Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
«ЛГ», 23 августа 2008 г. № 163 (23291) СТР. 5 ÇÒ ÓÒÒËÈÒ͇ fl ‡ÍˆË fl Обуздать цены! è ÓÙÒÓ ˛ Á ‡·ÓÚÌËÍÓ‚ ‡‚ÚÓÚ ‡ÌÒÔÓ Ú‡ ̇Ï ÂÌ Ô Ó‚ÂÒÚË 10 ÒÂÌÚ fl · fl ÇÒ ÓÒÒËÈÒÍÛ ˛ ‡ÍˆË ˛ Ô ÓÚÂÒÚ‡ Ô ÓÚË‚ ÓÒÚ‡ ˆÂÌ Ì‡ ÚÓÔÎË‚Ó По словам председателя российского отраслевого профсоюза Виктора Мохначева, акция охватит все крупные города России и соберет около двух миллионов участников. Протест будет выражен в форме митингов, пикетов и шествий. В столице действа пройдут у Белого дома, здания Госдумы, Совета Федерации, Федеральной антимонопольной службы. Акция продлится сутки. В Москве она начнется в 10 часов утра на Горбатом мосту, напротив здания Правитель- ства РФ. Организаторы планируют устроить митинг с пи- кетированием здания Белого дома. После этого они пойдут к Министерству транспорта, другим ведомствам, ответс- твенным за рост цен на бензин. В профсоюзе не исключают остановки движения в Москве и других городах. По мнению правозащитников, масштабная забастовка —единственная мера, оставшаяся у транспортников. «Си- туация дошла до того, что цена нефти в стране, которая ее экспортирует, выше, чем в странах, которые ее импорти- руют. Государство не предпринимает никаких мер, хотя рычаги управления нефтегазовыми компаниями есть. Су- ществует антимонопольное законодательство, но о нем при установке цен на нефть никто не вспоминает», — заметил лидер движения автомобилистов России Виктор Похмел- кин. Председатель Якутского республиканского комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и до- рожного хозяйства РФ Сергей Глуховченко одним из пер- вых призвал коллег из других профсоюзов поддержать Всероссийскую акцию протеста против роста цен на топ- ливо, которая планируется на 10 сентября. «Вцентральных регионах России авиакеросин подорожал на 70 процентов, на АЗС дизельное топливо теперь стоит дороже бензина А-95. Это парадоксальная ситуация с точки зрения потре- бителя, который знает, как перерабатывается нефть. До- пустить то, что дизельное топливо стоит дороже светлых нефтепродуктов, даже логически невозможно», — сказал Сергей Глуховченко. Ситуация и впрямь получается абсурдная. Внутри нефтедобывающей страны, коей является Россия, цены на топливо дороже, чем за рубежом. Все авиакомпании России стараются заправиться за границей. Нарождается новый виток инфляции в целом по всей стране. Как отметил председатель приморской общественной организации профсоюза работников автотранспорта и до- рожного хозяйства Юрий Пошивайло, край не останется в стороне от акции протеста. «Если лет 20 назад расходы на бензин автотранспортных предприятий составляли около 14 процентов, то теперь «горючка» съедает 50 — 60 про- центов. Массовая акция, которая затронет все регионы России, вынудит правительство принять меры по сдержи- ванию стоимости бензина», — полагает Юрий Пошивай- ло. Приморцы направили письмо в адрес президента Дмит- рия Медведева с просьбой принять незамедлительно меры к стабилизации цен на бензиновом рынке. Свое обращение всем работающим гражданам направил и профком дальне- восточного завода «Звезда». А далее обращения к прези- денту и правительству посыпались как из рога изобилия — отраслевые профсоюзы всей страны все шлют и шлют в центр депеши. Акцию протеста одними из первых решили поддержать работники агропромышленного комплекса. Осенью их ожидает уборочная кампания, а с такими темпами роста цен на солярку они могут оказаться в банкротстве. В час- тности, 30 июля президиум Липецкой областной органи- зации профсоюза работников АПК принял постановление о поддержке акции протеста, направил обращения прези- денту, в правительство, Госдуму. В Федерации профсоюзов Липецкой области в начале минувшей недели тоже обсуждали вопрос о поддержке акции (кстати, президиумФПЛО еще раньше принял такое решение): в какой форме она должна пройти в нашей об- ласти, какие агитационные материалы, обращения необ- ходимо заготовить? Окончательные выводы еще не сдела- ны, но работа ведется. Координационный комитет солидарных действий ФНПР также принял официальный документ о поддержке Всероссийской акции. Комитет отметил, что для транспор- тных организаций, где доля расходов на ГСМ уже состав- ляет 40—60 процентов, повышение цен на топливо чрева- то кризисом, ведущим к сокращению рабочих мест, невоз- можности технического обновления, снижению объема перевозок. Выдвинутые профсоюзами в 2005 году в ходе общероссийской акции требования об обеспечении госу- дарственного влияния на ценообразование на нефть и продуктынефтепереработки для внутренних нужд, по сути, не реализованы. Координационный комитет рекомендовал членским организациям ФНПР принять активное участие в акции. Если со стороны правительства не будут предприняты со- ответствующие меры по обузданию цен на топливо, то 7 октября, как планируют профсоюзы, акция протеста пов- торится. Она пройдет параллельно с Всероссийской акци- ей «За достойный труд!». Алексей ВЛАДИМИРОВ. äÒÚ‡ÚË Аналогичная акция была организована профсоюзом работников автотранспорта в феврале 2005 года. Тогда выступления прошли в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Новосибирске, Волгограде, Архангельске, Мурманске, Ве- ликом Новгороде и других городах. В Москве митинг про- теста состоялся перед зданием Дома правительства. Напомним еще, что в начале этого лета волнатоплив- ных забастовок прокатилась по Европе. Во Франции пер- выми бастовать начали дальнобойщики, а вскоре к ним присоединились владельцы частных машин «скорой помо- щи». 17 июня все те же дальнобойщики во Франции пере- крыли автомагистрали на въездах в крупнейшие города страны в знак протеста против высоких цен на топливо. Из-за подобной блокады в крупных городах Испании ощу- щалась нехватка свежих продуктов — мяса, рыбы и ово- щей, а также бензина. Бастовали дальнобойщики и в Колумбии. Ценники на топливо там менялись по нескольку раз в месяц. Критич- ной ситуация была и вЮжной Корее. Водители грузовиков требовали от правительства компенсации топливных расходов и увеличения расценок на перевозку грузов. Сначала обратим свой взор на автопредприятия. Что хорошего отметили ин- спекторы?Во всех проверен- ных организациях имеются службы охраны труда, что само по себе уже показатель- но, производится обучение руководителей и персонала технике безопасного труда. Рабочие обеспечиваются средствамииндивидуальной защиты, своевременно про- ходят медицинские осмот- ры. Везде заключены кол- лективные договоры, в кото- рыхпредусмотреныразделы по охране труда. Людям, работающим во вредных ус- ловиях труда, выдается про- филактическое питание. Это, так сказать, общие по- ложительные моменты. Что же «накопали» инспекторы в частности? Например, в ОАО «До- рожно-строительное пред- приятие-1» аттестация рабо- чих мест проведена не в полном объеме, отсутствует журнал уполномоченных по охране труда. Нет на произ- водственном оборудовании табличек с датой следующе- го испытания и указанием ответственных лиц. И, что особенно важно, вопросы охраны труда не рассматри- вают ся на з а с еданиях профкома. ВОАО«Мостоотряд-126» отмечена не соответствую- щая техническим нормам вентиляция и освещенность рабочих мест в гаражных боксах. В ОГУП «Липецкие автобусные линии»не обору- дованызащитнымиустройс- твами электрошкафы (какие здесь могут быть последс- твия, объяснять, думается, не нужно), а вМУП«Липец- кое пассажирское автотран- спортное предприятие» не прошли соответствующее обучение уполномоченные по охране труда. Затем профсоюзные техинспекторы проверили Добровский, Куликовский, Ленинский,Донской, Задон- ский лесхозы. Опять начнем с хорошего: везде разработа- ны инструкции по охране труда, правильно оформля- ются журналы вводного инструктажа, своевременно проводятся инструктажи повторные. Отметили инс- пекторы и наличие колдого- воров, икрасочные, с выдум- кой оформленные уголки охраны труда… Однако не удалось избежать лесхозам некоторых существенных нарушений. В четырех хозяйствах не проводилась аттестация ра- бочих мест (исключение здесь — Задонский лесхоз). В Куликовском и Донском лесхозахне обученыуполно- моченные по охране труда. В том же Куликовском и За- донском лесхозах средства- ми индивидуальной защиты работники обеспечены не в полном объеме, а в послед- нем не выдается молоко на работах, связанных с вред- ными условиями труда. Заметим, что в этоммате- риале мы опустили замеча- ния, связанные с эксплуата- цией производственного оборудования, которых инс- пекторы сделали немало. По результатампроверок исполкомом Федерации профсоюзов Липецкой об- ласти принято постановле- ние, направленное на устра- нение выявленных наруше- ний и на их профилактику. Алексей КОЛБАСКО. é ı ‡Ì‡ Ú Û‰‡ Чего недосмотришь оком, Ì ‚ ˚ ¯ÎÓ · ˚ ÔÓÚÓÏ ‡·ÓÚÌËÍ‡Ï ·ÓÍÓÏ Как и в любой солидной организации, в Федерации профсоюзов области существует план работы, в том числе и график проверок состояния охраны труда и промышленной безопасности на предприятиях области. Согласно этому графику технической инспекцией ФПЛО были проверены 4 предприятия автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и 5 лесхозов. Сегодня «Мы» расскажем о результатах этих проверок. Ç ÚÂÏÛ Не секрет, что строительная отрасль является одной из наиболее травмоопасных, об этом «Мы» неоднократно рассказывали, приводя примеры несчастных случаев на объектах строительства в нашей области. Собственно, это и немудрено, ведь работают строители часто на высоте, с грузоподъемными механизмами и так далее. При этом пострадавшими, как ни странно, становятся не только работники без опыта, но и люди с очень большим стажем. У последних причина, чаще всего, выражается в самонадеяннос- ти: например, зачем, поднимаясь на высоту, надевать страховочный пояс? Он ведь, по мнению работника, будет только мешать. «Человек я опытный, обойдусь и без страхов- ки», — раз за разом проносится в мыслях. В результате — несчастный случай. Еще один фактор: в строительную отрасль все больше привлекается иностранных рабочих. Поэтому сегодня вводится новая система, согласно которой каждый новичок должен пройти предварительную подготовку к условиям работы в нашей стране. К при- меру, в Красноярске готовится программа, определены базовые основы и мероприятия для обучения иностранных рабочих. Планируется и набор штата переводчиков, хотя вопро- сы охраны труда разрабатываются… в картинках. Таким образом, считают разработ- чики, они будут более доходчивы для всех. Численностьработников, занятых намалыхи средних предприятиях всех отраслей экономики, по экспертным оценкам, составляет около 14 миллионов человек. Это 19 процентов всего экономи- чески активного населения России. В то же время охват профсоюзным членством работников этих предпри- ятий составляет не более 5 процентов. Отсутствиепрофсоюзных организаций и коллектив- ных договоров на предпри- ятиях малого и среднего предпринимательстваделает работников практически незащищенными. В резуль- тате именно в этой сфере до- пускаютсямассовыенаруше- ния законов о труде. Наиболее острая из про- блем, по мнению Фроловой, — оплата труда. Официаль- ный уровень заработной платынамалыхпредприяти- ях крайне низок. Основная часть денег выплачивается «в конвертах». Теневая зарплаталишает работников полноценного социального, пенсионного страхования, различных выплат, связан- ных с оплатой больничного листка, отпуска. Неучтен- ные выплаты заработной платы ставят работников в полнуюзависимость от рабо- тодателя, поскольку их раз- мер не регламентируется никакими официальными документами. Другая проблема, как считает зампред ФНПР, — многочисленные нарушения трудовых прав наемных ра- ботников.Наибольшееколи- чество нарушений допуска- етсяповопросамзаключения и расторжения трудовых договоров, режима рабочего времени и времени отдыха. На малых и средних пред- приятиях нередко грубо на- рушают нормы и правила безопасности труда, что при- водит к высокому уровню производственного травма- тизма — он в 2,5 раза выше общероссийских показате- лей. Как профсоюзы могут помочь в решении этих про- блем?Прежде всего, говорит ТатьянаФролова, через кол- лективныйдоговор, который закрепляет основные обяза- тельства работодателя по вопросам оплаты и условий труда, рабочего времени и времени отдыха, выплаты пособий и компенсаций и многим другим. Татьяна Леонидовна из- ложила основные цели про- екта: отработка методики созданияпрофсоюзныхорга- низацийнамалыхи средних предприятиях, подготовка специалистов-организато- ров, разработка агитацион- но-пропагандистских мате- риалов. Кроме того, ФНПР рассчитывает, что пилотный проект поможет объединить усилия всех отраслевых профсоюзов, действующих в этой сфере экономики. Реализация пилотного проекта предусматривает три этапа. Первый этап — подготовительный. Онвклю- чает сбор информации о предприятиях, на которых нет профсоюзных организа- ций, проведениепереговоров с социальными партнерами, разработку методических материалов по созданию профсоюзныхорганизацийи вовлечению работников в профсоюз, подготовку групп организаторов, которые бу- дут непосредственно зани- маться этой работой. Второй этап—основной, этопракти- ческая работа по созданию профсоюзных организаций. Итретий этап завершающий — подведение итогов реали- зации проекта, обобщение и распространение опыта. Участниками проекта уже проведен мониторинг предприятий малого и сред- него предпринимательства, действующих в регионах, социально-экономического положения работников, на- личияколлективныхдогово- ров, нарушенийв социально- трудовой сфере, норм, охра- нытруда, состояния профсо- юзного членства. По итогам мониторинга определены предприятия, где можно создать профсоюзные орга- низации. Ведутсяактивныеперего- воры с работодателями по решению социально-трудо- вых вопросов работников, проблемы малых предпри- ятий обсуждаютсяна заседа- ниях региональных трехсто- ронних комиссий. Так, на- пример,вНижнемНовгороде рассмотрен вопрос «О созда- нии благоприятных условий для развития малого пред- принимательствакакосновы увеличения в Нижегородс- кой области объемов произ- водства и расширения заня- тости населения», в Туле — «О состоянии условий и ох- раны труда в организациях малого и среднего бизнеса». В региональные трехсторон- ние соглашениявключаются статьи и пункты по подде- ржке малого предпринима- тельства, обеспечению усло- вий для создания профсоюз- ных организаций. В Свердловской области между профсоюзами, влас- тьюиработодателямималого и среднего бизнеса подписа- но соглашение, которое охва- тывает весь комплекс трудо- вых отношений (зарплата, соцгарантии, охрана труда и так далее, вплоть до регули- рования заемного труда). Соглашение весьма облегча- ет работу профсоюзных пер- вичекнамалыхпредприяти- ях: фактически у них есть на руках готовый документ, и бороться надо уже за то, что- бы работодатель к нему при- соединился. Как заметила Татьяна Фролова, сейчас начался этап практической работы, когда профсоюзные органи- заторыидутнапредприятия, встречаются с работниками, объясняют , как чере з профсоюз они могут решить свои проблемы, помогают в создании организации. Подготовил Кирилл МИХАЙЛОВ. ïÓ Ó¯Â ‰ÂÎÓ Профсоюз бизнесу не помеха é‰Ì‡ÍÓ Ï‡Î ˚ Â Ë Ò Â‰ÌËÂ Ô Â‰Ô Ë fl ÚË fl Ì ÒÔ¯‡Ú ÒÓÁ‰‡‚‡Ú¸ Ô ‚˘ÍË «Мы» уже информировали наших читателей о том, что в России начата реализация пилотного проекта по созданию профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего предпринимательства. Пока этот процесс идет в 12 регионах. О том, как он движется, газете «Трибуна» рассказала заместитель председателя ФНПР Татьяна Фролова. èÓ ÏË ÌÓÏÛ ÔÛÚË Коллективный адвокат í‡Í ÏÓÊÌÓ Ó ı ‡ ‡ÍÚ ËÁÓ‚‡Ú¸ Ô ÓÙÒÓ ˛ Á ‚ ̇¯Â ‚ ÂÏ fl Профсоюзы всего мира имеют имидж консерваторов. Все ждут от них в основном неприятностей в виде забастовок, голодовок, акций протеста и так далее. Хотя роль профсоюза можно сравнить, говоря образно, с ролью своего рода печени в обществе. Как бы то ни было, но когда наш организм съест что-то не то, печенка сразу же ему напомнит об этом. Вот так же действуют и профсоюзы по отношению к «общественному организму». Направления деятель- ности профсоюзов четко оп- ределены законодательс- твом, где на них возложены определенные функции, направленные на защиту социально-трудовых и про- фессиональных прав и инте- ресов работников. Сегодня профсоюзу уже недостаточ- но для достижения своих целей только массовых ак- ций протеста, крайние из которых — забастовки, хотя, конечно, и они остают- ся в активе. Главными те- перь оказываются, так ска- зать, меры профилактики — текущая, планомерная работа. Как профессиональные переговорщики профсоюз- ные работники должны ра- ботать с органами власти, работодателями, с людьми, которые принимают реше- ния, затрагивающие интере- сы членов профсоюза. И не только давить на них, а при- водить доводы, которые смогли бы убедить другую сторону. Поэтому на протя- жении последних лет серь- езное внимание уделяется вопросам повышения уров- ня квалификации кадров профсоюзов, привлечению в структуры специалистов высокого класса как в сфере образования, так и в облас- тях права, политологии, экономики, охраны труда. Властямиработодателям трудно работать с профсою- зами, потому что они задают немало вопросов, а на мно- гие проблемы имеют свою точку зрения. Однако разум- ные руководители извлека- ют из общения с профсоюз- ными работниками доста- точно много пользы. Как, например, из проверок, на- правленных на соблюдение трудового законодательства, организуемых профсоюза- ми, о которых наш выпуск постоянно пишет ( см. мате- риал на этойже странице ). В процессе таких рейдов выявляются сотни наруше- ний трудовых прав работни- ков. Этиже проверки, кроме профилактики нарушений, являются практическим результатом для многих работников, таккакпример- но одна треть нарушений прав работниковможет быть устранена непосредственно в процессе самой проверки. Профсоюз априори дол- жен делать все возможное, чтобы интересы работников не были ущемлены при реа- лизации любого проекта. Именно поэтому профсоюз- ные представители прини- мают самое активное учас- тие в работе различных экс- пертных комиссий. Да, се- годнявсе большепоявляется общественныхорганизаций, собраний, ассоциаций и иже с ними. Профсоюз же доро- жит каждым своим членом и осознает, что только бла- годаря авторитету, профес- сиональному мастерству люди будут ему доверять. Все же профсоюз — это сис- темообразующая организа- ция, не бюро добрых услуг, а, скорее, коллективный адвокат. Кстати, власть и работодатели во всех разви- тых странах осознают важ- н о с т ь о с уще с т в л е н и я профсоюзами своей миссии, поэтому проводят дополни- тельное их финансирование согласно нормативам и в зависимости от количества членов профсоюзов, что у нас наблюдается далеко не часто. Алексей КОЛБАСКО. ëÂ„Ó‰Ì fl ‚ ‚ ˚ ÔÛÒÍÂ: = éÒÚ‡ÌÓ‚ËÚ¸ ˆÂÌÓ‚ÓÈ ·ÂÒÔ Â‰ÂΠ̇ ÚÓÔÎË‚Ó = èËÎÓÚÌ ˚ È Ô ÓÂÍÚ îçèê = é·Î‡„‡ ˛ ÚÒ fl ÎË Ì‡ÎÓ„‡ÏË ÔÓ‰‡ ÍË? = çËÍÓÎ‡È ã‡ ËÌ: ‰Û¯‡ ÔÓÁ‚‡Î‡ ̇ ‡„ „‡ÚÌ ˚ È = èÓ‰ ‡·ÓÚ͇ ̇ ÒÚÓ ÓÌ = äÓ„‰‡ ÔÓÂÁ‰Í‡ ‚ „Ó Ó‰ÒÍÓÏ Ú ‡ÌÒÔÓ ÚÂ Ô Â‚ ‡ ˘ ‡ÂÚÒ fl ‚ Ô ˚ ÚÍÛ = Ç ÒÚ ‡Ì‡ ı Ö‚ ÓÔ ˚ ‡ÒÚÂÚ ÔÂÌÒËÓÌÌ ˚ È ‚ÓÁ ‡ÒÚ = ꇷÓÚÓ‰‡ÚÂÎË Ë Ô ÓÙÒÓ ˛ Á ı ÓÍÍÂËÒÚÓ‚ êÓÒÒËË ÔÓ‰ÔËÒ‡ÎË Òӄ·¯ÂÌË = óÚÓ Ó·ÒÛʉ‡ÎË ‡·Ó˜Ë 100 ÎÂÚ Ì‡Á‡‰ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz