Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

КОЛЛЕКЦИЯ | О творцах далекого времени è  ÓÁ  ‡˜Ì ˚  ¯Â‰Â‚  ˚ Былое Ведущий рубрики Исаак РОЗЕНФЕЛЬД Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и «Липецкой газеты» № 195/23323/ 8 ОКТЯБРЯ 2008 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Игорь Ветловский Когда началось интенсив- ное заселение Дикого поля, у наших предков возникла большая нужда в металли- ческих, особенно желез- ных, изделиях. Сперва их привозили издалека, а потом научились изготав- ливать сами и сошники, и косули, и ножи, и топоры, и гвозди, и оружие. Во второй половине ХVII века в романовских вотчинах появляются домницы, ручные горны, кузницы, закладываются шурфы для добычи руды. Но металла эта «малая индустрия» давала немно- го, к тому же он был дорог... ᇂӉ ̇  ÂÍ ÅÂÎ ˚ È äÓÎÓ‰ÂÁ¸ Последняя четвертьХVII века.Начинаетсяподготовка к Азовским походам. В на- шемкрае идет строительство судов. А для этого нужен металл. ИПетрПервый при- казывает строить железоде- лательный завод. Место было найдено на реке Белый Колодезь, что издавна несла полные свои воды в привольный степной Воронеж. Завод строился быстро. Руководил строи- тельством владелец большо- гоелецкогопоместьямосков- ский дьяк Кузьма Борин. Имение ему подарил самодер- жец в 1690 году за успешные военные действия против большого отряда крымских татар. Компаньонами Бори- на были его брат Иван и ку- пец из столицы Никита Аристов. Впоследствии по- селок белоколодских метал- лургов был назван Борино. Согласно договору с пра- вительством завод не являл- ся полной собственностью Бориных и Аристова, а счи- тался условным владением, выстроенным на государс- твенной земле и с помощью власти. Что это означало? Они владели предприятием «урочные годы». Первые пять лет—без оброка, затем «из оброку» без уплатыпош- лин за железо «тридцать лет сряду». Авообще источники сообщают, что «с того завода за плавильные печи, и за руду железную, и за леса, и за всякие угодья платили в его Государя казну по 50 рублей в год». Завод выпускалжелезо и железныеизделия,чугунные котлы, якоря и прочее. Же- лезо продавалось не только на месте, но и возилось в Москву, а потом на строи- тельство Петербурга. К 1698 году на заводе построили новое водохрани- лище с высокой и широкой плотиной, новую домну. В последующие годыработали две домны, четыре молота, одна «мелочная кузня» и одна «меховая изба». Когда шла подготовка Азовского похода, металл и металлические изделияпри- обретала в первую очередь казна. В 1696 году было за- ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ | Как Петр Первый в Борино побывал è  ‚Â̈ ˚ ÎËÔˆÍÓÈ ÏÂÚ‡ÎÎÛ  „ËË желым молотом. Работал он как заправский мастер. Не- заметно пролетело время, и заводской колокол позвал к обеду. От царской трапезы в сорок блюд государь отка- зался и с аппетитом вместе с кузнецами отведал аро- матных боринских щей и гречневой каши. Потом ра- ботал закипела вновь. Царь решил выковать все образ- цы изделий, необходимые во флотском деле, лично. Потом они еще долго слу- жили эталонами… Уже солнце клонилось к закату, когда Петр повесил на железный крюк рабочий фартук. —Ану-ка,Никита,—об- ратился он к подошедшему купцу Аристову, — при- кинь, сколько пудов железа яотковал, дане обмани смот- ри при расчете, как своих кузнецовнадуваешь.Иденьги поскорейнеси. Не видишь, я своюобувь прожег насквозь, босым, что ли, ваш царь хо- дить должен? Заодно и с мо- ими помощниками разо- чтись. А сверх того за хоро- шую работу мужикам, что мне помогали, велю дать по штофу водки за ваш счет. И закуску путевую дайте. Что- бы и впредь по заслугам честь была. Не прошло и десяти ми- нут, какконторщикиказна- чей приволокли в цех кова- ный ларец с деньгами и вы- дали расчет. Царя с удоволь- ствием пересчитал зарабо- танное и сказал братьям Бо- риным: — А теперь ведите меня в лавку заводскую, башмаки хочу купить себе на память. Мастера у вас тут дюжие, стопы у них огромные. Ду- маю, и на свою ногу подберу что-нибудь. Потом ходиламолва, что Государь такполюбилборин- ские башмаки, что являлся в нихна большие приемыино- земцев ипри случае с гордос- тью говорил придворным и иностранцам: — Сам, на свои руками своимизаработанные деньги купил в боринской лавке. Работа-то не хуже немец- кой, а делал эту обувь прос- той русский сапожник. Ну как мне не гордиться своим народом? Он и флот мне скоро лучший в мире пост- роит. Татьяна Хомич, научный сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Штоф темно-зеленого цвета, расписанный эмалевыми красками. Мотив росписи—фольклор- ный, близкий к лубку. На одной из узких граней — дата изготовления: «1754 год январь месяц». При- мерно тогда же русские умельцы-стеклодувы сделали и сосуд — медведь. Такими, между прочим, пользовались в особо торжественных случаях: на свадьбах, родинах, крестинах. В них подавали дорогие и редкие вина, настойки, наливки. Это один из уникальных экспонатов в коллекции стекла нашего музея. Стекольное ремесло на земле относится к весьма и весьма древним. Еще масте- ра Древнего Египта исполь- зовали богатейшие цвето- вые возможности стекла, уподобляя его драгоценной бирюзе, лазуриту, яшме. А в Римской империи постиг- ли и оценили красоту про- зрачного выдувного стекла. Средневековый Восток предпочитал стекло, покры- тое ковровым рисунком эмалевой росписи. Венеци- анцы эпохи Возрождения воспевали пластичность и невесомость хрупких, изыс- канных по формам сосудов. Немецкие и богемские стек- лоделы периода барокко считали, что твердое и про- зрачное стекло особенно пригодно для шлифовки и гравировки. На Руси стекольное дело стало известно уже в XI— XII веках. Тесные связи с Византией способствовали развитию производства смальты, которая находила широкое применение в ки- евских храмах. Немалое распространение получили также стеклянные украше- ния, особой популярностью пользовались браслеты и бусы. В Киевской Руси было известно и выдувное стекло, скажем, делаласьшлемовид- ные сосудыи оконные диски — их вставляли в круглые отверстия деревянных щи- тов, закрывающих окна в храмах. В тот период стекло производилось в мастерских прицерквах, где технология не позволяла достичь высо- ких температур, необходи- мых, чтобы стекло было прозрачным.Поэтомумасте- ра стремились к цветовому многообразию. Но после татаро-мон- гольского нашествия на несколько столетий затуха- ет потребность в мозаичном искусстве. Развитие стекло- делия затормаживается. Однако нельзя считать, что с прекращением существо- вания киевских мастерских стеклоделие на Руси было вообще уничтожено. А в середине XVII века в Московском государстве на- зревает потребность в орга- низации собственного сте- кольного производства. В 1668 году начинается строи- тельство стекольного завода в царском селе Измайлово подМосквой.Продукция его предназначалась преиму- щественно дляцарского дво- ра, но была известна всей Москве, поскольку изделия нередко поставлялись для продажи в Гостиный двор. Ассортимент был разнооб- разным: «...стаканы высо- кие, плоские, гладкие, че- шуйчатые и с обручами, кубки с кровлями и без кро- вель, соляницы виницейс- кие...» При Петре I стекольное производство значительно расширилось. Близ Санкт- Петербурга сооружаются заводы, выпускавшие хрус- тальную посуду и зеркала — высокохудожественные, уникальные произведения. Начало массовому произ- водству стекла в России по- ложили частные фабрики Мальцовых, Немчиновых, Бахметева, князяМеншико- ва и других. Спрос на изде- лияизстеклабыл огромным, причем в самых разных сло- яхнаселения. Это гарантиро- вало сбыт всей продукции — и очень дорогой, и совсем дешевой. Наиболее мощной для того времени была стеколь- ная фабрика Василия Маль- цова, основанная в Можайс- ком уезде в пустошиШиряе- во на речке Оболенке в 1723—1725 годах. Мальцов одним из первых русских стеклозаводчиков выписал европейское оборудование — шлифовальные, гравиро- вальные и полировальные станки. На них работали мастера-иноземцы и обуча- лись русские из крепостных, купленных для фабрики. К концу XVIII века было осно- вано семь заводов, а в середи- не XIX, в годы расцвета, их в России насчитывалось уже около двадцати. Наиболее распространенные формы стекла — штофы, бутыли- сулеи, бочонки-барилки — почти без изменений сущес- твовали весь XVII век, в XVIII столетииидаже вXIX. Зеленое, реже бесцветное стекло, нередко расписанное эмалевыми красками, было самым распространенным видом продукции. Стекло XIX века рази- тельно отличается от стекла предшествующих столетий. Все больше внимание сосре- дотачивается не на орна- менте, а на самом материа- ле, который беспрерывно совершенствуется. Появля- ется свинцовый хрусталь, расширяется палитра цвет- ного стекла, все интенсив- нее применяются способы механической обработки. В нашей музейной кол- лекции большая часть стек- лянных экспонатов датиру- ется как раз XIX веком. На- пример, прозрачный графин с шестью ёмкостями для вина. Внутри он разделен перегородками, что позволя- ет наливать в него одновре- менно шесть различных на- питков. Сложно определить, на какомиз частных заводов он изготовлен: на стекле чаще всего не ставили фаб- ричных клейм. К 30—40-м годам XIX века относится кубок, деко- рированныйматовымграви- рованным рисунком. На медальонах изображены бытовые сценки. Хрусталь- ная посуда с гравированным рисунком чаще всего пред- назначалась для подарка. Ею любовались, ценя тон- кость рисунка. Хочу посоветовать посе- тителяммузеяповниматель- нее приглядеться к таким экспонатам, чтобы отдать должное искусство творцов далекого времени. куплено 1200 пудов железа, в 1697 — около 400 пудов, в 1699 — 700. Цена — 12 ал- тын 2 деньги за пуд. По зака- зу флота делались скобы, якоря, крючья, гвоздии т. д. Продукцию приобретали и объединения состоятельных людей («кумпанисты», обя- занные тоже строить суда для Военно-Морского Фло- та). По указу Петра с 1699 года боринский завод пере- шел на производство пушек разного калибра. За изготов- ление «полукартаун» отве- чал Никита Аристов. В 1700 году царь распорядился от- лить 400 пушек и приказал платить за них по весу — 50 копеек за пуд. Тем не менее производс- твенный и технический по- тенциал предприятия не позволял в полном объеме выполнять все более круп- ные заказы правительства. Онорешиловзять егов казну и реконструировать. После смерти владельцев в 1721 годуАдмиралтейскаяколле- гия предписала «завод с инструментами и припаса- ми... и со всякимстроением» передать «Липским железо- делательным заводам». В1723годунаБоринском заводе трудилось мастеров, подмастерьевидругихработ- ников80человек.Железную руду добывалипо найму «ро- мановские разные жители». Инженерами работали как русские, так и иностранцы. Молотовый цех возглавлял Трофим Калашников, пуш- ки отливал голландец Томас Шпалинг. Всоставе основно- го контингента и подсобни- ков были служилые люди и боярские дети из Романово, Доброго, Лебедяни. Наряду со свободными людьми на заводе работало немало кре- постных. К концу первой четверти XVIII века все производс- твенныевозможности завода на реке Белый Колодезь былиисчерпаны, и егопосте- пенно разобрали. è  ‰‡ÌËÂ Ó ˆ‡  ÒÍË ı ·‡¯Ï‡Í‡ ı История Боринского же- лезоделательного завода тесно связано с именемПет- раВеликого. Вот уже триста лет из уст в уста липчане пе- редают предание о визите царя на этот завод. Старики рассказывали, что будущийимператорРос- сии однажды зашел в При- каз золотой и серебряной палатыи сказал дьякуКузь- ме Борину: —Слышаля от сведущих людей, что на реке Белый Колодезь в былой романовс- кой вотчине заводжелезный можно соорудить. Благо руды там зело много да и воды в реке с избытком. И леса хорошего на уголь пре- достаточно. Дьяк воткнул в черниль- ницу обгрызанное гусиное перо и уставился на царя. А тот, привычно потрепав его по плечу, отчего Кузьма по- чувствовал острую боль в ключице, распорядился: —Ступайв теместаикуй якоря, илейпушки дляфло- та. И железо не хуже европ- ского делай. Забирайпомощ- ников знающих — и с Бо- гом! Не дожидаясь ответа, Петр пожал руку Борину так, что косточки захрусте- ли, и добавил: — А в гости я к тебе не- пременно пожалую... Через несколько дней московский дьяк был уже в пути. На месте его уже жда- либратИваникупецНикита Аристов. Мужиков согнали со всех городов и сел нашего края. Строительные работы развертывались без промед- ления. Никто не забывал обеща- ния царя приехать в гости, даже впередсмотрящих по- садили на высокие деревья. Те зорко наблюдали за доро- гой, чтобы немедленно сооб- щить, если увидят царский поезд. Все очи они прогляде- ли, но высокого гостя все не было. — Не приедет государь, — сказал однажды Никита Аристов братьям Бориным, — сниму я дозорных, нечего им глаза бестолку таращить во все стороны. Намкажный человек дорог... А царь все-таки появил- ся, когда его уже никто не ждал. С дороги хватил мед- нуюкружку водки, пожевал холодной телятины и потре- бовал полного отчета о делах на заводе. Слушал внима- тельно, задавал вопросы, листал бухгалтерские книги и какие-то бумаги. А потом вдруг встал и направился к выходу: — А теперь завод сам посмотрю, все литамгладко, как на бумаге. Петр долго ходил по тер- ритории. Ему понравились домны, литейные мастерс- кие, молотовое хозяйство. — Молодцы, дети мои, неплохо на матушку-Россию трудитесь. Впрочем, я тоже работатьнебоюсь.Посмотри- те на мои руки, — и само- держец раскрыл громадные ладони.Онибылитемнымии в крупных мозолях.—Прос- той работы никогда не чура- юсь, хоть и царь. Да и сейчас размяться неплохо, —хитро улыбнулся Петр и слегка мигнул левым глазом. Широкими шагами он двинулся в молотовую. — Ну как, получается? — спросил у мускулистого кузнеца, подправляющего лапки массивного якоря. — Еще-то умеешь что-нибудь делать? —Бог всему вразумил, — ответил, не моргнув глазом, кузнец. — Вот авчерась под- битомуястребуперьявкрыло выковал. Утром гляжу—ле- тает сердечный. А намедни тараканукогтистальныепри- строил, чтоб с потолка ко мне в миску не падал. Царь захохотал и скинул камзол: — А ну-ка, ястребиных дел мастер, побудь у меня в подручных. Тащите в горн вот ту железину, якорь де- лать буду. Работные люди положи- ли на наковальню многопу- довую якорную заготовку, и Петр играючи взмахнул тя- Юрий Каверин В Воронеже планируют пос- тавить памятник первому в истории России олимпийс- кому чемпиону по фигурно- му катаниюНиколаю Александровичу Панину- Коломенкину. Свою золо- туюмедаль спортсмен завоевал на искусственном катке в Лондоне в октябре 1908 года. В этом году исполняется 100 лет первого олимпийского золота России. Землякворонежцев,разу- меется,заслужилипамятник, и благодарной памяти. Он проявил себя как разносто- роннийспортсмен,например, двадцать трираза становился чемпионом России по стрель- бе из пистолета и револьвера. Егоперупринадлежатпервый вмиреучебник пофигурному катанию, который Междуна- роднаяфедерацияконькобеж- ногоспортаудостоилазолотой медали.Короче,выдающийся рыцарь спорта. Но в хронике спортивной жизниРоссииимираосталось имяидругогоатлета,который виюлетогоже1908годазаво- евалвтомжеЛондонепервую для России олимпийскую се- ребряную медаль по греко- римской борьбе в весовой ка- тегории свыше 93 килограм- мов. Эта награда вообще пер- вая олимпийская медаль России. Спортсмена звали Алек- сандрПетровичПетров. Аро- дился он в Ельце 11 сентября 1876 года в семье потомствен- ного почетного гражданина ПетраАлександровичаПетро- ва. Мать — купеческая дочь Екатерина Алексеевна Кожу- хова. Первенца они крестили вВознесенскомсоборе,назвав в честь деда, тоже купца, АлександраПетровича. Любопытно:первыенаши олимпионики — выходцы из купеческих семей. Как и Ко- ломенкин,многихсвоихспор- тивныхуспеховПетровдобил- ся в Петербурге. Медаль в Лондоне завоевал в 32 года. Другие своимногочисленные призыимедалиПетров полу- чал за победы в гимнастике, плавании, конькобежном и лыжномвидах,гребле,легкой ИМЯ В ИСТОРИИ | Олимпийское серебро ельчанина ÅÓ  ˆ èÂÚ  Ó‚ атлетике,фехтовании, борьбе и так далее. Был они боксером с очень сильнымударом.Однаждына тренировке свернул своему напарникучелюсть.Итутже, как врач, вправил ее, хотя партнер две недели все же не мог жевать. С тех пор Петров несчиталсебявправенадевать боксерские перчатки. ВыдающихсяуспеховПет- ров добился ив своейпрофес- сиональной деятельности. В 1901годуонокончилВоенно- медицинскую академию и был призванпервым.Егоимя занесли на мраморную доску учебногозаведения.Приэтом ему была присуждена особая премия Буша. Профессором Александр Петрович стал уже после ре- волюции.Расцвет егопедаго- гической деятельности при- шелся на 20—30-е годы ми- нувшего столетия. Он рабо- тал в ортопедическом инсти- туте, в педагогическом, инс- титутефизическогообразова- ния, институте сценических искусств.Ктомуже занимал- ся судебной медициной. В бюро судебно-медицинской экспертизы был ведущим экспертом-биологом. В заключение стоит при- вести слова Ольги Чкаловой, жены выдающегося летчика Валерия Чкалова: «Профес- сор Петров читал у нас в Гер- ценовском пединституте лек- циипофизическому воспита- нию.Посещениебылосвобод- ным, но АлександрПетрович всегда собирал полную ауди- торию.Крометого,яходилак немунакружокгимнастичес- кихтанцев.Оншелотпласти- ки, но не балетной. Это были танцы,поставленныегимнас- том и атлетом. Наши показа- тельные выступления прохо- дили с большим успехом. Но никтоизнасинедогадывался, чтонашпрофессорбылтаким славным спортсменом. Он относилсякчислу тех людей, которые говорить о себе не считают возможным». Не кажется ли вам, что такаяяркаяфигура, какПет- ров,имеетправонапамятник в родном городе не меньше, чемКоломенкинвВоронеже? Пора быназвать его именеми улицу в Ельце. Да и в возво- дящемся в Липецке Елецком микрорайоне тоже, на мой взгляд, должна быть улица Петрова. И. Неверов Приехать в Липецк из Биробиджана, когда тебе уже за восемьдесят, только затем, чтобы увидеть город твоих предков, найти какие- то свидетельства о них, — согласитесь, на это способен не каждый. А вот Алек- сандр Александрович Хренников приехал, и, кста- ти, уже не в первый раз. — Есть елецкие Хренни- ковы, их прославил выдаю- щийся композитор. Но были и Хренниковы липецкие, — говорит он.—Ятакине знаю наверняка, состояли ли мы все в родстве или оказались только однофамильцами. Когдамнедовелосьвстретить- ся с Тихоном Николаевичем, он выслушал меня и заявил: «Ты, мол, из Хренниковых богатых, а я из бедных, у нас разные предки. Действительно предки Александра Александровича были купцами, весьма почи- таемымивЛипецке.Впервом списке почетных граждан го- рода, составленном в самом конце девятнадцатого века, фамилия Хренниковых пов- торяетсянесколькораз.Один из представителей этого се- мейства построил для земля- ковпятиглавыйхрам, другие занимались, как тогда счита- лось обязательным для купе- ческогосословия,благотвори- тельностью. Что же касается родства с ветвьюХренниковых из Ель- ца,тоАлександрАлександро- вич, не имея в руках отрица- ющих или подтверждающих такое предположение доку- ментов,рассуждаетпримерно так. ВРоссиифамилияХрен- никовых не слишком-то час- тая. А тут в двух соседних городах ее носили два боль- шихсемейства. Случайноли? Что же касается категорич- ности композитора, замечает наш гость, то не забудем, в какиевременаион,ияжили: предки из купцов вряд ли могли украсить биографию Героя Социалистического Труда, лауреата Госпремий, председателяСоюзакомпози- торов СССР. —Моямама тожене боль- но-топосвящаламенявтайны нашей родословной, — про- РОДОСЛОВНАЯ | Не так уж много на земле Хренниковых é‰ÌÓÙ‡ÏËθˆ ˚ должает мой собеседник. — По-моему, она всю жизнь бо- ялась преследований из-за своегопроисхождения.Оттого впорумоегодетстваиотрочес- тва мы так часто переезжали сместанаместо,поканепопа- ли в сороковом году в Биро- биджан. Там я и прожил жизнь. Оттуда призывался в армию. Ему удалось найти любо- пытные крупицы сведений о своих родных. Ио купце Сер- гее Ивановиче Хренникове, почетномгражданинегорода, гласномЗемскогособрания,и об его братьях. Александру Александровичу интересно было проследить, что же про- исходило с детьми и внуками тех степенных, благонадеж- ных обитателей маленького российского городка, что на- верняка хранили верность государю-батюшке,исправно молилисьБогуинепомышля- ли ни о каких потрясениях и переменах. АвотсынСергеяИванови- ча в 1905 году служил в войс- кахибылбольшевиком,учас- твовалвПервойрусскойрево- люции. Он вел пропаганду в Питере на Адмиралтейском судостроительном заводе. А помогалаемусестра, будущая мама Александра Александ- ровича Зинаида Сергеевна. Совсеммолоденькаядевушка, онаприносиланазаводякобы обеды для несуществующего мужа. Апод ними прятала от жандармов и охранников в корзинке запрещеннуюлите- ратуру, листовки. Позже ЗинаидаСергеевна долго жила за границей. Она знала четыре языка, изучала в Швейцарии технологии пе- реработкимолока иужедома в послеоктябрьское время работала в этой отрасли. В событиях 1917 года ни она,ниеебратнеучаствовали. О причинах этого Александр Александровичнезнает:толи разочаровались в революци- онных идеях, то ли обстоя- тельства помешали. —Вообще у купца Сергея Ивановичабылошестьдочек, два сына, сорок два внука, — подсчитывает Хренников. — Асейчасвживыхосталосьнас только трое. В потомстве липецких Хренниковых немало инте- ресных людей — ученые, во- енные. Сам Александр Алек- сандрович много лет руково- дил предприятием связи в Биробиджане. ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА «ПЕТР I» ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz