Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
«ЛГ», 20 сентября 2008 г. № 183 (23311) СТР. 5 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Взахлёб за знаниями... «ä Û„Î ˚ È ÒÚÓλ Зарабатывай, учитель! è ‰ÔÓ·„‡ÂÚÒ fl , ˜ÚÓ ÛÊ ÒÓ ÒÎÂ‰Û ˛˘ Â„Ó „Ó‰‡ ˝ ÚÓ ı Ó Ó¯Ó ÔÓÎÛ˜ËÚÒ fl Û Ì‡ÒÚÓ fl˘ Â„Ó Ô ÓÙÂÒÒËÓ̇· Ç „ÎÛ·¸ Ô Ó·ÎÂÏ ˚ Всё более дикие формы... «å ˚ » Ô Ó‰ÓÎʇÂÏ ‡Á„Ó‚Ó Ó ÌÂÒڇ̉‡ ÚÌ ˚ı ÒÔÓÒÓ·‡ ı Á‡Ì fl ÚÓÒÚË ‡·ÓÚÌËÍÓ‚ Председатель обкома профсоюза Нина Целищева в двух словах обозначила тему дискуссии — переход на новую систему оплаты труда в сфере образования, а затем представила авторов и разработчиков местных нормативно-правовых актов (проектыдокументовкаждый из присутствующих получил на руки в электронном виде). В работе «круглого стола» приняли участие замести- тель начальника управления труда и занятости области Зинаида Хрипункова, замес- титель начальника областно- го управления образования и науки по экономике Евгения Сарафанова, председатель Липецкого горкома профсо- юза работников образования инауки ВалентинаХомутин- никова, представительФПЛО Елена Подкопаева. Новое — не старое Зинаида Хрипункова за- метила, в частности, что раз- рабатывался проект норма- тивно-правовых документов по изменению оплаты труда по инициативе управления образования и совместно с управлением труда и заня- тости. Дело в том, что действу- ющая на сегодняшний день система оплаты в сфере обра- зованиянеотвечаетусловиям, сложившимся на рынке тру- да, более того, стала опреде- ленным тормозом в развитии отрасли. Ныне уже более десяти субъектов Российской Феде- рации перешли работать по отраслевымсистемамоплаты В сфере образования (как, впрочем, и в других бюджетных учреждениях, например, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и искусства, физкультуры и спорта) в следующем году переходят на новые условия оплаты труда. Этой актуальной теме (кому не хочется хорошо зарабатывать?) и было посвящено недавнее заседание «круглого стола», проходившее по инициативе и под эгидой обкома профсоюза работников образования и науки. На форум прибыли руководители и профсоюзные лидеры Липецка, городов и районов области, представители органов исполнительной власти. труда и в основном—в сфере образования и здравоохра- нения. Липецкая область, разумеется, не осталась в сто- роне. Разрабатывается свое, позаимствован опыт других регионов, особенноЧувашии, где уже действует новая сис- тема оплаты труда. В нашей области была со- зданакомиссияпосовершенс- твованию системы оплаты труда работников областных государственных учрежде- ний. В ее состав вошли ру- ководители структурных подразделений администра- ции области, от профсоюзов — председатель ФПЛО Ана- толийЖидких. Комиссия под председа- тельством заместителя гла- вы администрации области Николая Лебедева в течение года внимательно изучала, анализировала ситуацию с оплатой труда в бюджетных учреждениях и разработала проекты нормативно-право- выхактов.Этидокументыля- гутзатемвосновуразработки отраслевых системдлямуни- ципальных образований. —Вчемявныенедостатки Единой тарифной сетки, по которой работали до этого? Жесткая система оплаты труда, в рамках ЕТС возмож- но лишь общее повышение тарифных ставок, разрядов, —разъясняла докладчица. Отраслевая система оп- латы предусматривает повы- шение заработной платы по отдельным,болеезначимыми приоритетным должностям. Здесь уже есть возможность корректировать отдельные элементыоплаты,незатраги- ваядругиеотрасли.Втовремя какЕТСбылаединойдлявсех отраслей.Повышали,аскорее даже — индексировали зар- плату… всем. Поднималась тарифная ставка 1 разряда, затемпутемарифметического подсчетаповышаласьонаипо остальным разрядам. Теперь будет по-другому. Каждая отрасль в зависимос- ти от финансовых средств имеетправоповыситьзарпла- ту как всем работникам, так и отдельным должностям и категориям. Сначала в зави- симости от стажа, затем по категориям.Наверное,учите- ля высшей категории нельзя сравнивать ни с коллегой, имеющим 1 категорию, ни с начинающим педагогом. Право вносить изменения в систему оплаты будет пре- доставлено отраслевикам, например, повышать ее по категориям. Таким образом, вотрасльбудутпривлекаться высококвалифицированные кадры. Сегодняшние проекты нормативно-правовых актов предусматривают Единую тарифнуюсеткуоплатыисхе- мыдолжностныхокладовдля руководителей,специалистов ислужащих,атакжекомпен- сационныеистимулирующие выплаты. Но при этом будет применяться гибкий подход. Предоставляется больше са- мостоятельностируководите- лю при формировании штат- нойчисленностиработников, установлении должностных окладов и стимулирующих выплат. Руководитель с уче- том мнения профсоюза по- лучит возможность регули- ровать размер должностного оклада, поощряя наиболее квалифицированных работ- ников. В состав зарплаты войдут должностной оклад, тариф- ная ставка, а также доплаты и надбавки компенсационно- го характера, в том числе за работувусловиях, отклоняю- щихсяотнормальных.Аеще — стимулирующие выплаты за качество и эффективность работы.Будетгибкийподход. Станетвозможнымувеличить зарплату в первую очередь востребованнымработникам. Такимобразом,взависимости отпрофессионализмаитрудо- воговклада, уотдельныхспе- циалистовувеличениеоплаты труда может быть весьма со- лидным. Втоже время в ходе реформирования не должен пострадатьниодинработник. Получаемаясегоднязарплата недолжнауменьшитьсянина один рубль. Размеры компенсацион- ных и стимулирующих вы- плат устанавливаются кол- лективными договорами, соглашениями, локальными и нормативными актами. Сейчас дорабатываются при- мерные положения иметоди- ческие рекомендации по оп- лате труда работников сферы образования. (Окончание на 6-й стр.) Во всем мире жизненный уровень и права рабочих ока- зываются под угрозой в связи с тем, что на рынке труда про- исходит ряд опасных процес- сов. Это — реструктуризация как государственных, так и частных компаний с целью со- хранения за ними только так называемых профильных учас- тков работы (а все большее число непрофильных функций передается подрядчикам и субподрядчикам) и использо- вание субподрядных механиз- мов и форм временного трудо- устройства как средства под- рыва профсоюзного объеди- нения трудящихся и уклонения от ведения коллективных пере- говоров. В промышленно развитых странах, где постоянная заня- тость с правами и льготами стала стандартом, это про- изошло лишь сравнительно недавно и стало результатом долгой профсоюзной борьбы в каждой стране и в каждой ком- пании. Сегодня эти завоевания — под угрозой. Работодатели в погоне за ростом прибыли стремятся повернуть время вспять и вернуться во времена бесконтрольной эксплуатации. Такая политика в сфере трудо- вых отношений необычайно выгодна компаниям. Это сни- жает затраты на рабочую силу и увеличивает прибыль. С рас- пространением нестандартных форм занятости работников становится крайне трудно объ- единить или привлечь в про- фсоюзы. Постоянная рабочая сила представляет собой фик- сированные затраты, и рабо- тодатели знают, что от них ни- куда не деться, тогда как суб- подряд или временные работ- ники являются затратой «пере- менной», позволяя компаниям выбирать, будут они нести со- ответствующие расходы или нет. Существует бессчетное число разнообразных схем нестандартной занятости. К такой изобретательности ра- ботодателей толкают одновре- менно необходимость обхо- дить ограничивающие подоб- ную практику законы и дейс- твующие коллективные согла- шения, усыплять бдительность профсоюзов и самих работни- ков, а также стремление сни- зить налоговые выплаты. Мож- но выделить несколько наибо- лее распространенных схем «нестандартной» занятости: передача функций на субпод- ряд другим компаниям, наем работников через агентства занятости, прямой наем по временным контрактам, пер- сональные подрядные (граж- данско-правовые) контракты, поденная работа, работа по вызову и на дому. Подряд и субподряд — практика передачи компанией определенной части своих функций другому юридическо- му лицу. Для этого нужно вы- делить свой профильный биз- нес, сосредоточиться на уп- равлении именно им и пере- дать так называемые непро- фильные функции на субпод- ряд другим компаниям. Поня- тие «профильный бизнес» само по себе столь расплывчато, что компании могут практически произвольно определять, что является для них профильным, а что — нет. Как правило, первыми на подряд передаются уборка по- мещений и организация пита- ния. За ними следуют служба безопасности, транспортный цех, техобслуживание и ре- монт. Часто процесс на этом не заканчивается. Профсоюзы сообщают о передаче на под- ряд сортировки, упаковки, пог- рузки, складирования и удале- ния отходов (логистика). За этим следуют канцелярская работа, юридические и меди- цинские услуги, управление социальными фондами и не- движимостью. Сегодня пере- даются на подряд функции, ко- торые, по мнению профсою- зов, должны явно определять- ся как «профильные» для де- ятельности компании, напри- мер, централизованное энер- госнабжение. Все это привело к резкому изменению структу- ры рабочей силы во многих от- раслях по всему миру. Тогда как в головных компаниях за- рплаты и дополнительные вы- платы могут быть достаточно высоки, многие из подрядчи- ков наживаются на высоком уровне безработицы, когда люди отчаянно нуждаются в заработке. Зарплата, которую они предлагают, как правило, намного ниже зарплаты посто- янных работников. Почти пов- семестно подрядчикам и их субподрядчикам удается избе- жать выплат в фонды пенсион- ного обеспечения, медицинс- кого и социального страхова- ния, они зачастую не оплачи- вают отпуска по болезни, оче- редные и декретные отпуска и тому подобное. Распростране- ны контракты на временную работу и работу неполный день. Случается так, что компа- нии необходимо в короткий период времени нанять допол- нительных работников на оп- ределенный срок или для вы- полнения определенного зада- ния. Это может делаться для повышения объема произ- водства, например, для обслу- живания новогоднего спроса в магазинах. Существуют специ- альные фирмы — агентства за- нятости, — предлагающие по- мощь кадровым службам ком- паний в поиске и наборе необ- ходимого персонала. При этом временные работники не обя- зательно заключают контракт непосредственно с той компа- нией, где они фактически будут трудиться. Часто их берет в штат само агентство занятос- ти, предоставляющее их труд «в пользование» своему клиен- ту, компании-потребителю. Иногда, однако, эти отношения приобретают более постоян- ный характер и используются для долговременного попол- нения штата компании-пользо- вателя или даже для замены постоянных работников. Такие трудовые отношения связаны с очень опасной тен- денцией: отказом от представ- ления, что человек не является товаром, а значит, не может быть объектом аренды. Само понятие «заемный труд» или «лизинг персонала» низводит работника до положения вещи, предмета, которым можно рас- поряжаться по своему произ- волу, а в случае необходимос- ти — без зазрения совести «утилизировать». Работники, принятые на работу временно, изначально более уязвимы, чем работники с бессрочным трудовым дого- вором, поскольку фактически не защищены от увольнения. Поэтому практически повсе- местно они трудятся в худших условиях, получают более низ- кую зарплату, меньше пособий и выплат, и их хуже обучают. При этом они могут работать бок о бок с постоянными ра- ботниками на одной и той же производственной линии. В большинстве стран су- ществуют законы, регулирую- щие и ограничивающие ис- пользование временного тру- да. Однако работодатели идут на множество ухищрений, что- бы обойти эти юридические препятствия. Там, где закон оговаривает максимальный срок непрерывной работы, после которого работника должны перевести в штат, ра- ботодатели повторно нанима- ют того же работника после короткого перерыва (порой всего в один-два дня) или же нанимают другого временного работника на то же место. Если закон оговаривает максималь- ный срок выполнения опреде- ленной функции на условиях срочного договора, работода- тели изменяют название опе- рации. Таким образом, некото- рые работники годами сидят на повторяющихся кратко- срочных контрактах. То распространение, кото- рое приобретает нестандарт- ная занятость, уже не позволя- ет считать ее находящейся на периферии поля профсоюзной работы проблемой и требует от организаций трудящихся самых активных действий по защите основных, базовых прав трудящихся. Борьба за введение более четкого и вместе с тем широкого поня- тия трудовых отношений ста- новится одной из основных за- дач профсоюзов. Сюда входит и законодательное регулиро- вание «заемного труда», и ре- шение вопросов, связанных с трудовой миграцией, и борьба за признание трудовых отно- шений по факту их возникно- вения… Разнообразие форм, кото- рые принимает нестандартная занятость, и запутанность воз- никающих в связи с отходом от традиционной схемы найма отношений не позволяют профсоюзным организациям в достаточной мере эффективно действовать в каждом из част- ных случаев. Ограничение нестандартных форм найма через отдельные коллективные соглашения может решить проблему в рамках предпри- ятия, компании или отрасли. Однако это решение будет временным, неустойчивым и частичным. Защита трудовых прав и интересов работников возможна только в рамках бо- лее широкой борьбы за до- стойную занятость и утвержде- ние нового высокого трудового стандарта. Кирилл МИХАЙЛОВ. По материалам ICEМ 20 лет назад, устраиваясь на предприятие или в учреждение, работник получал полную занятость, бессрочный трудовой договор, оплаченные выходные, ежегодный отпуск и отпуск по болезни, социальное страхование, пенсионное обеспечение, а также право на ведомственное жилье, повышение квалификации, медицинское обслуживание… То есть все то, что дает человеку уверенность в будущем и ощущение достойной жизни. Однако в последние годы необычайно усилились тенденции к разрушению стандарта занятости и внедрению все более диких форм нестандартного найма, что не может не вызывать обеспокоенность трудящихся и профсоюзов. éÒÂÌÌË ‚ ˚ ÒÚÛÔÎÂÌË fl Разорвать бензиновую удавку 10 ÒÂÌÚ fl · fl ‚Ó ÏÌÓ„Ë ı „Ó Ó‰‡ ı Ë ‡ÈÓ̇ ı ÒÚ ‡Ì ˚ Ô Ó¯Î‡ ‡ÍˆË fl «çÂÚ ·ÂÒÔ Â‰ÂÎÛ ˆÂÌ Ì‡ ÚÓÔÎË‚Ó!» Профсоюзы, принимавшие участие в акции, организовали сбор подписей под обращением, которое направлено в Государственную Думу РФ и правительство России. В нем организаторы требуют остановить рост цен на топливо на внутреннем рынке России, установить причины безудержного скачка цен и наказать виновных. Всероссийская акция протеста против повышения цен на топливо была организована движением автомобилистов «Свобода выбора» и общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Владивосток стал первым городом, в котором прошла Все- российская акция протеста против повышения цен на топливо. Митинги были также организованы и в других городах Приморс- кого края: Арсеньеве, Находке, Дальнегорске, Большом Камне, Липовцах, Новошахтинском, Фокино, Владимиро-Александровс- ке и Партизанске. В столице Приморья в акции приняли участие около 200 жите- лей. К центральной площади города отправились более ста авто- мобилей с включенными фарами. По данным агентства «Восток- Медиа», в автопробеге приняли участие не только легковые ма- шины, но и колонна большегрузной техники, более десятка трей- леров, а также автобусы. На некоторых транспортных средствах были развернуты плакаты и лозунги, призывающие правительс- тво России снизить цены на бензин и дизельное топливо. Всего было собрано около 70 тысяч подписей. Участники пикета вышли на улицу с лозунгами: «Автомобилис- там России — качественное топливо по разумной цене!», «Бензин в Китае уже дешевле!», «Правительство! Услышь народ!», «Бензин будет по 35 — будем Зимний брать опять!» и «Рост цен на топливо — разорение страны!». «Если правительство не найдет возможности остановить рост цен на топливо, то руководство ФНПР должно объявить общена- циональную забастовку», — заявила лидер профсоюза дальне- восточного завода «Звезда» Ольга Скрипко. Широкомасштабной акции против повышения цен на топливо на Камчатке 10 сентября не проводилось. Тем не менее камчатс- кие профсоюзы поддержали Всероссийскую акцию протеста. Президиум Федерации независимых профсоюзов Камчатки при- нял официальное заявление «О беспрецедентном росте цен на все виды топлива». В нем, в частности, говорится: «Федерация профсоюзов Камчатки поддерживает общероссийскую акцию и выражает протест беспрецедентному росту цен на все виды топ- лива, который вызвал резкий скачок стоимости товаров и услуг первой необходимости. В Камчатском крае, являющемся дотаци- онным регионом и во многом зависящим от привозной продук- ции, безудержный рост цен на топливо спровоцировал ускорен- ную инфляцию». Напомним, что на Камчатке бензин является од- ним из самых дорогих в России. Литр бензина марки АИ-92 мож- но приобрести в Петропавловске-Камчатском за 32 рубля. Акцию протеста поддержала Федерация автовладельцев Ал- тая — в 19 часов на площади Сахарова прошел пикет. В Забай- кальском крае очередная акция протеста против роста цен на топливо прошла у стен областной думы. Несмотря на раннее утро, выразить своё негодование пришло более шестидесяти че- ловек — в основном транспортники и работники рыбной отрасли. «Водители — не дойная корова!», «Дорогое топливо — удавка для рыбаков!» и привычное уже «Достали повышать цены!» — такие лозунги можно было прочитать на плакатах. Ростов тоже не стал исключением. В центре города рядом с Домом профсоюзов собралось около тысячи человек — это ра- ботники автотранспортных предприятий, дорожных организаций, энергетики, представители агропромышленного комплекса. Про- тестующие хотели не просто привлечь внимание правительства, но и выступили с определенными предложениями. «Законода- тельная база у нас сегодня несовершенная. ФАС не может спра- виться с топливными магнатами. Поэтому мы предлагаем изме- нить законодательство, чтобы наказать тех, кто из-за сговора или еще как-то повышает цены на топливо», — заметила председа- тель территориальной организации общероссийского профсоюза автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. До недавнего времени нефтяники, которые, как правило, сами добывают сырьё, сами его на своих заводах перерабатыва- ют и на своих же заправках продают, объясняли рост цен просто: дорожает нефть. Но сейчас цены на нефть упали почти в полтора раза! А на стоимости бензина это никак не отразилось. Вот и на- прашивается мысль, что все-таки основная «накрутка» происхо- дит по вине монополистов, которые получают сверхприбыль. Орел 10 сентября принял участие в акции протеста против роста цен на топливо, в Воронеже на площади Ленина состоялась массовая акция под лозунгом «Нет — росту цен на топливо», по инициативе обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства перед зданием областной ад- министрации собралось более 500 человек. С уполномоченными представителями участников акции встретился вице-губернатор Вячеслав Клейменов. Подобные митинги прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ека- теринбурге, Волгограде, Тамбове и других городах. На этом фоне становится непонятной позиция руководителей Липецкого регионального отделения профсоюза работников ав- тотранспорта и дорожного хозяйства. Именно этот профсоюз вы- ступал организатором проведения пикета в Липецке на площади Ленина-Соборной. Но в последний момент председатель забо- лел, заместитель ушел в отпуск и так далее. Так что организовы- вать акцию солидарности было некому. И хотя все профсоюзы, входящие в ФПЛО, на исполкоме приняли решение поддержать профсоюз автомобилистов, без организаторов выйти на площадь они не имели права. Хотя и заявлял председатель профсоюза Ни- колай Газин со страниц нашего выпуска (см. «Липецкую газету» за 6 сентября) о том, как будет проходить акция в Липецке, ей не суждено было состояться… Алексей КОЛБАСКО. ëÂ„Ó‰Ì fl ‚ ‚ ˚ ÔÛÒÍÂ: l ç‡ ÎËÔˆÍÓÏ ÚÓÔÎË‚ÌÓÏ «Ù ÓÌÚ» · ˚ ÎÓ ÚË ı Ó l óÚÓ ÂÒÚ¸ ÓÚ ‡Ò΂‡ fl ÒËÒÚÂχ Ú Û‰‡ l é ÌÓ‚ ˚ı ÙÓ Ï‡ ı ˝ ÍÒÔÎÛ‡Ú‡ˆËË l ç„·ÒÌ ˚ È Îˉ ÓÚ fl ‰‡ ÓÒÓ·Ó„Ó Ì‡Á̇˜ÂÌË fl l ÇÓ ÓÌÂÊÒÍËÈ ÙËÎˇΠ«Å‡ÎÚËÍË» Û΢ËÎË ‚ ‰‡‚ÎÂÌËË Ì‡ Ô ÓÙÓ „‡ÌËÁ‡ˆË ˛ l «ì‰‡ÎÂ̈ ˚ » — Ô ÂËÏÛ ˘ ÂÒÚ‚‡ Ë Ì‰ÓÒÚ‡ÚÍË ÚÂΠ‡·ÓÚ ˚ l ë‡Ï ˚  Ì ‚Ì ˚ Â Ô ÓÙÂÒÒËË l ä‡Í ÒÓÁ‰‡‚‡Î‡Ò¸ ËÌÒÔÂÍˆË fl Ú Û‰‡ ФОТО ВИКТОРИИ ДЗИРЛАНК В Липецке подобного не наблюдалось...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz