Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
№ 193/23321/ 4 ОКТЯБРЯ 2008 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК «ЛГ» о профсоюзной жизни Спрашивайте Пенсионные споры медработников В Липецкую областную организацию профсоюза работников здравоохранения часто обращаются члены профсоюза с вопросами о включении в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости различных временных периодов. В этом и следующем выпусках «Мы» попытаемся ответить на некоторые из них. Один из наиболее часто задаваемых вопросов следующий: подлежит ли включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, период обучения в клинической ординатуре? Порядок обучения урегулирован Положением о клинической ординатуре, которое утверждено приказом министра здравоохранения РФ от 17 февраля 1993 года № 23. Согласно п. 6 данного Положения обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы в течение двух (пяти) лет. Врачам выплачивается стипендия, что означает: данный период не является работой. Следовательно, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. В отличие от врачей, окончивших высшее медицинское учебное заведение и зачисленных в клиническую ординатуру, врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры. Таким образом, период прохождения интернатуры подлежит включению в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при условии зачисления на штатную должность по врачебной специальности. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФот29.01.2004 года №2-Пу граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего намомент приобретения права. Так, врач одной из муниципальных больниц в период с 1972 по 1974 год после окончания им медицинского училища проходил службу в Вооруженных Силах СССР в должностях санитара, санитарного инструктора. УправлениемПенсионного фонда РФ по Липецкой области данный период не был засчитан в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Суд, однако, учел, что Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года№1397 (действовало до Постановления Совета Министров РСФСР№464 от 06.09.1991 года), было предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Судом данный период был включен в специальный стаж, поскольку согласно действовавшему на момент службы законодательству данный период подлежал включению в специальный стаж врачей. При этом суд принял во внимание, что в указанный период службы истец выполнял обязанности, связанные с медицинской деятельностью. Подготовила Ирина Рыжкова, правовой инспектор ЦК профсоюза работников здравоохранения по Липецкой области. Александр Хаустов Не замечали, как иные «крутые» с презрением отзываются сегодня о людях труда? И быдлом поименуют, и биомассой, и другими совсем неласко- выми словами. Обидно, наверное, трудяге, без которого общество не может прожить и которого представители этого же общества вот так клеймят? — Да что вы! Конечно, нет! — восклицает Надежда. — Это от недопонимания, от недостатка интеллекта, что ли, такие рассуждения. На рабочем классе как раз все и держится… Помолчав немного, воз- можно, переваривая легкий налет обиды, она начинает рассказывать о себе, о своей жизни, ивсе как-тологично, стройно становится на свои места: — Мои родители, ныне покойные, были еще те тру- дяги! И я ими всю жизнь гордилась. Отец Надежды Плиса — Василий Уваров — работал водителем в автоколонне и на силикатном заводе, как он тогда назывался. Здесь же, на силикатном, всю жизнь трудилась и ее мать —Мария Федоровна. Что для них было глав- ное? Скорее всего — семья, дети, их благополучие. Ро- дители пусть и не имели высшего образования, но по-своему трепетно заботи- лись о воспитанииНади и ее старшего брата Юры. —Какхочется, чтобы вы у нас стали образованными, вышли в люди. Но главное, чтобы каждый из вас стал хорошим человеком. Доб- рый, трудолюбивый человек — всегда в почете, — взды- хала мать. — Иной и по два образо- вания имеет, а с ним и раз- говаривать-то не хочется, одно бахвальство да показу- ха, — более резко добавлял отец. Так бесхитростно, с при- сущей рабочему человеку прямотой рассуждали роди- тели. Такая позиция про- сматривается в рассуждени- яхиуНадеждыВасильевны. Родительская фраза «всегда в почете» стала как бы про- ДОСКА ПОЧЕТА | Может ли наш современник гордиться тем , что он из рабочего класса ? åÂ˜Ú ˚ ‚ÓÔÎÓ ˘ ‡ ˛ ÚÒ fl ‚ ‰ÂÚ flı роческой для дочери. Сегод- ня ее портрет красуется на виду у всех — в центре Ли- пецка, на областной Доске почета. А такая честь выпа- дает немногим, заработать ее надо. Как и звание почет- ного строителя, присвоенное Надежде Васильевне за усердный труд. Ине только. Сколько требуется всевоз- можных показателей, ха- рактеристик с производства, рекомендаций, когда гото- вится пакет документов на присвоение этого звания! Все ступеньки кандидатура Надежды прошла успешно. Не менее тщательно от- бираютсяипретендентыдля занесения на областную До- ску почета. Но и здесьПлиса уверенно вошла в число из- бранных. «Прессовщица стеновых изделийОАО «Ли- пецкий комбинат силикат- ных изделий», наставник молодежи» — гласит под- пись под ее портретом. За этойкороткойфразойкроет- ся многое. …Идем на рабочее место НадеждыВасильевны в пер- вый кирпичный цех, и уже через пять минут от пыли начинает першить в горле, а от шума техники заныло в ушах. — И как вы все это вы- держиваете целую смену? — невольно вырывается вопрос. Надежда смеется: — 26 лет выдерживаю. Ничего, трудновато было лишь вначале, а потом при- выкла. Ох, непросто понять это человеку, далекому от рабо- чей профессии. Непросто. Последнее слово невольно произношу вслух. —А лично в моей жизни многое было непросто, о не- которых моментах даже и вспоминать не буду, минова- ли они, да и слава Богу!—не перестает удивлять своим оптимизмом эта женщина. Но некоторые завесы из личного она все-таки приот- крывает. Разговорчивая и рассудительная, многое зна- ет и во многом разбирается, с математическим складом ума, как она сама подчерк- нула, рассказывая о школь- ных годах. Ну а почему же все-таки так и осталась на всю жизнь рабочей? —Любовь перечеркнула все планы! — улыбается со- беседница. …Родилась и выросла Надя в поселке силикатного завода, кореннаягорожанка. Здесь же училась в местной школе. Мечтала: вот закон- чит десятилетку и пойдет учиться дальше, ведь этому ничтонемешало. Более того, на железной дороге, где на- чала трудовуюдеятельность, предлагали направление на учебу винститут, наинжене- ра.Новстретилсяпарень, и… потеряла девушка голову. В девятнадцать — замуж, ста- ла она Надеждой Плиса. А там дети, семейные заботы, бытовая круговерть… Рабо- тать после железной дороги стала на силикатном. Через год овладела специальнос- тью оператора, сейчас это называетсяиначе—прессов- щик. Верна своейпрофессии до сих пор. —Да, любовь превысила мечты,—снова возвращает- ся к разговору Надежда, — получить высшее образова- ние, стать инженером не вышло. Но ничего, в детях зато в какой-то мере моя мечта воплощается… Дети — это главное в жизни. Четырнадцать лет назад после смерти мужа, кстати, тоже работавшего на силикатном, Надежда — сильная по складу и духу женщина—не впала в отча- яние.Жизнь продолжается, детей надо ставить на ноги, рассудила она. И по-пре- жнему трудилась, что назы- вается, не опуская рук — и на производстве, и дома. Свято помнила, что говори- ли ее родители: вырастить и воспитать надо не инженера или врача, а прежде всего —хорошего человека. Дети — Татьяна и Роман — были окруженыматеринской лю- бовью, лаской и заботой. В школе успевали неплохо. Словом, как когда-то у нее самой и ее брата Юрия, в ее семье все складывалось от- носительно удачно. А в чем- то даже и лучше. Теперь и дети Надежды работают на силикатном. Старшая, Тать- яна, — в третьем цехе смаз- чицей,младший,Роман,—в транспортном цехе упаков- щиком. Оба учатся в одном институте, сейчас уже на 5 курсе финансово-экономи- ческого факультета. — Видите, моя мечта в них воплощается. Высшее образование получают. Правда, не инженеры, но будущие экономисты. Тоже неплохо. У них, как и у меня, больше способности к математике, — с гордостью комментирует Надежда Ва- сильевна. Время идет. Вот уже и Татьяна сменила фамилию, стала Путилиной, ее муж Максим, правда, трудится на другом предприятии. Дочь уже подарила матери двоих внуков. «Лерочка и Костик»,—с любовьюпред- ставляет малышей бабушка Надя. И тут же заодно рас- сказывает, как с удовольс- твием вяжет для них вещич- ки, какой хороший у них в поселке детский садик «Бе- лочка». — Увлечений, если вас это интересует, у меня не оченьмного. Вот вязать люб- лю, да на кухне хлопочу с удовольствием. Впрочем, это и хобби, и полезные обя- занности даже, — делится Надежда. Иторопится пояс- нить: — Но это вовсе не от того, что экономлю деньги. Люблюи вязать, и в кулина- рии изобретать что-то свое. Авообще-то зарплата уменя неплохая, можно бы все и в магазине покупать. Да и дети тоже зарабатывают нормально, сами учебу в институте оплачивают. Ко- нечно, помогаю им иногда материально, как же без этого, я ведь и мать, и ба- бушка... Коли уж зашла речь о молодых, затронули мы в разговоре и тему наставни- чества. —Десяткиребятпрошли мою школу, ежегодно обу- чаюпрофессиипрессовщика по два-три человека. Сейчас уже всех и не вспомнишь. Кто-то здесь на комбинате работает, кто-то уволился и сменил род деятельности… Ныне, мне кажется, у моло- дежи больше возможностей проявить себя. И снова с гордостью и уважением о своей профес- сии: — У нас, прессовщиков, на мой взгляд, самая тяже- лая и самая ответственная работа: мы выдаем кирпич, следим за его качеством. — Ой, о чем же я еще забыла рассказать?—вдруг спохватывается Надежда, поглядев на часы — обеден- ный перерыв подходил к концу. — О домике в дерев- не. Есть у нас такой в Задон- скомрайоне, мама покойная особенно любила туда ез- дить. Ну вот и мы там посто- янно работаем на свежем воздухе, да и отдыхаем заод- но. Вы не думайте, что мы все измотаны работой да бытом. Нет, находим воз- можность и отдохнуть. Ру- ководство комбината, к при- меру, вообще о людях умеет заботиться. Вот, скажите: многие ли отдыхают наЧер- номорском побережье за счет предприятия? А у нас отдыхают! Иработники пла- тят за путевку лишь десять процентов, остальные расхо- ды берет на себя комбинат. …Обеденный перерыв закончился. Надежда Васи- льевна поспешила на свое рабочее место. Смотрю ей вслед, перевариваю откро- венный и доверительный разговор с этой женщиной, и пытаюсь поймать какую- то все время ускользающую мысль. Вспомнил, когда услышал слова председате- ля профкома комбината Сергея Бирюкова: — О таких, как наша Надежда, наверное, гово- рится: есть женщины в рус- ских селеньях. Банально, но иначе и не скажешь после знакомства с Надеждой Плиса. Кирилл Михайлов В Минске состоялся международный семинар «Роль профсоюзных организаций в формирова- нии и реализации социаль- ной политики высших учебных заведений: традиции, перспективы, новации». Выбор его тематики определялся, прежде всего, актуальнос- тью самой проблемы, которая вызревала все эти годы в недрах самой высшей школы, её профсо- юзных организаций. По всемпрогнозам, буду- щее цивилизации связыва- ют с образованием, экономи- кой, информацией, наукой. Много делают в этом отно- шенииКонференцияминис- тров образованиястранСНГ, Совет по образованию стран СНГ, которые регулярно рассматривают актуальные проблемы формирования общего образовательного пространства, сближения законодательства в сфере образования стран СНГ. Тревожит то, что под воздействием международ- ных институтов со стороны законодательных и испол- нительных органов стран СНГ под видом реформ, без учета особенностей нашего развития происходит слом в странах Содружества одной из признанных в мире сис- темобразования. В соответс- твии с Болонской деклара- цией меняются программы, ОБРАЗОВАНИЕ | Под видом реформ , без учета наших особенностей ч‚ fl Ú Ì‡ ‚ÛÁ ˚ ‡ÁÌ ˚  „ ÛÁ ˚ учебные планы, внедряется двухуровневая система вы- сшего образования, что на- носит удар по сложившейся системе подготовки специа- листов. Нельзя не сказать и о том, что ВТО настойчиво причисляет сферу образова- ния к сфере услуг. Вызывает сожаление, что многие тре- бования ВТО в странах СНГ получают законодательное закрепление, и это во мно- гом способствует дальней- шему расслоению учащейся молодежи на бедных и бога- тых в зависимости от состо- яния родителей, снижению качества общего и професси- онального образования, уменьшению бюджетного финансирования.Фактичес- ки, вопреки конституцион- ным положениям о доступ- ности качественного образо- вания, с каждым годом рас- тетчислостудентов,которые обучаются на платной осно- ве. В ряде случаев наблюда- ется определенный перекос в подготовке тех или иных специалистов. Так, есть пе- ребор в подготовке юристов, экономистов, менеджеров в ущерб подготовке инженер- но-технических специалис- тов, рабочих профессий. Одна из центральных проблем, поднятых на семи- наре,—оплата труда препо- давательского состава. В странах Содружества в сред- нем она колеблется в преде- лах 300—400 долларов, в то время как в странах, входя- щих в Организацию эконо- мического сотрудничества и развития, размер заработ- ной платы учителя состав- ляет от 2500 до 4000 долла- ров и выше. Стипендия се- годня не привязана ни к прожиточному минимуму, ни к минимальной заработ- ной плате. В высшей школе из-за старенияскладываетсядефи- цит кадров. В целях привле- чения молодежи к научно- педагогическойработеввузах необходимыгосударственные программы по закреплению молодых кадров, предусмат- ривающие не только выделе- ние грантов наиболее эффек- тивно работающим препода- вателямиученым,строитель- ство общежитий, приоритет- ныепоставкиввузынаучного и лабораторного оборудова- ния, но и нормальную, с учетом сегодняшнего дня, оплату их труда. В России недавно был принят Закон «Об автоном- ных образовательных уч- реждениях», которым, по сути своего названия, вузам даются широкие права на самостоятельность, в том числе самостоятельно распо- ряжаться бюджетными средствами. Однако на семи- наре были высказаны боль- шие опасения в связи с воз- можныминегативнымипос- ледствиями применения этого закона. Так, в случае отсутствия или недостаточ- ности средств на оплату на- логов, коммунальных услуг, вуз может быть признан банкротом со всеми вытека- ющими последствиями, в частности, этоможетпривес- ти к отъему собственности у вузов. А последние нередко занимают огромные площа- ди в центрах городов — ла- комые куски для бизнеса… ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Уважаемые работники народного образования! Исполнять ответственную миссию учителя было непросто во все времена, а тем более сегодня, когда общество предъявляет к школе высокие требования. Именно школа определяет будущее нашего государства, именно от нее зависит, кто завтра встанет у штурвала, у станка, кто будет руководить страной. Каждый день вы входите в класс, видите глаза детей, слышите их сердца… Каждый из вас принадлежит к благородной профессии, объединенной одним словом, — «Учитель». Это тяжелый труд и огромная ответственность. Профессиональный праздник — это особенный праздник, который открывает заново мир надежд на позитивные изменения в социальном положении учителя. Желаем, чтобы вас любили и уважали как профессионалов своего дела, как мудрых советчиков и добрых наставников, как истинных друзей. Пусть каждый день вашего общения с учениками приносит чувство удовлетворения и сознание того, что ваш труд востребован. От всей души желаем вам удачи на нелегком, но увлекательном пути воспитания и образования юных граждан России. Будьте здоровы и успешны! Липецкие городской и областной комитеты профсоюза работников народного образования и науки. Алексей Владимиров Недавно комплексная комиссия по культуре про- изводства вМоскве обсужда- ла вопрос о том, что необхо- димо предпринимать, чтобы несчастные случаина произ- водстве в строительной от- расли не повторялись вновь и вновь. Что характерно: долж- çÂÁ̇ÌË ËÎË ÒÚ ÂÏÎÂÌË ÛÚ‡ËÚ¸ ностные лица компаний, где произошли ЧП, считают за правило не предоставлять об этомсведения в департамент городского строительства и в Московский городской комитетпрофсоюзаработни- ков строительства. Что это — незнание, как поступить втакойситуации, илистрем- ление утаить? Для того что- бы ликвидировать пробел в правовых знаниях, доста- точно почитать соответству- ющий раздел в Трудовом кодексе РФ. С другой сторо- ны, даже временное несооб- щение о ЧП может лишить застрахованное лицо, то бишь работника, социаль- ных выплат. Строго подошла комис- сия и к попыткам скрыть обстоятельства поврежде- ний коммуникаций во вре- мя земляных работ, а так- же к неправдивым отчетам об устранении на объектах выявленных инспекторами нарушений нормативов. Не всегда нарушители с перво- го предупреждения устра- няют недостатки, а потому либо повторно вызываются на совещание комплексной комиссии, либо попадают под особенно суровые меры воздействия, вплоть до приостановления действия ордеров и даже направле- ния материалов в прокура- туру. Алексей Колбаско Это дело о несчастном случае можно отнести в разряд чрезвычайных. И правда: часто ли можно встретить ситуацию, когда трое из семи членов комиссии выражают несогласие с общим решением и составляют свое особое мнение? В этом случае все вышло именно так. В ОАО «Елецкий горно- обогатительный рудник «Горняк» погиб машинист конвейера Дмитрий Черка- сов. 17 августа в 20 часов смена, в составе которой находился и машинист, по- лучила от мастера наряд на выполнение работ. В 5 часов утра оборудование фабрики было остановлено — шла промывка породы. Черкасов сначала находился в кабине дробильной машины, а пос- ле нового пуска оборудова- ния направился к месту от- бора глины, а затем — в сторону барабана дробилки. Примерно в половине шес- того грохотовщик, работаю- щий в этой же смене, подо- шел к оборудованию и уви- дел за приводнымбарабаном страшную картину — там находились части тела ма- шиниста конвейера… О слу- чившемся немедленно было доложено руководству и вызваны работники право- охранительных органов. Комиссия, проводившая расследование несчастного случая со смертельным ис- ходом, установила, что мес- том попадания работника в дробилку явилось загрузоч- ное устройство, которое, как записано в акте расследова- ния, имело защитные ог- раждения, апоследние«пол- ностью исключают случай- ное попадание человека в загрузочное устройство дро- билки в результате каких- либо неосторожных или ошибочных действий». Смерть работника не но- сила насильственныйхарак- тер, он был трезв. В ходе проверки не было получено объективных данных о том, что гибель машиниста на- ступила в результате нару- шения техники безопаснос- ти или иных правил. Так, во ОХРАНА ТРУДА | Трое из семи проголосовали за объективность ᇠ˜ÂÒÚ¸ ˛ ÏÛÌ‰Ë ‡ ˜ÛÊË ı ÒÎÂÁ Ì ‚ˉ‡Ú¸? всяком случае, записано в акте. Какое заключениеделает комиссия? Она не связывает несчастный случай с произ- водствоми не выявляет лиц, ответственных за допущен- ные нарушения законода- тельных и иных норматив- ных актов, которые могли явиться причиной этой тра- гедии. Вдова и трехлетняя дочь работника, таким обра- зом, лишаются всех соци- альных выплат, предусмот- ренных в подобной ситуа- ции… Однако три члена комис- сии составляют свои особые мнения. Ведущий специа- лист комитета по труду ад- министрации г. Ельца Н. Матюхина полагает, что были исследованы не все причины, вызвавшие не- счастный случай. В ее осо- бом мнении, в частности, записано, что «после несчас- тного случая с Д. Черкасо- вымработодатель установил дополнительное сетчатое ограждение в конуснуюдро- билку, тем самым подтвер- див конструктивные недо- статки данного оборудова- ния». Далее: подписьЧерка- сова вжурнале регистрации инструктажа на рабочем месте отличается от его под- писи в приказе о приеме на работу, в трудовой книжке (следовательно,можнопред- положить, что инструктаж работник не проходил). Так как погибший состоял в тру- довых отношениях с работо- дателем, прошел медкомис- сию, каких-либо отклоне- ний психического и эмоцио- нального состояния у работ- ника не наблюдалось, в мо- мент трагедии он был трезв, ведущий специалист счита- ет необходимым квалифи- цировать данный несчаст- ный случай, как связанный с производством. Госинспектор Государс- твенной инспекции труда в Липецкой области И. Си- дельников так же полагает, что несчастный случай дол- жен быть связан с произ- водством, ведь Черкасов «выполнял на основании письменного наряда своего непосредственного руково- дителяработуна территории предприятия в рабочее вре- мя». Так же не получено объективных данных о том, что смерть работника насту- пила в результате наруше- ния техники безопасности или насильственных дейс- твий, о том, что Черкасов покончилжизнь самоубийс- твом. И наконец, третий член комиссии технический инс- пектор труда Федерации профсоюзов области В. Ива- шовпишет, чтокатегоричес- ки не согласен с актом не- счастного случая, так как в данном акте отсутствует указание причин, лиц, до- пустивших нарушение тре- бований охраны труда. «Так как погибший Черкасов са- мостоятельно выполнял ра- боту, являясь стажером, идо момента несчастного случая отсутствовало сетчатое ог- раждение, причинойнесчас- тного случая считаюнеудов- летворительную организа- цию производства работ. Для предупреждения пов- торного несчастного случая в аналогичных ситуациях необходимо установить за- пирающее устройство на сетчатое ограждение с соот- ветствующей блокировкой. Не допускать к работе лиц, не прошедших в установлен- ном порядке обучение, инс- труктаж, стажировку и про- верку знаний по требовани- ям охраны труда», — назы- вает вещи своими именами В. Ивашов. Почему же остальные члены комиссии не связали этот несчастный случай с производством? Назовем должности этих членов: на- чальник межрегионального отдела по горному надзору управленияпотехнологичес- кому и экологическому над- зору Ростехнадзора по Воро- нежскойобласти; госинспек- тор межрегионального отде- ла того же управления; и. о. главного инженера ОАО «Горняк»; инженер по про- мышленной безопасности и охране трудаОАО«Горняк». Напрашивается вопрос: уж не ведомственная ли прина- длежность этих членов ко- миссииповлияланаихреше- ние? Легче не связать траге- дию с производством, чем нести ответственность за происшедшее и портить по- казатели. Во всяком случае, техинспекция Федерации профсоюзов решительно на- строена на пересмотр выво- дов комиссии с тем, чтобы связать этот несчастный слу- чай с производственной де- ятельностью работника со всеми вытекающими отсюда последствиями. ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА Надежда на своем рабочем месте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz