Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
29 мая 2007 г., № 102 (22980) 3 Театральное обозрение Под знаком русской драматургии Итак, очередной театральный сезон практически завершен. Его заключительным аккордом можно считать участие Липецкого академического театра имени Л.Н. Толстого в международном Мелиховском фестивале. Характерная черта сезона: он прошел под знаком рус- ской драматургии XIX—начала XX веков. То есть классика жива, классика неизменно востребована, она по-прежнему дает пищу для интересных и неожиданных интерпретаций. Начнем, по хронологии создания пьес, с Гоголя. «Ревизор» у нас воплотили дважды — в театрах имени Л.Н. Толстого и елецком «Бенефисе». Владимир Пахомов рискнул доверить основные роли выпускникам местного курса Российской академии театрального искусства — и не прогадал. Полу- чилось веселое, темпераментное и достаточно злободневное зрелище. «Бенефис» пошел иным, парадоксальным путем. За исключением Хлестакова (Иван Авдеев) и его слуги Осипа (МаксимКраснов) остальныхперсонажейсыграли... актрисы. К примеру, вместо Городничего — Городничиха (Наталья Кирьянова). Ничего очень уж концептуального не преследо- валось. Руководитель театра из города Серова (Свердловская область) Юлия Батурина перенесла на елецкие подмостки свою тамошнюю постановку, а в труппе Серова превалируют представительницы прекрасного пола. Жанровый подзаголовок спектакля—комедия-скандал в стиле «нео». Поэтому на сцене — мотоцикл и компьютерное кресло. Актеры в стилизованных, безотносительно к како- му-либо конкретному времени, костюмах. Из динамиков звучит современная музыка. Помимо этих внешних примет провинциальная знать женского пола пыталась буквально «охмурить» петербургских гостей, отчего спектакль приобрел оттенок эротизма. Чересчур вольное обращение с классикой? Вопрос для дискуссии. Во всяком случае, не будем чересчур уж большими ханжами. Да и зрители подобную версию с ря- дом отличных актерских работ принимают «на ура». О «магистральной линии» сезона, ориентированного на отечественнуюклассику, шла речь на состоявшихся в первых числах мая традиционных Липецких театральных встречах. Их тема: «Русская комедия от Гоголя до Чехова». Хозяева и специалисты из Москвы во главе с председателем чехов- ской комиссии при Российской академии наук профессором Владимиром Катаевым вели, как всегда, неакадемичный, разноплановый разговор. Он касался многообразия «подви- дов» комедийного жанра, его удивительной трансформации на менее чем вековом протяжении. Вкачестве иллюстраций давали «Ревизора» и «Вишневый сад». Причем, обратившись к чеховской пьесе, Владимир Пахомов постарался высветить именно особый ее комизм—в отличие от показанного на предыдущих встречах предельно, кажется, серьезного «Сада» московского режиссера Алек- сандра Вилькина. Из Гоголя театр «выжал» много смеха и совсем мало слез, в Чехове обнаружил массу тонко поданных нелепостей и алогизмов. Зарубежными гостями встреч были не сотрудники посольств (как прежде), мало что способные сделать для продвижения нашего театра на фестивали и гастроли, а практики с соответствующими полномочиями: директорШведского театраЙохан Сторгард именеджер Таня Энберг (оба—из Финляндии). Вскоре мы узнаем, на чем они остановили выбор. Главным событием сезона дляЛипецкого драматического театра стали «Страсти по Платонову» в постановке Геннадия Балабаева по ранней чеховской пьесе. На премьере, после «никакого» первого, до антракта, действия, впечатлило вто- рое — с самоотреченной, беспощадной к заглавному герою игрой Игоря Коробова. До этого ЛДТ к творчеству Чехова не обращался, имея, кстати, в активе ряд спектаклей совсем иного, антрепризного характера. А тут труппа на Соколе и Академический театр словно поменялись местами. Первая решилась вывести на сцену Платонова и окружающих его персонажей. А у «академиков», постоянно работающих над Чеховым, появился французский водевиль «Заколдованная яичница». Конечно, здесь не следует делать далеко идущих выводов. Каждый театр постоянно решает задачи, важные для него в данный момент для расширения и разнообразия репертуара. Но сам факт обоюдной «перемены координат» весьма красноречив и свидетельствует о гибкости творческой политики наших драматических коллективов. Нельзя не вспомнить и еще о трех событиях в театре имени Л.Н. Толстого. «Весомо и зримо» было отмечено 30-летнее пребывание на посту его руководителя ВладимираПахомова. Нечастый пример подобного «долгожительства» главного. Пахомов, в сущностни, заново построил театр, который, не- смотря на любые коллизии в его стенах, по праву считается одним из лучших на российских театральных просторах. Прошли бенефисы Виктора Соболева (ему присвоено звание заслуженного артиста РФ) и Зинаиды Румянцевой (в связи с ее юбилеем). О них уже сказано немало теплых слов. Я бы добавил, что эти актеры всегда на зависть точны и убеди- тельны в своих ролях. У обоих, казалось бы, преобладает комическое дарование. Соболев реализует его с очевидными невозмутимостью, простодушной уверенностью. Румянцева же использует яркие, сочные краски. Однако все же этих мастеров стоит отнести к разряду универсальных исполни- телей. В чем, допустим, та же Румянцева убедила зрителей, пронзительно сыграв в новом спектакле «Сукин сын» Елены Олениной, считайте, сразу несколько ролей. Совсем недавно театры имени Л.Н. Толстого и «Бенефис» выпустили очередные премьеры. Если обращение главного режиссера «Бенефиса» Владимира Назарова к «Рабе своего возлюбленного» Лопе де Вега подтвердило тягу ельчан к «костюмным» постановкам, то появление на липецкой сцене «Шестерых любимых»А. Арбузова (режиссерНиколайЧебы- кин) слегка озадачило. Действующие лица пьесы, написанной аж семьдесят с лишним лет назад, — трактористы соседних МТС (кто позабыл или не знает—машинно-тракторных стан- ций), ведомые супругами — начальниками политотделов. И конфликт разгорается по поводу знамени, которое, по реше- нию вышестоящих органов, следует передать другой МТС. Уж не пародия ли перед нами на жизнь советских сельских тружеников?Нивкоемслучае. Слово «любимые»—ключевое в этой и задорной, и лирической ретро-комедии. Сплошные квипрокво, недоразумения, блестящий арбузовский текст, актерская раскованность интригуют и веселят публику, со- общают зрелищу динамичность. В общем, сезон почти закончен — и да здравствует сезон! Константин КЛЮТКИН. Фото Николая Черкасова Сцены из спектакля «Вишневый сад». Фото ольги беляковой Накануне сезона Экстримом нас не испугаешь... Кто в Турцию, кто в Чехию, а кто и к бабушке в деревню Вчера в троллейбусе молодая девушка кокетливо пожаловалась подруге: “Зимой не знала, как одеться, а летом – не знаю, как раздеться...” И впрямь, жара застала нас врасплох, не дав насладиться весной, а заодно и собраться с мыслями. И, прежде всего, о том, как и где провести отпуск. Вот почему корреспондент “ЛГ” решил помочь читателям. Насчет географи- ческих предпочтений земляков мы поинте- ресовались в несколь- ких туристических агентствах Липецка. Правда, сенсацион- ной информации не п о л у ч и л и . С р е д и массы возможностей Турция и Египет по- прежнему остаются самыми востребован- ными. Прежде всего из-за оптимального соотношения цены и качества обслужива- ния. Большинство вы- бирает туристические путевки по тарифу “все включено”. Логично. Ешь и пей, сколько хочешь, и отдыхай, ни о чем не думая. Даже о терактах, которые случаются на извест- ных курортах с пугающей периодичностью, причем как раз в сезон отпусков. Мы не из пугливых. Нам любой экстрим нипочем. По информации турагентств, в последние годы среди липчан вырос спрос на семейные путевки. Это выгодно: во- первых, отдыхаешь пусть и вдали от дома, но в окружении близких, во-вторых, отдых обходится дешевле. В зависимости от длительности отпуска и “звездности” отеля стоимость отдыха в Турции колеблется от 500 до 2000 долларов на человека в среднем за неделю. Но если вы эко- номны и терпеливы, можно посидеть на заранее уложенных чемоданах и дождаться “горящей” путевки дней на 7-10. От такой даже в пик сезона турфирмыизбавляются по цене 800- 900 долларов на двоих. Несколько поугас интерес к отдыху в странах азиатско- тихоокеанского региона. Причина? Думается, не столько в страхе перед стихийными бедствиями вроде бурь и цунами, которые в последние годычастенько обрушиваются на остров- ное побережье азиатского континента, сколько в дороговизне и длительности авиаперелета. Те, кому наскучили турецкие берега, предпочитают от- дыхать в Испании, Чехии, в странах Западной Европы. По словам сотрудников турагентств, это не самое дешевое дело. На выбор в пользу Старого света, как выяснилось, влияют… гастрономические вкусы. Восточным винам, которыми пот- чуют в Турции или, например, в Таиланде (в Египте алкоголь не подают), земляки-гурманы предпочитают известные и проверенные европейские брэнды. Лишь во вторую очередь туристов привлекают спокойствие и безопасность тамошней жизни. По матушке-России липчане тоже активно путешествуют, и турагентства такие путевки предлагают. Среди самых попу- лярных летних направлений–курортыКраснодарского края. Однако сервис отечественных курортов, по многочисленным оценкам, значительно отстает от средиземноморского. И это при вполне европейских ценах за путевки. Убедилась в том на собственном опыте и автор этих строк, отдохнув про- шлым летом в одном из прославленных санаториев Анапы. Путешествие запомнилось наплевательским отношением к отдыхающим со стороны руководства санатория, духотой в столовых, где даже официантки падали в обморок от теплово- го удара, неистребимым запахом горелого шашлыка. А еще (как бы это помягче выразиться) продуктами человеческой жизнедеятельности, коими изобилует анапские ландшафт и акватория. В последние годы все привлекательнее становится Абха- зия, там отдых обходится несколько дешевле, чем в Отечес- тве. По словам знакомых, и условиями, и ценами в недавней “горячей точке” они были весьма удовлетворены. Ольга БОЧКОВА. А впервые акция состоя- лась два года назад на Комсо- мольском пруду. В дальней- шем проект стал лауреатом всероссийского конкурса де- тских музейных программ в Санкт-Петербурге, лауреатом IX московского городского художественного фестиваля «Мастера»вМузеедекоратив- но-прикладного и народного искусства в Москве. Тогда же программа была пред- ставлена в Государственной Третьяковской галерее. На сей раз ребята три месяца старательно изучали корабли, флаги и прочую морскую символику. Рука- ми пятидесяти детей были сооружены разноцветные кораблики из бумаги, фоль- ги, пенопласта, пластика, украшенные аппликациями и рисунками. Здесь были и маленькие лодочки, и насто- ящие дворцы на воде с каю- тами, палубными построй- ками, лесенками, якорями. Кроме корабликов гостям была показана выставка ри- сунков. Участниками празд- ника стали питомцы студии при областной картинной галерее, воспитанники де- тских домов и интернатов в возрасте от четырех до один- надцати лет. Директор картинной га- лереи Вячеслав Шальнев так прокомментировал про- исходящее: «Бумажный ко- раблик дает возможность путешествовать туда, куда заведет тебяфантазия: в Еги- пет, Антарктиду, по волнам истории. Ребята трудятся в стенах нашей галереи в ок- ружении работ талантливых мастеров, это стимулируетих воображение». Для вас, романтики По волнам твоей мечты Оказывается, бумажный кораблик может стать не просто игрушкой, но и, не удивляйтесь, произведением искусства Ну, а в том, что он всегда был для ребенка символом романтической мечты о дальних странах и приключениях, вряд ли кто усомнится. Потому и родилась у художницы Ольги Буевой идея акции «Памяти бумажного кораблика». В минувшую субботу в Липецке на реке Воронеж в рамках этого проекта прошел финальный праздник – проводы флотилии в дальнее плавание. Программа праздника включала экспозициюкораб- ликов, рисунков и флажков, катание детей на катере. А на середине реки будущие адмиралы выпускали свои веселые корабли на воду… Елена Панкрушина. — Алексей Валерьевич, существует мнение, что, при прочих равных условиях, педагогу-мужчине легче по- бедить в конкурсе, чем жен- щине. Дескать, мужчины в школе—редкость. А потому жюри благосклоннее к силь- ному полу. Это так? — Не думаю, что дело в особом расположениижюри. Профессионал это професси- онал. Независимо от того, мужчина ты или женщина. К тому же в любом соревно- вании есть элемент удачи. Лично мне очень помог опыт научной работы, я закончил аспирантуру, защитил кан- дидатскую. Поэтому пред- ставлял мои наработки не только в расчете на эмоции, а построже, с позиции со- временных подходов в педа- гогике.Ястараюсь соединить то, что обычно разводится: обучение и воспитание. Ду- маю, синтез этих двух про- цессов — интеллектуальное воспитание — и даст самый высокий результат. — А почему все-таки в российской школе так мало учителей-мужчин? —Обычно в таких случа- ях речь заходит о невысокой оплате труда. Но я бы не стал все сводить к этому. Сейчас есть работа, за кото- рую платят так же или даже меньше, чем в школе, одна- ко мужчины ее не бросают. Главные причины, по-моему, в другом. Первая—в особен- ностях характера. Все же профессия педагога требует большого терпения, уменияи понять, и простить. А нам, с мужской нашей требователь- ностью, может, даже пря- молинейностью, не всегда удаетсямягко реагироватьна детские шалости, капризы, не «заводиться» в каких-то нестандартных ситуациях. Кроме того, не забывайте: в педагогике нельзя раз и навсегда достичь какого-то результата. Необходимы по- стоянное движение вперед, рост, саморазвитие. Напри- мер, еще несколько лет назад компьютер был диковинкой. А сегодня многие дети владе- ютимпоройлучше взрослых. И учителю нельзя отставать от них. Такое тоже под силу не каждому. Не исключая мужчин, которым иногда недостает методичности, настойчивости, систематич- ности. —А как же вы сами при- шли в школу? По примеру родителей? — Да, моя мама — педа- гог. Вероятно, это сыграло своюроль. Но в принципе все сложилоськак-то само собой. В детстве увлекался химией. Несколько раз участвовал в олимпиаде «химиков», зани- мал первое место в регионе. Но помимо этого мне было интересно все, что связано с активным общением. За- мыкаться в стенах научной лаборатории как-то не хоте- лось. А профессия учителя позволяла совместитьлюбовь и к химии, и к общению. Педагогическая практика укрепила мой выбор. После вуза и аспирантуры я вер- нулся в свою родную школу, двенадцатую... — Несложно ли было работать рядом со своими бывшими учителями? — Начало всегда трудно. Но меня поддерживали, по- могали и словом, и делом. Такое отеческое было отно- шение. Хотя иногда прояв- лялось оно не совсем так, как надо бы. Когда с тобой обходятся как с учеником, да еще в присутствии твоих детей, это, конечно, лиш- нее. Для многих молодых, приходящих в школу, это серьезный психологичес- кий барьер. Я старался его преодолеть, объясниться со старшими коллегами. И все наладилось, пусть и не мгновенно. — Гимназия стала для вас не только местом, где вы нашли свое призвание. Здесь вы встретились с будущей женой. У двух педагогов в семье, да еще работающих бок о бок, дома, наверное, все разговоры о работе? —Ну, да, четкой границы между домом и работой не проведешь. Но так, пожалуй, происходит у любого учите- Интервью с победителем Дело для настоящих мужчин? Когда мы с Алексеем Волковым, заместителем директора липецкой гимназии № 12, вышли из кабинета в школьный коридор, стайка мальчишек у окна сразу приняла благонравный вид. Что вы, что вы, никто не бегал, не толкался. Уважают Алексея Валерьевича. А может, и побаиваются. Хотя он очень спокойный, говорит сдержанно и негромко. Но уже во время предваряющего городской конкурс «Учитель года» знакомства его участников друг с другом стало понятно: Волков обязательно будет в числе лидеров. И Алексей Валерьевич подтвердил это. Он стал первым не только в городе, но и в области. ля. Моя жена ведет инфор- матику. Круг обязанностей у нас разный. Поэтому спо- ров не возникает. Зато есть взаимопонимание, желание помочь друг другу. Общие интересы объединяют. —А как вы сами и ваши близкие восприняли победу в областном конкурсе? Вы- слушивая поздравления, вы были очень спокойны. Неужели совсем не волно- вались? — Конечно, все волнова- лись. Особенно, признаюсь, мои родители. Мне успех тоже был приятен. Но эйфо- рии я не испытывал. Сразу возникает вопрос: «Что за- втра?» Тем более, что для меня конкурс не закончился, впереди—участие во всерос- сийском этапе. Подготовка нужна серьезная. Ведь там уровень требований иной. Да и ответственности больше — я должен представлять всю область. К тому же я в школе очень загружен, поскольку не только предметник, но и еще завуч. Отставить на вре- мя все дела в сторону не могу. Заявки-расписанияждать не будут. Это всегда отнимает много времени. Пожалуй, только во сне и отключаешь- ся от школьных забот. — И все же скоро кани- кулы. Не собираетесь отпра- виться в путешествие на но- воймашине, подаренной вам как победителю конкурса? — Ну, первое путешест- вие на ней — от областного Дворца культуры до дома —я уже совершил. А на лето конкретных планов пока не было. В любом случае, на автомобиле тебе все дороги открыты. Беседовала Софья Вобликова. Фото Ольги Беляковой Алексей Волков ведет урок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz