Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
17 апреля 2007 г., №76 (22954) ЛИПЕЦКАЯ газета ;Ваше гтраво '^ Х о р е о г р аф и я Дорогами яви и сна Ознакомившись на семинаре е исками о защите чести и достоинства, служители Фемиды выноеилн предполагаемый вердикт, а затем их мнение сверялоеь с решениями, принятыми в других регионах по этим делам Семинар этот, состоявшийся на днях вЛипецке, — совместная инициатива областного суда и Центрально-Черноземного Центра защиты прав СМИ (г. Воронеж). Наряду со служителями Фемиды полноправными его участниками были журналисты, которых в приветственном слове председатель областного суда Иван Марков назвал коллегами, имея в виду общие усилия, направленные на утверждение справедливости. Разговор шел о свободе выраж ения мнений в прессе и на телевидении , о том, чем бывают вы званы иски к СМИ о з а щ ите чести и достоинства , к ак о в а по зици я судей по этим вопросам и к ак о е вл и ян и е о к а зы в ае т на нее подписанная Россией Европейская Конвенция о защ ите прав человека . С татистику баталий между ж урн али стами и объектами их к ри ти ки привела в своем выступлении заместитель пред сед ателя областного суда Г алин а Б р и к . Если в 2004 году против СМИ в нашем регионе было подано 26 исков о защите чести и достоинства, то в 2005-м — 9, а в 2006-м — всего 5. Удовлетворено в 2004 году 5 исков, в 2005-м — 3, а в 2006-м — ни одного. Судьи считают , что убывающее число исков — результат организуемого ими ю ридического ли кб ез а . Семинары для п ред стави тел ей СМИ п ровод ятся постоянно . Кроме того , повыш ается юридическая грамотность журналистов и с по мощью Интернета , возможности которого ими используются все интенсивнее . Достаточно ск а за ть , что недавно своими сайтами обзавелись 23 районных суда. В перспективе будет создана единая база данных , что сделает возможным публи кацию всех без исклю чения судебных реш ений , в том числе и по делам о защ ите чести и достоинства, что станет для ж у р налистов полезным учебным материалом . Однако ли кб ез — л иш ь одна сторона дела . Д р у г а я , не менее в аж н ая — растущее в нашей стране стремление счи таться с м еждународными стандартами , с подходами Евро пейского суда к разбору тех или иных конф ликтны х ситуа ций . Одна и з яры х сторонниц усиления этого процесса, веду щ и й юрист , ди р ек то р Ц ен тр а з ащ и ты прав СМИ Г алин а Арапова, и на семинаре настойчиво отстаивала свою позицию, зн аком я с реш ениями по громким делам в нашей стране и за рубежом . Вот фабулы некоторых дел, поступивших в Европейский суд из ряд а стран . П ольский ж урн али ст н азвал разгонявш их толпу полицейских неотесанными дураками и болванами , за что был ош трафован . Иск в Европейский суд этот гражданин проиграл , но только потому, что ему не удалось доказать связь к р еп ки х выраж ений с исполнением ж урн али стских обя зан ностей. Н екий граж данин собрался и здавать газету и хотел о за главить ее «Германия — враг Польши» . В Польше издание регистрировать отказались , после чего последовал иск в Ев ропейский суд. Там посчитали , что необычное название име ет право на существование. Поддерж ал Европейский суд и граж данин а , назвавшего пса именем мэра своего города. Н аш и граж дане обращаются в Европейский суд по вопро сам более существенным . Но есть условие, которое необходи мо вы п олни ть , чтобы ж алоба туд а п оп ал а — она до лж н а пройти все судебные инстанции в России . Подписание Европейской Конвенции о защ ите прав чело века принесло свои результаты . Иногда российским ж урн а листам удается выходить сухими из воды в си ту ациях , кото рые еще недавно ничего хорошего не предвещ али . Вот лиш ь несколько примеров. В газете н азвали ж енщ ину колдуньей и ворожеей , она обиделать , подала в суд иск о защ ите чести и достоинства и процесс проиграла. По международным стан дартам данны е вы р аж ени я — не оскорбление. Проиграл иск о защ и те чести и достоинства и бы вш ий министр обороны Павел Грачев, названый в «Московском комсомольце» «Паш- кой-мерседесом» . Но таким благоприятным исход прений бывает далеко не всегда. Причем нельзя заранее предугадать, насколько прочна по зиция ж урналиста . Ж урн али ст отсидел шесть месяцев в и золяторе временно го сод ерж ани я за ... н еопубликованны е ф акты . Он послал своему редактору по электронной почте вариант статьи , где ^ к в о р и л о с ь , что одного из кандидатов в депутаты частенько ^ Р и д я т в клубе для геев. Но появление в таком клубе еще не означает принадлежности к секс-меньшинствам . Более того, аб зац о клубе в окон ч ател ьны й вари ан т статьи не вошел. Р едактор его вычеркнул . Тем не менее обвинение в клевете осталось . Ведь одному-то человеку , своему редактору , ж у р налист сообщил порочащие кандидата сведения . Н аказание последовало неадекватно строгое. У участников^ семинара возник вопрос: к а к расценивать ^письмо, в котором кто-то делится подозрениями в воровстве, в з я т о ч н и ч е с т в е и просит провести проверку? Сажать автора за клевету? Судьи этот вопрос обсудили. Некоторые предло ж и ли учиты вать , куда послана жалоба . Если в милицию — зн ачи т , по адресу , а , ск аж ем , в Красный Крест — зн ачи т , клевета . Галина Арапова вы разила сомнения по поводу тако го подхода. Был в ее п р ак ти к е случай , когда неграмотный человек послал жгьлобу не по адресу в надежде , что там р а з берутся и перешлют куда надо. К ак быть в подобных си туа циях? И тут Галина Арапова предложила деловую игру. Судьи (вместе с ж урн али стами ) делятся на три группы , и каждой дается газетная публикация , породившая в одном из регионов иск о защ ите чести и достоинства . И ски эти прилагаю тся . Надо проанализировать ситуацию и попытаться вынести свой вердикт , который затем сверяется с судебным решением по данному иску . Ситуация п ер в ая . В газете публикуется жалоба родителей ^ В а , к а к они выразились , поборы в школе: то на компьютерный класс , то на ремонт... Группа учителей во главе с директором обратилась в суд с иском о защ ите чести и достоинства. По их мнению , были не поборы , а добровольные пож ертвования , которые организует не ди р екци я , а попечительский совет. Мнение участников семинара — в удовлетворении иска о т к а зать . К аж ды й вправе вы сказы вать свое мнение, а родители счи таю т подобные добровольны е п ож е р тв о в ан и я именно поборами, и это — не кон статация ф акта , а лиш ь мнение. Надо учитывать и общественный вред подобных пож ертвова ний . Ведь если кто-то сдал деньги , а кто-то — нет, то первые будут в более привилегированном положении . Ситуация вторая . Один кандид ат в депутаты областной Думы в газете делает резкий выпад в адрес другого, тот обра щается в суд с иском о защ ите чести и достоинства. Этот иск «экспертная» группа участников семинара такж е считает не подлежащим удовлетворению. Человек , идущий в политику , долж ен быть более терпим к кри тике , чем простой обыватель, — такова позиция и Европейского суда. Д искуссий на семинаре было много. Ж урналиста.м они п о к а зали , к а к слож но бывает п риним ать реш ение , если в законодательстве имеются некоторые пробелы . А для судей семинар стал возможностью сверить свои взгляды на а к т у альны е вопросы п р актики применения законов . П рак ти ки , в которую Европейский суд и Европейская Конвенция з ащ и ты прав человека внесли новые веяния . Вячеслав ИСКОРНЕВ. 1 ЛО“ тглкто 1 ’млт" Трак 1 оры ОрТ^ и ХТЗ (X ГЗ-150К, Г-150). Ь у .1 1> . |0 1 с р |> 1 II 1101 р у |Ч 1 1К 1 1 . Двш а 1 е .111 Я1У13, |/м ЛКМЗ. Бу.тьдц|српыс 0 1 на. 1 ы: 11 Ц||оротыс, V обратые , плуж 110 - 1 цс 10 ч 11 ое обору,|опаннс г Орел, пер. Артельный,5 Тел.: ууеЬ. |1Пр://»У7\лл/.ог(2.ги + 7 ( 4 8 6 2 ) 3 6 - 4 2 - 9 1 , 3 6 - 4 2 - 9 2 Е - т а | | ; за1е(Эог1г.ги Участники конкурса балетмейстеров «Дане-дизайн» предложили зрителям феерию на грани грез и реальности том, что два однотипных проекта, ежегодно реализуемых во Дворце культуры тракторостроителей областного центра, очень несхожи между собой? Думаю, можно и напомнить. Если фестиваль «Танцы на крыше» — действо массовое и по количеству участников, и по качеству программ, то «Данс-дизайн», конкурс балетмейстеров, наоборот, элитарен, и лучшие его номера следует относить к модерн-хореографии. Ее отличительные особен ности — свободный формат, зачастую отсутствие симмет рии, синхронности вдействи ях исполнителей и, как пра вило, минорный тон компози ций. Одна из них на закончив шемся в воскресенье 12-м по счету «ДД» называлась «До рога сна» (автор — Татьяна Сотникова, Елец). Так вот, много ли вы видите счастли вых снов? То-то и оно. Боль шинство номеров конкурса балансировали на грани яви и сна, выражая причудливую фантазию их создателей. И музыка подбиралась соответствующая, и компо зиции обозначались ассоци ативно и не менее фантазий но. Как, например, тракто вать «Цепь» Ирины Старо- стенко (Липецк)? Никакими цепями танцоры не скованы, разыгрывается темперамен тная, включая эдакий про стодушный пляс-перепляс, сюита с моментами замедле ния, когда артисты останав ливали свое внимание на за жженной свече или плаваю щем бумажном кораблике. Значит, цепь тут — психоло гического свойства, некая «линия жизни» для всех тан цовщиков. Между прочим, следую щий номер Ирины, показан ный на гала-концерте «ДД», назывался «Линия судьбы». Эта линия вначале рассмат ривалась на ладонях,а затем воплощалась в параллельно натянутые через сцену тро сы. И исполнители, пытаясь выйти за очерченные ими пределы, словно стремились опровергнуть изначальные указания судьбы. С другой стороны, не сто ило верить кажущейся про стоте триптиха «Зарисовки» Владимира Жихарева (Ли пецк). Ничего эскизного, легкого, акварельного там не было и в помине. Триптих изыскан, многофигурен и воспринимается очень слож ным произведением. Ближе к финалу артисты появляются с простынного размера тем ными тканями. Они транс формируются то в нечто, на поминающее стены (и сквозь них не пробиться одиночке- герою), то, связанные вместе, обозначают круг, за пределы которого никому не выйти. Игры с предметами де монстрировались еще в ряде номеров. Неотъемлемой час тью «Сочинения на свобод ную тему» Вероники Ореш киной (Тула) стали белые пластиковые стулья, выпол нявшие роль неких гимнас тических снарядов. Сами «гимнасты», понятно, хоте ли приручить их и так, и эдак. В итоге становилось ясно: от стульев артистам никуда не деться, они с ними чуть ли не срослись и просто не знают, что без них делать. Вышло сочинение явно на несвободную тему. Дидактичным, с очевиднейшей моралью ока залось «Место» Ольги Коре невой (Елец). На сцене —три девушки и лишь один стул — то самое искомое место, за которое идет нешуточное соперничество. Место доста ется наиболее достойной. Победительница гордо ухо дит за кулисы, а неудачницы вслед за нею волокут стул. Мораль транслируется через динамики: «Чужого места никогда никому не занять». Исходя из услышанного, перейдем к победителям кон курса. Их определило жюри, состоявшее из московских специалистов и возглавляе мое деканом хореографичес кого факультета Российской академии театрального ис кусства (ГИТИС) профессо ром Сергеем Филатовым. Следует подчеркнуть, что на «ДД» ценятся не дипломы от третьей до первой степени, а призы в номинациях. ИринаСтаростенко, руко водительница ансамбля «Шейки», получила приз за лучшую идею . Вероника Орешкина (ансамбль «Ника») отмечена призом за лучший образ. Надежда Карлина (студия липецкой муници пальной группы «Дане Ленд Клаб») награждена призом за лучшую композицию. Она называлась «Мусаки», ис полнялась под фонограмму оркестра японских барабан- ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА щиков «Ямата» и являла со бой экспрессивные эпизоды из жизни самураев. Ирина Можина ( «Эльта», Елец) завоевала приз за луч шую лексику с отрывками из спектакля «Голос». Надо сказать, они воодушевили меня больше остальных но меров. В чем, собственно, нет ничего удивительного. Опыт нейшая Можина, выведя на площадку ДКТ всего лишь трех девушек (и у каждой была сольная партия), суме ла создать глубоко драмати ческое, эмоциональное зре лище, дающее впечатление о спектакле в целом. «Голос» — балет о сложностях бытия и стремлении хоть как-то преодолеть их, противопос тавив им собственное «я». Выучка юных воспитан ниц Можиной безупречна. Они явно превзошли люби тельский уровень, они —про фессионалки. Можина сегод ня, я убежден, хореограф современного танца номер один и в нашей области, и в рамках межрегионального «Данс-дизайна». Однако у жюри на сей счет имелось иное мнение: Гран- при решили никому не при суждать. Разумеется, мэтрам виднее, и спорить с их вердик том бессмысленно — вкус, знания, опыт москвичей без укоризненны. Отобранные ими 12 номеров для гала-кон церта подарили публике изыс канное наслаждение. Опять же, на грани яви и сна, грез и реальности. Константин КЛЮТКИН. ^ И н и ци а тива Мы должны не просто помнить имена... в Ельце создан организационный комитет по созданию городского музея спортивной славы, экспонаты которого займут свое место среди экспозиций краеведческого музея Эта идея долго витала в воздухе, и потому сегодня трудно назвать главного инициатора ее воплощения вжизнь. Содной стороны, сам город имеет право гордиться не только красотами своими, художниками, писателями и композиторами. Среди ельчан немало заслуженных мастеров, чемпионов мира, Европы, рекордсменов в различных видах спорта. Сдругой, считают в оргкомитете, музей спортивной славы сможет оказать на молодое поколение ельчан сильное воздействие. В работе первых двух заседаний комитета приняли участие как представители городской администрации и Совета депу татов, так и известные спортсмены, мастера спорта. Они ре шали главный на сегодняшний день вопрос: по какому при нципу собирать материалы для музея и, главное, кто поможет в сборе данных. В эту работу, конечно же, должны включиться студенты- историки и будущие журналисты из ЕГУ. Кстати, пополнить экспонаты музея своими медалями и легендарными шипов ками готов уже сегодня нынешний декан спортфака, мастер спорта, пятикратный чемпион СССР по тройному прыжку, лучший прыгун мира 1975 и 1979 годов, многократный чем пион Европы Анатолий Пискулин. Автор поэтических сбор ников, елецкий бард Юрий Ширяев, который пишет книгу по истории гиревого спорта, также готов поделиться набран ным материалом. — Елец спортивный — это огромный мир, с богатой исто рией и не менее славным сегодняшним днем, — говорит председатель спорткомитета Ельца Владимир Краснов. —Но если недавние события еще на слуху, то как же становится больно, когда сталкиваешься с элементарным невежеством юных горожан. Знают ли они о ветеране спорта Владимире Болгове, побывавшем в плену и дважды стоявшем в очередь в газовую камеру Бухенвальда? А ведь с Владимиром Ефимо вичем можно встретиться хоть сейчас. Что известно нашим детям о супругах Урусиковых и Болдыревых, других земля- ках-чемпионах, рекордсменах... И таких имен, поверьте, очень много. Знаменитостей довоенной поры в живых остешось — по пальцам пересчитать. Но память о них хранят их родные. Так давайте не будем Иванами, не помнящими родства, давайте беречь то хорошее, что имеем. Чтобы юные спортсмены, от правляясь завоевывать свои вершины, перед соревнованиями могли зайти в музей, дать клятву им, героям спорта, непоко ренным, сильным духом. Тогда и можно будет надеяться на то, что спортивное и физкультурное движение Ельца выйдет на новый виток своего развития. Своими материалами и предложениями могут поделиться и читатели «Липецкой газеты», позвонив в спорткомитет Ельца по телефонам 2-03-41 и 2-14-20. Милада ФЕДЮКИНА. ^ В н и м а н и ю читателей ! Впредстоящую субботу — День подписчика 21 апреля управление Федеральной почтовой связи Липецкой области — филиал ФГУП «Почта России» по давно сложившейся традиции проводит День подписчика. В этот день в любом из пятисот отделений почтовой связи области можно будет выписать любые газеты и журналы, а некоторые из них —по специальным ценам. Скидку на свои тарифы предоставляет почта, каталожную стоимость на печать понижает ряд издателей. Самые активные читатели, выписавшие наибольшее количество периодических печатных изданий на второе по лугодие 2007 года, будут награждены, по условиям конкурса, ценными призами и подарками от почты. Свои призы и су вениры готовят также и редакции популярных изданий. День подписчика в нашей области на протяжении многих лет проходит как яркий праздник читающей публики. Тако вым, надеемся, станет и 21 апреля. Приходите и выписывай те, уважаемые друзья, свои любимые журналы, газеты, как центральные, так и областные и районные. На почте будут вам рады и при необходимости помогут выбрать нужные издания, оформить подписные документы. Уверены: пора дуют вас призы и подарки! Управление Федеральной почтовой связи — филиал ФГУП «Почта России». В погоне за горизонтом Свои акварели Нина Раевская пишет в реалистической манере с элементами импрессионизма ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Один из рецензентов с к а зал , что ее акварель сочетает п о д р о с т к о в ую л е г к о с т ь и зрелую мудрость . Сочетает ж аж ду знаний и сытость по зн аний . К артины , н апи сан ной совершенно, нет, создать шедевр — мечта, превратив ш аяся в цель жи зни . — Но совершенство - как горизонт: всегда есть и всегда нет . Иду, а он о т д а л я е т с я . Ищу, ищу — все мне не нра вится. Картина но душе толь ко три дня . Сотни набросков, дс'сятки вариантов . Акварел). не ис- п |)авить. П ромахнулась в корзину . Красивый красш.П! ц в е т п о л у ч и л с я .лишь два р аз а . .. Д есятилетия поисков И говорит, как пишет, очерчивая тщательно подобранные слова мягкими, но точными образами. — Вы рассказы не пробовали писать? Взглядом обратясь внутрь себя, Нина Федоровна задумывается о деле, которое могла бы сделать... — Некогда, — обрывает свои мысли. — Времени не хватает. В86 лет день, каждая минута наполнены смыслом: — Ни дня без мазка... Пишет, пока не потемнеет в глазах. Пишет, чтобы перенести на мертвую бумагу жизнь. И пытается понять тайну природы, давно поняв и приняв все ее законы. — Я не знаю еще, есть ли у меня индивидуальность... цвета , тона , оттен к а . И все для того, чтобы претворить природу (есть в .этом состяза ние с природой :перетворить ее!), которая п ри творяется . Д а , п и с а л и , д а , о т к р ы в а л и . . . — П и с а ть с е го д н я , к а к писали раньш е, нель зя . Се годн я т е л е в и з о р , м ощ ны е к ам е р ы . . . И ведь н и к то не у д ари л к у л а к о м : я сд ел ал что-то новое! Новое это х о р ош о . . . увиденное. Это когда увидел то и так , что и как не увидели до тебя другие . Ее глаз по- :шал, рука передала дунове ние м ай ск о го в е т е р к а , н е жность отношений внучки с ж енихом , первый нод(Ч1еж- ннк холодной весной, напи танны й водой, а потому не такой я р к и й . . . И мпрессио низм — это когда художник действительность воспроиз водит сквозь нрнзму личных переживаний , настроений и впечатлений . У Нины Федо ровны спой мир . Б едн ость обстановки —богатство духа. Окна со шторами — без зан а весок: света для работы бо.пь- ше. Речь, усыпанная длинны ми цитатами из мудрых клас сиков, и телефонный номер, записанный на стене. П иани но как подставка иод к ар ти ны . к ар тиш ,! , н ап и с ан ны е д аж е на те тр ад ны х о б л ож ках . А в центре тч<овой сто.ч, за котор 1 > 1 м она нинк 'т с т('х пор, к ак себя помнит. И к ар тины — центр ее жи зни , ос тов, костяк , квинтэссенция . — Этот стол моему дедуш ке — он был завучем в школе — подарила помещица. Вече р ам и он с а д и л с я за него с к н и г а м и , я с т е т р а д к о й и к а р а н д аш ам и . До 12 л ет я прочитала всю кл а сси ку — русскую и зарубежную . О тд ел ьн ой л и т е р а т у р ы дл я детей , сп еци ал ьн о для п ен си он ер о в , д ом о х о з я е к , ученых не бы вает . К ак нет человека , не способного ощу т и т ь лю бо в ь . С е годн я он а тож е читает много. Вернее, перечитывает. Толстой, гово рит, написал псе, что нужно. Гений , зн ает теперь точно , с л о ж н о е ум ел о б ъ я с н и т ь просто , в простом находи.л сложное. — Красота — это с.дожно. Это гарм они я . За всю свою ж и зн ь я видела л иш ь двух по - н а с т о я т е м у к р а с и в ы х ж енщ ин . Одну из них в д е тстве: к папе приш ла учени ца — босая девочка , лет п я т надцати , волосы р аспущ ен ные , нем нож ко конопуш ек на .лице, носик вздернут , но хорош енький . Это бы.ла г ар мония. Как у Чехова в «Красави ц ах» . .. Когда че.ловек видит закат со.лнца, он не понимает почему, но перед такой! к ар тиной з ам щ ш е т : н и к т о не м ож ет о б ь я с н и т ь к р асо ту . правильную внеправильнос ти и навевающую приятную грусть. Картины Раевской тоже навевают грусть. Отбра сывая лишнее, выдвигая главное, художник преобра зует мир по законам красоты: природе ведь редко удается быть картиной. И тонкие переходы сливаются в еди ный колорит. — Я, может, большего бы достигла, работай как худож- ники-мужчины: в полную силу. А у меня кастрюли го рят, я ночью встаю: три доч ки. Зато я ручаюсь за воспи тание детей. Хотя не воспиты вала их —просто жила рядом с ними, они смотрели. Теперь смотрят на карти ны. Дочь Мария, которая живет вМоскве, каждое утро в них тщательно вглядывает ся, говорит: они всегда раз ные. Как и сама художница... Нина Раевская начинала учиться в Воронежском ху дожественном училище. В войну работала в госпита.ле санитаркой, пос.ле войны закончила Пензенское худо жественное училище. Когда умер муж, пошла не ^шитель- ницей на 60 руб.пей, а рабо чей — на 120: в хохлому — ложки не расписывать — грунтовать. — Оформитель из меня плохой.Я прямую линию не проведу. Несмотря на то. что ли ния прямая не удается, сама она прямая: и осанка, и мне ния. Бесстрашие мыслей укрепило веру в себя. Любой страх может быть разбит ло гикой. Но люди боятся сегод ня думать по-своему. Боятся — зубы стиснуть, волю в ку лак. Боятся не понравиться. Боятся одиночества. Раевская не одинока в одиночестве и даже не пыта ется кому-то приглянуться, пишет для себя. Сама себе критик,сама себе рецензент. Удивнте.дьный человек и художник... То есть — чело век-художник: любит искус ство в себе, а не себя в искус стве. Евгения ЗИМИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz