Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
№ 198/23326/ 11 ОКТЯБРЯ 2008 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Александр Дементьев, соб. корр. «Липецкой газеты», Долгоруково Стояло в разгаре бабье лето, хотя тот сентябрь- ский день выдался хму- рым. Но на мрачном фоне серого неба золотые и багряные краски осенней природы светились особен- но ярко, оживляли карто- фельные поля, на которых полным ходом шла уборка второго хлеба. А долгору- ковская земля — факт известный — этим вторым хлебом всегда славилась. Но рассказ в данном слу- чае не про заботы о заготов- ке картофеля, родиной ко- торого является Южная Америка с ее царством веч- ного лета и зелени, амазон- скими джунглями, кофе и прочими диковинными пло- дами. Речь — обо всей этой экзотике, которая, оказа- лось, не так далеко от кар- тофельных плантаций хо- зяйственных долгоруков- цев. Только те собирают один к одному ядреные клубни, а здесь—где, почти как в джунглях, своды пальм, в человеческий рост кактусы, фикусы—срезают в два кулака лимоны. Тут круглый год цветут розы и какие-то диковинные расте- ния, которых не знают рос- сийские черноземы. А за окном тем временем — все та же осенняя пора, приро- ды увяданье. Итак, мы в долгоруковс- ком сельском лицее, удосто- енном президентского гран- та за постановку учебно-вос- питательного процесса. И в этом процессе школьная теплица, надо полагать, играет не последнюю роль в преподавании естественных наук, с одной стороны, и трудовой практики лицеис- тов — с другой. Впрочем, само сооруже- ние теплицей никто уже не называет. Бери выше—она сегодня именуется оранже- реей. Здесь можно прово- дить уроки биологии и изу- СУББОТНИЙ РЕПОРТАЖ | Диковинные плоды долгоруковского лицея Ç ˆ‡ ÒÚ‚Â ‚˜ÌÓ„Ó ÎÂÚ‡ чать всякие там пестики- тычинки вживую, а не по засушенным экземплярам гербариев. А поход классом в оранжерею это все равно что путешествие по миру флоры Африки и Южной Америки. Так что ботаника с биологией плавно перехо- дят в географию. Этими тропиками под стеклом лицеистов уже не удивить, а вот гостям оран- жереи приходится удив- ляться на каждом шагу. Такого в теплицах школ областного центра, навер- ное, не увидишь. Вот, на- пример, кофейное деревце, усеянное красными ягодка- ми. Но это вовсе не ягодки, это — будущие зерна, кото- рые вскоре должны сменить окрас на темно-бурый. И можно их обжаривать, ва- рить кофе. А вот папайя — тропическое растение, а по-другому — дынное дере- во. Есть здесь и мандарин, плод которого еще крошеч- ный и, как огурец, ярко-зе- леный. Но гордостью оранжереи стали лимоны. Каждое де- ревце дает по 15 — 18 кило- граммов урожая. Плод тя- нет не меньше, чем на пол- кило. Поэтому в столовой лицея чай с ароматными лимонами никогда не пере- водится. Стол без них— это все равно что стол без знаме- нитой долгоруковской кар- тошки. Однако лимоны, судя по названию их сорта, далеко не тропические, а наши, доморощенные, адап- тированные к выращива- нию в комнатных условиях. Павловские! Лицейский лимонарий — дело рук Лидии Андреев- ны Качапиной, вовсе не би- олога, а преподавателя ма- тематики, заслуженного учителя. Сейчас она на пен- сионном отдыхе. Но в конце 80-х годов прошлого века именно она заложила осно- ву не просто теплицы, а бу- дущей оранжереи. Ее дело ныне успешно продолжают энтузиасты оранжерейного хозяйства — учитель музы- ки Татьяна Сасина, препо- даватель иностранного язы- ка Светлана Иванова и, ко- нечно же, школьные биоло- ги с их научно-теоретичес- кой базой. Администрация школы тоже не в стороне от тепличных забот. Об этом можно судить по благоу- стройству оранжерейного хозяйства. Потолок его — в новых светопрозрачных конструкциях алюминие- вых рам. А они весьма кста- ти для помещения, в кото- ром, как в тропическом лесу, постоянная влажность воздуха. …Конечно, хороши и картошка, и овощи с лицей- ского приусадебного участ- ка. Но это дело теперь само собой разумеющееся. А вот лимоны выращивать, на- блюдать, как зреет кофе и становитсяоранжевымплод мандарина! Интересно, пытались ли посещающие лицей педаго- гические делегации других образовательных учрежде- ний области (особенно боль- ших школ с предусмотрен- ными по их проектам теп- лицами) перенять интерес- ный опыт практической биологии-ботаники? А сто- ило бы… Чудо-лимоны из лицейской оранжереи; в мире экзотической флоры. ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА Составил Михаил Ковалев, г. Липецк По горизонтали: 5. Начало рабочего дня у солнца. 6. Американская балалайка. 9. Кто из советских политиков единолично принимал решение о развитии хоккея в России? 10. Незамужняя полька. 12. Предпоследняя буква латинс- кого алфавита. 14. Символ веры в католической церкви. 16. Единица измерения казаков. 18. Река, через которую пере- возил души умерших суровый старик Харон. 20. Город Липецк, ул. Московская, 83. 21. Врачеватель нечеловечес- ких страданий. 22. Забастовка в заводских стенах. 23. Ар- ктический дельфин с 3-метровым бивнем. По вертикали: 1. Птица на флаге государства Доминика. 2. Диковина для барана. 3. Город I зимних Олимпийских игр 1924 г. 4. Легендарный Луи Армстронг как музыкант. 7. Бартер на русский лад. 8. Болезнь самых усидчивых. 11. Фамилия российского киноактера или жерло чайника. 13. И Задонск, и Елец, и Данков. 15. Что собой представляет месть? 17. Гулливер в стране лилипутов. 19. «Договорились! По рукам!». 20. Конечная остановка Ноева ковчега. Ответы на кроссворд «Браво, металлург!», опубликованный 27 сентября По горизонтали: 5. Клыков. 6. Конина. 9. «Лесоповал». 10. Прадо. 12. Тверь. 14. Гвалт. 16. Крупа. 18. Потоп. 20. Львов. 21. Плакатист. 22. Осанка. 23. Аносов. По вертикали: 1. Олигарх. 2. Полено. 3. Нокаут. 4. Он- датра. 7.Мотивировка. 8. Косолапость. 11. Диско. 13. Весть. 15. Возраст. 17. «Городок». 19. Полька. 20. Лесина. КРОССВОРД ÑÓ„Ó‚Ó ËÎËÒ¸!èÓ Û͇Ï! ГОРОСКОП | 13—19 октября ëÍÓ ÔËÓÌ ˚ , Ì ÒÛÂÚËÚÂÒ¸! ОВЕН. В отношениях с начальством и колле- гами не забывайте о том, что худой мир всегда лучше доброй ссоры. Неделя будет богата собы- тиями и поспособствует осуществлению самых смелых планов. В среду удача будет сопутствовать вам в новых делах. Постарайтесь не давать обещаний: выполнить их вам будет достаточно сложно. Лучшим отдыхом в выход- ные будет непродолжительное путешествие. ТЕЛЕЦ. В понедельник не стоит проявлять излишнюю активность и инициативу в деловой сфере. В среду стоит заняться укреплением здо- ровья, серьезными покупками, финансовыми вложениями и сделками. В воскресенье безжалостно осво- бождайтесь от старого и ненужного, займитесь созданием чего-нибудь нового. БЛИЗНЕЦЫ. На работе лучше привлекать к себе поменьше внимания. Во вторник при необ- ходимости воспользуйтесь помощью друзей. В четверг ваши предложения будут оценены на- чальством по достоинству. Есть возможность получить долгожданное известие от дальних родственников. В выход- ные не отказывайтесь от предложения друзей заглянуть к ним в гости. РАК. В понедельник нежелательно начинать новые дела, кроме того — лучше ограничить контакты до минимума. Вторник — удачный день для начала путешествий. В пятницу даже не пытайтесь удовлетворить все просьбы о помощи, иначе вам просто сядут на шею. В выходные дни свежий воздух и физические нагрузки окончательно прогонят унылое на- строение. ЛЕВ. Во вторник избегайте общественных мероприятий, так как нечаянно оброненное не- обдуманное слово станетпищейдлякривотолков. Среда —удачный день для выстраивания новых перспектив и обновления техники. На четверг планируйте общение с любимыми. В конце недели избавьтесь от лишне- го хлама — как материального, так и морального. ДЕВА. Знакомства, приобретенные на этой неделе, сослужат вамнедурнуюслужбу впоследс- твии. В начале недели не стоит активно прояв- лять инициативу: подождите, пока вас попросят, тогда и развернитесь во всем своем блеске. В середине неде- ли вас будут то переоценивать, то недооценивать, в резуль- тате чего у вас может появиться масса работы и испортить- ся настроение. Моральную поддержку вам окажут друзья. ВЕСЫ. Относитесь спокойно кнеобходимости быть на публике и произносить речи. Не пережи- вайте, если знаний недостаточно – это компенси- руется вдохновением. В пятницу, вероятно, поступит заманчивое предложение, которое стоит, как ми- нимум, обдумать. В воскресенье возможен разлад в отноше- ниях с близкими людьми из-за квартирного вопроса. СКОРПИОН. На этой неделе вас будет окру- жать суета как на работе, так и дома. Постарай- тесь завершить намеченный минимум. Поне- дельник — один из самых благоприятных дней недели, когда вымногое сможете успеть сделать. Пятница принесет удачу, необходимую для деловых встреч и подписания договоров. Воскресенье подходит для рыбал- ки, отдыха на природе. СТРЕЛЕЦ. Если в понедельник к творческо- му потенциалу добавитьжелание и незначитель- ные усилия, вы способны будете «горы свер- нуть». Среда порадует перспективными предло- жениями. В пятницу придется защищать свои планы и за- мыслы, а в конце недели у вас появится прекрасная возмож- ность превращать собственные недостатки в преимущества. Будьте менее строги к подрастающему поколению. КОЗЕРОГ. В понедельник постарайтесь со- ставить реальный план на всю неделю. Вторник обещает быть несколько унылым. Постарайтесь не впадать в депрессию, гоните от себя прочь тоскливые мысли. В среду умение найти общий язык с раз- ными людьмиможет принести прибыль. Суббота, вероятнее всего, окажется днем продвижения вперед. Если вы хотите что-то изменить в своей жизни — действуйте. ВОДОЛЕЙ. На этой неделе есть риск избы- точной умственной активности. Во второй поло- вине недели у вас будут проблемы с пунктуаль- ностью— как по вашей собственной вине, так и по не зависящим от вас причинам. Это следует учитывать, отправляясь на важные встречи. В общении с родней необ- ходимо набраться терпения и постараться избежать конф- ликтов. РЫБЫ. В понедельник не стесняйтесь при случае корректно подчеркнуть вашу незамени- мость на работе. Во вторник активизируйте все ресурсыобщительности: вамбудет нужна инфор- мация, а удачный способ ее получить—откровенно погово- рить с сотрудниками. В среду разберитесь с неоконченными мелкими делами и пообщайтесь со старшим поколением.. Horo.ru Лариса Зелинская, агентство «Столица», специально для «ЛГ» В знаменитом ресторане Центрального Дома Лите- ратора (ЦДЛ), воспетом классиками и современни- ками российской литерату- ры, переполох. Сегодня здесь ждут особого гостя — хотя «не особых» здесь не бывает. Но сегодня здесь будет особый из особых – человек, которого обожают женщины, режиссеры и ценители высококлассной актерской игры. Это Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ. 10 сентября он отметил 60-летний юбилей и оконча- ние съемок картины «Время счастья». Игорь Матвеевич сыгралглавнуюроль–врача- гинеколога. Его герою пред- стоит решить судьбу юной женщины, которая пришла к нему, чтобы прервать бере- менность. И он не знает, что отец неродившегося ребенка – его собственный сын… О работе в этом проекте Игорь Матвеевич обещал рассказать в интервью. Что само по себе уже большое счастье, потому что после развода с первой женой, ак- трисой ЕленойРомановой, и женитьбы на французской актрисе Консуэло де Нави- ланд он дает интервью край- не-крайне редко. В назначенное время в зал вошел элегантный, чуть поседевший юбиляр. îÓ ÏÛ· ÛÒÔ ı ‡ —Добрыйдень,—произ- нес он бархатным голосом. На голос небожителя, обладающего магической притягательностью, сбежа- лись все официантки ресто- рана ЦДЛ. Поправляя на- крахмаленные фартуки и почти вечерние прически, женщины с нескрываемым восторгомсмотрелинакуми- ра, который вжизни оказал- ся еще харизматичнее, чем его киногерои. —ИгорьМатвеевич, ско- ро выйдет фильм «Время счастья», где вы сыграли главную роль. Ваш первый фильм назывался «Звезда пленительного счастья»… Как вы думаете, почему ре- жиссеры связывают вас с таким эмоциональным со- стоянием? — Возможно, я произво- жу впечатление счастливого человека. Ятакдумаю! Толь- ко обязательно напишите в интервью–сказализасмеял- ся! — Можно еще написать – и задумался! —Вообще, все эти сноски ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Популярный актер о жизни , театре , кино и любви Ç ÂÏ fl Ò˜‡ÒÚ¸ fl à„Ó fl äÓÒÚÓ΂ÒÍÓ„Ó —это очень серьезно! Уменя недавно была ситуация–мне журналист задал вопрос: «Игорь Матвеевич, а в чем секрет вашей популярнос- ти?» И я просто пошутил, сказал: «Как в чем? В том, что я хорошсобой!»Ичто вы думаете—на полномсерьезе написали: «Он считает, что он очень хорош собой!» И сейчаснаНТВвышелсюжет, гдемойсмехвырезали, ачто- то навроде «хорош собой» осталось… — А вы не считаете, что хороши собой? Если без ко- кетства? —Абсолютно без кокетс- тва говорю! У меня есть мно- го чего, что я в себе бы поме- нял. Я не могу сказать, что принижаюсебя.Простомуж- чине нужно сосредотачи- ваться несколько на другом. Яже не в модельном бизнесе работаю. Это профессия, в которой есть своя специфи- ка: чем больше тебе отпуще- но, тем больше с тебя спрос. Ты должен быть интерес- ным, убедительным, должен открывать какие-то новые грани. Это — основная зада- ча. По крайней мере, во вто- рой половине жизни. — Женившись на фран- цуженке, сами не стали не- много французом? — Я не стал французом. Я уезжал в 91-м году в Нор- вегию с проектом режиссера Петера Штайна «Орестея». Номолва так сильна, чтомне тогда приписали, что я эмиг- рировализ России. Акогда я женился на француженке – причем женился здесь, в Москве, — меня почему-то все отправляли воФранцию. Хотя я продолжал работать в Москве. Я не против Фран- ции – это замечательная страна. Но я русский. И ра- ботать я могу только здесь. Начинать свою карьеру во Франции – это невозможно. Даипотом, уменябыл загра- ничный опыт — я играл на французском языке, на нор- вежском. Но я играл в этих странах как русский артист в рамках совместного проек- та. И это — одна история. А когда ты уезжаешь и пыта- ешься начать своюкарьеру в чужой стране – это совсем другая история. Для этого надотамродитьсяилиуехать в раннем детстве. И моя жена это прекрасно понима- ет. —То, что вы стали элит- ным актером, – это судьба, по велению которой вы вы- шли на эту стезю, или ваш упорный труд? — Наверное, это судьба. И, конечно же, к этому я приложил много сил. Этой профессии нужно отдавать всего себя, на сто процентов! Нельзя быть наполовину бе- ременным. Более того: если ты начинаешь половинить профессию, заниматься про- фанацией — она сама тебе отомстит, потому что не про- щает компромиссов. é ̇‰Âʉ — Фильм, который сей- час готовится к выходу на экраны, носил рабочее на- звание «Время вопросов». Вы думаете, что его новое название «Время счастья» лучше отражает суть карти- ны? — Это уже мнение про- дюсеров. Видимо, когда мы фильм снимали, это было «Время вопросов», когда они увидели готовую работу — поняли, что это «Время счастья». Лично для меня это всеже было время вопро- сов. Будет ли это время счас- тья – посмотримпосле пока- за картины по телевиде- нию. — Сама идея фильма вам нравится? —Да, это один из немно- гих фильмов, который мне понравился за последнее время. Это фильм про лю- дей, про человеческие отно- шения. Причем это фильм не «из жизни голубей». Он про людей, которые чувству- ют верхней своей полови- ной. О том, как человек, будучи немолодым, вдруг обретает себя. Он понимает, что нужно отдавать долги. И приходит ощущениежизни, которуюонкогда-то утратил или потерял. Это важно. Но и страшно – ведь многое уже нельзя изменить. И как че- ловек он много упустил. А благодарявстрече с любовью он вдруг понял, что жизнь может быть совсем другой. И не потому, что возникла физическая любовь. В нем проснулась любовь к тому несостоявшемуся, что он не растратил, не отдал своему сыну, жене. — Как вы относитесь к фильмам со счастливым концом? — Поскольку я человек уже не молодой — я пере- жил разные периоды… В с ове т ское время были сплошные хеппи-энды. Тог- да даже цензура запрещала трагические и грустные фи- налы. Потому что советский человек должен нести пози- тив.Но сейчас, какни стран- но, я — за хеппи-энд. Но не глупый, не специальный. Людям нужна надежда, им надо давать воздух, давать возможность«продыхнуть». Люди достаточно тяжело живут. И если их кормить «аншлагами», они счастли- вее от этого не станут. Они тупеют. Но при этом все еще зависит от художественного замысла – от таланта людей, которые картину делают. —Как вы думаете: хоро- ший фильм способен побу- дить зрителя задуматься о своей жизни не во второй ее половине, а чуть раньше? —Мы всюжизнь отвеча- ем на один и тот же вопрос: способно ли искусство ме- нять людей? И в советское время для меня примером этого был Аркадий Райкин. Вот выходил на сцену Рай- кин—и бичевал наши поро- ки. И кто сидел в первом ряду? Люди, чьи пороки он бичевал. Радостнохохотали. Что, они от этого менялись? Нет! Но какая-то часть лю- дей задумывалась о том, что он говорил. Искусство мо- жет менять жизнь, но это зависит от силы произведе- ния. è Ë‚Ë΄ËË —Позволяетечто-топро- пустить мимо себя из того, что раньше заставило бы вскочить, побежать, пере- вернуть все? Статусом на- родного артиста пользуе- тесь? — Я не понимаю этих определений — статус, ме- дийность, культовость…Мне это немножко смешно. Мо- жет, этоиз-затого, чтоя—из советской эпохи. Тыначина- ешь новую роль — и у тебя все по-новой. Ну да, у тебя естьмастерство, ну да, у тебя нет зажима, который был в двадцать, тридцать лет... Но есть и другое: когда тыпони- маешь, что уже много сде- лал, и хочешь, чтобы у тебя все получилось и чтобы это было интересно. Если этого чувства нет, если у тебя не бьется сердце, нервы – нуж- нобросать, завязыватьс этим делом. — Кто-то из ваших кол- легпопутноимеетлюксовый магазин, ресторан… — Это не про меня. Я бы с удовольствием имел и ма- газин, иресторан.Но я этоне могу. Вот моя жена, будучи хорошей актрисой, балери- ной, взяла и сделала теат- ральный проект «Москва— Париж». Вот унее дарна это. Я— не могу… íÂ‡Ú — В чем разница между раскрытием образа героя в кино и театре? — Это совершенно раз- ные вещи. В театре совсем другое существование. За полторачасанужнопрожить чужуюжизньгероя–вспрес- сованных обстоятельствах. Причем, когда ты на сцене, ты ничем не прикрыт. Зри- тель видит, что ты представ- ляешь из себякак артист. Он приходит, садится в кресло – и видит тебя всего. И все, ты ни за что не спрячешься! В театре есть непосредствен- ный контакт со зрителем, и от этого возникаетфантасти- ческое ощущение, что ты своей игрой можешь что-то менять. Кино – это что-то едино- ждызафиксированное. Один дубль, второй, третий… А дальше – монтаж. Кино – чаще всего великий обман- щик. В кино можно здорово скрываться — за крупным планом, за перебивками… Там есть масса приспособле- ний и фокусов. И только очень большие режиссеры, зная законы кино, могут выявить артиста. Вот на собственном при- мере могу сказать: «Звезда пленительного счастья», или «Безымянная звезда», или «Тегеран-43»—этифильмы делали мощные режиссеры. Ты не мог играть абы как — ты должен был органично существоватьиигратьв стро- гом характере. Быть орга- ничным и хорошо произно- сить текст должен каждый выпускник театрального вуза. Это — основа! У нас же часто тем, с чегонужноначи- нать строить роль – с органи- ки, – этим же ее и заканчи- вают.Поэтомупришловремя сериалов. Этовсепроисходит от того, чтомыоченьневысо- кие цели ставим перед со- бой. Янехвалютовремя–есть и сейчас такие режиссеры, как Панфилов, Лунгин, Ми- халков… Но раньше, чтобы сыграть роль, нужно было ночами не спать, что-то при- думать, принести это на пло- щадку. А сейчас текст в кадре учат! Нетребователь- ность и снижение общего уровня — это гремучая смесь! é Î ˛ ·‚Ë —Вычастоговорите: «Во второй половине жизни». Ваш второй брак пришелся как раз на вторую половину жизни. Умногих людей слу- чаются ситуации, когда они стоят перед выбором: семья или новая любовь. Но как определить, что это и есть та любовь, котораяоправдыва- ет все? — Логически, рацио- нально это не высчитаешь… Это на тебя падает—и все. И ты иначе начинаешь ды- шать, у тебя быстрее бежит кровь по жилам, у тебя дру- гие глаза. У тебя все другое – когда это приходит… Это может накрыть неожиданно — ни с того, ни с сего… Или этого очень надо желать, ждать… Если ты чего-то хо- чешь, на чем-то очень сосре- дотачиваешься, об этом пос- тоянно думаешь – это полу- чается. — Игорь Матвеевич, а время счастья — оно, по-ва- шему, когда? —Сейчас. Сию минуту! ФОТО ВАЛЕРИИ ХВАЩЕВСКОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz