Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
И только в мастерской Александра Евгеньевича, только на его выставке или у созданных им для Липецка монументальных скульптур, ставших визиткой города, понимаешь: а ведь он, в сущ- ности, уже застолбил право на страницу, а то и целую главу в истории российского искусства. Без его «Медных труб» будет не полна и самая придирчивоотобраннаяхрес- томатия по современной скульптуре. Его блистатель- ные, острые ифилософичные миниатюрывроде «Диспута» захватывают артистизмом и свободой выражения. Арабо- ты, навеянные историей Рос- сии и, прежде всего связан- ные с Петром Великим, па- фосны, иногда чуть гротеск- ны, что придает им очень личностное, очень человеч- ное звучание, разрушающее казенный пиетет. Отношения Александра Вагнера с историей — Рос- сии, земли липецкой, нако- нец, своей собственной, се- мейной, родовой — глубоки и многослойны. Это ощуще- ние корней, близости того, что отделено от нас десятиле- тиями и веками, воплощение духа минувшего в языке пластики нынешнего дня достойны, наверное, специ- альных искусствоведческих штудий. Скульптурные пор- третыВагнера, хотя быТихо- на Задонского, который вре- зается в память высокой со- средоточенностьюсмирения, или крупные проекты вроде монумента «Основатели Ли- пецка» могут, так сказать, конкурировать с творениями любых именитых авторов. Вагнер нечасто устраива- ет персональные выставки в родном городе. И уже сам факт открытия его экспози- ции был бы событием неря- довым. Тем более если речь идет о впечатляющей ретрос- пективе. Вагнер, кстати, не стесняется показывать те работы, которые сегодня у кого-то вызывают брюзгли- вое ворчание, ну, вот, мол, образцы совка, канувшего в Лету соцреализма. И пра- вильно делает, что не стесня- ется. Пластические изобра- жения строителейилиметал- лургов для него совсем даже не конъюнктура. В них жи- вут те же вдохновение, увле- ченность, преклонение перед человеческим деянием, что и в остальных вагнеровских произведениях. Но на выставке мы видим кроме скульптурАлександра Евгеньевичаживопись и гра- фику его отца Евгения Алек- сандровича и дяди Алексан- дра Александровича. И это особенно интересно. Первый был тонкимживописцем. Он сочетал уроки русской клас- сики, передвижничества с импрессионистскими и пост импрессионистскими тради- циями. Второй умел, кажет- ся, все: архитектор (кстати, на рубеже шестидесятых лет прошлого века — главный архитектор Липецка, разра- ботавшийпервуюконцепцию генплана длямолодого облас- тного центра), театральный художник, график, карика- турист, мастер шаржа. На- следие двухВагнеров из стар- шего поколения сберегли их дети — Александр Евгенье- вич и Наталья Александров- на. И теперь представили его землякам, словно бы развер- нув перед ними творческую историю семьи, родовуюпре- емственность духовного и эстетического поиска. Для Александра Вагнера-млад- шего этот проект—еще одно проявление исторической памяти и признательности тем, кто так мощно повлиял на его жизненный выбор. Это тем более значимо, что от отца и дяди ниточка тянется еще дальше в про- шлое. В девятнадцатый век, к Рихарду Вагнеру, велико- му немецкому композитору- реформатору (наши двести лет назад обрусевшие Вагне- ры принадлежат к боковой ветви рода, в лоне которого появился на свет создатель «Тристана и Изольды» и «Нибелунгов»). В восемнад- цатое столетие, к знаменито- му Андрею Болотову, дворя- нину екатерининских вре- мен, агрономуиавтору до сих пор переиздающихся мемуа- ров — с ним у Александра Евгеньевича также кровное родство. На открытии экспозиции в областном выставочном зале присутствовали москов- ские художникииискусство- веды, липецкие коллегиини- циатора проекта, представи- тели власти и общественных объединений. Как водится, говорили добрые слова, не скупясь на оценки (причем на сей раз это не было всего лишь даньютрадиции), пред- подносили цветы и подарки. Но, кажется, больше всего АлександрВагнеробрадовал- ся тяжеленному пакету с… пластилином. С пластилина ведь для скульптора начина- ется реализация любого но- вого замысла. Как сказал однаждысаммастер, вспоми- ная о детстве: «Мне он понра- вился не как игрушка, а как нечто такое, что является моим продолжением. Я без него уже никак не мог сущес- твовать. С тех пор я с ним не расстаюсь». И. НЕВЕРОВ. 22 мая 2007 г., № 97 (22975) 3 На недавней межрегио- нальной конференции по использованию информаци- онных технологий в образо- вании в Липецке учителя искали ответ на трудный вопрос: что делать, чтобы процесс информатизации в школах не сводился к покуп- ке компьютеров, а помогал повышать качество образова- ния? Они знакомились с опытом коллег в областном центре. Акак обстоит дело за его пределами? В том же, например, Хлевном? Что компьютер в лицее отнюдь не просто деталь ин- терьера, я поняла сразу. Кстати, позже выяснилось: сведения о лицее может лег- ко получить любой житель России. Надо всего лишь зайти в Интернете на школь- ный сайт. Информационный ресурс создан самими лице- истами под руководством преподавателя информатики Юрия Родионова. — Обычно над професси- ональным сайтом работает группа специалистов, чело- век так десять. Но мы обош- лись своими силами, уж как могли,—скромно комменти- рует Юрий Николаевич. — Сайт — дело для школы по- лезное. Он работает на ее имидж и, вообще, помогает, допустим, конференции уст- раивать. На экране разворачива- ются, медленно сменяя друг друга, страницы. Мы дохо- дим до фотогалереи. Но тут снимкиизастывают, открыв- шись ровно наполовину. — Лицей подключен к Сети со скоростью 128 кило- бит в секунду. Для нас этого мало. Компьютеров в школе — почти полсотни, кабине- тов информатики — три. И даже если один класс работа- ет сИнтернетом, то информа- ция загружается очень мед- ленно, — объясняет учитель и дает команду занимаю- щимся в кабинете восьми- классникам: — Ну-ка, вый- дете все на пять минут из Интернета. Почти синхронная волна щелчков клавиш. На учени- ческих мониторах гаснут окна Сети. А перед нами сра- зу появляются все картин- ки. Юрий Родионов помогает ребятам постигать премуд- рости информатики уже три- надцать лет. За это время в школе сменилось трипоколе- ния компьютеров. Менялось отношение к предмету и у учеников, и у учителей. Пи- томцев Родионова, конечно, от компьютеров не отта- щишь. Даже малыши (в ли- цее преподают информатику со второго класса) готовы сидеть возле них часами, хотя по нормам довольству- ются пятнадцатью минута- ми. А к преодолению психо- логического барьера, меша- ющего педагогам применять информационные техноло- гии в обучении, в лицее под- ходят весьма серьезно. —Многие учителя—при- чем не только наши, но и из других школ района — про- шли у нас курсы по програм- ме «Intel — технологии обу- чения будущего». Около по- ловины всех преподавателей лицея используют информ- технологии в подготовке к урокам. Специальный каби- нет позволяет им это. Но, конечно, взрослымприходит- ся труднее, чем детям, — за- мечает Юрий Родионов. — Я настороженно отно- шусь к информатизации об- разования. Никакие техно- логии не заменят живое че- ловеческое общение, — это точка зрения Любови Мала- ховой, заслуженногоучителя России, преподавателя рус ского языка и литературы. Отстаивая специфику гуманитарных предметов, Любовь Ивановна с большим жаром говорит об опаснос- тях, которые таятся в излиш- нем увлечении компьютери- зацией. Да, умению слушать и слышать машина научить не в состоянии. Не поможет она и разобраться в психоло- гии литературных героев, замысле автора. Здесь требу- ются душевные усилия, чут- кость, заинтересованность самого ученика. Но настоя- щий профессионал, Любовь Ивановна старается быть объективной. Поэтому не скрывает: — Я теперь сама стала пользователем. Что ни гово- ри,Интернетполезен.Допол- нительных сведений, иллюс- тративного материала при подготовке к занятиям мне часто не хватает. А там есть все. Я и ученикам рекомен- дую искать информацию в Интернете. Только учу не списывать все подчистую, а анализировать материал, формировать на его основе свой взгляд… —Кто спорит: компьютер никогда не заменит учителя. Больше того: если им зло- употреблять на уроках, то это принесет вред,—соглашает- ся с коллегой Юрий Родио- нов. — Другое дело — вне- классные или индивидуаль- ные занятия. Здесь компью- тер неоценимый помощник. Так или иначе, но жизнь в кабинетах информатики кипит, считайте, круглые сутки. Сам Юрий Николае- вич во второй половине дня ведет курс «Технология со- здания Web-сайтов», учит работать с разными програм- мами, обрабатыватьфотогра- фии, составлять презента- ции, владеть компьютерной графикой. — Нужно ли нам это? Конечно! Благодаря инфор- матике мы столько нового можем узнать по любым предметам! Да и в будущем пригодится. Теперь в любой работе без компьютера не обойтись,—говорит восьми- классница Женя Гудкова. Хлевенский лицей, разу- меется, не назовешь рядовой сельской школой. Тем не ме- нее он находится в несколь- кихчасахездыотуниверсите- товЛипецка, ЕльцаилиВоро- нежа. Но впечатление такое, будто в действительности го- раздо ближе к ним, чем иные городские школы. Его учени- ки и педагоги активно участ- вуют вразличныхконкурсах, конференциях и местного, и всероссийского уровня, а вы- пускникисуспехомпреодоле- вают вузовские испытания. В чем секрет этого? По-моему, все-таки не только в прекрас- номтехническомоснащении. Сами преподаватели сказали мне так: — Реформы реформами, но мы и сами себе скучать не даем. Вперед ведьидтивсегда интересно. Софья ВОБЛИКОВА. Переступив порог небольшого методического кабинета, я настроилась на обстоятельную беседу: сколько детей, сколько учителей, какие профильные классы? Но получилось иначе. — Вам нужна информация? Одну минуту, — и заместитель директора Татьяна Анисимова подсела к компьютеру, взялась за «мышку». И вот передо мной еще теплые листы с подробными данными о том, как живет лицей. Стремительное знакомство, ничего не скажешь. Национальные проекты: «Образование» Встретимся на сайте, коллеги! Еще год назад в Хлевном была обычная средняя школа Колыбельная в казенном доме (Окончание. Начало на 1-й стр.) Пока мы беседуем, Наталью Ивановну (тридцать лет пе- дагогического стажа, из них более четырнадцати отданы этим детям) зовет Настюшка: — А песенку, когда спать буду, споешь? И тут голоса других малышей: —И мне, мaм, и мне... Женщина, извинившись, идет в спальню. Помогает детям раздеться и начинает тихо напевать извечное русское «Баю, баю... баюшки». Подходит к одному, второму, третьему, гладит по головке, укрывает одеяльцем. Кто-то сразу начи- нает посапывать, а беспокойные просят новую колыбель- ную. А другая «мама-воспитательница» (совсем еще молодень- кая) — Елена Бурмистрова — читает детям сказки. Она вы- пускница Елецкого университета, у нее уже растет своя пя- тилетняя дочурка. Ее подопечные, как и дочь, обожают сказки с уютным и таинственным зачином «Жили-были...» К любому ребенку она хочет и умеет найти, по-казенному говоря, индивидуальный подход. Непростое это дело, но как иначе? Один малыш не реагирует на просьбы, его надо рас- шевелить, расположить к себе. Другой агрессивен. А эту вот девочку нужно всего лишь почаще брать на руки. И тогда она начинает говорить, петь, декламировать стишки. Елена Бурмистрова и другие добрые, светлыеженщиныиз Дома ребенка нe в силахпонять, отчего даже вроде быхорошие люди порой так сторонятся чужой беды. Ведь взрослый чело- век может спасти хотя бы одного малыша, взяв его к себе, сперва — пожалев, потом — полюбив. Не хватит своих сил, нужна будет помощь — только постучись. Не откажут... Этим женщинам горше всего знать, что для сирот в Доме ребенка они становятся мамами только на два-три года. А дальше — новый стресс для ребенка: переезд в детдом, в осо- бый интернат, неизбежное расставание. Но сами они — вос- питатели, медсестры, врачи, логопеды, специалисты органов опеки — стараются держаться и впускают в свое сердце но- веньких. Выхаживают. Делают все, чтобыказенный дом был теплее, роднее для их питомцев. При этом вовсе не чувствуя и не считая себя героинями... Галина ДУБРАВИНА. фото николая черкасова Александр Вагнер и его работы. Земляки Помни имя свое Человек, застолбивший право на страницу в истории искусства, живет среди нас Когда Саша Вагнер с «высоцкой» хрипотцой поет под гитару свои песни или, пересекаясь с тобой на чьей-нибудь выставке, совещании-заседании, просто на улице, начинает убеждать, что надо все-таки встретиться по-настоящему, назло суете и замоту посидеть за столом, поговорить не спеша о жизни, ты, конечно, не думаешь, с каким человеком повезло тебе много лет назад познакомиться и подружиться. Повседневность скрадывает масштаб. Я имею в виду масштаб личности, а не внешние, пусть и абсолютно заслуженные, свидетельства официального признания (народный художник России, председатель правления региональной организации Союза художников, лауреат премий и т.д.). Конкурс Вниманию руководителей предприятий и организаций! В соответствии с распоряжением Правительства Россий- ской Федерации от 6 марта 2003 г. № 291-р в Российской Федерации проводится VII Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» Конкурс проводится в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов и демонстрации на примере лучших организаций (победителей и лауреатов конкурса) высокой эффективности социальной работы, широкого рас- пространения и поощрения положительного опыта работы в данной сфере. Организаторы конкурса: Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации иМинистерство здравоохранения и социального развития Российской Феде- рации с участием заинтересованных федеральных и регио- нальных органов исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Председатель Оргкомитета конкурса: заместитель пред- седателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жу- ков. К участию в конкурсе приглашаются все организации, зарегистрированные в РоссийскойФедерации независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности. Срок представления заявок для участия в конкурсе до 15 июня 2007 года. Более подробнуюинформациюоконкурсеможнополучить на сайте www.roskonkurs.ru и по телефонам в г. Москве (495) 4639590, 4649598, 4643333. За справками можно обращаться в управление труда об- ласти по адресу: г. Липецк, ул. Советская, д. 66, ком. 304, т.т. 22-15-60, 22-37-51. История на DVD «Красная стена» Так называется документальный фильм, созданный на видеостудии Задонского Рождество- Богородицкого мужского монастыря. Лента рассказывает о трагическом периоде в истории Русской Православной Церкви, начавшемся сразу после Октября семнадцатого года. На основании архивных документов показана хроника массовых репрессий священнослужителей в России и на территории липец- кого края. В скорбном списке — правящий архиерей, первый епис- коп Липецкий Уар, простые приходские батюшки, иноки мужских и сестры женских монастырей, юродивые и блаженные. Впервые в фильме рассказана история осквернения мощей святителя Тихона Задонского, одного из самых почитаемых отцов церкви. Это был один из первых в нашей стране актов вандализма, который… инсценировал специально прибывший в Задонск кино- оператор. Дело в том, что на самом деле было два вскрытия мо- щей, в результате чего на свет явилась агитка, которой многие де- сятилетия пользовались атеисты. «Красная стена» далеко протянулась через липецкий край. В об- ластном архиве хранится много дел о репрессированных, но далеко не все (большинство утеряно безвозвратно либо уничтожено), и поэ- тому творческая группа видеостудии намерена продолжать работу. Следующий фильм— «Христовы невесты» будет посвящен расстрелу сестер Богородице-Тихоновского женского монастыря. А пока — «Красная стена», фильм, который должен посмотреть каждый, кому дороги память предков и история отчего края. Диски в формате DVD продаются в Липецке и в Задонске в киосках монастырской розницы. (Соб. инф.) Заметки со слета «Браво, синьоры!» Так воскликнул президент итальянской ассоциации «ИАРГО-Лигурия» Альдо Торнаторе, посмотрев на счастливые лица русских женщин, наших землячек, приехавших на восьмой областной слет приемных и опекунских семей На сей раз в этой уже традиционной встрече в санаторно-оздоровительном лагере «Прометей» главными героями были члены 23 семей. А всего на него пригласили 150 человек. Не считая, впрочем, делегации итальянцев той самой ассоциации. Иностранцы, однако, появились здесь не случайно: в рамках официального договора «ИАРГО-Лигурия» занимается организацией отдыха липецких детей-сирот. А еще синьор Торнаторе добавил: «Вы — уникальная об- ласть!» Может быть, он и преувеличил, как говорится, от из- бытка эмоций. Но, темне менее, доподлинно известно: только у нас дважды в год проводятся такие слеты — одновременно и деловой диалог, и праздник. На территории региона нет иностранных агентств по усыновлению детей-сирот зарубеж- ными семьями. Органы опеки и попечительства совместно с управлением образования и науки ищут (и находят) желаю- щих взять детей на воспитание среди земляков. Всего за три месяца года усыновлено, взято под опеку в приемные семьи 25 детей из домов ребенка, детских домов и школ-интернатов области. За это же время возникли 32 приемные семьи. И еще немного согревающей статистики. Сегодня в новых семьях живут почти 3,5 тысячи детей, то есть 67,5 процента от общего числа сирот. За последние четыре года из казенно- го дома в дом родной, к мамам и папам (теперь родным) пере- ехали 342 сироты. В области уже 158 приемных семей. Этот статус обрела в этом году и семья Светланы и Игоря Поздняковых из Воловского района. И, соответственно, сверх всех положенных выплат они получат восемь тысяч рублей. Они с мужем совсем молодые. Шесть лет назад сыграли свадьбу. А через два года взяли под опеку первого ребенка. Затеми второго. Старшего, очень рассудительного и смышле- ного, зовут Владислав. В августе ему исполнится только семь лет, а он, сидя со мной на полянке, брал у меня интервью: —Ана компьютере выхорошо набираете?Ачитаете вслух или про себя? Он, похоже, еще многое хотел выяснить. Но надо было срочно бежать за непоседой-братом—четырехлетнимВячес- лавом, которому никак не сиделось на месте. Мама, легкая на подъем, ни разу его, однако, не шлепнула, не дернула за руку. Он—мальчуган болезненный и, наверное, потому кап- ризный. А до того старший брат Славки спросил: — А кто здесь самый большой начальник? — А зачем тебе? — отозвалась я. —О сестренке поговорить надо. Чтобы нашли. А то мает- ся где-нибудь в детском доме. Потоммальчикминут пять разговаривал с НинойКлеван, начальником отдела социально-педагогической работы об- ластного управления образования и науки. Подошла и мама. Кажется, вопрос будет решен положительно. Все расстались довольные. ...За детьми ВерыЩуровой из Данкова присматривать не было нужды, хотя их четверо. Все держались вместе. Апервая Таня (есть еще и вторая приемная с темже именем) просто не отходила от мамы, за что уже давно окрестила сама себя «ли- пучкой». К тому же у костра Вере Викторовне вдруг стало худо. —Сердце,—тихо сказала боеваяженщина. Врачи быстро оказали помощь, но дети плакали так, словно вновь боялись осиротеть. —Переволновалась, спала мало,—словно оправдывалась Щурова.—Концертный номер готовили, да и потом—за семь лет, что ребята у меня, это первые два настоящих выходных дня. Без кастрюль, стирки... Пять лет назад «Липецкая газета» писала о семье Щуро- вых. Вера Викторовна и Геннадий Петрович приняли Таню, вторуюТаню, Лену иАртема такими, какие они есть: с досто- инствами, недостатками, непростым прошлым, признав за ними право быть самими собой. Взрослые любят их не за правильные поступки, не за симпатичные лица и особые та- ланты, а за то, что они живут рядом. Забегая вперед, скажу, что переходящий приз — изящ- ный, хрупкий цветок из соломки — был передан во время закрытия слета именно этой семье. А сохранила и привезла его на слет прошлогодняя обладательница — многодетная приемная семья Меркуловых из Ельца. Родителям (а как их назвать по-другому?) после двух засе- даний «круглого стола» вручили массу нужной литературы. К томуже многие вопросы специалисты решали прямо на месте. Психолог Наталия Стебенева проводила тестирование детей. ЕвгенияМанелис, представительуправленияздравоохранения Липецка, записала все просьбы, с которыми к ней обратились родители. И о госпитализации в городе, и о возможности про- лечить ребенка в Москве или Санкт-Петербурге. Татьяна Фе- денко, начальник отдела финансов и статистики, подробно рассказала о выплатах опекунам, приемным родителям. Еще до постановления Президента РФ Владимира Путина у нас в области они были одними из самых высоких в стране. Два дня пролетели быстро. Прощались без грусти — ведь не в последний раз собрались. Всем семьям вручили подарки и цветы. Говорили мамы. Немного. Но о главном — любви и терпении. Кажется, прятала слезы, слушая их, только Вален- тина Григорьева, первый заместитель председателя управле- ния образования и науки области, которая закрывала слет. Галина КОЖУХАРЬ. P.S. Подготовило этот 8-й слет управление образования и наукиЛипецкой области. На немнашкорреспондент офор- милвсемсемьямблаготворительнуюподпискуна«Липецкую газету» на второе полугодие 2007 года. Средства выделил Артур Шахов, депутат Липецкого городского Совета, гене- ральный директор ООО «Предприятие «Управляющая ком- пания». Книжная полка От Рюриков до наших дней В Данкове тиражом 1500 экземпляров вышла в свет книга «Визитная карточка: Данков». К печати она подготовлена сотрудницами краеведческого музея Ириной Егоровой и Ириной Полухиной при активном участии краеве- дов Сергея Дегтярева, Ивана Малюкова, Ираиды Бусиной, Ивана Локтионова, Нины Хаустовой и других. Появление книги стало воз- можно благодаря финансовой поддержке районной администрации. В 14 главах книги максимально полно и достоверно отражены важнейшие вехи в истории города, кроме того, рассказывается о выдающихся литераторах, художниках, музыкантах, ученых, об уни- кальных памятниках природы, архитектуры, храмового зодчества. (Соб. инф.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz