Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
21 АВГУСТА 2008 ЧЕТВЕРГ №31 (371) О Ю 3 Беларусь —Россия III Аркадий Медведев МОСКВА 65 лет Победы в Курской битве Завтра в Курске начинаются праздничные мероприятия честь победы в Сталинградской и Курской битвах. 23 августа основные торжест ва пройдут на мемориале «Курс кая дуга». Здесь состоятся воз ложение венков и цветов к Моги ле Неизвестного Солдата, памят нику маршалу Г. К. Жукову, ми тинг, парад войск Курского гар низона, ветеранов Великой Оте чественной войны , кадетов , МЧС, школы милиции, В новом храме Георгия Победоносца пройдет торжественный моле бен. На базе министерства по чрезвычайным ситуациям состо ится фронтовой обед для участ ников Курской битвы, ветеранов Великой Отечественной войны. Торжества также состоятся на Красной площади Курска. Жите ли и' гости областного центра смогут увидеть здесь марш-па рад духовых оркестров, празд ничный концерт с участием твор ческих коллективов области и звезд российской эстрады. А за вершится праздничный день са лютом и фейерверком. В РАМКАХ юбилея вчера в Курс ком госуниверситете открылась Международная научно-практи ческая конференция с участием бывших сынов полков Великой Отечественной войны. Также под Курском проходит "Ч Международный слет юных за щитников Родины «Орлята огнен ной земли». В нем участвуют бо лее 150 человек из всех бывших республик Советского Союза, в том числе, конечно, из Беларуси, а также из Израиля, Сербии, Польши. На 22 августа заплани рованы торжественное собрание в Курском драматическом театре им. А.С. Пушкина и праздничный концерт для ветеранов. Кроме того, в Курск прибудет автопро бег, организованный Централь ным советом РОСТО (ДОСААФ) и Федеральным агентством по фи зической культуре и спорту в Вот такая «сессия» Окончание. Начало на стр. I Первый секретарь Гродненс кого областного комитета БРСМ Юрий Алексей не скрывает удов летворения тем, как активно и ин тересно начался слет: — Хотя студенты Гродно и Мос квы встречаются на Августовском канале лишь второй раз, у нас уже у с тановили сь тесные связи . Дважды наши ребята отдыхали в московских лагерях, теперь мы с удовольствием принимаем гос тей. Надеюсь, российским юно шам идевушкам у нас понравится, они обретут здесь новых друзей. Очевидно, что соглашение о раз витии сотрудничества между Гродненским областным исполни тельным комитетом и префекту рой Северо-Западного админист ративного округа Москвы не оста лось на бумаге. Наш совместный студенческий слет — тому под- тверходение. Белорусское гостеприимство по достоинству оценили и руково дители российской делегации — председатель Московской облас тной организации «Молодая гвар дия» Вагран Карапетян и предсе- [ датель Молодежного студенчес кого совета Северо-Западного округа Дмитрий Бирюков. Осо бенно они были в восторге от экс курсии на теплоходе по Августов скому каналу. Два десятка кило метров пути (именно такую протя женность имеет эта водная арте рия по Беларуси) по живописным местам, от шлюза «Домбровка» до «Немново», вызывали только положительные чувства. — Постараюсь, чтобы студен ты Москвы и Гродно почаще встречались, — сказал Д. Бирю ков. — Нам здесь, на Августовс ком канале, все нравится. А глав ное, мы все подружились. В нояб ре ждем белорусскую делегацию в Москву, на студенческий фести валь «Золотой дождь». Впереди участников белорусс ко-российского слета ждет нема ло интересного — от дружеского вечера у костра до посещения фабрики мороженого. Особняком стоит экскурсия в Жировичский Свято-Успенский собор — право славную святыню Беларуси. За вершится встреча в воскресенье подведением итогов. Разве это провинция? Белорусские воспитанники россиянки Титовой увлеченные Ольга Кисляк МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ О « с в о и х ДЕТЯХ» Тамара Нико лаевна Титова из Горок— неболь шого городка в Могилевской об ласти — может рассказывать долго и с упоением. — Здесь мы мягкие игрушки шьем, — показывает она комнату, где полно очаровательных медве жат, зайчат, лебедей и прочей плюшевой живности. — Здесь молодежь занимается: на базе нашего районного молодежно подростково го центра создан клуб общения «Забота», чтобы люди с ограниченными возмож ностями не чувствовали себя оторванными от жизни... Есть при центре и клуб «Интеллектуал», ребята играют в «Что? Где? Ког да?», «Брейн-ринг», призовые места на областных и республи канских турнирах завоевывают... Своими белорусские ребята для Тамары Николаевны стали одиннадцать лет назад. Когда се мья Титовых из Астрахани пере бралась в Горки, Тамара Никола евна первым делом пошла в райисполком и прямо с порога озадачила начальника отдела по делам молодежи: «Есть идея, чем занять школьников и студентов (молодежи в Горках много — здесь расположена Белорусская государственная сельскохозяйс твенная академия , в которой учатся не только ребята из разных уголков Беларуси, но и из России, дальнего зарубежья), давайте со- здадиммолодежно-подростковый центр». В то, что люди туда потя нутся, Титова не сомневалась. Педагог по образованию (окончи ла Гурьевский пединститут), до переезда в Беларусь она возглав ляла подростковый центр «Им пульс» в Астрахани, с детьми ра ботать любила и умела. Районные власти идею подде ржали, выделили помещение, по могли с ремонтом, покупкой мебе ли, оборудования. Сегодня в цент ре, который, подобно астраханс кому, тоже называется «Импульс», занимается молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, всего более трех тысяч человек. — Двери открыты для всех, — говорит Тамара Николаевна. — На игры, тренинги, конкурсы, за нятия в школе семьи постоянно приходят новые посетители — школьники, студенты, рабочая молодежь. А вот в кружок мягкой игрушки желающих отбираем по конкурсу, поскольку за свой труд школьники получают деньги от районного центра занятости. О сделанном одиннадцать лет назад выборе, о том, что перееха ла сюда на постоянное место жи тельства, Тамара Николаевна не жалеет. Родом из Омска, она жила в разных странах: Литве, Туркме нистане, Казахстане. «В Беларуси отец строил нефтепровод «Друж ба», мы здесь, в Горках, три года когда-то прожили», — вспоминает Титова. Тут же Тамара Николаевна познакомилась с будущим мужем. Она тогда училась... в пятом клас се средней школы. Как только окончила седьмой, отца перевели в Литву. И долгих 7 лет Тома с Ми шей общались исключительно по переписке. Первая любовь оказа лась крепкой. Когда Михаилу ис полнилось 19 лет, он собрал чемо дан и рванул к любимой. До пере езда в Горки молодая семья жила в Астрахани. Когда дети подросли (их у Титовых двое— дочь Элана и сын Руслан), Тамара и Михаил ре шили: «Пора перебираться в Бела русь». — В молодости хотелось пере мен, — признается Тамара Нико лаевна. — Тем более что вся родня разъехалась: мои родственники живут на Украине, Мишины — в Беларуси. Мучительных сомнений не было, на семейном совете пос тановили: вернемся туда, где ро дилось наше чувство, — в малень кий аккуратный белорусский го родок. Да и детям там наверняка понравится. Так и вышло. «Беларусь — наша земля, как и Россия, — гово рят Титовы. — Корни у нас и там, и тут прочные...» Тамара Титова со своими воспитанниками из «Импульса». Звезда пленительного театра В свои 60 народный артист России Игорь Костолевский по-прежнему влюблен Елена Каледина МОСКВА ОН ИЗ ТЕХ, кого нынче встретить редко. Из той реликтовой людс кой породы, которая зовется ко- мильфо. Перевод с французско го на русский заземлен, пресен — приличный. В оригинале же звучание колоритнее. О таких хочется воскликнуть: шикарный, совершенный! В Игоре Костолев ском на этом шике нет ни малей шей тени от величия, тем более снобизма. Он абсолютно досту пен, открыт и даже, кажется, на ивен, хотя скорее все же роман тичен. Таков он и в ролях, в кото рых чувствуются его профессио нальное стремление к совер шенству и человеческая испове- дальность. Окончив ГИТИС на курсе Ан дрея Александровича Гончаро ва, Костолевский сразу же был принят мастером в руководимый им Театр имени Маяковского. Но ранняя его зве зда взошла в кино. То чувство, которое тогда наверняка испытал начинающий актер, — в названии знаменито го фильма: «Звезда пленитель ного счастья» Владимира Моты ля, где он сыграл декабриста Ивана Анненкова. — Кажется, только за это, Игорь, наиважнейшим для себя из этих двух искусств вы должны считать кино? — Конечно, большинство зри телей знают меня по «Звезде пленительного счастья», «Безы мянной звезде», «Тегерану-43» и далее по списку. Тем не менее если со мной что-то и произошло в творческом плане, то это глав ным образом благодаря театру. Потому что именно в театре ты имеешь возможность расти, раз виваться, действительно быть актером. А в кино, как правило, развиваться трудно. В кино чаще эксплуатируют твой типаж, и в нем легко заштамповаться. — Нс ведь ваша театральная судьба складывалась тяжелехонько. Ген- чаров вас хсть и приветил, но играть почти ничего не давал. — Андрею Александровичу я благодарен, во-первых, зато, что он меня взял, а во-вторых, за то, что не выгнал. Потому что после первого курса он меня выгонял за профнепригодность. Гончаров имел особенность на актеров орать. А я к этому был не особен но приучен и оттого стал слиш ком зажатым — каждый выход на сцену был для меня суровой пыткой. У меня абсолютно не было силы воли и веры в себя. А Гончаров их во мне развил. — А мне кажется, чте Гсичарвв не давал вам хеду, чтебы заземлить вас пссле блистательней «Звезды» . — Да-да, он ревновал меня к «Звезде». Не отпускал снимать ся. А после фильма у Гончарова был шок. Он ходил за мной и го ворил только одно: «Не ожидал, не ожидал...» — Каким чудесным сбразом вы, вчерашний студент, пспали в заме чательную картину к замечательнс- му режиссер]^ — Когда я заканчивал ГИТИС, меня позвали на «Ленфильм» в картину «Врача вызывали?». И там меня благополучно не утвер дили. Но когда ассистентка вела меня по коридору, я увидел таб личку с надписью: «Звезда пле нительного счастья». « А что это за фильм?» — спросил я. «О де кабристах, — ответила ассис тентка . — Снимает режиссер Мотыль». И тут я брякнул: «Я там буду сниматься» . Просто так брякнул — молод, нахален был, в мыслях легкость была необыкно венная. И тут же про это забыл. А потом приезжаю на свои первые гастроли в Новосибирск и полу чаю телеграмму от Мотыля, в ко торой он зовет меня попробо- ваться в «Звезде». Оказалось, ассистентка ему про меня рас сказала. Приехал к Мотылю, он дал мне сценарий. Роль для меня в нем была очень маленькая, я решил, что играть мне нечего, и отказался. Владимир Яковлевич все-таки уговорил попробовать. Вообще-то я мало подходил под эту роль, потому что был скован. Но внешне очень походил на Ан ненкова. А для Владимира Яков левича как историка это было важно. Перед съемками Мотыль мне сказал: «Смотри, все зави сит от тебя: можешь все выиг рать, а можешь проиграть». А если учесть, что в фильме снима лась такая блестящая плеяда, ка к Смо ктуновский , Баталов, Янковский, Купченко, Бондарчук, Шикульска, проигрывать мне не хотелось. — Во всех ваших фильмах ваши партнеры — сплошь звездные. Как работается лри таком «освещении»? Не появляется ли тщеславного же лания взять да и кого-то из великих переиграть? — Никогда. Мне бы свое сде лать. И вообще я за ансамбле- вость. Ненавижу такое: я посере дине, все по бокам. Люблю, когда у меня сильные партнеры, они дают возможность мне расти. — К «Звезде» вернемся. Образ ва шего героя , как ореолом, овеян изу мительной музыкой романса Окуд жавы и Шварца «Кавалергарда век н ед о л о г . . .» . Слышала, что именно вы вдохновили на него Булата Шал вовича. — Да. Дело было так: я говорю Мотылю: «А почему кавалергард не скачет верхом?» — «Умеешь?» — «Нет». — «Ну иди научись». Я пошел в конную школу и научился. Потом говорю: «А почему кава лергард без романса?» Надо за метить, что Мотыль, Окуджава и Шварц дружили, но периодически находились в ссоре. Так вот Мо тыль мне отвечает: «Я разругался с Булатом. Если хочешь, позвони ему и предложи». Дал мне его те лефон. А я Окуджаву знал только по его песням. Но набрался храб рости. Звоню: «Булат Шалвович, я такой-то артист, играю в таком-то фильме такую-то роль. Не могли бы вы написать к ней романс?» — «Ну расскажите мне про вашу роль». Рассказал. Окуджава ве лел позвонить послезавтра. Зво ню. И он мне: «Игорь, вы так хоро шо мне рассказали, что я все на писал». Думаю, лукавил: этот ро манс у него уже был. — Актерский век схож с веком ка валергарда? Недолог и потому так сладок? — Это как судьба распоря дится. Думаю , актер с кий век заканчивается тогда, когда при ходит безразличие, причем не — Несмотря на непростую судьбу в Маяковке, вы — 35 лет на ее сцене. Верность театру — от такого , на мой взгляд, присущего вам качества, как верность самому себе? — Может быть. По-моему, Че хов сказал : «Искать счастье в перемене мест — большая глу пость. Все перемены происходят внутри тебя». У меня было много возможностей и оснований уйти. Я уходил. В начале лихих 1990-х ушел в свободное плавание, по тому что в театре для меня ниче го не было, залы пустовали, а надо было выживать . И мне предложили поучаствовать в международном, как сейчас мод но говорить, проекте — норвеж цы, швейцарцы и американцы ставили «Орестею» Эсхила со швейцарским режиссером Фран суа Роша. Играл на английском, французском и норвежском, при чем не зная языков, а просто за- у ч и в а я т е к с т . Ещ е о д н у «Орестею» играл у Петера Штай на. , — Вы свободно проплавали шветь лвт. Что же вас вывело на свет род ного «Маяка »? — Я просто очень люблю сце ну Маяковки, ее зрительный зал. Мне всегда нравились люди те атра, его атмосфера. В нашем театре при всей его именитости было очень мало склок, преда тельства. Наверное, это объяс няется тем, что театром руково дил мощный и властный человек. Чувствую себя человеком, который взял кредит, и его нужно отдать. связанное с переутомлением. Слава бо гу , моя творче с кая жизнь продолжается. И я наде юсь, что что -то со мной еще произойдет. — А как произошло, что вы, два года отучившись в Московском ин- жвнврно-строитвльном институте, вдруг рванули в театральный? — Виновата моя первая лю бовь. Она преклонялась перед гуманитарным образованием, считала, что я похож на Есенина, а потому меня непременно возь мут в актеры. И я пошел посту пать в Школу-студию МХАТ. И, конечно, провалился. На экзамен почему-то явился в плаще. И от зажима начал перед комиссией раздеваться: снял плащ, пиджак, рубашку начал расстегивать. И кто-то из экзаменаторов проро нил: «Молодой человек, вы разве в баню пришли?» Опомнившись, я прочитал две строчки: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» и ретировался. Но на выходе мне предложили: «Если так уж хоти те, поступайте на будущий год». Во мне заиграло самолюбие. Год ходил по театрам, действительно увлекся и поступил во все теат ральные вузы. который всех держал, а все стоя ли в обороне против него, и это объединяло. — Говоря о кино и театре, у вас по лучается так; любишь больше то , что завоевать труднее? — Для меня важно быть хоро шим артистом , то есть макси мально знать свою профессию. Не боюсь играть разные роли. Не боюсь, что зритель меня не таким увидит и не воспримет. Я готов рисковать, понимая, что только так можно вперед двинуться, — Вот так и рискнули Плюшкина в «Мертвых душах» сыграть. А во вто ром акте явили совершенно проти воположный образ светлейшего князя. Но когда вы Плюшкиным на сцене появляетесь, по залу недо уменный шепоток проползает: «Н е ужто Костолевский? Может, заме на?» — Вопрос ведь не в том, чтобы загримироваться так, что тебя мама родная не узнает. Вопрос в том, чтобы понять непонятное. Плюшкина ведь всегда играли, обличая как , цитирую Гоголя, «прореху на человечестве». А я всегда думал, почему. И пони ■ Игорь Костолевский: Мой лозунг — «Вперед и выше1» мал, что все внешние штучки на чнут работать только когда най дешь суть, боль, горе почувству ешь, Ведь Плюшкин — несчаст ный брошенный старик, который когда-то был рачительным поме щиком. Но у него умерла жена, одна дочь сбежала со щтабс-рот- мистром , другая умерла, сын вместо того, чтобы поступать на государеву службу, улизнул в полк. Я таких Плюшкиных очень много сегодня вижу: в метро, в переходах, на вокзалах. Поэтому мгГе смеяться над горем моего персонажа совсем неохота. — От Плюшкина к вашему князю пе рейдем. Когда в последней сцене вы читавте монолог о том , что пора «всякому из нас восстать против не правды», зал , кажется, перестает дышать. А кто-то из зрителей, слы шала, спросил; «Неужели это Го голь , а не сам Костолевский напи сал?» Услышат ли ваш клич те , « у кого еще есть в груди русское серд це» и понятно сколько-нибудь слово «благородство»? — К сожалению, ценности XIX века, на которых нас классики воспи ты вали : бла городство , честь, достоинство, ответствен ность за свои слова и сердце, стремительно уходят. Хотел бы верить в просветление, но сейчас люди в основном уже привыкли жить совсем по другим законам, с другими ценностями, которые не мо гу даже ценностями на звать. И когда во главу всего ста вят успешность, а успешность эквивалентна деньгам и гламуру, это ужасно. — Вы стали знаменитым в застой ные советские времена. Как чувс твуете себя в лихие либеральные российские? — Кто-то из знаменитостей сказал: «Вот такие плохие вре мена» — говорят рабы и холопы. Времена всегда плохие. А вот ка кими мы их сделаем, зависит от нас. — От вас слышала: «Театр живет не по законам жизни. В нем все проис ходит вопреки. Потому что театр сам по себе чудо» . А в мистику искусст ва верите? Ведь в вашей жизни по добное случилось дважды. Ваш Ан ненков женился на француженке Полине Гобль. А вы — на французс кой актрисе Консуэло до Хавиланд. Анненков выступал против Алексан дра I , а вы сыграли Александра в международном сериале «Война и мир». — Кстати, когда мы снимали «Звезду», Мотыль мне говорил: «Вот станешь постарше, сыгра ешь Александра». Так и вышло. А в мистику искусства верю. Ког да ты долго и напряженно о чем- то думаешь, происходит матери ализация твоей мысли. — о двух из этих случаев расскажи те. Сначала, конечно, о женщине — вашей жвнв. — С Консуэло мы познакоми лись на спектакле «Арт» в театре Пушкина. Она была эмиссаром Авиньонского фестиваля в Моск ве. И в это же время репетирова ла у Валеры Фокина. Ни «Звез ды», ни других моих фильмов Дуся не видела. Но зато на мое 50-летие подарила мне звезду, названную моим именем, — сер тификат, выданный соответству ющим швейцарским департа ментом. Мы вместе 10 лет. — Консуэло, как и Полина ,после довала за вами хотя и не в руднико вую Сибирь, но в суровую Москву. — Мы все время живем в Мос кве. А недавно Консуэло стала официальным представителем РЖД в Париже. — Как это? — Два года назад, когда пада ли самолеты, Дуся хотела при ехать ко мне на день рождения и вспомнила, что есть еще и поезд. Но выяснилось, что поезда «Па риж — Москва» нет. Потому что у русских-де плохие вагоны. Она возразила. «Вот будете офици альным представителем РЖД, — ответили ей, — тогда и погово рим». Консузло приехала в Моск ву, пошла к Якунину и получила мандат лредставителя. — А как было с Александром? — Когда я снимался в Америке в сериале «Шпионские игры», ко мне подошел продюсер итальянс кой студии и рассказал про проект «Война и мир». Спросил, кого бы я хотел там играть. Я, памятуя о пророчестве Мотыля, сразу отве тил: «Александра». Вообще я рад, что принял участие в этом проек те, потому что столкнулся с очень хорошим режиссером, трогатель но любящим Россию. Такого тре петного отношения к Толстому, к нашей культуре вообще давно не встречал. Нам бы так относиться к своему богатству. — Если бы в вашей жизни случи лась только «Звезда» , оставались бы жизнью довольны? — Нет, это мне непонятно. После «Звезды» на меня обру шилась бешеная популярность. Но я чувствовал себя человеком, который взял кредит, и его нужно отдать. Вот с этим ощущением до сих пор и живу. — Ваш кинодобют состоялся в зна менитом фильме Станислава Рос тоцкого « А зори здесь тихие» , где вы играли друга одной из героинь. Всего лишь эпизод. Ни единого сло ва . Но как пронзителен в этом се кундном видении ваш взгляд! А что для вас вообще эпизод в жизни? Бывало ли , что какой-то пустяко вый случай потом оборачивался судьбой? — Такой эпизод и связал меня с Театром имени Маяковского. Мне было лет 16. С моей первой любовью мы бродили по Москве в поисках уединения. И проходи ли мимо Маяковки. Пошел дождь. И я не только не зная, что это за театр, да и вообще в театрах бы вавший раза два, предложил де вушке: «Пойдем». Купили деше венькие билеты, сели на галерку. И дальше я помню только какой- то помост и какого-то высокого артиста, который потрясающе танцевал. Ничего остального не помню, потому что мы весь спек такль процеловались. И когда зажегся свет, к нам подошел ад министратор и предложил поки нуть зал за аморашьное поведе ние. Покидая зал, я оглядел сцену и на выходе произнес: «Какое же «г» этот ваш театр!» Вот вам и эпизод. В этом театре я проиграл 35 лет. А артист, который потря сающе танцевал, был Саша Ла зарев, мой любимый партнер. — Какой ваш жизнанный и творчес кий лозунг? — «Вперед и выше1» — И горь , поскольку нашу беседу прочтут в Беларуси, хотелось бы знать, что вас связывает с этой рес публикой? — Моя мама родилась в Минс ке, а я снялся в двух белорусских фильмах: в «Игре воображения» Михаила Пташука и в «Вечном муже» по Д остоевскому . Мне всегда нравился Минск, его спо койные доброжелательные люди. И вообще к Беларуси испытываю самые добрые чувства. — Актерство для вас — лицедейс тво? Или , перефразируя поэта: «А к тор в России больше, чем актор»? — Второе. Мне всегда было интересно не лицедействовать, а играть судьбу. Мне важнее, что бы не смеялись и не хлопали, а была бы вдумчивая тишина. Ког да зритель, может, тебя и не по нимает до конца, но задумывает ся, потому что ты с ним разгова риваешь как с близким. — Актор — это диагноз? — Это больше, чем диагноз. Это очень тяжелое хроническое, часто счастливое, заболевание. Инвесторам сделали предложение Окончание. Начало на стр. I С другой стороны. Республика Беларусь всегда была заинтере сована в кузбасском угле и алю минии, в изделиях из черного ме талла, в электрических машинах и в химической продукции. Куз басс же изначально рассчитывал на поставки «БелАЗов» на уголь ные разрезы, нуждался в резине, каучуке и автомобильных шинах, а также в мебели и в элементар ных товарах народного потребле ния. В 2007 году угледобывающие предприятия Кузбасса закупили 309 «БелАЗов», поставив своеоб разный рекорд по импорту авто мобильной техники. К слову, с участием белорусских бизнесме нов в Кузбассе было открыто че тыре совместных предприятия, которые начали заниматься тор говлей и сервисом автотранспор тных средств. Как пояснил руководитель бе лорусской делегации Владимир Короткий: «Нынешняя встреча — это очередной этап планирования на перспективу. Мы нацелены на дальнейшее сотрудничество, и я уверен, что переговоры будут но сить продуктивный характер». По словам советника президента бе лорусской Торгово-промышлен ной палаты Юрия Енина, увеличе ние объема импорта в российские регионы служит подтверждением экономического подъема Белару си. Это напрямую связано с изме нениями в банковской сфере, с освобождением от подоходного налога малых и средних предпри ятий, с льготным кредитованием бизнеса, с появлением свободных экономических зон в Республике Беларусь. «На нашу продукцию есть спрос. И это радует. Сегодня основными статьями экспорта в Россию являются машины и обо рудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, — пояснил Ю. Енин. — Куз басс же у нас покупает грузовые автомобили, шины и мебель. Мы готовы рассматривать вопрос о создании новых предприятий на территории Кемеровской облас ти, потому что условия, которые нам предлагают, заслуживают внимания». прямая речь Дмитрий Исламов, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: — Мы заинтересованы в даль нейшем развитии торгово-эконо мических отношений с Респуб ликой Беларусь. Более того, на деемся, что после нынешнего визита белорусской делегации в Кузбасс у нас появятся совмест ные инвестиционные проекты. Напомню, Кемеровская область взяла курс на диверсификацию. В огне границы нет Лесхозы соседних областей сообща борются с пожарами и браконьерами регионы Ирина Менделева МОГИЛЕВСК — СМОЛЕНСК ПРИГРАНИЧНЫЕ лесхозы Кли- мовичского и Шумячекого райо нов Могилевской и Смоленской областей сотрудничают не пер вый год. Сообща проще охранять леса от пожаров, бороться с бра коньерами, не говоря уж о техни ческой помощи. К примеру, в России охрана лесов возложена на МЧС. Поэтому собственной техники в Шумячеком лесхозе немного. Но если понадобится, россияне могут рассчитывать на белорусских коллег. В Климо- вичском лесхозе— три пожарные машины плюс пятитонная бочка с водой. Сейчас наличие такого резер ва особенно важно. Жара и сушь стоят по обе стороны границы. Поэтому пожары — головная боль как белорусских, так и рос сийских лесников. И те, и другие, заметив огонь на соседней тер ритории, тут же спешат сообщить об этом коллегам. А потом обяза тельно помогают в его тушении. Благодаря этому уже дважды удавалось локализовать лесные пожары. В первый раз горело 20 соток леса, во второй — около 30. Но в большинстве случаев огонь и вовсе не успевал разго реться. — В з а и м о вы р у ч ка — это святое. Хоть и встречаемся с коллегами не чаще 2 — 3 раз в год, но благодаря совместной деятельности хорош о знаем друг друга, — говорит главный лесничий Климовичского лесхо за Сергей Кузнецов. Еще одна общая забота — борьба с браконьерами, с неза конными рубками леса. О подоз рительных людях, появившихся в приграничье, коллеги обязатель но докладывают друг другу. По рой это помогает спасти людей. Недавно белорусские охотники незаметно забрели на террито рию России и заблудились. Неиз вестно, каковы были бы последс твия, если бы не лесники. Довели до границы, показали дорогу до мой. Не однажды таким образом выручали россиян и белорусы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz