Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

22 августа 2008 г., № 162 (23290) 2 Образование, устремленное в будущее ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Урок ведет преподаватель русского языка и литературы школы № 1 г. Чаплыгина Алла Седых — одна из лучших учителей области. — Евгений Николаевич, как теперь будет происхо- дить закупка учебной лите- ратуры? Чего ждать родите- лям и ученикам? —Уверен, что новая схе- ма приобретения учебников имеет много плюсов. К при- меру, такое понятие, как “льготные категории” при получении книг уходит в прошлое. Сейчас учебника- ми должныбыть обеспечены все учащиеся. За счёт чего это произойдет? Школа, по- лучая деньги на каждого ученика, сама будет решать, сколько потратить на учеб- ники, какие именноиздания нужно закупить. При этом учитываются конкретные потребностиучебного заведе- ния, учителей-предметни- ков. Кроме того, школа мо- жет напрямую связаться с издательством и приобрести необходимые книги в доста- точном количестве. Но пос- кольку это слишкомхлопот- но для школы и не совсем удобно для издательств — они ведь работают с больши- ми объёмами, — то закупки по заявкам школ будут про- изводиться через муници- пальные органыуправления образования: роно, департа- мент, управление. Для срав- нения, раньше было так: об- ластной бюджет выделял управлению образования некую сумму — каждый год разную, но с такимрасчетом, чтобы обеспечить учебника- ми учеников-льготников. Управление закупало на неё книги, а потом, в соответс- твиис заявками, распределя- ло учебникипошколам.При этом учителя всегда стара- лись делать заказы с запа- сом. В итоге получали всё равно меньше, истинная потребность в учебниках ос- тавалась неизвестной. Изда- тельства тоже не имели чёт- ких ориентиров, а им выгод- неенедопечатать, чемвыпус- тить лишнюю продукцию. Новая схема обеспечения учебниками должна внести ясность во все эти отноше- ния. — Значит ли это, что те- перь родителине будут поку- пать учебники за свой счёт? — В принципе, и сейчас можно вытащить старые потрепанные изданияиобес- печить ими всех. Но вряд ли это устроит и родителей, и учителей. Управление обра- зования и науки Липецкой области начиная с 1998 года поставляло учебники шко- лам, причем не в малых ко- личествах. Ведь льготники — это сорок–пятьдесят про- центов от общего числа уча- щихся в школах Липецка, и до девяноста процентов — в некоторыхрайонах.Вбибли- отеках книги есть. Но доку- пить всё сразу за один год просто нереально. И потом, появляются новые учебные программы, иучительможет выбрать тот комплекс, кото- рого нет вшкольной библио- теке. Хотя теперь школы будут более взвешенно под- ходить к выбору учебников. Если педагог доказал свою компетентность высокими результатами в обучении — пожалуйста, эксперименти- руй, иди дальше. Если нет, то будь добр, научись снача- ла работать с тем, что есть. Откровенно плохих учебни- ков нет, как нет и идеаль- ных. — Однако цены на учеб- ники каждый год растут и, пожалуй, быстрее, чемдохо- ды многих родителей… — Да, каждый год цена поднимаетсяпроцентов при- мернона двадцать-тридцать. Издательства ссылаются на дорожание расходных мате- риалов, на рост стоимости экспертизы. Ведь прежде чем попасть в федеральный перечень (а только из него школы могут выбирать кни- ги), учебник проходит ряд жестких проверок. Его оце- нивают и с методической точки зрения, и с санитар- ной. Контролируются и со- став бумаги, краски, и раз- мер, вид шрифта, вес книги, и ещё оченьмногое. Доходит дотого, чтопсихологиоцени- вают цветовую гамму карти- нок. Поэтому, кстати, при том огромном количестве учебников, которые сейчас пишут, в перечень попадают немногие. Вообще, издатель- ствам выгодно, чтобы учеб- ники покупали как можно чаще. Для этого они идут на некоторые хитрости.Напри- мер, в новом переиздании учебника, по сравнению со старым, может не совпадать нумерация страницилиодно упражнение заменено на другое... — К сожалению, хитрят не только издательства. Пе- риодически появляются но- вые сообщения о «нелегаль- ных» учебниках. Не так давно в Москве выявили крупнуюпартиюконтрафак- тной продукции... —Желающих заработать научебникахмного, ноневсе готовыобеспечить достойное качество продукции. Конт- рафакт появляется разными способами. Например, кол- лективтипографиинатойже бумаге, что выбрало изда- тельство, той же краской простопечатаетнелегальный тираж. Это ещё самое без- вредное, так как в этом слу- чае потеринесёт только само издательство. Обычно же заказ размещается на абсо- лютно“левых”типографиях, которые выпуском учебни- ков, быть может, никогда и не занимались.Иматериалы при этом используют те, ко- торые подешевле, а о безо- пасности их никто не дума- ет. —Ашколымогут сэконо- митьи закупить учебникипо дешевке на том же рынке? — Подобным образом экономить школы точно не будут, так как они отвечают за здоровье своих учеников. Ученикпроводитнадучебни- ком довольно длительное время в течение учебного года. Отсюда и такие жёст- кие санитарные требования к материалам, из которых сделанучебник.Авотвкруп- ных сетевых магазинах, ко- торые являются официаль- нымипредставителямиизда- тельств,школывполнемогут приобретатьдлясебяучебни- ки, если это будет для них удобно и выгодно. Беседовала Софья ВОБЛИКОВА. ÄÍÚۇθÌÓ Цена… бесплатного учебника É·‚ÌÛ ˛  Óθ ‚ Ó·ÂÒÔ˜ÂÌËË Û˜Â·ÌÓÈ ÎËÚ  ‡ÚÛ  ÓÈ ·Û‰ÂÚ Ë„  ‡Ú¸ ҇χ ¯ÍÓ· До сих пор их бесплатное получение было гарантировано лишь ученикам льготных категорий. Остальным же, как правило, приходилось приобретать учебные пособия за свой счет. И вот сейчас в школе грядут перемены: переход отрасли на нормативно- подушевое финансирование. Изменится ли при этом обеспечение образовательных учреждений учебниками? Об этом мы поговорили с заместителем директора центра информационных технологий и ресурсного обеспечения образовательного процесса Евгением ПИНДЮРИНЫМ. (Окончание. Начало на 1-й стр.) — Закрытие малокомп- лектных школ в области тоже напрямую связывают с про- цессом модернизации обра- зования. Обеспокоенность общественности по этому поводу вполне объяснима. Чем вызвана эта малоприят- ная процедура и всегда ли она оправданна? — Закон «Об образовании» четко определяет главную зада- чу школы — дать качественное образование. К сожалению, есть ряд школ, училищ, коллед- жей, где не могут выполнить это требование. Причины — слабая материальная база и от- сутствие квалифицированных кадров. По нашим данным, се- годня в области полторы тысячи педагогов преподают одновре- менно три и более предметов. О каком-то качестве изложения материала в такой ситуации го- ворить не приходится. А резуль- тат… В школе села Порой Доб- ровского района расходы на одного ученика превышают 62 тысячи рублей в год при норме в 15-30 тысяч. Два выпускника 2008 года сдавали обязатель- ные ЕГЭ по русскому языку и математике. Оценки — две двойки и две тройки— наглядно иллюстрируют качество обуче- ния. Естественно, мириться с таким положением дел мы не можем. Еще один пример: се- годня на каждого ученика в год выделяется 540 рублей на учеб- ный инвентарь — карты, глобу- сы, химреактивы... Давайте прикинем. Если в школе 50 уче- ников, то сумма получится 27 тысяч рублей. Что купишь на эти деньги? Только средненький компьютер. А ведь нужны спе- циальные предметные кабине- ты, мастерские. В школе, где 300 учеников, на эти цели мож- но потратить 162 тысячи руб- лей, это цена приличного муль- тимедийного комплекса. Пре- имущества концентрации уче- ников в современных, хорошо оборудованных школах с силь- ным педагогическим коллекти- вом очевидны. Скажу сразу, уп- равление образования и науки не собирается закрывать мало- комплектные школы приказами сверху. Никакого «черного спис- ка» не существует. Решение должно приниматься на мест- ном уровне, обдуманно и взве- шенно, после обсуждения с ро- дительской общественностью, как и положено по закону. В каждом районе должна быть четкая программа оптимизации образовательной сети, где про- писаны этапы ее реализации — что будет закрываться, а что от- крываться. В прошлом году было закрыто 40 школ наполня- емостью в среднем до 10 уча- щихся, уже подготовлены доку- менты по закрытию еще 20 сельских школ. Некоторые шко- лы прекратят свое существова- ние самостоятельно, из-за от- сутствия учеников. Тревожит то, что руководители муниципали- тетов идут по самому легкому пути оптимизации, закрывая школы начального уровня. Мы не одобряем такой подход. Ре- форма должна коснуться в пер- вую очередь средних и основ- ных школ, поскольку требова- ния к материальной базе в средних и старших классах го- раздо выше. Это вовсе не озна- чает, что помещения таких школ должны быть наглухо закрыты для детей. Сейчас остро стоит вопрос нехватки загородных лагерей, почему бы муниципа- литетам не создать в бывших школах условия для отдыха де- тей, открыть кружки и секции? Все прекрасно понимают, что без новых современных школ нельзя развиваться, дви- гаться вперед. Завершается строительство двух средних школ — в селе Девица Усманс- кого района на 250 учеников и в селе Александровка Елецкого района на 951 ученическое место. Проводится капиталь- ный ремонт в 40 школах, а теку- щий ремонт идет практически повсеместно. Уверен, ребята, которые из малокомплектных школ попали в более крупные, скоро оценят свои новые воз- можности. — С каждым годом в силу демографической ситуации в школах области становит- ся все меньше учеников. А как обстоит дело с педагога- ми? Было время, когда из-за низкой зарплаты молодежь после педагогических вузов не стремилась попасть в школу. Удалось ли решить эту проблему сегодня? Что делается для улучшения ма- териального стимулирова- ния педагогов? — Действительно, учеников становится меньше с каждым годом. С 2001 года их количес- тво уменьшилось на 34 процен- та, школ стало меньше на 16 процентов, а число педагогов сократилось на 13 процентов. Сегодня в 561 школе области обучаются более 105 тысяч уча- щихся, работают 12,8 тысячи учителей. На одного учителя приходится в среднем 8 учени- ков (нормальный плановый по- казатель — 11). Наполняемость в классах городских школ — 21 учащийся, сельских школ — де- вять. Практически в 50 школах педагогов и обслуживающего персонала больше, чем обуча- ющихся детей. И, как я говорил ранее, это вовсе не повышает качество образования, а наобо- рот. По итогам ЕГЭ в среднем по области качественное обра- зование по русскому языку по- лучили 51,7 процента выпуск- ников, по математике — 61,3 процента. В среднем по облас- ти 9,7 процента выпускников этого года не получили знаний в рамках образовательного стандарта по математике и 8,4 процента — по русскому языку. Такое положение дел нас не может устраивать. Школам нужны квалифицированные учителя, ведь анализ результа- тов ЕГЭ показывает, что одни и те же дети учатся у разных пе- дагогов по-разному. Скажем, по русскому у ребенка 2 или 3, а по математике 4 и 5. Такие факты не единичны. С уравни- ловкой в оплате труда педаго- гов пора заканчивать. Мы сто- им на пороге введения отрас- левой системы оплаты труда, которая будет более гибко, чем тарифная система, реагиро- вать на вклад каждого педагога в дело обучения и воспитания учеников. При этой системе ре- альные доходы педагогов зна- чительно возрастут. Считаю, что качественно работающий учитель должен получать се- годня не менее 20 тысяч руб- лей. И, думаю, это вскоре будет осуществимо. Правда, идея распределения надтарифного фонда внутри коллектива в со- ответствии с рейтингом вызы- вает неприятие у значительной части педагогов. Многие по- прежнему хотят получать, а надо учиться зарабатывать. В одной школе, к примеру, за подготовку открытого урока платят 100 рублей, в другой ты- сячу. Один педагог за руко- водство кабинетом получает 150 рублей, а другой — пять- сот, хотя уровень оснащеннос- ти кабинетов одинаков. К со- жалению, примеров, когда средства надтарифного фонда используются по принципу «де- лить поровну, чтобы никого не обидеть», еще много. И это в корне неправильно. Нужно со- здать в школе для педагогов конкурентоспособную среду, только так можно увеличить контингент учащихся, стремя- щихся к качественным знаниям. Еще один момент, который меня волнует, — дисбаланс структуры кадров. В сфере об- разования растет число адми- нистративно-управленческого и обслуживающего персонала, непосредственно не связанно- го с оказанием образователь- ных услуг. Излишняя числен- ность персонала приводит к снижению зарплаты работни- ков образования, которая и так составляет всего 55 процентов от средней по экономике. Поэ- тому важнейшая задача для ру- ководителей муниципальных органов власти и директоров школ — оптимизация штатов. Кадровые проблемы, безу- словно, есть. Учительство ста- реет, нужны молодые, энергич- ные, инициативные педагоги. Не хватает учителей ино- странного языка, информати- ки, есть сложности с препода- вателями ОБЖ. Ежегодно райо- ны отправляют нам заявки по 10-12 человек. Вакансии есть, чтобы решить проблемы обра- щались к учителям начальных классов (демографическая си- туация ударила по ним в пер- вую очередь), чтобы они полу- чили вторую специальность — преподавателя иностранного языка. На инязе ЛГПУ специ- ально открыли заочное отделе- ние. Но такой возможностью воспользовались лишь едини- цы. Педагоги еще во многом продолжают жить стереотипа- ми, а жизнь меняется быстрее, чем учительское сознание. Чтобы быть успешным, нужно идти в ногу со временем. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ, редактор отдела образования и культуры «Липецкой газеты». «Школа должна быть конкурентоспособной» íӘ͇ Á  ÂÌË fl é脇 äÄêíÄòéÇÄ: «Учусь у своих учеников» Ольга Сергеевна Карташова — педагог с тридцатисемилетним стажем. Двадцать один год работает в липецкой гимназии №64: сначала просто учителем, теперь — заместителем директора. В этом году стала одной из победительниц приоритетного национального проекта «Образование». О модернизации Очень важно, что иностранный язык стал одним из приоритет- ных направлений в школьном образовании. В гимназии № 64 изу- чение языков поставлено действительно на серьёзную основу. Еще двадцать лет назад мы ввели раннее обучение иностранному языку, а с 1994 года — изучение второго языка в среднем и стар- шем звене. Это даёт много плюсов. У ребёнка появляется больше шансов при поступлении в вуз. Тем самым мы успешно решаем проблемы, связанные с всеобщим увлечением английским. Если этот язык нужен ребёнку для общего развития, если он не идёт затем в гуманитарный класс, то что мешает взять его как второй в пятом классе? А начать можно с французского или немецкого. Уровень подготовки по всем языкам достаточно высокий. Мы участвуем в разных программах, по которым наши ученики выез- жают на стажировку за границу. В Германию, к примеру, за год в среднем порядка десяти человек ездит. В этом году конкурсное тестирование, дающее право на поездку, прошли дети из матема- тического класса, изучающие немецкий как второй язык. Я и де- тям, и родителям говорю: чем меньше специалистов по какому-то языку, тем более они востребованы. Вот в городе сейчас очень большой интерес к итальянскому. Спрашивают, нельзя ли ввести его преподавание, хотя бы в виде платной услуги? Но специалис- тов нет. Кстати, может быть, пора в нашем педуниверситете от- крыть соответствующее отделение и готовить учителей итальянс- кого? Уверена, без дела бы они не остались. О молодых кадрах Сегодня много говорят о том, что все проблемы — из-за низ- кой зарплаты педагогов. Я так не думаю. Конечно, это было дав- но, но когда мы шли в пединститут, то просто не представляли себе другой профессии, где могли бы самореализоваться. Все мои однокурсники работали в школе. Разумеется, была разна- рядка. Но дело не только в ней. Десять лет, пока сидела за пар- той, перед моими глазами были настоящие наставники, педагоги. И сегодня у ребят есть хорошие примеры. Но многое измени- лось, появились такие профессии, о которых мы и не знали. Вы- бор стал больше. И когда сейчас к нам на практику приходят сту- денты, то некоторые из них сразу говорят: мол, зачем нам вся эта методика, мы в школу всё равно никогда не пойдём. Но, с другой стороны, к нам два года назад пришла молодая учительница. Прекрасно работает, с полной отдачей, хотя часов у неё очень много. Ни разу не была на больничном, несмотря на то, что у неё есть малыш. И компьютером занимается, новые технологии внед- ряет. Думаю, из школы она уже не уйдет. О деньгах Нормативно-подушевое финансирование у меня пока вызыва- ет много вопросов. Я и проект читала, и коэффициенты видела, но вот, например, с «иностранцами» непонятно: какой будет оплата их труда, если они работают только с частью класса. Если зарпла- та уменьшится, то тогда действительно пойдёт отток учителей. Причём это касается и тех, кто ведёт информатику, физкультуру, технологию. Вот это беспокоит, несмотря на то, что наша гимназия находится в несравненно лучшем положении, чем многие школы. Кстати, с германскими школами мы обмениваемся не только учениками, но и преподавателями. Немцы всегда восхищались на- шей методикой, разнообразием уроков, тем, как мы это всё дела- ем за такую зарплату. Не хочу голословно утверждать, что там учи- теля получают необыкновенно высокие доходы — расходы ведь там тоже велики. Отмечу лишь такую особенность: в Германии оп- лата труда зависит ещё и от уровня подготовки педагога. Есть пре- подаватели начальной школы, есть — среднего звена, причём до седьмого класса, есть учитель восьмых — десятых классов. И по- том уже идёт старшая ступень, где преподаватель уже не просто учитель, а доктор. Чем выше уровень подготовки учителя, тем больше он получает и тем меньше, кстати, у него нагрузка. Воз- можно, нечто подобное появится вскоре и у нас: мы ведь перехо- дим на двухуровневое высшее образование. Мне кажется такой подход более верным, чем увеличивать оплату вслед за растущим количеством часов. Уверена, если нагрузка учителя больше 22—24 часов в неделю, качество его работы неизбежно будет страдать. О главном «Дети стали невыносимыми, работать с ними невозможно»… Наверное, мы просто забываем, какими сами были. Да, совре- менные дети другие. Они живут в новом обществе. Увеличилось информационное пространство, потому у них больше общих зна- ний. И я у них учусь. Вот, например, блоги — что это такое? Семи- классники мои: «Ой, это элементарно». Нет, говорю, это для вас просто, а вы мне объясните. Так что мы взаимно обогащаемся. Сравнивала наших учеников и немецких. Конечно, атмосфера в школах отличается. Мы вот больше поругиваемся на наших де- тей, а они это воспринимают как должное. А там этого нет. Дети просто не поймут. Более свободная обстановка. Но в то же время я не видела, чтобы ребёнок, например, пользовался сотовым те- лефоном на уроке. Ученики старшего звена гораздо больше на- целены на учёбу, чем наши ребята. Там, если ребёнок выступает с докладом, его все слушают, вопросы задают, порой даже переби- вая. Живой интерес. Может, это зависит от иной системы образо- вания: в старшем звене занятия идут не по классам, а по спецкур- сам. Надеюсь, что ЕГЭ в этом плане подстегнёт и наших деток. Подготовила Елена МОСКАЛЕНКО. ãˉ  ˚ «Успешность школы— труд немалый...» äÓ„‰‡ ÔÓÒÚÓ fl ÌÌ ˚ È Ú‚Ó  ˜ÂÒÍËÈ ÔÓËÒÍ ÒÚ‡ÌÓ‚ËÚÒ fl ÌÓ  ÏÓÈ ÊËÁÌË В этой школе есть многое из того, что ещё совсем недавно можно было отнести исключительно к научно- популярной фантастике. Компьютеры и вся необходимая оргтехника на рабочих местах учителей, современный кабинет для занятий информатикой, тренажеры с датчиками, измеряющими температуру тела и пульс, микроскопы с электронной начинкой... В новом учебном году в строй вступят два интерактивных класса. Скоро появятся и беспроводная связь, которая соединит в единую сеть все школьные компьютеры, и новая мебель: регулируемые по высоте столы, стулья, одноместные рабочие места для начальной школы. Содержание учебного процесса в этой школе и его результа- ты тоже интересны. Более десяти лет здесь ведётся раннее обу- чение иностранному языку, информатике. В старших классах — профильное обучение, которое помогает восьмидесяти процен- там выпускников поступать в вузы, причём по выбранному в шко- ле направлению. Восемьдесят три процента ребят получили на ЕГЭ этого года по математике баллы, соответствующие «четвёр- ке» и «пятёрке». По русскому такие результаты показали 66,5 процента одиннадцатиклассников, при этом одна выпускница набрала сто баллов. Есть при школе детский сад, куда берут де- тей с полутора лет и где, например, действует изостудия, прово- дятся занятия по иностранному языку. Всё это происходит не в столичном лицее, и даже не в областном центре, а в обычной средней школе села Вторые Тербуны Тербунского района. — Денег никогда не бывает много. Результаты у нас есть, вот и захотели вновь попытать счастье. Знали, что нас ждет, как это ответственно, сложно, тем не менее сомнений особых не было, — директор школы Александр Понарьин рассказывает, почему тербунские учителя решили повторно участвовать в конкурсе общеобразовательных учреждений приоритетного национально- го проекта «Образование». В 2006 году школа уже была победительницей конкурса. В этом ей вновь удалось подтвердить статус одного из лучших об- разовательных учреждений России и получить свой второй мил- лион рублей в качестве главного приза. Как тербунцам это уда- лось? Да просто здесь задолго до всяких реформ и нацпроектов поняли: жизнь — это движение вперёд. Много лет педагоги учас- твовали в различных экспериментах, в том числе в республикан- ских. Началось всё в 1991 году, когда школа стала победительни- цей последнего всесоюзного конкурса «Школа года». Звание обязывало — постоянный творческий поиск стал нормой школь- ной жизни. Специалисты областного института развития неделя- ми жили тут, изучая опыт работы тербунских учителей. — Так мы и «дозрели» до нацпроекта. Победы в нём очень по- могли нам материально. Но не только. Это вообще подняло нас на новую ступеньку в развитии, придало смелости — учителя ведь люди ранимые. Коллектив окончательно сплотился, стал единой командой. Разумеется, поддерживать столь высокий уро- вень непросто. Но сейчас такое время, что если выбиться из этой колеи, остановиться, то крах неминуем, — продолжает Алек- сандр Иванович. В пример он приводит судьбу соседних школ. В этом году за- крылась Дубровская девятилетка. Теперь тринадцать её бывших учеников будут ездить во Вторые Тербуны — благо есть и школь- ный автобус, и хороший водитель. На днях девочка из другой школы, ещё действующей, принесла документы — хочет пере- вестись. Сестра опередила её на год. И они не единственные: более двадцати ребят из других сел и деревень учатся во Вторых Тербунах. Всего же в школе сто шестьдесят учеников. Но демог- рафический кризис девяностых уже не первый год опустошает школьные коридоры. — В этом году выпустили двадцать ребят. Набрали в первый класс восемь. Такое соотношение сохранится ещё лет шесть. Цифры страшные. Но в соседних сёлах еще хуже, — отмечает директор. Вот и получается, что за каждого ребёнка школа должна бо- роться. Александру Понарьину категоричность не свойственна, но он однозначно уверен: дать настоящее знание и воспитание ребенку можно только в полноценном коллективе. — Я не могу себе представить класс, в котором два ученика, — говорит он. — Это обкрадывает — во всех смыслах — и детей, и учителей. Мы долго убеждали родителей из Дубровской шко- лы, что их дети ничего не потеряют, а только приобретут, перейдя к нам. Приглашали к себе, показывали наши презентации, запи- си концертов, мероприятий. Так у взрослых глаза округлялись, они просто не представляли, что такое может быть в школе. Но есть у ситуации и другая сторона — оставшиеся без рабо- ты учителя. Об этом Александр Иванович говорит без лишних эмоций, но видно, что проблема волнует его по-настоящему. — Страшно представить себя на месте уволенного учителя. Это ведь не только его беда. Уход преподавателя плохо действу- ет и на учеников, и на тех учителей, которые продолжают рабо- тать, создаёт нездоровую атмосферу. Власти не должны бросать тех, кто оказался в таком положении, обязательно нужно помо- гать им. Правда, не всё так просто. Я вот, например, предлагал некоторым учителям из закрывшейся школы прийти к нам. Отка- зались. Боятся нового, боятся, что не справятся. Волнуются и родители перешедших в новую школу детей — вдруг отстанут, не освоят всё сразу. Всё-таки обучение в родной школе было проще, никаких там языков иностранных или инфор- матики со второго класса. Учителя тербунские их успокаивают: будем заниматься больше, подтянем. И им нельзя не поверить, ведь свой страх перед новым они давно научились преодолевать. Поэтому и детский сад при школе открыли, и высшая квалифика- ционная категория у половины педколлектива имеется, и прези- дентский грант учителя выигрывали, и школьный сайт на област- ном конкурсе признан лучшим. И новое финансирование — нор- мативно-подушевое — здесь ждут, а не боятся. — Ждем, что зарплата должна вырасти где-то до двенадцати тысяч, — делится мнением Понарьин. — Сейчас у нас в среднем учитель десять с лишним тысяч получает. Кроме того, в прошлом году на образовательном форуме обещали, что лучшим школам надтарифный фонд будет увеличен. Сейчас по-прежнему урав- ниловка: всем по 39 процентов. Надеюсь, положение изменится и мы сможем платить учителю действительно по результатам. Это правильно: победил твой ученик в олимпиаде, конкурсе, ещё где-то — получи больше. Разумеется, есть и проблемы. Вот, к примеру, на президент- ские гранты учебно-материальную базу обновили, а техническое состояние школы оставляет желать лучшего: оконные блоки сгнили, кровля требует ремонта. Но область обещала помочь, так что во Вторых Тербунах ждут очередной миллион из региональ- ного уже бюджета. Или взять вопрос профориентации. Да, зна- ния во Вторых Тербунах дают хорошие — прямая дорога в вуз. А вернутся ли потом ребята в родное село? — Это проблема комплексная, труднорешаемая, — размыш- ляет Понарьин. — Нужно создать такие условия, чтобы ребенок, получив прекрасное образование, имел потом стимул — и мате- риальный, и психологический, — чтобы остаться в селе. Рабочие места — их же нет. Вот говорят: закроют школу — умрёт село. Но причина, мне кажется, в другом. Когда работы нет, тогда и пусте- ют деревни. А школа — это уже следствие. Школа должна давать крепкие знания, и с этим мы вроде бы справляемся. А сделать так, чтобы общество эффективно пользовалось плодами нашего труда, в одиночку мы не сможем. * * * «Впечатление, производимое школою, очень хорошее. Счи- таю учителя достойным денежной награды за успешность школы, достигнуть чего — труд не малый при большом количестве уче- ников и при отсутствии законоучителя». Эти слова взяты из ха- рактеристики работы Тербунской школы, с которой начинается история и школы Вторых Тербунов, за 1884 год. Как видим, боль- ше века назад трудности были другие: учеников много, учителей — мало. Но тербунские педагоги не опускали рук, кропотливо со- здавая свою историю образования. Со многими её страницами можно познакомиться, прочитав сборник очерков, составленный и вышедший в школе Вторых Тербунов. Книгу, как и школьную га- зету «Восхождение», отличает профессионализм в оформлении и содержании. И это не только подтверждает широкие возмож- ности той материальной базы, что появилась в учебном заведе- нии после побед в нацпроекте. Там, где помнят о своих истоках, где день вчерашний помогает достигать успеха в сегодняшнем, — там есть уверенность и в будущем. Ольга ПОНОМАРЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz