Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
(Продолжение. Начало на 5—7-й стр.) (Продолжение на 9-й стр.) № 197/23325/ 10 ОКТЯБРЯ 2008 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Шумовые зоны аэродромов — Ограничение строительства, расширение объектов гражданского и садово-дачного строительства Территории нормативных санитарно-защитных зон от коммунальных объектов (очистные сооружения, канализации, свалки, кладбища) — Запрет на размещение всех видов строительных объектов, кроме пожарных депо, гаражей, непродовольственных складов — Обязательная организация поверхностного стока и озеленения территории зоны Территория защитной зоны взрывоопасных складов и хранилищ ядовитых веществ — Обеспечение расстояний от места их хранения до жилых и общественных зданий не менее 200 м (от складов ядохимикатов, при объеме хранимых веществ более 500 тонн — более 1000 м) — Обвалование территорий по периметру защитной зоны, создание аварийных земляных амбаров Водоохранные зоны водотоков и водоемов — В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования — Обязательно озеленение и благоустройство прибрежной полосы — Запрет на размещение новых и реконструкцию старых складов токсичных веществ, нефтепродуктов, свалок, предприятий автотранспорта и автосервиса, других коммунальных и промышленных предприятий (последних, в случаях, когда их технология не связана с использованием акваторий и при отсутствии специальной лицензии на водопользование) — Условия использования полезных ископаемых определяются исполнительным органом государственной власти субъектов РФ в соответствии с «Водным кодексом РФ» — Размещение жилых и рекреационных зон, садово-дачных участков или их объединений, при условии соблюдения правил их использования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов — Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима Площади залегания полезных ископаемых — Не допускается размещение промышленного и гражданского строительства на площадях залегания всех полезных ископаемых до их полной отработки. Не подлежат застройке площади месторождений полезных ископаемых, не вовлеченных и не вовлекаемых в эксплуатацию 8. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Территория Липецкой области обслуживается транспортной инфраструктурой, кото- рая интегрирована в транспортную сеть Центрального федерального округа и в Евро- пейскую часть России (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Транспортная инфраструктура области состоит из 4 видов транспорта — железнодо- рожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного. Магистральные транспортные коммуникации на территории области ориентированы по двум основным направлениям: с севера на юг проходят 4 магистрали — 2 железнодо- рожные, 1 автомобильная и трубопроводы; с запада на восток проходят 3 магистрали — железная и автомобильная дорога и трубопроводы. Общая протяженность транспортных путей Липецкой области составляет 11270,3 тыс. км, из них 8,14 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,0 тыс. км — трубо- проводы. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № п/п Наименование Протяженность транспортных коммуникаций, км Всего по Липецкой области 11270,3 в том числе: 1 железные дороги 797,0 2 автомобильные дороги 7343,0 3 Трубопроводы 3011,3 4 судоходные участки рек 119,0 Густота железнодорожных путей общего пользования (километров путей на 10000 квадратных километров территории области) в 2003 году составила 314 км, что соот- ветствует 7 месту, занимаемому Липецкой областью по этому показателю в Российской Федерации. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (километров путей на 1000 квадратных километров территории области) — 217 км (7 место). Проектные предложения Через Липецкую область будет проходить международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» (NS), который должен обеспечить повышение эффективности рос- сийских экспортно-импортных и международных транзитных перевозок в сообщении со странами Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Южной Азии. В процессе реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транс- портной системы России (2002—2010 годы)» и с учетом положений Транспортной стра- тегии Российской Федерации на период до 2020 г. транспортная инфраструктура Липец- кой области будет сформирована в наибольшем объеме для обслуживания потребите- лей международного, федерального, окружного и областного уровней. Общая протяженность транспортных путей Липецкой области в 2010 году составит 11570 тыс. км, из них 8,29 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,1 тыс. км — трубопроводы и 180 км судоходных участков рек Дон и Воронеж. К 2025 году общая протяженность транспортных путей Липецкой области составит 12370 тыс. км, из них 8,75 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,3 тыс. км — трубопроводы и 320 км судоходных участков рек Дон и Воронеж. ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В 2010 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевозки, млн. чел. Всего 95 Всего 204 В том числе: В том числе: железнодорожный 35 железнодорожный 4,0 автомобильный 60 автомобильный 200 ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВА- НИЯ В 2025 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевозки, млн. чел. Всего 190 Всего 406 В том числе: В том числе: железнодорожный 90 железнодорожный 6,5 автомобильный 100 автомобильный 400 Железнодорожный транспорт Протяженность железных дорог Липецкой области составляет 797 км. На сети же- лезных дорог расположено станций, разъездов, остановочных пункт в количестве 81. Сеть железных дорог Липецкой области образуют: — две линии меридионального направления I—III категории: 1. Мичуринск-Воронеж — Лиски (участок федеральной магистрали Москва — Ростов-на-Дону). 2. Узловая 1 — Старый Оскол (участок магистрали, дублирующей направление Москва — Ростов-на-Дону). — одна линия широтного направления II—III категории: Орел — Липецк — Поворино (участок магистрали Брянск — Волгоград). Перечисленные линии общегосударственного, федерального и регионального зна- чения связывают между собой экономические районы России. Линии двухпутные, в ос- новном электрифицированы. Дополняют железнодорожную сеть 3 линии IV категории: 1. Елец — Троекурово. 2. Ожерелье — Богоявленск. 3. Горбачево — Раненбург. Линии местного значения, однопутные, с тепловозной тягой. Проектные предложения На территории Липецкой области произойдет развитие железнодорожной сети ма- гистральных линий и линий местного значения. Развитие сети магистральных линий будет производиться по подпрограмме «Желез- нодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспорт- ной системы России (2002—2010 годы)». На основном направлении грузового движения в Липецкой области «Люблино — Ко- четовка-1 — Грязи — Лиски» будет вводиться унифицированная длина грузовых поездов в 71 условный вагон. Для обеспечения пропуска грузовых поездов на этой линии будет проводиться реконструкция станций с удлинением приемо-отправочных путей. После исчерпания пропускной способности намеченных направлений и при условии роста благосостояния населения России возникнет потребность в сооружении высоко- скоростных магистралей (ВСМ) на территории России. Развитие высокоскоростного пассажирского движения является одним из приори- тетных направлений деятельности компании ОАО «РЖД». Одним из наиболее перспективных для организации скоростного железнодорожного сообщения является направление «Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Красно- дар». Для максимального использования железнодорожной сети областного значения и рационального использования в перевозках пассажиров, Юго-Восточная железная до- рога закупила и внедряет подвижной состав «Рельсовые автобусы». Между городами Липецк и Грязи формируется особая экономическая зона «Липецк», вследствие этого будет развиваться и транспортный узел «Грязи» с созданием логисти- ческого центра. Данным проектом предусматривается проложить новый объездной железнодорож- ный путь в обход города Липецка в южном направлении для пропуска транзитных соста- вов и для прямой доставки грузов свободной экономической зоны «Липецк», а также прямого железнодорожного пассажирского сообщения «Романово—Казинка», Южный железнодорожный обход города Липецка «Чириково — Грязи-Орловские» протяженнос- тью 50 км, двухпутный, электрифицированный. Предлагается также провести реконструкцию меридионального участка «Узловая 1 — Елец — Старый Оскол» (Юго-Восточной железной дороги) до I категории как участок- дублер магистральной линии «Мичуринск — Грязи — Воронеж — Лиски—Ростов-на- Дону» международного транспортного коридора «Центр-Юг». Проектом предлагается новый участок трассы ВСМ, проходящий по территории Ли- пецкой области для разгрузки магистрального направления «Мичуринск — Грязи — Лис- ки» транспортного коридора «Север-Юг» и направить по менее загруженному направле- нию «Москва — Ожерелье — Милославское — Лев Толстой — Липецк — Воронеж — Рос- тов-на-Дону». Протяженность участка в границах области составит 150 км. Автомобильный транспорт Автомобильным транспортом в Липецкой области осуществляется более 70% от об- щего объема перевозок грузов и пассажиров. На 1 января 2005 года автомобильный парк Липецкой области составил 249,6 тысячи автотранспортных средств, в том числе грузовые автомобили составляли 15,7%, автобу- сы — 2,4% , легковые автомобили — 80,7%. Грузовой парк насчитывает 39,1 тыс. автомобилей, из них 22,2 тыс. автомобилей на- ходятся в организациях различных отраслей экономики. Объем перевозки грузов в 2003 году составил 58,4 млн. тонн (4 место по Центральному федеральному округу). Общее количество автобусов области составляет 6,1 тыс., в том числе 4,1 тысячи ав- тобусов принадлежат акционерным организациям, малым предприятиям и частным вла- дельцам, остальные автобусы находится в специализированных автотранспортных предприятиях, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. Легковых автомобилей в области насчитывается 201,5 тысячи, из них легковые авто- мобили индивидуальных владельцев — 193,8 тыс. Сеть автомобильных дорог Липецкой области характеризуется следующими показа- телями: общая протяженность сети составляет 7343 км (из них 5221 км — с твердым покрытием), в том числе сеть общего пользования — 6 тыс. км, из них 4,6 тыс. км (77%) составляют дороги с асфальтовым покрытием. ë ı Âχ Ú ËÚÓ Ë‡Î¸ÌÓ„Ó Ô·ÌË Ó‚‡ÌË fl ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Структура автодорожной сети следующая: федеральные дороги — 339 км; дороги областного значения — 272 км и дороги местного значения — 5,4 тыс. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования на 1000 км территории облас- ти составляет 250 км. Из общей сети автомобильных дорог следует выделить ряд основных дорог, которые формируют автотранспортные потоки Липецкой области. Такими дорогами являются: федеральная автомагистраль М 4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, с подъездом к Липецку, которая входит в европейскую сеть маршрутов под индексом Е 115; федеральные дороги Р119 «Орел — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов» и Р 193 «Во- ронеж — Тамбов»; областного значения дороги Р 126 «Рязань—Ряжск—Александро—Невский—Дан- ков—Ефремов», Р 203 «Липецк—Грязи—Песковатка», Р 204 «Липецк — Мичуринск» и Р 205 «Липецк — Данков». Проектные предложения Рост объемов перевозок на автомобильном транспорте будет связан с увеличением объемов производства, расширением сферы услуг, ростом международной торговли, развитием транзитных перевозок по трассам международных транспортных коридоров, проходящих по территории Липецкой области. При этом ожидаются изменения в структуре парка транспортных средств: увеличит- ся удельный вес крупнотоннажных и малотоннажных грузовых автомобилей грузоподъ- емностью до 1,5 тонны, автобусов средней и малой вместимости. Грузовой парк Липецкой области составит в 2010 году 40 тыс. автомобилей, в 2025 году — 67 тыс. автомобилей. Объем перевозки грузов автотранспортом в 2010 году будет насчитывать 60 млн. тонн, в 2025 году — 100 млн. тонн. Наличие автобусов общего пользования Липецкой области составит в 2010 году 1000 шт., в 2025 году — 1800 шт. Количество перевезенных пассажиров автобусами общего пользования прогнозиру- ется в 2010 году — 200 млн. пассажиров, в 2025 году — 400 млн. пассажиров. Повышение уровня доходов населения будет способствовать росту уровня автомо- билизации — к 2010 году количество легковых автомобилей в собственности граждан Липецкой области прогнозируется в количестве 260 тысяч, в 2025 году — 450 тысяч. На территории Липецкой области до 2025 года будут проводиться мероприятия, пол- ностью отвечающие требованиям подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». К приоритетным задачам совершенствования и развития дорожной сети относятся: — формирование опорной дорожной сети, включающей федеральные и основ- ные территориальные автомобильные дороги для обеспечения экономичес- кого роста и повышения мобильности населения, улучшения транспортных связей между регионами РФ; — предусматривается переход к трехуровневой системе автомобильных дорог общего пользования, включающей федеральные, территориальные и муни- ципальные дороги; — проведение работ по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. В Центральном федеральном округе предусматривается реконструкция выходящих из Москвы головных участков федеральных магистралей с устройством 6—8-полосной проезжей части и далее в пределах округа с устройством 4 полос движения. Создание терминально-логистического комплекса (тип № 4) в Липецкой области на направлении евроазиатского коридора «Север-Юг» планируется завершить к 2010 — 2012 гг. Проектная мощность комплекса — 0,8 млн. т в год. В результате реализации программных мероприятий к 2020 г. будут: — проведены модернизация и реконструкция федеральных магистралей по нормативам I категории с устройством многополосной проезжей части, что позволит обеспечить нормальные условия движения для растущих междуна- родных и межрегиональных потоков автомобильного транспорта на основ- ных направлениях международных транспортных коридоров; — обеспечено прохождение транспортных потоков в обход перегруженного движением Московского транспортного узла путем строительства хордовых и соединительных дорог по наиболее нагруженным направлениям в Липец- кой области «Воронеж — Липецк — Рязань — Нижний Новгород — Киров». Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Липецкой облас- ти, требующих реконструкции для обустройства асфальтового покрытия, составляет 1,5 тыс. километров. Прохождение федеральных автомагистралей по территории Липецкой области с расстоянием между ними в 150 км позволяет развивать сеть автомобильных дорог об- ластного значения в широтном направлении. Такое решение даст возможности перехода транзитных потоков с одной магистрали на другую магистраль и усилить автотранспорт- ное обслуживание Липецкой области. Для создания новых дорог потребуется, в основном, реконструкция по II и III техни- ческой категории с переводом участков дорог из местных в класс областных, а при ин- тенсивном использовании транспортных коридоров — в класс федеральных. Для межрайонных и межобластных автотранспортных связей данным проектом предлагается организовать новые или усилить существующие маршруты следования ав- тотранспорта. Приоритетным строительством до 2010 г. будет сооружение нового автодорожного обхода города Липецка по трассе «Доброе — Бруслановка — Романово» и «Фащевка — Песковатка». Это связано с развитием особой экономической зоны «Липецк» и наличием на территории города существующего обхода. При градостроительном развитии г. Ли- пецка существующий обход перейдет в сеть городских магистралей. В период до 2025 г. проектом предлагается организовать транспортные маршруты по автодорогам в сообщениях «Липецк — Лебедянь — Данков — Чернава — Михайлов — Скопин» и «Данков — Куркино — Богородицк». Данные направления будут способствовать прямому выходу области на федераль- ные автомагистрали М4 «Дон» и М6 «Каспий» в сообщении с московским транспортным узлом. По линии развития транспортного коридора «Север-Юг» и его широтной составляю- щей федеральной дороги Р119 «Орел — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов» проектом предлагается строительство южного автодорожного обхода города Ельца по трассе «Пятницкая — Екатериновка». Результатом выполнения перечисленных мероприятий будет увеличение опорной сети к расчетному сроку на 350 км, и общая протяженность автомобильных дорог Липец- кой области составит 7750 км. Воздушный транспорт К северо-западу от города Липецка, на расстоянии 11 км, расположен аэропорт гражданской авиации «Липецк», обслуживающий пассажиров местными линиями. Аэро- порт 4 класса предназначен для выполнения рейсовых, чартерных, тренировочных, конт- рольных полетов и авиационных работ. Аэропорт имеет аэродром с одной ИВПП и спо- собен принимать воздушные суда гражданской авиации типа Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40, Як-42, Ту-134, а также вертолетов всех типов. На территории аэропорта имеется аэровокзал на 200 пассажиров. Годовой объем пассажирских перевозок (по отправлению на 01.01.2005 г.) составля- ет 2,5 тыс. чел. Аэропорт ежедневно обслуживает по 4 рейса: 2 — отправления и 2 — прибытия. Тип эксплуатируемых самолетов — Як-40. На городских территориях, в 6 км северо-западнее от основной застройки, располо- жен аэродром МО. Аэродром предназначен для обслуживания учебного маловысотного пилотирования. Вследствие незначительного удаления от аэродрома полигонов мало- высотного пилотирования территории под трассами полетов и полигонами, во время пролетов подвержены дискомфорту. Проектные предложения Аэропорт «Липецк» находится вблизи системы транзитных азиатских маршрутов сис- темы организации воздушного движения (ОрВД). Данная система азиатских маршрутов — воздушный коридор и может рассматриваться как воздушная составляющая МТК «Транссиб» и «Север-Юг». Программой развития особой экономической зоны «Липецк» предусмотрено обслу- живание грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом. Для обеспечения потребности клиентов Липецкой области в гражданской авиации существующий аэропорт «Липецк» в перспективе подлежит реконструкции и к проектно- му сроку (2025 г.) будет международным аэропортом. Трубопроводный транспорт Основное направление магистрального транспорта нефти, нефтепродуктов и газа проходит через Липецкую область с востока России на запад и в страны восточной Евро- пы. Общая протяженность магистральных трубопроводов в однониточном исчислении составляет 3,0 тыс. км, в том числе нефтепроводов — 425 км, нефтепродуктопроводов — 441,3 км, газопроводов — 2,1 тыс. км. Основной диаметр магистральных трубопрово- дов — 1420 мм, 1220 мм, 720 мм, 530 мм. Прокладка магистральных трубопроводов произведена в основном по двум направ- лениям: с востока на запад — нефтепроводы «Дружба-I» и «Дружба-II», нефтепродук- топровод «Мичуринский — Стальной Конь» и «Никольское — Воронеж», газопроводы «Уренгой — Ужгород»; с севера на юг газопровод «Серпухов — Острогожск». Проектные предложения Мероприятия по трубопроводной системе на территории Липецкой области направ- лены на развитие диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капи- тального ремонта объектов магистральных трубопроводов. Увеличение протяженности трубопроводов на территории Липецкой области будет осуществляться за счет дополнительной прокладки труб параллельно существующим (лупинги для нефтепроводов) или новых местных отводов газо— и нефтепродуктопрово- дов. Речной транспорт На территории Липецкой области с севера на юг протекают две реки, которые имеют судоходные участки — Дон и Воронеж. Общая протяженность судоходных путей составляет 119 километров. В настоящее время регулярное судоходство не осуществляется. Река Дон на территории области имеет протяженность судоходного участка (от гра- ницы с Воронежской областью до с. Даньшино Задонского района) 39 км. Река Воронеж имеет протяженность судоходного участка (от границы с Воронежской областью до г. Липецка) 80 км. Проектные предложения Проектом предлагается организовать с участием Воронежского речного порта пас- сажирские агентства на реках Дон и Воронеж с пристанями в с. Донское и г. Липецке. Грузовые перевозки будут осуществляться на обеих реках, но доставку крупногабарит- ных грузов возможно организовать только на реке Дон. По реке Дон организуется непрерывное сообщение по всему участку до города Ле- бедяни. По реке Воронеж организуются два участка: выше и ниже по течению от города Липецка. С применением судов различных типов (от водометного катера до судов на воздуш- ной подушке) предлагается организовать круглогодичную навигацию. 9. ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Водоснабжение Липецкая область с избытком обеспечена ресурсами пресных подземных вод, в т.ч. по прогнозной оценке в объеме 1640 тыс. м 3 / сутки, по данным разведочных работ — 1434 тыс. м 3 / сутки (учтены в государственном балансе). Водоотбор, по данным статотчета 2 ТП — Водхоз на 1.01.2005 г., значительно ниже и составляет 489,8 тыс. м 3 / сутки. На участках с разведанными запасами извлекается 406,0 тыс. м 3 / сутки, т.е. около 83% от общего водоотбора. Потребителями воды хозяйственно-питьевого назначения являются: постоянное на- селение, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, потребляющие воду из сетей хозяйственно-питьевого водопровода. Объем воды питьевого качества, потребляемый населением Липецкой области на 01. 01. 2015 г., будет составлять 710 тыс. м 3 /сут., в том числе городским населением — 612 тыс. м 3 /сут., сельским — 98 тыс. м 3 /сут., на 01. 01. 2025 г. водопотребление составит около 680 тыс. м 3 /сут. Ресурсы подземных вод питьевого качества, составляющие, по данным разведочных работ, 1434 тыс. м 3 /сутки (учтены в государственном балансе), в том числе разведанных для хозяйственно-питьевых целей — 964 тыс. м 3 /сутки, обеспечат потребности в воде на хозяйственно-питьевые нужды с избытком. Место для особой экономической зоны промышленно-производственного типа “Ли- пецк” на территории Грязинского района, с точки зрения водообеспечения, выбрано очень удачно. Это подтверждается тем, что утвержденные запасы подземных вод питье- вого качества г. Липецка, разведанные, но не утвержденные запасы подземных вод пить- евого качества Грязинского района, а также существующие водозаборы того и другого районов превышают суммарное водопотребление названных районов. Это обстоятельство позволит при освоении ОЭЗ воспользоваться разведанными за- пасами подземных вод и существующими водозаборными сооружениями названных районов, реконструируя и модернизируя их или построив новые водозаборные сооруже- ния и подводящие водопроводные сети с необходимыми инженерными сооружениями водоснабжения. Суммарный разрешенный водоотбор по двум названным районам составляет 603 тыс. м 3 /сутки, суммарное расчетное водопотребление на 01.01.2015 г. составит 450 тыс. м 3 /сутки. Для промышленного водопотребления ОЭЗ «Липецк» целесообразно воспользовать- ся существующим Матырским водохранилищем. Для дальнейшего развития водоснабжения Липецкой области проектом предусмат- ривается строительство новых сооружений и сетей водоснабжения, а также развитие и реконструкция существующих сооружений и сетей водоснабжения. Канализация Как было отмечено ранее, централизованной системой канализации с очистными сооружениями, в основном, биологической очистки разной производительности, обес- печены десять районных центров, в т. ч. г.г. Грязи, Данков, Елец, Задонск, с. Измалково, г. Лебедянь, п.г.т. Лев Толстой, г. Липецк, с. Становое, г. Усмань и некоторые сельские на- селенные пункты. Практически все существующие очистные сооружения канализации требуют реконс- трукции и расширения. Качество очищаемых на очистных сооружениях сточных вод в большинстве случаев не соответствует санитарным нормам сброса в водоем. Процент охвата населения канализацией довольно низкий: в среднем составляет 50—60% в капитальной застройке и 10—20% в индивидуальной застройке. Процент из- носа канализационных сетей довольно высок, составляет в разных районах от 60% до 90 %. Объем водоотведения населением Липецкой области на 01.01.2015 г. будет состав- лять 630 тыс. м 3 /сут., в том числе городским населением — 530 тыс. м 3 /сут., сельским — 100 тыс. м 3 /сут., на 01.01.2025 г. — 650 тыс. м 3 /сут. Для дальнейшего развития канализации Липецкой области необходимы реконструк- ция и модернизация существующих канализационных сетей и сооружений; строительс- тво новых участков сетей и сооружений, особенно очистных сооружений полной биоло- гической очистки как в жилом, так и в промышленных секторах; при строительстве г. Ро- маново и ОЭЗ «Липецк» необходимо создание собственных очистных сооружений. Электроснабжение Производство электроэнергии в Липецкой области осуществляется на десяти ТЭЦ, которые вырабатывают 3720 млн. кВт.ч электроэнергии. Общая установленная электри- ческая мощность электростанций области составляет 780 МВт. Липецкая область является дефицитной по выработке электроэнергии. Основными потребителями электроэнергии в области являются промышленные предприятия, на долю которых приходится 78% электропотребления. Для надежного и бесперебойного электроснабжения предприятий в проектируемой ОЭЗ проектом предлагается размещение генерирующего источника — ТЭЦ, обеспечи- вающего электрической и тепловой энергией всех потребителей. В качестве резервного питания ОЭЗ предлагается присоединение потребителей к существующим сетям. Предусматривается перевооружение существующих электро— и теплогенерирую- щих мощностей, замещение части из них возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) для производства традиционных видов энергии. В районах, намечаемых под размещение новых предприятий, предусматривается реконструкция морально устаревших источников и сетей. Газоснабжение Газоснабжение Липецкой области осуществляется от магистральных газопроводов «Уренгой—Помары—Ужгород», «Елец—Кременчуг—Кривой Рог», «Елец—Прогресс», «Елец—Курск—Кременчуг», «Елец—Курск—Диканька», «Ямбург—Елец», «Уренгой-I», «Петровск—Елец», «Краснодарский край—Серпухов», «Острогожск—Белоусово». Природный газ поступает на 46 газораспределительных станций. Природный газ является основным видом топлива в области при выработке энерго- ресурсов. Удельный вес газа в топливном балансе при выработке тепловой и электри- ческой энергии составляет 84,5%. Уровень газификации Липецкой области природным газом составляет 78,9%, в горо- дах и поселках — 88,8%, на селе — 64,3%. По данным ОАО «Липецкоблгаз», в области отсутствует дефицит природного газа. Протяженность газопроводов составляет 15,2 тыс. км, из которых 11,7 тыс. км (82%) приходится на населенные пункты, расположенные в сельской местности. На балансе ОАО «Липецкоблгаз» находятся 835 газорегуляторных пунктов (ГРП), 1442 других газорегуляторных устройств (ШРП, ГРУ). В области газифицировано сетевым природным газом 154 промышленных, 58 сель- скохозяйственных предприятий, 3866 коммунально-бытовых объектов, 382,8 тыс. квар- тир. Основными потребителями газа являются: промышленные предприятия — 3285 млн. м 3 (75%); население — 789 млн. м 3 (18%). Для обеспечения потребителей ОЭЗ (проектируемой ТЭЦ) природным газом пред- лагается сооружение автоматической газораспределительной станции (АГРС) в непос- редственной близости от проектной ТЭЦ. На перспективу предусматривается осуществить 100% газификацию потребителей области. Санитарная очистка В настоящее время планово-регулярная очистка организована, в основном, в горо- дах, поселках городского типа и селах — райцентрах. Из 30 официальных полигонов ТБО в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии находятся четыре: в г. Лебедя- ни, селах Становое, Волово, Доброе. Полигон твердых бытовых отходов (ТБО) «Венера», расположенный на западной ок- раине города Липецка в 500—600 м к юго-востоку от поселка Венера, общей площадью 14,6 га, является серьезной угрозой окружающей среде и особенно подземным водам. В настоящее время срок эксплуатации полигона ТБО истек, он оказался в санитарно-за- щитной зоне водозаборов (МУП «Липецкводоканал» № 3 — Трубный и № 5 — Сырский) и реально угрожает загрязнению подземных вод, поэтому принято решение о его закры- тии и рекультивации. Полигон складирования строительного мусора «Орлиный лог», расположенный в г. Липецке в тальвеге б. Орлиный лог, в чаше отработанного песчаного карьера, загрязняет подземные воды задонско-елецкого водоносного горизонта, который используется для водоснабжения г. Липецка, что недопустимо. В настоящее время завершено строительство полигонов ТБО в г. Грязи, с. Волово, г. Усмани. Настоящим проектом предусматривается: — в связи с закрытием полигона ТБО «Венера» в г. Липецке строительство ново- го полигона ТБО «Центролит» с принимаемым годовым объемом ТБО в бри- кетах высокой плотности. Срок складирования — 12 лет. Площадь полигона — 12 га. В 2004 г. был выполнен первый этап работ; — завершение строительства полигонов ТБО в Измалковском, Добринском, Данковском районах; — завершение строительства второй очереди полигонов ТБО в Становлянском, Хлевенском, Тербунском районах; — строительство полигонов ТБО в Лев-Толстовском и Добровском районах. В дальнейшем вблизи Липецко-Грязинской агломерации предусматривается строи- тельство предприятия (завода) по переработке ТБО. 10. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Липецкая область располагает большим рекреационным и туристическим потенциа- лом: — выгодное экономико-географическое положение; — благоприятные природные условия; — значительный объем культурно-исторического наследия; — развитая инфраструктура; — наличие бальнеологических ресурсов (лечебных грязей, минеральных вод). Все это создает предпосылки для развития крупного туристско-рекреационного комплекса межрегионального, общероссийского и международного значения. Развитие рекреационного комплекса надо рассматривать как одно из приоритетных направлений хозяйственной деятельности и территориального планирования. Рекреация Липецкая область, расположенная на восточных склонах Средне-Русской возвышен- ности, частично на Окско-Донской низменности, в междуречье Дона и Воронежа, в лесо- степной зоне бассейна верхнего Дона, обладает значительным рекреационным потен- циалом. Природные условия и ресурсы Практически все природные условия области благоприятствуют развитию рекреации и ее видов: санаторно-курортного лечения, туризма, спорта, но степень использования их различна и зависит от спроса и инвестиционных возможностей. В данной работе выполнен детальный анализ природных ресурсов с точки зрения их использования для активного отдыха населения, а также для профилактических и лечеб- но-оздоровительных мероприятий. С точки зрения лесорастительных условий наиболее благоприятными для организа- ции различных видов отдыха являются дубовые широколиственные леса в Добровском, Грязинском, Задонском, Усманском, Елецком районах. Рекреационные функции лесов недостаточны. На территории области находятся уникальные объекты природы: заповедники (2), заказники (18), памятники природы (131). Территория этих объектов представляет инте- рес с точки зрения туризма, отдыха, научного познания. Наибольший интерес с точки зрения научного познания и туристско-экскурсионной деятельности представляют заповедники: Воронежский, Галичья гора, Дендрологичес- кий парк лесостепной опытно-селекционной станции, геологические и ландшафтные па- мятники природы. В области насчитывается 11 ландшафтных и 7 зоологических заказников (см. схему «Рекреация, туризм, охрана памятников истории и культуры»). Самые значительные из них находятся на территориях Добровского, Грязинского, Елецкого, Задонского, Липец- кого и Лебедянского районов. Одним из наиболее массовых видов рекреационного использования являются садо- вые товарищества и кооперативы, дачные поселки, которые играют особую роль в фор- мировании мест отдыха, прежде всего, вокруг городских поселений. В настоящее время на территории области расположено 134 садоводческих товарищества. В целом по об- ласти они занимают 9856 га, где весь летний сезон единовременно отдыхают 45—50 ты- сяч человек. На перспективу этот вид отдыха должен получить свое дальнейшее разви- тие. Липецкая область располагает определенным потенциалом бальнеологических ре- сурсов. В комплексе санаторно-курортного лечения широко используются лечебные факторы курорта: Липецкая минеральная вода и торфяная лечебная грязь. Запасы минеральных вод обнаружены также в Чаплыгинском, Усманском, Задонском районах. Интересны для рекреационного использования также минеральные источники в Задонском районе — с. Каменка и Чаплыгинском районе — с. Дубовое. Туризм Одним из массовых видов рекреационной деятельности является туризм, который может эффективно удовлетворить рекреационные потребности области. Липецкая об- ласть имеет большой туристско-экскурсионный потенциал и обладает значительными туристическими ресурсами, как составляющими индустрии туризма, необходимыми для развития туризма. Маршрутный туризм — один из традиционных и высокоорганизованных видов позна- вательного туризма, он получил значительное развитие в Липецкой области. Разрабо- танная несколькими туристическими агентствами система маршрутов и экскурсий охва- тывает практически всю территорию области. Получили развитие: конные маршруты как однодневные, так и многодневные: по живописным берегам р. Воронеж, в Задонском районе, на Куликовом поле в Данковском районе; спелеологические туры в карстовые пещеры г. Ельца; водные туры по рекам: Быстрая Сосна, Дон, Воронеж, Красивая Меча, Битюг (бай- дарки). Область обладает рядом благоприятных факторов для развития автотуризма .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz