Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
4 мая 2007 г., № 87 (22965) 6 На пресс-конференции перед открытием гастролей руководитель коллектива Максим Никулин подчерк- нул: нам неинтересны обыч- ныеномера.Мыхотим,чтобы на манеже разворачивались какие-то истории, связанные с личностью артиста. Что это значит, мыувиде- ли на манеже возле Дворца спорта «Звездный». Воль- тиж, партерные акробаты под руководством Сергея Яского разыгрывают не ли- шенный драматизма сюжет про «нижних» и «верхних». Одни выполняют нелегкую работу, подбрасывая других, но остаются в тени. Все зри- тельское внимание и апло- дисменты получают только «верхние».«Пьяныйковбой» народного артиста Осетии Олега Танделова — редкий образец комической конной дрессуры, мини-спектакль о взаимоотношениях человека и животного. Олег, кажется, имеет над конем полную власть: он валит «партнера» на бок и на спину, ходит по нему, даже подпрыгивает. Но и у коня есть собствен- ное достоинство и он гордо всякий раз скидывает с себя покрывало, набрасываемое артистом. Два номера — каучук, пластико-акробатический этюд Елены Кочубей и воз- душная гимнастка на рези- новых тросахЕкатерина Руб- цова—воспринимаются как соревнование двух соперниц. Едва ли не главный элемент трюков артисток — шпагат, причем на руках. У Елены — на сооружении двухмет- ровой высоты. У Екатерины — в воздухе и в движении. МедведиЮлианыКомис- саровой и Виталия Крупнова работают в самых различных жанрах. Животные послуш- ны, артисты — улыбчивы. На манеже царит полнейшая гармония. Редчайший вшапито воз- душный полет под руководс- твом заслуженного артиста России Александра Брусни- кина представлен квартетом из одного ловитора и трех вольтижеров. Перед нами — камерный (в стационар- ных цирках обычно летают составами вдвое больше), но, темнеменее, эффектнейший, волнующий аттракцион. Недавно в культурно-развлекательном центре «Евразия» состоялось чествование учителей — победителей городских профессиональных конкурсов «Самый классный классный» и «Учитель года-2007». Награды пятнадцати педагогам из разныхшкол Липецка и трем студентам пятого курса Липецкого педагогического университета вручали глава городаМихаил Гулевский, пред- седатель департамента образования администрации города АннаШамаева, ректор университета Павел Бугаков. Напом- ним, что лучшим классным руководителем жюри признало Татьяну Юшкову, старшего воспитателя восьмого класса гимназии № 19. Абсолютным же чемпионом стал Алексей Волков, преподаватель химии гимназии№12. Кроме диплома и символа состязания, изображающего Маленького Принца, лауреаты получили денежные призы: за первое место — сто тысяч, остальные — по двадцать пять тысяч. А вчера в областном Дворце культуры награждали побе- дителей уже областного конкурса «Учитель года-2007». В муниципальных и зональных его этапах приняли участие около ста педагогов. Финальный тур прoшел в начале марта на базе липецкого лицея № 66. В нем состязались Алексей Волков, Надежда Конюшихина — учитель музыки школы села Екатериновка Елецкого района, Владимир Кретинин — учитель физкультуры школы села Дурово Добринского района, преподаватели информатики Ирина Ибрагимова из Воловской средней школы и Василий Парфенов из елецкой гимназии№97. Победа досталась липчанину. Алексей Вале- рьевич теперь обладатель легкового автомобиля — главного приза соревнования. Остальные участники получили дипло- мы лауреатов и компьютеры. Абсолютный победитель осенью будет представлять нашу область на Всероссийском конкурсе в городе Череповце. (Соб. инф.) Конкурс Садитесь за руль, учитель! Экономические новости, благоустройство, образование, историко-краеведческие изыскания — это далеко не полный перечень тематики публикаций из Липецкой области в московской периодике за последние недели. Предлагаем выборочную их библиографию. Александрова О. Липецку покажут логистику класса «А». (Москов. девелопер ООО «Евразия Логистик» построит в 2008 г. в Липецке логистический комплекс класса «А»). Коммерсантъ. 19 апр. Ананьева Г. Точка с запятой: прокуратура поддерживает чернобыльцев. (О судеб. решении в пользу чернобыльцев и членов их семей, которые после принятия Федер. закона№122 от 24.08.2004 г. лишились пятидесятипроцентной льготы по оплате коммун. услуг. На примере судеб. процессов в Правобереж. суде г. Липецка и Липецк. обл. суде. Процессы состоялись в связи с обращением в прокуратуруПравобереж. р-на председателя липец. обществ. организации «Союз «Чер- нобыльРоссии»М. Барвинского о признаниипротивоправны- мидействийМУП«Регистрац.-вычислит. центр г. Липецка»). Ваше право. Апр. (№ 7). Грязе-Царицынская железная дорога в 1892 году. Гудок. 13 апр. Евсеев Д. Дорога в зону под строгим контролем. (О строи- тельстве дорог в Липецк. обл.). Рос. газ. 12 апр. Ильин С. Канадский каркас. (О жилищ. строительстве по программе «Свой дом» в Липецк. обл.). Рос. газ. 12 апр. Ильин С. Шприц — в порошок. (В Липецке будет создан центр по утилизации медицинских отходов). Рос. газ. 18 апр. Кириллов Е. Малыш весил 450 граммов. (В Липецк. обл. дет. больнице удалось выходить малыша, родившегося весом 450 граммов). Труд. 19 апр. Литвинцев Г. «Еду по платной дороге: в России первой и пока экспериментальной». (Опыт эксплуатации платных автодорог, в том числе и на автомагистральной «Дон» в р-не с. Хлевное). Рос. бизнес-газ. 17 апр. Михайлов Г. Звезд с неба не хватают: региональный гос- тиничный бизнес ориентируется на среднего потребителя. (О прошедшем в Липецке междунар. форуме по развитию в Центр. России туристско-рекреационного бизнеса). Рос. газ. 12 апр. Овчинникова Н. Купеческие кружева Ельца. (Из истории г. Ельца). Живописная Россия. № 2 (март-апр.). Петухов С. Первый съезд мастеров п/о Липецкой области. (Статьядиректорапроф. училища№10оподготовкеквалифиц. рабочих кадров в Липецк. обл.). Профессионал. № 3. СтебловИ. Тепло—людям: в Хлевном делают трубы, слу- жащие без ремонта более 30 лет. (ООО«Атлант-Л» производит трубыи фасонные изделия в пенополиуретановой изоляции). Труд. 17 апр. Щетинин С. Недоступный доктор: для того чтобы попасть на прием, пациентам приходится стоять в многочасов. оче- реди. (О проблеме нехватки врачей «узкого» профиля, пере- полненных липец. поликлиниках и предполагаемых мерах по решению этих проблем). Рос. газ. 13 апр. Подготовила Наталья ПЕНДЮРИНА, главный библиограф Липецкой областной универсальной научной библиотеки. В зеркале прессы Дела давно минувших дней и нынешние заботы — Анатолий Дмитрие- вич, такой голос, как ваш, наверное, с детства приходи- лось беречь и лелеять? —Нет, что вы! Мальчиш- кой я об этом не задумы- вался. В семье было пятеро детей. Очень рано ушел из жизни отец, замечатель- ный человек, мастер золо- тые руки. Во время войны фашисты разбомбили наш дом в Ржеве, пришлось всей семье во главе с матушкой скитаться по родственникам. Оккупация, голод, всего не расскажешь. Выжили чудом. Когда подрос, пошел по стопам отца — на желез- ную дорогу. Закончил учи- лище, работал кочегаром, уголька столько побросал, что подорвал здоровье, на память о тех временах оста- лась гипертония. Ни о какой артистической карьере я тогда ине помышлял.Просто песни были моей отдушиной в скудной повседневности. Ржев —потрясающее место, в восьмидесяти километрах от него озеро Селигер. Среди такой красоты душа сама поет. Обожаю с юных лет ямщицкие песни — «Вот мчится тройка», «Когда я на почте служил ямщиком». Стал старше — друзья при- вели в хор под управлением супругов Павловых. Они то и привили мне настоящую любовь к музыке, заложили основы вокальной техники. — Как же удалось из ко- чегара переквалифициро- ваться в профессионального певца? — Хоть и было трудно, но занятия в хоре не бросал. Днем потею у паровозной топки, вечером бегом на ре- петицию. Мое увлечение не осталось незамеченным. В 1961 году получил пригла- шение поработать в Смолен- ском народном хоре. И вот уже больше сорока лет я на сцене. Не все складывалось гладко. Был даже такой пе- К 50-летию Липецкой филармонии Анатолий Безденежный: «Русскую песню нельзя петь без любви...» Уникальный голос народного артиста России Анатолия Безденежного—это как бы визитная карточка Липецкой филармонии. Блистательный тенор выступал на самых прославленных концертных площадках —в Кремлевском Дворце съездов, Колонном зале Дома союзов, пел русские песни в Ватикане для ПапыИоанна Павла II... У артиста были возможности обосноваться в столицах, но он остался патриотом нашего края, где вот уже много лет щедро дарит свой талант липчанам. риод в жизни, когда после женитьбы и рождения сына я ушел инструктором в рай- ком комсомола. Но вскоре понял: карьера партийного чиновника не по мне. После музыкального училища по- звали в Липецк, и без малого сорок лет яживу и пою здесь. Наверное, нет такого места в области, где быя не побывал. Сколько километров в любую погоду пришлось отмотать на старенькой «Кубани», «фурцвагене», как мы ее называли в честь тогдаш- него министра культуры Фурцевой. В месяц давали до 30 концертов. Сколько раз бывало: приезжаешь на полевой стан, мужики сидят в ватниках, мерзнут, а ты выходишь в легком элегант- ном костюме, с галстуком- бабочкой, в лакированных штиблетиках. Начинаешь петь, и твое состояние, упо- ение прекрасной музыкой передаются зрителям. Ус- пех всегда успех, неважно, Кремлевский это дворец или неотапливаемый сельский клуб. Когда даришь людям радость и свет, сам получа- ешь огромное удовольствие. Жаль, что в наши дни артис- тов стали реже приглашать выступать в районы. А ведь сельские жители не меньше горожан нуждаются в насто- ящем искусстве. Радует, конечно, что есть главы районов, которые это понимают. Хорошие отно- шения сложились с главой Чаплыгинского района Ни- колаем Климовым. Полное взаимопонимание встречаю со стороны Анатолия Глазу- нова и Владимира Рощуп- кина — глав Добровского и Грязинского районов, креп- кая связь с Ельцом. — Вы тысячи раз высту- пали перед публикой. Какие концерты вам особенно па- мятны? — Разумеется, всегда почетно, когда тебя при- глашают в столицу. Мне посчастливилось со многими отечественными звездами участвовать в большом кон- церте в честь московской Олимпиады-80. Незабыва- емые впечатления остались от выступлений в Колонном зале и Дворце съездов. Инте- ресно было петь за рубежом — в Австрии, Китае, Индии. Но, пожалуй, ярче всего запомнилась гастрольная поездка в Италию. В 1986 году, на волне интереса к перестройке, мы объехали крупнейшие культурные центры страны — Рим, Ми- лан, Турин, Флоренцию, Модену, Пизу. Зашестьдесят дней дали 59 концертов, в том числе и в Ватикане. —Видимо, это был насто- ящий культурный прорыв. Ведь Ватикан был закрытой территорией для представи- телей Советского Союза... —Да, мы были первыми. Наши гастроли по Италии наделали много шума. О них писали ведущие газеты. Получить признание на ро- дине великих музыкантов — это дорогого стоит. Папа заинтересовался и попросил организовать концерт в его резиденции. Он состоялся 31 января, в последний день гастролей. Перед входом во дворец нас тщательно проверили сотрудники службы безо- пасности. Вокруг — красота неописуемая. В помещении, где мы разделись, на стенах работыРафаэля.Минут сорок ждали Папу. Иоанн Павел II произвел впечатление очень доброжелательного, искрен- него человека. Он по-русски поблагодарил нас за визит, чувствовалось, что ему дейс- твительно приятно прини- мать русских артистов. Я спел «Калинку», «Вот мчится тройка удалая», не- сколько романсов. Когда кон- церт подошел к концу, Папа тепло попрощался, пожав каждому руку. Его помощни- ки через пару часов привезли фотографии нашей встречи в гостиницу. Руководителя хора Валентина Левашова, солиста Бориса Николаева и меня удостоили высшей награды Ватикана — боль- шой серебряной медали. А на родине мне вручили орден Дружбы народов. — Почувствовав вкус международной славы, не захотелось ли уехать из Ли- пецка? Ну, допустим, чтобы больше гастролировать? —Нет, я и так достаточно много ездил. Как бы ни было хорошозаграницей, всеравно начинаешьскучатьпоРодине. Меня звали в Москву, обеща- лихорошиеусловия.Главный режиссер Колонного зала Ва- лерийЖакдаже сценический псевдоним мне придумал для новой карьеры — Добрынин. Но в Липецке у меня друзья, родственники, прекрасные отношения с руководством филармонии.Толькособерусь ехать, амнеговорят—погоди, не торопись, мы звание тебе дадим, решим бытовые про- блемы.Такяиосталсяздесь, о чем совершенно не жалею. — Скоро Липецкая фи- лармония отметит свой по- лувековой юбилей. Чем по- радуете на торжествах своих поклонников? — Эта дата значит для меняоченьмногое.Ведьимен- но в Липецкой филармонии я состоялся как серьезный артист. Здесь прекрасная творческая атмосфера. Заме- чательный директор Наталья Мекаева многое делает для развития искусства. А когда занимаешьсялюбимымделом вокружениидрузей—чтомо- жет быть лучше? Я искренне радуюсь за успехи каждого нашего артиста. Без сцены я просто не могу представить свою жизнь. Бывает, плохое настроение, все валится из рук, но выходишь к зрителям в зале и сразу забываешь про свои проблемы, целиком от- давая себя песне. Ради этого чувстваистоитжить.Конечно же, я готовлюсь к нашему большому торжеству, поста- раюсь быть в хорошей форме и не разочаровать публику. Не стану пока раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что липчане обязательно ус- лышат русскую песню, не будет забыта и отечественная и зарубежная классика. — Человеческий голос — хрупкий инструмент, на- верняка непросто поддержи- вать его в хорошей форме. Придерживаетесь ли вы особойдиеты, делаете ли спе- циальные упражнения? — Скажу одно: если есть голос, то он есть, а если его нет, то никакие упражнения не помогут. Что касается ди- еты, то певец на сцене теряет много энергии, и поэтому его стол должен состоять из мяс- ных, рыбных блюд, фруктов. На голодный желудок много не напоешь. Бытует мнение, что граммов сто коньяка пе- ред концертом позволяют расслабить голосовые связки. Считаю, что это миф. Можно в исключительных случаях позволить себе немного ал- коголя перед выступлением, однако это не панацея. Ко- ньяк не заменит регулярных репетиций. Очень важен сон, всегда стараюсь, если есть возможность, прикорнуть на часок-другой. —Увас обширныйрепер- туар. Вы с равным успехом исполняете и арии из клас- сических итальянских опер, и отечественнуюклассику. А какие произведения вы лю- бите петь больше всего? — Я русский человек и горжусь этим. Искренне считаю, что ни один народ не обладает таким могучим духовным и культурным по- тенциалом, какнаш. Русская песня для меня — основа основ. Ее невозможно петь без любви, сразу чувствуется фальшь. Русские народные песни, романсы составляют самую сильную часть моего репертуара. «Ах ты, душеч- ка», арияЛенского из «Евге- ния Онегина» — это все мне не наскучит никогда. —Внаши днишоу-бизнес все активнее вторгается на территорию классического искусства. К примеру, много спороввызываетБасков.Что вы думаете о нем? — К тому, что делает Николай, отношусь с ува- жением. Он обаятельный, пластичный, уверенный в себе артист. Умеет быстро меняться. А как он нравится женщинам — это ведь тоже талант! Есть некоторые сом- нения по поводу его оперного будущего, но на эстраде он великолепен. Я считаю его достойным продолжателем традиций Муслима Магома- ева. На фоне бездарностей, оккупировавших телеэфир, Басков — звезда по праву. —Есть ли в вашейжизни место для каких-то увлече- ний, помимо музыки? — Люблю рыбалку. Ле- том часто с моим коллегой и другом, народным артистом Валерием Радченко выез- жаем половить плотвичек, карасиков. Побродить по лесу с грибной корзинкой тоже здорово. Тишина успо- каивает, помогает обрести гармонию и покой. — В следующем году вам исполняется семьдесят. Са- мое время подумать об уче- никах, тех, кому передать свой богатейший опыт… — У меня есть такие та- лантливые ребята. Перед ними открылись широкие перспективы. Всеволод Не- любов сейчас учится в Санкт- Петербурге в академии у прославленного Гергиева, Анастасия Щеголева стала студенткой вокального отде- ленияМосковской академии имени Маймонида. Очень хорошие данные у семнад- цатилетнего Александра Крузе. На занятия ко мне он ездит из Частой Дубравы. Думаю, большое будущее ждет иАртема Владимирова, и Андрея Щеголева, студен- тов вокально-музыкального факультетаЛГПУ.Мне очень приятно делиться своимопы- том. Недаром говорят, что дело мастера продолжается в его учениках. — Что бы вы пожелали себе и своим коллегам в ка- нун юбилея? —Хотелось, чтобывжиз- ни было больше благородных поступков, бескорыстия, светлых чувств, чтобы нас не покидали здоровье и опти- мизм и по-прежнему любила публика. Чтобы артист мог достойно встретить свою старость, не думая о хлебе насущном. Дай Бог, чтобы это все сбылось... Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. фото ольги беляковой Гастроли Мини-спектакли под куполом цирка Цирковое искусство зародилось давно. Тогда представления шли в манежах и состояли в основном из конных номеров. А вот жанр воздушного полета относительно молод, ему еще только сто лет. Московский цирк Юрия Никулина, гастролирующий в Липецке, показывает и старую, и сравнительно новую классику, но обязательно делая все современным. Казалось бы, может ли удивить публику номер с хула-хупами? Но когда его выполняет Наталья Спи- ридонова, то удивляет и восхищает. Ее номер — вир- туозная миниатюра о «по- корении» колец. Артистка чуть ли не жонглирует ими (числом до десяти), создавая из них самые причудливые комбинации. Ну а жонглеры —Екатерина и Максим Руб- цовы! Они перебрасывают красные шляпы, предла- гая картинку из салонной жизни. Очень симпатичен и номер Юлианы Комисса- ровой с енотом Катюшей, играющей роль владелицы прачечной. Паузы заполняет клоун Гоша. Его репризы — чере- да игр-превращений. То он «выезжает» якобы на лоша- ди, то с собачонкой, одетой под тигра. Гоша предстает силачом, факиром и так да- лее. Эти номера остроумны и непросты для исполнения, хотя как будто вполне тради- ционны. А завершают программу джигиты Осетии под руко- водством Олега Танделова. Как они грациозныи стреми- тельны! Нам показывают ис- торию, на сей раз про семью Танделовых. В финале на арене появляется их малень- кий сын и исполняет танец на коленях. И нет сомнений: он тоже вырастет настоящим джигитом! Константин КЛЮТКИН. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz