Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
2 июня 2007 г., № 107 (22985) 2 Нам, однако, повезло: буквально за год до этого закончился там капиталь- ный ремонт. Заведующая Валентина Ивановна Кол- такова занималась им два года. Начальная смета в 85 тысяч рублей возросла до 670 тысяч. И ничего, средства выделяли беспрекословно. Благодаря чему удалось сде- лать отдельную пристройку с бассейном и галерею с зим- ним садом, соединившую бассейн с основным зданием. Уже тогда было принято ре- Вместо поздравления Когда ребенок плачет только вечером… Трудно найти маму, которая бы, впервые провожая ребенка в ясли, не переживала: как же он там будет целый день без меня? шение открыть на базе сада специальные группы для де- тей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Когда в первый день я пришла после работы за до- черью, то опять-такиувидела ее на руках воспитательницы Марии Никитичны Епифан- цевой. На мой недоуменный вопрос: «Неужели весь день так и носили?» — Мария Никитична только улыбну- лась: «Первый день – самый тяжелый, вот мы по очереди с няней ее и держим». Че- рез два дня никакого рева уже не было: моя девочка с удовольствием вставала рано утром, боясь одного — опоздать на зарядку. А уже через несколько месяцев я стала прямо-таки заложни- цей этого детского сада. Даже если выпадали дни, когда на работу можно было прийти к обеду, дочь категорически отказывалась пропустить хотя бы полдня. А открыт был этот сад- ясли на 280 мест ровно 40 лет назадпо решениюЛипецкого горисполкома. И был он ве- домственным садиком треста «Жилстрой». Вот ведь пара- докс времени: треста уже нет, а в садике все еще работают воспитательницы и нянеч- ки, пришедшие сюда четыре десятка лет назад. Работает Лидия Васильевна Ивлева, та самая, что забрала у меня в первый день ревущую Ась- ку и успокаивающе сказала: «Да вы не волнуйтесь, она у нас быстро привыкнет!» И у Галины Тихоновны Павки- ной стаж сорок лет и толь- ко одна запись в трудовой книжке. Почти столько же трудятся Мария Никитична и еще десяток человек. А если теперь я скажу, что у воспитателя зарплата две с половиной тысячи, а у нянеч- ки и того меньше, вы пойме- те: ониработают не за деньги. Оказывается, и в наше время такое возможно. В четыре года моя дочь плавала как рыба. Ничего удивительного: с трех лет у малышейначиналисьзанятия в бассейне. Господи, какойже это вызывало у них восторг, как они этого ждали! Впро- чем, я думаю, что и сегодня ребятня радуется бассейну не меньше. А уж родители и подавно: ведь и плавание, и лечение в физиокабинете, и массаж—все это бесплатно. Сейчас в садике двенад- цать групп,шестьизкоторых – ортопедические. Заведу- ющая все та же Валентина Ивановна Колтакова, гово- рит, что благодаря массажу, лечебнойфизкультуре и пла- ванию ребята становятся го- раздо крепче, закаленнее. В последние годы здесь многое изменилось: совсем исчез- ли раскладушки, их место заняли кровати, появилась современная аппаратура в физиокабинете, стабильно работают шесть массажис- тов. Вместе с тем сохранена ночная группа. Конечно, все это прекрас- но. Но куда важнее люди, ко- торые рано утром встречают ваших детей. У Валентины Ивановны есть особый кри- терий для оценки работы воспитателей и нянечек: «отлично» ставится в том случае, если ребенок плачет не утром, а вечером, когда его забирают домой. Она рас- сказывает, что иным родите- лям приходится по три раза приходить за детьми. А те все твердят: «Подожди еще немножко, я не наигрался!» А воспитатель? Что ж, вос- питатель ждет до семи часов вечера, когда садик уже офи- циально закрывается. Если нам случается про- ходить мимо этого сада, моя уже двадцатилетняя дочь обязательно вздыхает: «Смотри, это же мой садик!» Спасибо вам, родные. С юби- леем! Елена Бредис. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Ветераны д/с 83 — воспитатель Епифанцева Мария Никитична и мл. воспитатель Ивлева Лидия Васильевна проработали бок о бок почти 40 лет; заведующая МДОУ № 83 Колтакова Валентина Ивановна со своими питомцами. Жил в России педагог... Все остается людям 3 июня исполнилось бы 90 лет замечательному педагогу, автору известного в СССР и бывших социалистических странах Липецкого опыта Константину Москаленко. В 50-70-е годы прошлого века этот опыт был фактически визитной карточкой нашей области в сфере образования. А потом о нем «благополучно» забыли… Однажды он показал кол- леге листочки. На них по его просьбе дети написали, как иногда называют их на уро- ках раздраженные учителя: «дубина», «малахольный», «попка-дурачок»... — Вот где творчество без границ, — печально пошутил Константин Александрович. Его угнетала школьная рутина, когда учителя начи- нают занятия с вопросов и указаний: — Где тряпка?.. Где мел?.. Сядьте прямо!.. Запишите тему!.. — Учитель приходит к детямкак к людям, вот начало начал,—повторял он.—Мож- но ли наказывать ребенка за разницу интеллектуальных по- тенциалов? За темперамент? За трудность судьбы? За чужие грехи? За то, что его сознание —медленная река, и он просто не успевает что-то усвоить? Онхотел уважения кличностиребенка. Онхотел вернуть в школу творчество и превратить уроки в сотворчество учителя и ученика. И это ему удалось. ...Москаленко приехал в Липецк в 37 лет. Уроженец Черниговской губернии, он уже успел поработать учителем, директором школы. В 1942-м добровольцем ушел на фронт. Был участником Парада Победы. Занимался наукой. Тему диссертации предложил сам: «Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и ее психологическое значе- ние». В Липецком педагогическом институте он появился в октябре 1954 года. Начинал старшим преподавателем, стал заведующимкафедрой педагогики и психологии. Но карьера его волновала меньше всего. Более сорока лет работал Конс- тантин Александрович в нашем вузе. Его имя стало известно не только в СССР, но и далеко за его пределами. Когда в конце 50-х—начале 60-х годов прошлого века в педагогичес- ких журналах стали появляться статьи Москаленко: «Как должен строиться урок», «В порядке обсуждения», «Ответ товарищам», — они оказались сенсацией и обсуждались учителями всей страны. Что не устраивалоМоскаленко и его единомышленников в традиционномуроке?Ставка на передачу-запоминание—вос- произведение «готовых знаний», часто далеких от опыта, ин- тересов, реальнойжизни детей. Пассивность тех, кто учится, менторство тех, кто учит. Тоска опросов, из-за которых новый материал надо было доучивать, дозубривать дома. Кстати, у Константина Александровича был почти девиз: «Учиться ре- бенок должен вшколе».Не правда ли, сегодня, принынешнем перегрузе детей, это очень актуально? А усвоив все в школе, дома твои питомцы могут просто выйти за рамки учебника. Ради интереса, который в них пробудился. Вот на это и делался упор. Метод Москаленко, названный Липецким опытом (именно так, с заглавной буквы), подхва- тывали повсюду. Его оценилаАкадемия педагогических наук РСФСР. В журнале «Народное образование» развернулась дискуссия о структуре урока. На базе «опорных школ» в Липецке и области педагогам помогали освоить принципы Москаленко. В чем их суть? Во-первых, связь обучения с жизнью. Многое ребята постигали, идя от практики — занятий в лаборатории, на земельном участке, экскурсий на завод. Пятиклассникам, к примеру, могли предложить сделать те же расчеты, которые на их глазах выполнял бригадир, определяя среднюю норму выработки на человека. Во-вторых, сами дети готовили доклады, сообщения по новым темам (вариант опережающего знания). Они получали задания на карточках и, отталкиваясь от того, что изучили, шли дальше самостоятельно. Уже не было нуждыформально проверять, как усвоены прежние темы. Проверка велась при выполнении экспериментов и тренировочных заданий. Далее—комментирование. Это очень эффективный способ побудить учащегося активно мыслить. Ребенок, выполняя какое-либо задание, допустим, вычисление или письменную работу, комментирует, проговаривает вслух свои действия. Что это дает? Во-первых, в этом соучаствуют его одноклас- сники, во-вторых, педагог может по ходу корректировать усилия своих подопечных. Интересная находка Москаленко — поурочный балл. Это была суммарная оценка за все виды заданий на уроке. Та- кой балл повышал внимание и активность детей, а главное —позволял учителювовремя заметить какие-либо проблемы, возникающие у школьника. Не буду рассказывать обо всех новациях. Москаленко пос- тоянно был в поиске. Ввести пятидневку. Сократить урок до сорока минут. Разрешить детям отвечать сидя, комментируя ход своих рассуждений и защищая свои идеи. Для Констан- тина Александровича не было мелочей. Любой неверный штрих мог разрушить атмосферу сотворчества. Москаленко, например, всерьез думал, чем заменить... школьный звонок: «Звонок в школе — это же стресс». Он не уставал объяснять коллегам: ребенок нуждается в защите, помощи, его надо воодушевлять изо дня в день, вести к успеху, росту. У ребенка есть право на успех, право на хорошего учителя, который поможет ему этого успеха до- биться.Москаленко не «высиживал» теориюв академической тишине. Он много лет экспериментировал, встав на место учителя начальной школы. Наверное, поэтому у него появи- лось столько последователей. Вот хотя бымнение болгарского педагога Х. Василева: «Липецкий опыт открывает прекрас- ные возможности для совершенствования педагогического творчества, самим заниматься научно-исследовательской работой, ...для соединения научно-исследовательской рабо- ты с практикой учителей и превращения школ в творческие лаборатории». Итак, в конце 50-х —начале 60-х годов опыт Москаленко получил распространение в России. Не обошлось при этом без затруднений. Случалось, эти принципы осуществлялись без учета конкретных условий, возникала излишняя схема- тизация действий учителя и учеников. Надо было коррек- тировать, помогать последователям липецкого ученого. Чем липчане и занимались. Темне менее повсюду успеть, все объяснить, все исправить было невозможно. А излишнее административное рвение по внедрению Липецкого опыта было, в сущности, первым ударом по нему. Затем в полный голос заговорили оппоненты — у кого из новаторов их не было! В «Учительской газете» Москаленко обвинили в изменении государственной про- граммы, необоснованном расширении объема материала, несанкционированной перестройке структурыурока. Вывод? Эксперимент запретить, трудов К. А. Москаленко не печа- тать. Сложилась парадоксальная ситуация. Сотни липецких учителей были награждены орденами и медалями как раз благодаря Липецкому опыту. А представления о присвоении звания заслуженного учителя самому Москаленко отклоня- лись трижды. Единственной его мирной наградой был орден ТрудовогоКрасного Знамени, врученный ученому в 1966 году —вдобавокк пятифронтовым. Зато хватало проверок, комис- сий, снова проверок. Последнюю он уже не пережил... Но спустя годы идеи и приемы, которые были основой Липецкого опыта, стали использоваться прославленными педагогами:Ш.А. Амонашвили (гуманизация отношений), С. Н. Лысенковой (комментирование, опережающие задания), В. Ф.Шаталовым (уплотненный опрос, дифференцированные домашние задания, сменные доски, задания на карточках). Сегодня ощущается оживление интереса к открытиям Москаленко. Разумеется, с учетом новых условий, задач, приоритетов. Крупные личности, яркие достижения, сла- ва Богу, не проходят бесследно. Наступает срок, когда мы чувствуем, что сделанное ими может быть надежной опорой, чтобы строить здание дальше.... Елена ЕГОРОВА, доцент Липецкого государственного педагогического университета. —Мыне ожидали, что получим такую хорошую выручку от продаж, — гово- рили они. — В жару трудно заманить людей хоть на какую ярмарку. Однако ошиблись. Ярмарка-выставка получилась не только эффектной в торговомотношении, но и с особинкой, о которой рассказал журналистам начальник управления промышленностиЛипецкой областиАна- толий Гольцов: —Ярмарка проводится накануне про- фессионального праздника работников текстильной и легкой промышленности. Вся предстоящая неделя будет посвящена труженикам этой отрасли. Впервые за многие годы она находится на подъеме, набирает обороты. В этой сфере намети- лась завидная тенденция роста произво- дительности труда, улучшения качества продукции, ее конкурентоспособность, растет заработная плата работников. На 25 крупных и средних предприятиях отрасли трудится более 5 тысяч человек — это большая армия трудолюбивых и талантливых людей. А задача и перед ними, иперед руководствомобласти стоит одна: вернуть представителям профессии достойное место в промышленно-эконо- мическом потенциале региона. У нашей области есть все возможности гордиться не только металлургами, строителями и сельскими тружениками, но и продук- цией предприятий легкой промышлен- ности. На нынешней выставке-ярмарке есть возможность обменяться опытом, посмотреть лучшие образцы продукции, выпускаемой коллегами. Свое «секретное оружие» — новые коллекциимоды—участникипродемонс- трировали в зале «Киномира «Солярис». Открывая это яркое зрелище, замес- титель председателя областного Совета депутатов Александр Никонов тепло поздравил участников показа моды и особо отметил, что работники предпри- ятий легкой промышленности области в очередной раз порадуют всех присутству- ющих замечательными образцами. Так оно и вышло. А дальше состоялся даже не калей- доскоп, а настоящая красочная феерия изумительных по красоте образцов одеж- ды от предприятий: «Елецкие кружева», «Липчанка», «Космос», «Мари», «Арли- на», «Омега», «Амата плаза». Красавицы, демонстрировавшие их, были щедро воз- награждены восторженными криками и бурными аплодисментами. Как свидетель этого зрелища заверяю, что немалая часть мужчин увиденную красоту оценили по достоинству и ладоней не жалели. Михаил КОНОПЛЕВ. Репортаж с места события Феерия красоты «Калейдоскоп моды-2007» — под таким названием вчера в парке «Быханов сад» прошла выставка-ярмарка продукции предприятий легкой промышленности области Подобные ярмарки, проводимые с 1999 года, для липчан стали уже событиями ожидаемыми и привычными, а вот гостей нашего города привели в состояние восторга, о чем, например, репортерам «ЛГ» искренне признались сестры Макеевы, приехавшие в Липецк к брату из столицы Белоруссии. —О ярмарке узнали из рекламы по местному телевидению. Много были наслышаны о знаменитой фабрике «Елецкие кружева», а сегодня у нас была прекрасная возможность оценить их продукцию— для всех наших пятерых дочерей купили замечательные подарки, сделанные мастерицами из Ельца. Не жаловались на внимание покупателей и продавцы палаток с товарами предприятий легкой промышленности из Липецка, Данкова, Чаплыгина. Фото Николая ЧЕРКАСОВА. Радовали глаз и шортики-юбочки для малышей, которые можно было недорого купить, и роскошные вечерние наряды. Восемнадцать лет назад так было и со мною. Но декретный отпуск тогда давали только до полутора лет, так что деваться было некуда. До сих пор помню дикий рев дочери, когда, сдав ее с рук на руки нянечке, я уходила. Это было в детском саду-яслях № 83 треста «Жилстрой». Очарованные любовью (Окончание. Начало на 1-й стр.) Однако на встрече, когда начальник управления об- разования и науки области Юрий Таран и заместитель председателя областного Совета депутатов Александр Никонов, сердечно приветс- твуя всех, попросили выска- зать свои просьбы и пожела- ния поделиться трудностя- ми, Юлия Ивановна ничего не попросила. Благодарили в этот день, поздравляли с праздником и специалистов по охране детства, директоров детских домовишкол-интернатов, ра- ботников органов здравоохра- нения и представителей пра- воохранительных органов. Эти люди, в силу должности призванные защищать права несовершеннолетних, воспи- тывать, учить, тоже без остат- ка отдают свое сердце детям. Инередкоребята,незнающие семейного тепла, называют их мамами и папами. И те в ответ говорят: «Поговорим, сынок...», «Расскажи мне, дочка, все-все...» Пока тема сиротства не снята с повестки дня. Поэ- тому такие приемы, встречи необходимы, чтобы детских домов у нас стало как можно меньше. ВЛипецкой области к этому стремятся. Поиск новых форм работы с семьей, улучшение экономической ситуации в регионе, возрож- дение нравственности, от- ветственности взрослых за детейбез родителейдают свои результаты. Тем временем Подарки от старых знакомых По традиции в первый деньлетавоспитанникиЕлец- когодетского дома-интерната встречали гостей из област- ного центра. С подарками и сладкими гостинцами при- ехали к ним на празднование Международногодня защиты детей заместитель главы ад- министрации области Ни- колай Лебедев и начальник областного управления со- циальной защиты населения Вячеслав Явных. В этом году они привезли в дар детям-ин- валидам качели и горки, еще больше украсившие уютную и нарядную территорию уч- реждения. С высокими гостями дети знакомы уже не первый год, поэтому без стеснения, по- домашнемупоказалиимсвою новую постановку — сказку «Красная Шапочка». Гото- вясь к премьере, ребята вмес- те с педагогами увлеченно мастериликостюмыидекора- ции. После спектакля юных артистов и зрителей ждал праздничный обед и автобус- ная экскурсия по Ельцу. Галина КОЖУХАРЬ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz