Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

7 июня 2007 г., № 110 (22988) Мария Павловна — дама представительная, горделивая, несмотря на почтенный возраст хранит былую стать и тщательно ухаживает за собой. Прическа, костюм— всё безупречно. И кажется, постучишь в дверь ее липецкой квартирки среди ночи, с концертными афишами и фотографиями на стенах, — и не застанешь врасплох. Будет она восседать за столом в каком- нибудь со вкусом подобранном наряде и перелистывать старинный альбом, перебирать снимки, пластинки… Вот-вот, Пластинки. В селе Усманского района с таким музыкальным именем живет другая наша героиня, простая русская женщина Раиса Ивановна. В ее доме нет атрибутов богемной жизни, наряды предпочитает она самые скромные, и только баян у стены выдает принадлежность его владелицы к творчеству, музыке. У этих, на первый взгляд, очень разных женщин на самом деле много общего, но главное, что их объединяет, роднит, сближает, — это любовь к русской песне, ставшей для них судьбой и предназначением… Морозовские страдания Трудно в сегодняшней, знавшей все- российскую славу и настоящий триумф, непокорной и непокоренной певице, солистке знаменитого Воронежского русскогонародного хораинескольких об- ластных филармоний, авторе и исполни- тельницепопулярныхнавсюстранупесен и частушек Марии Морозовой-Уваровой узнать маленькую деревенскую девочку Марусю, выступающуюнашкольной—в несколькихкилометрах от домапонепро- лазной грязи и осенней теми — сцене в накрахмаленном сарафанчике из марли. Родилась она в воронежском селе Нижний Кисляй в потомственной крес- тьянской многодетной семье. Отец ее мастерски валял валенки, обеспечивая этой исконно русской обувкой всю ок- ругу, женщиныкоторой больше всего на свете любили… петь. По вечерам они собирались под раз- весистым деревом у дома деда Пигасея и затягивали какие-нибудь страдания... Свою страсть к исполнительству, чудес- ный голосМарияПавловна объясняет ге- нами предков. Иначе с чего бы ей часами слушать бабьи напевыи плакать от горя, когда из-за малолетства ее не хотели принимать в колхозный ансамбль. Но благодаря упорству и таланту артисти- ческая карьера началась в шесть лет, в девять с половиной она уже была солис- ткой трех коллективов — хора и двух ансамблей. И мечтала только об одном: учитьсявМосковскойконсерватории.Но тут началась война, и семнадцатилетняя Маруся отправилась копать окопы, а потом противотанковые рвы— под Пав- ловском, у Дона… Слава Богу, через Дон немцев не пустили, и в 43-м жизнь в селе начала потихонькуналаживаться.ИтутМарусю пригласили на работу в Воронежский народный хор, организованный в ста километрах от Воронежа в селе Анна. Поселили ее в одной комнате с леген- дарнойуже тогдаМариейМордасовой. За две недели Маруся выучила весь репер- туар хора и вскоре в его составе поехала на фронт с концертами… Обо всей своей интересной, но и труд- нойжизни она рассказывает в книге «Ой, мороз, мороз!», которую презентовала недавно в Центральной городской биб- лиотеке Липецка. Чем вызвала большое неудовольствие своих недоброжелате- лей, уличающих ее в присвоении извес- тной русской народной песни, автором которой Мария Павловна считает себя. Зато как приветствовали Морозову пок- лонники ее таланта и творчества! Просторечиво повествует она в книге об истории появления песни в своем ре- пертуаре, о том, как подбирала слова к оказавшимся у нее случайно начальным строчкам, как услышала в своей душе мелодию среди ночи, как репетировали, а потомвыступали смужемАлександром Уваровым, как записали ее на радио, как зазвучала она на пластинках по всей России… Никто тогда не задумывался, вспоми- нает Мария Павловна, о том, кто автор. Хватало и того, что твое произведение признается народным. Но сегодня на авторство песни «Ой, мороз, мороз!» претендуют люди, пешком под стол хо- дившие, когда ее уже вовсю исполняли Морозова с Уваровым, став, во всяком случае, истыми ее популяризаторами, послужившие ее большой славе и ши- рокому распространению. Вот сердце Марии Павловны и не выдержало, при- звало ее к перу. В книге своей она пристрастна и субъективна, о чемпредупреждает своих читателей в самомначале, рассказывая о былых временах, людях и песнях, с кото- рыми сводила ее судьба на протяжении более чемшестидесятилетнейтворческой деятельности. Включила она в книгу вместе с но- тами и «Ой, мороз, мороз!», и «Русская песня—судьбамоя», и«Встретила япар- ня…», и «В саду вишня распустилась», и «Казачья молодежная», и другие. Она пела сама, сочиняла песни и час- тушки, к чему ее поощряла Мордасова, а позже переехала в Липецк и создала здесь народный ансамбль русской песни «Россиянка», которымони с мужем, тра- гически погибшим несколько лет назад, руководили десятилетиями. Но об этом МарияПавловна пишет уже следующую книгу. Эта сильная духом женщина преодо- левает все напасти и обиды, достойно принимает наветыиударысудьбы.Пусть сомневаются и не признают, пусть оби- жают и не понимают, зато она знает, что такое счастье. И счастье это принесла ей песня, считаетМарияПавловна. Русская народная, если уж на то пошло. Музыка чуткого сердца Такое счастье—выношенная под сер- дцем песня — ведомо и Раисе Митиной, тоже выпустившей недавно книгу. И пусть популярность ее, как автора десят- ков лирических песен на стихи местных авторов и свои собственные, не вышла пока за границыУсманского района, это всего лишь дело времени. Зато призна- тельность земляков, их любовь и подде- ржка поистине безграничны. Всю свою жизнь она прожила в род- ном селеПластинки, более 30 лет отрабо- тала в местном Доме культуры, где уже давно служит художественным руково- дителем. С баяном срослась настолько, что даже перелом руки, укутанной в гипс, не мешал ей извлекать из него му- зыку. Песни сами рождаются в ее душе, утверждает Раиса Ивановна. Их поют со сцены сельского ДК и районного Дворца культуры, распевают на отдыхе у речкии на домашних торжествах, их разучивают в школе и детском саду. Причем она сама никогда не пишет длясвоихпесенспециальныхтекстов,как ине требует их от других. Она просто слы- шитмузыку стихаипотомвоспроизводит ее на баяне. Просто…Да не совсем. Всего- тоинадопроникнутьсятаинствомстроки, почувствовать ее вибрацию, поплыть по волне настроения стиха. Нужен талант — и у Раисы Ивановны его не отнять. Деревенская женщина, она настоль- ко любит свой край, природу, людей, настолько погружена в красоту русского пейзажа, в его раздолье и мощь, что и песни получаются у нее настоящие, рус- ские, лиричные. Сила, самобытность, народность ее творчества поражают. И нельзя не по- радоваться тому, что теперь все ее песни вышли отдельным сборником под назва- нием «Музыка чуткого сердца». В его издании принимали участие односельча- не, финансовая поддержка оказана и из областного бюджета. Книга увидела свет в серии «Зов малой родины», выпускаю- щейсяпоинициативе главного редактора районной газеты «Новая жизнь» Нико- лая Страхова. Презентация сборника — с концер- том из песен Раисы Митиной — прошла в родном ее селе, а позднее, по решению руководителя отдела культуры района Александра Дрютова, его представление —приполноманшлаге!—состоялосьина главной сцене района. Песни «Забытый альбом», «Маме», «Ах, как годы заплеч- ные тянут…», «Пластинская земля», «Между нами зацвела разрыв-трава», «Село мое», «Иллюзия» и другие испол- нялись самодеятельнымипластинскими, и некоторые — липецкими артистами. Но самое большое признание неизменно получает песня Раисы Ивановны на ее собственные стихи«Крайнашлипецкий» в исполнении Виктории Хомутских. Так широко ираздольно звучит она, что поне- волепрослезишься,почувствуешьрадость и гордость за свою родную землю… Они очень разные, эти женщины. Роднит их русская песня, которой они посвятили жизнь, отдали свою любовь. И они знают, что такое счастье. А что знаем мы? Эмма МЕНЬШИКОВА. Женское счастье Две судьбы, две песни…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz