Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
20 сентября 2008 г., № 183 (23311) 6 èÓ Ú ÂÚ Ò ÑÓÒÍË ÔÓ˜ÂÚ‡ Слесарь «спецназа» ë Â‰Ë ÍÓÎ΄ ÔÓ ÂÏÂÒÎÛ ÓÌ Ò˜ËÚ‡ÂÚÒ fl Ì„·ÒÌ ˚ Ï Îˉ ÓÏ ëÔ ‡¯Ë‚‡ÈÚ Трудовой график педагога ó‡ÒÚ¸ ‚ÚÓ ‡ fl Сегодня «Мы» продолжаем разговор о нормирования рабочего времени работников образовательных учреждений, начатый в прошлом выпуске. Что делать учителям начальных классов, если не хватает часов до полной учебной нагрузки? С таким вопросом часто обращаются в горком профсоюза народ- ного образования и науки преподаватели школ г. Ли- пецка. Постановлением Правительства РФ № 191 определено, что для учите- лей, которымне может быть установлена полная учебная нагрузка, предусмотрены гарантии выплаты ставки заработной платы в полном размере при условии допол- нения им до установленной нормы часов другой педаго- гической работы. При сокращении в тече- ниеучебного годаколичества обучающихся,котороевлечет засобойуменьшениеучебной нагрузки,работникидолжны бытьуведомленыработодате- лем об уменьшении объема работы и, соответственно, об изменении оплаты труда в письменнойформенепозднее чем за два месяца, в течение которых работнику выпла- чивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнемобъемевпериодпос- леуведомлениявыполняться уже не будет). Частовозникаютвопросы опродолжительностиработы педагогов накануне нера- бочих праздничных и вы- ходных дней. В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшить продолжительность работы (смены) в предпраздничный день, переработка компен- сируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с со- гласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы. В отличие от Кодекса законов о труде РФ, не предусматри- вавшего ранее уменьшение продолжительности рабоче- го дня накануне нерабочих праздничныхднейуработни- ков, которым в соответствии с законодательством уста- навливалась сокращенная продолжительностьрабочего времени,ТрудовойкодексРФ (ст. 95) правило об уменьше- нии на 1 час продолжитель- ности рабочего дня (смены), непосредственнопредшеству- ющих нерабочему празднич- номудню, распространяетна всех работников, в том числе и на педагогических. Педагогическая работа подразделяется на две час- ти. Первая часть состоит из учебных занятий в классах, группах, кружках, секци- ях, клубах и других объеди- нениях обучающихся. Это нормируемая часть работы педагогов, котораярегулиру- ется расписанием уроков (за- нятий). Размер оплатытруда за учебную нагрузку больше илименьшенормыподлежит пропорциональному увели- чению или уменьшению по сравнениюсразмеромставки их заработной платы. Другая часть педработы не конкретизирована по количеству часов, вытекает из должностных обязан- ностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка об- разовательногоучреждения, и регулируется графиками работы, в том числе личны- ми планами, и включает в себя следующее: l выполнение обязаннос- тей, связанных с участием в работе педагогических, ме- тодических советов, с прове- дением родительских собра- ний, консультаций, других мероприятий, предусмот- ренных образовательной программой; l организациюипроведе- ние методической, диагнос- тической и консультативной помощи родителям, обучаю- щим детей на дому в связи с медицинским заключением; l время, затраченное непосредственно на подго- товку к работе по обучению и воспитанию, изучению индивидуальных способ- ностей, а также семейных обстоятельств и жилищно- бытовых условий; l периодические крат- ковременные дежурства в период образовательного процесса. При составлении графика дежурств педагоги- ческих работников учиты- вается сменность работы, режим рабочего времени каждогов соответствиисрас- писанием учебных занятий, другие особенности работы с тем, чтобыне допускать слу- чаев длительных дежурств или дежурств в дни, когда учебная нагрузка отсутс- твует или незначительна. К дежурствам педагоги при- влекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 ми- нут после окончания их пос- леднего учебного занятия. Светлана СЕРЕБРЕННИКОВА, правовой инспектор горкома профсоюза. Л юди в команде ОГМ по- добрались сплошь опыт- ные, искусные, сноровис- тые и деловитые. Такие кадры буквально по крупицам собраны со всех местных заводов. В Рос- сии всегда востребованы такие рабочие-универсалы. Порой, не обладая институтскими дипло- мами и учеными степенями, эти доморощенные «кулибины» мо- гут такое ноу-хау изобрести и тут же «сварганить», что иной инженер рот раскроет от изум- ления. Жагоров среди коллег по ремеслу является негласным лидером. И не только потому, что он, как слесарь широкого профиля, любой узелок-агрегат может подладить или мудреную деталь заново сделать. Ему под- властен весь металлообрабаты- вающий парк отдела: токарные, фрезерные, сверлильные, то- чильные и иже с ними станки, все подручное электромехани- ческое оборудование. Если не- обходимо, то любого специа- листа подменит. И долго угова- ривать Жагорова не придется — таков у него покладистый рабо- чий характер. Не понаслышке знает, что есть производствен- ная необходимость, грозящая заводу простоем, а значит, мил- лионными убытками. Осведом- лен он и о том факте, что, кроме него и товарищей, весьма спе- цифические задания выполнить некому. Не вызывать же на са- мом деле спецов из-за границы с валютной оплатой за услуги. А технических проблем, требую- щих вдумчивого и умелого ре- шения, на предприятии всегда хватает. За плечами 56-летнего Владимира Петровича уже со- рок лет трудового стажа. Начи- нал рабочую биографию води- телем местной пуговичной фабрики. Из предприятия по производству натуральной фурнитуры, так и не выдержав- шего конкуренции с пластмас- совой промышленностью, Жа- горов перешел в заготконтору райпо, которое также вскоре захирело. Закончив курсы, он получил новую профессию ма- шиниста холодильных устано- вок. Владение этой редкой в провинции специальностью и привело его на одно из самых мощных пищевых предприятий района и области. Когда в 1992 году наступи- ло время выбора, то Владимир отдал предпочтение экспери- ментально-консервному заво- ду. Следует учесть, что он при- шел сюда не в лучшие време- на. И если зарплаты повсемес- тно были практически идентич- ны, то всегда аккуратного Жа- горова привлекали здесь чис- тота и порядок в цехах и на территории. Вскоре он стал механиком мощного холодиль- ного цеха. Объект этот был практически на военном поло- жении и находился под не- усыпным контролем МЧС. В «жилах» установок непрерывно циркулировало десяток тонн аммиака, и не приведи госпо- ди, парам этого газа вырваться наружу. Во время службы бди- тельный Жагоров сумел не до- пустить даже малейшего ЧП. Спустя одиннадцать с полови- ной лет вредного для здоровья дежурства он вышел на полный пенсион по «горячей сетке». На заслуженный отдых в 52 года? Когда еще полон сил, энергии и желания творить? Жагоров к такой отставке готов не был. И, обладая умелыми руками и мыслящей головой, продолжил свой трудовой путь. В новой профессии ему приго- дились все знания, которые он приобрел ранее, да плюс к тому сказались благотворные генетические задатки. — Мой отец, Петр Влади- мирович, был мастером на все руки, — вспоминает Жагоров. — Он славился и как отменный строитель, и как плотник-сто- ляр. Любил все делать из де- рева, вплоть до шкафов и ши- фоньеров. А сколько крыш поставил! Пожалуй, полгорода лебедянских жителей были ему благодарны. Если отцу интересно было возиться с деревом, то его сына тянуло к холодному ме- таллу. Но именно в руках Вла- димира неодушевленные же- лезки оживали и начинали даже… летать. В прямом смыс- ле этого слова. Школьником Володька ув- лекся авиамоделями. Пропа- дая в кружке при Доме пионе- ров, он без устали лепил мини- атюрные летающие «илы», «яки» и «тушки». Жагоров не без гордости признался, что и по сей день сможет построить самолет, который без труда поднимется в небо. Впрочем, всю сознательную жизнь Вла- димир что-нибудь мастерил и всегда настойчиво добивался реального конечного результа- та. После школы на машино- строительном заводе выучился на токаря, затем в елецком тех- училище освоил электромеха- ническую специальность. И не осталось, пожалуй, теперь та- кой сферы человеческой де- ятельности, связанной с меха- никой и требующей приложе- ния мысли, где Жагоров не был бы докой. К онсервный завод в пос- ледние годы продолжал стремительно наращи- вать производство. Строились новые цеха, появлялось совре- менное оборудование. Его монтаж и наладку вели зару- бежные мастера. Одновремен- но готовились кадры для экс- плуатации импортных машин и Как же выглядит удаленная работа? Зайдите в будни в ин- тернет-кафе и обратите внима- ние на то, что среди посетите- лей есть несколько людей с но- утбуками, которые не играют и не занимаются просто чтением. Они на работе, так же, как вы в своем офисе. И даже более продуктивно. Ведь вы тоже не сразу начинаете работать, как только приезжаете в офис, на- пример, сначала выпьете кофе, потом обменяетесь новостями с коллегами, позвоните по те- лефону, почитаете анекдоты, посмотрите свою почту в Ин- тернете… В итоге на выполне- ние ваших прямых обязаннос- тей тратите не больше трех-че- тырех часов в рабочий день. Когда человек работает вне стен офиса, то самостоятельно планирует время, работает го- раздо эффективнее. Офис «удаленцы» посеща- ют нечасто: максимум раз-два в неделю. Заходят с целью от- чета о проделанной работе, для получения нового задания, участия в совещании. Впро- чем, и такая вещь, как «мозго- вой штурм», вполне возможна и на виртуальном уровне. Бы- вает и так, что коллеги, зани- мающиеся одним и тем же проектом, не видят вживую друг друга и общаются по те- лефону, ICQ или электронной почте. Этого им вполне доста- точно, если работа идет, как следует. Понятно, что такой вид ра- боты подходит не для всех. Если, скажем, вы парикмахер, секретарь, продавец или учи- тель — на работу идти придет- ся. Другое дело, переводчики, некоторые менеджеры, журна- листы, специалисты по рекла- ме и маркетингу. Короче, те, чье присутствие или не обяза- тельно в офисе, или те, кто в силу специфики работы посто- янно в разъездах: посещает другие офисы, клиентов, ездит в командировки. Подходит та- кая форма работы и для тех, кто не любит трудиться в команде. Однако при таком графике нужно учитывать и собствен- ные индивидуальные особен- ности. Вы уверены, что если получите разрешение не при- езжать ежедневно на службу, то сможете заставить себя вы- полнять порученную работу, а не устроите себе отдых и не погрязнете в домашних делах? Одни люди способны соста- вить себе график, в котором определено время работы и отдыха, и следовать ему, а для других нужно «погоняло» в виде стоящего над душой на- чальника. Последних обычно больше, железной волей и дисциплиной, к сожалению, отличаются немногие. Бывает и так: в компании вводят удаленную работу ис- ключительно в целях экономии на ненужных расходах, а со- трудники начинают панико- вать, решив, что компания раз- валивается, их увольняют и так далее. Это та категория людей, äÒÚ‡ÚË Опрос 1400 британских офисных работников показал, что почти две трети (62%) опрошенных полагают, что они чувствовали бы себя гораздо счастливее и работали бы более продуктивно у себя дома. Помимо сопротивления руководителей, не желающих давать свободу своим сотрудникам, в ходе опроса было также выяснено, что для работы на дому заблокирован доступ к нужным технологи- ям. Почти пятая часть (17%) опрошенных признались, что их рабо- чее место недостаточно хорошо оборудовано дома, а начальство не желает предоставлять им необходимые технологии для работы. По данным исследования Конгресса профсоюзов, специаль- но проведенного к национальному Дню работы на дому в 2008 году, только 12 процентов работающего населения регулярно или постоянно работает на дому. Главные причины, почему персонал так поддерживает идею о работе на дому, — это необходимость иметь гибкий рабочий график, подорожание проезда на работу и желание иметь более сбалансированную личную и профессио- нальную жизнь. Тем не менее, несмотря на желание британцев работать на дому, многие офисные работники уверены, что их коллеги, кото- рые уже давно так работают, по всей вероятности, отлынивают от выполнения заданий. Почти половина (46%) работающих на дому признались, что каждый рабочий день тратят больше часа на дела, не имеющие отношение к работе. Использование Интерне- та в личных целях — самое излюбленное занятие таких работни- ков. Чуть меньше половины (42%) опрошенных женщин говорят, что они регулярно занимаются уборкой или стиркой в течение ра- бочего дня, а почти треть респондентов-мужчин ответили, что ис- пользуют это время для приготовления еды или занятий спортом. Каждый десятый сотрудник, выполняющий работу дома, признал- ся, что смотрит телевизор или... дремлет в рабочее время. äÒÚ‡ÚË Недавно на “правительственном часе” в Госдуме о результатах и перспективах реформы образования перед депутатами отчиты- вался министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По дан- ным Минобрнауки, доля обучающихся в современных условиях (полная оснащенность современным оборудованием, укомплекто- ванность квалифицированными кадрами, соответствие требова- ниям строительных и санитарных норм) до начала нацпроекта со- ставляла менее 15, сейчас этот уровень — около 30 процентов, в 2009 году планируется довести этот показатель до 50 процентов. Сегодня в среднем зарплата работников образования не дости- гает и 70 процентов от средней по промышленности. Если не учиты- вать совместительства и работу на несколько ставок, то лишь менее 5 процентов преподавателей получают больше, чем в среднем по экономике в регионах. Однако Минобрнауки, помимо подушевого финансирования, внедряет в отрасли и новые системы оплаты тру- да, с массовым введением которых к 2012 году доля преподавате- лей, получающих больше, чем в среднем по промышленности, воз- растет приблизительно до трети! Основная мысль такая: учителям следует платить за успеваемость учеников, а не за часы, как сейчас. Вадим БАРАБАНОВ. ë͇̉‡Î Любопытное заявление Ò‰ÂÎ‡Î Ô Â‰Ò‰‡ÚÂθ Ô ÓÙÍÓχ Ô ‚˘ÍË «Å‡ÎÚË͇-êÓÒÚÓ‚» éÄé «è˂ӂ‡ ÂÌ̇ fl ÍÓÏÔ‡ÌË fl «Å‡ÎÚË͇» û ËÈ ëÓÍÓÎÓ‚ Он сообщил о том, что в его распоряжении имеется ин- формация об антипрофсоюзной деятельности руководства Воронежского филиала пивоваренной компании и о фактах давления на лидеров первичной профсоюзной организации «Балтика-Воронеж» в составе профсоюза работников АПК РФ, а также на рядовых членов этой организации с целью подорвать позиции профкома. Суть претензий руководства Воронежского филиала пи- воваренной компании «Балтика» (контрольный пакет акций которой принадлежит компании Carlsberg) к председателю профкомазаключаетсявтом, чтововремяведенияколлектив- ныхпереговоров онобратилсяв свойвышестоящийпрофсоюз за юридической помощью по правовому анализу проекта коллективногодоговораипроцедурамведенияколлективных переговоров.КакзаявилЮрийСоколов, отдельныедолжност- ные лицафактическиначалинастраивать работников против председателяпрофкомаякобызато, чтоондобиваетсяотмены колдоговора, в котором закреплен ряд гарантий для работни- ковкомпании. Этоне соответствуетдействительности, таккак первичные профсоюзные организации, действующие в ОАО, наоборот, добиваются, чтобы наконец-таки в компании был заключен коллективный договор, но в немкакможно больше содержалось гарантийиулучшенийусловийтруда дляработ- ников. Главное, чтобы при этом не происходило нарушения профсоюзныхправ, трудового законодательстваивытеснения профсоюзов из коллективных переговоров. Профлидерсчитает, чтонеприкрытоедавлениеналидеров и членов профсоюза на Воронежскомфилиале пивоваренной компании «Балтика» должно быть немедленно прекращено. Соколов призвалпрофсоюзные организации оказать профко- му «Балтика-Воронеж» солидарную поддержку. Алексей ВЛАДИМИРОВ. О способностях мастеровых людей в народе обычно говорят «золотые руки» и порой добавляют, что к рукам у них еще и светлая голова. Именно такими, незаурядными во все времена качествами обладает слесарь отдела главного механика (ОГМ) ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский» Владимир Петрович ЖАГОРОВ. Рабочий коллектив ОГМ, состоящий из сотни крепких профессионалов, занимается реконструкцией, изготовлением, обслуживанием всего нестандартного оборудования громадного пищевого предприятия Лебедяни. агрегатов. Но для подводки, прокладки различных вспомо- гательных коммуникаций, их обслуживания требовались толковые технические специа- листы. Тогда и была сформи- рована нынешняя во многом замечательная команда ОГМ. Это своего рода отряд особого назначения, «спецназ». Здесь, как нигде, ярко выражено вза- имоуважение, взаимопонима- ние и взаимовыручка. Строгая дисциплина, армейский поря- док и одновременно доброже- лательность друг к другу, царя- щие здесь, не показные и на- игранные. Иначе двигать дело невозможно. Сама жизнь тре- бует и настраивает людей на такие отношения к товарищам. Индивидуальные способности каждого здесь реализуются только в коллективном труде. — Вот монтажники сдали в эксплуатацию очередной цех. Пока продукция не пошла на- гора, — рассказывает Жаго- ров,— руководством перед нами поставлена задача: вмон- тировать в цеховой интерьер нестандартную металлическую конструкцию. Аналогов нет, вот и ломаешь голову, вооружаясь смекалкой и делая расчеты, да вывернешь руки, ее сооружая. Чтобы та вставка высотой под купол крыши цеха и с лестницей и функциональна была, и одно- временно безопасна. Конечно, большое подспорье вижу в сов- ременном оснащении. Нынеш- ний электроинструмент не чета той же ручной ножовке по ме- таллу. А значит, и качество на- шей работы возросло. Сегодня Жагоров с товари- щами поломанные импортные въездные ворота с электро- приводом восстанавливает. Иной раз им легче бывает что- то вновь сделать, чем исправ- лять покореженное. Приходит- ся крутиться, невзирая на зной и холод, дождь и снег. Работать порой на верхотуре и с риском для жизни. Не все приходящие в команду выдерживают такие «космические» нагрузки. Оста- ются самые целеустремлен- ные, мужественные и волевые. Такие, как Жагоров. — Владимир — это лич- ность, — так характеризует то- варища токарь ОГМ Алексей Дружинин. — Он не любит ри- соваться, не кичится своими способностями. Но когда это необходимо, проявляет свои лучшие качества. Жагорова выгодно отлича- ет, помимо исполнительности, добросовестности, безотказ- ности, и поистине творческий, инициативный подход к рабо- те, — отзывается о подчинен- ном главный механик завода Юрий Мешков. — Выполняя задание, он — квалифициро- ванный специалист и рациона- лизатор — иногда предлагает свое, более разумное, альтер- нативное решение. Многое из нестандартного оборудования на заводе изготовлено, модер- низировано при помощи его универсальных способностей. При этом Владимир Петрович скромен, даже застенчив. Знающие натуру и способ- ности Жагорова не удивятся, что для него не существует не- выполнимых заданий. Все за- думанное у него получается. И не только грандиозные по мас- штабам и сложности проекты. Бывает, что ему адресованы и не глобальные, а обыкновен- ные повседневно-житейские просьбы. Вот дверь в кабинет или квартиру захлопнули, а дубликата ключа не оказалось. Знают, что Петрович покумека- ет, поколдует и любой замок безболезненно откроет. А в ка- честве магарыча бескорыст- ный «медвежатник» удовольс- твуется искренним человечес- ким «спасибо». Для него людс- кое уважение и общественный авторитет важнее. Что касает- ся горькой, то не пьет он ее вовсе. А если уж отдохнуть вы- дастся, то на рыбалку или на охоту выбирается. Особенно к двоюродному брату в волчий край — леса на Тамбовщине. Верст 20-30 пешком по пере- сеченной местности для них только в удовольствие. Ч то поддерживает Жагоро- ва в жизни? Он не скры- вает, что все его усилия направлены не только на про- цветание родного предпри- ятия, где одухотворенный, ос- мысленный, благодарный труд в радость. Главный смысл че- ловеческого существования Владимир Петрович видит в создании полноценной семьи. Именно такой, какая сложи- лась у него. Здесь в любви и заботе выросли два сына, их с женой гордость и надежда. Старший Михаил пошел по стопам отца, работает почти рядом слесарем-аккумулятор- щиком. Женился, осчастливил родителей внуком Владисла- вом. Алексей, студент пятого курса Воронежской медицинс- кой академии, решил продол- жить дело деда — военфель- дшера и бабушки — медсест- ры. Намерения у младшего се- рьезные, специализируется на нейрохирургии. У Жагоровых свой дом с удобствами, сад, огород. Все, как у людей, жи- вущих своим трудом и не жду- щих манны небесной. Владимир АКИМОВ, соб. корр. «Липецкой газеты». á Ë ‚ ÍÓ Â̸ Виртуализация рабочих мест è ÂËÏÛ ˘ ÂÒÚ‚‡ Ë Ì‰ÓÒÚ‡ÚÍË ÚÂΠ‡·ÓÚ ˚ Подъем по утрам, поездка в забитом транспорте и «отбывание срока» в офисе…Сегодня во многих компаниях эта привычная схема ломается, давая возможность сотрудникам устроить свое рабочее место прямо дома. Эта схема именуется иногда телеработой, или виртуализацией рабочих мест, и предполагает, что сотрудник числится в штате компании, но может появляться в офисе только по необходимости, а все остальное время станет работать там, где ему удобнее. Его рабочим местом может быть собственная кухня, кафе, дача, морской пляж…Нужен только ноутбук и мобильник — сегодня технологии позволяют организовать офис везде. которые видят в отрыве от фирмы потерю собственного статуса, чувствуют себя неза- щищенными без привычного коллектива. Так в чем преимущества удаленной работы? Во-первых, человек сам выбирает, когда ему лучше приступить к труду. К тому же не нужно тратить время на дорогу до офиса и обратно. Во-вторых, телера- ботник экономит еще и на рас- ходах на бензин для автомоби- ля (или при поездках на обще- ственном транспорте), и на собственное питание. В-треть- их, за счет отсутствия коллег, как отвлекающего момента, освобождается время на отдых и на домашние дела. Однако у телеработы есть свои минусы. Находясь на гла- зах у начальства, вы всегда можете рассчитывать на про- движение или карьерный рост. При удаленной работе ваш шанс продвинуться по служеб- ной лестнице слишком мал: начальство вас не видит, ваших успехов не замечает, а порой вообще про вас забывает. Не- желательна телеработа и для молодых, начинающих специа- листов: при отдельной от кол- лектива работе они вряд ли смогут набраться опыта, к тому же новенький рискует неверно выполнить задание, а также до всего доходить методом проб и ошибок, затрачивая много времени, сил и нервов. Еще один психологический недо- статок «удаленки»: плавающий график. По большому счету, работник постоянно находится на работе — в выходные, но- чью, в отпуске… Так что пока большинство отечественных компаний не спешат распускать свой пер- сонал по домам. У нас привык- ли ценить общество и дисцип- лину. Кроме того, российские работодатели предпочитают держать своих подчиненных под присмотром, полагая, что проконтролировать работника на расстоянии сложнее. По идее, ничего не мешает работ- нику заниматься вне стен офи- са своими делами, только от- читываясь об успешном вы- полнении работ. Если человек безответственен, он может бесконечно откладывать рабо- ту, выискивая для окружающих и себя причины и оправдания. Кроме того, трудно поддержи- вать корпоративный дух среди тех, кто друг друга почти не ви- дит. К тому же нет гарантии того, что специалист, который не контролируется собствен- ным начальством, не станет работать и на конкурентов. Подобные минусы пере- крывают в глазах руководства компаний очевидные плюсы — это экономия от использова- ния труда телесотрудников. Ведь к аждый со трудник , работающий в офисе, обхо- дится компании в немаленькую сумму. Ей приходится платить за электроэнергию, связь, ис- пользуемые этим работником, а также оплачивать аренду ра- бочего места, покупать канцто- вары. А траты на телесотруд- ника гораздо меньше — зар- плата, Интернет и мобильная связь. Наблюдая за развитием этой ситуации в России и во- обще в мире, эксперты прихо- дят к тому, что отечественные наниматели рано или поздно изменят отношение к телера- боте. Каждый человек старает- ся оптимизировать свою де- ятельность — специалист, до- стигший определенной квали- фикации, может претендовать на свободу, которую дает гиб- кий график и виртуальное об- щение. Такой работник вовсе не отрывается от коллектива, тем не менее, несмотря на трансформацию российского и мирового рынка труда, счи- тается, что полностью перейти с офисной на удаленную рабо- ту не получится — эти формы лучше использовать парал- лельно. Кирилл МИХАЙЛОВ. Зарабатывай, учитель! (Окончание. Начало на 5-й стр.) Сколько школьников — столько и денег Евгения Сарафанова начала разговор со статистики. По сравнению с 2001 годом количество школ в области умень- шилось на 16 процентов, число школьных педагогов — на 13, а учеников—на 34 процента. Но те дети, которых за семь лет стало на треть меньше, стали ли получать более качест- венное образование? Вот как раз на решение этой задачи и направлены новые условия оплаты труда педагога. Как, скажем, будет формироваться фонд оплаты? С 1 сентября этого года принят закон, который устанавливает прямуюсвязь объемафинансирования с количествомучени- ков, обучающихся в учебномзаведении. Уже не столь важно, какова численность работников общеобразовательного учеб- ного заведения, главное — сколько здесь учеников. Как же правильно сориентироваться в новых условиях? Что делать, если возникли вопросыпо поводу оплаты труда, оценки деятельности педагога? На этиидругие вопросывходе «круглого стола» отвечали специалисты. Вопросы и ответы Вопрос: не получится ли как всегда, по принципу «своя рука владыка» и руководитель сам решит—кому дать боль- ше, а кому меньше? Кто будет определять критерии? Ответ: сложный вопрос, конечно, многое зависит от ответственности руководителей. В документах особо под- черкивается важность участия органов государственного и общественного управления в распределении стимулирую- щих выплат. Этому моменту придается огромное значение. Наверное, обидно тем педагогам, которые имеют более качественные показатели работы, отдают ей все рабочее и свободное время, вкладывают в детей душу, энергию, а получают примерно столькоже, сколько и менее активные, прямо скажем, безразличные к своим подопечным, увы, есть и такие. Вот почему стимулирующие средства должны распределяться в зависимостиот труда. Вот почему активное участие в восстановлении этой справедливости призваны принять все структуры государственных и общественных формуправления, в частности, профсоюзы, попечительские, управляющие советы в школах, куда входят и родители учащихся, и сторонние (независимые) наблюдатели. Подчеркнем, критерийвостребованностипедагога опреде- ляетнекийколлегиальныйорганизпредставителейадминис- трации, государственно-общественных органов, профсоюзов и такдалее.Показателиработыбудут предаваться гласности, в частности, вывешиваться на специальных стендах. Вопрос: какие же виды надбавок предусматриваются за счет стимулирующей части оплаты труда? Ответ: прежде всего—ежемесячные надбавки. Они будут устанавливаться в процентах за ученую степень и звания (заслуженный и народный), категории, а также надбавки молодым специалистам. Сразупредупредимвопрос: а за чтомолодым?Во-первых, чтобы еще активнее привлекать свежие кадры в сферу обра- зования. А во-вторых, надо признать — молодые педагоги привносят вшколычто-то новое, современное идетямс ними в какой-то мере даже и интересней. Вопрос: какпредлагается устанавливать поощрительные выплаты за качественную и эффективную работу? Ответ: эти средства выплачиваются по конкретным ре- зультатам, по конкретным показателям. В методических рекомендациях приводятся в подробностях и деталях пе- речни, критерии по должностям, поясняется, как следует устанавливать баллы за тот или иной показатель. Вопрос: хватит ли денег у тойже школы на поощритель- ные выплаты? Ответ: как уже отмечалось, теперь в образовательном уч- реждениибудетформироватьсябазоваяоплата (обязательная), авсеостальноеизфондаоплатыидетнастимулирующуючасть. Если вшколе наблюдается явныйприток учащихся, еслиидет оптимизация кадров, то и стимулирующая часть растет. Вопрос: для любого бухгалтера, чтобы выдать деньги, важно, чтобы был приказ, подпись руководителя и печать. Как проверить, справедливо ли выданы премиальные? Нельзя тут как-то конкретно, детально прописать мнение профсоюзов?Может быть, надо сделать так, чтобыприказы подписывал еще и председатель профорганизации? Ответ: создается специальная комиссия, которой каждый работник предоставляет свой оценочный лист. Составляется протоколслистомсогласованияисопроводительнымписьмом. Эти документы передаются в попечительский, управляющий советы,профсоюзнуюорганизацию,всеихизучаютиставятсвои подписи.Итолькотогдаиздаетсяприказопоощренииипереда- ется(сприложениеморигиналапротоколаиоценочныхлистов) в бухгалтериюдля начисления стимулирующих выплат. Все — в рекомендациях Напомним, что с целью оказания методической помощи образовательным учреждениям управление образования и науки разрабатывает методические рекомендации, где детализируются все тонкости, с которыми придется стал- киваться непосредственно вшколах руководителям и пред- ставительным органам, то есть, профсоюзам. Авторы и разработчики новой системы оплаты труда в ходе дискуссии за «круглым столом» заметили, что были бы очень благодарны профсоюзным работникам, если бы они внесли свои пожелания, предложения и замечания. Итак, надежды на новую систему оплаты труда возла- гаются немалые. Александр ХАУСТОВ. ФОТО ВЛАДИМИРА АКИМОВА Дело мастера боится!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz