Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)

21 АВГУСТА 2008 ЧЕТВЕРГ №31 (371) О Ю 3 Беларусь —Россия III Аркадий Медведев МОСКВА 65 лет Победы в Курской битве Завтра в Курске начинаются праздничные мероприятия честь победы в Сталинградской и Курской битвах. 23 августа основные торжест­ ва пройдут на мемориале «Курс­ кая дуга». Здесь состоятся воз­ ложение венков и цветов к Моги­ ле Неизвестного Солдата, памят­ нику маршалу Г. К. Жукову, ми­ тинг, парад войск Курского гар­ низона, ветеранов Великой Оте­ чественной войны , кадетов , МЧС, школы милиции, В новом храме Георгия Победоносца пройдет торжественный моле­ бен. На базе министерства по чрезвычайным ситуациям состо­ ится фронтовой обед для участ­ ников Курской битвы, ветеранов Великой Отечественной войны. Торжества также состоятся на Красной площади Курска. Жите­ ли и' гости областного центра смогут увидеть здесь марш-па­ рад духовых оркестров, празд­ ничный концерт с участием твор­ ческих коллективов области и звезд российской эстрады. А за­ вершится праздничный день са­ лютом и фейерверком. В РАМКАХ юбилея вчера в Курс­ ком госуниверситете открылась Международная научно-практи­ ческая конференция с участием бывших сынов полков Великой Отечественной войны. Также под Курском проходит "Ч Международный слет юных за ­ щитников Родины «Орлята огнен­ ной земли». В нем участвуют бо­ лее 150 человек из всех бывших республик Советского Союза, в том числе, конечно, из Беларуси, а также из Израиля, Сербии, Польши. На 22 августа заплани­ рованы торжественное собрание в Курском драматическом театре им. А.С. Пушкина и праздничный концерт для ветеранов. Кроме того, в Курск прибудет автопро­ бег, организованный Централь­ ным советом РОСТО (ДОСААФ) и Федеральным агентством по фи­ зической культуре и спорту в Вот такая «сессия» Окончание. Начало на стр. I Первый секретарь Гродненс­ кого областного комитета БРСМ Юрий Алексей не скрывает удов­ летворения тем, как активно и ин­ тересно начался слет: — Хотя студенты Гродно и Мос­ квы встречаются на Августовском канале лишь второй раз, у нас уже у с тановили сь тесные связи . Дважды наши ребята отдыхали в московских лагерях, теперь мы с удовольствием принимаем гос­ тей. Надеюсь, российским юно­ шам идевушкам у нас понравится, они обретут здесь новых друзей. Очевидно, что соглашение о раз­ витии сотрудничества между Гродненским областным исполни­ тельным комитетом и префекту­ рой Северо-Западного админист­ ративного округа Москвы не оста­ лось на бумаге. Наш совместный студенческий слет — тому под- тверходение. Белорусское гостеприимство по достоинству оценили и руково­ дители российской делегации — председатель Московской облас­ тной организации «Молодая гвар­ дия» Вагран Карапетян и предсе- [ датель Молодежного студенчес­ кого совета Северо-Западного округа Дмитрий Бирюков. Осо­ бенно они были в восторге от экс­ курсии на теплоходе по Августов­ скому каналу. Два десятка кило­ метров пути (именно такую протя­ женность имеет эта водная арте­ рия по Беларуси) по живописным местам, от шлюза «Домбровка» до «Немново», вызывали только положительные чувства. — Постараюсь, чтобы студен­ ты Москвы и Гродно почаще встречались, — сказал Д. Бирю­ ков. — Нам здесь, на Августовс­ ком канале, все нравится. А глав­ ное, мы все подружились. В нояб­ ре ждем белорусскую делегацию в Москву, на студенческий фести­ валь «Золотой дождь». Впереди участников белорусс­ ко-российского слета ждет нема­ ло интересного — от дружеского вечера у костра до посещения фабрики мороженого. Особняком стоит экскурсия в Жировичский Свято-Успенский собор — право­ славную святыню Беларуси. За­ вершится встреча в воскресенье подведением итогов. Разве это провинция? Белорусские воспитанники россиянки Титовой увлеченные Ольга Кисляк МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ О « с в о и х ДЕТЯХ» Тамара Нико­ лаевна Титова из Горок— неболь­ шого городка в Могилевской об­ ласти — может рассказывать долго и с упоением. — Здесь мы мягкие игрушки шьем, — показывает она комнату, где полно очаровательных медве­ жат, зайчат, лебедей и прочей плюшевой живности. — Здесь молодежь занимается: на базе нашего районного молодежно­ подростково го центра создан клуб общения «Забота», чтобы люди с ограниченными возмож­ ностями не чувствовали себя оторванными от жизни... Есть при центре и клуб «Интеллектуал», ребята играют в «Что? Где? Ког­ да?», «Брейн-ринг», призовые места на областных и республи­ канских турнирах завоевывают... Своими белорусские ребята для Тамары Николаевны стали одиннадцать лет назад. Когда се­ мья Титовых из Астрахани пере­ бралась в Горки, Тамара Никола­ евна первым делом пошла в райисполком и прямо с порога озадачила начальника отдела по делам молодежи: «Есть идея, чем занять школьников и студентов (молодежи в Горках много — здесь расположена Белорусская государственная сельскохозяйс­ твенная академия , в которой учатся не только ребята из разных уголков Беларуси, но и из России, дальнего зарубежья), давайте со- здадиммолодежно-подростковый центр». В то, что люди туда потя­ нутся, Титова не сомневалась. Педагог по образованию (окончи­ ла Гурьевский пединститут), до переезда в Беларусь она возглав­ ляла подростковый центр «Им­ пульс» в Астрахани, с детьми ра­ ботать любила и умела. Районные власти идею подде­ ржали, выделили помещение, по­ могли с ремонтом, покупкой мебе­ ли, оборудования. Сегодня в цент­ ре, который, подобно астраханс­ кому, тоже называется «Импульс», занимается молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, всего более трех тысяч человек. — Двери открыты для всех, — говорит Тамара Николаевна. — На игры, тренинги, конкурсы, за­ нятия в школе семьи постоянно приходят новые посетители — школьники, студенты, рабочая молодежь. А вот в кружок мягкой игрушки желающих отбираем по конкурсу, поскольку за свой труд школьники получают деньги от районного центра занятости. О сделанном одиннадцать лет назад выборе, о том, что перееха­ ла сюда на постоянное место жи­ тельства, Тамара Николаевна не жалеет. Родом из Омска, она жила в разных странах: Литве, Туркме­ нистане, Казахстане. «В Беларуси отец строил нефтепровод «Друж­ ба», мы здесь, в Горках, три года когда-то прожили», — вспоминает Титова. Тут же Тамара Николаевна познакомилась с будущим мужем. Она тогда училась... в пятом клас­ се средней школы. Как только окончила седьмой, отца перевели в Литву. И долгих 7 лет Тома с Ми­ шей общались исключительно по переписке. Первая любовь оказа­ лась крепкой. Когда Михаилу ис­ полнилось 19 лет, он собрал чемо­ дан и рванул к любимой. До пере­ езда в Горки молодая семья жила в Астрахани. Когда дети подросли (их у Титовых двое— дочь Элана и сын Руслан), Тамара и Михаил ре­ шили: «Пора перебираться в Бела­ русь». — В молодости хотелось пере­ мен, — признается Тамара Нико­ лаевна. — Тем более что вся родня разъехалась: мои родственники живут на Украине, Мишины — в Беларуси. Мучительных сомнений не было, на семейном совете пос­ тановили: вернемся туда, где ро­ дилось наше чувство, — в малень­ кий аккуратный белорусский го­ родок. Да и детям там наверняка понравится. Так и вышло. «Беларусь — наша земля, как и Россия, — гово­ рят Титовы. — Корни у нас и там, и тут прочные...» Тамара Титова со своими воспитанниками из «Импульса». Звезда пленительного театра В свои 60 народный артист России Игорь Костолевский по-прежнему влюблен Елена Каледина МОСКВА ОН ИЗ ТЕХ, кого нынче встретить редко. Из той реликтовой людс­ кой породы, которая зовется ко- мильфо. Перевод с французско­ го на русский заземлен, пресен — приличный. В оригинале же звучание колоритнее. О таких хочется воскликнуть: шикарный, совершенный! В Игоре Костолев­ ском на этом шике нет ни малей­ шей тени от величия, тем более снобизма. Он абсолютно досту­ пен, открыт и даже, кажется, на­ ивен, хотя скорее все же роман­ тичен. Таков он и в ролях, в кото­ рых чувствуются его профессио­ нальное стремление к совер ­ шенству и человеческая испове- дальность. Окончив ГИТИС на курсе Ан­ дрея Александровича Гончаро­ ва, Костолевский сразу же был принят мастером в руководимый им Театр имени Маяковского. Но ранняя его зве зда взошла в кино. То чувство, которое тогда наверняка испытал начинающий актер, — в названии знаменито­ го фильма: «Звезда пленитель­ ного счастья» Владимира Моты­ ля, где он сыграл декабриста Ивана Анненкова. — Кажется, только за это, Игорь, наиважнейшим для себя из этих двух искусств вы должны считать кино? — Конечно, большинство зри­ телей знают меня по «Звезде пленительного счастья», «Безы­ мянной звезде», «Тегерану-43» и далее по списку. Тем не менее если со мной что-то и произошло в творческом плане, то это глав­ ным образом благодаря театру. Потому что именно в театре ты имеешь возможность расти, раз­ виваться, действительно быть актером. А в кино, как правило, развиваться трудно. В кино чаще эксплуатируют твой типаж, и в нем легко заштамповаться. — Нс ведь ваша театральная судьба складывалась тяжелехонько. Ген- чаров вас хсть и приветил, но играть почти ничего не давал. — Андрею Александровичу я благодарен, во-первых, зато, что он меня взял, а во-вторых, за то, что не выгнал. Потому что после первого курса он меня выгонял за профнепригодность. Гончаров имел особенность на актеров орать. А я к этому был не особен­ но приучен и оттого стал слиш­ ком зажатым — каждый выход на сцену был для меня суровой пыткой. У меня абсолютно не было силы воли и веры в себя. А Гончаров их во мне развил. — А мне кажется, чте Гсичарвв не давал вам хеду, чтебы заземлить вас пссле блистательней «Звезды» . — Да-да, он ревновал меня к «Звезде». Не отпускал снимать­ ся. А после фильма у Гончарова был шок. Он ходил за мной и го­ ворил только одно: «Не ожидал, не ожидал...» — Каким чудесным сбразом вы, вчерашний студент, пспали в заме­ чательную картину к замечательнс- му режиссер]^ — Когда я заканчивал ГИТИС, меня позвали на «Ленфильм» в картину «Врача вызывали?». И там меня благополучно не утвер­ дили. Но когда ассистентка вела меня по коридору, я увидел таб­ личку с надписью: «Звезда пле­ нительного счастья». « А что это за фильм?» — спросил я. «О де­ кабристах, — ответила ассис ­ тентка . — Снимает режиссер Мотыль». И тут я брякнул: «Я там буду сниматься» . Просто так брякнул — молод, нахален был, в мыслях легкость была необыкно­ венная. И тут же про это забыл. А потом приезжаю на свои первые гастроли в Новосибирск и полу­ чаю телеграмму от Мотыля, в ко­ торой он зовет меня попробо- ваться в «Звезде». Оказалось, ассистентка ему про меня рас­ сказала. Приехал к Мотылю, он дал мне сценарий. Роль для меня в нем была очень маленькая, я решил, что играть мне нечего, и отказался. Владимир Яковлевич все-таки уговорил попробовать. Вообще-то я мало подходил под эту роль, потому что был скован. Но внешне очень походил на Ан­ ненкова. А для Владимира Яков­ левича как историка это было важно. Перед съемками Мотыль мне сказал: «Смотри, все зави­ сит от тебя: можешь все выиг­ рать, а можешь проиграть». А если учесть, что в фильме снима­ лась такая блестящая плеяда, ка к Смо ктуновский , Баталов, Янковский, Купченко, Бондарчук, Шикульска, проигрывать мне не хотелось. — Во всех ваших фильмах ваши партнеры — сплошь звездные. Как работается лри таком «освещении»? Не появляется ли тщеславного же­ лания взять да и кого-то из великих переиграть? — Никогда. Мне бы свое сде­ лать. И вообще я за ансамбле- вость. Ненавижу такое: я посере­ дине, все по бокам. Люблю, когда у меня сильные партнеры, они дают возможность мне расти. — К «Звезде» вернемся. Образ ва­ шего героя , как ореолом, овеян изу­ мительной музыкой романса Окуд­ жавы и Шварца «Кавалергарда век н ед о л о г . . .» . Слышала, что именно вы вдохновили на него Булата Шал­ вовича. — Да. Дело было так: я говорю Мотылю: «А почему кавалергард не скачет верхом?» — «Умеешь?» — «Нет». — «Ну иди научись». Я пошел в конную школу и научился. Потом говорю: «А почему кава­ лергард без романса?» Надо за­ метить, что Мотыль, Окуджава и Шварц дружили, но периодически находились в ссоре. Так вот Мо­ тыль мне отвечает: «Я разругался с Булатом. Если хочешь, позвони ему и предложи». Дал мне его те­ лефон. А я Окуджаву знал только по его песням. Но набрался храб­ рости. Звоню: «Булат Шалвович, я такой-то артист, играю в таком-то фильме такую-то роль. Не могли бы вы написать к ней романс?» — «Ну расскажите мне про вашу роль». Рассказал. Окуджава ве­ лел позвонить послезавтра. Зво­ ню. И он мне: «Игорь, вы так хоро­ шо мне рассказали, что я все на­ писал». Думаю, лукавил: этот ро­ манс у него уже был. — Актерский век схож с веком ка­ валергарда? Недолог и потому так сладок? — Это как судьба распоря­ дится. Думаю , актер с кий век заканчивается тогда, когда при­ ходит безразличие, причем не — Несмотря на непростую судьбу в Маяковке, вы — 35 лет на ее сцене. Верность театру — от такого , на мой взгляд, присущего вам качества, как верность самому себе? — Может быть. По-моему, Че­ хов сказал : «Искать счастье в перемене мест — большая глу­ пость. Все перемены происходят внутри тебя». У меня было много возможностей и оснований уйти. Я уходил. В начале лихих 1990-х ушел в свободное плавание, по­ тому что в театре для меня ниче­ го не было, залы пустовали, а надо было выживать . И мне предложили поучаствовать в международном, как сейчас мод­ но говорить, проекте — норвеж­ цы, швейцарцы и американцы ставили «Орестею» Эсхила со швейцарским режиссером Фран­ суа Роша. Играл на английском, французском и норвежском, при­ чем не зная языков, а просто за- у ч и в а я т е к с т . Ещ е о д н у «Орестею» играл у Петера Штай­ на. , — Вы свободно проплавали шветь лвт. Что же вас вывело на свет род­ ного «Маяка »? — Я просто очень люблю сце­ ну Маяковки, ее зрительный зал. Мне всегда нравились люди те­ атра, его атмосфера. В нашем театре при всей его именитости было очень мало склок, преда­ тельства. Наверное, это объяс­ няется тем, что театром руково­ дил мощный и властный человек. Чувствую себя человеком, который взял кредит, и его нужно отдать. связанное с переутомлением. Слава бо гу , моя творче с кая жизнь продолжается. И я наде­ юсь, что что -то со мной еще произойдет. — А как произошло, что вы, два года отучившись в Московском ин- жвнврно-строитвльном институте, вдруг рванули в театральный? — Виновата моя первая лю­ бовь. Она преклонялась перед гуманитарным образованием, считала, что я похож на Есенина, а потому меня непременно возь­ мут в актеры. И я пошел посту­ пать в Школу-студию МХАТ. И, конечно, провалился. На экзамен почему-то явился в плаще. И от зажима начал перед комиссией раздеваться: снял плащ, пиджак, рубашку начал расстегивать. И кто-то из экзаменаторов проро­ нил: «Молодой человек, вы разве в баню пришли?» Опомнившись, я прочитал две строчки: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» и ретировался. Но на выходе мне предложили: «Если так уж хоти­ те, поступайте на будущий год». Во мне заиграло самолюбие. Год ходил по театрам, действительно увлекся и поступил во все теат­ ральные вузы. который всех держал, а все стоя­ ли в обороне против него, и это объединяло. — Говоря о кино и театре, у вас по­ лучается так; любишь больше то , что завоевать труднее? — Для меня важно быть хоро­ шим артистом , то есть макси ­ мально знать свою профессию. Не боюсь играть разные роли. Не боюсь, что зритель меня не таким увидит и не воспримет. Я готов рисковать, понимая, что только так можно вперед двинуться, — Вот так и рискнули Плюшкина в «Мертвых душах» сыграть. А во вто­ ром акте явили совершенно проти­ воположный образ светлейшего князя. Но когда вы Плюшкиным на сцене появляетесь, по залу недо­ уменный шепоток проползает: «Н е ­ ужто Костолевский? Может, заме­ на?» — Вопрос ведь не в том, чтобы загримироваться так, что тебя мама родная не узнает. Вопрос в том, чтобы понять непонятное. Плюшкина ведь всегда играли, обличая как , цитирую Гоголя, «прореху на человечестве». А я всегда думал, почему. И пони­ ■ Игорь Костолевский: Мой лозунг — «Вперед и выше1» мал, что все внешние штучки на­ чнут работать только когда най­ дешь суть, боль, горе почувству­ ешь, Ведь Плюшкин — несчаст­ ный брошенный старик, который когда-то был рачительным поме­ щиком. Но у него умерла жена, одна дочь сбежала со щтабс-рот- мистром , другая умерла, сын вместо того, чтобы поступать на государеву службу, улизнул в полк. Я таких Плюшкиных очень много сегодня вижу: в метро, в переходах, на вокзалах. Поэтому мгГе смеяться над горем моего персонажа совсем неохота. — От Плюшкина к вашему князю пе­ рейдем. Когда в последней сцене вы читавте монолог о том , что пора «всякому из нас восстать против не­ правды», зал , кажется, перестает дышать. А кто-то из зрителей, слы­ шала, спросил; «Неужели это Го­ голь , а не сам Костолевский напи­ сал?» Услышат ли ваш клич те , « у кого еще есть в груди русское серд­ це» и понятно сколько-нибудь слово «благородство»? — К сожалению, ценности XIX века, на которых нас классики воспи ты вали : бла городство , честь, достоинство, ответствен­ ность за свои слова и сердце, стремительно уходят. Хотел бы верить в просветление, но сейчас люди в основном уже привыкли жить совсем по другим законам, с другими ценностями, которые не мо гу даже ценностями на ­ звать. И когда во главу всего ста­ вят успешность, а успешность эквивалентна деньгам и гламуру, это ужасно. — Вы стали знаменитым в застой­ ные советские времена. Как чувс­ твуете себя в лихие либеральные российские? — Кто-то из знаменитостей сказал: «Вот такие плохие вре­ мена» — говорят рабы и холопы. Времена всегда плохие. А вот ка­ кими мы их сделаем, зависит от нас. — От вас слышала: «Театр живет не по законам жизни. В нем все проис­ ходит вопреки. Потому что театр сам по себе чудо» . А в мистику искусст­ ва верите? Ведь в вашей жизни по­ добное случилось дважды. Ваш Ан­ ненков женился на француженке Полине Гобль. А вы — на французс­ кой актрисе Консуэло до Хавиланд. Анненков выступал против Алексан­ дра I , а вы сыграли Александра в международном сериале «Война и мир». — Кстати, когда мы снимали «Звезду», Мотыль мне говорил: «Вот станешь постарше, сыгра­ ешь Александра». Так и вышло. А в мистику искусства верю. Ког­ да ты долго и напряженно о чем- то думаешь, происходит матери­ ализация твоей мысли. — о двух из этих случаев расскажи­ те. Сначала, конечно, о женщине — вашей жвнв. — С Консуэло мы познакоми­ лись на спектакле «Арт» в театре Пушкина. Она была эмиссаром Авиньонского фестиваля в Моск­ ве. И в это же время репетирова­ ла у Валеры Фокина. Ни «Звез­ ды», ни других моих фильмов Дуся не видела. Но зато на мое 50-летие подарила мне звезду, названную моим именем, — сер­ тификат, выданный соответству­ ющим швейцарским департа­ ментом. Мы вместе 10 лет. — Консуэло, как и Полина ,после­ довала за вами хотя и не в руднико­ вую Сибирь, но в суровую Москву. — Мы все время живем в Мос­ кве. А недавно Консуэло стала официальным представителем РЖД в Париже. — Как это? — Два года назад, когда пада­ ли самолеты, Дуся хотела при­ ехать ко мне на день рождения и вспомнила, что есть еще и поезд. Но выяснилось, что поезда «Па­ риж — Москва» нет. Потому что у русских-де плохие вагоны. Она возразила. «Вот будете офици­ альным представителем РЖД, — ответили ей, — тогда и погово­ рим». Консузло приехала в Моск­ ву, пошла к Якунину и получила мандат лредставителя. — А как было с Александром? — Когда я снимался в Америке в сериале «Шпионские игры», ко мне подошел продюсер итальянс­ кой студии и рассказал про проект «Война и мир». Спросил, кого бы я хотел там играть. Я, памятуя о пророчестве Мотыля, сразу отве­ тил: «Александра». Вообще я рад, что принял участие в этом проек­ те, потому что столкнулся с очень хорошим режиссером, трогатель­ но любящим Россию. Такого тре­ петного отношения к Толстому, к нашей культуре вообще давно не встречал. Нам бы так относиться к своему богатству. — Если бы в вашей жизни случи­ лась только «Звезда» , оставались бы жизнью довольны? — Нет, это мне непонятно. После «Звезды» на меня обру­ шилась бешеная популярность. Но я чувствовал себя человеком, который взял кредит, и его нужно отдать. Вот с этим ощущением до сих пор и живу. — Ваш кинодобют состоялся в зна­ менитом фильме Станислава Рос­ тоцкого « А зори здесь тихие» , где вы играли друга одной из героинь. Всего лишь эпизод. Ни единого сло­ ва . Но как пронзителен в этом се­ кундном видении ваш взгляд! А что для вас вообще эпизод в жизни? Бывало ли , что какой-то пустяко­ вый случай потом оборачивался судьбой? — Такой эпизод и связал меня с Театром имени Маяковского. Мне было лет 16. С моей первой любовью мы бродили по Москве в поисках уединения. И проходи­ ли мимо Маяковки. Пошел дождь. И я не только не зная, что это за театр, да и вообще в театрах бы­ вавший раза два, предложил де­ вушке: «Пойдем». Купили деше­ венькие билеты, сели на галерку. И дальше я помню только какой- то помост и какого-то высокого артиста, который потрясающе танцевал. Ничего остального не помню, потому что мы весь спек­ такль процеловались. И когда зажегся свет, к нам подошел ад­ министратор и предложил поки­ нуть зал за аморашьное поведе­ ние. Покидая зал, я оглядел сцену и на выходе произнес: «Какое же «г» этот ваш театр!» Вот вам и эпизод. В этом театре я проиграл 35 лет. А артист, который потря­ сающе танцевал, был Саша Ла­ зарев, мой любимый партнер. — Какой ваш жизнанный и творчес­ кий лозунг? — «Вперед и выше1» — И горь , поскольку нашу беседу прочтут в Беларуси, хотелось бы знать, что вас связывает с этой рес­ публикой? — Моя мама родилась в Минс­ ке, а я снялся в двух белорусских фильмах: в «Игре воображения» Михаила Пташука и в «Вечном муже» по Д остоевскому . Мне всегда нравился Минск, его спо­ койные доброжелательные люди. И вообще к Беларуси испытываю самые добрые чувства. — Актерство для вас — лицедейс­ тво? Или , перефразируя поэта: «А к ­ тор в России больше, чем актор»? — Второе. Мне всегда было интересно не лицедействовать, а играть судьбу. Мне важнее, что­ бы не смеялись и не хлопали, а была бы вдумчивая тишина. Ког­ да зритель, может, тебя и не по­ нимает до конца, но задумывает­ ся, потому что ты с ним разгова­ риваешь как с близким. — Актор — это диагноз? — Это больше, чем диагноз. Это очень тяжелое хроническое, часто счастливое, заболевание. Инвесторам сделали предложение Окончание. Начало на стр. I С другой стороны. Республика Беларусь всегда была заинтере­ сована в кузбасском угле и алю­ минии, в изделиях из черного ме­ талла, в электрических машинах и в химической продукции. Куз­ басс же изначально рассчитывал на поставки «БелАЗов» на уголь­ ные разрезы, нуждался в резине, каучуке и автомобильных шинах, а также в мебели и в элементар­ ных товарах народного потребле­ ния. В 2007 году угледобывающие предприятия Кузбасса закупили 309 «БелАЗов», поставив своеоб­ разный рекорд по импорту авто­ мобильной техники. К слову, с участием белорусских бизнесме­ нов в Кузбассе было открыто че­ тыре совместных предприятия, которые начали заниматься тор­ говлей и сервисом автотранспор­ тных средств. Как пояснил руководитель бе­ лорусской делегации Владимир Короткий: «Нынешняя встреча — это очередной этап планирования на перспективу. Мы нацелены на дальнейшее сотрудничество, и я уверен, что переговоры будут но­ сить продуктивный характер». По словам советника президента бе­ лорусской Торгово-промышлен­ ной палаты Юрия Енина, увеличе­ ние объема импорта в российские регионы служит подтверждением экономического подъема Белару­ си. Это напрямую связано с изме­ нениями в банковской сфере, с освобождением от подоходного налога малых и средних предпри­ ятий, с льготным кредитованием бизнеса, с появлением свободных экономических зон в Республике Беларусь. «На нашу продукцию есть спрос. И это радует. Сегодня основными статьями экспорта в Россию являются машины и обо­ рудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, — пояснил Ю. Енин. — Куз­ басс же у нас покупает грузовые автомобили, шины и мебель. Мы готовы рассматривать вопрос о создании новых предприятий на территории Кемеровской облас­ ти, потому что условия, которые нам предлагают, заслуживают внимания». прямая речь Дмитрий Исламов, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: — Мы заинтересованы в даль­ нейшем развитии торгово-эконо­ мических отношений с Респуб­ ликой Беларусь. Более того, на­ деемся, что после нынешнего визита белорусской делегации в Кузбасс у нас появятся совмест­ ные инвестиционные проекты. Напомню, Кемеровская область взяла курс на диверсификацию. В огне границы нет Лесхозы соседних областей сообща борются с пожарами и браконьерами регионы Ирина Менделева МОГИЛЕВСК — СМОЛЕНСК ПРИГРАНИЧНЫЕ лесхозы Кли- мовичского и Шумячекого райо­ нов Могилевской и Смоленской областей сотрудничают не пер­ вый год. Сообща проще охранять леса от пожаров, бороться с бра­ коньерами, не говоря уж о техни­ ческой помощи. К примеру, в России охрана лесов возложена на МЧС. Поэтому собственной техники в Шумячеком лесхозе немного. Но если понадобится, россияне могут рассчитывать на белорусских коллег. В Климо- вичском лесхозе— три пожарные машины плюс пятитонная бочка с водой. Сейчас наличие такого резер­ ва особенно важно. Жара и сушь стоят по обе стороны границы. Поэтому пожары — головная боль как белорусских, так и рос­ сийских лесников. И те, и другие, заметив огонь на соседней тер­ ритории, тут же спешат сообщить об этом коллегам. А потом обяза­ тельно помогают в его тушении. Благодаря этому уже дважды удавалось локализовать лесные пожары. В первый раз горело 20 соток леса, во второй — около 30. Но в большинстве случаев огонь и вовсе не успевал разго­ реться. — В з а и м о вы р у ч ка — это святое. Хоть и встречаемся с коллегами не чаще 2 — 3 раз в год, но благодаря совместной деятельности хорош о знаем друг друга, — говорит главный лесничий Климовичского лесхо­ за Сергей Кузнецов. Еще одна общая забота — борьба с браконьерами, с неза­ конными рубками леса. О подоз­ рительных людях, появившихся в приграничье, коллеги обязатель­ но докладывают друг другу. По­ рой это помогает спасти людей. Недавно белорусские охотники незаметно забрели на террито­ рию России и заблудились. Неиз­ вестно, каковы были бы последс­ твия, если бы не лесники. Довели до границы, показали дорогу до­ мой. Не однажды таким образом выручали россиян и белорусы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz