Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
4 мая 2007 г., № 87 (22965) 2 Статистический анализ положения дел в сельской местности свидетельствует о том, что деревня оказалась в эпицентре демографического кризиса, охватившего нашу страну. В результате проис- ходящих в сельскойместнос- ти процессов в последнее де- сятилетие 17 тысяч деревень исчезло с карты Российской Федерации. Треть сельских населенных пунктов практи- чески безлюдна. Социологии демографы называют это «эффектом пустого гнезда». Возрождение деревень —не только экономическая, но и духовная проблема, воп- рос национальной гордости и национального престижа России. Необходимо учиты- вать данное обстоятельство при реализации приоритет- ныхнациональныхпроектов. Должнабытьприоритетность не только решаемых задач, но и территорий. Такая пос- тановка дела обусловлена как экономически, так и нравственно. Следует выбрать террито- рии, которые будут локомо- тивами в решении демогра- фических проблем. Ими должны стать области, где демографические проблемы необычайно остры. Именно здесь надо сконцентрировать усилия государства в реали- зации приоритетных нацио- нальных проектов. Наша цель: сбережение и приумножение основного богатства страны — народа. Одним из способов достиже- ния этого является стимули- рование многодетности сель- ских семей. Ни в одной феде- ральной или региональной программе такая задача не поставлена в качестве само- стоятельной. ВМинистерстве здравоох- раненияисоциальногоразви- тияРоссиивнастоящее время обсуждается проект концеп- ции демографической поли- тикиРоссийскойФедерации. Таквот, внемпредполагается только после 2010 года за- няться вопросами изменения репродуктивных установок населения, проще говоря, поощрения многодетности. Между темвозрождение сель- скоймногодетности—насущ- ная и неотложная задача России, которой необходимо заняться немедленно. Органы власти всех уров- ней должны осознать важ- ность и необходимость реше- ния данного вопроса. Их от- четы об успехах реализации приоритетных националь- ных проектов в сельской местности должныначинать- ся не с константации статис- тических данных о поголовье скота и количестве надоев, а с сельской демографии, с анализа рождаемости и смертности в российской деревне, с оценки состояния здоровья сельских жителей. На это нацеливает руко- водителей всех уровней пре- зидент России. И уже наме- тились положительные тен- денции в решении этих воп- росов в ряде российских ре- гионов.ВихчислеЛипецкая, Ярославская, Московская и другие области. Одна из самых больших бед села — алкоголизация. Статистика экономики сель- ских подворий показывает, что расходы на покупку ал- когольных напитков в сопос- тавимых ценах выросли по сравнению с 2000 годом поч- ти в 2 раза. Но не везде на это смотрят с полнойобреченнос- тью. Скажем, в Становлянс- ком районе Липецкой облас- ти нашли возможность и форму законодательного ог- раничения продажи и упо- требления спиртных напит- ков. Одновременно стали материально и морально по- ощрять благоустройство па- Эксклюзив «ЛГ» Сельская семья: традиции и современность Село может стать местом обустроенной жизни тысяч россиян — в этом убежден заместитель председателя Совета Федерации России Михаил Николаев Сельская семья — первооснова духовности и нравственности всех народов России. На протяжении многих веков она была главным средством воспроизводства социальных отношений общества. Именно здесь возникали духовные и моральные традиции и обычаи, оформившиеся потом в правовые нормы и законы государства. Сельская семья — кормилица своего народа. Благодаря трудовой деятельности ее членов достигается продовольственная обеспеченность страны. Во всем мире общество и государство, имеющие перспективу развития, всегда стремятся укрепить сельские семьи как фундамент аграрной сферы национальной экономики. Демографический потенциал сельской семьи на протяжении многих веков служил ресурсом для осуществления самых грандиозных социальных и экономических проектов. Сельские жители России составляли основу трудовых ресурсов при освоении сибирских, дальневосточных и целинных земель. Крестьянские семьи всегда давали стране пахарей и воинов, которые обрабатывали новые земли и защищали Отечество. Сельский образ жизни является естественным хранилищем народной культуры, составляющей стержень национального характера народа. Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 7 марта 2007 года отметил: «Необходимо сохранить сельский образ жизни, но в новом, современном его виде, развивая там инфраструктуру, дороги, транспорт, газовое обеспечение, в том числе за счет реализации на селе национальных проектов». Это означает, что, используя возможности приоритетных национальных проектов, надо изменить в лучшую сторону качество жизни сельских семей. — Петр Иванович, как вы воспринимаете реформу? Согласитесь, читателю инте- ресно услышать мнение че- ловека, прошедшего все «му- ниципальные ступеньки» — от председателя сельсовета до главы администрации райо- на. — Не скрою: пережитое на- кладывает неизгладимый отпе- чаток на восприятие реформы. В далекие семидесятые годы меня, школьного учителя, из- брали председателем исполко- ма Бутырского сельсовета. В одном лице пришлось быть заведующим загсом, нотари- альной конторой, регистриро- вавшей договора купли-прода- жи, сборщиком налогов и... мо- лока у населения. Что касается денег, то они утекали в район- ный бюджет, минуя сельсовет. И бесконечно трудно было полу- чить обратно даже небольшую сумму на ремонт моста или до- роги. Последний пример ярко высвечивает недостатки пре- жней муниципальной модели управления. Полномочий и от- ветственности у сельсоветов было хоть отбавляй, зато касса пуста. Сто тридцать первый феде- ральный закон все расставил на свои места. Теперь полномочия, отданные поселениям, подкреп- лены твердым рублем. Причем на смену жесткой и в то же вре- Муниципальная реформа Петр Попов: «Главная цель — создание условий для развития каждого муниципалитета» Услышат ли сельского главу в Москве, если он будет действовать в одиночку? Это не риторический вопрос, а первопричина создания год назад Ассоциации муниципальных образований Липецкой области. А все для того, чтобы обобщать интересный опыт и живо реагировать на трудности, препятствующие развитию правовых, финансовых и экономических основ местного самоуправления. Так видит свою задачу исполнительный директор Ассоциации Петр Попов, интервью с которым мы сегодня публикуем. мя скудной смете расходов, по которой жили сельсоветы, при- шел настоящий бюджет. В ре- зультате поселения получили право самостоятельно распоря- жаться имеющимися финансо- выми ресурсами. И от того, как они поделят бюджетный пирог, зависит, в каком селе отремон- тируют дорогу, а где придется подождать до следующего года, в каком месте выложат тротуар- ную плитку, а где — нет. В пользу муниципальной ре- формы имеется еще один весо- мый аргумент. В девяностые годы, когда я работал первым заместителем главы админист- рации Грязинского района, а затем и главой, часто приходи- лось наблюдать довольно странную картину. Прохудился, к примеру, водопровод или до- рогу в селе вовремя не отре- монтировали — и принимается народ писать письма главе ад- министрации области, а то и на имя президента России. И ви- нить людей, в общем-то, не в чем. В те годы не было четкого разграничения, чем должен за- ниматься федеральный уровень власти, чем — региональный, а чем — муниципальный. Соот- ветственно в головах у граждан создавалась страшная путани- ца. Так вот, сто тридцать первый закон впервые четко разграни- чил круг полномочий, закреп- ленных за каждым уровнем власти. И теперь любой человек четко осознает, что водопровод — это «епархия» сельского гла- вы, а за строительство и ремонт школ, а также детских садов от- вечает район... Вывод из сказанного напра- шивается сам собой: муници- пальная реформа — это, быть может, самый важный проект в новейшей истории России. — Как вы оцениваете ито- ги первого года, прожитого Липецкой областью по сто тридцать первому федераль- ному закону? — Федеральный законода- тель предельно четко определил цель реформы — создать усло- вия для успешного развития каждого муниципального обра- зования. Именно под таким уг- лом зрения я и предлагаю взгля- нуть на предварительные итоги. Что сделано в 2006 году? В це- лом по области проложено 11 километров водопроводных се- тей, построено 7 водонапорных башен, пробурено 3 скважины, газифицировано 203 объекта соцкультбыта, приобретено 420 контейнеров для сбора бытовых отходов, восстановлено и офор- млено в собственность 40 кило- метров бесхозных электросе- тей, капитально отремонтирова- но 3 миллиона квадратных мет- ров дорожных покрытий. И уже в первом квартале 2007 года на благоустройство из разных ис- точников израсходовано 425 миллионов рублей. Можно и дальше перечислять достиже- ния, сказав, в частности, об очистных сооружениях, строи- тельство которых ведется в Доб- ринке, Боринском и Становом. Но и приведенных фактов до- статочно, чтобы убедиться, что местные власти весьма успешно решали возложенные на них за- дачи. А значит, закон выдержал проверку практикой. — Неужели не было труд- ностей? — Почему же? Приведу только одну цифру. Несмотря на то, что закон был принят в 2003 году, изменения в него вноси- лись более 50 раз! О чем это го- ворит? Заранее предусмотреть все трудности, с которыми мо- гут столкнуться муниципалите- ты, было нереально. Когда пару лет назад в масштабах России провели анализ положения дел на местах, оказалось, что поло- вина регионов вовсе не готова с января 2006 года жить по сто тридцать первому закону. И тог- да Государственная Дума при- няла сто двадцать девятый фе- деральный закон, который про- длил переходный период до ян- варя 2009 года. Кстати, только 46 регионов, в том числе и Ли- пецкая область, не воспользо- вались отсрочкой, остальные решили повременить с прове- дением реформы. В чем причина? Многие тер- ритории споткнулись на сель- советах. Последнее слово обоз- начало не только сельский «пар- ламент», но и административно- территориальную единицу, ана- логичную волости в дореволю- ционной России. Но 21 сентября 1993 года был подписан небе- зызвестный ельцинский Указ № 1400, распустивший на всей территории России представи- тельные органы власти. Так вот, смысловая многозначность сыг- рала в этой истории роковую роль. Многие регионы распус- тили не только сельских депута- тов, но и упразднили прежнее административно-территори- альное деление, желая изба- виться от непопулярного в то время слова «совет». Липецкая область, к счастью, избежала подобной участи. Немалая в том заслуга принадлежит областно- му Совету депутатов, которым руководил Олег Королев, ны- нешний глава администрации региона. И вот что удивительно. Двух- уровневая организация местной власти, сложившаяся в Липец- кой области задолго до приня- тия сто тридцать первого феде- рального закона, во многом со- ответствовала новым требова- ниям. Добавилось лишь шесть городских и несколько сельских поселений. — В чем в таком случае состоит главное препятствие, стоящее на пути реформы? — Если проанализировать структуру местных бюджетов, то окажется, что доля их собствен- ных доходов в большинстве случаев не превышает и 30 про- центов, все остальное — фи- нансовая помощь региональной казны. В частности, в 2007 году на поддержку муниципалитетов выделяется свыше 7,7 милли- арда рублей. Тем не менее уже сейчас необходимо видеть пер- спективу. С 2009 года финансо- вая помощь между муниципали- тетами будет распределяться исключительно по подушевому принципу. И тогда довольно безрадостная жизнь ждет те территории, где власть вовремя не позаботится об укреплении доходной базы местных бюдже- тов. И в том-то все дело, что времени на раскачку остается очень мало. — Есть ли резервы, благо- даря которым муниципали- теты смогут получить допол- нительные доходы? — Деньги в буквальном смысле валяются под ногами, их необходимо только забрать. В прошлом году, в частности, план по земельному налогу вы- полнили только два района — Добринский (110,8 процента) и Тербунский (106,9). В результа- те в целом по области недопо- лучено свыше 20 миллионов рублей. В чем причина? Только 77 процентов земельных участ- ков, информацию о которых представила Роснедвижимость, прошли идентификацию в нало- говых органах. Назову еще одну цифру — инвентаризации тре- буют более 100 тысяч гектаров земли. Взять хотя бы так назы- ваемые «зоны отчуждения» — участки, где пролегают линии электропередачи, связи, газо проводы и нефтепроводы. Вла- дельцы названных объектов — далеко не самые бедные пред- приятия. Но в том-то и беда, что поселения в большинстве слу- чаев не получают от них ни ко- пейки. «Земельный вопрос» услож- няется одним обстоятельством. Пару лет назад произошла ре- организация налоговой службы, в результате которой на три-че- тыре муниципальных района осталась одна инспекция. В ре- зультате хромают местные на- логи, вплотную заниматься ко- торыми у фискальных органов не хватает ни времени, ни сил. Принятое решение Ассоциация муниципальных образований области считает в корне оши- бочным, такое же мнение и у наших коллег из других регио- нов. Совместными усилиями мы пытаемся убедить центр воз- вратиться к прежней системе, когда инспекция существовала в каждом районе. На федеральном уровне до сих пор не принят закон, уста- навливающий жесткие сроки для регистрации в собствен- ность недвижимости и земель- ных участков. По оценкам спе- циалистов, на территории Ли- пецкой области около двух ты- сяч гаражей, не существующих на бумаге. Я уже не говорю об особняках, которые никто не спешит регистрироват ь в Роснедвижимости. Подобная лазейка позволяет уклоняться от уплаты налога на имущество физических лиц, который цели- ком зачисляется в бюджеты по- селений. Последний пример лишний раз говорит о том, что не только в масштабах региона, но и всей России муниципали- теты должны объединять свои усилия, чтобы бороться за свои интересы. Но резервы, имеющиеся в распоряжении местных влас- тей, не исчерпываются двумя упомянутыми налогами. Поис- тине неисчерпаемые возмож- ности открывает перед ними развитие малого бизнеса и сфе- ры услуг. Так что впереди еще очень много работы. Подготовил Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. Тема дня Заветные квадратные метры На решение жилищных проблем планируется направить дополнительные средства В настоящее время в России почти сто миллионов квадратных метров ветхого жилья. Проблема достигла угрожающих масштабов. Причем актуальна она зачастую для тех, кто в сегодняшних условиях не способен решить кардинальным образом задачу получения нового жилья — для социально незащищенных слоев населения. Эту тему обозначил Президент РФ Владимир Путин в очередном Послании Федеральному собранию. «Расселение должно стать долгосрочной программой», — подчеркнул Владимир Владимирович. Впервые на эти цели из федерального бюджета будут выделены значительные средства. Для эффективной работы по реформированиюЖКХ России планируется создать специальный фонд объемом не менее 250 миллиардов рублей. При этом на программу переселения граждан из аварийного жилья будет выделено 100 миллиардов рублей — в 20 раз больше, чем в предыдущие годы. Оставшуюся сумму направят на ремонт жилищного фонда. Напомним, что в текущем году правительство запланировало на расселение ветхого и аварийного жилья всего миллиард рублей. Немногим больше должны были потратить на эти цели и местные власти — это их прямая обязанность. «Я много езжу по стране и от Камчатки до Калининграда вижу ужасающие жилищные условия, в которых живут миллионынаших граждан,—прокомментировал намерения президента страны первый вице-премьер РФСергейИванов. —В свое время у государства были украдены деньги, и сейчас они возвращаются. И государство приняло решение потра- тить их на обездоленных, на тех, кто никогда не сможет приобрести жилье или его отремонтировать...». Впервые государство выделяет сотни миллиардов рублей на капиталь- ный ремонт жилищного фонда, на отселение граждан из бараков, где процветает пьянство, зарождается беспризор- ность… Впрочем, социальная направленность — характерная черта государственной политики последних лет. Сравнитель- но недавно с подачи президента в стране началась реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель —инвестиции в повышение качестважизни человека. Иуже первый год реализации нацпроектов показал, что бюджетные расходы удалось сориентировать на конечный результат. Реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье —гражданам России» привела к значительной активизации строительства во всех направлениях — от малоэтажного до комплексной застройки отдельных районов и даже городов. В первом квартале текущего года в стране построено на 51 процент жилья больше, чем за тот же период прошлого года. По данным Росстата, введено в эксплуатацию 101,5 тысячи квартир общей площадью 9,5 миллиона квадратных мет- ров. Что касается липецких строителей, то в первом квартале текущего года они добились темпов возведения жилья даже выше, чем в среднем по России. Построено более 79 тысяч квадратных метров общей площади жилых домов, что на шестьдесят процентов больше соответствующего прошлогод- него периода. В текущем году в области планируется обеспечить ввод не менее 650 тысяч квадратных метров жилплощади, а через три года увеличить этот объем до 800 тысяч квадратных метров. Для выполнения поставленных задач во всех муни- ципальных районах определены и зарезервированы земель- ные участки. Адля обеспечения инженерными сетями новых микрорайонов «Университетский» и «Елецкий» подана за- явка в Росстрой на участие области в конкурсном отборе субъектов РФ на субсидирование процентной ставки по кре- дитам, полученным в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфра- структуры» (федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 годы). С началом реализации жилищного нацпроекта обрело второе дыхание и индивидуальное строительство. В нашей области в превом квартале текущего года в этом секторе воз- ведено 55 тысяч квадратных метров жилья, а в целом по стране население за собственные и заемные средства постро- ило 32,5 тысячи домов общей площадью 4,7 миллиона квад- ратных метров (150,7 процента к январю—марту 2006 года). Это почти половина от общего объема строительства в стране, причем во многих регионах доля индивидуального домостро- ения составила от 70 до 97 процентов. Таким образом, на повестке дня вплотную встал вопрос о принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан. А также комплекс смеж- ных вопросов: градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в целом. Очевидно: даже развиваясь ускоренными темпами (а ежегодный при- рост в отрасли — рекордный за все последние годы — соста- вил более 15 процентов), она все равно отстает от стремитель- но растущих в стране потребностей. О необходимости принятия такой стратегии говорит и тот факт, что даже поставленные в нацпроекте высокие ориен- тиры, такие как ввод к 2010 году ежегодно 80 миллионов квадратных метров жилья, уже не могут удовлетворить пот- ребность общества. То, что считалось достижением при со- ветской власти, уже не соответствует спросу даже в средне- срочной перспективе. Требуется как минимум довести этот рост до 100–130 миллионов квадратных метров в год. А по- хорошему — строить не меньше одного квадратного метра жилья в год в расчете на каждого гражданина России. Необходимо довести до промышленных масштабов и воз- ведение индивидуального и малоэтажного жилья, таким образом снижая его стоимость до доступного уровня. Очевид- но, что только индустриальный уровень способен обеспечить необходимый запас ценовой прочности. Если удастся строить малоэтажное жилье крупными сериями, то и цены станут приемлемыми для самых широких кругов граждан. Что, в свою очередь, является основной задачей национального проекта «Доступное жилье». Однако даже новые поселки — еще полдела, не менее значима развитая социальная инфраструктура. Они должны основываться на современном коммунальном обеспечении, быть благоустроены, обеспечены медицинскими пунктами, детскими садами ишколами. Чтобыимелись все условия для полноценного проживания. Еще одна важная составляющая градостроительной де- ятельности — территориальное планирование. Безусловно, регионам необходимо ускорить составление генеральных планов городов и поселений. Без них невозможно уверенно двигаться вперед. Впрочем, вернемся к тому, с чего начали: расширяя стро- ительство нового жилья, нельзя забывать и о поддержании в надлежащем состоянии существующегожилищного фонда. НовыйЖилищныйкодекс возложилполнуюответственность за содержание жилых домов на собственников. Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия эта нагрузка для подавляюще- го большинства новых собственников оказалась неподъем- ной. Такие цифры: из 3 миллиардов квадратных метров жи- лого фонда России более половины нуждается в ремонте. Некоторые дома не ремонтировались десятилетиями. И, как следствие, —тревожная тенденция постоянного увеличения объемов ветхого жилья. Вот почему средства на ремонт край- не важно выделить в достаточном объеме и в разовом поряд- ке — для того, чтобы запустить сам механизм создания объединений эффективных собственников жилья. А вот расселение аварийного фонда, конечно, должно стать долго- срочной программой, которая переломила бы неблагоприят- ные тенденции и помогла миллионам гражданРоссии решить жилищные проблемы. Владимир ЗОЛОТАРЕВ. лисадников, домов и приле- гающей территории, создали возможность для занятий спортом. Одновременно раз- вернули антиалкогольную пропаганду в трудовых кол- лективах, в школах, на стра- ницах районной газеты. По- ложительные перемены не замедлили сказаться. Улуч- шились здоровье селян и моральный климат. Появи- лись инвесторы, а значит, новые рабочие места и хоро- шая заработная плата. Она, кстати сказать, стала одной из наиболее высоких среди сельских жителей в Липец- кой области. К сожалению, в масшта- бах страныперемен к лучше- му в этом вопросе практичес- ки нет. Полагаю, нужна все- российская общественная программа противодействия алкоголизации общества, искоренения злоупотребле- ний спиртными напитками. Одна из обязанностей ро- дителей — дать детям обра- зование. В селе можно полу- чить начальное и среднее образование. И это образова- ние может быть не хуже го- родского. Во многом это яв- ляется результатом реализа- ции приоритетного нацио- нального проекта «Образова- ние». В соответствии с ним работает программа «Школь- ный автобус», обновляется материально-техническая база сельских школ, форми- руется квалифицированный преподавательский корпус. В результате все больше де- тей из сельских семей посту- пают на учебу в высшие учеб- ные заведения. Но обратно в село из числа получивших высшее образование возвра- щаются единицы. На селе мало специалистов с высшим образованием. Главные причины — от- сутствие рабочих мест и жи- лья. Для того, чтобы изме- нить эту ситуацию, надо пе- ресмотреть сложившуюся систему подготовки кадров для аграрно-продовольствен- ной сферы. Следует увели- чить число сельскохозяйс- твенных колледжей, распо- ложенных в сельской мест- ности, чтобы молодежь не отрывалась от отчего дома и именно там могла, прежде всего, реализовать получен- ные профессиональные зна- ния. Огромный и практически невостребованныйпотенциал экономического роста рос- сийских сел содержит систе- ма кооперации. Она может быть распространена на все сферы жизнедеятельности села: производство и перера- ботка сельскохозяйственной продукции, взаимное креди- тование, жилищное строи- тельство и многое другое. В ряде европейских стран коо- перативная собственность и форма работы являются до- минирующими. Нам надо научить моло- дых специалистов создавать сельские кооперативы и вов- лекать в них жителей сел. Именно кооперация должна стать главной формой хо- зяйствования сельского насе- ления. Кроме того, необходимо изменить сложившиеся сте- реотипы в отношении села. Мы все время оцениваем его возможности с позиций при- митивного вульгарного эко- номизма: вкакой степенионо может накормить городское население. Надо перестать рассматривать селоисключи- тельно как производителя и поставщика сельскохозяйс- твенной продукции. Прези- дент России обратил внима- ние на необходимость созда- ния на селе несельскохозяйс- твенных видов деятельнос- ти. Село может и должно стать местом активной, обус- троенной, удобной, перспек- тивной жизни для нас и на- ших детей. Публикацию подготовил Виктор СМИРНОВ (при содействии пресс-службы Совета Федерации России).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz