Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Искрометный танец ансамбля областного ДК «Раздолье». 31 января 2008 г., № 17-18 (23145-23146) 7 åÓÌÓÎÓ„ ÔÓ ÒÛ ˘ ÂÒÚ‚Û Сказка как момент истины è Ó ÍÛÍÓÎ, ‰ÂÚÂÈ Ë ‚Á ÓÒÎ ˚ı Как известно, театр начинается с вешалки. А театралы? Смею предположить, что с кукольного театра. Согласитесь: для пятилетнего малыша ожившие герои сказок куда ближе и понятнее, чем дяди и тети из взрослых постановок. В кабинете директора областного театра кукол Олега ПОНОМАРЕВА то и дело раздаются телефонные звонки, а вопрос звучит один и тот же: «Когда же вы будете играть на своей сцене?» Не удержалась от этого вопроса и я. — Конечно, пока в нашем здании идет капитальная пере- стройка, театру живется тяжело. Но по плану мы должны открыть следующий сезон на родной сцене. Хотя есть робкая надеж- да, что уже этот сезон удастся завершить спектаклем в отре- монтированном театре. А пока работаем во Дворце культуры строителей. При этом какие-то потери в качестве неизбежны: невозможно использовать все декорации, выставить весь свет. Тем не менее вышло две пре- мьеры: «Принцесса и эхо» и «Ко- лечко злато-волшебное». Да, чисто «географически» ДК строителей — не самое удоб- ное место для детского театра. Но по выходным у нас все равно много зрителей. А в четверг и пятницу мы привозим школьни- ков. Нам пока удается выделять необходимые деньги из собственных средств, чтобы оплачивать транспорт. Увы, прошли времена, когда театр не волновал вопрос, как доставить учащихся на спектакль. А нынче культуру все боль- ше переводят на «самоокупаемость». Обратите внимание: сегодня есть национальные проекты в самых разных сферах, но только не в культуре. Вообще вы часто слышали эти слова в выступлениях высокопоставленных полити- ков российского уровня? Пресловутый «остаточный принцип» ка- сается не только финансирования, но и в целом отношения госу- дарства к культуре. Получается, что индустрия экрана вытеснила все. Нашу жизнь перенесли на экран. Но если бы это была дейс- твительно наша жизнь… Есть красивая обертка, преимуществен- но западного образца, но нет содержания. Все рассчитано на «мы», на толпу. А вот театр обращается к личности, к индивиду- альности, потому что в нем главное — живое общение. Кукольный театр — не исключение. Каждый малыш воспримет спектакль по- своему, вынесет из него что-то свое, для себя. Можете упрекнуть меня в высоком стиле, но театр действи- тельно лечит душу. Особенно — русский театр, которому нет ана- логов в мире. Что же касается души ребенка… Ее надо не столько лечить, сколько не загрязнять. Уведите его от экрана телевизора! Почитайте книжку, сводите на наш спектакль. Задумайтесь толь- ко, к чему его приучают с самого детства: к неуемному потребле- нию, а стало быть — к вере во всемогущество денег. И какую на- циональную идею он воспримет, когда вырастет? У него будет только одна идея: иметь побольше «бабок». Ему уже трудно будет объяснить, что деньги — всего лишь средство, что счастье от де- нег не зависит. Даже возмужав, мы нуждаемся в сказках, в кото- рых добро побеждает, независимо от толщины кошелька главного героя. А может, это не сказка? Может, это как раз и есть момент истины? Так не лишайте детей этого момента. Записала Елена БРЕДИС. í‡Î‡ÌÚ ˚ Ë ÔÓÍÎÓÌÌËÍË Не эстрадой единой Любителям музыки не надо представлять Липецкий государственный оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного артиста РФ Олега Федянина. У этого коллектива широкий круг поклонников и постоянных слушателей. Хотя половина концертного сезона уже позади, Олег Федя- нин и его оркестр готовят еще немало сюрпризов. Скажем, новую литературно-музыкальную композицию «Ямщицкие песни». В ка- честве солиста планируется пригласить народного артиста Рос- сии Василия Овсянникова. Продолжится и цикл концертов «Учи- тель и ученики». На сей раз поклонники вокала услышат в сопро- вождении оркестра голос не только давно полюбившегося им Сергея Каданцева, но и его талантливых учеников. В этом году Олег Иванович Федянин особое внимание уделя- ет именно молодым исполнителям, привлекая к концертам уча- щихся вокальных отделений музыкальных школ. Конечно, это уже не дети: многие параллельно учатся в вузах, в том числе техни- ческих или экономических. Но большинство настолько увлечено классическим вокалом, что собирается продолжить образование именно по этой специальности. — Меня по-настоящему особенно радует то, что эти девушки преданы не эстраде, не «попсе», а академическому пению, — го- ворит Олег Федянин. Сегодня липчане, полюбившие этот коллектив, говорят о том, что хотели бы слышать его чаще. Тем более, даже о концертах, которые идут, не всегда удается вовремя узнать. Это беда не только оркестра русских народных инструментов. Заказ и разме- щение рекламы обходятся слишком дорого, а серьезное искусст- во еще ни в одной стране мира не приносило прибылей. Другая проблема — зал. Точнее — его отсутствие. О чем «ЛГ» писала не раз. Но сейчас есть опасения, что в следующем сезоне поклонники оркестра смогут бывать на его больших «афишных» концертах раза в два реже. Аренда крупных концертных залов че- ресчур дорога, как говорится, себе в убыток. Стало быть, непоз- волительная роскошь. Конечно, остаются маленькие площадки, такие как «Чайка» или, скажем, ресторан «Золото Рейна». Но, как вы догадываетесь, соответственной будет и цена билетов. А куда деваться, если музыкантам требуются и новые инструменты, и новые костюмы? Елена БРЕДИС. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ àÒÚÓ Ë˜ÂÒÍËÈ ‡ÍÛ Ò Жили-были... ÖΈÍËÏ ÍÛÔˆ‡Ï ÔÓÒ‚ fl ÚË· Ò‚Ó ËÒÒΉӂ‡ÌË ÒÚ‡ ¯ËÈ Ì‡Û˜Ì ˚ È ÒÓÚ Û‰ÌËÍ ÏÂÒÚÌÓ„Ó Í ‡Â‚‰˜ÂÒÍÓ„Ó ÏÛÁ fl Ç ‡ óÂÍÓχÁÓ‚‡ Эта работа в номинации «научно-исследовательская публицистика по истории липецкого края» была удостоена областной премии имени Трунова — липецкого краеведа и подвижника музейного дела. Автора монографии я решилнепременно сфотогра- фировать рядом с японской вазой, потому что этот сосуд имеет непосредственное от- ношение к теме книги. Он был приобретен елецким купцом Желудковым на Парижской всемирной вы- ставке. Есть средимузейных экспонатов и еще одно его французское приобретение — скульптура Вернер «Ус- талость» (кстати, Вернер — это не он, а она, причем наша соотечественница из Рязани). О Желудкове, который был, как оказалось, круп- ным предпринимателем с капиталом в тридцать мил- лионов царских рублей, щедрым благотворителем и страстным коллекционером искусства, в Ельце знают немногие. Здесь более известны такие купеческие фамилии, как Заусайловы, Ростовцевы, Валуйские… Но ведь жили в древнем городе еще многие представители этого сословия — Черникины, Русановы, Шапошниковы, Шиловы, Кулазины, Хренниковы, Криво- ротовы, Талдыкины… «Белые пятна» местной купеческой истории и попыта- лась заполнить ВераИвановна. Кстати, о томжеЖелудкове вообще никаких сведений в здешних документальных ис- точниках не имелось. Девяносто процентов включенного в монографию фактического материала впервые введено в научный оборот. За всем этим—многолетняя работа, кото- рой моя собеседница увлеклась с 80-х годов прошлого сто- летия после встреч с потомками Заусайловых и Валуйских. Были командировки за пределыЕльца, бдения в липецком, а в основном орловском архивах, в орловской публичной библиотеке. Вместе с Желудковым было воскрешено из небытия, например, имя Русанова — крупного промышленника, державшего в селе Чернава Елецкого уезда писчебумажную фабрику, продукция которой получала самые престижные награды на международных выставках. В монографии Ру- санову отведена отдельная глава. А самое старинное доку- ментальное сведение о елецком купечестве, обнаруженное Верой Ивановной, — список из «Воронежской таможенной книги» ельчан-торговцев, вывозивших свои изделия на продажу, — датируется 1620 годом! Немогу удержаться, чтобыне задать автору «каверзный» вопрос: насколько соответствуют результаты ее изысканий «хрестоматийному» образу купца-ухаря, знакомого по пье- сам Островского и романам Горького? —Все-такимногие елецкие купцыбыли по тому времени довольно образованными людьми, обладали большим кру- гозором и культурой, — отвечает Вера Ивановна. — Они жилипонеписаномукодексукупеческойчести, былипатрио- тами Ельца и России, оставили достойный след в развитии народного образования, культуры светской и православной. А как они радели о престиже Российского государства за рубежом!.. Сколько имели наград — дипломов, медалей за свою продукцию на зарубежных выставках! Известен та- кой случай: в Рио-де-Жанейро открывался музей образцов продукции мирового уровня, и елецкие купцыпредставили экспозицию своих изделий — крупчатку, табак, кожи… Летопись елецкого купечества, считает Вера Ивановна, этой первой книгой не закончена. Вот и патриархмузыкаль- ной культуры, композитор Тихон Хренников незадолго до смерти благословил ее на новые изыскания. Книга, кстати, открывается вступительным словом Тихона Николаевича. Там есть такие слова: «…Многие фамилии купцов, которые фигурируют в книге, хорошо мне известны. В моем раннем детстве они были на слуху у ельчан, а у некоторых мой отец работал приказчиком». Ныне ВераИвановна продолжает собирать материал для второго тома, а параллельно работает над смежной темой — историей елецких винокуренных заводов. Александр ДЕМЕНТЬЕВ. г. Елец. ФОТО АВТОРА — Первые этапы кон- курса проходили, конечно, в школах, в районах. Прин- цип был, в сущности, олим- пийский: главное не победа, а участие.Мыхотели, чтобы танцевали все: от первокла- шек до выпускников. Скеп- тики недоумевали: да кто в деревне-то научит ребят тан- цевать? Там же нет профес- сиональных хореографов. Но учителя танцев, пусть и без дипломов, нашлись везде. В чем, собственно, смысл затеи? Чтобы дети почувствовали выразитель- ность танцевального языка, красоту и прелесть движе- ния, распрямили спины, избавились от комплексов и сколиоза. Короче, в этом годумыпригласимнафинал в Липецке уже двести пять- десят пар. — Я так понимаю, что этот конкурс вы ставите в один ряд с крупными меж- дународнымифестивалями, организованнымиврегионе, с наградами, которых удос- тоены наши коллективы на общероссийском уровне. — Безусловно. —Но почему? — Да потому, что на- града как таковая — всего лишь оценка вот этой пов- седневной работы. Бесспор- но, приятно было получить, допустим, приз Евросоюза за международное куль- турное сотрудничество. Но благодаря чему мы его удос- тоились? Благодаря тому, что сберегли фольклорное творчество, народные кол- лективы. Это подсказало идею хорового фестиваля имени Мистюкова. Он ста- новится все более массовым, притягивая гостей со всех концов России, из ближнего и дальнего зарубежья. Так и попали на него посланцы итальянской провинции Марке. А там — ответный визит. Наш ансамбль «Рос- сиянка» произвел в Италии фурор. У итальянцев просто нет самодеятельностиподоб- ного класса, не уступающей профессионалам. Все это обратило внимание Рос- сийского фонда культуры, возглавляемого Никитой Михалковым. Область вы- двинули на европейский конкурс. Сперва из 156 пре- тендентов отобрали двад- цать, затем оставилишесть. И в этой шестерке первенс- тво присудили нам. Теперь предстоит двухлетний цикл творческих обменов с италь- янцами на средства Евросо- юза: гастроли фольклорных коллективов, фестивалилю- бительскогоителевизионно- го кино, фотовыставки. Вот как завоевываются награды и авторитет. Все начинается с будничных усилий в той же глубинке, с бескорыстной самоотдачи культпросветчиков, с при- влечения в любительские коллективы, творческие объединения сотен и тысяч человек. Потому-то я считаю достижениями не только, предположим, два прези- дентских гранта за романов- скую игрушку и в номина- ции «равные возможности» — за то, что дети-инвалиды включены в активную твор- ческую жизнь. И не только Гран-при на Всероссийском фестивале фестивалей, где победил действительно впе- чатляющий Мистюковский фольклорный форум, или командное пятое место на всероссийских Дельфийс- ких играх — там отлично проявили себя наши юные земляки. Не меньше радует меня конкурс «Голоса моло- дых», партнером в проведе- нии которого стала для нас телекомпания «Липецкое время». А особенно — Дни культуры городов и районов области. Они идут уже семь лет. Правда, сейчас по фор- мальным соображениям их переименовали — слишком скучно, казенно — в кон- курс на лучшую организа- цию досуга. —Высказалио«Голосах молодых».Носегодня-томо- лодые предпочитают попсу и рок. А некоторые лидеры молодежных объединений уверяют, что в этом нет ничего ужасного. Насиль- но, дескать, Бетховена или Чайковского не полюбишь. Так что дадим ребятам то, чего они хотят. У нас нынче даже против наркотиков, похоже, нет иного средства, кроме рока. — Есть рок, подавляю- щий психику или, наоборот, растормаживающий ее не хуже наркотика. Да, полю- бить симфоническую или опернуюмузыку по приказу нельзя. Вопрос в другом: предоставить подростку шанс прикоснутьсяк серьез- ному искусству. Я, к приме- ру, человек из деревни. И в первыйразпопалнаконцерт замечательного певца, ныне народного артиста России Анатолия Безденежного по чистой случайности: про- форгпредложилбесплатный билет. Амогже ине попасть. Истрашномного потерял бы в жизни... Так вот, надо создавать возможности для мальчи- шек и девчонок, живущих там, где нет картинных гале- рей, филармоний, театров, чтобыониузнали, что это та- кое. А полюбят-не полюбят — видно будет. И мы этим занимаемся. На выставке из фондов Эрмитажа, напри- мер, считайте, ежедневно привозим ребят из районов. Пусть смотрят. Пусть хотя бы у одного из десятка что- то такое в душе проснется, возникнет отклик — уже игра стоит свеч. По этой час- ти мы тесно сотрудничаем с управлением образования. Подписано соглашение о совместной работе по худо- жественно-эстетическому воспитанию учащихся. — Скажите, Федор Иль- ич, а как обстоит дело с фи- нансированием культуры? Некоторые руководители творческих коллективов, не исключая профессиональ- ные, сетуют на нехватку средств даже на самое не- обходимое. — И я их понимаю. Чем разветвленнее сеть того же самодеятельного искусства, чемнасыщеннеекультурная жизнь, тем больше нужно денег. Профессиональное искусство тоже не может развиваться без финансовых вложений. Это простейшая аксиома. А средства ограни- чены. Хотя унасфинансовое положение лучше, чем в других регионах. На одного жителя области мы расхо- дуем больше, чем кто бы то ни был в ЦФО, не считая Москвы: 780 рублей. —На год? — На год. Согласен: все равно немного. Тем не менее положение сейчас заметно изменилось. Все реже уви- дишь холодные, закрытые на замок клубы. Программа развития культуры поз- воляет их ремонтировать, укреплять технически, при- обретать транспорт. Вот недавно в Липецком районе появился первый автоклуб. Вы представляете, что это такое? Грузовой автомо- биль, сценическая площад- ка, видеоэкран. То есть раз- виваемся, но, бесспорно, не так быстро, как нужно было бы. Однако люди, особенно в селе, ощутили, что об их досуге думают, хлопочут. Было время, когда каза- лось, что самодеятельность погибает. Теперь так не ска- жешь. Наши Дни культуры — назову уж их по-старому — убеждают, что ни талан- тов, ни энтузиазма нам не занимать. Естественно, постоянно оказываешься перед дилем- мой: что финансировать в первую очередь? Вот в бли- жайшие месяцы закончит- ся реконструкция здания областного Театра кукол. Не буду скрывать: средств на нее потребовалось зна- чительно больше, чем пред- полагалось. В итоге кого-то пришлось вкакой-томомент обделить. Это реальность. Но зато театр будет замеча- тельный. Наши дети его за- служили. И, разумеется, его заслужили актеры, истин- ные подвижники во главе со своим лидером Вадимом Васильевичем Жуковым. Вы, наверное, помните: он пришел, по сути дела, на пустое место. И создал те- атр. А потом сохранил его, сохранил детский репертуар в отличие от своих коллег в ряде других регионов, где ради денег пустились во все тяжкие. — Какие основные со- бытия в культурной сфере произойдут в новом году? — Ну, об одном я уже сказал: открытие театра. Далее—конкурс пианистов имениИгумнова. Он прочно закрепился в фестивальном календаре России. Нако- нец, летом мы проведем фестиваль памяти Тихона Николаевича Хренникова. Не стану пока посвящать вас в его замысел подробно. Разве что намекну: ведутся переговоры с самыми про- славленными оркестрами и исполнителями. Думаю, «Липецкой газете» будет о чем написать. В том числе и на странице «У семи муз», для которой вы берете у меня интервью. Эта ежеме- сячная страница — тоже наш новый проект. Ее пуб- ликации должны система- тически знакомитьжителей области с событиями в куль- туре, с талантливыми людь- ми. Надеюсь, с помощью журналистов поклонники искусства получат много интересной информации. Беседовал И. НЕВЕРОВ. é „Î‡‚ÌÓÏ Танцуют все é ÏÂʉÛ̇ Ó‰Ì ˚ı ̇„ ‡‰‡ ı Ë Ì„ ÓÏÍÓÏ ÍÓÌÍÛ Ò ‰Î fl ¯ÍÓθÌËÍÓ‚ ËÁ „ÎÛ·ËÌÍË Странное дело: о танцевальном марафоне для подростков из районов начальник управления культуры и искусства Липецкой области Федор Жиляев говорит чуть ли не с большим энтузиазмом и азартом, чем о полученных регионом в прошлом году европейских наградах и президентских грантах в сфере, которую он возглавляет. У него, «человека при исполнении», даже зазвучали лирические нотки, когда он вспоминал, как вальсировали на залитой майским солнцем широкой городской площади сто двадцать юных пар. Откуда что взялось: мальчишки-сорванцы были элегантны и рыцарственны, а у тоненьких, гибких девчушек глаза сияли, точно у Наташи Ростовой на балу. t В областном Дворце культуры состоялся Рождественский концерт с участием хоров Липецкой и Елецкой епархии и твор- ческих коллективов Липецкой и Воронежской областей. Перед началом приветственное слово и поздравление произнес пре- освященный архиепископ Липецкий и Елецкий Никон. t В областной научной библиотеке прошел вечер семейного чте- ния «Совершенство слова: А. Толстой». Отрывки из произведений Алексея Толстого читал народный артист РФ, актер Липецкого дра- матического театра Михаил Янко. t В концертном зале «Чайка» в Рождественском концерте об- ластной филармонии приняли участие хоровая капелла маль- чиков детско-юношеской филармонии, заслуженная артистка России З. Карандакова, камерное «Ls-tpio», народный артист РФ В. Радченко. Прозвучали духовная музыка, святочные ко- лядки. t В финале областного профессионального конкурса клубных ра- ботников, организованного областным Домом народного творчества и управлением культуры и искусства, выступили представители Ле- бедянского, Данковского, Хлевенского, Усманского и Елецкого районов. Жюри оценивало их выступления по нескольким критери- ям. В итоге главный приз — 45 тысяч рублей — получили посланцы Елецкого района. Второе место — за усманцами, третье — у данков- чан. t В Становом более двухсот участников совещания обсудили итоги работы учреждений культуры района в минувшем году. 19 лучших работников культуры награждены почетными грамо- тами и денежными призами. t В Татьянин день в культурно-развлекательном центре «Евразия» на юбилейном концерте чествовали заслуженную артистку России Татьяну Игнатьеву. В программу вошли лучшие романсы и русские народные песни в ее исполнении. t В санатории «Липецк» детско-юношеская филармония ор- ганизовала концерт хоровой капеллы мальчиков. Этот коллек- тив — лауреат всероссийского конкурса и международных кон- курсов. Прозвучали произведения русской и зарубежной клас- сики, старинная и духовная музыка, народные песни. t В областном выставочном зале открылась выставка художника из Ельца Андрея Дмитриева. Преподаватель отделения живописи училища искусств им. Хренникова представил около 40 работ. Осо- бое место в экспозиции занимают лирические пейзажи. t А сегодня, 31 января, в областном выставочном зале — вер- нисаж Николая Савенкова, приуроченный к 75-летию художни- ка. Мы увидим сто произведений мастера — пейзажи, портре- ты, фигурные композиции. В этот же день в концертном зале «Чайка» выступят лауреат всероссийских и международных конкурсов липецкое трио баянистов, а также лауреат премии ЦФО аккордеонист Государственной филармонии Евгений Ко- четов. А в областной научной библиотеке вас ожидает вечер- путешествие «Край наш липецкий» с Александром Артемьевым, который расскажет о Воргольских скалах, Галичьей горе, до- стопримечательностях Ельца и Чаплыгина. àÁ fl Ì‚‡ ÒÍÓÈ ı ÓÌËÍË Концерты, выставки, конкурсы ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz