Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
16 июня 2007 г., № 115 (22993) 13 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Статья 65. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в го лосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, ин валидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе пере данного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности про голосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия регист рирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. 3. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в части 2 настоя щей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена избирательной комиссии, принявше го обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов избирательной комиссии к избирателю данное обращение подтверждается пись менным заявлением. 4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. 5. Заявления (устные обращения), указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. 6. Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для го лосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования. 7. Участковая избирательная комиссия вправе признать неуважительной причину, по ко торой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голо сования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя. 8. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования. Количество таких ящиков определяется решением участковой избирательной комиссии. 9. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (устным об ращениям), получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении. Голосо вание вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предвари тельно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, предусмотренный в части 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне по мещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключе нием карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. Если при прове дении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в части 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 10. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требова ний, предусмотренных в статье 63 настоящего Закона. 11. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заме няющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в указан ное заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса своими подпися ми на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и совме щения выборов, референдумов) — об общем количестве полученных бюллетеней. 12. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (устным об ращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирате лям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи. 13. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, про голосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заяв лениям (устным обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (гра фах) списка избирателей делается особая отметка: «Голосовал вне помещения для голосо вания», а также ставятся подписи указанных членов избирательной комиссии. 14. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутство вать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назна ченным разными кандидатами, избирательными объединениями, общественными объеди нениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избиратель ным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, на блюдатели, назначенные этим избирательным объединением. 15. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать воз можность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения во леизъявления избирателя. 16. Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предостав лении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помеще ние для голосования после направления к нему членов участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участ ковой избирательной комиссии не вправе выдать данному избирателю в помещении для голосования избирательный бюллетень до возвращения членов избирательной комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, и установления фак та, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. 17. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голо сования участковая избирательная комиссия составляет акт, в котором указываются коли чество избирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности про голосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвра щенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой избира тельной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 66. Протокол (протоколы) участковой избирательной комиссии об итогах голосования 1. При проведении выборов депутатов представительного органа по мажоритарной из бирательной системе относительного большинства или пропорциональной избирательной системе участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосова ния протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. При проведении выборов депутатов представительного органа по смешанной избира тельной системе участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования двумя протоколами об итогах голосования на соответствующем избиратель ном участке: протоколом об итогах голосования по одномандатному (многомандатному) из бирательному округу либо единому мажоритарному избирательному округу (протокол № 1 об итогах голосования) и протоколом об итогах голосования по единому пропорционально му избирательному округу (протокол № 2 об итогах голосования). 2. Каждый протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего го лоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Каждый протокол об итогах голосования должен содержать: 1) номер экземпляра; 2) название выборов, дату голосования; 3) слово «Протокол»; 4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка; 5) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания го лосования; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной ко миссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования; строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных избирательных бюллетеней; строка 11: число действительных избирательных бюллетеней; строка 12: число утраченных избирательных бюллетеней; строка 13: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении; строка 14 и последующие строки: сведения в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи; 6) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагае мых к протоколу; 7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи; 8) дату и время подписания протокола; 9) печать участковой избирательной комиссии. Протокол об итогах голосования на избирательном участке содержит строки 12 и 13 для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном частью 23 статьи 67 настояще го Закона. 3. В строку 14 и последующие строки протокола № 1 об итогах голосования по одноман датному (многомандатному) избирательному округу либо единому мажоритарному избира тельному округу вносятся: в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества, а при их совпадении — иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата. 4. В строку 14 и последующие строки протокола № 2 об итогах голосования по единому пропорциональному избирательному округу вносятся: наименования избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене; число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов. 5. Числа, указанные в частях 2-4 настоящей статьи, вносятся в протоколы об итогах го лосования цифрами и прописью. Статья 67. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола (протоколов) об итогах голосования участковой избирательной комиссией 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и со ответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования пос ледовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюлле теней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом реша ющего голоса. В случае если в ходе подсчета голосов избирателей составляются два протокола об ито гах голосования, действия по составлению протокола об итогах голосования, заполнению его увеличенной формы, указанные в настоящей статье, осуществляются в отношении каж дого из протоколов и их увеличенных форм. 2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комис сии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только изби ратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 3. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, иные лица, указанные в части 3 статьи 29 настоящего Закона. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государствен ной власти, затем — в органы государственной власти области, затем — в органы местного самоуправления. 4. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 29 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, не использованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней, а также избирательных бюллетеней, испор ченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосо вания и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При исполь зовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования. 5. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избиратель ной комиссией (данные об избирательных бюллетенях, извлеченных из конвертов досроч но проголосовавших в помещении окружной, территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования избирателей, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные пос ле их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования. 6. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирате лей следующие суммарные данные по этой странице: 1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосова ния (без учета выбывших избирателей); 2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосо вания в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке изби рателей); 3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне по мещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); 4) число избирательных бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирате лям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверя ется по списку досрочно проголосовавших избирателей). 7. После внесения указанных в части 6 настоящей статьи данных каждая страница спис ка избирателей подписывается внесшим эти данные членом избирательной комиссии, ко торый затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председа теля или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в со ответствии с частью 6 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или сек ретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств под счета голосов — только в соответствующие строки увеличенной формы протокола: 1) в строку 1 — число избирателей, внесенных в список избирателей на момент оконча ния голосования; 2) в строки 3 и 4 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголо совавшим досрочно; 3) в строку 5 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосо вавшим в помещении для голосования в день голосования; 4) в строку 6 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосо вавшим вне помещения для голосования в день голосования. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 3 статьи 29 настоящего Закона, а члены участковой избирательной ко миссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета. 8. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки конт рольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 23 настоящей статьи. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка из бирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 10. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 3 статьи 29 настоящего Закона. 11. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отве денных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (за местителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предус мотренных частями 13, 17 и 18 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредс твенном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов избира тельной комиссии. 12. При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Избирательные бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. 13. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находивших ся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных избирательных бюл летеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голо сования и его увеличенной формы. Если число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявле ний избирателей, содержащих отметку о числе полученных избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем со ставляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указы ваются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного пере носного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными из бирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммиру ется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке избирательных бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллете ней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, на квадратах, относящихся к позициям «За» и «Против», делается запись о при чине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами избирательные бюллете ни при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются. 14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежден ности печатей (пломб) на них. 15. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, подан ным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по пози циям «За» и «Против», одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса огла шают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. 16. При проведении выборов депутатов представительного органа по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка избира тельных бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из избирательных бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлени ем избирательного бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в избирательном бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и суммируются. 17. Если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования и участковой избирательной комиссии избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не ме нее десяти избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена избирательной комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по избирательным бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участко вой избирательной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 64 настоящего Закона. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. 18. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются от дельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований изби рательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «За» и «Против», или в кото рых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное насто ящим Законом. При голосовании по единому либо одномандатному избирательному округу недействительными считаются также избирательные бюллетени, в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. При голосовании по многомандат ному избирательному округу (в том числе единому мажоритарному) и наличии у избира теля более одного голоса недействительными также считаются избирательные бюллетени, в которых знаки проставлены в таком числе квадратов, которое превышает имеющееся у избирателя число голосов. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявле ния избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окон чании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью 13 настоящей статьи и частью 7 статьи 64 настоящего Закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосо вания и его увеличенной формы. 19. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям «За» и «Против». При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допус кается. Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об ито гах голосования, а также его увеличенной формы. 20. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчиты вают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных избирательных бюллетеней. 21. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчиты вают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной фор мы число избирательных бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 22. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой избирательной комиссии с правом совеща тельного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. 23. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом сове щательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательным бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, согласно приложению 4 к настоящему Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосова ния, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоко лу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 12 и 13 протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся со ответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 12 и 13 протокола проставляется цифра «0». 24. После завершения подсчета рассортированные избирательные бюллетени упаковы ваются в отдельные пачки. Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковы ваются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты толь ко по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществля ется в присутствии лиц, которые указаны в части 3 статьи 29 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи. 25. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения ра боты со списком избирателей в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 29 настоящего Закона: 1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая изби рательная комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем избирательные бюллете ни опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; 2) участковая избирательная комиссия производит подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном час тью 13 настоящей статьи, затем все избирательные бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящи ков для голосования, при этом избирательные бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; 3) участковая избирательная комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования; 4) участковая избирательная комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответству ющие данные в строки 8, 9, 10, 11, 14 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования; 5) участковая избирательная комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотно шения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о допол нительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результа те дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 12 и 13 протокола об итогах голосования; 6) в случае, предусмотренном частью 17 настоящей статьи, участковая избирательная комиссия осуществляет сортировку избирательных бюллетеней, отделяя избирательные бюллетени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших избирателей и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой избирательной комиссии. От дельный подсчет голосов по указанным избирательным бюллетеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов. По результатам указанно го подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 26. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голо сования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутство вавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосова ния. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при не посредственном подсчете голосов, участковая избирательная комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (руч ного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием тех нического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 14 и последующих строк — протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосова ния, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью техни ческого средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с про токолом участковой избирательной комиссии об итогах голосования направляется в выше стоящую избирательную комиссию. 27. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избиратель ная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассмат риваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избира телей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в части 3 статьи 29 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающе го голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридичес кую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недейс твительным и проведения повторного подсчета голосов. 28. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участ ковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе де лается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действитель ным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой изби рательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избиратель ной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 29. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе при ложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 30. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 3 статьи 29 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия не медленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосо вания. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в со ответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заве рившее указанную копию протокола. 31. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосо вания после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в непосредственно выше стоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания под счета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона «Об ос новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российс кой Федерации», настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) реше ния участковой избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комис сией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой изби рательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой изби рательной комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии. При указанной передаче протокола участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а так же наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию. 32. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для озна комления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 29 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установлен ном участковой избирательной комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документацией, включая избира тельные бюллетени, список избирателей, а также печать участковой избирательной комис сии передаются в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию для хранения. О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области (Продолжение. Начало на 4-12-й стр.) (Продолжение на 14-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz