Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

28 августа 2008 г., № 166 (23294) 6 Вместо пролога В этом театре она встре- тила и свою самую большую любовь — актера Михаила Филиппова. За театральные работы она получила и свою последнююнаграду—Меж- дународную премию имени К. С. Станиславского в 2001 году. Она не была обделена ни хорошимиролями, ни заслу- женными наградами: в 1980 году за роль в фильме Геор- гияДанелия«Осенниймара- фон» ей вручили престиж- ную кинематографическую премиюимени братьевВаси- льевых, в 1984 она удостоена Государственной премии СССР, в 1990 — премии Со- юза кинематографистовРос- сии «Ника» (в номинации «Актриса года»), в 1996 — театральной премии «Хрус- тальная Турандот». В 1990 году ей вручены приз за луч- шую женскую роль на Меж- дународном кинофестивале в Монреале и приз «Алмаз- ный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие»… Можно сказать, что на- стоящуювсенароднуюпопу- лярность и любовь Наталье Георгиевне принесли роли в кино. А можно наоборот — что этифильмы стали всена- родно любимыми благодаря ей, Наталье Гундаревой: «Сладкая женщина», «Оди- ноким предоставляется об- щежитие», «Осенний мара- фон», «Отпуск в сентябре», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подранки», «Однажды двадцать лет спустя», «Небеса обетован- ные»… В нее были влюблены все. Она завораживала своей простой и ясной русской красотой, мудрой улыбкой и вдумчивым взглядом — который порой неожиданно становился озорным и весе- лым… Четыре раза (в 1977, 1981, 1985 и 1990 годах) россияне по результатам опросажурнала «Советский экран» называли ее лучшей актрисой года. А народ наш — он не- простой, его «на мякине не проведешь», его любовь ни за деньги, ни за красивые слова не купишь—он в луч- шем случае похлопает тебе из вежливости да и пойдет своей дорогой… Чтобы он тебя полюбил—надо отдать ему всего себя, все свои силы.Надо открыть ему свое сердце — тогда и его сердце откроется тебе навстречу. Гундарева это умела—быть и простой, и сложной одно- временно. Имягкой—когда это возможно. Итвердойкак железо — когда это необхо- димо. Но и железо, увы, имеет предел прочности. А сердце человеческое — тем более… Она умерла три года на- зад. А перед этим четыре года боролась за жизнь. И сначала верила даже, что вернется на сцену, на экра- ны. И мы все верили тоже и желали ей здоровья, здоро- вья и еще раз здоровья. И казалось, что наша мечта сбывается: благодаря хоро- шим врачам, любви зрите- лей, которые за нее моли- лись, близким людям, кото- рые поддерживали ее как могли, она начала двигать- ся, говорить, вставать. Сде- лала первые шаги… Никто не знает, что при- шлось пережить ее мужу, актеру Михаилу Филиппо- ву, в этот сложный для них обоих период. Как разры- вался он между любимой женщиной и работой, кото- руюне мог оставить, потому что для хорошего лечения нужны были деньги, много денег. Но он верил, что его Наташа поправится… И она тоже поверила. Четыре года Наталья Гундарева боролась с болез- нью, чтобы снова выйти на сцену.Но, видимо, слишком спешила: в какой-то момент организм дал сбой…Повтор- ный инсульт не оставил ей шансов: в мае 2005 года Гун- даревой не стало. Но она осталась — в километрах кинопленки, в нашей с вами памяти. В воспоминаниях коллег и близких друзей и подруг. В преддверии юбилея актрисы нам удалось встре- титься с близкой подругой Натальи Гундаревой — акт- рисой театра и кино Любо- вью Руденко. Она рассказа- ла нам о своей Наташе — о такой, какой знали ее толь- ко самые близкие люди. Мы предлагаем вашему внима- нию ее рассказ. Первый урок — Впервые я увидела Наташу в кино, а после—на сцене театра, когда поступи- ла на курс Гончарова и с другими студентами ходила в театр Маяковского смот- á̇ÏÂÌËÚ ˚  Á̇ÍÓÏ ˚  Она умела достучаться до сердца 28 ‡‚„ÛÒÚ‡ Á̇ÏÂÌËÚÓÈ ‡ÍÚ  ËÒ ç‡Ú‡Î¸Â ÉÛ̉‡  ‚ÓÈ ËÒÔÓÎÌËÎÓÒ¸ · ˚ 60 ÎÂÚ Она прожила короткую жизнь — 56 лет, чуть больше полувека. Последние четыре года из них мужественно боролась с болезнью. А перед этим тридцать лет служила искусству — ее вторым домом (а может, по значимости для нее даже и первым) был любимый театр имени Владимира Маяковского. Туда ее сразу после Щукинского училища пригласил худрук театра Андрей Гончаров. И «вырастил» из нее ту великую актрису, какой мы все ее запомнили. реть спектакли. Накануне выпуска спектакля про- изошла замена, и на глав- ную роль Катерины Измай- ловой в спектакле «Леди МакбетМценского уезда» по повести Николая Лескова пригласилиНатальюГунда- реву. Роль была очень слож- ная и тяжелая, а премьера должна была состояться уже через две недели… Мы, сту- денты, старались не пропус- кать ни одной репетиции, поэтому на следующий день тихонечко сидели в темноте наверху на галерке и смот- рели на сцену. И тут появи- лась Наталья Георгиевна с тетрадкой в руках. А в той тетрадке ею за ночь была переписана вся роль! С пра- вой стороны—текст, с левой — пустые листы для поме- ток, режиссерских решений и своих находок... Такой профессионализм меня по- разил. Я в то время уже знала многих актеров, и ни у кого ничего подобного не встречала! Я тут же взяла себе это на заметку. Это был первый творческий урок от моей Наташи… Режиссер боялся ее потерять — Вторая наша встреча состоялась, когда мы, сту- денты-выпускники, показы- вались в театре Маяковско- го. Была очень серьезная комиссия, состоящая из худсовета театра и ведущих актеров, которые нас смот- рели и решали нашу судьбу: брать илине брать. Конечно, шанс у нас был, потому что все мыбыли учениками Гон- чарова, все четыре года рос- ли у них на виду. В этот день в моей жизни произошла неоднозначная ситуация. Я —характерная комедийная артистка, иНаташа, посмот- рев мои отрывки из спектак- лей, сказала Гончарову: «О! Вот мне замена!» А сказала так она потому, что в то вре- мя уже активно снималась в кино. В театре она играла много ролей, и совмещать их с кино было очень сложно. Увидев меня, она поняла, что теперь какие-то роли можно будет отдавать мне. И когда я стояла, ожидая решениякомиссии,Наташа, проходя мимо меня, сказа- ла: «А ты-то чего волнуешь- ся? У тебя все нормально!» Ятак удивилась! Ну, думаю, какое дело ей, уже извест- ной на тот момент актрисе, до меня, зеленой студентки? Уже потом я узнала подоп- леку того, что произошло. Оказывается, услышав сло- ва Наташи, Гончаров очень испугался, что она начнет много сниматься в кино в ущерб театру. Востребован- ность же у нее была сумас- шедшая — ее хотели сни- мать все. И это, заметьте, несмотря на фактуру — на то, что она не была худень- кой и стройненькой Джуль- еттой. Зато она умела делать все! Она была настолько яр- кой, что ее участие обеспе- чивало любому фильму сто- процентный успех! Андрей Александрович Гончаров в то время ее уже безумно лю- бил. Она выходила на сцену — и он таял от удовольс- твия. Поэтому тогда он ска- зал: «Нет-нет, не надо мне Руденко!»Но вконцеконцов все-таки решил оставить меня в театре, хотя несколь- ко лет я была у него в опале и практически сидела без ролей… Дружба —Аподружилисьмывот как: Наташа играла бело- швейку Риту в спектакле «Жизнь Клима Самгина». Причем у нее было всего две сцены. Но играла она так виртуозно, что обе сцены шли на «ура»! И вдруг мне звонит Михаил Иванович Филиппов — уже будучи мужем Гундаревой — и го- ворит: «Любочка, Наташа приболела. Я вас очень про- шу, сыграйте за нее!» Я спросила: «А Гончаров со- гласится?» На что он мне ответил: «Наташа с ним уже поговорила, он согласен». Я репетировала эту роль сту- денткой, но с техпорпрошло несколько лет, и за час репе- тиций я бы не успела найти своего сценического реше- ния. Поэтому пришлось иг- рать, выполняя в точности рисунок роли, найденный Наташей. И это выстрелило! После этого моя опала за- кончилась.Имне, благодаря Наташе, стали давать хоро- шие роли… А когда она вы- здоровела и вернулась в те- атр, у нас возник контакт, и мы стали потихонечку об- щаться… По-настоящему мы сдружились в 1986 году на съемках фильма «Жизнь Клима Самгина». Наташа играла роскошную и огром- ную роль —Марию Петров- ну Зотову, а мне досталась роль поменьше — певицы Дуняши… И когда на съем- ках я в очередной раз обра- тилась кнейпо имени-отчес- тву, она вдруг сказала: «Ка- кая я тебе Наталья Георги- евна? Я что, бабушка русс- кого театра и кино?! Зови меня просто — Наташа»… Она хоть и была уже народ- ной артисткой, очень не любила, когда ее называли по имени-отчеству, и с моло- дежью не «играла в демок- ратию», а всегда была ис- тинным демократом — раз- говаривала на равных. На- таша так и говорила: «Пока вы зовете меня Наташа, пока я с вами на равных—я и сама чувствую себя моло- дой!»… Она помогала всем — Наташа для молодых актеров была всем: и учите- лем, и подругой, и главной заступницей. Многим она помогала. И не только близ- ким друзьям или хорошим знакомым — она помогала всем! Давала деньги, устра- ивала на работу, выбивала квартиры… Помню, однаж- дытеатр дал квартиру Рома- нуМадянову. Икак-то полу- чилось так, что ордер на эту квартиру получил не он один. То ли кто-то специаль- но так устроил, чтобы дать его квартиру другому чело- веку, то ли действительно путаница вышла…В общем, ему сказали: «Ой, у нас тут путаница вышла — ну что ж, не будемже мы выгонять людей на улицу! Придется вам еще подождать…». А на тот момент у Романа были молодая жена и новорож- денный ребенок… И самое удивительное, что Рома об- ратился за помощью не в театр, не к руководству, а к Наташе. Потому что пони- мал, что добиться результа- таможет только она. Во-пер- вых — потому, что все ее безмерно любили и уважа- ли. А во-вторых—она обла- дала колоссальной силой убеждения! Она не перла как танк, а умела так убеждать, что людипонимали: спорить бессмысленно — она права! И в тот раз она сумела так аргументировать свою про- сьбу, что Роме почти тут же дали ордер на другую квар- тиру… И пожилым актерам Наташа тоже постоянно по- могала. Я знаю, что, работая в Госдуме, она написала за- явление, в котором всюсвою думскую зарплату просила перечислять в фонд помощи неимущим актерам… МнеНаташа тоже однаж- ды очень сильно помогла. Это было во время озвучки фильма «ЖизньКлима Сам- гина». Дело происходило в Питере. А в то время была распространена такаяформа экономии денег: если озву- чание проходило в другом городе, актеров звали не всегда — особенно молодых и неизвестных. Проще было позвать кого-то из местных актеров и сэкономить на оплате гостиницисуточных. Так поступили и со мной. На озвучку пригласили мест- ную, причем уже не моло- дую актрису, чей голос явно не совпадал с моим возрас- том. А Гундареву позвали, потому что ее голос невоз- можно было спутать ни с каким другим. И так полу- чилось, что, когда Наташа озвучивала нашу с ней об- щую сцену, она услышала чужой голос. Она говорит: «Постойте, это же не Люба! Я же знаю, как говорит Люба—это не Люба! Апоче- му выЛюбу не позвали?» Ей стали говорить, что якобы у менянет свободныхдней.На что Наташа тут же сказала: «Стоп! У нее есть в театре один законный выходной, и на этот день вы можете ее вызвать. Ну-ка, звоните ей! Звоните сейчас же!» Насто- яла, потому что могли же сказать—мол, звонили и не дозвонились. В общем, мне тут же позвонили, и мы обо всем договорились. Когда я приехала на озвучку, мне рассказали, как она тогда их ругала: «Вы что, хотите мо- лодой актрисе карьеру ис- портить? У нее первая серь- езная роль в кино — а вы ее каким-то старческим голо- сом озвучиваете!». В общем, устроила она им настоящую взбучку!.. Без вины виноватая — Наташи нет, и мне очень хочется, чтобы люди узнали, какой она была на самом деле. На людях она быланечеловеческисильной и неоспоримой. Если она стояла на своем— то стояла до конца, без вариантов. Наташа производила впе- чатление человека, у кото- рого все настолько замеча- тельно и хорошо, что ни у кого и мысли не возникало ее пожалеть, посочувство- вать ей, спросить — может, нужно чем-то помочь? И только самые близкие зна- ли, что порой творится в ее душе... Были моменты от- кровений, когда она в пря- мом смысле слова плакалась у меня на груди… У нее ведь до встречи с МихаиломИва- новичем не складывалась личная жизнь. И Наташа очень переживала, что у нее нет полноценной семьи, нет детей… Все мужчины, ис- ключая разве что первого Наташиногомужа—Леони- да Хейфеца, — по сути, просто удачно ее использо- вали. Многие, зная ее попу- лярность, зная ее пробивные качества, пытались исполь- зовать ее в своих личных целях. Меня потрясли од- нажды вырвавшиеся у нее слова: «Ну почему они на менявсе злятся, обижаются, считают равнодушной?!» — «Кто?» — спрашиваю я. АНаташа горько так произ- носит: «Ну, те, кому я не могла пробить квартиры! Ну я же не могу разорваться и всем помочь — меня просто физически на всех не хвата- ет!» Поклонница — Однажды в жизни Наташи появилась 18-лет- няя Света, Светлана Жиль- цова. Она былапоклонницей Наташи. Впервые она увиде- ла ее по телевизору, а потом стала приходить в театр и фотографировать. Фотогра- фии были хорошие—люби- тельские, но сделанные с большойлюбовью.Однажды Света набралась смелости и после спектакля подошла к любимой артистке. А Ната- ша с людьми знакомилась очень легко, в ней никогда не было «звездности» — на- столько это была великая личность! Так они и подру- жились... Уже позже Ната- ша узнала, что Света — дет- домовская… У нее тогда были проблемы: она закон- чила школу, и возник воп- рос — где жить? И Наташа добилась, чтобы Свете дали жилье. Девушке дали отде- льную хорошую комнату, с одной соседкой. Света гово- рила, чтоНаташа научила ее в этом жизни всему, как мать… В гостях у Натальи Гундаревой —ОсебеНаташаникогда так не заботилась, как о других. Свою квартиру в центре Москвы она получи- ла незадолго до трагедии. Она там прожила вместе с Михаилом Филипповым всего несколько лет. Как-то я попала к ней в дом — и была пораженаНаташиным гостеприимством. Однажды после премьеры спектакля «Театральный романс» мы, актеры, отмечали премьеру в гримерной. На застолье скидывались сами. А Ната- ша, как всегда, в этой сумме всегда имела львиную долю — она просто вываливала все, что было у нее в кошель- ке, а зарабатывала она в то время уже прилично… Вы- шли из театра мы уже около трех часов ночи. Амне ехать нужно было далеко — в Из- майлово. И тут к нам подхо- дит Ира—подруга Наташи, ее водитель и помощница — и говорит: «А мне тоже в Измайлово. Давайте сейчас Мишу с Наташей завезем и потомвместепоедемдомой». И когда мы стали подъез- жать к дому Наташи, она вдруг говорит: «Значит, так: сейчас все вместе выходим из машины и идем к нам в гости!» Мы пытались было возразить, но она нас опере- дила: «Молчать! Здесь ре- шаю я!» И потом сказала коронную фразу, которую она говорила только домаш- ним: «Указывать будете звездам на небе!» Спорить с ней было бесполезно. Но какая я была счастливая, что мыне отказались от при- глашения! Мышутили, сме- ялись…Наташа рассказыва- ла анекдоты, истории, а Михаил Иванович читал стихи. Это было потрясаю- ще! Наташа угощала нас икрой, которуюейприслали поклонники. Чтобы мы не стеснялись, она говорила: «Ребята, я ее уже видеть не могу — всем раздаю! Я вас умоляю, ешьте на здоровье!» И вот она намазывала эту икру ложками на листья китайского салата, вместо хлеба, и угощала нас. Ната- ша сказала, что так вкуснее и полезнее. А у меня пище- вая аллергия на икру, и я стала отказываться. Наташа говорит: «Авот от этойикры тебе плохо не будет — ешь!» Вы не поверите, но это ока- залось правдой! Она вложи- ла свою положительную энергию в эту икру! А когда мы собрались уходить, На- таша принесла мне коробоч- ку, вкоторойлежаличетыре китайские фарфоровые пиа- лы, и говорит: «Люба, хочу, чтобы у тебя на память от меня остались эти пиалы». Я возразила: «Наташа, что значит — на память? Мы что, расстаемся?» А она: «Нет, но ты все равно возь- ми.Мне будет приятно». Эти пиалушки до сих пор стоят у меня на кухне… Каждый раз, когда я открываюшкаф и вижу их, сразу вспоминаю тот вечер, когда мы были у Наташи в гостях… Любовь — Только с Михаилом Ивановичем Филипповым Наташа почувствовала себя счастливой. Он — единс- твенный, кто любил ее не как известную артистку, а просто какженщину: трога- тельную, заводную, весе- лую, жизнерадостную, в чем-то даже наивную… Но она именно с ним такой ста- ла. Я очень хорошо помню то колоссальное изменение, которое произошло букваль- но у меня на глазах… Все началось, когда мы были на гастролях в Челябинске и Перми. Два месяца мы гаст- ролировали без заезда в Москву. И тогда Наташа думала, что это просто ро- ман, который закончится по окончании гастролей... Но все продолжилось. В театре начался новый сезон, и Ми- хаил Иванович встречал Наташу после каждого спек- такля. Причем он никогда не ставил машину напротив служебной двери, а всегда останавливался в сторонке. Он настолько берег таинство их отношений и никогда не выставлял их напоказ. Я знаю Михаила Филиппова много лет, и всегда он был очень скромным и деликат- ным человеком. Особенно это касалось их отношений с Наташей. И вот когда На- таша выходила после спек- такля и видела, что Ми- шенька ее встречает, у нее глаза загорались! Конечно, она делала вид: «Ну, поду- маешь, ну встречает, ну и что…». Но мы-то видели, какойона была счастливой… Унее даже походка станови- лась другой!.. А однажды во время спектакля «Викто- рия?..» я заметила на руке Наташи безумной красоты кольцо с бриллиантами (это была очень дорогая вещь) и спросила у Наташи: «Отку- да?» Она зарделась, как де- вочка, улыбнулась, и сказа- ла: «Мишенька подарил…». Я г о в о рю: «На каки е шиши?» А оказывается — он, чтобы сделать любимой женщине такой подарок, свою машину продал! Вот что значит — настоящий мужчина!.. Болезнь — В последний раз здравствующей я ее видела на закрытии театрального сезона. Я очень хорошо за- помнила тот день. Наташа очень нервничала, кричала, переживала, что-то очень эмоционально рассказывала в костюмерном цехе… Про- ходя мимо, я услышала: «Я так больше не могу, я очень устала, у меня нервы — на пределе! Все—нужно отды- хать»... Наташа все близко принимала к сердцу. А ведь даром такое не проходит… Когда у Наташи случил- ся первый удар, в театре был отпуск. Мне позвонила моя подруга и сказала: «Ната- шенька в больнице!». Пер- вая моя мысль была: слава Богу, жива! И мы, актеры, уповалина чудо имолились. До последнего надеялись… Да что мы — вся Россия за нее тогда молилась… Но, видимо, усталости в орга- низме накопилось столько, что этот клубок из нервов и переживаний сделал свое страшное дело... Все-таки нужно было хоть иногда давать себе отдыхать, а она этого не делала… Знак — Прощание с ней было в театре, и мы, актеры, сто- яли у гроба в почетномкара- уле... Втот день я вспомнила слова нашего режиссера Андрея Гончарова. Когда умер еще довольно молодой актер Борис Иванович Ра- венских, он сказал: «Я с этой смертью не согласен». И когда хоронили Наташу, эти слова звенели у меня в ушах… А на кладбище был один мистический момент. Когда все уже ушли, я набралась смелости и осталась. Я раз- говаривала с Наташей, про- сила у нее прощения... А там, возле могилы, стояли две огромные вазы, полные роз. Вдруг—порыв ветра, и цветы падают головками в мою сторону… Как будто Наташа дала мне знак, что она меня простила… Я пос- мотрела на ее портрет — и поняла, что она не ушла, она рядом. И пока мы будем помнить о ней — она всегда будет с нами… Елена СОКОЛОВА. Агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты». ФОТО СВЕТЛАНЫ ЖИЛЬЦОВОЙ Наталья Гундарева и Михаил Филиппов в спектакле «Виктория?..» Московского театра им. Вл. Маяковского. èÓ‰  Ó·ÌÓÒÚË В новом формате Ç ÏËÌÛ‚¯Ë ‚ ˚ı Ó‰Ì ˚ Â Ô  Ó¯ÂÎ ÙÂÒÚË‚‡Î¸ ·‡  ‰Ó‚ÒÍÓÈ ÔÂÒÌË «Ä‚ÚÓ„  ‡Ù ‡‚„ÛÒÚ‡» Вернее, фестивалей было сразу два. В районе Северной бухты, где традиционно проводил областные праздники авторской песни известный клуб «Автограф» во главе с Юрием Федотовым, на сей раз собирали своих поклонников другие барды, хотя и под тем же брендом. А федотовскому «Автографу» пришлось переместиться к детскому оздоровительному лагерю «Орленок» и базе отдыха «Русская усадьба». При поддержке управления физкультуры, спорта и ту- ризма, комитета по деламмолодежи, управления наркокон- троля по Липецкой области и педагогического клуба «На- следие» областнойфестиваль и на новомместе проявил свою жизнеспособность, став центром паломничества истинных ценителей этой «негромкой музыки души», как именуют бардовскую песню ее создатели. Более того: именно с этого лета федотовский фестиваль обретает не просто вторую жизнь, а новый формат, статус. Ибо его организаторы ре- шили противостоять девальвации жанра с его опорой на поэзию и укрепить позиции сторонников этого «авторского движения», в основе которого не только бардовская песня, но и социальная, общественная активность ее авторов, ис- полнителей и ценителей. Авторская песня перестает быть воспитателеммудрости, культуры, чувств людей, отметил Юрий Лорес, один из са- мых маститых гостей фестиваля, член Союза писателей России. Потому что ее оттеснила поп-культура, отучающая молодежь думать, слушать, сострадать. Вернуть утраченные позиции и чистоту жанра можно и нужно организацией таких уникальных фестивалей, как липецкий «Автограф августа». Особенно нынешнего «созыва», где участники конкурсных программ не просто отбирались на гала-кон- церт, но и получали своеобразный урок от именитых рос- сийских бардов. А руководили работой в поэтической, композиторской, авторской и других мастерских, кроме Лореса, еще и такие метры авторской песни, как Вадим Егоров, Алексей Морозов, Виктор Попов, Евгений Муравь- ев. Новым было и то, что на гала-концерте руководитель мастерской лично представлял лучших своих учеников. Главный приз фестиваля—домашний кинотеатр—достал- сятрио«Классикажанра»в составеЮрияиГалиныВинокур и Андрея Колесникова. В следующем году в рамках фестиваля планируется провести отборочный тур на «Петербургский аккорд», куда раньше попадали только исполнители из Москвы и Твери. Теперь в Северную столицу смогут поехать лучшие барды Черноземья и других областей, прошедшие отбор на липец- ком фестивале. Это почетная и ответственная миссия, и чем-то мы ее заслужили… ФОТО ЭММЫ МЕНЬШИКОВОЙ Кто-то перед прослушиванием в мастерских еще раз репетирует конкурсную песню, а кто-то просто волнуется… — Да, липчане это заслужили, — считает Лорес. — Во- первых, этаидеяполучила одобрение областныхи городских властей, а во-вторых, нам импонирует серьезность и осно- вательность работы организаторов вашего фестиваля, на- строенных не на собственные или клубные интересы, а на пропаганду авторской песни в обществе, на воспитание молодежи в лучших традициях бардовского искусства. Эти песни пишут думающие люди для думающих людей, сказал Окуджава. И важно, чтобы последних становилось больше. Отличает Липецк от других регионов и то, что у вас много настоящих поэтов… Для простых слушателей в лесу был «основан» Город Мастеров: эту идею небезызвестного в области педагога СталяШмакова воплотили в рамкахфестиваля его ученики. В числе которых и Татьяна Петрова, председатель оргкоми- тета фестиваля. А также Владимир Дементьев, главный физкультурник области и один из самых больших энтузи- астов бардовского движения. Благодаря этому проекту дети и взрослые получили возможность под руководством специ- алистов-мастеров вылепить поделки из глины, смастерить куклы-обереги или написать картину на тему «Мыдружная семья». XI Областной фестиваль авторской песни «Автограф августа», начавшийся концертом признанных мастеров этого жанра российского и регионального масштаба, завер- шился. За это время были организованы веселые старты и туристическая эстафета, сольные и делегатские концерты, конкурсы и костры. Состоялся и заключительный концерт — с награждением победителей, с аплодисментами и вос- торгом публики. Кстати, побежденных там не было, все получили свое: кто-то урок, кто-то досуг, а все вместе—пес- ню. Живую, добрую, волнующую душу и ум. ДиректорфестиваляАлександрМакаров и художествен- ный руководитель Юрий Федотов, их единомышленники и поклонники довольны: фестиваль состоялся и открыл перед его участниками новые горизонты. А где петь — на старом ли, на новом месте, — невелика разница. Лишь бы песня хорошо звучала… Эмма МЕНЬШИКОВА. Штыком и кистью (Окончание. Начало на 1-й стр.) А битва на Курской дуге для меня, пожалуй, оказалась самой тяжелой. Она оставила глубокие раны и в душе, и на теле. Под Прохоровкой наша армия то отступала, то насту- пала. Тяжелейшие были бои. Земля была сплошь полита кровью. В том пекле, конечно, всем приходилось трудно, а пехотинцам больше всех доставалось. Полегло там нашего брата — страшно даже представить сколько. Я тогда был старшиной пулеметной роты. Получил тяжелое осколочное ранение в голову. Но вспоминаются и хорошие моменты. На досуге любил я порисовать. Командир, видимо, это заметил. Вызвалменя к себе и дал задание: на легком самолете проникнуть в тыл врага и зарисовать, где у немцев настоящие самолеты, а где муляжи. Семь раз так летал. Однажды нас подбили, но лет- чик сумел довести горящуюмашину до аэродрома. Аоднаж- ды я рисовал для газеты портрет однополчанина. Вдруг все стихло, я обернулся и ахнул: за моей спиной стоял…Георгий КонстантиновичЖуков. Наблюдая за моей работой, произ- нес: «Да, значит, воюем и штыком, и кистью…» После войныя стал художником, преподавал.Женился. Стал отцом троих детей. Прожили счастливо, пока два года назад жена не умерла. Торжества, связанные с юбилеемКурской битвы, как-то слабо показали по телевизору. Сказали вскользь, словно о чем-томалозначительном.Фильмыо войне в последние годы редко снимают удачные. Уж больно театрально у них полу- чается. Эффектно, но исторически недостоверно. Да и вооб- ще у нас как-то мало говорят о патриотизме. Правда, позд- равить меня с юбилеем Курского сражения не забыли. Большое за это спасибо. Горько, что сегодня переписываться мне стало не с кем. Все мои боевые товарищи ушли из жизни. Моей радостью остается общение с детьми, внуками, правнуками, сошколь- никами. А еще живопись, она продлевает мне жизнь… Записала Ольга БОЧКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz