Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

14 апреля 2007 г . , № 75 (22953 ) ЛИПЕЦКАЯ га зе та ^ Х о ч у быть услышанным ^Растим патриотов Солдатами не рождаются Три с лишним десятка лет отслужив в армии и надев гражданский костюм, наш автор по-прежнему принимает близко к сердцу все, что связано со службой Внук приехал в отпуск. Я стараюсь быть в курсе того, что происходит в Российской Армии, кто встает сегодня под ружье. Не стану скрывать: иногда недоумеваю и тревожусь. Сейчас начался очередной призыв. А за несколько недель до этого попалась мне в «ЛГ» заметка о новобранцах, принимавших присягу. И кое-что меня в ней насторожило. Начиная хотя бы с рассуждений о том, что каждому бойцу-новичку командование должно найти место в строю, отвечающее его склонностям и желаниям, обеспечить основательную подготовку, которая потом и на гражданке пригодится. Нет, разумеется, командиры всегда учитывают способности и возможности своих подчиненных. Но тут возникало впечатление, будто не солдат для армии, а армия для солдата. Не нравится парню быть мотострелком или артилле­ ристом, значит, и не надо его застав­ лять. Подберите, отцы-командиры, что-нибудь другое. Между прочим, теперь и в обыч­ ной, невоинской жизни человек не всегда волен выбирать. Если в реги­ оне или стране в целом перепроиз­ водство каких-то специалистов, то ему советуют пойти в другой вуз, колледж или профучилище, чтобы потом не возникало осложнений с трудоустройством. Призвание при­ званием, но есть суровая реаль­ ность, она корректирует наши же­ лания и планы. •“ .. — А уж вармии и подавно, главное — интересы службы, воспитание надежных высококлассных профес­ сионалов военного дела —зенитчи­ ков, артиллеристов, связистов и так далее. И тут уж изволь выполнять долг там, где тынужен, а не там, где тебе угодно. Но это еще не все, что меня обес­ покоило. Срок солдатской службы сокращается. Пока до полутора лет, а дальше — до года. Сомневаюсь, что за это время можно подготовить надежного защитника Отечества. Странно получается: техника на вооружении все усложняется, а времени на овладение ею становит­ ся меньше. Тут нужно крепко задуматься. Если уж мы идем на это, тогда не­ обходима серьезная, полномасш­ табная, неформальная допризывная подготовка в средних учебных заве­ дениях. Она себя всегда оправдыва­ ла. Опользе ее я знаю не понаслыш­ ке. Помню, в самый разгар Великой Отечественной войны в нашей шко­ ле за сотни километров от фронта неожиданно ввели сторожевую ох­ рану. — Надо научиться противосто­ ять диверсантам, — объясняли учителя. И мы, сменяя друг друга, круг­ лосуточно дежурили на школьном крыльце с трехлинейкой Мосина. А летом старшеклассников из всех местных школ отправили на учеб­ ные сборы по вневойсковой подго­ товке. В тихом палаточном городке в красивом сосновом бору шестнад- цати-семнадцатилетние парни вчитывались в армейские уставы, осваивали строй, учились вести наступательные и оборонительные бои. Потом, когда я попал в учебный батальон 87-го запасного стрелко­ вого полка 2-й отдельной Красно­ знаменной армии Дальневосточно­ го фронта, где готовили младших командиров, мне было легко. Как будто я повторял пройденное и хо­ рошо усвоенное. Была военная подготовка и в советских школах, училищах, тех­ никумах. За два года будущие вы­ пускники под опекой военруков учились стрелять из боевых авто­ матов. Но, пожалуй, особенно цен­ ны не навыки сами по себе, а пси­ хологическая подготовка к солдат­ ской службе, осознание необходи­ мости со временем надеть форму бойца. По-моему, обучение допризыв­ ника нельзя отделить от воспитания патриотизма. В этом смысле несе­ ние Почетного караула на Посту № 1 у Вечного огня тоже делало свое дело. Эти часы у памятника героям былых сражений запоминались на всю жизнь и формировали отноше­ ние к воинской миссии. Полагаю, опыт минувших лет надо учитывать. Работа с допризыв­ никами в условиях сокращения срока службы приобретает большое значение. Возможно, ее нужно вес­ ти еще целенаправленнее, чем раньше, давать азы той или иной военной специальности всерьез, создавать для этого приличную материальную базу — пусть не для одной школы, а для нескольких учебных заведений. Тогда, возмож­ но, и мы, ветераны армии, не будем испытывать тревогу за тех , кто встанет в строй завтра. Виктор ЕРОФЕЕВ, ветеран войны, труда и Вооруженных Сил, бывший сотрудник облвоенкомата. г. Липецк. Он сражался за Родину Даже сейчас ему, Павлу Петровичу Денисову, прожившему столько лет, тяжело вспоминать о годах Великой Отечественной войны, когда они, молодые ребята, только-только вступающие в жизнь, должны были защищать свою Родину. Ввосемнадцать лет он окончил школу младших командиров и был направлен на фронт. В 1943 году в составе войск Второго Украинского фронта прошел от Харькова до Кривого Рога с боями. Всоставе мотострелкового батальона при форсировании Днепра был ранен в голову, а под Кривым Рогом получил второе ранение и контузию. На излечении находился в гос- кпитале города Верхне-Днепровска "до марта 1944 года. В марте того же года с командой выздоравливаю­ щих был направлен в полевой гос­ питаль для дальнейшего лечения и несения службы, по выздоровлению зачислен в штат госпиталя, с кото­ рым прошел Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. По окон­ чании войны был переброшен на Дальний Восток. Участвовал в вой­ не с Японией. За участие в войне награжден орденом Отечественной войны первой степени, двумя меда­ лями «За боевые заслуги». С 1946 года служил в войсках Московского военного округа, а в 1950 году получил офицерское зва­ ние. В 1954 году демобилизовался в звании лейтенанта. Н аконец началась мирная жизнь! В июне 1954 года Павел Пет­ ровичназначен директором Грязин- ского маслозавода, закончил Мос­ ковский технологический институт мясо-молочной промышленности. В молочной промышленности прора­ ботал в должности директора заво­ да, главногоинженера и начальника отдела управления до выхода на пенсию в 1965 году. Будучи на пен­ сии, принимает активное участие в ветеранском движении, вместе с другими членами Октябрьского со­ вета ветеранов войны и труда часто встречается с учащимися, ведет большую патриотическую, воспита­ тельную работу. Особенно привеча­ ют его в средней школе № 45. Он принимал участие всоздании Музея боевой славы. Умеет сподвигнуть спонсоров на материальную помощь нуждающимся пенсионерам. Мож­ но сказать, он до сих пор в строю, ибо настоящий солдат — всегда солдат. А ПавелПетрович —именно такой солдат... Василий КАЗАРЦЕВ, участник Великой Отечественной войны. ^Вера Необычный урок Много хороших педагогов в школе №52 г. Липецка, где я училась. Но особенно запали в душу уроки учительницы английского языка Марии Николаевны Коростиной. Часто мы после ее занятий не расходились, разговаривали на самые разные темы, узнавая от Марии Николаевны много интересного. Например, о том, как, будучи студенткой педагогического института, она переписывалась с людьми из разных стран. А один из ее уроков стал самым большим событием за годы учебы в школе. Тема его — «Русь святая». До этого ничего подобного ни на одном из уроков не было. Ведь шел 1999 год, и новое отношение преподавателей к православию только формировалось. Не удивительно, что захотели поприсутствовать на уроке практически все педагоги, включая директора школы и завуча, а также многие старшеклассники... Все, кто к нам приходил, первым делом обращали внимание на необыч­ ное оформление класса. На столе стоя­ ла большая икона, обвитая красивым полотенцем. Рядом в подсвечнике го­ рела свеча. По соседству с иконой — лики русских святых: Иоанна Кронш- тадского, Александра Невского, Дмит­ рия Донского. Над доской — картина русского художника Ильи Глазунова «Русь святая». На английском языке мырассказы­ вали о городах «Золотого кольца» на разных этапах их истории, начиная с того времени, когда они стали оплотом христианской веры на Руси. А время это, как известно, связано с именами названных уже мною святых. Все, конечно, и раньше слышали о «Золотом кольце», но лишь в общих чертах, а из нашего рассказа многие впервые узнали подробности о входя­ щих в него городах — Загорске, Пере- славле-Залесском, Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Иваново. А жи­ тия святых вообще, как мы поняли, были для всех открытием. Соответствующую атмосферу во время этого необычного урока создавал звон колоколов, который потом сме­ нился «Маршем славянки». Ведь мы не ограничились древнейшей истори­ ей, а коснулись и более позднего вре­ мени, рассказав о подвигах жителей этих городов в годы Великой Отечест­ венной войны. А венчала наши выступ­ ления песня «День Победы». Когда урок закончился, зрители сидели как зачарованные. А мы с этого дня дружно стали спрашивать вбибли­ отеке книги об истории России, разу­ чивали наизусть стихи о Родине. Казалось бы, все были в восторге от урока. И никто не мог представить, сколько неприятных минут довелось пережить нашей любимой учительни­ це впоследствии. Необычная тема по­ коробила кое-кого из педагогов. Мол, не предусмотрена в программе. Если каждый преподаватель начнет от нее отклоняться, то что же получится? Об этом в узком педагогическом кругу и было сказано нашей любимой учитель­ нице. Но мы, ее ученики, в то время ничего об этом не узнали. И были от всей души благодарны ей за то, что она открыла для нас окно в неведомый прежде мир. Наталья КОРОСТЕЛИНА. Славянскому союзу быть! ^ Э х о события Культ)гра — это все, чем живет и дышит человек Хочу сразу предупредить читателей, что в моих размышлениях по поводу... нет ничего нового. Да и повод этот, на первый взгляд (но только на первый), не столь уж особенный — прошедшая недавно в центральной библиотеке г. Липецка и Елецком государственном университете им. И.А. Бунина презентация сборника переводов армянской поэзии Аллы Тер-Акопян. Тем не менее, что-то зацепило: то ли музыка звучащих стихов, то ли образы чужой культуры, то ли обаяние самого автора книги. Оттого и возникло желание напомнить окружающим, да и себе самой, о том, что давно уже известно, но подзабыто, затерто в суматохе повседневности. Конечно, мы живем в непростое время — время всеобщей нестабильности, нарастающей изменчивости социального мира, либерализации, информатизации, глобализации и еще невесть чего. Одним словом, тревог и забот хватает. И о куль­ туре мы задумываемся не так уж часто (дескать, пока не до нее), забывая о том, что во все эпохи, едва ли более спокойные, чем нынешняя, именно культура с ее универсальными цен­ ностями давала людям опору — твердую почву под ногами. Ведь культура —это все, чем живет и дышит человек. Это наше прошлое — настоящее — будущее. И еще — это созида­ ние и ответственность. Вспоминая о культуре, мы, главным образом, ограничиваемся вполне справедливым возмущени­ ем по поводу утраты, развала, уничтожения и т.п. и как-то мало говорим о том, что у нас есть. А у нас действительно есть — и материальное богатство, и великое духовное наследие, и поколение молодых ребят, думающих, верящих, вопреки всяким крушениям, душой болеющих за свою родину и жду­ щих только поддержки, импульса. Наконец, вкаждом из нас есть огромный потенциал творчества, добра и любви. Вот то, что питает культуру. Вот чем мы можем и должны ей сегодня помочь — словом, делом, отношением. Ведь мир вокруг нас такой, каким мы хотим его видеть, каким мы его создаем. Но возвращаюсь к упомянутой уже презентации книги А. Тер-Акопян «Ритмы и рифмы Армении». Мне кажется, это небольшое событие дает серьезный повод для размышления и, что важнее, для радости. Отрадно видеть искру творчества, особенно у нас, в провинции (согласитесь: не только и не столько столицы создают культуру, но мы об этом тоже поза­ были). Отрадно видеть искренний интерес липчан и ельчан к духовному пространству другого «я», другого народа. И, на­ конец, отрадно быть свидетелем возобновившегося диалога национальных культур, дающего надежду на то, что процесс сотрудничества и взаимного обогащения будет продолжен, и не только в сфере литературы. К сожалению, среди многочисленных потерь переходного времени — и связи с бывшими союзными республиками, которые оказались разорванными после распада Советского Союза и которые налаживаются не так быстро и не в таком объеме, как хотелось бы. А, между тем, нас многое объединя­ ет. Например, с Арменией — длительные, тесные взаимоот­ ношения, отрезки общей истории, христианские традиции. Однако нужно признать, что на современном российском рынке иностранной литературы довольно редко встречаются книги армянских, грузинских, даже украинских и белорус­ ских авторов. В результате в этой области сложилась странная ситуация: японскую литературу, произведения южноамери­ канских писателей мы знаем лучше, чем литературу своих ближайших соседей. Стремление возобновить и углубить межкультурный диа­ лог представляется особенно важным сегодня, когда все более острой становится проблема ксенофобии и все громче звучат националистические лозунги. Но разве можно искренне лю­ бить свое Отечество, родную культуру й^ненавидеть то, что лежит за их пределами?! Ведь подлинное патриотическое чувство — это проявление любви к миру в целом, подобно тому, как истинный гуманизм находит выражение в любви к конкретным людям. И какой бы великой ни была культура, наша или любая другая, замкнутая на себе, она обречена на истощение и ги­ бель. А значит, необходимыми условиями гармоничного развития всякой культуры являются сохранение ее самобыт­ ности и открытость, межкультурные коммуникации. Это бесценное равновесие позволит нам избежать опасных край­ ностей: как национализма, так и всеобщего нивелирования. И последнее. Наверное, всем хорошо знакома библейская история о строительстве Вавилонской башни: о том, как люди перестали понимать друг друга. Но, может быть, в ней заклю­ чен совсем иной смысл, нежели тот, который видят обычно? Что если смешение языков и народов — вовсе не наказание рода человеческого за гордыню, а мудрый замысел Творца — сделать мир бесконечно многообразным? И мы живем за­ тем, чтобы постигать его, постоянно двигаясь вперед и учась великому искусству понимания? В многообразии всегда со­ крыто некое единство. А слово, разделяющее народы, способ­ но, может быть, как ничто другое, объединять их. Слово, впитавшее в себя богатство человеческой души: «... вся земля, со всем, что на ней есть, дана [человеку] для жизни и для признания этой жизни всюду, где она есть» (Александр Грин). Галина ШЕВЦОВА, кандидатфилологических наук, старший преподаватель кафедры историко-культурного наследия ЕГУ имени И. А. Бунина. ^О ткровенно О наболевшем Веками русские, украинцы, белорусы жили как родные братья. Сообща крепили страну — великий Советский Союз, боролись с завоевателями. От равноправной братской дружбы выигрывали все. Казалось, союз народов будет вечен. Поэтому развал единого государства явился как гром среди ясного неба. Никогда не думал, что станет проблематично навестить брата, волей судьбы оказавшегося теперь в другой стране. Но духовная близость славян сохранилась. Вэтом в очередной раз я убедился во время поездки группы ветеранов Долгоруковского района в Брест. Братья- белорусы принимали нас как родных. В посольстве Белоруссии в Москве, куда мы обратились за содействием, отнеслись к нам внимательно и тепло. Чрезвы­ чайный и Полномочный посол Республики Беларусь в России В. Долголев тут же связался с руководством страны, гаранти­ ровавшим делегации из россий­ ской глубинки всестороннее содействие. Вскоре нас уже ждали вБрес­ те. Нам позвонили из Брестского горисполкома и уточнили чис­ ленность группы, поинтересова­ лись программой, продолжи­ тельностью поездки. Призна­ юсь, что было очень приятно чувствовать столь радушное от­ ношение к нам белорусов. Кстати, поездка вБрест вряд ли бы состоялась, если б нам лично не помог президент ОАО «Российские железные дороги » Владимир Якунин. По его ука­ занию для нашей группы в 36 человек прицепили специаль­ ный вагон к поезду Волгоград- Брест и бесплатно доставили нас туда и обратно. ... В десять утра поезд при­ был вБрест. На перроне вокзала нас встретила заведующая идео­ логическим отделом гориспол­ кома С. Дубина. После неболь­ шой беседы нас доставили на автобусе в Брестскую крепость. Экскурсия по легендарному плацдарму впечатлила даже видавших виды ветеранов вой­ ны. Специально выделенный нам гид провел гостей по самому насыщенному маршруту. За несколько часов мы будто бы окунулись вжуткую атмосферу июня 1941 года, прикоснулись к героическому подвигу защит­ ников крепости. После экскурсии нас тепло приняли в горисполкоме, где мы обменялись сувенирами и по­ дарками с руководством города. Побывали в гимназии № 1, со­ вершили поездку по уютному ухоженному Бресту, напомнив­ шему нам наш красавец Ли­ пецк. Правда, белорусский го­ родок меньше, в нем 300 тысяч л<ителей. Но, что удивительно, на его территории — 16 мостов, 17 монастырей и храмов, совре­ менный гребной капал. Долгоруковцы у главного монумента Брестской крепости. Всю поездку от прибытия до отъезда мы были окружены заботой работников гориспол­ кома и городского Совета вете­ ранов. Кажется, побывали не в чужой стране, а на своей малой родине, пообщались с близкими и дорогими нам людьми. Уверен, временное разъеди­ нение славянских народов за­ кончится, и долгожданный союз государств станет реаль­ ностью. Надо лишь отбросить в сторону политические амбиции и набраться патриотизма, граж­ данской смелости, чтобы сде­ лать решающий шаг к воссоеди­ нению. Владимир ЩЕТИЛОВ, председатель Совета ветеранов Долгоруковского района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz