Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
12 АПРЕЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 14(306) С О Ю 3 Беларусь —Россия I I I Поступай и учись! • • информбюро «УВАЖАЕМАЯ редакция! Мой племянник живет в Смоленс кой области, в этом году окан чивает школу. Прочитали они с другом в «союзе» за 1 марта статью «Пространство знаний» о россиянах, которые учатся в Беларуси, и решили поступать в Минск на учебу. Напишите, пожалуйста: каков общий по рядок поступления россиян в белорусские вузы вэтом году? В какие дни будет централизо ванное тестирование, чтоб ре бята смогли на него приехать? Есть ли в вузах Беларуси льго ты при поступлении для тех абитуриентов, которые стано вились в России призерами и победителями областных и всероссийских предметных олимпиад? М. Черкашина, г. Минск». Марина Карпенко, ГЛАВНЫЙ ИНСПЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ: — Напомню, ЧТО в соответс твии с Правилами приема в выс шие учебные заведения, утверж денными Указом Президента от 7 февраля 2006 г. Мо 80, гражда нам РФ предоставлено право участвовать в конкурсе на полу чение высшего образования в государственных вузах Беларуси за счет средств республиканско гобюджета, еслиданный уровень образования они получают за счет средств бюджета впервые, либо на конкурсной основе пос тупать в государственные или частные вузы на обучение на ус ловиях оплаты физическими или юридическими лицами. Для поступления в вузы стра ны абитуриенты сдают вступи тельные испытания по государс твенному языку (белорусскому или русскому — на выбор) в форме централизованного тес тирования (ЦТ) и два вступи тельных испытания в соответс твии с профилем (направлени ем) специальности: первое — в форме ЦТ, второе — в форме, установленной приемной комис сией вуза. Для поступающих предоставлена возможность сдачи вступительных испытаний в форме централизованного тестирования за счет средств республиканского бюджета по трем общеобразовательным предметам. Регистрация абитуриентов на участие в ЦТ в этом году прово дится со 2 мая по 1 июня на осно вании заявления и документа, удостоверяющего личность, в одном из вузов, определенных пунктами проведения ЦТ. Граж дане России могут направить за явление и копию документа, удостоверяющего личность, по почте. Образец бланка заявле ния находится на сайте Респуб ликанского института контроля знаний: \ллллл/.пк2@ип1Ье1.Ьу Централизованное тестиро вание по общеобразовательным предметам вреспублике пройдет с 12 по 28 июня для всех, кто же лает участвовать в конкурсе на получение высшего образова ния, в том числе и для граждан России. Определена также дата резервного дня для проведения ЦТ — 4 июля (среда). В этот день абитуриенты могут сдать только один из общеобразовательных предметов, если они по уважи тельной причине не смогут явиться на сдачу вступительного испытания в срок, установлен ный вышеуказанным графиком. Для прохождения ЦТ в резерв ный день абитуриенту необходи мо будет перерегистрироваться с 25 по 30 июня в одном из 6 ву зов страны, это: Брестский госу дарственный технический уни верситет; Гродненский госуни- верситет имени Янки Купалы; Витебский государственный тех нологический университет: Го мельский государственный тех нический университет имени П.О. Сухого; Белорусско-Россий ский университет (г. Могилев): Белорусский государственный университет. Льготы при поступлении в вузы предусмотрены только для победителей международных олимпиад, а также республикан ской олимпиады по общеобразо вательным предметам, прове денной Минобразования Белару си втекущем учебном году. С порядком приема в заинте ресовавший вашего племянника вуз можно ознакомиться на сайте высшего учебного заведения. Дежурный по рубрике Иван ЖДАНОВИЧ. Зодчество без границ наследие Артем Леонов ГРОДНО — МИНСК • • д о КОНЦА2007 года знаменитый архитектурно-исторический ком плекс в Беларуси — Мирский за мок — станет своеобразной ви зитной карточкой домов-музеев Сергея Рахманинова в тамбовс кой Ивановке, Рихарда Вагнера в баварском Байрёйте и Ференца Листа в венгерском Эстергоме. В замке будут организовываться концерты фортепианной, орган ной, струнной музыки и оперные спектакли, что особенно привле кательно благодаря уникальной здешней акустике. Реконструк ция Мирского комплекса намече на с участием российских зодчих и художников. После недавнего детального знакомства с упомянутым комп лексом и планом его реконструк ции директор московского музея- усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин заявил, что специалисты музея готовы помогать Беларуси в восстановлении паркового ан самбля и смежных объектов в Мире. «Ведь именно в Останкино располагается штаб-квартира Международного союза ланд шафтной архитектуры, — сказал Г. Вдовин. — Территория перед Мирским замком является гото вой площадкой для постановки одноактных опер XVII—XVIII ве ков. Полагаю, нам есть что пред ложить белорусскимколлегам, но интересен и их проект по Мирско му комплексу. Что-то полезное и новое мы можем почерпнуть и для Останкино...» По мнению белорусских экс пертов, удобное географическое расположение Мирского замка, многочисленные транспортные развязки вблизи этого комплекса и активное развитие близлежа щей туристической инфраструк туры не могут не привлекать туда туристов. Большой поток турис тов прогнозируется и в текущем году. По словам начальника про фильного управления Минис терства культуры Беларуси Васи лия Обламского, на восстановле ние памятника уникального зод чества начала XVI века — Мирс кого замка, в нынешнем году бу дут направлены солидные ассиг нования. В апреле—мае специалисты музея-усадьбы «Останкино» уточнят вместе с белорусскими партнерами объемы и смету ра бот по «ренессансу» Мирского ландшафтно-паркового ансамб ля и самого замка. В настоящее время российские специалисты помогают воссозданию почти 50 историко-архитектурных памят ников в Беларуси, а белорусские участвуют в восстановлении при мерно 40 аналогичных объектов в России. Главная тема — единение Вышел очередной номер журнала «Союзное государство» 2 АПРЕЛЯ народы России и Бе ларуси отметили День единения. Для большинства белорусов и ’ россиян эта дата символизирует нерушимость многовекового братства, стремление наших на родов вместе строить свою жизнь. Тема единения стала главной темой специешьного вы пуска журнала. В Минске состоялось заседа ние Совета Министров Союзного государства. Его итогам посвя щена редакционная статья «Ко нец торговой войны». Проблемы законотворческой деятельности, вопросы дальней шего развития российско-бело русских отношений, роль женщи ны в современном обществе — темы интервью первого замести теля председателя Госдумы ФС РФ Любови Слиски. В рубрике «Государственный уровень» так же представлена статья минист раюстиции Республики Беларусь Виктора Голованова о правовом сотрудничестве Беларуси и Рос сии как важнейшей составляю щей интеграции. Заместитель Государственно- го секретаря Союзного государс тва Сергей Шухно рассказал на страницах издания о деятельнос ти Постоянного Комитета, об ос новных задачах, стоящих перед исполнительным органом Союз ного государства. Также в номере:окончание пьесы Юрия Полякова «Демгоро- док», интервью с генеральным директором ОАО «Автодизель» Николаем Александрычевым, очерк о наставнике сборной Бе ларуси по хоккею Курте Фрейзе ре, рассказ о белорусских коман дировках сенатора Гаврилы Дер жавина и другие материалы. «Возвращение» Алексея Гуськова На российские экраны выходит (фильм «Отец» по рассказу Андрея Платонова, приуроченный ко дню Великой Победы премьера Татьяна Хорошилова МОСКВА РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК — Иван Соловов, в ролях — Алек сей Гуськов, Полина Кутепова. Екатерина Васильева, Лидия Ве- лежева, Роман Мадянов и другие актеры. Наш разговор с Алексе ем Гуськовым, исполнителем главной роли и продюсером фильма, начался с вопроса: — Чему посвящен фильм «Отец»? — Он создан по произведению Андрея Платонова.Фильм о взаи моотношениях людей, когда их разрывали объективные ситуа ции, будь то война или другой критический случай, о том, как трудно потом обратно войти в одну и ту же воду. Экранизация рассказа Андрея Платоноваотом, что враг перед тобой. Первый вопрос, который слышит главный герой, спускаясь с подножки поез да: «Ты, отец, что ли?» Это гово рит его сын. Пока отец воевал, сын вырос. Время внашей памяти спрессовано. У людей ощущение, что 9 Мая мы победили, а 10 мая вернулисьдомой. Демобилизация была в ноябре, возвращались по бедители через год. — Почему взялись за Платонова? — Этот материал бесконечно тревожит. Сначала волновала тема, потом она переросла всце нарий, влюдей, которых это тоже волнует. Создался коллектив. —■Очень важна в фильме атмосфе ра. Из чего она складывалась? — Как писал Платонов, пре жде он чувствовал чужую жизнь через преграды самолюбия и собственного интереса. И лишь теперь коснулся ее обнаженным сердцем. Я сказал оператору Владимиру Климову, режиссеру Ивану Соловову: «Ребята, со здайте атмосферу пути, поезда одинокого человека». — Встречались ли вы с родственни ками Андрея Платонова? — Да. Встречался с его при емной дочерью, она дала права на экранизацию. Платонов — классик. Притрагиваясь к клас сике, режиссер передает свое отношение к нему. — Война коснулась вашей семьи? — Дед погиб на войне. Родные жили в Архангельске в деревян ном доме. Из печки доставали горшок с кашей иставили на стол. Ко второму моему дедушке Мише приходил дед Афоня, они вспоми- Неши, как брали Будапешт. Выпи вали по рюмке, поминали боевых друзей. А вторая моя бабушка была военным медврачом. От нее осталась огромная энциклопедия военной хирургии. — Понимают ли ваши дети, что оз начает для вас Победа? — Старший сын второй год бегает к Большому театру, где 9 Мая собираются ветераны. В День Победы он ходил с георги евской ленточкой. Это — единс твенный праздник, который ты можешь искренне объяснить. — Ваша любимая роль? — Глупо повторять, что все роли как дети. Я не пересматри ваю фильмы со своим участием. До «Таежного романа» у меня была череда ролей с более гром ким эхом, чем сейчас. После «Та ежного романа» ядолжен былуже соответствовать достигнутому профессиональному уровню. По явился внутренний цензор. Надо двигаться вперед, иначе попа дешь вловушку, в которую попа дают многие популярные актеры. — Чем занимаетесь сегодня? — Хочу посмотреть, как полу чился фильм «Неверность», где вместе со мной играют Ирина Ро занова, Сергей Маковецкий, Юлия Рутберг. Дмитрий Месхиев будет снимать фильм «Я пришел дать вам волю». Когда Лидия Никола евна Федосеева-Шукшина отдала мне читать сценарий фильма, я его прочел за ночь. От сценария идет мощная шукшинская энер гия, интонация, приятие жизни та кой, какая она есть. Автор режис серской версии — оскароносец Валентин Черных. Он был знаком с Василием Шукшиным ибережно отнесется к тексту. — Что еще в планах? — В институте мои студенты переходят на четвертый курс и готовят дипломный спектакль. — Они снимаются в кино? — Да, тут я нарушитель кано нов. Я им разрешаю участвовать в съемках при условии, чтобы они со мной советовались. И по- ■ Алексей Гуськов; Надо двигать ся вперед, иначе попадешь в ловушку. л 1 . , ' . том не надо было отмываться. Наша профессия тяжелая, хре бет перебьют через три года. — Участвуете ли еы в фестивальной жизни? — Я не любитель подобных мероприятий. Но в Беларусь с удовольствием ездил на фести валь «Листопад». Так приглаша ли, что неудобно было отказать. Также привозили в Минск антреп- ризный спектакль с Лидией Веле- жевой. Минск— чистейший город. Я вчера возвращался из Питера. Дорога— как светящийся тоннель сплошной рекламы, из-за нее не видно конца пути. В свою очередь мы с Михаилом Тумелей делали мультфильм «Волшебная сви рель». У меня с белорусскими ки нематографистами чудные отно шения. Писателей нужно растить персона Наталья Заруцкая МОСКВА — МИНСК «союз» уже рассказывал о со здании в Беларуси Союза писате лей республики, который возгла вил известный литератор, автор многих книг, председатель Пос тоянной Комиссии Совета Рес публики Национального Собра ния Республики Беларусь по международным делам и нацио нальной безопасности Николай Чергинец. Недавно в Беларуси прошел писательский съезд. Об его итогах, поставленных задачах Н. Чергинец рассказал коррес понденту «союза». — Союз писателей не только духовная сила, но и идеологи ческая, которая должна при звать людей к добру, утверж дать нравственные принципы, — подчеркнул Николай Ивано вич. — Понимание важнооти развития литературы на совре менном этапе в Беларуси есть. Государство без идеологии — это не государство. Не будут объединять родная литература, слово, будет объединять что-то иное, возможно, секты. Грош цена тому государству, которое не умеет строить свою идеоло гию и защищать ее. Чем больше людей будет объединяться вок руг этой идеи, тем выше будет эффективность, а если еще по являются инженеры человече ских душ, как когда-то называли писателей, от этого выигрывает вся страна, причем во всех сфе рах. Но нужна продуманная по литика, и в этом отношении ни чего нельзя пускать на самотек. — Для воплощения важных идеоло гических задач и созывался Пер вый съезд Союза писателей? ■ Николай Чергинец. — Да, мы понимали, что только съезд сможет четко оп ределить нашу дальнейшую стратегию и тактику. Съезд про шел, я считаю, очень интересно. Кроме 350 человек делегатов, членов Союза писателей, зал заполнили до отказа, мест сво бодных не было. Собралось бо лев 700 человек, среди них — представители общественных организаций, студенты высших гуманитарных учебных заведе ний. Было очень приятно смот реть, как студенты стояли вдоль стен с блокнотами и конспекти ровали выступления маститых писателей. Мы пригласили кол лег из других стран. Съезд шел два дня. На нем было подчеркнуто: пора заняться по-настоящему возрождением литературы, ведь за последние 15 лет в Беларуси не появилось ни одного яркого нового имени в писательской среде. Мы пыта лись найти ответы и на это. Под черкивалось, что старая писа тельская организация заполити- зировалась. После съезда зара ботали в писательском Союзе секции прозы, поэзии, детской литературы, сатиры. Мы решили создать институт литературных консультантов и образовать сек цию критики. Стали соучредите лями газеты и внастоящее время оформляем соучредительство в литературных журналах. — Чем объясняется сегодня мелый тираж крупных белорусских литера турных журналое? — Прежде всего тем, что на их страницах помещается мало добротных материалов. А ведь «Неман» когда-то на весь Совет ский Союз гремел! Мы проанали зировали ситуацию и поняли: все наши литературные журналы страдают одной болезнью — от сутствием нормальной литера турной критики. За это и взялись. Сейчас объявили конкурс на луч шее произведение прошедшего года, среди семи номинаций есть и номинация критики. Награ ды — статуэтки из бронзы, купи доны с книгой. Мы нашли спонсо ров, они профинансировали ра боту художников и скульпторов. Думаю, получился настоящий литературный «Оскар». Будет еще денежная премия. — Можно сказать, что вы, то ость Союз писателей, начали активно за ниматься развитием литературного процесса? — Мы понимаем, что это очень важно, особенно в облас тях, где нужно помогать растить писателей. Стали выпускать об ластные газеты. Одна из них — «Вестник Гомельского област ного отделения СПБ». Платим авторам гонорары, пусть не большие. Мы реально взялись за то, чтобы наши писатели по возможности больше издава лись. Если нельзя издать книгу нашего автора вмасштабах рес публики, стараемся издать на уровне области с помощью мес тных органов власти, коммер ческих организаций. В Минске и так собраны основные литера турные силы, а вот в областных центрах очень важно активизи ровать работу СП. Еще недавно в отделениях СП в областях было по 5—6 человек от Союза, а сейчас — от 20 до 30 человек. Это очень важно. Не все получа ется, не везде мы находим под держку, нодело пошло всторону активизации литературного процесса. Люди поняли, что та апатия и пессимизм, которые царили в писательской среде, получили отпор, дело пошло на развитие. Практика проведения викторин по русскому и белорус скому языкам в детских садах, школах, высших средних учеб ных заведениях и другие меро приятия, которые организует Союз, дают свои положительные результаты. — Что уже удалось сделать после съезда? — Сделано не так много, что бы можно было хвастаться, но, считаю, процесс идет в правиль ном направлении. Мы стали со учредителями большого литера турно-музыкального праздника, который будет проходить на госу дарственном уровне нынешним летом в Молодечно. Этот год объявлен Годом Янки Кулалы и Якуба Коласа. Мы подготовили план работы СП совместно с ми- нистерствами-организаторами, в котором записано, что вся ра бота СП Беларуси связана весь год с именами белорусских клас сиков. На творческий обмен направлены совместные проекты Беларуси и Москвы культура Артем Амиров МОСКВА—МИНСК БЕЛАРУСЬ и Москва намерены поддерживать проекты, направ ленные на развитие контактов между детскими творческими коллективами и молодыми писа телями. Об этом рассказала кор респонденту «союза» замести тель председателя Комитета по культуре города Москвы Анна Попова. «В частности, в Москве реали зуется много программ, предпо лагающих поддержку детских творческих коллективов», — ска зала А. Попова. В рамках Года культуры, которым объявлен 2007 год, решением мэра российской столицы Юрия Лужкова заплани ровано приобретение музыкаль ных инструментов на сумму 300 млн. российских рублейдля музы кальных школ, разработана сис тема грантов для талантливых де тей. Нужноактивнее использовать такую форму, как творческие об мены, считают в Комитете по культуре города Москвы. Воспи танники школ искусств Беларуси и Москвы будут иметь возмож ность делиться опытом, общать ся. Недостаток общения между белорусскими и московскими современными писателями и поэ тами также планируется устра нить, организуя творческие встре чи, «круглые столы», совместные конференции. Недавно воспитан ники детских домов Минска побы вали вМоскве. Ребята побывали в Кремле, прогулялись по Алексан дровскому саду, посетили пред ставление в Московском дельфи нарии. Минские дети встретились со своими московскими сверстни ками. В свою очередь московские школьники побывали в Минске и Бресте. Школьники посетили мес та боевой славысоветских солдат в годы Великой Отечественной войны, экскурсию по мемориалу «Брестская крепость — герой», экскурсию по Хатыни и историко- культурному комплексу «Линия Сталина». Организатором поез док школьников Минска и Москвы выступил комитет межрегиональ ных связей и национальной поли тики города Москвы. Татьяна Жигайлова МОСКВА — МИНСК Когда одежде тесно Белорусские дизайнеры достойно выступили на столичном подиуме образным прочтениемтворчества футуристов начала XX века. Оно стало источником вдохновения для модельера. Большинство используемых дизайнером тканей — натураль ные. В основе коллекции стопро центные шерсть, шелк, хлопок. Людмила Тараканова на Рос сийской неделе моды— дебютан тка. Она — преподаватель из Ви тебска, в свободное от работы время создает одежду, которая затем шьется исключительно из белорусских тканей. По ее сло вам, Людмиле тесно в местных рамках, ей хочется выйти на меж дународный рынок. Некоторые дефиле походили на шоу: показ коллекции Марины Ример срежиссировала знаме нитая Нина Чусова. Настоящий фурор на Неделе произвела коллекция одежды Егора Зайцева, сына знаменито го российского кутюрье. «Моя коллекция — романтичная, вы полнена вмодном сегодня черном цвете, — признается Егор. — Но она больше муляжная, чем носи мая». ВМОСКВЕ завершилась Россий ская неделя моды, которая прохо дила в Центральном доме худож ника. Вней принялоучастие более шестидесяти дизайнеров из Рос сии и стран СНГ. Беларусь представляли лидер белорусской моды, хорошо извес тная за пределами Содружества, Ольга Самощенко, и дебютантка Людмила Тараканова. Ольга жи вет в Минске, работает в статусе свободного художника. Она окон чила Белорусскую академию ис кусств и организовала собствен ную творческую мастерскую, в которой создает авторские кол лекции. О. Самощенко — победи тель профессиональных конкур сов в Витебске, Москве, Санкт- Петербурге. В 2006 году она побе дила на международном конкурсе «Новая Россия — эпоха Возвра щения». Ее творчество отличает ся изысканным вкусом, а коллек ция «Ссень— зима 2008»— свое- Джеймс Бонд плясал «тарантеллу» под нашу дудку Служба внешней разведки России рассекретила сведения о своих агентах в британской разведке как это было Игорь Елков МОСКВА МАСШТАБНУЮ операцию по внедрению своих «кротов» вбри танские спецслужбы иностран ный отдел ОГПУ провел в начале 30-х годов прошлого века. Рас секреченные материалы опера тивных игрлегли в основу сюжета документального романа гене рал-майора Службы внешней разведки РФ Льва Соцкова «Код операции— «Тарантелла». Первоначально замыслы у ру ководства ОГПУ были не слиш ком амбициозными. Перед совет ской разведкой стояла задача вскрыть каналы связи «Сикрит интеллидженс сервис» со своей агентурой в СССР. В частности, британцы верили, что у них есть «надежные источники» в Москов ском комитете партии. Высшем совете народного хозяйства и Центральном аэрогидродинами- ческом институте. Отчасти так оно и было, но все английские «шпионы» работали под контро лем органов советской госбезо пасности. В целом же успех опе рации превзошел самые смелые ожидания: нашим службам уда лось не только контролировать все британские источники инфор мации в Советском Союзе, но внедрить своих людей в британс кую разведку. Ключевыми фигурами уни кальной оперативной игры стали русские эмигранты, служившие во время Гражданской войны в контрразведке армии генерала Деникина: Борис Лаго и Виктор Богомолец. Первый был кадро вым сотрудником советской раз ведки и сумел войти в доверие к Богомольцу, находившемуся на службе британской СИС. Впос ледствии и сам Богомолец «пере ковался» и стал агентом «Бритт». Горькая историческая ирония: англичане так и не смогли вычис лить советских «кротов». Лаго погиб от рук своих: его расстреля ли в ходе репрессий конца трид цатых годов. Как и начальника советской разведки и других раз ведчиков в Центре и за рубежом. Оценивая масштаб и значение «Тарантеллы», отметим: в бук вальном смысле слова операция не была направлена против наци ональных интересов Великобри тании. Скорее, она... их корректи ровала! — Мы не только брали инфор мацию, но иподталкивали британ цев к выводу о том, что СССР — как раз тот союзник, в котором Ан глия нуждается, — говорит автор книги генерал Соцков. По его словам, удалось убе дить британцев в том, что амери канцы ведут переговоры с СССР о создании военно-морских и во енно-воздушных баз на Камчатке. Главный посыл англичанам был — не опоздать. Напоминать состав коалиции союзников, воевавших против Гитлера, полагаем, не нужно. Товариид, верь!.. Айрат Сагдатов МОСКВА МНОГИЕ из идей, изложенных в «Русской правде» Павла Песте ля и «Проекте Конституции» Ни киты Муравьева, и по прошест вии почти двух столетий актуаль нысегодня. Так же как идуховное наследие декабристов, остав ленное потомкам в поэзии и ли тературной практике, народном просвещении, военном деле, экономической науке, земельном вопросе. В ряду борцов за справедли вость особое место занимают декабристы. Их восстанию в де кабре 1825 года на Сенатской площади давались и даются раз ные оценки. С новой силой они прозвучали в Москве, в Государственном ис торическом музее, на заседании оргкомитета международной ак ции-проекта «Товарищ, верь1..» — Главная цель акции — по мочь нынешней молодежи приоб щиться к тем идеалам, которые исповедовали декабристы, обра титься к их судьбам ибиографиям их жен, добровольно последовав ших за мужьями в Сибирь, жиз ненному пути их потомков, после революции 1917 года оставшихся в России или разбросанных по всему миру, — отметил на засе дании председатель междуна родного союза «Мужество и гума низм» Василий Криворотенко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz