Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

3 26 сентября 2008 г., № 187 (23315) Был ли суровый стиль? Его считают классиком отечественного искусства. Это не преувеличение. У Оссовского давно есть право не на строчку, даже не на страницу, а на полновесную главу в истории русской живописи. Чуковский говорил: в России надо жить долго, тогда до всего доживешь—и до признания, и до славы. Петру Павловичу, однако, не пришлось ждать слиш- ком долго. Сегодня ему во- семьдесят, но известность и у нас, и за рубежом он заво- евал поменьшеймере полве- ка назад. Художник был одним из лидеров вызвавшего массу споров и толков «сурового стиля». Оссовский, правда, утверждает, что никакого такого стиля не существова- ло.Егопридумалиискусство- веды, объединив под этой «вывеской» несколько ода- ренных, но очень разных мастеров. Сам народный ху- дожник, академик, лауреат Госпремии, предпочитает называтьсебя«иконоподдан- ным русской живописи». О русской идее, вере и творчестве. Прямая речь. — Икона — вот абсолют- ный реализм. В моих карти- нах — иконный, византийс- кий колорит. Он выпадает из нынешней «кодаковской» эстетики. То, что я делаю, противостоит и гламуру, и авангарду, и прочим играм длянемногих.Мояживопись — народная, гражданская, та, что теперь не в моде. Потому я и иду от иконо- писной традиции. Икона — она же для веры. Она силы дает. Поиск русской идеи всегда был поиском веры. Великие наши художники в нем соучаствовали. Тот же АлександрИванов с его «Яв- лением Мессии». Он, не изображая изб, телег, крес- тьянских лаптей, опираясь на библейский сюжет, тем не менее выразил народную мечту о светлом будущем. Мечту, надежду. А надежда накрепко связана с верой. Отвержение тысячелетней религии — страшная ошиб- ка большевиков. Такие глу- бокие корни нельзя безнака- занно обрубить или выкор- чевать. Из казацкого рода Он многие годы не знал, что предки его — терские казаки.Ктомуженеиз рядо- вых.Отецсматерьюмолчали —боялисьнакликатьнасына беду, осложнить ему жизнь. — Но «наверху» были в курсе насчет моего проис- хождения, — говорит Петр Павлович.—Может, потому и не требовали, чтобыя, уже художник с именем, первый секретарь Союза художни- è  ÒÓ̇ Русский ген Ç ãËԈ͠ÓÚÍ  ˚ ·Ҹ ‚ ˚ ÒÚ‡‚͇ ‚ ˚ ‰‡ ˛˘ „ÓÒ fl ÒÓ‚  ÂÏÂÌÌÓ„Ó ı Û‰ÓÊÌË͇ èÂÚ  ‡ éÒÒÓ‚ÒÍÓ„Ó Вместо эпиграфа. Прямая речь – Недавно умер один мудрый человек из алтайс- ких казаков. И перед смертью объяснил, что значит быть русским. Это как заповедь: – Честь возьми себе, жизнь отдай Родине, душу – Богу, а сердце – народу. ков России, вступал в пар- тию. Десять лет секретар- ствовал без партбилета. Вообще у него в судьбе случались странные поворо- ты. Среди лучших ранних Да не просто экскурсию, а целое театрализованное действо, которое подарил ельчанам студенческий кол- лектив «Завалинка» (ЕГУ имени И.А. Бунина). После плясовых мелодий гости прошли по залам Дома-му- зея. В уютном особняке ока- залось восемь комнат, каж- дой присуща своя тематика. На первом этаже зал черного кружева соседствует с ком- натой в бордовых тонах. По лестнице наверх — и уже новые краски, свежие чувс- тва и эмоции. Почему именно кружево легло в основу экспозиции музея? Ответ прост. Кол- лекционер вот уже четверть века преданный поклонник этого древнего народного промысла. Да, история со- зданияДома растянулась по разным причинам не на одно десятилетие. Но собы- тие все же свершилось. Бо- лее того, оставаясь почита- телем старины глубокой, елецкий коллекционер ре- шился на эксперимент: среди воздушного великоле- пия он разместил выставки сразу двух художников — Павла Блуднова (Москва) и Василия Шевченко (Ли- пецк). Так что посетители Дома елецкого кружева смогут увидеть сразу три самодостаточные экспози- ции. Первые гости остались довольны этим творческим решением. «Двери Дома распахнуты для всех, — за- верил его владелец. — И я надеюсь, эти залы не будут пустовать». На этом сюрпризы кол- лекционера не закончились. В культурном центре имени Сорокина кюбилеюВЛКСМ Евгений Крикунов развер- нул выставку «Символика Советского государства». На пятидесяти квадратных метрах площади с трудом вместилась вся история страныСоветов. Здесь и бюс- тывождей, знаменаивымпе- лы, коллекции значков, орденов и других наградных знаков. Экспонатыпривози- лись со всей страны. Из èÓ‰  Ó·ÌÓÒÚË Дом елецкого кружева Ç ÒÚ‡  ËÌÌÓÏ „Ó  Ӊ ÔÓ fl ‚ËÎÒ fl ÌÂÓ· ˚ ˜Ì ˚ È ˜‡ÒÚÌ ˚ È ÏÛÁÂÈ В двухэтажном особняке с резными ставнями «поселились» рукотворные произведения искусств разных времен. Тут и скатерти XIX века, и кружевные изделия, сплетенные руками современных мастериц. На днях состоялось открытие дома-музея. Владелец и создатель коллекции Евгений Крикунов рассказал первым посетителям об истории появления экспозиции и провел небольшую экскурсию. Владимира, Москвы, Ли- пецка, но основной их «кос- тяк» собран на елецкой зем- ле. Автор коллекции при- знается, что одним из побу- дительных мотивов стало желание защитить историю. «Не могу позволить глу- миться над прошлым, — го- ворит Крикунов. —Так мне стало обидно, когда я уви- дел, как дальнобойщики «протирают» знамена на своих сиденьях!»Вот так, по сути, иначала складываться эта огромная коллекция. Гости выставки имеют воз- можность увидеть лишь малуюее толику: ведь одних только знамен в запасниках целая сотня, а из-за отсутс- твия помещения все экспо- наты на показ представить просто невозможно. Милада ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ Автор коллекции Евгений Крикунов встречает первых посетителей музея. ùÍÒÔ  ÂÒÒ-ËÌÚ  ‚¸ ˛ Ходоки к Чуковскому Дуэт авторской песни «Ты и я» Владимира и Ольги Жировых успешно выступил на московском фестивале детской литературы имени Корнея Чуковского. Вернувшись из столицы, подробностями с «Липецкой газетой» поделился Владимир ЖИРОВ. — О фестивале мы узнали по Интернету. Списались с организаторами — директором музея Чуковского Сергеем Агаповым, рассказали о себе и вскоре получили приглаше- ние. Я уже давно пишу детские песни, а моя жена Ольга разрабатывает обучающие игровые программыдля ребят на их основе. Москвичи, заинтересовавшись этой методикой, попросили выступить на празднике. — Какие впечатления остались после фестиваля? — Самые теплые, хотя в Москве стояла прохладная по- года. Атмосфера была по-настоящему гостеприимной. Ник- то никого не судил, не выставлял оценок, не навязывал свое мнение. И так нас, тех, кто пишет для детей, осталось слиш- ком мало. Здорово было познакомиться с корифеями оте- чественной литературыдля детей. ЭдуардУспенский назвал нас ходоками к КорнеюЧуковскому. После концерта к нам подошла женщина, организатор досуга школьников в сто- лице, и предложила выступить на московских детских праздниках. Многие участники фестиваля просили у нас сборники песен, к сожалению, они пока не готовы. Надеем- ся, что когда будущей весной мы поедем на следующий фестиваль «Здравствуй, лето!», то уже сможем подарить наши сборники всем желающим. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. àÁ‰‡ÌÓ ‚ «ãÉ» И поэзия, и проза Когда тебе не надо ничего, Ты сыт, обут, одет и счастлив даже, Припомни адрес друга своего. Пусть он тебе свою печаль расскажет. Эти строки из книги стихов «Истранное потянет нас друг к другу» Сергея Степанова. Имя автора для давних и посто- янных читателей «Липецкой газеты» не новое. Публицисти- ческие и аналитические выступления Степанова весьма часто появлялись в «ЛГ» в девяностые годыминувшего века. А стихи он печатать не спешил. Даже в первом своем поэти- ческом сборнике СергейИванович поместил далеко не все из написанного. Преимущественно в элегантно оформленную и хорошо изданную книгу вошла негромкая любовная ли- рика. Симпатичным и уместным дополнением к стихам стали воздушные, тонкие рисунки ВерыМаркиной. А выпущен сборник в нашей области, где нет специали- зированного книжного издательства, производственно-изда- тельским центром «Липецкой газеты». Его вклад в много- томнуюбиблиотекуместныхавтороввесьмазаметен.Зашесть лет здесь вышло более восьмидесяти книг самого разного характера — от романов до монографий, учебных пособий, литературы, предназначенной узким специалистам. Так, лишь в последнее время появились работы Даниила Прохо- рова «Быть России или не быть», большой подарочный том кюбилею«ЛГ»«Этонашастобойбиография», академические сборники, историко-публицистические исследования Алек- сандра Кулика и Владимира Осипова о Российском флоте и союзе братских народов России и Белоруссии. И. НЕВЕРОВ. произведений Оссовского — холст «Три поколения». Картину не хотели вывеши- вать на всесоюзной выстав- ке. А когда ее все-таки уви- дели люди, кто-то скомандо- валжурналистам, рецензен- там раскритиковать автора вдрызг. Художника били, а он продолжал работать. Идаже побывал за рубежом — на Кубе, в Мексике, писал там портреты Фиделя Кастро и Че Гевары, крестьян, обыч- ных мужчин и женщин, экзотические для русского человека пейзажи. В принципе, советская властьне обходилаОссовско- го званиями, наградами. И вдруг все как обрезало. Кому и что не понравилось из со- зданного имили сказанного, Бог весть. Но из секретарей его убрали. Девять лет с ним старательно не здоровались высокопоставленные чинов- ники, онне получал заказов. Зато одна за другойпроходи- ли выставки в Италии, Бол- гарии, Чехословакии. Зато те же итальянцы удостоили его золотой медали Акаде- мии искусств. А когда началась пере- стройка и Горбачев подпи- сал указ о награждении Петра Павловича Государ- ственной премией, «верхи» ему опять приветливо за- улыбались. Да только эти улыбки егомалоинтересова- ли. Он чувствовал себя свободным и хотел одного: держать в руках кисть. Те- перь его захватила потреб- ность постичь жизнь своих предков, прославить вживо- писи духовную силу русско- го казачества. ...А сердце — народу. Прямая речь —Народное искусство не дается даже талантливым художникам-царедворцам. «Сибирский цирюльник» НикитыМихалкова—разве это кино о России? Это фильм для получения пре- мии Американской кино- академии. Унасмногие занимаются не творчеством, а арт-бизне- сом. Таких, конечно, хвата- ло и раньше, до революции. Ну вот хоть Фаберже. Его яйца, безупречно сделан- ные, —гламур и арт-бизнес той эпохи. К народной душе они отношения не имеют. А сегодня бал правят люди, которые лишены рус- ского гена. Им безразличны и вера, и Пушкин, и вся Россия. Но они задают тон на телевидении, в живопи- си, вообще в искусстве. Русский ген может быть не только у человека русско- го по происхождению. Вот он был, допустим, у Екате- рины II. Иначе разве она написала бы Дидро, что ис- тина приходит с Севера, а безделицы — с Запада? И у нерусского Левитана он был. Ему оказалось по силам передать красоту России и русскую тоску. А без этого гена разные деятелиначина- ют перелицовывать Россию на чужой манер. Но я не хочу, чтобы мой народ, мою страну, мою тысячелетнюю веру перелицовывали, пере- краивали кто во что горазд. Экспозиция Он привез в Липецк 140 работ. Мощно, сильно, сдер- жанно, страстно пишет он русские лица и русские хра- мы, болгарских крестьян и старинные итальянские улочки. Всматривается — нет, не в натуру, не во вне- шность, а в вековечную судьбу женщины. Вспоми- нает об отце и матери и при- дает их изображению стро- гую монументальность, не позволяя себе ни сентимен- тальности, ни умиления. По дч е ркну т о о б о бщая жизнь своей свободной кис- тью, чуждой мелочным де- талям, случайностям, ми- молетностям, Оссовский ведет диалог с вечностью, историей, современностью о главном и ради главного. В интервью он напомнил о двух ипостасях, ступенях реализма: ожанре, обращен- ном к повседневной жизни, и о живописи, которая под- нимается над бытом, сосре- доточенно и упорно прояв- ляет в рядовых персонажах и мотивах родство с подлин- ным, высоким бытием. Сам он привержен этой, второй, ветви великой реалистичес- кой школы. В разговоре Петр Павло- вич вновь и вновь возвраща- ется к мыслям о России, народе, русскости: — Отец Питирим неза- долго до того как его не ста- ло, сказал, что Россию сде- лали великой священник и казак. Я это понял так: нас спасалавера, обретшаясилу, и сила, движимая верой. И. НЕВЕРОВ. íÂ‡Ú  «Урок дочкам» Свой пятнадцатый сезон Грязинский народный драматический театр начал с репетиций нового спектакля по пьесе баснописца Крылова «Урок дочкам». Идея постановки этого, не часто ставящегося произведе- ния появилась у театралов в прошлом, 2007 году, объявлен- ном Президентом Российской Федерации Годом русского языка. Творческий коллектив, который возглавляет режис- сер Анатолий Бабин, исходил из того, что русский язык — это не только гордость российского народа, но и достояние мировой культуры. Сегодня же он засоряется жаргонами, вульгаризмами, бранной лексикой и многочисленными заимствованиями. Именно с целью привлечения внимания к родному языку и выбрана эта пьеса. В спектакле примут участие Елена Тонких, супруги Ольга и Геннадий Поповы, Татьяна Орехова, Ольга Васи- ленко, Светлана Рудакова, Егор Терехов, Максим Душкин, Анастасия Кондратенко. За время существования народного драматического те- атра была осуществлена постановка четырнадцати пьес. Среди них «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, «Светит, да не греет» А. Островского, «Трибунал» А. Макаенка, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Юбилей» А. Чехова, «Бесприданник» Л. Разумовской, «Уродливый принц» Ф. Конни и другие. Геннадий ЛУКИН. Инвалиды. Семья. Общество (Окончание. Начало на 1-й стр.) А ведь все они — граждане России и имеют право пользо- ваться всеми благами современной цивилизации наравне со здоровыми людьми. Заместитель начальника управления социальной защи- ты населения области Сергей Орусь признал, что в этой сфере еще много нерешенных проблем, но тем не менее пос- тоянно ведется работа по оказанию помощи людям с огра- ниченными возможностями. — В настоящее время действует центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», его работни- ки оказывают социально-бытовые услуги и обучают инва- лидов молодого возраста различным профессиям, что дает им возможность найти работу. Работают 5 сурдопереводчи- ков, с 1999 года функционирует служба социального такси, созданная специально для граждан с ограниченными воз- можностями передвижения. Услугами этой службы уже воспользовались около трех с половиной тысяч инвали- дов. ВЕльце недавно открылсямногофункциональный центр оказания услуг населению. При этомреконструкция здания велась так, чтобыЦентр могли посещать и инвалиды-коля- сочники. — У нас достаточно много примеров плодотворного со- трудничества с Липецким обществоминвалидов,—сказала на «круглом столе» первый заместитель начальника управ- ления культуры и искусства Татьяна Горелова. — Но, к сожалению, должна признать, что объектов социально- культурного назначения, приспособленных для посещения инвалидами-колясочниками, практически нет. В завершение разговора заместитель начальника управ- ления по связям с общественностьюадминистрации области Виктор Ноздреватых отметил, что управление активно взаимодействует с общественными организациямии особен- но с такими массовыми, как Липецкая организация ВОИ и совет ветеранов. — Хочу особо обратить внимание общественных орга- низаций на возможность получения социальных грантов, — сказал далее Виктор Алексеевич. — На осуществление социальных проектов выделяются миллионы рублей. Обра- щаюсь ко всем общественным организациям, в том числе и организациям инвалидов и ветеранов: активнее осваивайте эти средства, предлагайте свои идеи, в ваших собственных силах сделать свою жизнь интереснее, насыщеннее… О том, что люди-инвалиды с детства или ставшие тако- выми по жизненным обстоятельствам способны порой дать фору даже здоровым, свидетельствовали выступления учас- тников Второй летней Спартакиады инвалидов. В ней при- нимали участие команды из 22 районов города Липецка и области. В общем командном зачете победителями стали представители от Октябрьского общества инвалидовЛипец- ка. Имбыл врученкубок областного управленияфизической культуры, спорта и туризма. А лучшей спортивной семьей названа семья Ольги и Сергея Скуридиных (Елецкий район). Но инвалиды способны достигать успехов не только в спорте. Среди них немало талантливых людей, о чем свиде- тельствовали выступления на фестивале. Особое впечатле- ние произвел танцевальный ансамбль инвалидов-колясоч- ников «Параллели», выступления которого всегда проходят под аплодисменты зрителей. Ирина ШИШКОВА. åÂÒÚÌÓ ‚  ÂÏ fl Включить тепло! В связи с возможнымпонижением температурывоздуха в помещениях учреждений социальной сферы города ниже установленных норм распоряжением исполняющего обя- занности главыЛипецка ВалерияФедорова руководителям школ, детских садов, объектов здравоохранения, культуры, соцзащиты населения, физкультурыи спорта с 25 сентября разрешено произвести включение системы отопления в подведомственных учреждениях по согласованию с энерго- снабжающими организациями. «Липецк-Инфоцентр». îÛÚ·ÓÎ: ÔÓÒΠÚÛ  ‡ Лидируем! «åÂÚ‡ÎÎÛ  „» Ӊ  ʇΠ‚ äÛ  ÒÍ ÔÓ·Â‰Û Ì‡‰ ÓÒÌÓ‚Ì ˚ Ï ÍÓÌÍÛ  ÂÌÚÓÏ Близок финиш турнира в зоне «Центр» второй лиги, по итогам которого лишь одна команда получит заветную путевку в первый дивизион. В очередном туре липчанам пришлось сразиться с основным конкурентом в борьбе за повышение в классе. Курский «Авангард» еще в прошлом сезоне выступал в первой лиге, и до поры до времени весьма успешно. Что произошло с командой, уверенно закрепившейся после первого круга в стане середнячков, доподлинно неизвестно. Попросту провалив концовку сезона, куряне умудрились свалиться во вторую лигу. Данный расклад никак не устра- ивал учредителей команды, и в этом сезоне перед «Авангар- дом» была поставлена однозначная задача — вернуть себе прописку в первом дивизионе. Для этих целей на должность главного тренера был приглашен известный в прошлом футболист Валерий Есипов. Начали турнир курские футбо- листыневпечатляюще и после 6 туров находились во второй десятке таблицы. Но, выдав летом сериюиз 9 побед подряд, «Авангард» обошел в турнирной таблице «Металлург». В Курске прошедший матч назвали «матчем года» и антураж ему придали соответствующий. По телевизору практическикаждые полчаса звучалипризывыкнаселению прийти на стадион и поддержать команду. Вдебютевстречихозяевазавладелинебольшимпреимущес- твом, но вскоре липчане игру выровняли. Вблизи штрафной площади «Авангарда» за фол против Костина был назначен опасныйштрафной. Ксожалению, удар Зангионова пришелся встенку.ПаруразлипчанвыручалнапоследнемрубежеДмит- рий Алексеев. Ближе к середине тайма игра накалилась и пошла так называемая «рубка». Судья за 20 минут показал футболистам 8 (!) желтых карточек. К сожалению, защитник липчан ДмитрийИвченко умудрился в течение одной минуты дважды увидеть перед собой желтый цвет, что привело к уда- лению. Таким образом, еще в первом тайме липецкая команда осталась в меньшинстве. В середине тайма в центре поля после жесткого единоборства с защитникомкурян серьезнуютравму получил защитник Алексей Рыбин. Игрока «Металлурга» на карете «скорой помощи» прямо со стадиона отправили в боль- ницу. Казалось, при такомраскладе «Металлургу» не устоять. Но надо отдать должное нашим футболистам. На второй тайм команда вышла с боевымнастроем.Игрокивыкладывалисьна полестакойсамоотдачей,что,несмотряначисленныйперевес, «Авангард» так ничего опасного у ворот липчан и не создал. Болеетого,воднойизконтратакЯковЭрлихзаработалугловой. Михаил Костин подал с угла поля, и Кутьин головой пробил в перекладину. Первым на добивании был Николай Иванов, после ударакоторогомячвлетелв сеткуворот. Зрителиначали потихонькупокидать стадион. Грамотно расположив оборони- тельные редуты, липчане спокойно довели матч до победы. После этого поражения шансы курян на повышение в классе сведены до минимума. А учитывая ничью еще одного конку- рента липчан — «Динамо-Воронеж» в Москве с аутсайдером «Никой», вряд ли теперь кто сможет помешать «Металлургу» одержать победу в турнире. Сергей ГУБАРЕВ. Вторая лига. Дивизион «Центр». 29-й тур. «Русичи» — «Знамя Труда» — 0:2. «Елец» — «Сатурн-2» —1:0. «Мордовия»—«Луховицы»—0:1. «Зенит» Пн—«Ря- зань»—0:0. «Губкин»—«Спартак» Тм—5:0. «Авангард»— «Металлург»—0:1.«Звезда»—«Зодиак»—3:2.«Ника»—«Ди- намо-Воронеж»—0:0. «Локомотив»Лс—«ФЦШ-73»—3:1. ПОЛОЖЕНИЕ НА 26 СЕНТЯБРЯ И В Н П Р-М О 1 Металлург (Липецк) 27 19 6 2 48-10 63 2 Авангард (Курск) 28 19 5 4 41-15 62 3 Звезда (Серпухов) 28 16 7 5 53-28 55 4 Динамо-Воронеж (Воронеж) 27 16 7 4 47-23 55 5 Луховицы (Луховицы) 27 15 7 5 38-21 52 6 Губкин (Губкин) 28 14 7 7 50-25 49 7 Мордовия (Саранск) 27 12 7 8 36-29 43 8 Локомотив (Лиски) 28 12 4 12 39-35 40 9 Елец (Елец) 27 12 1 14 35-38 37 10 Рязань (Рязань) 27 9 10 8 31-25 37 11 Зенит (Пенза) 27 8 10 9 26-32 34 12 Русичи (Орёл) 27 7 9 11 23-32 30 13 Зодиак (Ст. Оскол) 27 7 5 15 21-36 26 14 Спартак (Тамбов) 27 7 4 16 26-41 25 15 Знамя Труда (Орехово-Зуево) 28 4 10 14 24-45 22 16 Ника (Москва) 28 6 2 20 17-64 20 17 Сатурн-2 (Моск. область) 28 5 4 19 18-42 19 18 ФЦШ-73 (Воронеж) 28 4 5 19 21-53 17 ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Из коллекции Мастера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz