Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
№ 197/23325/ 10 ОКТЯБРЯ 2008 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 (Продолжение. Начало на 5—6-й стр.) (Продолжение на 8-й стр.) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Комплексная оценка территории является основой для разработки предложений по функциональному зонированию территории. Оценка природных и планировочных условий была сделана для каждого вида исполь- зования территориальных ресурсов области (см. схему «Комплексная оценка террито- рии»). Комплексная оценка проведена на основе анализа: — природных факторов; — ресурсно-сырьевого потенциала; — экологического состояния природной среды; — транспортной обслуженности и обеспеченности территории; — планировочных условий; — системы расселения; — градостроительной освоенности территории; — степени хозяйственной освоенности территории. Оценка территории по комплексу природных факторов Климатические условия области благоприятны для хозяйственного, градостроитель- ного освоения и рекреационной деятельности и не создают планировочных ограниче- ний. Качество почв, в основном, высокое — 80-90 баллов (из 100 возможных). На крайнем юго-востоке и крайнем юго-западе почвы характеризуются очень высоким качеством и лишь на отдельных участках — в районе Задонска — почвы по качеству средние. Инженерно-геологические условия, определяющие условия строительства, на территории Липецкой области довольно сложные. Отмечается значительная расчленён- ность рельефа. Глубина эрозионного вреза изменяется от 20 до 60 метров. Основанием сооружений практически повсеместно служат породы четвертичного возраста, часто просадочные. Глубина уровня подземных вод часто поднимается выше 3-х метров и иногда достигает поверхности. Особо осложняют условия строительства такие опасные геологические процессы и явления, как овражно-балочная эрозия, плоскостной смыв, карст, суффозия, оползни, подтопление и затопление паводковыми водами. На основании инженерно-строительного районирования выделено четыре типа тер- риторий: Территории с инженерно-строительными условиями средней сложности. К этой категории отнесены территории, расположенные частично в Данковском, Чаплы- гинском, Лев Толстовском (весь район), Лебедянском, Липецком, Елецком, Краснинс- ком, Становлянском, Долгоруковском районах. Здесь вероятно проявление эрозии, оползней, карста. При соответствующей инженерной подготовке возможна длительная безаварийная эксплуатация зданий и сооружений. — Территории со сложными инженерно-строительными условиями. Это терри- тории, расположенные частично в Становлянском, Измалковском, Долгоруковс- ком, Чаплыгинском, Грязинском, Липецком районах, почти полностью в Воловс- ком и Усманском районах. На территории широко развиты эрозионные процессы, оползни, карст. Здесь необходимы сложные мероприятия по инженерной подго- товке и защите территории от опасных инженерно-геологических процессов. — Территории с инженерно-строительными условиями повышенной сложнос- ти. Это, прежде всего, склоны речных долин, подверженные эрозии, оползням, суффозии, заболоченные и сильно закарстованные территории. К ним относятся территории, расположенные частично в Елецком, Становлянском, Добровском, Добринском, Липецком районах. Здесь необходимы сложные дорогостоящие ме- роприятия по инженерной подготовке при использовании территории под строи- тельство. — Территории, не рекомендуемые для застройки. Это территории пойменных террас рек Дона, Воронежа, участки, затапливаемые паводком 1-5% обеспечен- ности, овраги, балки с уклонами склонов более 10%. Минерально-сырьевые ресурсы области представлены 22 видами полезных ископа- емых. На базе месторождений работают горнодобывающие и перерабатывающие пред- приятия. Область полностью обеспечивает свою потребность по таким видам минераль- ного сырья, как: — карбонатные породы для производства строительного щебня и извести, для при- менения в металлургии; — карбонатные и глинистые породы для цементного производства; — тугоплавкие и легкоплавкие глины для производства керамзита, кирпича; — пески формовочные для строительных работ; — пески стекольные, — минеральные воды. Местоположение месторождений см. на схеме «Комплексная оценка территории». Водные ресурсы области представлены поверхностными и подземными водами. Потребности области в пресных поверхностных водах покрываются Доном, Воронежем и их притоками. 5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ Комплексная оценка определяет территориальные и природные ресурсы для разви- тия основных видов хозяйственного использования территории: промышленного и гражданского строительства; — сельского хозяйства; — рекреационной деятельности; — природоохранной деятельности. Главная идея данного раздела — выявить и показать проблемы и возможности тер- риториального развития, улучшения градостроительной ситуации. Комплексная оценка территории является основой для разработки предложений по функциональному зонированию территории. Оценка природных и планировочных условий была сделана для каждого вида использо- вания территориальных ресурсов области (см. схему «Комплексная оценка территории»). Комплексная оценка проведена на основе анализа: — природных факторов; — ресурсно-сырьевого потенциала; — экологического состояния природной среды; — транспортной обслуженности и обеспеченности территории; — планировочных условий; — системы расселения; — градостроительной освоенности территории; — степени хозяйственной освоенности территории. На основании инженерно-строительного районирования выделено четыре типа тер- риторий: — Территории с инженерно-строительными условиями средней сложности. К этой категории отнесены территории, расположенные частично в Данковском, Чаплыгинском, Лев Толстовском (весь район), Лебедянском, Липецком, Елецком, Краснинском, Становлянском, Долгоруковском районах. Здесь вероятно прояв- ление эрозии, оползней, карста. При соответствующей инженерной подготовке возможна длительная безаварийная эксплуатация зданий и сооружений. — Территории со сложными инженерно-строительными условиями. Это терри- тории, расположенные частично в Становлянском, Измалковском, Долгоруковс- ком, Чаплыгинском, Грязинском, Липецком районах, почти полностью в Воловс- ком и Усманском районах. На территории широко развиты эрозионные процессы, оползни, карст. Здесь необходимы сложные мероприятия по инженерной подго- товке и защите территории от опасных инженерно-геологических процессов. — Территории с инженерно-строительными условиями повышенной сложнос- ти. Это, прежде всего, склоны речных долин, подверженные эрозии, оползням, суффозии, заболоченные и сильно закарстованные территории. К ним относятся территории, расположенные частично в Елецком, Становлянском, Добровском, Добринском, Липецком районах. Здесь необходимы сложные дорогостоящие ме- роприятия по инженерной подготовке при использовании территории под строи- тельство. — Территории, не рекомендуемые для застройки. Это территории пойменных террас рек Дона, Воронежа, участки, затапливаемые паводком 1-5% обеспечен- ности, овраги, балки с уклонами склонов более 10%. Оценка территории по экологическому состоянию природной среды Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значительный вклад в неё вносят чёрная металлургия, машиностроение, станкострое- ние, металлообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, производс- тво стройматериалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышленность, тепловые электростанции. Немалые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производством (карьеры, шахтные стволы и терриконы). Существенный вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и птицеводчес- кие комплексы, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте- и газопроводы). Большую экологическую опасность представляют собой отдельные объ- екты: места складирования ядохимикатов, твёрдых бытовых и промышленных отходов, транспортные предприятия агросервиса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агрохимпрома, очистные сооружения, поля фильтрации и, конечно же, радиоактив- ное загрязнение в результате чернобыльской катастрофы. По условиям транспортной обслуженности наиболее благоприятной для размеще- ния объектов жилищного и коммунально-складского строительства является террито- рии, примыкающие к магистральным железнодорожным путям и автомобильным доро- гам. Густота железнодорожных путей общего пользования (километров путей на 10000 кв. километров) составляет 314 км,что соответствует 7 месту по Российской Федерации. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 217 км, что также соответствует 7 месту по Российской Федерации. На перспективу плотность дорог возрастет (см. схему «Транспортная инфраструкту- ра»). Территория области практически полностью попадает в зону 1,5 — 2-часового транс- портного обслуживания от регионального центра. Область также почти полностью попа- дает в зону обслуженности дорогами с усовершенствованным покрытием федерального и областного значения, за исключением отдаленных территорий Воловского, Долгору- ковского, Измалковского, Становлянского, Краснинского, Данковского, Лев-Толстовско- го районов. Территорию пересекают 3 железнодорожные магистрали, в зону обслуженности ко- торых входят практически все районы, за исключением Задонского, Добровского, Хле- венского, частично Воловского районов. Намечаемые на ближайшую перспективу транспортные обходы городов Липецка, Лебедяни, Ельца, Грязи, Чаплыгина, с. Волово значительно улучшат планировочную си- туацию области (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Оценка территории по планировочным условиям Вдоль основных транспортных и речных магистралей области сформировались аре- алы наибольшей концентрации населенных пунктов, на основе которых в большей сте- пени сформировалась система расселения и территории активной хозяйственной де- ятельности (см. схему «Комплексная оценка территории»). Распределение поселенческой сети по территории области достаточно равномерно, но в южной и центральной части оно более уплотнено и укрупнено. В области сформировалась полицентрическая система расселения с региональным и межрайонным центром — г. Липецком, межрайонными центрами — г.г. Елец, Лебедянь, с территориально-сближенными поселениями, на базе которых формируются урбанизи- рованные территории с развивающейся Липецко-Грязинской агломерацией. Производственный комплекс области в основном размещен в городских поселениях. В настоящий момент, в связи с развитием Особой экономической зоны, в территориаль- ной организации области усиливается роль Липецка. Главная и наиболее важная проблема планировочной организации территории Ли- пецкой области — это проблема нерационального усиления центростремительного век- тора развития: стягивания населения, производства, капитала в город Липецк и Липец- кую агломерационную зону, особенно в связи с созданием ОЭЗ промышленного типа. И это происходит в условиях, когда другие территории области имеют свои конку- рентные преимущества, свои возможности для ускоренного развития. Этот фактор надо использовать, чтобы противодействовать центростремительному развитию территории области и способствовать более рациональной ее организации. Территория области по планировочным условиям делится на три планировочных района: Юго-Восточный, Юго-Западный, Северный. «Юго-Восточный» район, включающий: Липецкий, Грязинский, Добровский, Усманс- кий, Добринский, Хлевенский муниципальные районы, сохраняет свои ведущие позиции в территориальной организации промышленного производства и расселения. Получит свое дальнейшее развитие урбанизированная территория с расположенной здесь Ли- пецко-Грязинской агломерацией, в состав которой входят районные центры — Липецк, Грязи, проектируемый город Романово, Особая экономическая зона «Липецк». В восточ- ë ı Âχ Ú ËÚÓ Ë‡Î¸ÌÓ„Ó Ô·ÌË Ó‚‡ÌË fl ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ном направлении формируется новый планировочный узел на базе развития территории Особой экономической зоны «Липецк». В «Юго-Западном» районе , включающем Елецкий, Задонский, Воловской, Тербунс- кий, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский муниципальные районы, усиливается территориальная организация промышленного производства и расселения. Развивается Становлянско-Елецко-Задонская урбанизированная террито- рия, куда входят районные центры — с. Становое, г. Елец, г. Задонск. В «Северном» районе, объединяющей: Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский муниципальные районы, возможно формирование урбанизированной территории на основе группы территориально-сближенных поселений, примыкающих к г. Лебедяни, г. Данкову, г. Чаплыгину и сельскому поселению — пгт. Лев Толстой. Для развития основных видов хозяйственного использования территории рекомен- дуются: 1. Для активной градостроительной и хозяйственной деятельности: наиболее благоприятные территории выявлены в Липецком, Грязинском, Елецком, Становлянс- ком, Чаплыгинском, Лебедянском, Тербунском, Данковском районах. 1. Для сельскохозяйственного использования, подразделяемые на зоны, благоприятные для сельского хозяйства , к которым отнесены практически все сельскохозяйственные земли. Территории, благоприятные для сельско- хозяйственного использования, подразделены на зоны: — благоприятные для развития животноводства — это прежде всего террито- рии Становлянского, Лебедянского, Усманского, Добринского, Липецкого районов; — благоприятные для развития растениеводства — это территории Воловско- го, Тербунского, Измалковского, Долгоруковского, Тербунского районов; — благоприятные для смешанного использования (животноводства и растение- водства) — это территории Задонского, Данковского, Чаплыгинского, Лев- Толстовского районов. — ограниченно благоприятные для сельского хозяйства , к которым отнесены территории, попадающие в зону возможного радиоактивного загрязнения от ЧАЭС, заболоченные луга, торфяные болота, водоохранные территории, тер- ритории с сильным процесом оврагообразования. 3. Для рекреационного использования, подразделяемые на зоны: — благоприятные для рекреационного использования — это прежде всего тер- ритории речных долин, лесные массивы, примыкающие к рекам, леса, на- иболее посещаемые в период сбора ягод и грибов, территории заказников и охотохозяйств. Большой массив территории под рекреационное использо- вание выделен в среднем течении рек Дон и Воронеж, на территориях Ус- манского, Задонского, Липецкого, Добринского, Елецкого районов; — ограниченно благоприятные для рекреационного использования — это тер- ритории с неблагополучной экологической обстановкой, выбросами вредных химических элементов, находящиеся в Липецком, Елецком, Данковском, Чаплыгинском районах; — неблагоприятные для рекреации — это территории загрязнения от ЧАЭС в Становлянском, Чаплыгинском, Данковском, Лев-Толстовском районах. 6. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ Организация территории строится на основе ее планировочной структуры и функци- онального зонирования. Оптимизация функционально-планировочной структуры явля- ется одной из главных задач архитектурно-планировочной организации территории Ли- пецкой области. Три города — Липецк, Елец, Лебедянь — по своему экономическому, демографичес- кому, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выпол- нению функций по обслуживанию больших территорий и являются наиболее значитель- ными узловыми элементами опорного каркаса территории. г. Липецк является полифункциональным региональным центром, обладающим вы- соким промышленным и социальным потенциалом, играет роль центра региональной системы расселения. Сложившимся региональным подцентром («субрегиональным центром») межрайон- ной системы расселения западной части области является г. Елец. Вторым формирующимся в настоящее время региональным подцентром северной группы районов области является г. Лебедянь. Развитие городов: Усмань, Задонск, Елец, Чаплыгин, Данков, Грязи связано с про- мышленностью, транспортом, рекреационной деятельностью, а также с организацион- но-хозяйственным и социально-культурным обслуживанием населения. Планировочная структура Липецкой области характеризуется наличием четырех ос- новных осей (двух транспортных и двух водных). Главными транспортно-планировочными осями являются: — в широтном направлении — ось Елец—Липецк, с продолжением к западу — на Орел, а к востоку — на Тамбов; — в меридиональном направлении — ось Хлевное—Елец, с продолжением к се- веру на Москву, а к югу — на Воронеж. Второстепенные транспортно-планировочные оси проходят по направлениям: — Елец—Лебедянь—Лев Толстой, с продолжением к югу — на Старый Оскол, а к северу — на Чаплыгин; — Липецк—Чаплыгин, с выходом на Москву. Кроме того, выделяются две основные водно-планировочные оси по рекам Дон и Во- ронеж. Таким образом система планировочных осей области состоит из трех элементов: — водно-планировочной оси рек Дон и Воронеж; — транспортного направления Елец—Липецк; — второстепенных осей, связанных с малыми городами. Перспективная планировочная структура Сложившаяся планировочная структура области не в полной мере отвечает требова- ниям обеспечения комплексного территориального развития области. В связи с этим проектные предложения направлены на решение главной проблемы: совершенствование территориальной организации территории за счет рационального размещения производительных сил и развития полицентрической системы расселения. Идея архитектурно-планировочного решения учитывает сложившуюся планировоч- ную ситуацию области, ее природно-климатические и экономико-географические осо- бенности. Проектная планировочная структура области базируется на следующих принципи- альных положениях: — формирование открытой планировочной структуры, позволяющей свободно развивать область по нескольким планировочным направлениям; — взаимоувязка со сложившимся и прогнозным размещением производитель- ных сил; — усиление и совершенствование планировочных осей и и оптимизация транс- портной и инженерной инфраструктуры; — упорядочение и оптимизация систем расселения и межселенного обслужи- вания; — рекреационное формирование единой комплексной структуры районирова- ния области; — охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресур- сов; — размещение новых видов строительства на оптимальных по градостроитель- ным условиям территориях. Формирование и развитие планировочных осей будет способствовать преодолению территориальных диспропорций и явится важным вкладом в создание базы для форми- рования перспективных систем расселения. Для более равномерного развития территории области в основу проекта положено формирование полицентрической организации территории с полюсами урбанизации, «точками роста» и соответствующей инфраструктурой, организующей регион; 7. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ Функциональное зонирование территории является одним из главных результатов разработки Схемы территориального планирования. Это — инструмент регулирования территориального развития области, где определяется состав функциональных зон, их границы, режимы (регламенты) использования территории. Утвержденное в соответствующем порядке зонирование территории является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользова- нии землей и иной недвижимостью. Функциональная зона — это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему регламентами использования. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид де- ятельности, для которого предназначена территория. В Липецкой области предлагается два уровня функционально-градостроительного зонирования: I уровень. Монофункциональные ареалы, степень однородности функций которых определяется разрешающей способностью с учетом масштаба графических материалов (М 1:200000). Такими элементами зонирования являются: 1. Земли городской и сельской застройки; 2. Садово-дачные товарищества; 3. Транспортные сети и сооружения, крупные транспортные узлы, терминалы; 4. Лесные земли; 5. Территории режимного использования; 6. Памятники истории и культуры; 7. Заповедники, памятники природы; 8. Горные отводы, площади залегания полезных ископаемых. Каждый из указанных элементов может быть обременен теми или иными ограниче- ниями или их сочетаниями. II уровень. Многофункциональные ареалы — зоны с приоритетом одной или несколь- ких взаимосвязанных функций: 1. Природоохранные и прочие территории с установленными границами и режимами градостроительной деятельности: национальный парк, заповедники, заказники, водоохранные зоны рек, территории городов в установленных границах, террито- рии, нуждающиеся в охране; 2. Территории, нуждающиеся в охране и регламентации хозяйственной деятельнос- ти, территории с рекреационным потенциалом, истоки малых рек; 3. Территории с наиболее сложными территориальными отношениями: зоны преиму- щественной урбанизации, системы расселения, ареалы территориально сбли- женных поселений разного масштаба; 4. Крупные зоны особого регулирования градостроительной деятельности (могут включать территории всех предшествующих групп) — территории, наиболее при- влекательные для инвестирования. Предлагаемые регламенты функционального использования территории должны быть зарегистрированы в Государственном Градостроительном Кадастре и контролиро- ваться при помощи ведения градостроительного мониторинга: Эти регламенты должны учитываться при: — выдаче заданий на градостроительное проектирование и разработке градо- строительной документации; — выдаче разрешений на строительство и заданий на проектирование застрой- ки; — контроле со стороны органов государственной власти и местного самоуправ- ления за соблюдением установленного регламента использования террито- рий; — оценке землепользований и связанной с ними недвижимости, в целях нало- гообложения, арендной платы и других платежей. Зонирование учитывает неоднородность территории и осуществляется с учетом сте- пени благоприятности по следующим факторам: — инженерно-геологическому; — природно-экологическому; — санитарно-гигиеническому; — проживанию населения и его хозяйственной деятельности. Макрозонирование Липецкой области включает следующие типы территорий: — кардинально преобразованные человеком городские и сельские поселения, районы открытой добычи полезных ископаемых, территории транспортно- инженерных коммуникаций, территории, прилегающие к рекам Дон и Воро- неж; — умеренно измененные хозяйственной деятельностью сельскохозяйственные угодья, небольшие участки эксплуатируемых лесных массивов; — практически не нарушенные деятельностью человека открытые пространс- тва, охраняемые природные территории: заповедники, заказники. Особое место в зонировании территории принадлежит территориям с особыми рег- ламентами хозяйственной деятельности. В эту категорию включены: — зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); — территории с возможным радиоактивным загрязнением в результате аварии на ЧАЭС (Становлянский, Данковский, Лев-Толстовский, Усманский районы); — территории в тридцатикилометровой зоне от Нововоронежской АЭС, на которых необходим постоянный радиометрический контроль; — шумовая зона от аэропорта; — зоны санитарной вредности от крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий; — территории садов, болот, месторождений полезных ископаемых; — территории с нарушенной геологической средой (карсты, оползни, просадочные грунты); — территории, подверженные 1% паводковому затоплению; — территории, по которым проходят аварийно-опасные объекты, — магистральные газонефтепроводы, ВЛ-500 кВ и выше; — водоохранные зоны. Рекреационные зоны размещаются, в основном, в южной части области, вдоль рек Дон и Воронеж, в Задонском, Липецком, Грязинском, Усманском, Добровском районах. Рекреационные зоны включают в себя также и ареалы развития туризма. Значительное место в зонировании территории принадлежит особо охраняемым территориям, в состав которых включены: 11 ландшафтных, 7 зоологических заказников, 2 заповедника, 131 памятник природы, предлагаемые: Национальный парк «Липецкий», 2 историко-культурных заповедника. Особо охраняемые природные территории размещаются в основном вдоль рек Дон и Воронеж на территориях Задонского, Елецкого, Липецкого, Усманского районов. Градостроительные регламенты В соответствии с предлагаемым зонированием территории предусматриваются сле- дующие градостроительные регламенты: I. В зоне интенсивного хозяйственного освоения (центральная часть территории) предусмотрено развитие существующих и новых промышленных производств, и городс- ких поселений, размещение основной части резервных площадок для перспективного капитального строительства. II. В зоне экстенсивного градостроительного освоения окружающей природной сре- ды установлен режим использования территории, обеспечивающий оптимальные усло- вия для развития ведущих для этой зоны отраслей народного хозяйства (подзоны разви- тия сельского хозяйства и рекреационного использования). III. Для зоны ограниченного хозяйственного использования и максимально сохраняе- мой природной среды установлен режим, не допускающий развития и размещения в ней промышленных или сельскохозяйственных производств, других видов эксплуатации природных ресурсов, способных нанести значительный вред естественному или куль- турному ландшафту. Развитие существующих населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства в этих зонах ограничивается потребностями раз- вития рекреационной деятельности и проведения необходимых мероприятий по охране природы. Наиболее строгий режим использования территории устанавливается в санаторно- курортной подзоне, где запрещается сооружение новых и расширение действующих промышленных предприятий и других объектов, не предназначенных непосредственно для рекреационных целей. В этой подзоне не допускается развитие отраслей промыш- ленности и сельского хозяйства, которые могут ухудшить условия окружающей среды и эстетические качества природной среды. Ниже приводятся основные ограничения и требования средопользования, установ- ленные действующими федеральными и региональными законодательными и норматив- ными правовыми актами. ОГРАНИЧЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ СРЕДОПОЛЬЗОВАНИЯ (ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕЖИМЫ И РЕГЛАМЕНТЫ) Градостроительные ограничения (типы территории) Режимы и регламенты средопользования (требования к использованию территорий) Леса I группы — Запрет всех видов строительства и хозяйственного использования, за исключением лесовосстановительной, лесохозяйственной и регламентируемой лесохозяйственной деятельности — Исключены вырубки лесных насаждений (кроме санитарных, лесовосстановительных рубок) — Допускается преобразование лесов I группы в парки, лесопарки в пределах городской черты, а также на специально отведенных участках — Размещение новых и расширение существующих поселений, промышленных предприятий, сооружений и коммуникаций допускается в исключительных случаях, при условии изъятия земель только по постановлению Правительства РФ, по представлению органов местного хозяйства — Леса, расположенные на землях городских поселений, не входят в состав лесного фонда и являются городскими лесами Особо охраняемые природные территории и объекты, их охранные зоны (государственные природные заповедники, национальные, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, лечебно- оздоровительные местности и курорты и иные категории особо охраняемых природных территорий) — В пределах этих территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и противоречащая их целевому назначению — На этих территориях, в соответствии с законодательством, устанавливается режим особой охраны — Обязательность установления во всех возможных случаях на участках земли и водного пространства, прилегающих к паркам, заповедникам, заказникам, памятникам природы охранных зон с регулируемым режимом хозяйственной деятельности , а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов — установление округов санитарной охраны — Запрещается любое строительство, прокладка дорог, загрязнение почвенно-растительного покрова, действий, способных привести к эрозии почв Земли и объекты историко-культурного значения (исторические городские и сельские поселения), объекты культурного наследия (памятники, ансамбли, достопримечательные места) — Допустимыми видами использования территории ООПТ является использование для эколого-просветительных и частично рекреационных мероприятий — Обязательность установления для комплексов и памятников защитных зон (заповедной, охранной, регулирования застройки), правовой режим которых регулируется законодательством Российской Федерации — В пределах этих территорий устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением проведения специальных мер по сохранению и регенерации историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия — Устанавливаемые границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия необходимы для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика, для обеспечения и градостроительного единства нового строительства с исторически сложившейся средой. — Необходимо дифференцировать режимы охраны земель и объектов историко-культурного значения по трем направлениям: консервационному (сохраняющему), резервационному (предупреждающему) и ресурсному (ограничительного использования) — Установление регламентов пользования в соответствии с категорией охраны (музейно-заповедной, профилактической, восстановительно-реабилитационной, регулятивной и комплексной) и в зависимости от значимости (общефедеральной, национально-региональной и социокультурной) — Необходимо установление и соблюдение охранных зон, зон восприятия памятников — Приоритетное использование с туристическими целями под гостинично-туристские комплексы — Использование при всех видах собственности допускается без нарушения исторической ценности памятников, с реставрацией под строгим контролем соответствующих государственных органов Территории поселений — Развитие городских и сельских поселений исключительно на подведомственных территориях, кроме случаев, предусмотренных соглашениями с органами местного самоуправления, сопряженных территорий и закрепленных специальными нормативно-правовыми актами, при занятии земель сельскохозяйственного назначения, преимущественно на малопродуктивных землях — Развитие любых поселений допускается только при наличии утвержденной градостроительной документации Урбанизированная территория агломерации, резервы предполагаемого развития районных центров (территории повышенной градостроительной ценности) — Запрет на размещение объектов повышенной экологической опасности — Запрет на передачу земель в иные виды собственности, кроме муниципальной и государственной — Запрет на использование земель под любые виды строительства ( в т.ч. садово-дачное), кроме гражданского (в т.ч. рекреационного), а также технополисов и технопарков (на прилежащих к городам территориях) — Обязательность обеспечения всех видов строительных объектов централизованными системами инженерного оборудования — Обязательность проведения вневедомственной градоэкологической экспертизы проектов любых зданий и сооружений на участках, находящихся в пределах территорий, имеющих высокую (особую) градостроительную ценность — Учет многоаспектных интеграционных связей территории различных органов местного самоуправления, прежде всего в сфере землевладения и землепользования на сопредельных с городами территориях, на основе нормативных актов областного и «межмуниципального» уровней Транспортные коммуникации с полосами отвода и защитными зонами (территории коридоров транспортных и линейных инженерных коммуникаций (трассы и их защитные зоны)) — Запрет на землях транспорта всех видов строительства, не связанных с развитием, эксплуатацией, обслуживанием транспортных сооружений и коммуникаций — Запрещена трассировка через территорию поселений новых магистральных транзитных транспортных и инженерных линейных коммуникаций — Необходимо дать обоснование и экономико-градостроительную оценку условий выноса транзитных и инженерных коммуникаций в районах сложившейся застройки — Охранные зоны могут устанавливаться на территориях, примыкающих к землям транспорта, в целях обеспечения нормальной эксплуатации транспортных коммуникаций и сооружений — В охранных зонах вводятся особые условия землепользования, обязательные для всех землепользователей — Строительными нормами и правилами определяются санитарно- защитные зоны от транспортных коммуникаций, учитываемые при планировке и застройке поселений — Обязательность строительства автомобильных обходов поселений для выноса транзитных потоков Территории аэропортов и режим их функционирования — Запрещается размещение новых аэропортов (аэродромов) на расстоянии ближе 10-26 км (по оси взлетно-посадочной полосы) от границ поселений (городских и сельских) и на размещение их на расстоянии ближе 2-3 км (в зависимости от класса аэродрома) между горизонтальной проекцией трассы и границей селитебной зоны — Условия размещения новых гражданских объектов в селитебных зонах городов, сопряженных с существующими и реконструируемыми аэродромами, определять в зависимости от положения границ шумового дискомфорта, выявляемых специальными расчетами — Запрет на размещение в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома мест свалок, скотобоен и других объектов, привлекающих птиц — В зоне до 10 км от границ аэродрома требуется согласование строительства воздушных линий связи, линий электропередач и др. сооружений
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz