Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
5 февраля 2008 г., № 21 (23149) 3 Геннадий УВАРОВ, доцент кафедры всеобщей истории ЛГПУ: — История нужна хотя бы для того, чтобы власть и общество не повторяли старых ошибок, не наступали на одни и те же грабли. Пусть говорят, что уроки истории, дескать, ещеникогоничемуненаучили, но это всего лишь эффектный афоризм. А на деле все обстоит иначе и гораздо сложнее. Андрей НАЙДЕНОВ, на- чальник Государственной ди- рекции по охране культурного наследия Липецкой области: — Я испытываю двойс- твенные чувства. С одной сто- роны, мне приятно беседовать со всеми вами, интересными людьми, во многоммоими еди- номышленниками. С другой— как-то грустно и обидно оттого, что приходится доказывать важность истории в школьной программе. Тем, кто принима- ет решения, пора бы понять: государству нужны не только эффективные менеджеры, а в первую очередь граждане, по- нимающие, в какой стране они живут.Нужныценности, идеи, традиции. Все это иформирует знание истории. Сергей ШИРОКОЖУХОВ, учитель истории гимназии № 64 г. Липецка: — Готовясь к «круглому столу», я провел опрос сре- ди одиннадцатиклассников. Практически все они согла- сились, что история в ряду других школьных предметов для них в принципе важна. В то же время больше половины признало: ровесники, знако- мые, родственники вообще не интересуются историей. Этот факт вполне определенным образом характеризует наше общество. Но детям пока все- таки небезразлично прошлое родины. ЛарисаКЛАДОВА, учитель истории средней школы№ 51: —Академик Лихачев гово- рил: «Если в школе есть хоро- ший литератор и историк, то из детей обязательно вырастут достойные люди». Тревожно, что нас превращают в общество бездумных потребителей, в Иванов, не помнящих родства. Ушкольного учителя проблем, конечно, немало. Взять хотя быучебники. Разные подходы, разные точки зрения, разный уровень качества. Попробуй отследить все это, сделать без- ошибочный выбор... ЛюдмилаНАЗАРОВА, учи- тель истории средней школы № 68: — Судя по действиям гос- под из Министерства образо- вания, правая рука не ведает, что творит левая. Деклариру- ется гуманизация и гумани- таризация образования. Но наряду с тем сокращаются часы истории. В обычных не- профильных старших классах на наш предмет отводится два часа в неделю. Мыслимо ли уложить материал в это про- крустово ложе? Как уместить всю Великую Отечественную в несколькоуроков?Приходится выкраивать часы за счет дру- гих, менее значимых, тем. Ирина ПЕТРИШИНА, за- ведующая кафедрой новейшей истории России ЛГПУ: — Вспомните: от хроно- логического принципа из- ложения истории на уроках отказались в 90-е годы, когда отменилиобязательное среднее образование, а дети уходили из школы в никуда. Общество в те годы сделало огромный шаг назад. Сейчас среднее образова- ние вновь стало обязательным. Наверное, имеет смысл вер- нуться и к прежней линейной системе изучения, взяв лучшее из нового опыта и методик. Честно говоря, хочется, чтобы наконец-то все эти кампании модернизации и инновации завершились имыбыспокойно занялись своим делом. Леонид ЗЕМЦОВ: — Насколько неоднородно сейчас наше общество, можно судить по отрывному кален- дарю. Кто-то отмечает день святого Серафима Саровского, для кого-то важнее дата убие- ния немецких революционеров Карла Либкнехта и РозыЛюк- сембург. Одни и те же факты и события получают разные, по- рой полярные оценки. Помню, как на встрече с учителями, победителями национального проекта, один педагог сказал: «Пишите какие угодно учебни- ки, но только от меня зависит, как я проведу урок в классе». Но допустимо ли педагогу да- вать свою нравственную оцен- ку событиям? Александр КЛОКОВ, пред- седатель Липецкого областно- го краеведческого общества: —Безусловно, оченьмногое зависит от учителя. Невоз- можно все и про все написать в учебнике, расставить все акценты и приоритеты. Любое событие нужно рассматривать с позиций, что оно дало моей стране в экономике, внешней политике, демографии... Геннадий УВАРОВ: — Убежден: как таковой нравственности в реальной ис- тории не существует. Есть це- лесообразность, которая потом оценивается с разных точек зрения. А вот нужны ли нам нравственные оценки на уро- ках или достаточно изложения одних бесстрастных фактов? Безусловно, нужны. Именно они превращают историю в предмет воспитания. Только эти оценки не должны быть конъюнктурными, не должны навязываться педагогами как истина в последнейинстанции. Иначе эффект будет совершен- но обратный. Леонид ЗЕМЦОВ: — А может быть, все-таки был прав советский историк Михаил Покровский, заявив- ший: «история — это полити- ка, опрокинутая в прошлое»? Андрей НАЙДЕНОВ: — Историю невозможно преподавать без нравствен- ных оценок. Другое дело, что понятия о нравственности у каждого свои. У «единорос- са» — одни, у коммуниста — другие. В советское время было проще — существовала четкая система ориентиров. Исходя из нее, государство наполняло школьный курс истории соответствующим содержанием. Сейчас единой системы ценностей нет. Чего мыхотим, что нас объединяет? Вдуховном смысле девяностые годы оказались гибельными для страны. Нужно, пока не поздно, восстанавливать утра- ченное, разрушенное. Сергей ШИРОКОЖУХОВ: —А знаете, дети часто сами без подсказки остро чувствуют эти моменты. Помню, как на уроке, посвященном Первой мировой войне и отношению к ней российских политических партий, я без всяких оценок изложил материал. Когда речь зашла о большевиках, одна де- вочка чуть не закричала: «Это же непатриотично — желать поражения своей стране!» Я чуть не расцеловал такую ум- ницу. А история становится ближе и понятнее, если о ней рассказывают, опираясь нажи- вые образы, судьбы. Вотпочему больше всего меня беспокоит возможность введения ЕГЭ по истории. Тогда какие уж там живые образы! Придется бро- сить все и зубрить билеты. Ведь от учителя ждут конкретного результата — высоких баллов. Лариса КЛАДОВА: — В наши дни дети зачас- тую не то что книг не читают, но даже не смотрят телеви- зор и не слушают радио. Все заменяет интернет. Нередко о важнейших вещах у них формируется совершенноиска- женное представление. Как-то один мой ученик заявил: «А что выосуждаете Гитлера?Для своего народа он сделал все, что обещал». Конечно, учитель не всесилен. Но давать ученикам элементарные понятия о добре и зле просто необходимо. Геннадий УВАРОВ: — Вряд ли, идя к власти, Гитлер обещал своим сограж- данам концлагеря, стертый американской авиацией с лица земли Дрезден, смерть, голод, разруху — все то, к чему в итоге привела его политика. Ученикамнадо попытаться это объяснить. Людмила НАЗАРОВА: — В истории немало неод- нозначных вещей, и, бесспор- но, ученики должны знать о них. А на уроках важно умело расставить акценты. В конеч- ном итоге это дает мощный эф- фект. Помню, я рассказывала о подвиге трехсот спартанцев, защищавшихФермопильский проход. Пятиклассник Юра Денежкин так сопереживал подвигу воинов царя Леонида, что к концу урока даже рас- плакался. Это было уже давно. Уверена: из него вырос достой- ный человек. Я хочу, чтобы дети так же эмоционально ре- агировали, допустим, слушая о судьбе Хатыни. Я была в этой сожженной фашистами бело- русской деревне, где всегда звонят колокола. Когда расска- «ä Û„Î ˚ È ÒÚÓλ «ãÉ» Последний бастион àÒÚÓ ËÍË „ÓÚÓ‚ ˚ ÒÚÓ fl Ú¸ ‰Ó ÍÓ̈‡ Достойное ли место занимает курс истории в современной школьный программе? Как рассказывать детям о неоднозначно оцениваемых событиях и личностях? Что есть нравственность в истории? Такие непростые вопросы поднимались на «круглом столе» в редакции «Липецкой газеты» с участием ученых-историков, педагогов, краеведов. — Символично, что эта встреча проходит как раз, когда «Липецкая газета» отмечает свое 90-летие. Биография газеты — это тоже часть истории страны, это то, что мы помним и чтим, — сказал, приветствуя гостей, главный редактор «ЛГ» Владимир МИРОШНИК. — В наши дни, если судить по отдельным выступлениям в средствах массовой информации, часть общества считает, что в нынешнее прагматичное время востребованы лишь сугубо практические знания менеджеров, юристов, инженеров. А история и прочие гуманитарные дисциплины — это никому не нужная лирика, — таким вступлением откровенно спровоцировал коллег на дискуссию ведущий «круглого стола», декан исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета Леонид ЗЕМЦОВ. И сразу стало ясно: эта тема по-настоящему волнует собравшихся. Геннадий Уваров Леонид Земцов Андрей Найденов зываешь о войне без штампов, с личностной интонацией, в классе нет равнодушных глаз. Сколько ни твердите, что ны- нешние подростки циники и скептики, но опускать рук нельзя. Только такможно хоть что-то изменить к лучшему. Лариса КЛАДОВА: — В одном моем классе был мальчик Саша. Обычный парень, ничемособеннымтогда не выделялся. И вот тема уро- ка: война в Афганистане. А он затеял с соседом по парте игру в морской бой. Я говорю о том, в каких нелегких условиях выполняли наши солдаты свой воинский долг, а мальчишки —ноль внимания. Ну, сделала им замечание. Прошло не- сколько лет, я случайно встре- тила Сашу. Оказалось, парень служил в Воздушно-десантных войсках, воевал в Дагестане и Чечне, был ранен, удостоился награды. По его словам, там он часто вспоминал тот урок про Афганистан, сравнивал себя с теми ребятами, задавал себе вопрос: сможет ли он выстоять в самой критической, погра- ничной ситуации? Значит, все-таки мои уроки прошли не зря. Ирина ПЕТРИШИНА: — В нашей истории столь- ко героических страниц, что не нужно специально что-то приукрашивать, лакировать. Правда — самое ценное. Александр КЛОКОВ: —Исторические мифы, по- жалуй, тоже бывают полезны. Это наша история, это наши предки. Критиковать прошлое России все горазды, а по досто- инству оценить некому. Исаак РОЗЕНФЕЛЬД, за- меститель главного редактора «Липецкой газеты»: — Знакомая учительница призналась мне, что испыты- вает такое чувство, будто на нее движется танковаяколонна не- вежества и низкопробной мас- совой культуры. За ее спиной —дети. А в руках у нее нет ни- чего, чтобы остановить врага. Хаос в головах у подростков, хаос и в школьной программе. Инновации, концентры, но за всем этим все меньше остается живого, человечного. Я был поражен, узнав, как сейчас преподают историю, лите- ратуру, сваливая все в одну кучу. Если раньше ребенка знакомили с поэзией последо- вательно, то теперь ему пред- лагают изучать, к примеру, все баллады сразу: и о Робин Гуде, и Эдуарда Багрицкого, и прочих авторов, разделенных веками. У бедного школьника едет крыша, он считает лесного разбойника из Англии и уми- рающую пионерку едва ли не современниками. Леонид ЗЕМЦОВ: — Свои позиции мы сда- вать не собираемся. «Танковой колонне» невежества и вранья можно противопоставить лишь достоинство и долг учителя- историка, литератора вшколе, в вузе. Образно говоря, такую танковуюатакумывстречаем с «коктейлем Молотова» — зна- ниями, ясными ориентирами, что есть добро и зло. Главное — действовать сообща. Конеч- но, досадно слышать от абиту- риентки восторги касательно книг Фоменко и Носовского. Но популярность такой око- лонаучной литературы не слу- чайна. Телевидение, реклама целенаправленно формируют спрос на нее, подменяя ею серьезные исследования. Вот тут-то учитель просто обязан расставить все точки над i. Исаак РОЗЕНФЕЛЬД: — К нам в редакцию как- то пришло письмо педагогов из школы в селе Ивово. В ней училсяГеройСоветскогоСоюза, погибший в 1956 году в Буда- пеште. Сейчас отношение к тем венгерскимсобытиямсложное. Что педагогам опять-таки объ- яснять детям, был ли наш зем- ляк действительно героем? Геннадий УВАРОВ: — По моему глубокому убеждению, вовсе не герой из русского села виноват в политике, проводившейся ру- ководством Венгрии той поры. События в Будапеште, начи- навшиесякакдемократическое восстание, быстро вышли из- под контроля и превратились в кровавуюбойню. Офицерпогиб за то, чтобыВенгрияне уничто- жила себя в братоубийственной войне, которая вот-вот могла начаться. Александр КЛОКОВ: — В 90-х патриотизм был приравнен к животному чувс- тву, его называли последним прибежищем негодяев. Вот и пожинаем сейчас то, что тогда посеяли. И потом: как любить свою Родину, если ты ее не знаешь?Школьному учителю, погруженному с головой в еже- дневные проблемы, некогда копаться в архивах, ему нуж- ны специальные программы по краеведению, учебник по истории родного края. Мне предлагали написать учебное пособие для старшеклассни- ков. Да ведь нельзя это делать! Какое там краеведение, если у ребенка голова занята подго- товкой к ЕГЭ, к вузу? Нужно рассказывать детямобих земле и показывать красоты родного края, знакомить с прошлым гораздо раньше. Пока в шко- лах относятся к краеведению как к чему-то второстепен- ному. Слышал, что где-то его преподает физкультурник. Только вот боюсь, что вряд ли от нашей дискуссии что-то изменится. Вот если бы здесь присутствовали чиновники из правительства... Геннадий УВАРОВ: — В свое время студентом я прочел в тогдашнем «Ленин- ском знамени» больше сорока пяти краеведческих статей Александра Юрьевича Кло- кова, увидев через их призму историю России. Хотелось бы, чтобы и у нынешнего поколе- ния была такая возможность. Краеведческая составляющая в образовании очень важна. Но тут есть и другая проблема. Вот лет десять назад я наблюдал сшибку местных краеведов на предмет того, побывал ли Геринг в Липецке. От такого кондового провинциального комплекса меня покоробило. Неужели для нас важно, чтобы этот мерзавец и военный пре- ступник хоть как-то соприкос- нулся с нашим краем? Разве мало связанных с этой землей действительно великих, до- стойных людей, которыми и вправду надо интересоваться? Андрей НАЙДЕНОВ: — Если бы не было крае- ведческого кружка Клокова, в который я пришел в 1986 году, то, скорее всего, вся мояжизнь сложилась бы по-другому. Я помню, сколько впечатлений мыполучали, посещая старин- ные усадьбы, храмы. Но пока не изменится государственная политика по отношениюк кра- еведению, все будет держать- ся на энтузиазме учителей. Личная инициатива — дело хорошее, да только нужна и государственная поддержка. Сергей ШИРОКОЖУХОВ: — В нашей гимназии есть уроки краеведения, правда, всего один час в неделю. Но и за это время учитель успевает многое. Хотелось бы, конечно, большего. Ирина ПЕТРИШИНА: — Краеведение должно войти в региональную компо- ненту школьных программ. Думаю, большинство педаго- гов меня поддержит. Среди нас есть люди, по-настоящему увлеченные прошлым нашего края. Вот, например, Людми- ла Уколова из Демшинской средней школы. В селе мень- ше тысячи жителей, а она с учениками ежегодно занимает призовые места на краеведчес- ких олимпиадах. Можно ведь работать, если захотеть! Леонид ЗЕМЦОВ: — Подводя итоги нашего разговора, отмечу интересную вещь. Наиболее оптимисти- чески настроены учителя. Видимо, не случайно. Люди, которые каждый день делают свое очень полезное дело, по- нимают: нельзя сдаваться. За ними—дети. Без инициативы снизу, без активнойжизненной позиции дело будет стоять на месте. Мы все искренне жела- ем, чтобы история заняла по- добающее место и в школьной программе, и в умах, душах людей. Знание прошлого твоей страны, уважение к ее героям, понимание стремлений наших предков, многие из которых головы сложили за Отечество, — это все опора человека. И не важно кто он—рабочий, пред- приниматель, врач, инженер... Будем верить: при поддержке общественности, прессы наш голос будет услышан. И этот «круглый стол» тоже не ока- жется напрасным. Подготовил Сергей МАЛЮКОВ, редактор отдела образования и культуры «Липецкой газеты». Сергей Широкожухов Ирина Петришина Лариса Кладова Александр Клоков Людмила Назарова Исаак Розенфельд éÙˈˇθÌÓ Постановление четырнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов четвертого созыва № 550-пс от 31.01.2008 г. О проекте закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб» ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб» «Агромашхолдинг» договорился с киргизами о поставках липецкой техники. (Основа сделки — универс. пропашные колесные тракторы ЛТЗ-60А с плужным оборудованием производства ОАО «Липец- кий трактор», входящего в концерн «Трак- торные заводы»). Коммерсантъ. 24 янв. Вехов Н. Розовый рай: шиповники на Лесостепной опытно-селекционной стан- ции. Цветоводство. № 1. Григоренко О. Металлурги застроят седьмой район: НЛМК выиграл тендер администрации Липецка на жилищное строительство (по застройке 7-го жилого р-на на юго-западе г. Липецка на семь лет). Коммерсантъ. 15 янв. Денисенко П. Чиновники ждут влива- ний в аэропорт Липецка. (О брифинге на- чальника упр. дорог и транспорта Липецк. обл. администрации С. Салогубова по вопр. предстоящей реконструкции аэро- порта «Липецк»). Коммерсантъ. 16 янв. Конышева З. Из Грязи — в лидеры: филиал ЗАО СХП «Липецкрыба» ловит рыбку не в мутной воде. (Об итогах рабо- ты ЗАО СХП «Липецкрыбхоз» — быв. Грязновский рыбхоз; директор Н.П. Хри- пунков). Труд. 18 янв. Крутов В. Лицом к потребителю: но- вое предприятие создало в городе совр. структуру энергоснабжения. (Три года назад была образована Липецк. гор. энерг. компания. Об итогах работы пред- приятия). Рос. газ. 22 янв. Кузюков С. Малоэтажное строительс- тво — это актуально. (Генер. директор ЗАО «Строит. компания «Липецкметал- лургстрой» о дальнейших перспективах развития компании). Строительство. № 11, 2007. Партасова Н. Наши предприятия ста- ли уверенно развиваться: синергетичес- кий эффект концерна «Тракторные заво- ды». (Вице-президент концерна «Трак- торные заводы», президент ОАО «Агро- машхолдинг» Н.Ю. Партасова о планах развития концерна, в т.ч. в отношении Липецк. тракторного). Крестьян. ведо- мости. Дек. (№ 50), 2007. Тучков В. Мы строим область сообща. (Начальник упр. стр-ва и архитектуры Ли- пецк. обл. о последних достижениях в стр- ве жилья, инфраструктуры и соц. объектов области). Строительство. №11. 2007. Щетинин С. Большая уборка: «зерка- ло города» приведут в порядок. (Нача- лась очистка Комсом. пруда для подго- товки его к реконструкции). Рос. газ. 22 янв. Щетинин С. На скамье примирения. («Деловой завтрак» с пред. Липецк. обл. суда И.И. Марковым, ответившим на ряд вопросов о совр. проблемах судеб. сис- темы области). Рос. газ. 24 янв. Щетинин С. Спасительный прогноз: специалисты гл. упр. МЧС по Липецк. обл. прогнозируют, что в 2008 г. на терри- тории региона произойдет от одной до трех природных чрезвычайных ситуаций муницип. и межмуницип. масштаба. Рос. газ. 15 янв. Подготовила главный библиограф Липецкой областной универсальной научной библиотеки Галина МАРТЫНОВА. Ç Á ͇ÎÂ Ô ÂÒÒ ˚ О строительстве, но не только... Среди последних публикаций из Липецкой области в московской периодике ряд материалов касается строительной отрасли. Но есть и немало другой информации. Рассмотрев принятый в первом чте- нии проект Закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фарма- цевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специ- алистов ветеринарных служб», руководс- твуясь статьей 30 Устава Липецкой об- ласти Российской Федерации и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по экономике, областной Со- вет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липец- кой области «О мерах социальной подде- ржки педагогических, медицинских, фар- мацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специ- алистов ветеринарных служб». 2. Направить указанный Закон главе администрации области для подписания и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступа- ет в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Статья 1 Внести в пункт 1 статьи 5 Закона Ли- пецкой области от 30 декабря 2004 года № 165-ОЗ «О мерах социальной подде- ржки педагогических, медицинских, фар- мацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специ- алистов ветеринарных служб» («Липец- кая газета», 2005, 01 января, 17 декабря; 2006, 5 мая, 13 октября) следующие из- менения: 1) в абзаце первом слова «за исклю- чением педагогических работников,» за- менить словами «за исключением педа- гогических работников, имеющих право на бесплатную жилую площадь с отопле- нием и освещением в сельской местнос- ти, рабочих поселках (поселках городс- кого типа) (далее — в сельской местнос- ти),», слова «и рабочих поселках» исклю- чить; 2) абзац второй изложить в следую- щей редакции: «Педагогическим работникам возме- щаются расходы по оплате занимаемой жилой площади с отоплением и освеще- нием в сельской местности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Липецкой области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по оп- лате жилья и коммунальных услуг педа- гогическим, медицинским, фармацевти- ческим, социальным работникам, работ- никам культуры и искусства».». Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ г. Липецк, 04.02.2008 г., № 130-ОЗ ÄÌÓÌÒ «С природой одной он жизнью дышал…» Эти строки Евгения Баратынского, написанные задолго до рождения Миха- ила Пришвина, тем не менее как нельзя лучше определяют личность и творчест- во замечательного русского писателя — нашего земляка. «Певец родной приро- ды» — так называется вечер-портрет, приуроченный к 135-летию со дня рож- дения Пришвина. Он состоится сегодня в 13 часов в Липецкой областной юношес- кой библиотеке. На нем прозвучат отрыв- ки из книг и дневников Михаила Михай- ловича, рассказ о его жизни. Читатели смогут ознакомиться с выставками лите- ратуры к юбилею выдающегося мастера слова. Уважаемые читатели! По техническим причинам в субботнем номере прошла неверная информация о подписных ценах на «Липецкую газету», еженедельники «Добрый вечер!» и «Липецкая спортивная газета». Приносим извинения всем читателям и работникам почтовой службы. Выше, указаны подписные цены на наши издания на второе полугодие 2008 года. «Добрый вечер!» l Подписной индекс 52602 — 192 рубля 66 копеек «Липецкая спортивная газета» l Подписной индекс 52604 — 191 рубль 10 копеек. èÓ‰ÔËÒ͇-2008 Продолжается льготная подписка на второе полугодие 2008 года. Февраль и март Телефон для справок по подписке и доставке наших газет — 31-40-85. цены прежние «Липецкая газета» l Подписной индекс 52601 (для индивидуальных подпис- чиков и организаций) — 300 рублей 60 копеек. l Подписной индекс 42601 (для инвалидов 1 и 2 групп, многодетных се- мей, ветеранов Великой Отечественной войны) — 242 рубля 88 копеек. l Подписной индекс 62601 (для юридических лиц — «ЛГ» плюс «Госза- каз Липецкой области») — 834 рубля 96 копеек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz