Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
7 16 июня 2007 г., № 115 (22993) Официальный отдел (Продолжение на 8-й стр.) Вместе с заявлением, указанным в абзаце первом настоящей части, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собствен- ности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Ука- занные сведения представляются по форме согласно приложению к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 3. Документы, указанные в части 2 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Эти документымогут быть представленыпо просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверенанотариальнолибоадминистрациейстационарноголечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат åнаходится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установ- ленных федеральным законом. 4. Заявление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы прини- маются избирательной комиссией при предъявлении паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина (в отношении граждан иностранных государств, учас- твующих в выборах в соответствии с частью 8 статьи 5 настоящего Закона, — паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство кандидата, выданного уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, а также вида на жительство), а если заявление представляется иным лицом — при предъявлении нотари- ально удостоверенных копий указанных в настоящей части документов. Копии документов, представляемых лично кандидатом, заверяются подписью лица, принявшего заявление, и прилагаются к заявлению. 5. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверж- дение получения заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное пись- менное подтверждение выдается незамедлительно после представления и приема этих документов. 6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые сообщают о результатах проверки в сроки, предусмот- ренные федеральным законом. 7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования. 8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. Статья 33. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объ- единениями 1. Водномандатномизбирательномокруге избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата. В единоммажоритарномизбирательномокруге, в многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами соответствующей политической партии, соответствующего иного общественного объединения. 2. Выдвижение кандидатов избирательным объединением осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к политическим партиям при выдвижении кандидатов, на съезде политической партии, либо на собрании (конференции) ее регионального отделения, либо на собрании иного соответствующего структурного подразделения политической партии, либо на съезде (собрании, конференции) общественного объединения или его регионального или местного отделения. 3. Решение съезда (собрания, конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов оформляется протоколом, в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных участников съезда (собрания, конференции); 2) число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов; 3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с прило- жением соответственно списка кандидатов, выдвинутых по единому мажоритарному изби- рательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам); 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объедине- ния; 5) дата принятия решения. 4. Список выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательнымокругам кан- дидатов должен содержать номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутых избирательнымобъединениемпо единому мажоритарному избирательному округу, список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, заверяется подписьюруководителяизбирательногообъединенияипечатьюизбирательногообъединения (если оно обладает статусом юридического лица). 5. Решение о выдвижении списка кандидатов избирательным объединением по единому пропорциональному избирательному округу принимается тайным голосовани- ем, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к политическим партиям при выдвижении кандидатов, на съезде политической партии, либо на собрании (конференции) ее регионального отделения, либо на собрании иного соответствующего структурного подразделения политической партии, либо на съезде (собрании, конференции) общественного объединения или его регионального или мес- тного отделения. 6. Решение съезда (собрания, конференции) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов оформляется протоколом, в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных участников съезда (собрания, конференции); 2) число участников съезда (собрания, конференции), необходимое для принятия решения о выдвижении списка кандидатов; 3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с прило- жением списка кандидатов по единому пропорциональному избирательному округу); 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам; 5) дата принятия решения. 7. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения. 8. Состав списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются из- бирательнымобъединением самостоятельно. В список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. В едином пропорциональном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвигать не более одного списка кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кан- дидатов только один раз. 9. Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому пропорциональному избирательному округу, должно быть не менее половины от числа замещаемых депутатских мандатов и не может превышать число замещаемых депутатских мандатов более чем в 2 раза. Статья 34. Представление документов о выдвижении избирательными объеди- нениями кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии 1. Список (списки) кандидатов, выдвинутых избирательным объединением соответс- твенно по единому пропорциональному избирательному округу, по единому мажоритарному избирательному округу, по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляются уполномоченным представителем избирательного объединения в изби- рательную комиссию муниципального образования не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов пред- ставительного органа. В этих списках указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы—род занятий) каждого кандидата. Если кандидат является депутатоми осущест- вляет свои полномочия на непостоянной основе, указываются сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в уста- новленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. В случае наличия у кандидата неснятой и непо- гашенной судимости указываются сведения о судимости кандидата. В отношении кандидата, являющегося гражданином иностранного государства, принимающим участие в выборах депутатов представительного органа в соответствии с частью 8 статьи 5 настоящего Закона, указываются серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство кандидата, выданного уполномоченным на то органом соответс- твующего иностранного государства, а также дополнительно — серия, номер, дата выдачи гражданину иностранного государства вида на жительство, наименование и код органа, выдавшего вид на жительство. Списки кандидатов представляются в избирательную комиссию муниципального обра- зования в двух экземплярах в печатном и в одном экземпляре в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. 2. Одновременно со списками кандидатов, указанными в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы: 1) нотариально удостовереннуюкопиюустава политической партии, иного общественного объединения; 2) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии, ином общественном объединении; 3) протокол съезда (собрания, конференции) избирательного объединения о выдвижении списка (списков) кандидатов, указанных в части 1 настоящей статьи; 4) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в части 2 статьи 42 настоящего Закона; 5) в случае выдвижения списка кандидатов по единому пропорциональному изби- рательному округу — доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, оформленные в установленном настоящим Законом порядке; 6) официально заверенный постоянно действующимруководящиморганомполитической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граж- дан, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе списка кандидатов и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и являющихся членами данной политической партии, (при выдвижении кандидатов, списка кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии, если такое согласование предус- мотрено уставом политической партии); 7) документ, подтверждающий согласование с постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе списка кандидатов и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (при выдвижении кандидатов, списка кандидатов региональным отделением политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии). 3. Уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с ука- занными в частях 1 и 2 настоящей статьи документами также представляет: 1) в отношении каждого кандидата — заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания пре- кратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа. В этом заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области жительства, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), если кандидат яв- ляется депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, — сведения об этомс указаниемнаименования соответствующего представительного органа, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объеди- нения. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата. В заявлении кандидата, являющегося гражданином иностранного государства, принимающим участие в выборах депутатов представительного органа в соответствии с частью 8 статьи 5 настоящего Закона, ука- зываются серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство кандидата, выданного уполномоченным на то органом соответс- твующего иностранного государства, а также дополнительно — серия, номер, дата выдачи гражданину иностранного государства вида на жительство, наименование и код органа, выдавшего вид на жительство; 2) в отношении кандидатов, включенных в список кандидатов по единому пропорциональ- ному избирательному округу, а в случае, если избирательная комиссия муниципального об- разования осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии, также в отношении кандидатов, выдвинутыхизбирательнымобъединениемпоодномандатным(многомандатным) избирательным округам, — сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной в приложении к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в печатном и машиночитаемом виде. 4. Списки кандидатов, указанные в части 1 настоящей статьи, и прилагаемые к ним до- кументы принимаются избирательной комиссией муниципального образования вместе с заверенной уполномоченнымпредставителемизбирательного объединения копией паспорта гражданина или документа, заменяющего паспорт гражданина (в отношении граждан ино- странных государств, участвующих в выборах в соответствии с частью 8 статьи 5 настоящего Закона, —копией паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство кандидата, выданного уполномоченным на то органом соответствующего иностранного государства, а также копией вида на жительство) и копиями документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом. Копии документов, заверенные уполномоченным представителем избирательного объеди- нения, представляются в отношении каждого кандидата, включенного в список. 5. Незамедлительно после приема представленных избирательным объединением доку- ментов, указанных в частях 1 — 4 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципаль- ного образования выдает уполномоченному представителю избирательного объединения письменное подтверждение получения этих документов. Избирательная комиссия муни- ципального образования в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию соответственно списка кандидатов по единому пропорциональному избирательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по единому мажоритарному избирательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых с указанием даты выдачи, часа и минут. 6. Основанием для отказа избирательному объединению в выдаче заверенных копий списков кандидатов является отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление документов, указанных в частях 1 — 4 настоящей статьи, нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного статьями 31 и 33 настоящего Закона. 7. Отказ в выдаче заверенных списков кандидатов может быть обжалован избирательным объединением в суд. 8. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию муниципального образования его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов по их личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидата избирательным объединением, либо в связи со смертью кандидата. 9. Избирательная комиссия муниципального образования направляет копиюзаверенного списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатному (много- мандатному) избирательному округу, в соответствующуюокружнуюкомиссию(избирательную комиссию, на которуювозложеныполномочия окружной избирательной комиссии) не позднее чем через два дня со дня заверения списка кандидатов. 10. Кандидат, выдвинутый избирательнымобъединениемпо одномандатному (многоман- датному) избирательному округу, обязан представить в окружную комиссию (избирательную комиссию, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии) свое заявление о согласии баллотироваться по данному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата предста- вительного органа, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 настоящей статьи. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному ок- ругу, вправе представить в избирательную комиссию заверенную избирательной комиссией муниципального образования копию списка кандидатов, выдвинутых соответствующим из- бирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. В избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе- дерации» в печатном и машиночитаемом виде. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу. В случае, если полномочия окружной избирательной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального образования, кандидат, выдвинутый избирательным объедине- нием по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязан представить только заявление. 11. Документы, указанные в части 10 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Эти документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удос- товерена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые). Соответствующая изби- рательная комиссия принимает указанные в части 10 настоящей статьи документы от канди- дата вместе с заверенными уполномоченным представителем избирательного объединения копией паспорта или иного документа, удостоверяющего личность кандидата (в отношении граждан иностранных государств, участвующих в выборах в соответствии с частью 8 статьи 5 настоящего Закона, — копией паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство кандидата, выданного уполномоченным органом соответствующего иност- ранного государства, а также копией вида на жительство) и копиями документов, подтверж- дающих указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основномместе работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. 12. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему документы, указанные в части 10 настоящей статьи, письменное подтверждение получения данных документов. Подтверждение выдается незамедлительно после представления и приема документов. 13. Избирательная комиссия муниципального образования (избирательная комиссия, на которуювозложеныполномочия окружной избирательной комиссии) обращается с представ- лением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 1, 3, 4 и 10 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые сообщают о результатах проверки в сроки, предусмотренные федеральным законом. 14. Избирательная комиссия муниципального образования (избирательная комиссия, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии) доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, уста- новленном избирательной комиссией муниципального образования. 15. Избирательная комиссия муниципального образования (избирательная комиссия, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии) направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. Статья 35. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков канди- датов 1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, определенном настоящим Законом. 2. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандат- ном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об ос- новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но не может быть менее десяти подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многоман- датном избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистри- рованных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее десяти подписей. 3. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кан- дидатов. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. 4. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным из- бирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правомрешающего голоса в сборе подписей, равно как и принуж- дение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными. 5. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Рос- сийской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. 6. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной приложениями 1 — 3 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рож- дения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою под- пись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым по одномандатному или многомандатному округу, которыенапротив своихфамилии, имени, отчествасобственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. 7. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов (списков кандидатов), но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кан- дидата (списка кандидатов). Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющемпаспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбеизбирателя лицом, собирающимподписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этомиспользование каранда- шей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. 8. Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. 9. При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сто- роне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне под- писного листа. 10. После окончания сбора подписей избирателей в поддержку списка кандидатов упол- номоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями изби- рательного объединения. 11. Кандидат, выдвинутый по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, подсчитывает количество подписей избирателей, собранных в его поддержку, состав- ляет и подписывает протокол об итогах сбора подписей избирателей. 12. Подписные листы, представляемые в соответствующую избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. Статья36.Проверкасоблюденияпорядкасбораподписей, оформленияподписных листов, достоверности сведенийобизбирателях и подписейизбирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов 1. Если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 35 настоящего Закона количества соб- ранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избира- телях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. 2. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки, указанной в части 1 настоящей статьи, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников аппарата данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юс- тиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содер- жащихся в подписных листах. К проверке также могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, учас- тников референдума. 3. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кан- дидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Количество подписей избирателей, подлежа- щих проверке, устанавливается решением соответствующей избирательной комиссии на первом заседании. При этом учитывается общее количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов. В случае проверки подписей посредством случайной выборки для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. 4. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или до- веренныелица, уполномоченныепредставителиилидоверенныелица любогоизбирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, пред- ставившие установленное количество подписей избирателей. 5. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. 6. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недейс- твительной. 7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исклю- ченные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию. 8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписейодногои того желица в поддержку выдвиженияодногои тогоже кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными. 9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим ли- цом. Подписи, выполненные указаннымобразом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 2 настоящей статьи. 10. Недействительными подписями следует считать: 1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; 2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии офи- циальной справки органа внутренних дел РоссийскойФедерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей; 3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с насто- ящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; 4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; 5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесеныими собственноручно,—на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; 6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; 7) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собс- твенноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, и (или) уполномоченным представителем политической партии, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, кандидатом либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном предста- вителе политической партии, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшемсбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; 8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения списка кандидатов избирательной комиссией муници- пального образования; 9) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учрежде- ний, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных соци- альных выплат; 10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими из- бирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, — на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей; 11) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установ- ленных приложениями 1 — 3 к настоящему Закону. 11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключениемслучаев, предусмотренных пунктами 7 и 11 части 10 настоящей статьи. 12. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. 13. При составлении подписного листа помарки и исправления в данных об избирателях, сборщиках подписей, заверенные соответственно избирателями, сборщиками подписей, не могут являться основанием для признания подписей избирателей недостоверными и недействительными. 14. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается. 15. Регистрация кандидата, списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, при- знанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации. 16. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 10 и пунктом 6 части 11 статьи 37 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель изби- рательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей изби- рателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подпис- ного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка канди- датов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Статья 37. Регистрация кандидатов, списков кандидатов 1. Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Ре- (Продолжение. Начало на 4-6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz