011 г. 30,0 Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области Итого 16741,0 17913,0 19131,0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz