Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

17 сентября 2008 г., № 180 (23308) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ (Продолжение на 6-й стр.) 5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Проект Генерального плана г. Липецка разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ и Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 29 декабря 2004 г. 2. Территориальное планирование г. Липецка осуществляется посредством разработки и утверждения его Генерального плана. 3. Проект Генерального плана г. Липецка подлежит согласованию и утверждению в порядке, установленном Статьей 24 Градостроительного кодекса. 4. Генеральныйплан является правовымактомтерриториального планированиямуниципально- го уровня, на основании которого юридически обоснованно осуществляются последующие этапы градостроительной деятельности на территории города: • разработка и утверждение плана реализации Генерального плана; • разработка и утверждение планов и программ комплексного развития систем коммуналь- ной инфраструктуры; • подготовка проекта и принятие нормативного правового акта градостроительного зони- рования — правил землепользования и застройки с установлением градостроительных регламентов; • подготовка и утверждение документации по планировке территорий первоочередного и последующего освоения; • подготовка градостроительных планов земельных участков, обязательных при проведении инвестиционных торгов и подготовки проектной документации для строительства; 5. Согласно действующему законодательству Генеральными планами муниципальных обра- зований-городов • устанавливаются и утверждаются: – функциональное зонирование территории; – границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства муниципального уровня; – границы зон с особыми условиями использования территорий местного значения; • содержатся или могут содержаться предложения по установлению на уровне субъекта РФ: – границ земель, относящихся к категории «земли сельскохозяйственного назначения»; – границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального уровня; – границ зон с особыми условиями использования территорий регионального значения; • содержатся или могут содержаться предложения по установлению на уровне РФ: – границ категорий земель, относящихся к компетенции федеральных органов; – границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального уровня; – границ зон с особыми условиями использования территорий федерального значения. 6. Состав и содержание проекта отвечают требованиям Градостроительного кодекса РФ и детализированы Техническим заданием, утвержденным заказчиком проекта — Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка. 7. В состав материалов проекта генерального плана входят: Часть первая. Положения о территориальном планировании города Липецка, включающие разделы: 1) Цели и задачи территориального планирования. 2) Перечень мероприятий по территориальному планированию. Часть вторая. Схемы территориального планирования города Липецка в составе, установлен- ном протоколом согласования состава проекта Генерального плана города Липецка и материалов по его обоснованию. Часть третья. Материалы по обоснованию проекта генерального плана города Липецка в текстовой и картографической форме. 8. Проект Генерального плана учитывает ранее выполненные работы по территориальному и градостроительному планированию города Липецка в административных границах города. 9. Всоответствии с ГрадостроительнымкодексомРоссийскойФедерацииразработка проектов генеральных планов должна осуществляться на основании утвержденных комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержа- щихся в схемах территориального планирования РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования. Перечисленными документами должны определяться: • основные принципы развития территории региона (в данном случае города Липецка) во взаимной увязке решений по территориальному планированию с соседними муници- пальными образованиями; • коридоры и территории размещения транспортных и инженерных коммуникаций феде- рального и регионального значения; • зоныместонахождения и планируемого размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения; • нормативы градостроительного проектирования, определяющие социально-экономи- ческую основу разработки градостроительной документации (своего рода—социальный заказ на разработку генерального плана). В проекте Генерального плана особое внимание уделялось анализу факторов федерального и регионального уровня, определяющих особенности развития территории города как города, являющимся промышленным и культурным административным центром Липецкой области, в том числе: • анализу местоположения, а также производственной и исторической специфики города Липецк в системе территории Липецкой области; • проработке вариантных решений трассировки федеральных транспортных магистралей и связей; В связи с тем, что настоящий Генеральный план города Липецка является одним из первых документов территориального планирования, разрабатываемых по новому Градостроительному кодексу Российской Федерации, при разработке Генерального плана использовались расчетные показатели, принимаемые на основе сопоставления нормативов СНИП 2.07.01-89*, удельных показателей обслуживания, используемых в градостроительной документации для аналогичных регионов, либо отдельных рамочных нормативов, установленных на уровне Российской Феде- рации 1 . 10. Часть проектных решений Генерального плана может быть уточнена после разработки документов территориального планирования федерального и областного уровня. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА ЛИПЕЦКА, ПРОБЛЕМЫ И СПЕЦИФИКА ЕГО РАЗВИТИЯ 1. Город Липецк 2 расположен по обоим берегам реки Воронеж, при впадении в нее реки Липовка. Площадь территории Липецкого городского округа** составляет 32068 га, а численность постоянного населения г. Липецка по состоянию на 01.01.2005 г. составляла 503,1 тыс. человек 3 . 2. В административном отношении город состоит из 4-х округов: Левобережного, Октябрь- ского, Правобережного и Советского. Кроме того, в состав Липецкого округа вошли населенные пункты: пос. ст. Казинка, пос. Матырский, пос. Сырский Рудник, пос. Новая Жизнь, пос. Дачный, пос. Северный Рудник, с. Желтые Пески и с. Сселки. Исторический центр города и основные районыжилой застройки (~ 80%жилогофонда города) расположены на правом берегу, промышленные предприятия — на левом берегу. Административного деления город не имеет. 3. Ведущими отраслями хозяйственной деятельности в городе Липецке, определяющими его профиль и специализацию, являются промышленность, строительство, транспорт, связь и управление. По состоянию на 01.01.2005 года на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи было занято 113,9 тыс. человек — 44,8% от числа занятых в хозяйственной деятельности (в экономике) города. Проектные предложения основываются на результатах выполненных предпроектных работ, исследований и комплексного технико-экономического анализа имеющихся тенденций и законо- мерностей территориальногофункционирования ведущих отраслей хозяйственной деятельности города. Они должны способствовать проведению более четкой градостроительной политики по совершенствованиюархитектурно-планировочной организации ифункциональному зонированию производственных территорий с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований. 4. Наибольший удельный вес имеет черная металлургия. В 2004 году доля предприятий этой отрасли в объеме промышленного производства города составила 87,14%. Значимое место в промышленности города занимают: машиностроение и металлообработка (8,8%), пищевая промышленность (2,75%), промышленность строительных материалов (1,17%). Около 0,14% объемов производства предприятий промышленного комплекса составляют пред- приятия химической и нефтехимической промышленности (0,02%); легкой промышленности (0,05%); других отраслей (0,07%) 5. Г. Липецк известен как город-курорт. Заслуженной популярностью пользуется Липецкий курорт, располагающий комплексом эффективного грязе- и водолечения. На лечении детей специализирован санаторий «Восход». Широко известны Липецкие минеральные воды. В насто- ящее время функционируют 13 скважин. Минеральная вода разливается на липецких заводах ОАО «Росинка», «Эдельвейс-Л», ОАО «Энергия», ОАО «Арсен» и поставляется потребителям как в Липецкую область, так и за её пределы. 6. Основными видами внешнего транспорта в городе являются железнодорожный, автомо- бильный и воздушный. Город и его предприятия обслуживаются железнодорожными станциями: Липецк, Чугун-I, Чугун-II, Казинка и остановочными пунктами 265 км и 297 км. Протяженность магистрального участка железной дороги в границах города составляет 38 км. Транспортная инфраструктура обеспечивает город Липецк внешними связями со всеми круп- ными центрами Центрального иЮжного Федеральных округов, России и зарубежья посредством железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Водное сообщение для внешних связей отсутствует, в связи с несудоходностью реки Воронеж. Расстояние транспортных связей г. Липецка до основных административных и промышленных центров приводится в табл. 1. Табл. 1 Протяженность транспортных связей города Липецка № п/п Наименование Расстояние от г. Липецка, км Железная дорога Автомобильная дорога Воздушное сообщение 1 Москва 504 446 370 2 Брест 1215 1250 1060 3 Уфа 1468 1344 1100 4 Ростов-на-Дону 791 622 620 5 Волгоград 641 726 540 6 Новороссийск 1208 1035 880 7 Астрахань 1100 1151 950 8 Минеральные Воды 1286 1103 1000 7. Специфическая особенность г. Липецка заключается в том, что он сочетает в себе курорт- ную, историческую, мощную производственную базы и уникальное в своём роде географическое положение. Использование этого позволяет развивать различные секторы экономики города. Для полноценной разработки потенциала важна именно их совокупность. В городе расположены интересные архитектурные памятники, природно-рекреационный комплекс с источником минеральных вод, оздоровительные учреждения, имеющие межрегио- нальный спрос. Предполагается использование историко-культурных и природных ресурсов Липецка и его окружения, а также особенностей его экономико-географического положения для формирова- ния здесь туристического центра. Создание подобного центра предполагает также проведение работы по совершенствованию инфраструктурного комплекса города и созданию здесь новой туристской инфраструктуры. Развитие туризма будет стимулировать природоохранную деятельность, повышение уровня экологической образованности населения. Исторически сложившаяся специализация экономики, конкурентные позиции в машиностро- ении и металлообработке, высокий научно-технический потенциал — предпосылки для развития Липецка как мощного промышленного центра. Наличие собственной базы стройиндустрии позволяет реализовать национальный проект в области жилья и развития туризма. 8. Развитие г. Липецка в настоящее время носит во многом хаотичный характер, что ведет не только к упущенным возможностям комплексного развития историко-курортной базы, но и к нарушению природного баланса экосистем, а в ряде случаев к уничтожению неповторимых ландшафтов и биоценозов: •Основными источниками загрязнения атмосферы города являются: автомобильный транс- порт и стационарные источники загрязнения промышленных предприятий. Разработка и создание системымониторинга позволит своевременно принимать эффективныемерыпо регулированию экологически безопасного порога антропогенного воздействия на атмос- ферный воздух и улучшить условия жизнедеятельности человека и его среды обитания. • Одной из основных проблем является загрязнение гидрохимического состояния русла реки, подтопление малоэтажной застройки Ниженки, ухудшение воды питьевого качества на водозаборе №1. Корректировка Генерального плана г. Липецка Положения о территориальном планировании города Липецка • Проблема обращения с отходами и ресурсосбережения на территории г. Липецка. • Давление на исторические территории, памятники города со стороны застройщиков; изменение восприятия основных ландшафтных видов. • Вопрос дальнейшего использования загрязненных почв, размещения тех или иных про- мышленных или социальных объектов, жилых зданий, выявления потенциальных источни- ков загрязнения почв, принятие мер по их ликвидации или снижению вредного влияния. 9. Дальнейшее развитие г. Липецка возможно только при значительных инвестициях в создание (реконструкцию) инженерных сооружений, сетей и коммуникаций. 10. Означенные специфические особенности состояния города Липецка учтены разработчи- ками проекта при разработке мероприятий реализации Генерального плана. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ ГОРОДА ЛИПЕЦКА Цели территориального планирования 1. Основными целями территориального планирования при разработке Генерального плана г. Липецка являются: • стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Липецка (с ориентацией на обеспечение европейских стандартов качества жизни); • формирование Липецка как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество средыжизнедеятель- ности и производства, укрепление Липецка как системообразующего центра области, промышленного и историко-культурного города Центрального Черноземья, бальнеоло- гического и грязевого курорта страны. Территориальное планирование Липецка направлено на: • обеспечение устойчивого развития Липецка; • повышение качества городской среды; • сохранение и регенерацию исторического и культурного наследия; • развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; 2. Территориальное планирование Липецка основано на следующих принципах: Липецк — крупный индустриальный центр, ведущими отраслями промышленности которого являются черная металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая промышленность. • Развитие промышленности и производства путем диверсификации инвестиций в те от- расли, где их не хватает. • Соблюдение последовательности действий по территориальному планированию, ор- ганизации рациональной планировочной структуры, функционального и последующего градостроительного зонирования с учетом опережающего развития систем коммуналь- ной инфраструктуры для снижения уровня антропогенных нагрузок на природную среду города. Липецк — климатический бальнеогрязевой курорт общегосударственного значения, предна- значен для лечения детей, подростков и родителей с детьми, страдающих заболеванием органов дыхания нетуберкулезной этиологии, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, хроничес- кими дерматозами, функциональными расстройствами нервной системы и ревматизмом. • обеспечение сохранности и восстановление уникального природного комплекса тер- ритории, ее природно-географических особенностей, а также памятников археологии и культуры; • оптимальное сочетание и развитие различных курортных функций, включая лечебно-оз- доровительное направление детского и семейного оздоровительного отдыха, культурно- развлекательное и спортивное направления; • устойчивое развитие территории за счет рационального природопользования и охраны природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Липецк — историко-культурный центр, на основе которого предполагается создание турис- тического центра, совершенствование инфраструктурного комплекса города и создание новой туристской инфраструктуры. • Формирование рекреационных, туристских, лечебно-оздоровительных комплексов, создаваемых посредством реализации инвестиционных проектов при государственном, региональном, муниципальном и частном партнерстве с преимущественной направлен- ностью государственного и муниципального участия в развитие инфраструктуры и объ- ектов лечебно-оздоровительного назначения, частного — в развитие быстроокупаемых рекреационных и коммерческих комплексов. 3. Территориальное планирование в Генеральном плане направлено на: • стабилизациюна расчетный срок Генерального плана города Липецка общей численности населения Липецка на уровне 505 тыс. человек за счет снижения смертности, увеличения рождаемости и миграционного прироста, постепенный переход в перспективе к росту числа жителей Липецка до 520 тыс. человек; • повышение качества жизни жителей Липецка с достижением по основным показателям среднеевропейских стандартов, прежде всего по обеспечению жителей Липецка жилищ- нымфондомнаперспективу до2020 года вразмередо30 квадратныхметров общейплоща- ди на человека, увеличение количества учреждений социальной сферы (здравоохранение, образование, физкультура и спорт, социальная защита населения и т.д.) до нормативного уровня в Российской Федерации и среднеевропейского уровня; • сохранение многофункционального профиля экономики Липецка как основы его устой- чивого развития, основу которого составляют промышленность, транспорт, наука, подготовка квалифицированных кадров, а также коммерческо-деловая сфера (финансы, кредит, страхование, оптовая торговля, операций с недвижимым имуществом, информа- тизация, связь с приоритетным развитием объектов, прежде всего инновационных видов деятельности, наиболее эффективно использующих потенциал Липецка, с постепенной диверсификацией на перспективу до 2020 года структуры экономики в сторону повыше- ния значения сферы оказания коммерческих услуг как для населения Липецка, так и для функционирования и развития рынка; •обеспечение потребностей экономикиЛипецка в рабочей силе на уровне 270 тысяч занятых на основе сочетания использований трудовых ресурсов населения Липецка и временных трудовых мигрантов с учетом повышения производительности труда в основных отраслях экономики Липецка до среднеевропейского уровня; • усиление потенциала и конкурентоспособности промышленного комплекса Липецка за счет обновления основных производственных фондов, ускоренного развития наукоемких и высокотехнологичных производств, увеличение объемов промышленного производства некотором сокращении числа занятых в нем с 52,2% до 51,1%; • развитие объектов коммерческо-деловой сферы (финансы, кредит, страхование, опто- вая торговля, операции с недвижимым имуществом, информатизация, связь) на базе строительства новых бизнес-центров, модернизации существующих офисных зданий в соответствии с принятыми международными стандартами и развитие необходимой для их обслуживания инфраструктуры с увеличением занимаемых ими площадей не менее чем в 1,5 раза; • развитие крупных специализированных медицинских центров на базе научно-исследова- тельских, учебных ииныхмедицинских учреждении, оказывающих высококвалифицирован- ные медицинские услуги как жителям Липецка, так и жителям других регионов России; • создание уникальных и специализированных спортивных сооружений, обеспечивающих возможность проведения крупных общероссийских и международных соревновании; • развитие санаторно-курортных учреждений, обеспечивающих возможности отдыха и лечения как жителей Липецка, так и гостей, на базе комплексного использования рекре- ационных ресурсов Липецка и его пригородной зоны с увеличением числа отдыхающих не менее чем в 1,5 раза; • увеличение объемов финансирования нового строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, социально значимых объектов обслужива- ния населения Липецка, социального жилья, а также капитального ремонта жилищного фонда Липецка. • реконструкцию, модернизацию, территориальную кооперацию и благоустройство пред- приятий и организаций строительного комплекса; • благоустройство коммунально-складских зон с учетом размещения в них малых предпри- ятий с экологически чистым производственным циклом; • организация удобной транспортной инфраструктуры с включением в обслуживание аэро- порта Липецка, железнодорожных станций, речных причалов и развитие на этой основе интегрального транспортно-пассажирского комплекса; • увеличение объемов жилищного строительства, ликвидация аварийного и сокращение объёмов ветхогожилья комплексное развитиежилых кварталов (снос изношенногожилого фонда), развитие малоэтажной сблокированной застройки «таун-хаус», развитие крупных коммерческих объектов общественного назначения; широкое применение современных технологий, отделочных материалов. Задачи территориального планирования Реализация указанных целей осуществляется посредством решения следующих задач: 1. Разработка оптимальной функционально-планировочной структуры города, создающей предпосылки для гармоничного и устойчивого развития территории, для последующей разработки градостроительного зонирования, подготовки правил землепользования и застройки. 2. Определениесистемыпараметровразвития города, обеспечивающейвзаимосогласованную и сбалансированную динамику градостроительных, инфраструктурных, природных, социальных и лечебно-оздоровительных компонентов развития. 3. Подготовка перечня первоочередныхмероприятийидействийпообеспечениюинвестицион- ной привлекательности города при условии сохранения окружающей природной средыи создания соответствующей нормативно-правовой базы инвестиционно-строительной деятельности. 4. Сохранение многообразия городской среды Липецка, сочетающей различные типы среды исторически сложившихся (центральных) и нецентральных районов Липецка. 5. Существенное повышение эффективностииспользования и качества средыранее освоенных территорий путемдостройки ранее незавершенных кварталов, комплексной реконструкции терри- торий с повышением плотности их застройки в пределах нормативных требований, обеспечения их дополнительными ресурсами инженерных систем и объектами транспортной и социальной инфраструктуры, оптимизации функционального использования в соответствии с рентным по- тенциалом указанных территорий. 6. Обеспечениеразмещенияобъектов капитальногостроительствавсоответствииспрогнозиру- емымиПараметрамиразвитияэкономикиЛипецкавсоставедокументов государственногопланиро- вания социально-экономическогоразвитияЛипецка нарасчетныйсрок ГенеральногопланаЛипецка до 2015 года на основе градостроительного освоения под застройку новых, ранее не застроенных территорий, с учетом повышения эффективности использования ранее освоенных территорий. 7. Обеспечение планирования размещения объектов капитального строительства в соот- ветствии с основными прогнозируемыми параметрами развития экономики Липецка в составе документов государственного планирования социально-экономического развития Липецка на перспективу на основе резервирования для освоения под застройку на период до 2020 года новых, ранее не застроенных территорий. 8. Развитие и преобразование функциональной структуры Липецка в соответствии с прогно- зируемыми направлениями развития экономики Липецка с учетом обеспечения необходимых территориальных ресурсовдляразвитияосновных отраслейэкономикиЛипецка: промышленности, внешнего транспорта, туризма, науки, подготовки квалифицированных кадров, а также коммер- ческо-деловой сферы (финансы, кредит, страхование, оптовая торговля, операции с недвижимым имуществом, информатизация, связь). 9. Формирование и планировочное выделение на основе существующих и вновь осваиваемых территорий компактного размещения объектов жилого, производственного, общественно-дело- вого и иного назначения, полноценных, отвечающих современным требованиямфункциональных зон, обеспечивающих возможность эффективногофункционирования и развития расположенных и вновь размещаемых на их территории объектов капитального строительства. 10. Формирование общественно-деловых центров на основных въездах на территорию Ли- пецка. 11. Формирование общественных центров крупных планировочных районов. Показатели, определяющие целевые задачи территориального планирования — базовые параметры развития города Липецка Определение системы параметров развития города проводится для обеспечения взаимосог- ласованной и сбалансированной динамики инфраструктурных, природных, социальных и лечебно- оздоровительных направлений в градостроительном развитии города. Для разработки проекта Генерального плана города Липецк в качестве базовых параметров определены: • Показатели потенциального количества мест приложения труда (занятых), установленные на основе программ развития отраслей хозяйственного комплекса города Липецка. • Показатели численности постоянного и временного населения (трудовых мигрантов) города Липецка. • Параметры, используемые для прогноза потребности в территории для размещения объ- ектов курортно-оздоровительного, социального назначения, промышленного. • Удельные нормативы обеспечения населения в пиковый сезонный период системами коммунальной инфраструктуры. Оценка численности населения города Липецка Расчет перспективной численности населения произведен по методу трудового баланса, ос- нованном на установлении процентных соотношений между следующими группами населения: • трудящихся, занятых в градообразующих отраслях народного хозяйства; • трудящихся, занятых в учреждениях и предприятиях, связанных с обслуживанием мест- ного населения; • несамодеятельным населением. Максимальная единовременная численность населения города по всем трем категориям со- ставляет 503,1 тысячи человек, в том числе (прогноз структуры трудовых ресурсов из постоянного населения представлен в табл. 2): • численность постоянного населения — 501 тыс. человек; • численность временного населения (в период-максимум) — 2,1 тыс. человек. В соответствии с Градостроительным кодексом перспективы развития территории должны определяться на основе схемы территориального планирования, а при ее отсутствии — на осно- ве имеющихся плановых предположений по размещению и развитию в нем отдельных отраслей хозяйственного комплекса. Трудовые ресурсы города по состоянию на 01.01.2005 г. составляли 320,0 тыс. человек, или 63,6%от общей численности населения города. Ориентировочный расчет перспективной числен- ности трудовых ресурсов базируется на намечаемой динамике численности населения в трудос- пособном возрасте, численности неработающих инвалидов и льготных категорий пенсионеров, а также работающих пенсионеров, подростков до 16 лет и иностранных граждан (см. табл. 2). Табл. 2 Прогноз формирования трудовых ресурсов города № п/п Наименование Существующее поло- жение 4 на 01.01.2005 г. Первая оче- редь Расчетный срок тыс.чел. % тыс.чел. % тыс.чел. % 01 02 03 04 05 06 07 08 Население, всего 503,1 100,0 505,0 100,0 520,0 100,0 1 Трудовые ресурсы, в том числе: 320,0 63,6 322,0 63,8 334,0 64,2 1.1 Трудоспособное население в тру- доспособном возрасте, из них: 288,6 57,4 297,0 58,8 310,0 59,6 — иностранные работники 2,1 0,7 3,5 1,2 4,0 1,3 — работающие пенсионеры и под- ростки до 16 лет 32,3 11,2 34,5 11,5 36,0 11,6 2 Распределение трудовых ресурсов 320,0 100,0 322,0 100,0 334,0 100,0 2.1 Занято в экономике города 254,2 79,4 260,0 80,6 270,0 80,8 2.2 Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы 34,9 10,9 35,6 11,1 39,0 11,7 2.3 Трудоспособное население, заня- тое в домашнем хозяйстве, военно- служащие, служители религиозной культуры и др. лица, не занятые в экономике города, в том числе: 30,9 9,7 26,4 8,2 25,0 7,5 Имеющие статус безработных 2,1 5 0,7 2,0 0,6 2,0 0,6 Как видно из таблицы, при расчетной численности населения порядка 520,0 тыс. человек трудовые ресурсы с учетом предполагаемых тенденций составят порядка 334,0 тыс. человек, из которых свыше 80,0% будут заняты в экономической деятельности города. Доля категории населения, не занятого в экономике города, уменьшится примерно в 1,2 раза и составит около 25,0 тыс. человек против исходной величины в 30,9 тыс. человек. Этому процессу должно спо- собствовать создание дополнительных рабочих мест как в производственной сфере города, так и в сферах обслуживания и предоставления услуг. Оптимальная структура трудовых ресурсов и их занятости ориентирована на снижение социальной нагрузки и уменьшение величины не занятого в экономике города населения, приходящегося на 1000 человек занятого, и приближение этой величины к уровню экономики развитых стран. Оценка потенциального количества мест приложения труда В соответствии с приведенными в таблице 2 исходными данными из общего числа трудовых ресурсов в 320,0 тыс. человек в экономике города по состоянию на 01.01.2005 года занято 254,2 тыс. человек (79,4%), из которых больше половины — 132,8 тыс. человек (52,2%) трудятся в про- изводственной сфере, 103,1 тыс. человек (40,5%) — в социальной сфере и сфере обслуживания и 18,3 тыс. человек (7,3%) — в коммерческо-деловой сфере. Развитие рыночных экономических отношений внесет изменения в структуру занятости населения города. Предполагается некото- рое сокращение доли занятых в сфере материального производства с 52,2% до 51,1% и, соот- ветственно, увеличение доли занятых в социальной и коммерческо-деловой сферах с 47,8% до 48,9%. Эта тенденция структурной трансформации занятости населения прослеживается уже сейчас и может считаться прогрессивным явлением в новых экономических отношениях, так как способствует устранениюдиспропорции в развитии экономики и снижению социальной нагрузки, приходящейся на одного работающего. Наряду с задачей снижения социальной нагрузки структурная трансформация занятости населения в производственной сфере необходима при перераспределении трудящихся по отраслевому признаку. Так, в промышленности можно выделить следующие группы отраслей и производств, отличающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках: экспортно-способные отрасли (машиностроение, приборостроение, металлообработка, цветная и черная металлургия, химия и нефтехимия); отрасли, которые могут в относительно короткие сроки создать конкурентно-способные изделия для внешнего и внутреннего рынков (энергетическое машиностроение, биотех- нологии, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство строительных конструкций, стекольных, фарфоро-фаянсовых и ювелирных изделий); отрасли, не способные в короткие сроки выйти на внешний рынок, но за которыми может сохраниться значительная доля внутреннего рынка (сельскохозяйственное, транспортное и дорожное машиностроение, легкая, пищевая и другая местная промышленность). Первая группа отраслей, имеющая собственную финансовую базу развития, привлекательна для инвесторов и поэтому имеет благотворные условия для максимального привлечения до- полнительных инвестиций, необходимых для внедрения новых высоких технологий. Для второй группы отраслей целесообразно создавать условия для формирования совместных предприятий, организующих сбыт продукции на внешних рынках. К производствам третьей группы отраслей необходимо применять меры, способствующие развитию этих отраслей и стимулированию вне- шнего и внутреннего спроса на их продукцию. Прогнозируемые изменения занятости населения в экономике города по основным сферам хозяйственной деятельности (производственной, социальной и коммерческо-деловой) пред- ставлены в таблице 3: Табл. 3 Прогнозируемые изменения занятости населения в экономике города № п/п Показатели Существующее положение на 01.01.2005 г. 6 Расчетный срок тыс. чел. % тыс. чел. % 01 02 03 04 05 06 Всего населения занято в экономике города, из них: 254,2 100,0 270,0 100,0 I В производственной сфере, в том числе: 132,8 52,2 138,0 51,1 1.1 — промышленность 88,4 34,8 91,2 33,8 1.2 — строительство 13,8 5,4 16,5 6,1 1.3 — транспорт 8,1 3,2 11,0 4,1 1.4 — лесное и сельское хозяйство 2,5 1,0 2,8 1,0 1.5 — связь и информационно-вычислительные службы 3,6 1,4 5,5 2,0 1.6 — прочие виды материального производства 16,4 6,4 11,0 4,1 II В социальной сфере, сфере обслуживания и предоставления услуг, в том числе: 103,1 40,5 111,4 41,3 2.1 — жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание 12,2 4,8 13,8 5,1 2.2 — здравоохранение, физкультура, соц. обслуживание 20,9 8,2 23,4 8,8 2.3 — торговля и общественное питание 47,6 18,6 48,4 17,9 2.4 — образование 18,7 7,4 20,6 7,6 2.5 — культура и искусство 3,3 1,3 4,1 1,5 2.6 — наука и научное обслуживание 0,4 0,2 1,1 0,4 III В коммерческо-деловой сфере 18,3 7,3 20,6 7,6 3.1 — финансирование, кредитование, пенсионное обслуживание, страхование 5,6 2,2 6,3 2,3 3.2 — коммерческой деятельности по обеспечению рынка 2,2 0,9 2,7 1,0 3.3 — управлении 10,5 4,2 11,6 4,3 Прогноз системы «расселение населения — размещение мест приложения труда» В процессе формирования концепции перспективного территориального развития города, авторами проекта рассмотрены и проанализированы варианты поэтапного освоения новых и реконструкции существующих территорий для размещения нового жилищного строительства и упорядочения городской (промышленной и селитебной) застройки, повышения эффективности и рациональности ее использования. Освоение территориального потенциала города Липецка на расчетный срок связано в основ- ном с развитием территорий жилой, общественно-деловой застройки города и рекреационных территорий. Как показал анализ, в пределах городской черты свободных территорий, пригодных под за- стройку, практически не осталось. Рост города сдерживает наличие значительных планировочных ограничений территории: исторического центра города ( ~ 700 га), охранных и заповедных зон историко-культурного наследия, курортной зоны, санитарно-защитных зон от промышленных предприятий, шумовых зон от аэродромов, зон затопления 1%паводка от реки Воронеж иМатыра, а также территорий садово-дачных участков (приватизированных), которые требуют значительных компенсационных выплат. По данным областного БТИ только в санитарно-защитных зонах таких предприятий, как ОАО «НЛМК», ОАО «Свободный сокол», ОАО «Липецкий трубный завод», проживает порядка 35,0 тыс. человек, которые подлежат переселению. В городе идет строительство многоэтажной застройки, но в настоящее время предпочтение отдается индивидуальной застройке, которая в основном осуществляется на периферийных участках города. Для расселения существующего населения города в настоящее время основными районами массового жилищного строительства являются территории 7-го жилого района (~ 460 га) меж- ду ул. Катукова и пос. Сырский Рудник, в состав которого входит 9 микрорайонов, территория бывшей нефтебазы по ул. Гагарина, район ул. 50 лет НЛМК — ДС «Юбилейный». На территории микрорайона (32 га) по ул. Калинина—Радиаторная—40 лет Советской Армии, согласно проекту застройки, разработанному институтом «Липецкгражданпроект», на сносемалоэтажной застройки предполагается разместить порядка 206 тыс. кв. метров жилья. Реконструкция территорий (с постепенным сносом 2-этажной застройки) предусмотрена в районе ул. Интернациональной, ул. Гагарина и ул. Качалова. Всего за счет вышеперечисленных площадок (без 7-гожилого района) предполагается освоить ~ 52 га территорий и разместить на них порядка 714 тыс. кв. метров жилья. На территориях 7-го жилого района площадь свободных от застройки территорий составляет 137 га, в районе Сокола на сносе индивидуальной застройки с ветхим фондом определена площадка площадью 41 га. Кроме того, в городе проводятся мероприятия по инвентаризации территорий промышленных и транспортных предприятий с целью выявления резервов для размещения жилищно-граждан- ского строительства. Как показал ориентировочный расчет перспективных объемов нового жилищного строительс- тва при численности населения города порядка 520 тыс. человек и средней жилищной обеспечен- ности 23-25 кв. метров на человека, объем нового жилищного строительства на расчетный срок составит порядка 1900-2940 тыс. кв. метров общей площади (табл. 4). При расчете объемов перспективного нового жилищного строительства и территорий, не- обходимых для его размещения, ориентировочно определена убыль жилого фонда по ветхости, аварийности, с проведениемреконструктивных мероприятий и организации санитарно-защитных зон в размере 186 тыс. кв. метров общей площади. В зависимости от структуры нового жилищного строительства определена и соответствующая потребность территориях для его размещения. Территориальное развитие города с максимальным упорядочением существующих городских территорий, выявления внутренних территориальных резервов и максимального обустройства территорий садовых участков, их реконструкция, регенерация и перевод в статус городской индивидуальной (усадебной) застройки. Размещение жилищного строительства предлагается в районе Свободного сокола на реконструкции малоэтажной застройки и регенерации садовых участков (~ 600 га); в пос. Сырский (~500га). В связи с размещением на прилегающих к городу Липецку территориях Грязинского муниципального района «Особой экономической зоны» (ОЭЗ) и необходимостьюпереселения населения из СЗЗОАО «НЛМК» авторыпроекта предложили развить жилые образования в районе пос. Дачный (300 га) и пос. Матырский (250 га) с созданием сети социально-культурной инфраструктуры в этих поселках. Под реконструкциюпринимались участки территории существующей жилой застройки, занятые ветхим, аварийным, не обеспеченный бла- гоустройством жилой фонд или находящийся в санитарно-защитных и шумовых зонах. Для развития промышленно-коммунального производства предлагается резерв (~40 га) в северном планировочном районе, а формирование центра рекреации (~280 га) —на территориях с. Сселки и п. Желтые Пески (по кромке реки Воронеж). В зависимости от принятой структуры этажности нового жилищного строительства и площади осваиваемых и реконструируемых территорий показателижилищной обеспеченности колеблются от 20 кв.м (муниципальное жилье) до 30 кв. м (коммерческое жилье) и составляют в среднем по городу 23-25 кв.м общей площади на человека. 4 По данным Управления труда и занятости населения администрации Липецкой области. 5 По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Липецкой области. 6 Поданным Управления труда и занятости населения администрации Липецкой области. Проект 1 ГрадостроительнымкодексомРФ, а такжеЗаконом«Отехническомрегулировании» (№45-ФЗ) нормативы, устанавливаемые в перечисленных документах, переведеныиз разряда «обязательных к применению» в разряд «рекомендуемых». 2 В 1990 году город Липецк внесен в список исторических городов федерального значения. ** Согласно закону Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23.09. 2004 г. № 567-пс) г. Липецк относится к категории городского округа, границы которого установ- лены в соответствии с вышеуказанным законом Липецкой области. 3 «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 01.01.2005 г.» Росстат, М., 2005 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz