Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
«ЛГ» 20 января 2007 г., № 10 (22888) 11 ПРАВОВОЕ ПОЛЕ с т о ч ки ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО Свободно жить не запретишь Что такое ассоциированное государство в современных условиях в декабре прошлого года а Госдуме прошел «круглый столя на тему «Отношения России и Абхазии: проблемы теории и практики». Парламентская дискуссия состоялась после принято го нижней палатой известного Заявления, касающегося взаимоотношений России и Абхазии, и впервые в ходе публичного обсуждения прозвучало такое понятие, как «свободно ассоции рованное государство». Сегодня этот термин на слуху, но для широкого круга людей он мало о чем говорит. Восполнить существующий пробел мы попросили известного российского уче- ного-правоведа, доктора юридических наук Юрия Владимировича ГОЛИКА. 18 октября 2006 года На родное Собрание Республики Абхазия приняло постанов- ' ление № 1485-c-XIV «Об 06- >ращении Народного Собра ния —Парламента Республи ки Абхазия к Президенту Российской Федерации и Фе деральному Собранию Рос сийской Федерации о призна- ^л и и независимости Республи- Абхазия и установлении ^Иежду Российской Федераци ей и Республикой Абхазия ассоциированных отноше ний». Наверное, это первый случай на постсоветском про странстве (не считая Устава СНГ), когда в официальном государственном документе появился термин «ассоции рованные отношения», каса ющийся взаимоотношений между государствами. Что же это такое — ассо циированное государство? Прежде чем отвечать на этот вопрос, надо сделать не сколько предварительных замечаний, позволяющих понять логику развития со временных общественных процессов в условиях наби рающей темпы глобализа ции. Первое. Нет ничего вечно го под солнцем: мир посто янно трансформируется. Так было, так есть и будет. Это — жизнь, а жизнь, её посто янное движение остановить нельзя. Это движение пре кратится только с прекраще нием самой жизни. Второе. Отсюда следует, что нет и не может быть веч ных государств. На мой взгляд, в современный пери од времени продолжитель ность существования госу дарства не превышает в сред нем двухсот лет. Российская Империя, например, суще ствовала с 1721 по 1917 год. С этих позиций США уже «выработали» свой ресурс прочности и должны претер петь определенные трансфор мации. Прошу обратить вни мание, государство как поли тическое образование никуда не исчезает, тем более нику да не исчезает его территория и живущие на ней народы. Государство трансформирует ся, приобретая новые поли тико-правовые формы, а ча сто и новые пространствен ные очертания. Разумеется, в этой связи начинает ме няться и весь окружающий мир. Третье. Раз нет вечных государств, значит, нет и веч ных границ. Вспомним Хель синкские соглашения 1975 года, продекларировавшие незыблемость границ евро пейских государств, сложив шиеся после Второй мировой войны. Не прошло и пятнад цати лет, как всё евразийс кое пространство изменилось до неузнаваемости. Из приведенных посылок можно сделать один принци пиальный вывод: человече ство ищет новые формы объе динения. Человек, как изве стно, может жить только в обществе себе подобных и никак иначе. Всё остальное — домыслы и бредни. Этот поиск не обязательно всегда должен быть осознанным: идем-то мы по нехоженым тропам собственного разви тия. Видимо, современные формы государственного ус тройства: унитарное государ ство, федерация, конфедера ция уже не отвечают требо ваниям сегодняшнего дня. Человеческой общности ста новится тесно в этих рамках, поэтому люди и стремятся их раздвинуть, увеличить поле приложения своих творчес ких сил: создаются междуна родные организации, союзы государств, блоки и т.д. Но иногда и этого становится недостаточно. У небольшого государства может возник нуть необходимость просто прислониться к сильному, побыть в его тени, не теряя при этом ни своего суверени тета, ни своей самостоятель ности и оставляя за собой право всегда отойти в сторо ну, когда будут созданы для этого условия. Так возникли ассоцииро ванные отношения между го-'' ' сударствами и появились сво бодно ассоциированные госу дарства. На сегодняшний день нет даже устоявшейся терминологии для их назва ния. Возникли эти государ ственные образования после того, как ООН решила изба виться от подопечных терри торий — шаг вполне разум ный и оправданный: не мо жет такая всеобъемлющая организация, как ООН, руко водить каким-то пусть и со всем маленьким государ ством вечно. Как известно, если за что-то отвечают все, то в конечном счете оказы вается, что не отвечает ник то. Важно отметить, что ини циатива возникновения ассо циированных отношений ро дилась «снизу». Еще в 1965 году Конгресс Микронезии вместе с рядом других подо печных территорий ООН, в числе которых были Мар шалловы острова и Палау, направил в Конгресс США ходатайство о выработке воз можных форм межгосудар ственных взаимоотношений. Через несколько лет, в 1969 году, были выработаны реко мендации, из которых следо вало, что народ Микронезии суверенен, он может образо вать собственное государство, но при этом желает вступить в свободные ассоциирован ные отношения с другим го сударством —Соединенными Штатами Америки. На осно вании этих рекомендаций велись интенсивные перего воры, в ходе которых пред ставители островных терри торий сразу отвергли предло жение США о преобразова нии их в зависимые террито рии. В итоге был выбран ва риант свободной ассоциации. Детальные переговоры по ус тановлению ассоциирован ных отношений начались в 1978 году. В результате переговоров четыре территории : Яп, Трук, Нонане и Коррае при няли решение образовать единое государство — Феде ративные Штаты Микроне зии. Маршалловы острова обрели суверенитет и преоб разовались в Республику Маршалловы Острова; Палау — в Республику Палау. Далеко не каждый чита тель и даже профессиональ ный географ сразу вспомнит, что это такое — Республика Палау, поэтому есть смысл сказать о ней несколько слов: Палау — группа островов, затерянных в Тихом океане. Всего островов около 200, но люди живут только на вось ми. Население на сегодняш ний день не превышает 18 тысяч человек. Однако эта Республика делится на 16 штатов, имеет своего прези дента и двухпалатный парла мент, а с 15 декабря 1994 года — член ООН. В ноябре 1993 года на Палау прошел референдум (население этой страны в тот период времени едва-едва достигало 16 тыс. человек — по нашим меркам это насе ление небольшого поселка или городка), который одоб рил статус Палау как «сво бодно ассоциированного с СПЬА. государства». Еще че рез год, 1 октября 1994 года, провозглашена независи мость этого государства и одновременно прекращена опека США. В 1995 году США и Республика Палау заключили Пакт о свободной ассоциации. Даже при таком беглом описании видно всю слож ность, глубину, неординар ность и даже драматичность процесса поиска формулы взаимовыгодного сотрудни чества. Это крохотное госу дарство сумело сохраниться и даже значительно — для своих размеров — прирасти населением. Таким образом, изначаль но эта форма государственно го объединения, которую иногда рассматривают как одну из форм конфедерации, была нацелена на спасение и сохранение государственнос ти и самобытности малочис ленных народов. Нечто подобное было в истории нашего государства. Польша и Финляндия, а так же государственные образо вания в Бухаре и Самаркан де входили в состав Российс кой Империи, но при этом проводили достаточно само- ' стоятельну'ю внутреннюю политику. Они даже имели право входить в контакт с другими государствами, гра ничащими с ними. С други ми государствами связь осу ществлялась только через Санкт-Петербург. Уже в наше время, в 90-х годах прошлого столетия, сразу после принятия ныне действующей Конституции России пошла практика зак лючения договоров с субъек тами Федерации о разграни чении полномочий. В тот пе риод времени это было необ ходимо в силу абсолютной беспомощности федеральной власти в решении большин ства жизненно важных теку щих вопросов. В процессе подготовки текстов этих до говоров мелькало и словосо четание «ассоциированные отношения», но ни в одном договоре они згшрепления не получили. Сегодня отпала сама необходимость в заклю чении подобного рода доку ментов, исчезло и словосоче тание. И вот обращение Парла мента Абхазии. В самом об ращении термин «ассоцииро ванные отношения» не на полняется никаким конкрет ным содержанием, что впол не естественно для такого рода документа. Однако на проходившем 19 декабря 2006 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ♦круглом столе» по теме: ♦Отношения России и Абха зии: проблемы теории и практики» многие выступа ющие этот вопрос затрагива ли («круглый стол» проходил по решению Совета Государ ственной Думы, а проводила его фракция Народно-Патри отического Союза «Родина» (Партия Национального Воз рождения «Народная Воля* — Социалистическая единая партия России). А в Заявле нии Государственной Думы от 6 декабря 2006 года «Об Обращении Народного Собра ния —Парламента Республи ки Абхазия к Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Рос сийской Федерации о призна нии независимости Республи ки Абхазия и об установле нии между Российской Феде рацией и Республикой Абха зия ассоциированных отно шений», принятом постанов лением № д8'4Э-4 ТД от б де кабря 2006 года, прямо го ворится, что установление ас социированных отношений между Абхазией и Россией «отражает подлинные чая ния населения Абхазии и должно быть в полной мере учтено международным сооб ществом ради обеспечения прав человека, мира и безо пасности в данном регионе и справедливого разрешения грузино-абхазского конфлик та», и сами эти отношения должны строиться «в соот ветствии с международно правовыми нормами и преце дентами и законодательством Российской Федерации». Очень разумный и взвешен ный подход. Однако и в этом Заявлении мы не находим смыслового наполнения тер мина «ассоциированные от ношения». На данный момент дело не в конкретике, а в опреде лении вектора движения. И он ясен: государства, остава ясь самостоятельными и су веренными субъектами меж дународного права, договари ваются о совместном суще ствовании, делегируя друг другу часть своих полномо чий по строго оговоренному кругу вопросов. При этом «маленькое» государство рас считывает на силу «большо го». Ясно, просто и понятно. Абхазы сегодня компакт но живут приблизительно в 40 странах мира и во многих регионах России. Наверное, они есть и в Липецкой обла сти. В этой связи было бы интересно узнать их мнение на этот счет. Речь-то идет о судьбе целого народа. Что касается развития ассоциированных отноше ний, то, на мой взгляд, у них большое будущее, и самое ближайшее время это пока жет. В этой связи было бы целесообразно и полезно вос пользоваться предоставлен ной нам Республикой Абха зия возможностью и создать прецедент на постсоветском пространстве — вступить с нею в свободные ассоцииро ванные отношения. Выгода очевидна не только для двух наших государств, но и для третьих стран тоже. Юрий ГОЛВК, доктор юридических наук, профессор Елецкого государствешого ^иверсйтета им. И.А. Бунина. -(Законотворчество)- Фелеральное законодательство Укрупненный субъект с 1 января 2008 года в Российской Федерации появится новый субъект — Иркутская область. В соответствии с Конституцией России, новый регион образуется в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В законе определены основные условия и процедура образования субъекта, его статус, наименование и границы, срок прекращения существования Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа, порядок формирования бюджета, органов власти нового субъекта и пр. (Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в ре зультате объединения Иркутской области и Устъ-Ордынского Бурятского авто номного округа») Наше жильё Изменениями, внесенными в Жилищный кодекс. Президенту РФ предоставлено пра во определять новые категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях (они смогут получить их по договорам социального найма), а также право устанавливать порядок признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений и определять учетные нормы жилой площади при предоставлении жилья. (Федеральный закон от29.12.2006 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Жилищ ный кодекс Российской Федерации», «Российская газета», № 297, 31.12.2006 г.) Пригодится страховой стаж Внесены изменения в порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособно- оти, по беременности и родам. Так, ранее для исчисления пособия по временной нетру доспособности использовалось понятие «непрерывный стаж». С 1 января 2007 года для указанных целей используется понятие «страховой стаж» — то есть периоды работы з а с трахованного лица, в течение которого гражданин подлежал обязательному социальному страхованию. ' Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности застрахо ванного лица с 1 января 2007 года будет выплачиваться в следующем размере: лицу, имеющему страховой стаж 8 лет и более, — 100 процентов среднего заработка; лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80 процентов среднего заработка; лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60 процентов среднего заработка. Пособие по временной нетрудоспособности при осуществлении ухода за больным ре бенком будет выплачиваться за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа, за последающие дни — в размере 50 процентов среднего заработка; при стационарном лечении ребенка — в размере, опре деляемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости о^щ е ствлять уход за больным ребенком в возрасте до 7 лет будет выплачиваться не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком; в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет — не более чем за 45 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком . Исключениями являются случаи ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет, случаи ухода за ребенком , являю щимся ВИЧ-инфицированным, а также случаи ухода за ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением. Помимо этого определены условия и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежа щих обязательному социальному страхованию», «Российская газета», № 297, 31.12.2006 г.) Материнский капитал - хорошая поддержка с 1 января 2007 года вступил в силу закон о материнском капитале, т.е. о дополни тельных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Право на дополни тельные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, а также мужчины, являющиеся единственными у сы новителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Право на дополни тельные меры государственной поддержки подтверхадается государственным сертифи катом на материнский (семейный) капитал. Материнский (семейный) капитал устанавли вается в размере 250 000 рублей, который ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществлять ся не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующего заявления. Средства материнского (се мейного) капитала могут быть направлены в полном объеме либо по частям на улучше ние жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование нако пительной части трудовой пенсии женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей. Отметим, что закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. (Федеральный закон от29.12.2006 № 256-ФЗ «Одополнительных мерах государ ственной поддержки семей, имеющих детей», «Российская газета», N9 297, 31.12.2006 г.) С нормативно-правовыми актами знакомил Леонтий КОЛЕЧКО. ВЫ ОБ ЭТОМ СПРАШИВАЛИ Плата отменяется,. госпошлина остается Известив об отмене платы за выдачу государственных регистра ционных знаков, водительских удостоверений и другой специальной продукции вызвало интерес у жителей области, имеющих автотран спорт или готовящихся стать автовладельцами. Прокомментировать новость мы попросили исполняющего обязанности начальника УГИБДД области подполковника милиции Сергея МАРТОВА. — Суть дела в следующем. Второго ноября прошлого года Верховный суд России рассмот рел в открытом судебном засе дании гражданское дело по за явлению Д. Чанышева об оспа ривании абзацев первого и вто рого подпункта «а» пункта 4 по становления Правительства РФ от 8 апреля 1992 года № 228, в Е едакции от 8 мая 2002 года № 02 «О некоторых вопросах, свя занных с эксплуатацией автомо тотранспорта в Российской Фе дерации». В заявлении истца, в частности, указывалось, что пла та, взимаемая с заинтересован ного лица за совершение в отно шении него таких юридически значимых действий, как выдача и замена государственных реги страционных знаков, свидетель ства о регистрации транспортно го средства, водительского удос товерения и другой специальной продукции, а также прием экза менов отвечает признакам сбора, установленным пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российс кой Федерации. Взимание дру гих платежей (за изготовление, хранение и транспортировку спецпродукции) он считал про тиворечащими действующему за конодательству. Представители Правительства РФ пытались оспорить данное за явление, ссылаясь на то, что из готовление специальной продук ции, предусмотренной абзацами первым и вторым подпункта «а» пункта 4 постановления, выдава емой при совершении юридичес ки значимых действий, в том чис ле изготовление государственных регистрационных знаков, свиде тельств о государственной регис трации транспортных средств, талонов-допусков на эксплуата цию и другой полиграфической продукции, не относится к юри дически значимым действиям и, соответственно, не попадает под понятие «государственной по шлины». Суд, однако, принял иное ре шение. Заявление Д. Чанышева было удовлетворено. А это озна чает, что с 1 января 2007 года отменяется плата за выдачу и за мену государственных регистра ционных знаков транспортных средств, водительских удостове рений, временных разрешений на право управления транспорт ными средствами и др^ой спе циальной продукции (паспорта транспортного средства, акта те хосмотра транспортного сред ства, свидетельства о допуске. транспортного средства к пере возке опасных грузов, государ ственных регистрационных зна ков транспортных средств «Тран зит», свидетельства на высвобо дившийся номерной агрегат, от личительного знака участника международного дорожного дви жения, талона о прохождении государственного техосмотра, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасно сти дорожного движения), а так же за прием квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами. (Сохраняется плата лишь за выдачу пластиковых водительс ких удостоверений, так как Го- сгштоинспекция их не закупает, а изготавливаются они после оп латы стоимости. Размеры гос пошлины, установленные Нало говым кодексом, не претерпели изменений. Таким образом, к примеру, за государственные но мерные знаки для автомобиля взимается госпошлина в разме ре 400 рублей, на мотоциклы, прицепы — 200, за акт осмотра транспортного средства — 100, за прием теоретического квали фикационного экзамена —60, за прием практического квалифи кационного экзамена — 100 руб лей и т.д. Записал Геннадий ЯКОВЛЕВ. БЕЗОПАСНОСТЬ Опасные рельсы Для кого-то они становятся роковыми Неоднократно приходилось выступать на тему несчастных случа ев на железнодорожном транспорте. И как ни прискорбно констати ровать, железная дорога продолжает оставаться источником нема лой опасности для людей. Основная причина — наша беспечность и неосмотрительное поведение вблизи подвижного состава. Чаще всего трагические прои с шествия происходят по вине граж дан, находящихся в состоянии ал когольного опьянения. Так, 26 октяб ря прошлого года под маневровый состав , двигавшийся всего 3 км/ч, у м у д р и л с я п о п а с т ь липч анин Н. Мужчина был в нетрезвом со сто я нии и, ви д им о , плохо о со зн а в а л свои действия. В итоге с диа гнозом «травматическая ампутация ног» по страдавшего доставили в областную клиническую больницу, где только благодаря усилиям врачей он остал ся жив. А 20 ноября жертвой с о б ственной беспечности стал желез нодорож ник . В о зв р ащ а я сь дом ой после смены , он решил сократить свой путь переходом через рельсы. На одном из путей стоял грузовой состав . Мужчина залез на платфор му вагона. В это время состав при шел в движение. Пытаясь спустить ся на землю , железнодорожник по терял равновесие и упал. При этом его левая нога оказалась на рельсе и по ней проехало колесо вагона. В результате — тяжелая травма , по влекшая операцию с ам путацией всех пальцев ноги. Химико -токсико логические исследования показали наличие в крови пострадавшего ал коголя. Во всех случаях травмирования Липецкой транспортной прокурату рой проводятся проверки, в ходе которых исследуются обстоятельства происшествий, анализируются д ей ствия причастных к ним лиц. Нередко железную дорогу выби рают как средство сведения счетов с собственной жизнью. И чаще все го такие попытки заканчиваются ги белью людей. Но, к счастью, быва ют исключения. В сентябре 2006 г. на перегоне станций Патриаршая — Сенцово произошел следующий слу чай. Машинист грузового поезда, уви дев на рельсах девушку, применил экстренное торможение. Наезда уда лось избежать по счастливой случай ности . В иновниц у п рои сш е с тви я , кстати, пребывавшую в состоянии алкогольного опьянения, доставили в ЛОВД станции Липецк. В дежур ной части она пояснила сотрудникам транспортной милиции, что, увидев сво е го парня с другой девушкой , решила в отчаянии покончить жизнь самоубийством . Для храбрости вы пила пива. Увидев приближающий ся поезд, встала в колею железно дорожного пути, но, когда до тормо зящего состава оставалось метров 10-15, не выдержала и бросилась в сторону. Из локомотива вышел м а шинист, отругал ее и доставил в ли нейный отдел милиции. Филипп ЕФИМОВ, следователь Липецкой транспортной прокуратуры, юрист 3 класса. Гадалке закон неведом Возможность принуждения создает вокруг психиатрии пуга ющий ореол и порождает у граждан всякого рода домыслы. Все еще сохраняется настороженное отношение к психиатрии как к «малопонятной» области медицины, где применяют «варварс кие методы» лечения, назначают «сомнительные препараты», изолируют пациентов в «мрачных и странных заведениях», на поминающих тюрьму. Кто-то до сих пор считает, что психиатр по своему желанию может сделать любого здорового человека больным, что посе щение «такого доктора» чревато произволом и возможными тя желыми и непредсказуемыми последствиями. «Ищи сына в «псижушке» ...К дежурному врачу психиатрической больницы явилась женщина, потерявшая сына, — вышел вечером за сигаретами в ближайший ларек и... пропал. (Увы, такое бывает). Несчастная мать обзвонила милицию, больницы, морги — нигде следов сына не обнаружила. Кто-то из знакомых посоветовал ей обратиться к гадалке. Та раскинула карты и сообщила: по всему видно, сын жив — нож, пистолет, веревка — все мимо, а искать его надо в казенном доме. И пояснила: «В «психушке» он, милая». Убитая горем мать пришла к психиатру и со слеза ми на глазах просила сказать ей правду: может быть, сына, который всегда был здоров, привезли в стационар и насильно держат где-нибудь взаперти? Ситуация трагическая, но для психиатрического учреждения абсолютно нереальная. Уважая права человека Условия и порядок оказания специализированной помощи лицам с психическими расстройствами опреде лен Законом РФ «О психиатрической помощи и гаран тиях прав граждан при ее оказании», вступившим в действие с января 1993 г. Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально гуманной и демократичной, по возможно сти сблизить и даже уравнять ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи. Особо конста тируется, что психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении гражданина или с его согласия. При этом обеспечивается уважительное отношение к больным, применение щадящих лечебных средств и методов. Вместе с тем закон исходит из того, что специфический характер психических расстройств делает необходимым и оправданным в некоторых случаях применение мер психиатрической помощи независимо и даже вопреки выраженному в данный момент желанию пациента. Закон направлен на решение четырех основных задач: 1) защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи от необоснован ного вмешательства в их жизнь; 2) защиту лиц, страда ющих психическими расстройствами, от необоснован ной дискриминации в обществе на основе психиатричес кого диагноза, а также фактов обращения за психиат рической помощью; 3) защиту общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами; 4) защиту врачей, медицинского персонала и иных специалистов, участвующих в оказа нии психиатрической помощи, а также независимости врача-психиатра при принятии решений, связанных с оказанием психиатрической помощи, от возможного влияния третьих лиц, включая представителей админи страции и органов управления. Для решения этих задач законом устанавливается ряд специальных норм и процедур. Среди них особо следует выделить порядок решения- вопросов о психиат рическом освидетельствовании (в определенной части случаев) и госпитализации в психиатрическую больни цу без согласия лица или его законного представителя. Психиатрическое освидетельствование и госпитали зация могут быть добровольными, когда больной не возражает против осмотра психиатром или госпитализа ции, и недобровольными, когда пациент освидетель ствуется и стационируется вопреки его желанию. Закон предусматривает, что недобровольное освидетельствова ние осуществляется в случае, если по имеющимся данным обследуемое лицо совершает действия, дающие основания предполагать, а недобровольная госпитализа ция — в случае, если у него врачом установлено тяже лое психическое расстройство, которое обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих; б) его беспомощность, то есть неспособность самостоя тельно удовлетворять основные жизненные потребности; в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (ст. 23 п. 4; ст. 24 пп. I. 2; ст. 29). Решение о недобровольном освидетельствовании врач самостоятельно принимает только при наличии признаков, соответствующих критерию «а». Если же речь идет о критериях «б» и «в», на недобровольное освидетельствование необходимо получить санкцию судьи. При недобровольной госпитализации больной в течение 48 часов должен быть освидетельствован врачебной комиссией, но решение о правомерности помещения его в стационар принимается строго в судебном порядке. В больницу приезжает суд и выносит решение по каждому конкретному случаю. С! правовой точки зрения недобровольная госпитализация может иметь два обоснования. Первое из них рассматривается как право государства защитить человека, не способно го себя контролировать, когда человек настолько болен, что сам не осознает необходимости своего лечения, представляя тем самым угрозу для самого себя. Второе обоснование связано с правом государства защищать других людей от представляющего опасность человека вследствие его психического заболевания. Когда требуется помощь мплнцмн Согласно ч. 3 ст. 30 Закона работники милиции принимают меры для предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости для розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации. Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпи тализации и обеспечивать безрпасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. Соблюдая кояфидонцнальность Неотъемлемым правом пациента является сохране ние в тайне информации о факте обращения за психи атрической помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и других сведениях, полученных при его обследовании и лечении. Такая информация составляет предмет врачеб ной тайны; предоставление этих сведений без согласия гражданина или его законного представителя допуска ется лишь в определенных, оговоренных законом обстоятельствах, а лица, получившие в установленном порядке эту информацию, несут ответственность за ее разглашение (ст. 9). В соответствии со ст. 6 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обра ботке персональных данных (ратифицирована Россией , 19.12.2005 г.) действующее законодательство не предус матривает возможности создания информационного банка данных пациентов, находящихся под наблюдением психиатра. Для получения и обработки подобных сведений оператор должен в обязательном порядке получить на это письменное согласие больного, который при этом будет иметь право ознакомиться с указанными данными, требовать внести необходимые уточнения. Учет манул я Лету Проведенные за последние годы рес^рмы позволили изменить образ психиатрии. Отменен пресловутый «учет», который, как шлейф, ранее сопровождал челове ка, создавая различные социальные ограничения. Теперь все чаще люди без страха переступают порог психиатои- ческого учреждения. И, если у кого-то возникла необхо димость такого шага, не стоит бояться и медлить: любую болезнь надо лечить, и чем скорее, тем лучше. Юрий ГОЛУБЕВ, врач-пенхватр, член правления Российского общества психиатров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz