Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
III 17МАЯ 2007 ЧЕТВЕРГ №18 (310) Беларусь — Россия премьера Татьяна Хорошилова НА ЭКРАНЕ Спиваковский впер- вые появился в 2000 году. Он сыграл маленькую роль в сериа- ле «Маросейка, 12». Затем рабо- ты в сериалах «Две судьбы», «Зачем тебе алиби?». Тогда на актера обратил внимание режис- сер Валерий Тодоровский, кото- рый славится талантом «зажи- гать звезды»: он и показал наро- ду Даниила-мастера. По официальной версии, зна- комство с режиссером фильма, который сделал Спиваковского знаменитым, произошло случай- но. Однажды к Даниилу в кори- дорах «Мосфильма» подошла ассистентка режиссера Газаро- ва, который запускался с новым проектом «Темная лошадка», в поисках исполнителя на главную роль. А продюсером сериала «Темная лошадка» был именно Тодоровский. Когда завершились съемки, он пригласил Спиваковс- кого к себе и предложил роль в полнометражном фильме «Мой сводный брат Франкенштейн». Утвердили Даниила без проб. «Мой сводный брат Франкенш- тейн» — психологическая драма о войне без войны. Главный ге- рой в исполнении Спиваковского вернулся с войны без глаза. Ему нужна операция. При создании сложного образа человека, кото- рый, желая добра, совершает зло, но не осознает этого, солда- та, не нашедшегоместа в мирной жизни, актеру пригодился опыт армейской службы. Он два года служил во времена, когда шла афганская война. В 2005 году на экран вышли сразу два проекта Павла Лунгина, в которых Спиваковский занят в не больших, но ярких ролях. Это «Бедные родственники» и «Дело о мертвых душах». В основу пос- леднего положены произведения Н. Гоголя «Ревизор», «Мертвые души», «Старосветские помещи- ки», «Вий», «Шинель», мотивы «Женитьбы» и «Игроков». Спива- ковскому досталась роль Бобчин- ского. В ближайшее время на эк- ран выйдет несколько фильмов с участием Спиваковского. Среди них — «Натурщица» Татьяны Во- ронецкой. Сценарий был написан сценаристом Дмитрием Соболе- вым, автором сценария «Остро- ва». Дмитрию удалось уловить ат- мосферу времени начала двадца- того века, Тифлиса, в котором происходит действие картины, передать предчувствие начинаю- щейся революции. —Даниил, где и как проходили съемки? — Были сделаны на «Мос- фильме» декорации, которые воссоздали атмосферу старого Тифлиса. Некоторые сцены сни- мали в Ялте. —Расскажите о своей роли. — В основе фильма «Натур- щица» лежит рассказ Юрия На- гибина «Трое и одна, и еще один». Главные роли у меня и у Виктории Толстогановой. Я иг- раю героя в новом для себя амп- луа. Мой герой в фильме «На- турщица» — человек закрытый. Он человек в футляре. Внутри него все бурлит, а он не дает всему этому выхода наружу, по- тому что очень замкнут и заком- плексован. Он все переживания запускает себе внутрь... — А потом куда это уходит? — Пружина сжимается, сжи- мается — и в финале происходит взрыв! —Фильм по жанру детектив? —Детектив, но между мужчи- ной и женщиной. —Психологическую героиню сыг- рала Виктория Толстоганова. Какая она у нее получилась? — Виктория Толстоганова — актриса, обладающая внутрен- ней энергетикой. Ее любит каме- ра. Наш фильм — о психологии взаимоотношений мужчины и женщины. —Это вам интересно играть? —А разве нет? Что еще может быть интереснее? —Психология взаимоотношений с социумом? —И это интересно. —Вам важнее съемочная площад- ка, чем жизнь? — Съемочная площадка — часть моей жизни. Работа — часть жизни человека. — Где сегодня снимаетесь? — В новом сезоне я сыграл роль Петра III в фильме «Орани- енбаум, или Серебряный саму- рай». Император — неоднознач- ная персона. Его женой была Екатерина II. Его убили — он при- нял мученическую смерть. Но я попытался найти первопричину трагедии: его поведение было иногда агрессивным, иногда не- дальновидным. В фильме Влади- мира Хотиненко «1612 год» я сыг- рал Степку Подкову... ...Кинокартина «1612 год» рас- сказывает о русской смуте XVII века и обещает стать самым грандиозным проектом, который когда-либо снимался на «Бела- русьфильме». Начало XVII века в Московском государстве было одним из самых драматичных в истории России. Бюджет фильма —10 миллионов долларов, карти- ну уже окрестили национальным проектом. Две трети картины сни- малось в лесах и полях под Смо- левичами. В так называемом «Смолевуде» белорусы построи- ли потрясающие декорации: хра- мы, терема, крепостную стену… Здесь Дмитрий Пожарский соби- рал ополчение. Мой герой — русский парень, сметливый, все понимает, точно отслеживает, что хорошо, что плохо, что важно, что второсте- пенно. А еще любопытно, что он убивает своих противников... подковой. Владимир Иванович Хотиненко просил меня постоян- но возить с собой подкову —я ею жонглирую, подкидываю двумя руками. Роль не большая, но яр- кая. — Когда будет всероссийская пре- мьера? —Осенью. —Расскажите о географии ваших съемок. — Половина фильма «Мой сводный брат Франкенштейн» снята в Беларуси. Съемки «1612 года» тоже проходили там. Еще я снимался в белорусской детской картине, где и пою, и танцую. Иг- раю персонажа, который хочет ук- расть у детей Новый год. В Санкт- Петербурге я снялся в фильме по сценарию дочери Алексея Бата- лова. У меня очень интересная роль: 20-е годы, НЭП. Я, молодой, сыграл одновременно и молодо- го, и восьмидесятилетнего ста- рика. —О чем мечтаете? —О любви. Прибыл — убыл... информбюро «УВАЖАЕМАЯ редакция, спа- сибо за полезную рубрику «Ин- формбюро». У меня к вам два вопроса. Первый. Нам один раз в 2 — 3 года приходится по делам ездить в Россию, при этом боль- шие хлопоты доставляет регист- рация в органах МВД России. Скажите, остается ли прежним порядок регистрации или, может, есть в этом деле какие-то изме- нения? Какие именно документы по этим вопросам в последнее время принимались? И второй вопрос. Наша дочь семь лет назад вышла замуж за россиянина и стала россиянкой. Что ей необходимо предпринять, чтобы вновь приобрести бело- русское гражданство? Нужно ли для этого отказаться от граж- данствароссийского?Сообщите, пожалуйста, почтовый адрес бе- лорусского посольства в Москве и телефоны службы, которая там занимается этими вопросами. Петр Писковский, г. Жлобин». Елена Гаева, СТАРШИЙ ИНСПЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: —На сегодняшний день в Рос- сииинститутрегистрациивремен- но пребывающих иностранных граждан заменен миграционным учетом. 18 июля 2006 года принят Федеральный закон РФ «О миг- рационном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в соот- ветствии с которым временно пребывающие граждане, в том числе и белорусские, подлежат учету по месту пребывания в Рос- сии. Поэтому по истечении 3 рабо- чих дней со дня прибытия иност- ранный гражданин обязан встать на учет, за исключением случаев, когда он: а) находится в гостинице или иной организации, оказываю- щей гостиничные услуги, в сана- тории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице либо в ином учрежденииздравоохраненияили социального обслуживания; б) находится в спецучреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места житель- ства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или ад- министративное наказание. Напомним, что для постановки на учет по месту пребывания бе- лорусскому гражданину необхо- димо предъявить принимающей стороне документ, удостоверяю- щий личность и признаваемый в РФ в этом качестве. После этого принимающая сторона должна представить непосредственно в орган миграционного учета (тер- риториальный орган Федераль- ной миграционной службы) уве- домление о прибытии иностран- ного гражданина либо направить его почтовым отправлением. Са- мостоятельно белорус может на- править уведомление только при наличии документально под- твержденных уважительных при- чин, препятствующих принимаю- щей стороне это сделать. Обращаем внимание: требова- ние, касающееся предъявления принимающей стороной мигра- ционной карты при постановке на учет по месту пребывания, не распространяется на белорус- ских граждан. Такой порядок предусмотрен Соглашением между правительствами Белару- си и России об использовании миграционной карты единого об- разца от 5 октября 2004 года. Федеральная миграционная служба РФ довела данную ин- формацию всем своим подраз- делениям по субъектам РФ—те- леграмма ФМС России№МС-1/8- 1652 от 5февраля 2007 года. После направления уведомле- ния о прибытии принимающая сторона передаст вам отрывную часть бланка уведомления. Там будет сделана отметка органа миграционногоучеталибооргани- зации Федеральной почтовой свя- зи. Елена Лебецкая, СТАРШИЙ ИНСПЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: —Гражданедругихгосударств, ранее состоявшие в гражданстве Республики Беларусь, могут при- обрести белорусское гражданс- тво вновь, причем без обязатель- ного 7-летнего срока постоянного проживания на территории Бела- руси. Это предусмотрено статьей 14 Закона «О гражданстве в Рес- публике Беларусь». Ваша дочь может обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республи- киБеларусь как в органывнутрен- них дел (в случае возвращения на жительство в Беларусь), так и в органыдипломатическойслужбы. При этом заявителю необходимо предоставить справку о выходе (отказе, утрате) из гражданства РФ, а также иметь законный ис- точник существования. Тем, кто постоянно проживает за границей Беларуси, для решения любых вопросов, связанных с гражданс- твомРеспубликиБеларусь, нужно обращаться в органы дипломати- ческой службы Беларуси. В Моск- ве это консульский отдел посольс- тва Республики Беларусь. Он расположен по адресу: г. Москва, пер. Армянский, д. 6. Контактные телефоны: 621-65-89; 624-70-95; 777-66-44. Дежурный по рубрике Иван ЖДАНОВИЧ. Почему в 41-м нас не сломили? Победа в войне выстрадана духом братского единства история АНАТОЛИЙ Смирнов — доктор исторических наук, профессор — делится с читателями «СОЮЗа» своим видением Великой Оте- чественной войны, размышле- ниями о связи времен, преемс- твенности поколений. —АнатолийФилиппович, вы как ис- следователь всюжизнь занимались историей России, в том числе собы- тиями Великой Отечественной войны. Вы, как сами сказали в одном интер- вью, «лейтенант образца 1945 года». Мысли историка и опыт личных вос- поминаний, переживаний, раздумий несомненно являются уникальными и ценными свидетельствами для мо- лодежи начала нового века. Часто наши представления о Великой Оте- чественной ограничиваются сухими строками учебников или ходульными кадрами кино… —Правильно, наверное, гово- рить не о моих личных воспоми- наниях, а об итогахмоих размыш- лений о войне, которые являются не только размышлениями исто- рика-профессионала, но и выпус- кника артиллерийского военного училища 1945 года. То, что я пе- режил в годы войны: память о то- варищах, об однополчанах, пере- живания тех лет, конечно, нало- жили отпечаток на мое мышле- ние, на мое восприятие событий Великой Отечественной войны. Тут одно накладывается на дру- гое — человеческую душу разъ- ять нельзя. Конечно, решающей является правильная оценка тех фактов, которые имели место именно в первые дни войны, ког- да, собственно, определился ха- рактер войны, определились по- зиции главных общественных сил, различных слоев и социаль- ных групп, отдельных историчес- ких личностей и всего народа по отношению к войне. Война была названа Великой Отечественной и Священной. По- чему? И ведь это было сразу при- нято всеми, всем народом. Оте- чественная, потому что встал вопрос ожизни и смертиОтечест- ва, а Отечество дается нам от Бога, от Всевышнего. В момент смертельнойопасностименяются ценностные ориентиры, многое уходит на второй план, но судьба родины заставляет переосмыс- литькаждуючеловеческуюжизнь по-другому. А Священная вой- на — это ведь война против вар- варов, посягнувших не только на жизни людей, но и на их души. Вера православная разными путями возвращалась в опустев- шие души людей в горниле стра- даний. Как часто бывает в исто- рии, сложные явления и процес- сы фокусируются в одной чело- веческойсудьбе—таковасудьба лейтенанта Павлова. Речь идет не о каком-то мифическом ле- гендарном персонаже, это наш соотечественник, реальное ис- торическое лицо. В ноябре 1942 года в развалинах одного из до- мов на волжском берегу в Ста- линграде, где шла тогда ожесто- ченная борьба, стойко защища- лись защитники города. Среди них был и лейтенант Павлов. В развалинах дома он нашел обго- ревшее Евангелие и в немногие минуты затишья во время боя при сальной свече, он с огром- ным удивлением, потрясением душевным читал его и больше уже с ним не разлучался, он по- ложил Евангелие в свою поле- вую сумку и пронес через всю войну. Павлов остался жив, он стал глубоко верующим челове- ком, и сейчас он еще жив, старец Кирилл в Троице-Сергиевой Лавре. —Вы с ним встречались, беседова- ли? — Беседовал с ним, читал его интервью. Он пользуется боль- шой популярностью, нескончаем поток людской к старцу. Одно время его молва людская отож- дествляла с известным сержан- том Павловым, который защи- щал на берегу Волги так называ- емый Дом Павлова. —Это мог быть тот самый дом, в котором лейтенант Павлов нашел Евангелие? —Нет, это, конечноже, разные дома. Сержант Павлов и лейте- нант Павлов — разные люди, но их судьбы как бы слились, потому что оба сталинградских дома Павловых — очень важные рубе- жи, которые надо было удержать. В подвиге Павловых отразилась, как в зеркале, судьба страны. Война складывалась для нас крайне тяжело, но почему все- таки мы огромнуюмощь, брошен- ную против нас, сломили, победи- ли? Именно потому, что мы оста- лись с Богом. Потому, что история России показывает: когда рус- ский народ, люд православный остается с Богом, то и Бог не по- кидает Россию. Мы с Богом — и Бог с нами. И это доказывает вся наша история. Историческийопыт подсказал нашему народу, что не в первый раз приходится сталкиваться с таким вероломным нападением. На протяжении десяти веков многократно с огнем и мечом шли на наши веси, на наши гра- ды, села и монастыри враги, как правило, с запада. И всякий раз наш народ давал отпор агрессии. И эта борьба принимала форму борьбы православия с латинс- твом, православной цивилиза- ции с латинской, запада с восто- ком. Это началось с самых пер- вых десятилетий существования православной российской циви- лизации. И эта истина была провозг- лашена в первый день войны митрополитом Сергием, кото- рый был тогда главой Русской православной церкви. Митропо- лит Сергий в первый день вой- ны, когда православные отме- чают День Всех Святых в земле российской просиявших, как только узнал о вероломном на- падении гитлеровцев, в состоя- нии озарения продиктовал пос- лание ко всему православному люду, ко всем согражданам, со- отечественникам, призвал их к защите Родины. Он, обращаясь к братьям и сестрам своим, при- звал на защиту священных ру- бежей Отечества. Несмотря на тяжелое положение, в котором находилась церковь, каждый шаг которой контролировался тогда, он ни с кем не согласовы- вал свое послание. Это был как бы голос свыше. В словах мит- рополита Сергия явилась сила религиозного православного понимания истории. Именно тогда изменилось от- ношение государства к церкви, к вере — был распущен «Всемир- ный союз безбожников» Емелья- на Ярославского. Те, кто гнал церковь, иногда против своей воли, стали содействовать от- крытию храмов, стали звать пас- тырей, возвращать их из лагерей и ссылок. Церковь за годы войны собрала немалые средства: из- вестно о танковых колоннах и эс- кадрильях самолетов во имя свя- того Дмитрия Донского и святого Александра Невского. Порази- тельно, например, что в Великую субботу 4 апреля 1942 года по радио сообщили, что в ночь на 5 апреля, на Пасху, комендант Москвы разрешает свободное движение. Восторгамправослав- ных, получившим возможность отстоять Пасхальную литургию, не было конца. Выражением возвращения веры стали сами события — от- крывались десятками церкви, на службу стали ходить не таясь. Во многих душах жило ощуще- ние покаяния, кары за грех ве- роотступничества. Вот на какую почву ложились слова «Наше дело правое». В первые же дни войны понимание того, что вой- на священная, отечественная, народная и наше дело правое, настолько глубоко вошло в со- знание всех русских или, ска- жем, российских или советских людей (что, собственно, синони- мы), что хор Ансамбля Советс- кой армии под руководством Александрова исполнил на Бе- лорусском вокзале перед бой- цами, уходящими на фронт, песню «Пусть ярость благород- ная вскипает, как волна. Идет война народная — священная война». Эта песня стала гим- ном, выражением чувств и мыс- лей наших. Она исполнялась в годы войны гораздо чаще, чем официальный гимн страны «Ин- тернационал». Мало кто знает, что композитор Александров — из семьи православных реген- тов и сам писал духовную музы- ку. Поэтому, вероятно, столько мощи в его гениальном сочине- нии «Священная война». —Чему состояние, которое наш на- род пережил в 40-е годы ХХ века, может научить нас сейчас? — Когда мы осознали, что мы братья и сестры, спаянные в еди- ное, нерасторжимое целое узами братской, христианской любви. Это понимание пришло к нам в 1941-м, но оно отсутствует сегод- ня. И не воссоздав это понима- ние, не воссоздав такое духовное состояние, мыРоссиюне спасем, мы ее на свои плечи не примем, не выдержим. А многие и не за- хотят принимать ее на свои плечи и подымать ее. Для того чтобы совершить такой подвиг, нужно проникнуться духом братского единства. После войны массово- го отхода от веры не случилось. Наоборот, очень многие, про- шедшие войну, пришли к Богу, к служению — стали священника- ми, монахами, а со временем ие- реями, настоятелями монасты- рей. Мне в начале 50-х годов рассказывали друзья — боевые летчики. Они зашли в Киеве в храм, проповедь священника их очень тронула, и они, сверкая грудью в орденах, подошли к ба- тюшке и поблагодарили его за произнесенные слова о «жертве за други своя». Батюшка не стал ничего объяснять, а просто снял рясу. И летчики увидели боевые награды… Беседу вела Светлана БОНДАРЕВА Анатолий Смирнов. ■ Даниил-мастер В Минске популярный актер Даниил Спиваковский попал в «смутные времена» Даниил Спиваковский: Съемоч- ная площадка — часть моей жизни. ■ ИТАР—ТАСС ВИКТОР ВАСЕНИН Масштаб державы— мировой Союз с Беларусью— приоритет для России наука Аркадий Медведев МОСКВА НОВЫЙ фундаментальный труд ученого с мировым именем, ака- демика Российской академии наук Геннадия Осипова «Социо- логия и общество. Социологи- ческий анализ российской сму- ты» адресован всем, кто заинте- ресован в получении достовер- ной информации о сегодняшнем положении России и перспекти- вах ее развития. Центральная глава четвертого раздела «Рос- сия: современный взгляд» напи- сана в соавторстве с Государс- твенным секретарем Союзного государства Павлом Бороди- ным. В книге дана оценка результа- тов реформирования советского и постсоветского общества, оп- ределены основные вехи страте- гического развития России в XXI веке. Издание снабжено также материалами социологических и политологических исследований периода конца 80 — 90-х годов XX столетия, аналитическими записками и докладами во власт- ные структуры. Все эти материа- лы, публикуемые в книге, пред- ставлены согласно оригиналу без каких-либо исправлений (соот- ветствуют времени их публика- ции). По сути, как пишет Г. Оси- пов, собранные под единой об- ложкой монографии и статьи, написанные им в период новой русской смуты, — это его отчет, причем отчет не только ученого- обществоведа, но и гражданина. К счастью, отмечает ученый, на- иболее пессимистические сцена- рии, содержащиеся в некоторых из материалов того времени, в реальности не состоялись. Сегодня, подчеркивает Г. Оси- пов, Россия находится в положе- нии устойчивого экономического роста, у ее экономики, социаль- ной политики появились реаль- ные, продуманные и просчитан- ные, научно обоснованные сис- темные цели, получившие вопло- щение в принятых к исполнению национальных программах. Об этом говорится в специальном четвертом разделе книги, посвя- щенном анализу современного социально-экономического и геополитического положения России, написанному совместно с П. Бородиным. Парадокс, по мысли П. Боро- дина и Г. Осипова, в том, что сов- ременная Россия — самая бога- тейшая и одновременно самая бедная страна. Полемизируя с теми, кто считает, что лишь Рос- сия находится в постоянном кри- зисе, а все остальные «передо- вые» страны благополучно раз- виваются, они констатируют: в начале XXI века вся мировая ры- ночно-потребительская цивили- зация переживает глубокий кри- зис и сталкивается с серьезными опасностями. Если брать для анализа не внешнюю сторону мировых событий, а глубинные процессы, то становится ясно, что уже сейчас идет активная глобальная перегруппировка сил на мировой арене. Вмонографии критикуется наивное утвержде- ние, что окончание «холодной войны» привело якобы к прекра- щению глобального противо- борства. Становление глобаль- ной экономики сопровождается не только усилением интеграци- онных тенденций, но и обостре- нием конкуренции между стра- нами и их объединениями. Геопо- литическая борьба за жизненное пространство в современном мире явственно обостряется и набирает скорость, несмотря на кажущееся абсолютное превос- ходство США. Как бы нам ни хо- телось покоя, к сожалению, до сих пор жизнь немыслима без борьбы — этот тезис красной ни- тью проходит через всю книгу. Именно поэтому России и Бе- ларуси — двум братским госу- дарствам — следует определить свою совместную стратегию в конкурентном соперничестве в современном мире. Говоря о гео- политической и внутриполити- ческой стратегии России на бли- жайшие десятилетия, в книге не- однократно подчеркивается: в первую очередь она должна включать создание единого госу- дарства Беларуси и России. По мере укрепления этого государс- тва к нему на разных этапах мо- гут примкнуть и другие государс- тва. П. Бородин и Г. Осипов также подчеркивают, что по своему по- тенциалу, широте интересов и многовекторному участию в международной жизни новая де- мократическая Россия остается державой мирового масштаба. Ведь помимо того, что на ее тер- ритории находится примерно одна треть всех разведанных сы- рьевых запасов планеты в облас- ти технологий, в производстве важнейших образцов техники, Россия находится на уровне вы- сокоразвитых стран, обладая практически неограниченным интеллектуальнымпотенциалом. Экономически активное населе- ние составляет 72,4 миллиона человек, включает в свой состав высококвалифицированную ра- бочую силу (к примеру, удельный вес ученых и инженеров в полто- ра раза больше, чем в Германии). У России имеется уникальный шанс в союзе с мощно набираю- щей экономический и технологи- ческий потенциал братской Бе- ларусью стать строительницей миропорядка, построенного на свободе, демократии, социаль- ной ответственности и справед- ливости. …«Академия — моя пожиз- ненная галера. Только в отличие от раба-галерщика древности, намертво прикованного цепью к галерной скамье, не вынужден- ная, а совершенно добровольная и бесконечно любимая. Сейчас, в пору зрелости, в академии со- средоточилась вся моя жизнь. Вне собственно академии, вне давно возглавляемого мною ака- демического института —Инсти- тута социально-политических исследований РАН, смею ут- верждать, неосталосьсерьезных творческих, да и житейских при- вязанностей и интересов», — признается в книге Г. Осипов. Справка «СОЮЗа» Геннадий Васильевич Осипов родился 27 июня 1929 года в Мордовии, в Рузаевке. Отец —железнодорожник, один из первых Героев Социалисти- ческого Труда, получил это звание в 1943 году за организацию беспере- бойного обеспечения Сталинградского фронта вооружением и боеприпа- сами. Г. Осипов окончил Институт международных отношений МИДа по специальности юрист-международник. В 35 лет защитил докторскую дис- сертацию по философии. Именно с его научными трудами и организаторс- кой деятельностью связано становление в 60-х годах прошлого века в на- шей стране социологии как науки. Г. Осипов был инициатором создания в 1958 году Советской социологической ассоциации, активно участвовал в организации первого в стране социологического института на базе руко- водимого им отдела конкретных социологических исследований Институ- та философии АН СССР. В 1987 году его избирают членом-корреспонден- том, а в 1991 году — действительным членом Академии наук. Тогда же президиум академии поддержал инициативу Г. Осипова и поручил ему возглавить работу по созданию нового социологического научного учреж- дения. С 1991 года Г. Осипов руководит Институтом социально-политичес- ких исследований Российской академии наук. Он также являлся замести- телем академика-секретаря отделения философии, социологии, психоло- гии и права РАН, членом научного совета при Совете безопасности Россий- ской Федерации. СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ Кто ты, аист? Издана первая в Европе научная монография об этой птице природа Анатолий Шаповалов ВАРШАВА О ЕВРОПЕЙСКОЙ красе — бе- лом аисте, казалось бы, все ска- зано, как о любви. Ан нет — сек- ретов в жизни и поведении этой птицы хоть отбавляй. В этом убеждает первая в истории Ев- ропы фундаментальная научная монография, изданная 53 поль- скими и зарубежными учеными и специалистами. Польское село Клопот (Лю- буское воеводство) не случайно выбрано меккой аистов. Там действует музей, проводятся фестивали, посвященные этой удивительной птице. На ее сим- волы, кстати, претендуютРоссия, Беларусь, Украина, Польша, многие страны Европы. А глав- ное, в Клопоте ведутся в течение многих лет исследования по био- логии аистов, которые селятся парами как в самом селе, так и в его окрестностях. К слову, самая большая популяция птицы — бо- лее 50 тысяч пар — находится в Польше. Это пятая часть аистов всей планеты. «С незапамятных времен было известно, — поясняет про- фессор Познаньского универси- тета Петр Трыяновский, — что аист — дневная птица. Однако выяснилось, что она вылетает на охоту и ночью. Для этого предпо- читает освещенные электричес- кие столбы, вокруг лампочек ко- торых роятся ночные бабочки, жуки, другие насекомые. Аистам остается только собирать добы- чу...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz