Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
21 апреля 2007 г., № 80 (22958) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 1|гАр^тражнь1Й суд: в интервью, очерках, репортажах Молоток судьи? Ну, это только в сериалах! В книге, которую выпускает Арбитражный суд Липецкой области к своему 15-летнему юбилею, сказано: «Молодость суда - это его перспективы». Средний возраст его судей - 44 года, работников аппарата - 25-30 лет. Сегодня в одной только Москве 133 юридических факультета! По заявлению министра образования и науки Андрея Фурсенко, российские вузы готовят в четыре раза больше юристов, чем требуется реально. Так что многие выпускники убеждены: судейскую карьеру сделать почти немыслимо — конкуренция большая. Анапрасно! Вот для молодых специалистов в Арбитражном суде в 1999 году специально ввели институт помощников судьи. Иэто — хороший резерв. Уже четверо судей «вышли» из помощников: Ульяна Серокурова, Олеся Дегоева, Елена Бессонова, Ирина Тетерева. Серокурова была первой. Втечение года она проходила преддолжностную подготовку по индивидуально разработанной для нее программе. Результаты эксперимента передали в Высший Арбитражный суд Российской Федерации. После чего институт помощников судьи утвердили законодательно. ...С того времени, как Ульяна Викторовна провела свой пос ледний урок в школе, до первого заседания прошло восемь лет. Раньше она проверяла тетрадки по русскому языку, а теперь — признает право собственности, истребует имущество из чужого незаконного владения, рассмат ривает споры, связанные с объ ектами недвижимости. Ульяна Викторовна молодо выглядит, модно одевается, что для боль шинства из нас, согласитесь, не вяжется с образом судьи из фильмов — сурового, суховато го, в возрасте... А еще она, «блон динка в законе», преподает в двух институтах гражданско-правовые дисциплины и арбитражный про цесс, имеет ученую степень кан дидата юридических наук, растит дочку и водит машину. Когданадеваешь мантию... — Жизнь наша сегодня та кая: все в темпе, везде надо ус петь. За рулем иногда так и хо чется придавить педаль, про скочить. Но тут же вспоминаю своего инструктора по вожде нию. Он говорил: «Главный враг водителя — газ, друг — тормоз». Об этом не стоит забывать не только за рулем, но и в жизни. Слишком доро го может обой тись наспех принятое решение. Но! Нельзя и затягивать с ним, а тем более от него отказываться. Я всегда мечтала быть юрис том. Но в конце 80-х прошлого, века ближайшие юридические факультеты находились в Воро неже и Саратове — далеко ка залось. Вот и поступила на фил фак в Липецкий тогда еще пе динститут. В итоге очень долгим оказался путь в профессию. Надеть мантию — значит, облачиться ответственностью. А она всегда за кого-то. От оши бок, разумеется, никто не за страхован, только для судей это не оправдание. А еще я теперь знаю, что в жизни многое куда запутаннее, чем написано в учебниках и за конах. Иногда, знаете, на засе дании вижу: человека действи тельно обманули и говорит он правду. Например, когда, держа в руках документ со своей под- )писью, утверждает, что устный договор был другим. Возможно, так и было, и мне его жаль. Но я — судья. И обязана вынести объективное решение, то есть на основании доказательств — документов! Мое—не мое ' Да, порой законное, обосно ванное решение буквально «ре жет по живому». Из разряда та ких случаев, получивших широ кий резонанс , вспоминается процесс, когда я только-только начинала. Тогда я привлекала, помимо истца и ответчика, бо лее 90 «третьих лиц» — участни ков долевого строительства. Вот, наверное, видели на ули це Калинина пристроенный дом 16. Гипромаш когда-то начинал там техническую стройку. Потом трест «Липецкметаллургстрой» спроектировал жилую мно го этажку, приступил к делу, но стро ительная организация обанкро тилась. А дольщики, создав това рищество собственников жилья, просили признать их право собс твенности на дом, еще не введен ный в эксплуатацию. Проще всего, конечно, было как раз резануть «по живому». С юридической-то точки зрения, соб с твеннос ть принадлежит тому, кто строит. За чьи деньги — уже другой вопрос. Но как объяснить это людям?! Что тво рилось на заседаниях! И я доль щиков понимаю: «Вот дом, вот купленная мной квартира, дверь моя, сам ставил! Как это теперь — не мое!» В тот раз, слава Богу, сторо ны заключили мировое соглаше ние... Заказчик строительства свои функции передал ТСЖ, оно дом и достроило. По-мирному... Но утверждать мировые со глашения арбитражным судьям приходится очень редко. Про центов пять от всех дел. В то время как во всем мире «ми ром» заканчивается 95 процен». тов хозяйственных споров. При чина? Да за границей судиться дорого и непрестижно! Потому там у судей и на гру зки нет — по российским меркам.Председатель нашего областного Арбитражного суда Галина Ролдугина, когда была в США, беседовала с одним судь ей. Коллега ей говорит, мол, последнее дело рассматривала два месяца назад, вот, может, сейча с еще одно придется . Представляете: одно дело — за н е с к о л ь к о м е с я ц е в ! И они ум удряю тся еще устраивать волокиту! А мы в день заседаний рас сматриваем пять-десять дел. Причем по закону любой хо зяйственный спор рещается не дольше трех месяцев. В год в среднем по триста дел, плюс- минус. Выходит ( у д и в л е н н о — в и д н о , что с а м а в п е р в ы е о б этом з а д ум а л а с ь ) , решения вы носим практически ежедневно. Значит, за пять лет работы судьей я рассмотрела... тысячи полторы дел. Последнее — шес тнадцать томов. В томе иногда по полторы сотни документов. И каждому надо дать оценку: по чему суд какой-то документ при нимает, а какой-то не принимает в качестве доказательства. Научиученика... я, по мнению студентов, - преподаватель «строгий». Ну как же — заставляю их решать зада чи, мыслить, рассуждать. Пусть что-то неправильно сделают се годня, когда они учатся, все не так страшно. Зато завтра, когда начнется настоящая работа... Получить «пятерку» у меня сложно, тем более (улыбается ) по гражданскому праву. Меня не разжалобить. Маленький ре бенок? Да я и сама первую сес сию на юрфаке чуть ли не в роддоме сдавала. И змором меня не взять: хоть десять раз приходи зачет сдавать, оценку я ставлю за знания , а не за «встречи» со мной. Преподаю восемь лет. За чем? Кто-то сказал: научи уче ника, чтобы было, у кого потом учиться. Но что обидно: студен ты с каждым годом все слабее. А главное — такие незаинтере сованные. Вопросов не задают вообще. У меня, даже у меня есть вопросы, а им — все по нятно! Да еще говорят: «А за чем нам? Юристов много, мы все равно не трудоустроимся». В общем, заранее капитулиро вали. А вот я разве думала, ког да пришла в суд в отдел обоб щения судебной практики ря довым специалистом с филоло гическим образованием , что стану судьей?! Или — мой по мощник Яна М ещерякова . В прошлом она моя студентка, одна из сотен. Но она так целе устремленно, пытливо училась, что я не сомневалась: работать она будет также. Сейчас Яна и еще один помощник судьи, Еле на Полынкова, учатся в аспи рантуре. Я, между прочим, тоже писала свою кандидатскую дис сертацию, когда была помощ ницей. Мне тогда коллеги очень помогали. Их судебная практи ка легла в основу моей научной работы. Вообще в нашем Ар битражном суде старшие хоро шо поддерживаю т молодых. Накопленные ими опыт и зна ния — отличная школа для на чинающих. «Двойные стандарты» А то у некоторых амбиций многовато: диплом и сразу бы — в судьи! Есть карьерные лест ницы, ни одну ступень которых нельзя пропустить. Именно так в нашей судебной работе. Обра зование тут всего лишь первая ступенька , возможно , самая легкая. Чтобы стать судьей Ар битражного суда, нужно иметь, кроме специального образова ния, стаж юридический не ме нее пяти лет и возраст не менее 25 лет. Но даже это формальные требования. Кандидат обяза тельно должен выдержать экза мен и получить положительное заключение квалификационной коллегии. Я вхожу в состав экза менационной комиссии и знаю: проверяется не только профес сиональная подготовка , но и нравственные качества, харак тер человека, умение собраться в стрессовой ситуации. И не редко выясняется: амбициоз ные кандидаты в судьи не умеют мыслить, рассуждать и даже пользоваться законами. А быва ет и по-другому: кандидат пре красно владеет правовой базой, но справиться с эмоциями не может. Что же с ним будет в су дебном зале?! И вот после того, как дано положительное заключение ква лификационной коллегии. Пред седатель Высшего Арбитражно го Суда РФ имеет право пред ставить такого кандидата Пре зиденту Российской Федерации для назначения его судьей. А еще среди претендентов встречаются такие, кто уверен: «родители помогут». Зря. Не на дейтесь на мам и пап. Ну, устро ят они вас... Только диплом ваш никому не нужен, и на амбициях далеко не уйдешь. Сегодня нуж ны специалисты! Кстати, я считаю неправиль ной и в какой-то мере вредной нынешнюю моду на два высших образования. Сразу возникает вопрос: а ты все -таки кто — юрист или, к примеру, эконо мист? А может, ни юрист, ни экономист, просто нахватался «верхушек»? Второе образова ние, по-моему, стоит получать, если в каком-то деле ты уже мо жешь уверенно считать себя профессионалом. Как человек, имеющий два Нациопалы1ыс проекты: «Здоровье» « Н е т ! » д е т с к о й и н в а л и д н о с т и Усилия липецких медиков, обеспокоенных демографической ситуацией в стране, ныне направлены на поиск и развитие наиболее эффективных методов обследования и лечения населения. В частности, успешно развивается специализированная помощь детям. Имы неоднократно обращались к этой теме. Между тем в редакционной почте все еще немало писем с просьбой подсказать адреса столичных клиник, занимающихся лечением тех или иных тяжелых детских недугов. Прокомментировать это обстоятельство и еще раз рассказать о возможностях местной медицины мы попросили консультанта по педиатрии областного управления здравоохранения Татьяну МАЛЬЦЕВУ. — Письма и обращения граждан свидетельствуют, что проблема оказания спе циализированной помощи детям весьма актуальна... — Этот вид медицинской помощи сегодня, действитель- т но, очень востребован и в це лом по стране, и в Липецкой области в частности. С^еди де тей всех возрастов наблюдает ся рост аллергических, невро логических, сердечно-сосудис тых заболеваний, органов пи щеварения и т.д. Поэтому с о вершенно очевидна необходи мость на местах развитой спе ц и а л и з и р о в а н н о й п ом ощ и . Оказанная вовремя, она позво ляет существенно влиять на со стояние здоровья детей. —Какими главными зада чами определяется развитие этого сектора здравоохране ния? — Очень важно как можно раньше выявить ту или иную па тологию в детском организме. Иногда — к счастью, сегодня технические возможности это позволяют — удается поставить точный диагноз еще не родив шемуся ребенку. Трудно пере оценить и значение диспансе ризации д е тско го населения. Есть у медиков такое понятие — «уровень выявляемости»: чем он выше — тем лучше, ста ло быть, мы сработали. Дети с хроническими заболеваниями сегодня, к сожалению, не ред кость. Не допустить, чтобы они перешли в группу инвалидов, — на это направлены все наши усилия: в амбулаторно-поли клинических учреждениях, ста ционарах, в санаториях. И если сравнивать показатели двух предыдущих лет — есть замет ная тенденция к снижению чис ла детей-инвалидов. — Насколько развита сеть специализированной помощи детям в Липецкой области? — Квалифицированную спе циализированную медицинскую помощь детям в области оказы вают ГУЗ «Областная детская больница», «Областная детская больница восстановительного лечения», МУЗ «Елецкая город ская детская больница» и в Ли пецке — обе городские детские больницы. Ведущая роль принадлежит областной детской больнице. Ее стационар включает в себя 12 отделений: недоношенных детей и патологии новорожден ных, отделение грудного воз раста, кардиоревматологичес- кое, нефрологическое, невро ло гическое , плановой и э к с тренной хирургии и другие. В поликлинике областной детской больницы принимают специалисты 27 профилей. Больница оснащена совре менным оборудованием, кли нико-диагностической , бакте риоло гической , имм уноло ги ческой лабораториями. Ф ун к ционируе т энд о с коп ич е с кое отделение, отделение лучевой, функциональной диагностики, физиотерапевтическое отделе ние. Кроме традиционных ме тодов здесь используются но вейшие методики хирургичес кой коррекции врожденных по роков развития. В условиях ГУЗ «Областная детская больница восстанови тельного лечения» проводится восстановительное и реабили тационное лечение детей, стра дающих детским церебральным параличом , с перинатальной патологией, травмами спинного м о з га , пе риф е ри чес ко й н е рвной системы... Используются такие современные методы ле чения, как рефлексотерапия, аэроионотерапия, метод био ло гичес кой обратной связи , микроволновая резонансная терапия, лазеро- и электропун- ктура, Иппотерапия и другие. — Спрос на специализи рованную помощь растет. Но она должна быть своевре менной и доступной для всех жителей области, где бы они ни жили... — На базе областной детской больницы функционирует реани мационная бригада, которая вы езжает в районы области в слу чаях необходимости оказания неотложной специализирован ной помощи детям. Практикуется и консультативная помощь детям сельской местности силами «Вы ездной поликлиники»: специаль ный автомобиль оснащен необ ходимым оборудованием, лабо раторией, что позволяет на мес те провести необходимое обсле дование ребенка. В 2006 году закончено стро ительство Елецкой городской детской больницы, на базе ко торой созданы межрайонные отделения для детей с гастро энтерологической, нефрологи- ческой, неврологической пато логией. Специализированная помощь там оказывается детям города Ельца, Становлянского, Измалковского, Краснинского, Долгоруковского районов. —А теперь о том, как раз вивается в области высоко технологичная специализи рованная помощь детям. И в каких случаях вы прибегаете к помощи столичных коллег? — Не будет преувеличением сказать, что в области делается очень много для развития вы сокотехнологичной специали з и ро в а нн о й помощ и детям . Только в прошлом году ее полу чили 399 ребятишек. Засл у женный авторитет у отделения выхаживания недоношенных ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА диплома, свидетельствую: не стоит тратить деньги и — что еще дороже — время. Ну да, благодаря филфаку я научилась отличать, допустим, хорошую поэзию от графоманской. Но для моей службы это не так уж и нужно. Сейчас мне очень нра вится творчество Елены Полон с ко й и по сл е д н и й с б о р н и к Юрия Дюкарева. Иногда Спауза^ я сама пишу — для себя. Пом ню, выпускное школьное сочи нение о Пушкине написала в стихах... ЯИнаулице судья я обычный человек. Дома Золуш кой работаю : стираю , убираю, готовлю . Но уже на улице я — судья. Это не значит, что я «закроюсь» корочкой при первом же случае. Иногда, ко нечно, соблазн такой бывает. Однако ему нельзя поддаваться. И в ЖЭКе, и в магазине, и на до роге за рулем лучше уступлю, промолчу. Статус судьи обязывает. Приходится, допустим, контро лировать круг общения. Он у меня не широкий. И когда дру зья зовут в гости, всегда интере суюсь, кто там еще будет... Работа судьи увлекательная, сложная, но не такая эффект ная, как показывают по телеви зору. Там же щоу. Из-за этого люди часто недоумевают: «А где же ваш молоток, судья?» и обра щаются «Ваща несть». В настоя щем суде никакого молотка и быть не должно. А правильное обращение только одно: «уважа емый суд». Жизнь на шоу не по хожа... Евгения ЗИМИНА. детей, возглавляемого Вален тиной Шевченко , у онколо га Ольги Судейкиной , нейрохи рурга Руслана Васина, тор а кального хирурга Сергея Кар- пачева, у главного специалиста по челюстно-лицевой хирургии Виктора Сутулова и других. Возможности липецких ме диков будут еще шире. В облас тной программе «Здоровый ре бенок» заложены средства на улучшение материальной базы областной детской больницы, больницы восстановительного лечения. Раздел, посвященный детству, предусмотрен и в об ластной программе «Высокие технологии». Вместе с тем всю необходи мую поддержку получают и те дети, которым мы пока не мо жем помочь здесь, в Липецке. Отказа не знает никто. В управ лении здравоохранения области работает комиссия по направ лению детей на лечение за пре делы области. При наличии до кументов, с заключением глав ных специалистов дается на правление в федеральный кли нический центр, где маленький пациент получает бесплатное лечение. Лечение, входящее в перечень высокотехнологичных видов помощи, проводится в счет квот, то есть за счет феде ральных средств. При возника ющей необходимости оплаты за вид лечения, не входящего в квоту, средства выделяются из областного бюджета. Так, в про шлом году было направлено 365 детей. Все консультации по это му поводу можно получить по телефону 23-80-70. Подготовила Татьяна СПАССКАЯ. ш Актуально! Франция иРоссия: ближе, чем кажется Бережно относясь к своему языку, мы сохраняем родную культуру, считает филолог Юрий Скуратов Последние шесть лет доктор филологических наук Игорь Скуратов провел во Франции. Наша же с ним встреча состоялась в одной из небольших аудиторий Липецкого государственного педагогического университета, где он преподает на кафедре французского языка, за несколько тысяч километров от города Клермон-Ферран, в университете которого читал лекции по русскому языку, и от города Безансон, где преподавал французскую лингвистику. Под постоянно повторяющийся мотив танго «Кумпарсита» — по соседству шла студенческая репетиция — Игорь Владимирович рассказал о растущем интересе к русскому языку со стороны французов и о том, как много общего у России и Франции. — Игорь Владимирович, эта поездка во Францию была самой длительной для вас, но не первой. Что-то удивляет каждый раз, как вы приезжаете туда? — Трудно привыкнуть, но, оказываясь в Париже, каждый раз невольно зада ешься вопросом: «А где же французы?» В двадцатом веке волны иммиграции за хлестнули Францию, и сей час на улицах столицы проще встретить выходца из Аф рики, Азии, чем коренного жителя. Признаться, когда едешь в парижском метро, становится даже не по себе. Кругом арабы, и ведут они себя весьма раскованно. Но это, скорее, своеобразная за щитная реакция на то, что на самом деле они не чувствуют себя полноправными гражда нами на новой родине. Ситуация непростая. У французов полно своих про блем — бесконечная борьба правых и левых, бесконеч ный раскол... А иммиграция создает новые точки напря жения. И для Парижа есть фраза, аналогичная нашей «Москва не резиновая». Да, говорят французы, .у нас хорошая страна, но она не мо жет принятьвсебедствующие народы. Ущемление прав от дельных слоев иммигрантов —это реальность. Восновной своей массе они живут беднее коренных жителей, в блоч ных многоэтажных домах. Ну а когда часть граждан не может себя реализовать, то Этосказывается на состоянии общества в целом. — А отражается ли та кая сложная социальная обстановка на состоянии французского языка? —Французыочень береж но, уважительно относятся к своему языку. Неслучайно в середине двадцатого века был принят закон «О чисто те французского языка». И иностранец, приехавший во Францию, обязательно пой мет: решил остаться — пос тигай язык. Знание языка —один из главных критери ев оценки тебя как личности и специалиста. Некоторым приходится учиться уже в довольно зрелом возрасте, и поэтому рассчитывать на сиюминутный успех не при ходится. По-моему, подобная политика правильна: надо отдавать должное народу, который тебя принял, ува жать его принципы, образ жизни, а главное — язык. К тому же, не зная языка, не возможно интегрироваться в новую среду. И стоит ли потом возмущаться, что тебя не воспринимают как полно правного гражданина? — Но засорение лексики различными словечками и терминами англо-амери канского происхождения — беда общая для всех язы ков мира. Как во Франции справляются с подобными проблемами? — Процесс взаимодейс твия языковых культур существовал всегда. Язык — это живая система, он меняется. Сегодня трудно представить француза, гово рящего, к примеру, языком Мопассана, так же, как и русского, изъясняющегося подобно героям Тургенева. Но при этом французы до пускают в своей речи массу ошибок, и мне, иностранцу, самому не раз приходилось поправлять своих студентов. Это печально. Ведь теряя культуру языка, народ — не важно, русский ли, француз ский — утрачивает и какие- то элементы духовности, культурные традиции. Кстати, очень непростая ситуация складывается вКа наде. Например, вМонреале, столице франкоговорящего Квебека, я наблюдал такую сцену: некий парень, види мо, доведенный до отчаянья, прямонаулице кричал: «Кто- нибудь может поговорить со мной по-французски?!» Да, там непросто нешти человека, говорящего по-французски, и это уже вопрос не только культуры, но и политики. Во Франции этим давно озаботились на государс твенном уровне. Впоследние годы там создана комиссия по упорядочению термино логии и неологии, которая строго следит за тем, чтобы иностранные термины не проникали во французский язык. Например, она пос тановила заменить англо язычный термин «е-мэйл» на более простой и понятный местному населению «курь- ель». Кстати, этот термин был предложен выдающимся канадским лингвистом Анд ре Классом. И это не первый случай, когда расхожие английс кие, а точнее американские, словечки из компьютерного жаргона заменяются ло кальными эквивалентами. Буквально утром мне, как члену Ассоциации по неоло гизмам, прислали информа цию, регламентирующую употребление глагола «пер- сонализе». Теперь он может употребляться в официаль ной речи, войдет в словари, справочники. —А насколько велик ин терес французов к русскому языку? — История взаимоот ношений между нашими народами насчитывает не один век. И на мой взгляд, мы очень близки с францу зами — и эмоционально, и культурно. Пример необы чайно гармоничного сплава наших культур —творчество Макина, писателя русского происхождения, уже много лет живущего во Франции. Он пишет о нашей действи тельности — кстати, очень неплохо ее представляя, но на французском. Его про изведения стали гордостью французской литературы, они вошли в обязательную программу для чтения. Собс твенный опыт также убедил меня в возрастающем инте ресе французов к нашему языку: за время моей работы в университете Клермон- Феррана число студентов, посещающих мой курс русс кого, увеличилось вдвое. Сто двадцать Человек приходили на занятия, причем места в аудитории они занимали часа за два до начала. —Французские студенты отличаются от российских? — Они много работают самостоятельно. Вообще, самостоятельность как под ход к жизни в целом воспи тывается у них с детства, и это очень хорощее качество. Еще они очень любопытны. Прежде всего, их надо чем-то заинтересовать, они всегда ждут чего-то нового, ориги нального. Конечно, выкла дываешься по полной, но то впечатление, которое оказы вает на французов личность преподавателя, переносится и на изучаемый предмет. Поэтому я постоянно что- то придумывал, вводил ка кие-то игровые элементы. Например, русский алфавит мы разучивали на мотив «Подмосковных вечеров». А для знакомства с формула ми речевого этикета я взял песню Пугачевой «Речной трамвайчик». Помните, там в припеве есть слова: «При вет, привет, пока, пока»? Французам это так понрави лось, что мы каждое занятие начинали с «...вечеров» и заканчивали «...трамвайчи ком». Наших же студентов от личает прекрасная подго товка, в том числе и языко вая, что позволяет им легко адаптироваться в любых ситуациях. Вообще, я очень горжусь нашей системой об разования, так как она дает уникальную базу фундамен тальных знаний. — Что, на ваш взгляд, ждет французский язык в русской школе? Многие учителя французского или немецкого, особенно в не больших школах городов и сел области, испытывают се рьезные трудности с набором группы, потому что все хотят учить английский. Не беспо коит ли вас, как доктора фи лологических наукпедагоги ческого университета, судьба ваших выпускников? —Положение, вкотором оказался французский на сегодняшний день, парадок сально. Он, конечно, уступа ет англо-американскому, но при этом сохраняет вместе с ним «планетарную геогра фию» .Французский употреб ляется на пяти континентах земного шара, он продолжает оставаться языком диплома тии и, главное, языком куль турного общения народов. Та языковая база, которую мы даем нашим студентам, поз волит им успешно работать в любой сфере. Например, наши студенты проходят практику не только в шко лах, но и на сахарном заводе в Добринке, где помогают французским специалистам в роли переводчиков. Что касается преподава ния языка, то каждый учи тель должен приложить все силы к пропаганде француз ского. Мы на кафедре регу лярно проводим различные мероприятия в рамках про граммы Франкофонии. Не так давно состоялся концерт влипецкой гимназии №12, а также научная конференция, посвященная проблемам лингвистики и перевода. Ее участниками стали препо даватели и студенты нашей кафедры и руководитель ассоциации преподавателей французского языка Манф ред Петерс (Бельгия). Нужно придать французскому ту славу, которая всегда у него была. Ведь он такой же мело дичный и красивый, как рус ский, и хочется надеяться, что мы не только сохраним нашу любовь к нему, но и приумножим ее. Софья ВОБЛИКОВА. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz