Липецкая газета. 2008 г. (г. Липецк)
26 июля 2008 г., № 145 (23273) 6 Все для удобства потребителей í‡Í Ú Û‰ fl ÚÒ fl ‡·ÓÚÌËÍË ÚÓ „Ó‚ÎË Ë Ó· ˘ ÂÔËÚ‡ Уважаемые работники торговли и общественного питания! Завтра вы отмечаете свой профессиональный праздник. Непрос- то складывается его история в нашей стране. С 1966 года он от- мечался в четвертое воскресенье июля. В 1988 году Президиум Верховного Совета СССР волевым решением попытался сломать сложившуюся традицию. День работника торговли был перене- сен на третье воскресенье марта. И официально он до сих пор должен отмечаться ранней весной — как День работников торгов- ли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. Но традиции порой оказываются крепче решений сверху. Во многих регионах День работника торговли до сих пор празднуют в четвертое воскресенье июля. Работа в сфере торговли и услуг требует больших знаний, от- ветственности, самоотдачи, терпения и умения работать с людь- ми. От вашего профессионализма, качества предоставляемых услуг, душевного тепла во многом зависит настроение людей, их благополучие. Сегодня торговые предприятия обеспечивают горожан необ- ходимыми товарами и услугами, создают новые рабочие места, добросовестно платят налоги, а также вносят большой вклад в благоустройство Липецка и его экономическое развитие. У сферы торговли в Липецке большой потенциал развития — об этом свидетельствуют открывающиеся в нашем городе крупные торговые центры, супер-, гипермаркеты, автосалоны, уютные рестораны, бары и кафе. Рост качества предоставляе- мых услуг, повышение культуры обслуживания говорят о том, что сфера потребительского рынка города Липецка находится в надежных руках добросовестных и компетентных профессио- налов. Мы очень признательны вам за нелегкий, но такой необходимый для горожан труд! Сердечно поздравляю и тех, кто сегодня «у руля», и тех, кто на заслуженном отдыхе — ветеранов отрасли, которые также внесли большой вклад в ее формирование и развитие. Искренне желаю вам здоровья, благополучия, претворения в жизнь интересных творческих идей. Пусть работа доставляет только радость, а благодарность и признательность жителей го- рода заряжают положительными и добрыми эмоциями для даль- нейшей деятельности. Ç·‰ËÏË åàÉàíÄ, Ô Â‰Ò‰‡ÚÂθ ‰ÂÔ‡ Ú‡ÏÂÌÚ‡ ˝ ÍÓÌÓÏËÍË ‡‰ÏËÌËÒÚ ‡ˆËË „Ó Ó‰‡ ãËÔˆ͇ è Ë‚ÂÚÒÚ‚ËÂ í ‡‰ËˆËË Возрождение былой славы Ç ı ÓʉÂÌË ‚ „ ÛÔÔÛ ÍÓÏÔ‡ÌËÈ «íÓ „Ò ‚ËÒ» ‚ ÌÛÎÓ ééé «ãËÔÂˆÍ ˚ ·‡» ÒÚ‡ÚÛÒ Ó‰ÌÓ„Ó ËÁ ‚Â‰Û ˘ Ë ı Ô Â‰Ô Ë fl ÚËÈ Â„ËÓ̇ Двадцать лет назад была образована группа компаний, которая сейчас носит имя «Торгсервис». Это название она получила в 1993 году. На сегодняшний день в хол- динг входят сеть универсамов «Покупайка», логистический бизнес и ООО «Липецкрыба». Последнее предприятие было приобретено в сентябре 2006 года, сообщил президент ООО «ГК «Торгсервис» Александр Павлов. К тому моменту «Ли- пецкрыба» находилась в бедс- твенном положении. Резко упа- ли объемы производства не- когда процветавшего предпри- ятия (ООО «Липецкрыба» имеет долгую историю, оно было об- разовано в 1978 году), умень- шился ассортимент выпускае- мой им продукции. С приходом нового собс- твенника ситуация кардиналь- но изменилась. «Липецкрыба» вновь обрела статус одного из ведущих предприятий региона. Что же сделано для того, чтобы вернуть ООО «Липецкрыба» былую славу? Начнем с того, что были обновлены основные фон- ды предприятия. На всех промышленных площадях произведен капитальный ремонт, закуплено современное оборудование. В производстве ООО «Липецкрыба» использует только высо- кокачественное сырье и материалы, соответствующие установ- ленным стандартам. Оно напрямую работает с крупными добыва- ющими и перерабатывающими предприятиями рыбной промыш- ленности. В числе поставщиков — адресаты как российские, так и зарубежные. Рыба поступает с Дальнего Востока, из Мурманска, из Норвегии… Долгосрочное сотрудничество и большой опыт совместной деятельности с бизнес-партнерами из признанных рыбопромыш- ленных центров позволяют ООО «Липецкрыба» успешно выдер- живать конкуренцию по ценам. На сегодняшний день методы обработки рыбы включают в себя целый комплекс мер, основанный на применении новейших технологий и современного оборудования как импортного, так и отечественного производства. ООО «Липецкрыба» выпускает более трехсот наименований продукции. Среди них — рыба соленая, пряная, вяленая, холод- ного и горячего копчения, в вакуумной упаковке, пресервы в раз- личных заливках, салаты из морской капусты, деликатесная про- дукция… Предприятие ориентируется на покупательский спрос, принимая во внимание различный уровень обеспеченности насе- ления. Постоянному обновлению ассортимента способствует ввод в строй новых производственных линий и цехов. В результа- те в 2007 году ООО «Липецкрыба» выпустило на рынок новую ли- нейку пресервов и деликатесной продукции под брэндом «Рус- ский невод». Эта торговая марка быстро завоевала доверие поку- пателей, войдя в число самых популярных в Липецке. Такому признанию способствует то, что на ООО «Липецкрыба» соблюдается надлежащий санитарный режим и существует жест- кий контроль качества готовой продукции. День работника торговли здесь встречают с хорошими пока- зателями. Но на достигнутом в ООО «Липецкрыба» останавли- ваться не намерены. Впереди — новые рубежи. В будущее на предприятии смотрят с оптимизмом. Многие предприниматели развивают один- единственный бизнес. Некоторые рассредоточивают свои средства на двух-трех направлениях. Липчанин Николай Ромакин вложил капитал и в автобизнес, и в торговлю стройматериалами, и в реализацию спорттоваров, и, наконец, в ресторанное дело. Сегодня он делится своим видением развития бизнеса в нашей стране. —Николай Михайлович, с чего все начиналось? Как вы стали предпринимателем? — Признаюсь, никогда не думал, что стану коммерсан- том. Образование мое связано с автотранспортными перевоз- ками. Но настали времена пе- рестройки, многое в стране поменялось. Ятогда занимался частным извозом, у меня оста- лись лишние запчасти. Решил их продать. Цели заниматься бизнесом при этом не ставил. Но дела у меня пошли. Через два месяца я был уже, навер- ное, лучший на рынке. Знаете, поначалу было не- удобно торговать. Все-таки я воспитывался в другую эпоху. Но этот психологический барь- ер удалось преодолеть. Стал торговать шинами, аккумуля- торами — вскоре открылось «Колесо». Создали сетьмагази- нов. Но развивать один бизнес не совсем интересно. Вложил средства в строительство. Так появился «Новосел». — А почему решили оста- новиться именно на этой сфе- ре? —Явсегда выбирал бизнес, который мне по душе. Строи- тельством интересовался и раньше, равно как и спортом. Поэтому когда выкупили «Старт», решили сохранить профиль магазина. Всегда при- влекала техника. Такпоявился «Актив» — там продаются ка- тера, лодки, квадроциклы, снегоходы, мотоциклы, мопе- ды, велосипеды... Единствен- ное, я не собирался заниматься ресторанным делом. Но выку- пили здание на Советской и построили «Адмирал». Хотел открыть тамвторой«Новосел», но понял, что место не подхо- дит. — Зачем вы так сильно рассредоточиваете средства? — В принципе, считается, что для страховки надо дер- жать три бизнеса. Многие, од- нако, развивают дело «по сети» — то есть просто штампуют торговые точки. Согласен, так работать легче. Но неинтерес- но. Да, развитие каждого ново- го бизнеса — это дополнитель- ная нагрузка. Так, для того, чтобы раскрутить «Новосел», потребовалось четыре года. На «Старт» ушло — три, два — на «Актив». —Говоря об открытии «Ад- мирала», вы произнесли зага- è ÒÓ̇ «Деньги — уже давно не главное» ãËÔˆÍËÈ Ô Â‰Ô ËÌËχÚÂθ çËÍÓÎ‡È êÓχÍËÌ ‡ÒÒ͇Á ˚ ‚‡ÂÚ Ó Ò‚ÓÂÏ ÔÓÌËχÌËË ·ËÁÌÂÒ‡ üÁ ˚ ÍÓÏ ˆËÙ Стабильный рост èÓÚ Â·ËÚÂθÒÍËÈ ˚ ÌÓÍ ãËÔˆ͇: ‰Ë̇ÏË͇ ‡Á‚ËÚË fl ÔÓÎÓÊËÚÂθ̇ fl Сферу потребительского рынка города Липецка характеризуют устойчивость, стабильность, высокая степень товарного насыщения. В последние годы прослеживается положительная динамика развития торговли и общественного питания. На сегодняшний день сфера потребительского рынка насчитывает около 40 тысяч работающих, что составляет 22 процента трудоспособного на- селения. Только в прошлом году в отрасли было создано более 1,5 тысячи рабочих мест. В 2007 году открыто 75 предприятий рознич- ной торговли, 45 предприятий общественного питания, 44 — службы быта. В сферу потреби- тельского рынка продолжается приток крупных иностранных и региональных инвесторов, таких как фирмы «Реал», «Линия», «Вестер-Гипер», «Детский мир», торговый центр «Гагаринский», ТЦ «Москва», ТРЦ «Липецк», расширились липецкие торговые сети ООО «Пролетарский», ООО «Липка», увеличилось количество предпри- ятий экономического класса «Пятерочка», «Маг- нит», «Покупайка», «Копейка-Воронеж». На первых этажах, как во вновь строящихся микро- районах, так и уже обжитых, открываются мага- зины небольшого узкоспециализированного формата. Такие преобразования затронули не только центральные улицы и проспекты, но и отдаленные, расположенные в районах НЛМК, ЛТЗ, Сокол. В первом полугодии 2008 года в реестр пред- приятий розничной торговли было включено 39 предприятий с площадью торгового зала 8141,2 квадратного метра. Это современные торговые объекты, такие как автосалон «Рено» по улице Неделина, магазин по продаже компьютерной техники «Кей» по улице Советской, магазин «Рет» на площади Победы, магазин «ЭТМ» по улице Московской, магазин «Остров детства» по улице Космонавтов, «Липка» по улице Красно- заводской, «Зеленый слон» по улице Хорошави- на. Одним из целевых показателей развития по- требительского рынка является обеспеченность торговыми площадями на одну тысячу жителей. В 2007 году он составил 420 квадратных метров на 1000жителей против 375 в 2006 году, прирост — 12 процентов (норматив — 280 квадратных метров на 1000 жителей). Важным показателем развития торговли яв- ляется ее розничныйоборот, которыйпокрупным и средним предприятиям возрос за три года поч- ти в три раза и в 2007 году составил 23,8 милли- арда рублей. Оборот розничной торговли на душу населения увеличился с 2005 года в 1,7 раза и составил в 2007 году 47,4 тысячи рублей. За пер- вое полугодие 2008 года этот показатель достиг 27,9 тысячи рублей на одного горожанина. За последние три-пять лет, благодаря пози- тивным переменам в структуре денежных дохо- дов, росту реальной заработной платы, начала меняться и структура потребления горожан. Се- годня реализация непродовольственных товаров доминирует в сравнении с продовольственными. Липчане стали больше денег тратить на услуги общественного питания, досуг, туризм. За пос- ледние три года в городе произошли существен- ные перемены на автомобильном рынке. Сейчас вЛипецке функционируют более 20 автосалонов. Такие предприятия, как «Липецк-Викинги», «Джапанавто», «КМ/Ч», «Рено», предлагают широкий спектр моделей отечественного и зару- бежного производства. Существенные преобразования произошли и в сфере общественного питания, где растет коли- чество общедоступных предприятий нового фор- мата. В первом полугодии 2008 года в городе от- крылось 15 предприятий общественного питания на 927 посадочных мест. В целом по городу отме- чается положительная динамика обеспеченности посадочными местами по предприятиям обще- ственного питания, по состоянию на 1 января 2008 года этот показатель составил 25,5 места на 1 тысячу жителей. В 2006 году он был равен 23,7 посадочного места на 1 тысячу жителей (норма- тив 40 посадочных мест на 1000 жителей). Оборот общественного питания с 2005 года увеличился в 2,6 раза, по крупным и средним предприятиям этот показатель составил в 2007 году 652,8 миллиона рублей, а за первое полуго- дие 2008 года — 268,9 миллиона, в расчете на душу населения это 535 рублей. Итоги работы отрасли за последние три-пять лет дают полное основание говорить о том, что созданы все предпосылки для ее дальнейшего развития и динамичного роста. дочную фразу: «Место не под- ходит...» Не могли бы остано- виться на этом подробнее? —От места многое зависит. Скажем, там, где сейчас распо- лагается «Новосел», не было смысла открывать ресторан. Исторически сложилось так, что в районе кольца трубного торговали стройматериалами. Люди привыкли к такому по- ложению вещей. Разве что на месте «Старта» можно было торговать чемугодно, и дело бы пошло. Но хотелось сохранить традицииЛипецка. Лет, навер- ное, сорок в этом здании торго- вали спорттоварами. Липчане уже привыкли, что могут их там купить. Но к тому момен- ту, когда мы приобретали ма- газин, он сильно поменял про- филь: спорттоваров там почти не осталось. И, понимаете, за- хотелось сохранить «Старт» для липчан в том качестве, в котором он им был привычен. Что касается места, скажу больше: даже один и тот же бизнес в разных районах горо- да надо развивать по-разному. Открой мы «Старт» в новых микрорайонах, там необходим был бы уже другой ассорти- мент—может, одеждыпоболь- ше. То, чем можно успешно торговать, скажем, на Советс- кой, не всегда принесет тот же результат на кольце трубного. — Как вы подбираете ас- сортимент? —Мы — не сетевики, у ко- торых все четко расписано: в городе с численностью населе- ния 500 тысяч человек должно быть определенное количество торговых площадей, заполнен- ных стандартным товаром. Мы все отрабатываем сами. Вы- ставляем на прилавки партию товара, анализируем, востребо- ван ли он. На это уходит при- мерно два года. Меньше никак не получается. Сейчас легче в том плане, что на раскручива- емый бизнес работают средства других предприятий. —У тех, кто только откры- вает свое дело, такой возмож- ности нет… — Начинать сложно из-за отсутствия опыта. Многие счи- тают, что главное в этот период —стартовый капитал. И дума- ют: были бы у меня деньги... Они, скажу вам, играют второ- степеннуюроль. Любые деньги можно неграмотно истратить. Поначалу главный фактор — интуиция. Если ее нет—пиши пропало... Со мной же многие начинали вместе—сейчас их в рынке нет. Интуиция очень нужна в коммерции. Затем приходит опыт. Важно умение работать с людьми — правильно подоб- рать персонал, грамотно рас- ставить кадры. Сейчас у нас работает около 600 человек — необходимо создать условия для того, чтобы у каждого из них была личная мотивация трудиться на общее дело. — Какой из пяти видов ва- шего бизнеса считаете наибо- лее перспективным? — Так ставить вопрос не- льзя. Все они рентабельны, а какой из них будет лучше раз- виваться в дальнейшем — по- кажет время. Я вообще стара- юсь планы не строить. Делаю то, что нужно, а затем стано- вится понятно, как и чем нуж- но заниматься. Сейчас работаем над созда- нием управляющей компании, чтобы объединить все виды бизнеса. Чтобы был общий маркетинг, управление персо- налом, распределение финан- совых потоков. —Что движет вами в рабо- те, что приносит наибольшее удовлетворение? — Открытие новых пред- приятий — это, как ни крути, самоутверждение и самореали- зация. Деньги, прибыль—уже давнона второмплане.Каждый человек до определенного уров- ня работает, чтобы обеспечить себя, а потом задумывается — что дальше? И уже хочется сделать что-то полезное для го- рода, для людей, которые жи- вут в нем. Основная мотивация — раскрыть себя. Она связана не с извлечением прибыли, а с внутренними потребностями. До наступления времени перемен Бадиков работал заместителем директора СМУ-26 треста «Росторг- строймонтаж». Возможно, то обстоятельство, что он был связан с торговлей еще в качестве строителя, также повлияло на выбор дальней- шего жизненного пути Кон- стантина. Вначале Бадиков с ком- паньонами занимались оп- товой торговлей, реализовы- вали товарыпромышленной группы.Нопостепеннопред- почтение было отдано продо- вольствию. В то непростое время денег у липчан было немного. Свои кровные они тратили на питание. Что касается непродовольствен- ных товаров, то их наши земляки приобретали редко — в основном использовали сделанные ранее запасы. В 1994 году Бадиков с партне- рами по бизнесу открыли свой первый магазин. Так начиналась история сети торговых домов «Пролетар- ский». Название было вы- брано не случайно — оно отражает ценовую полити- ку, направленную на удов- летворениепокупательского спроса у населения с невы- сокими доходами. Хотя с течением времени сеть тор- говых домов, развившись, стала предлагать товарыдля самых разных групп поку- пателей. Товары эти в основном произведены в Липецке. Для Бадикова это принци- пиально. В «Пролетарском» проводится целенаправлен- ная политика поддержки местных производителей. Их продукция составляет 60-70 процентов от общего числа той, что реализуется в сети. Бадиков полагает, что перерабатывающая про- мышленность в области до- статочно развита для того, чтобы обеспечить свой реги- он. Есть, конечно, и такие товары, которые в Липецке не производят, — они-то и заполняют оставшиеся 30- 40 процентов торговых пло- щадей. В принципе, все магази- ны сети «Пролетарский» (а таковых сейчас уже восемь) должны быть абсолютно идентичны. Иногда случает- ся, что в каком-то районе íẨÂ̈ËË Чтоб не пропасть поодиночке ãËÔˆÍË χ„‡ÁËÌ ˚ ‰ÓÎÊÌ ˚ Ó· ˙ ‰ËÌ fl Ú¸Ò fl , Ò˜ËÚ‡ÂÚ ‚·‰ÂΈ ÒÂÚË ÚÓ „Ó‚ ˚ı ‰ÓÏÓ‚ «è ÓÎÂÚ‡ ÒÍËÈ» äÓÌÒÚ‡ÌÚËÌ Å‡‰ËÍÓ‚ Константин Бадиков по профессии — строитель. Но, как говорит он сам, в начале девяностых строителей поставили на колени, жизнь заставила искать новые способы приложения своих сил. большим спросом пользует- ся один товар, а в соседнем —другой. Но в «Пролетарс- ком» стараются, чтобы мат- рица была одинакова во всех торговых домах. Также здесь придержи- ваются принципа самооб- служивания. Торговлячерез прилавок сохранена только в некоторых отделах. При- чин две. Первая: при само- обслуживании уменьшают- ся затраты владельцев биз- неса (экономится фонд зара- ботной платы). Вторая: при наличии свободного выбора выше наполняемость поку- пательской корзины. При торговле через прилавок продавщица может отлу- читься с рабочего места или просто отвернуться от поку- пателя, и тот откажется от намерения приобрести вы- бранный товар. Применение принципа самообслужива- ния избавляет от подобных сложностей. Минимизация затрат — задача, которая стоит перед Бадиковым и его коллегами как никогда остро. Дело в том, что в торговле продо- вольственными товарами заметнорастетконкуренция. В Липецке уже присутству- ют и московские, и западно- европейские сетевые компа- нии по продаже продовольс- твенныхтоваров.Ихпреиму- щество в том, что они могут устанавливать более выгод- ные входные цены, то есть привлекать на свою сторону товаропроизводителей. Ба- диков не исключает, что развитиесобытийвЛипецке, да и в России в целом, может пойти по польскому сцена- рию. В этой восточноевро- пейской стране вообще нет собственной торговой сети. В то же время Бадиков подчеркивает, что заезжие сетевики еще не начали се- рьезной атаки на позиции липецких торговцев. Пока московскиеизападныепред- приниматели только при- сматриваются к нашему рынку. Если же они возь- мутся за дело всерьез, мест- ным бизнесменам придется очень тяжело. Выход только один — липецкие торговцы должны объединиться. В городе сейчас больше 200 магазинов— это определен- ная сила. Объединение по- может повысить конкурен- тоспособность. В более отдаленной пер- спективе Бадиков ожидает перенасыщения рынка про- довольственных товаров. Прибыль в торговле уже не та, что раньше. Она посто- янно уменьшается, распре- деляясь между растущим количеством игроков на рынке. Чтобы удерживаться на плаву, надо расширяться. «Если в год не открывать два-три магазина, бизнес начнет затухать»,—считает Бадиков. Поэтому в планах —открытие все новых«Про- летарских». «Вперед и только впе- ред» — с таким настроем встречает Бадиков День ра- ботника торговли. Пользу- ясь случаем, он обратился к коллегамс такимпожелани- ем: «Счастья, здоровья всем ипобольшетерпения.Жизнь все расставит на свои места — кто был прав, кто вино- ват. Будем работать и наде- яться на лучшее! Всех с праздником!» Выпуск подготовил Игорь КАПУСТИН при участии специалистов управления потребительского рынка департамента экономики администрации города Липецка ë ÑÌÂÏ ‡·ÓÚÌË͇ ÚÓ „Ó‚ÎË! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz