Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

IV С о Ю 3 Беларусь —Россия 12 АПРЕЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 14 (306) Право быть собой Исполнилось 190 лет со дня рождения Константина Аксакова наследие Валерий Коробейников ПРОФЕССОР МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ИНСТИТУТА. ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК________ М ОС КВА ______________________________ РОД Аксаковых знаменит в исто­ рии России крепкими семейны­ ми устоями, многообразием та­ лантов и пламенной любовью к Отечеству. Константин (1817— 1860 ) был первым сыном в большой и дружной семье Сер­ гея Тимофеевича и Ольги Семе­ новны Аксаковых (а всего у них было шесть сыновей и восемь дочерей). Дети замечательного русского писателя росли в ат­ мосфере исключительной теп­ лоты семейного уюта; недаром сказка Сергея Аксакова «Алень­ кий цветочек» до сих пор учит нас и наших детей доброте и ве­ ликодушию. Константин Аксаков — один из крупнейших представителей славянофильства — проявил себя блестящим публицистом, критиком, поэтом, филологом и историком. Он принадлежал, по словам Николая Чернышевско­ го, «к числу образованнейших, благороднейших и даровитей- ших людей русского общ е ­ ства». Перечитывая публицистичес­ кие произведения К. Аксакова, нельзя не удивляться актуаль­ ности многих его мыслей для нынешнего времени. Так, одной из заметных особенностей на­ шей общественно-политической и культурной жизни является подражание иностранным об­ разцам, подделка их подусловия российской действительности. Нечто подобное было и во времена К. Аксакова. Однако он утверждал, что самобытность любого народа, в том числе рос­ сийского, заключается прежде всего в осознании и использо­ вании своих собственных досто­ инств и возможностей. «Право народа быть самим собой» — вот тезис, который К. Аксаков последовательно развивал в своих работах. Такое право, по убеждению русского мыслите­ ля, основано на многовековом историческом пути страны, осо­ бом укладе жизни. Одним из первых условий развития наци­ онального самосознания он считал отказ от бездумного под­ ражательства другим странам, от навязывания иноземных стандартов. «Перестаньте гля­ деть на себя чужими глаза ­ ми, — призывал Аксаков. — Ос­ вободитесь от чуждого умствен­ ного авторитета. Станьте само­ стоятельными». Не отвергая использование полезного зарубежного опыта, Аксаков стремился перенести акцент на раскрытие собствен­ ного творческого потенциала народа, опирающегося на исто­ рические корни. Прежде всего он обращал внимание на разви­ тие российского гражданского общества («земли» — по его терминологии) на традицион­ ных «твердых основах общины и семьи». Общинные, коллекти­ вистские по своей природе структуры всегда опираются на определенные моральные цен­ ности. Среди них главенствую­ щее место традиционно зани­ мают справедливость, совесть, правда, взаимопомощь. Пред­ восхищая аргументы сторонни­ ков западного индивидуализма о том, что коллективизм «уби­ вает» личность, К. Аксаков сравнивал общинные отноше­ ния с «нравственным хором, где в согласии всех не теряется и личность». Более того, община защищает своеобразие и сво­ боду личности,хотя и ограничи­ вает ее сугубо эгоистические устремления. Важнейшим элементом ук­ репления и развития националь­ ного самосознания К. Аксаков считал чистоту родного языка. Он писал: «Вместе с нашестви­ ем иноземного на всю Россию, на весь ее быт, на все начала» и язык наш стали «коверкать и объяснять на чужой лад». Зло­ бодневность этой мысли под­ тверждается в наши дни бук­ вально на каждом шагу. Слепое использование англицизмов, «кАлек» с иноземных слов неиз­ бежно ведет к потере вьфази- тельности родной речи, паде­ нию грамотности. Сохраняя чистоту и величие русского язы­ ка, мы вносим огромный вклад во всемирную цивилизацию. Именно на эту сторону дела об­ ращал внимание К. Аксаков, подчеркивая, что своей исклю­ чительностью Россия оказывает «великую услугу общечелове­ ческому делу». От Любляны до Квебека Белорусские спортсмены завоевывали медали на крупных международных турнирах О КОМ говорят Юрий Ярыгин НА ЧЕМПИОНАТЕ Европы по дзюдо, проходившем в Белгра­ де, белорусские спортсмены за­ воевали две медали — серебря­ ную и бронзовую. Лучше всех из белорусов выступил в столице Сербии Сергей Шундиков (весо­ вая категория до 81 кг). Он до­ шел до финала, где уступил польскому борцу Роберту Крав­ чуку. По мнению главного трене­ ра белорусской сборной Павла Ясеновского, решающий поеди­ нок складывался в пользу Сер­ гея, но поляк все же сумел пере­ ломить ход финальной схватки и буквально вырвал золотую ме­ даль из рук Шундикова. Бронзовую медаль в «копил­ ку» белорусской команды при­ нес Константин Семенов (до 73 кг). По дороге к пьедесталу Кон­ стантин провел семь поединков. Несмотря на травмы, Семенов выиграл схватку за «бронзу» у португальскогодзюдоистаЖоао Пины. Белорус вел по очкам, од­ нако за минуту и 13 секунд со­ перник попытался провести прием, который привел к травме плеча. Семенов в оставшееся время старался уходить от борь­ бы, за что и был наказан судья­ ми. За несколько секунд до окончания схватки белорус про­ вел прием, который судьи оце­ нили высшей оценкой — иппон. В зтой весовой категории чем­ пионом Европы стал россиянин Саламу Межидов, обыгравший Семенова в четвертьфинале. Близки к бронзовым медалям были еще два представителя сборной Беларуси — Андрей Ка- зусенок (90 кг) и Светлана Тимо­ шенко (78 кг). Однако они проиг­ рали в поединках за «бронзу» и в итоге довольствовались лишь пятыми местами всвоих весовых категориях. Несмотря на это, главный тренер сборной Белару­ си похвалил своих подопечных. — Они сражались до послед­ него и сделали все, что могли, — сказал П. Ясеновский. — Оба не так давно восстановились после тяжелых травм, и это, без­ условно, отразилось на выступ­ лении. Чемпионат Европы— первый из 12 топ-турниров, на которых пройдет отбор на Олимпиаду- 2008. Этот квалификационный марафон завершится лишь че­ рез год, на следующем первенс- ■ Сергей Шундиков. тве Европы. В Белграде зачет­ ные очки получили Шундиков, Семенов, Тимошенко, Казусе- нок, а также Юрий Рыбак (7-е место), Сергей Новиков и Мария Кузнецова (оба 9-е места). Тем временем в канадском Квебеке состоялся этап Кубка мира по прыжкам на батуте, на котором белорусы отлично вы­ ступили в «синхроне». Николай Казак и Владимир Какорко вы­ играли соревнования среди мужских дуэтов. Татьяна Петре- ня и Екатерина Миронова заняли второе место среди женских пар, уступив лишь канадкам Ка­ рен Кокбурн — Рози Макленнан. В индивидуальных прыжках по­ беду одержали россиянка Ирина Караваева и китаец Дон Дон. А в столице Словении Любля­ не белорусские девушки заняли семь призовых мест на между­ народном турнире по художест­ венной гимнастике . Самый большой вклад в «копилку» сборной Беларуси внесла ее ли­ дер Инна Жукова. Она пять раз поднималась на вторую ступень пьедестала. Две бронзовые на­ грады завоевала Любовь Черка- шина. Белорусские юниоры также не желают играть роль статистов на международных соревнова­ ниях. На юниорском первенстве Старого Света по бадминтону, прошедшем в немецком Саарб- рюккене, белоруска Ольга Ко- нон заняла третье место среди одиночниц. А в парном разряде Ольге и ее сверстнице из Чехии Кристине Лудиковой не было равных. Полвека про любовь Именно столько насчитывает история верности народной артистки России Светланы Немоляевой своему родному театру — Маяковке Эти дни в прежние годы судьбы Елена Каледина М ОС КВА КОГДА в своей тесной гримубор­ ной Светлана Владимировна са­ дится к зеркалу, заее кропотливой работой над лицом с настенных фотографий наблюдают Он и Она. Оба молоды, красивы, ро­ мантичны. Она — как, наверное, догадываетесь — Светлана Не­ моляева. Он — понятное дело — Александр Лазарев. Художест­ венное присутствие себя, люби­ мых, отнюдь не признак самолю­ бования. Дань любви и верности годам, которые подарили им пре­ данную любовь к своему театру. Театру имени Маяковского. А ей уже без малого полвека. Самой актрисе в эти дни исполняется всего-то на 20 лет больше. — Светлана Владимировна, в чем секрет вашей с Александром Сергее­ вичем потрясающей профессиональ­ ной верности? — В том, что наш профессио­ нальный путь начался впотрясаю­ щее время. Мы с Сашей — шести­ десятники, и в наши 70 сумели со­ хранить неповторимый романти­ ческий настрой тех лет. Даже в смысле вкуса я очень консерва­ тивной стала — придерживаюсь классическогооблика того време­ ни. В те времена абсолютно не­ важным было твое имуществен­ ное состояние. О нем задумыва­ лись, когда за заначенную трешку нужно было достать бутылку ко­ ньяка— чтобыза ней всем вместе собраться. Закуска значения не имела. — Что же значение имело? — Высокий интеллектуальный уровень — без скидок на веяния моды. Очень много читая, мы ни­ когда не задумывались, было ли это хорошим тоном. Просто чита­ ли. Бегали покнижным магазинам в поисках «Мастера и Маргари­ ты». Никто не придумывал такой «хороший тон», как ходить в По­ литехнический, читать Евтушенко или петь Окуджаву. Они вовсе не считались культовыми — были просто поэты и барды. Мы с гаст­ ролями ина заводы, и в колхозы, и в армию ездили — реакция зала была везде одинакова. Люди жили будто на одном дыхании, на одном уровне восприятия и откли­ ка душевного. — Вот вы сказали: «собраться». Сло­ во сродни «братству», А ведь именно особое молодежное братство создал в театре Николай Павлович Охлопков. — Из него в театре остались сейчас только мысСашей и Игорь Охлупин. — Алопали в театр, по-моему, совер­ шенно случайно... — Приятель по «Щепке», уз­ нав, что Охлопков набирает моло­ дежь, попросил ему подыграть в сцене из «Укрощения стропти­ вой». Мыабсолютно не подходили для ролей, и Николай Павлович смеялся до слез, а потом сказал: «Ты — смешная, но роли должна играть драматические. Нервные. Сможешь — возьму». И взял. Но не просто в надежде, что из меня что-нибудь получится. В те време­ на принимать актера полагалось сразу в штат и полностью за него отвечать. Поэтому Охлопков был архивыборочен. И вместе с Са­ шей, с которым мы, кстати, в один и тот же день показывались, взял нас на постоянные амплуа. Сашу назначил «героем», а меня — ин- женю-кокетт — молоденькой ми­ лашкой, еще не дотягивающей до героини. Вот на этой фотографии мне уже тридцать, я уже Шурика роди­ ла. А в театр пришла в 22 и была абсолютной девочкой — пухлень­ кой, кудрявенькой. Меня даже на улице девочкой называли. И вот таких Охлопков взял— и— пред­ ставляете! — дал сыграть все. Притом что рядом были великие актеры — Карпова, Орлова, Тол- мазов, Свердлин. А Охлопков стал заниматься нами. Как вели­ кий человек он умел верить. — Так, как в вашу Офелию поверил? Которую в первоначальной постанов­ ке «Гамлета» в 54 года от роду играла Мария Ивановна Бабанова— ваша божоство. — Марию Ивановну я впервые увидела, когда мнебыло 14лет, — в «Тане» Арбузова. Она вышла на сцену, а у меня по спине мурашки побежали— до сих пор помню это ощущение. Офелию Мария Ива­ новна действительно играла в 54 года. Очень не хотела. А Охлопков ее уговорил. И она сыграла фан­ тастически! Рассказывают, что однажды на репетиции Николай Павлович молча встал из-за ре­ жиссерского столика, поднялся на Например, мне на сантиметр, на килограмм нельзя поправиться, поскольку все мои костюмы сши­ тыпод корсет. — Что для этого делаете? — Ничего, если чувствую, что поправляюсь, стараюсь меньше есть. Вообще-то возраст ощуща­ ется не от количества морщин. Вот по многим моим сверстникам чувствую: осел человек, все при­ лечь норовит. Меня же театр за­ ставляет в напряженности, подтя­ нутости жить. — Ив то же время, извините за бес­ тактность, а подчинении. Имею в виду отношения актеров и режиссе­ ров. Вы готовы простить режиссерс­ кий диктат во имя его таланта? — И прощала. От Андрея Алек­ сандровича Гончарова мы с Са­ шей такие чудовищные оплеухи терпели! Однажды дело дошло даже до заявления об уходе. Но мы вовремя одумались, поняв, что совершили эмоциональную глупость. Безусловно, талантли­ вому человеку надо уметь подчи­ няться: все равно только он под­ скажет верный путь. И я очень благодарна судьбе, что наш театр возглавил Сергей Николаевич ВМинскевсеродное, семейное. Мне как человеку«старорежимному» кажется, чтовсенашипостсоветские «разводы»— какие-тоигрушки детские сцену, встал перед Марией Ива­ новной на колени, поцеловал ей руки и молча вернулся в зал. Пот­ рясающий был режиссер! — Про другого потрясающего режис­ сера расскажите— Андрея Алексан­ дровича Гончарова. Иначе как звезд­ ным часом но назовешь вашу роль в поставленной мастером пьесе «Трам­ вай «Желание». — К этой работе, как и к своей работе вообще, я отношусь не как к подвигу, а как к подарку с небес. Но сказать, что в «Трамвае» мне было безумно трудно — значит, ничего не сказать. — В каких случаях отменяете спек­ такль? — Практически никогда. В мо­ лодости мне в театре даже гово­ рили: «Господи, хоть бы ты забо­ лела когда-нибудь». И я про себя повторяла: «Господи, хоть бы мне заболеть когда-нибудь». Но никог­ да не болела. — В спектакле «Смех Лангусты» вы играли великую Сару Бернар. Ей 77, она была больна и чувствовала себя ужо на пороге... — Ну, я-то надеюсь еще по­ жить! — Не сомневаюсь. Но не об этом. Ощущая себя на пороге, Бернар хо­ чет, чтобы молодой автор, прислав­ ший ей пьесу, сделал героиню моло­ же. А в финале, прихорашиваясь, му­ жественно произносит: «Надо жить, а но ждать смерти!» — Я тоже считаю, что надо жить! — Что для вас это значит? — Моя работа. Театр в этом смысле совершенно фантасти­ ческая среда обитания. Даже в чисто физиологическом смысле. Арцибашев— преданный продол­ жатель классических традиций Маяковки. — Сергея Николаевича выдвинули на соискание премии Союзного госу­ дарства. А что связывает вас с дру­ жественной республикой? — На днях вернулась из Минс­ ка с озвучивания фильма Ростис­ лава Янковского «Идеальная жена». Часто снималась на «Бе- ларусьфильме». Не говорю уже про многочисленные гастроли в этот милый гостеприимный край. Здесь какое-то все родное, семей­ ное. Мне как человеку «староре­ жимному» кажется, что все наши постсоветские «разводы» — ка­ кие-то игрушки детские. Ну, не смешно ли, что на границе с Укра­ иной таможенник сначала просит у тебя автограф, а потом внима­ тельно паспорт изучает... — Не обидно, что ваша киносудьба сложилась но столь безукоризнонно, как сценическая? Хотя Эльдар Ряза­ нов, увидев вас в пьесе «Родственни­ ки», наградил высочайшим для акте­ ра сравнением «Чаплин в юбке». По­ чему ваш с Рязановым кинослужеб- ный роман не сразу сложился? На главную роль в «Гусарскую балладу» не взял, в «Иронию судьбы»— тоже... — Да, моя судьба в кино сло­ жилась не так удачно. После де­ бюта с Ольгой в «Евгении Онеги­ не» никто не снимал. А то, что Ря­ занов не взял меня на Шурочку Азарову, так и правильно сделал. Я была такой уж девочкой, что мальчик из меня ну ни за чтобыне получился! Кстати, и Саша тоже на роль поручика Ржевского не подошел. С «Иронией судьбы» не полу­ чилось потому, что мне безумно хотелось, чтобы получилось. Уви­ дев меня в «Родственниках», Эльдар Александрович пообе­ щал, что обязательно будет меня ■ Светлана Немоляева и Алек­ сандр Лазарев — дань любви и верности пережитому. снимать. И сделал все, чтобы сдержать обещание. Восемь проб дал. Но на первой же пробе я оро­ бела— испугалась, увидев пьяно­ го в своей квартире. «Света, — сказал мне Эльдар Александро­ вич, — видит Бог, как я хотел тебя снимать. Ну, можно хуже, но труд­ но». — А самый первый кинодебют пом­ ните? Ведь сам Григорий Александ­ ров вас снимал— вфильме о VI Все­ мирном фестивале молодежи и сту­ дентов в Москве. Вашим партисром был Кирилл Столяров, сын знамени­ того Сергея Столярова, героя алек­ сандровского «Цирка». — К Григорию Васильевичу меня мама, звукооператор, при­ вела. Она с ним дружила. Алек­ сандров меня с детства знал, го­ ворил, что я похожа на Любочку Орлову. А потом, после выхода фильма, мыс Киркой себя на спи­ чечных коробках увидели. Вот это и запомнилось: как спички с моей физиономией продавали. Полу­ чилось, что в кино больше всего в детстве снималась. Мой папа, ки­ норежиссер, нассбратом Колькой часто в массовки брал. Два слова Кольке давал сказать, одно — мне. — Николай Немоляев— известный кинооператор. Родители— киношни­ ки. Дядя— актер Театра Революции, так прежде называлась Маяковка. Муж— актер. Сын— актер. И все не­ заурядны. Наверное, среди талантов профессиональных есть и особый— династический. Талант преемствен­ ности. Тот, который не просто генами передается— воспитывается. Не так ли? — Безусловно. Но тем не ме­ нееяникаких специальныхусилий не прилагала к тому, чтобыШурка пошел по нашим стопам. Он прос­ то рос, что называется, «под нога­ ми у актеров»: в моей гримерке уроки делал, на гастроли с нами ездил. А в 12 лет дебютировал в ролиФеделямина в «Леди Макбет Мценского уезда» с Натальей Гундаревой. — В пятилетием возрасте на вашей родной сцене дебютировала иваша внучка Полина. — Поскольку в Полинке есть четвертушка армянской крови, мне показалось, что ей очень под­ ходит роль дочки Нельсона и Га­ мильтон. Вот я ее на сцену и при­ тащила. Сейчас Полина— перво­ курсница ГИТИСа. — Ваш внук, свмилетний Сврвжа, на­ зван в честь отца Александра Сергее­ вича, профессионального художни­ ка. А что знают внуки о своих одарон- ньипрадодах? — Внукам рассказываю, что знаю. Но себя корю, что знаю мало. Моя фамилия, например, говорящая. Отец происходил из древнего старообрядческого рода. Немоляева — от «не так мо­ лящиеся». — Светлана Немоляева, сидящая сейчас перед зеркалом в гримубор­ ной, чувствувт себя в этих стенах так же уютно, как Свотлана Намоляева, смотрящая на нее с портрета? — Прежде всего чувствую свою востребованность, нуж­ ность. .. А потом, знаете, как люб­ люпросто подниматься именно по этим ступенькам, именно в свою гримуборную! календарь 12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики. «Ах, этот день двенадцатый апреля. Как он пронесся по людским сердцам. Казалось, мир невольно стал добрее. Своей победой потрясенный сам». . .— писал о полете Гагарина Александр Твардовский. 155 лет назад умер Василий Жуковский, поэт, педагог, пере­ водчик, критик. Он был членом Российской академии, академи­ ком Петербургской академии наук, воспитателем великих кня­ зей. Автор романтических батлад «Людмила», «Светлана» идругих, он перевел на русский язык «Одиссею» Гомера, произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона. 13 апреля 165 лет назад родился Федор Плевако, выдающийся юрист, блестящий адвокат дореволюци­ онной России, 5 лет назад на вершине плане­ ты— Северном полюсе был уста­ новлен пограничный столб Рос­ сийской Федерации как под­ тверждение прав России на об­ ширнуютерриторию вАрктике. 14апреля Исполняется 145 лет со дня рождения Петра Столыпина, рос­ сийского государственногодеяте­ ля, выдающегося реформатора дореволюционной России. Он был министром внутренних дел и председателемСовета министров в 1906— 1911 годах. 325 лет назад в этот день был сожжен в срубе вместе с группой своих сторонников неистовый протопоп Аввакум, писатель, идеолог раскола в Русской право­ славной церкви. 15 апреля День специалиста радиоэлект­ ронной борьбы. В этот день1904 года при обороне Порт-Артура впервые были применены радио- помехи, чем была подавлена связь корректировщиков огня противника. ■ Петр Столыпин. В 1935 году в Вашингтоне под­ писан Договор о международных нормах охраны культурных цен­ ностей (Пакт Рериха) — первый в историимеждународныйдоговор, провозгласивший защиту худо­ жественных и научных учрежде­ ний и исторических памятников. 16 апреля В этот день 1934 года ЦИК СССР установил высшую степень отличия за заслуги перед госу­ дарством — почетное звание Ге­ роя Советского Союза. Первыми Героями стали летчики — участ­ ники спасения челюскинцев. 305 лет назад Петр! издал ма­ нифест «О вызове иностранцев в Россию». В1945 году началась Берлинс­ кая операция войск 1-го, 2-го Бе­ лорусскихфронтов, завершивша­ яся Великой Победой. 17апреля 75 лет назад решением СНК БССР в Минске организован Цен­ тральный ботанический сад Ака­ демии наук БССР. Ныне — Цент­ ральный ботанический сад Наци­ ональной академии наук Белорус­ сии. 18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, 5 апреля 1242 года. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО Время собирать камни Академик Рыбаков спасал церковь XII века в Витебске история Виктор Корбут ВИ ТЕБС К п о ЛЕГЕНДЕ, Благовещенскую церковь построила киевская кня­ гиня Ольга, а спустя 400 лет вос­ становил литовский князь Оль- герд. Она сохранилась до XX сто­ летия, хотя не раз меняла свой облик. «Толстые, не имеющие ни­ каких архитектурных украшений стены, узкие, высоко поднятые от земли окна и несоразмерно боль­ шой восьмигранный купол, при легкой, как быслучайнопопавшей на крышу колокольне», — таким храм остался в памяти старожи­ лов. Столь древние храмы сохра­ нились в Беларуси еще в Полоцке и Гродно. Им нет цены. Однако еще полтора десятилетия назад витебская церковь лежала в руи­ нах. Мог быть и вовсе пустырь на святом месте, если бы за памят­ ник, когда его только собирались рушить в 1961 году, не вступился академик Борис Рыбаков. Неиз­ вестные до сих пор документы о тех собьп'иях опубликовали архи­ висты в сборнике «Православная церковь на Витебщине (1918— 1991)». В20-е годыв «Благовещенке», как называли церковь горожане, прекратились богослужения и здесь обосновсшся кооператив­ ный техникум. В 1930-м техникум уступил древнее здание Витебс­ кому окружному архиву. В 1944 году от пожара внутри и снаружи храма осыпалась штукатурка: проявилисьлики святых, написан­ ные много сотен лет назад, рас­ крылась необычная кладка из до­ ломитовых тесаных блоков, чере­ довавшихся с несколькими ряда­ ми плинфы. Для ученых это стало сенсацией: втаком стиле строили на Балканах и в Византии. Витеб­ ская церковь оказалась единс­ твенной всвоем роде на Руси. По­ этому Совет Министров БССР в 1953 году взял памятник подохра­ ну государства. Что заставило правительство 20 сентября 1961 года исключить церковь «из спис­ ков исторических памятников», до сих пор неясно. 27 мая 1961 года директор \ \ \ \ Хх \ Института археологии АН СССР академик Борис Рыбаков, пыта­ ясьупредить разрушение шедев­ ра зодчества, обратился с офи­ циальным запросом в Совет Ми­ нистров БССР, к первому секре­ тарю Витебского обкома компар­ тии Белоруссии (тогда им был легендарный партизанский ко­ мандир Владимир Лобанок). «По сведениям, поступившим в Инс­ титут археологии, местные орга­ ны советской власти Витебска намечают сломку древней Бла­ говещенской церкви», — с тре­ вогой писсш Борис Александро­ вич, приводя научные доводы, что она «является редчайшим памятником белорусского зод­ чества XII в., давно вошедшим во все труды по истории искусства древней Руси. Не вызывает ни­ каких сомнений и принадлеж­ ность к культурным ценностям союзного значения. Снос Благо­ вещенской церкви Х!1 в. был бы ничем не оправданным актом неуважения к древностям своего народа и государственным цен­ ностям Родины». Однако 18 декабря 1961 года председатель Витебского горис­ полкома Н.Сабельников распоря­ дился «в связи с аварийным со­ стоянием... обязать горкомхоз произвести разборку здания быв­ шей Благовещенской церкви». ...Сломанные стены лежали нетронутыми до 1968 года, пока из Ленинграда не приехал архео­ лог Михаил Каргер. Он начал раз­ бирать руины. Но экспедиция за­ кончилась, ученый уехал и опять повис вопрос: что делать с раз­ бросанными камнями? Только в 1977 году остатки храма закон­ сервировали. В таком виде эти древние стены простояли до нача­ ла 90-х. В 1998 году по проекту Генна­ дия Лаврецкого, председателя архитектурно-художественного совета Белорусского Экзархата, церковь отстроили в стиле ХМ века. Нынче силуэт старинного храмас800-летней «биографией» украшает учебники истории и альбомы по белорусскому искус­ ству. Благовещенская церковь стала государственнойценностью не только на словах. • • • • Благовещенская церковь выдержала испытания веками и человечес­ ким беспамятством. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газета зарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1860. Тираж по РФ: 291 868 Тиражпо РБ: 444 905 Тираж-СОЮЗа. Беларусь— Россия» вРФ и РБ: 736 773 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) I Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Адрес редакции газеты "Советская Белоруссия»: | Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета" I ОТПЕЧАТАНО вООО «ОСьединенный издательский дом | Распространяется по всем подписным индексам: По графику; 16,00 Первый заместитель ' Москва, А-40. ГСП-3 125993, улица Правды, 24, Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993,ул, Правды,24, Тел.257-53-62, «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российскойгазеты»:50202,32184.40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. шеф-редактора А.М.Таранда (Минск) Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е-та11:Егтак07а@гд.ги Б, Хмельницкого, 10а. Тол. ифакс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». Москва-137, ул.-Правды, 24. 40945,38286,41591, «Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Росия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге, Иркутске, Казани,Калининграде, Кемеорве, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Вода,хМоскве, Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге. Пензе, рПмеи,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,СаратовТе,юмени,Ульяновске, Уфе, Чеобксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг. Минске, Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz