Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

(Окончание. Начало на 5—9-й стр.) № 197/23325/ 10 ОКТЯБРЯ 2008 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ë ı Âχ Ú  ËÚÓ  ˇθÌÓ„Ó Ô·ÌË  Ó‚‡ÌË fl ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Эти мероприятия и соответствующая охрана территорий заказников и заповедников должны обеспечить сбалансированное сохранение животного мира области. Состояние проблемы отходов производства и потребления. Серьёзные эколо- гические проблемы на территории Липецкой области связаны с размещением полиго- нов для складирования отходов производства и бытовых отходов. Для ликвидации указанных проблем в г. Липецке завершён первый этап перехода к современным способам утилизации ТБО. В 2003 г. введена в эксплуатацию 1 очередь станции приёма, сортировки, брикетирования ТБО производительностью 100 тыс. т, ведётся строительство полигонов в городах Грязи, Усмань, Липецк, разработаны проек- ты полигонов ТБО в г.г. Лебедянь, Елец, пос. Матырский. Острой проблемой является утилизация биологических отходов животного проис- хождения. Ежегодно около 2 тыс. т павших животных сельхозпредприятий и частного сектора размещается в неприспособленных местах, зачастую вблизи поселений, ферм, птичников. К такому положению привела фактическая ликвидация организованного сбо- ра и утилизации трупов павших животных. Почти в каждом селе имеются неприспособ- ленные для этого скотомогильники. Вопрос об организации соответствующих скотомо- гильников должен решаться незамедлительно. Радиоактивное загрязнение. Радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС подверглась значительная часть северной половины области и час- тично южной, иногда загрязнение отмечается и в других частях области. Для некоторой нейтрализации этого явления следует проводить дополнительное облесение террито- рии. Особо охраняемые территории. В Липецкой области создана сеть особо охраняе- мых территорий, которая призвана сохранить наиболее ценные ландшафты, природные комплексы и отдельные объекты. На долю особо охраняемых объектов приходится 9% всей территории области. Оценка состояния окружающей среды Липецкой области. Состояние окружаю- щей среды обусловливается как природными факторами, определяющими состояние геологической среды, так и техногенными, определяющими условия среды обитания че- ловека. Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значительный вклад в неё вносят: чёрная металлургия, машиностроение, станкострое- ние, металлообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, производс- тво стройматериалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, тепловые электростанции. Немалые нарушения при- родной среды связаны с горнодобывающим производством, когда закономерно возни- кают карьеры и терриконы. Немалый вклад в загрязнение среды вносят животноводчес- кие и свиноводческие комплексы, водохозяйственные объекты, транспорт (железнодо- рожный, автомобильный, магистральные нефте— и газопроводы). Большую экологичес- кую опасность имеют отдельные техногенные объекты: места складирования ядохими- катов, твёрдых бытовых и промышленных отходов, транспортные предприятия агросер- виса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агрохимпрома, очистные соору- жения, поля фильтрации. Согласно эколого-геологической карте Липецкой области экологическая ситуация изменяется от относительно удовлетворительной до чрезвычайно опасной. Комплекс планировочных природоохранных мероприятий. Для территории Ли- пецкой области требуется продуманное планировочное вмешательство с целью обеспе- чения её устойчивого развития, формирования и поддержания благоприятных экологи- ческих условий проживания и отдыха населения. Для этого необходимо формирование природно-экологического каркаса, призванного ввести и закрепить более жёсткие ре- жимы использования включенных в него территорий, обеспечить непрерывность при- родного пространства с помощью формирования миграционных экологических коридо- ров, что придаст природному комплексу области свойства системы, способной к само- регуляции за счёт внутренних связей. 14. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Чрезвычайные ситуации на территории Липецкой области могут быть связаны с при- родными и техногенными факторами. Основные причины возникновения опасных природных процессов, с которы- ми могут быть связаны чрезвычайные ситуации, следующие: Затопление и наводнения: — плохое состояние гидротехнических сооружений; — отсутствие или неэффективность работы защитных дамб и берегоукрепительных сооружений; — сложная гидрометеорологическая ситуация. Подтопление: — повышение уровня подземных вод, связанное с природными факторами (паводки, особо большое количество выпадающих атмосферных осадков); — повышение уровня подземных вод, связанное с техногенными факторами (техно- генные утечки, наличие предприятий с «мокрым технологическим режимом»); — формирование техногенного водоносного горизонта при наличии близко залегаю- щего от поверхности водоупора. Оползни: — нарушение устойчивости склонов при их подрезке, связанной с прокладкой дорог, а также водотоками; — произвольная нарезка дорог по кромке склонов; — утяжеление склона при самовольной застройке и водонасыщении пород при тая- нии снега, выпадении аномально высокого количества атмосферных осадков, техногенных утечках из коммуникаций; — нарушение растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов); — повышение уровня подземных вод за счёт технических утечек (из водопроводов, канализации, производств с «мокрой технологией»); — распашка земель, в том числе лесных площадей. Карстовые процессы: — наличие в верхней части геологического разреза растворимых пород; — изменение скорости движения подземного водного потока, обусловленное при- родными и техногенными факторами; — переменный режим насыщения и осушения значительных массивов пород, свя- занный с резким изменением уровня воды в водотоках и водохранилищах. Суффозионно-просадочные явления: — наличие в геологическом разрезе пылеватых макропористых лессовидных суглин- ков; — обводнение лессовидных грунтов при повышении уровня подземных вод или тех- ногенное увлажнение грунтов; — строительство без учёта просадочных свойств грунтов. Причины риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций: Гидротехнические сооружения: — значительный срок эксплуатации водохозяйственных объектов без капитального ремонта; — повреждение конструктивных элементов ГТС; — невыполнение условий безопасной эксплуатации ГТС; — отсутствие деклараций безопасности ГТС. Радиационная обстановка: — радиационные аварии на предприятиях; — несоблюдение техники безопасности; — непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать оптималь- ные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени. Химически опасные объекты: — износ основных производственных фондов потенциально опасных объектов; — выброс, утечки, горение или дымление химически опасных веществ; — отсутствие или недостаточность средств, выделяемых на амортизационные рас- ходы; — непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать оптималь- ные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени; — несоблюдение техники безопасности. Пожаровзрывоопасные объекты: — сильная изношенность труб нефте— и газопроводов; — несанкционированное вмешательство в работу продуктопроводов; — аварии на нефте— и газопроводах; — несоблюдение техники безопасности; — непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать оптималь- ные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени. Транспорт: — износ основных фондов и, в первую очередь, локомотивов и вагонов, автобусов, грузового транспорта; — несоблюдение техники безопасности при перевозке горючих и взрывоопасных ве- ществ, а также людей. Лесные пожары: — самовозгорание; — поджоги; — неосторожное обращение с огнём; — недостаточный уход за лесом; — недостаточное количество противопожарных барьеров и полос. 15. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ «СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Разработка “Схемы территориального планирования Липецкой области” как общере- гионального градостроительного документа предполагает и соответствующие механиз- мы ее реализации. Система механизмов, регламентирующих и обеспечивающих градостроительную де- ятельность (и в т.ч. реализацию Схемы), включает в себя: — правовое обеспечение, — экономический механизм реализации, — организационный механизм, — информационное обеспечение, — научное обеспечение, — проектное обеспечение, — кадровое обеспечение. Система механизмов включает механизмы федерального и регионального уровней. К механизмам федерального уровня относятся: нормативно-правовые документы федерального уровня, стратегические, прогнозные и программные документы соци- ально-экономического развития Российской Федерации, документы территориально- го планирования , определяющие градостроительную политику на территории Россий- ской Федерации, национальные проекты . К механизмам регионального уровня относятся: нормативно-правовые, стратеги- ческие и прогнозные документы регионального уровня; комплексные и целевые про- граммы социально-экономического развития области; программы развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы; программы реконструкции и модернизации действующих предприятий; градостроительные документы территориального планиро- вания разного уровня и характера; крупные инвестиционные проекты ; создание особых экономических зон; наличие организационных структур по реализации Схемы и дру- гих градостроительных документов, проведение мониторинга их реализации. Липецкая область участвует в реализации государственной политики по созданию сети особых экономических зон как инструмента развития территорий Российской Федерации. На ее территории создаются: особая экономическая зона промышленно- производственного типа федерального значения “Липецк”, особые экономические зоны регионального значения. Имеется большой перечень инвестиционных проектов , реализация которых сущест- венным образом может повлиять на совершенствование градостроительной ситуации. В области градостроительства и архитектуры реализуется областная целевая программа «Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы». Разработана и реализуется областная программа “Охрана окружающей при- родной среды Липецкой области (2002-2010 гг.)”. Для реализации проектных предложений Схемы предлагается разработать: — ряд областных законодательных и нормативных правовых актов по градо- строительной деятельности: — Закон о зонах с особыми условиями использования территории; — Указы (Постановления) о статусе Национального парка «Липецкий», истори- ко-культурных заповедников: «Куликово Поле», «Острая Лука», «Задонск и Задонские монастыри», «Бунинская Россия»; — «Схему развития и территориальной организации производительных сил Липец- кой области»; — Инвестиционный паспорт области; — Схемы территориального планирования муниципальных образований области; — специальные отраслевые схемы : — организации рекреации и туризма на территории области; — организации транспортного комплекса области; — охраны окружающей природной среды. — переработки и захоронения бытовых отходов на территории Липецкой облас- ти. — развития санаторно-курортной сферы Липецкой области. — схему защиты территории Липецкой области от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. — специальные проекты : — проект планировки Липецко-Грязинской агломерации и Елецкой урбанизиро- ванной территории; — проекты планировки зон отдыха; — проекты организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий; — проекты охранных зон памятников истории и культуры; историко-культурный опорный план территории области. — карты на территорию области: — зонирования по условиям строительства; — экологического состояния окружающей природной среды; — водообеспеченности качественной питьевой водой. — территориальные строительные нормы и правила застройки; — градостроительный кадастр и градостроительные регламенты территории области. Кроме того, необходимо: — учитывать проектные предложения «Схемы территориального планирования Ли- пецкой области» при разработке территориальных аспектов стратегических, про- граммных и других экономических документов; — провести паспортизацию памятников истории и культуры; — создать специальную организационную структуру с соответствующими полномо- чиями по реализации Схемы (или наделить полномочиями существующие струк- туры); — организация мониторинга: — градостроительного; — санитарно-экологического; — состояния и использования объектов историко-культурного наследия; — состояния и использования особо охраняемых природных территорий; — обеспечить подготовку кадров. Необходимо во исполнение закона РФ №26 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определить статус ЗАО «Липецкку- рорт» как здравницы региональной, утвердить «Положение о курорте регионального значения», признать территорию ЗАО «Липекцккурорт» как курортную зону, утвердить границы и режим округа санитарной охраны, обозначенные в проекте управления «Гео- минвод» (по данным ЗАО «Липецккурорт»). Провести комплексное курортологическое обследование территории Липецкой об- ласти, расчет потребности в санаторно-курортных учреждениях, анализ расширения производства и розлива минеральной воды. Состав графической части: 1. Положение Липецкой области в ЦФО. Межрегиональные и региональные связи. 2. Современное использование территории. 3. Инженерно-строительные условия территории. Полезные ископаемые. 4. Комплексная оценка территории. 5. Зонирование территории. 6. Проектный план. 7. Расселение. 8. Организация социально-культурного обслуживания. 9. Развитие и размещение производительных сил. 10. Рекреация, туризм. 11. Охрана объектов культурного наследия. 12. Транспортная инфраструктура. 13. Инженерная инфраструктура. 14. Охрана окружающей среды. 15. Границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. 16. Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуа- ций природного и техногенного характера. 17. Территориальное положение Особой экономической зоны промышленно-произ- водственного типа «Липецк», (фрагмент). 18-35. Схемы расположения земель сельскохозяйственного назначения на террито- рии районов. 36. Схема расположения земель обороны и безопасности. 37. Предложения по резервным территориям для развития центров муниципальных районов и города Ельца и их проектным границам. Текстовые и графические материалы Схемы территориального планирования Липец- кой области размещены на сайте администрации Липецкой области www.admlr.lipetsk.ru 10.06.2008 г. и в полном объеме находятся в архиве Управления строительства и архи- тектуры Липецкой области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz