Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
4 3 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА ДЛЕОВОЙ 0 В1РШ«1 РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ = НАРОД ИЛИ ЭЛЕКТОРАТ? «ДВ» ПРИГЛАШАЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ К РАЗГОВОРУ, НАСУЩНОМУ ДЛЯ ВСЕХ Помнится, в начале перестройки мы с изумлени ем узнали, что в руководаве араны - «разброс мнений». Поначалу казалось, что это шаг к широте взглядов и к глубине мыслей. Но случившийся «разброс» с невероятной быаротой привел к раз валу араны. С Запада нас убеждают, что разномыслие - это большое доаижение. Что многопартийноаь, пусть даже липовая, - это путь в цивилизованную Европу. Наши влааи кивают, как послушные ученики. Но не пора ли нам задуматься, что ожидает Россию на пу ти такого умопомрачительного прогресса? Что ждет народ, решивший вдруг раздробиться и жить про- аым населением, электоратом? Что ждет в наших северных широтах людей, оаавленных выживать в одиночку? Даже наши западные советчики ничего хороше го нам не обещают (ведь в самой Европе от хищни ческого индивидуализма не без влияния СССР дав но уже поаарались избавиться). Так что же мы ищем на путях неправедных и погибельных? Как нам обреаи утраченное братское и сеаринское от ношение друг к другу? Возможно ли оно сегодня? «ДВ» попытается ответить на все эти вопросы. Мы приглашаем к разговору наших читателей. Бу дем рады, если выскажутся историки и педагоги, экономиаы и социологи, военные специалиаы и богословы, фермеры и председатели колхозов, бизнесмены и руководители предприятий... Надеемся, что доброе начало дискуссии поло жит публикуемая ниже аатья Владимира Алексан дровича Кожевникова. В этом году исполняется 155 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти выдаю щегося русского ученого. Кожевников - могучая и прекрасная фигура в иаории русской мысли. Высказанные им еще а о лет назад мысли и идеи сегодня выглядят куда акту альнее, чем все предвыборные программы нынеш них партий. Владимир Кожевников родился в глубинке Там бовской губернии в купеческой семье. Получил прекрасное домашнее образование, знал 14 язы ков, включая санскрит. Самообразованием он при обрел такие познания в философии, иаории, бого словии, живописи, языкознании, что ученоаь Вла димира Александровича поражала даже умнейших его современников. Кожевников умер летом 1917 года, в канун ро ковых перемен, с горячим упованием на то, что русские люди не дадут совершиться братоубийст венной распре. Этим упованием проникнуты его «Северно-русские думы и впечатления», фрагмен ты которых мы сегодня печатаем (спасибо редак ции журнала «Наше наследие», опубликовавшей недавно эту малоизвестную доселе работу учено го). Владимир Кожевников не был услышан в свое время. Нет пророка в своем отечеаве. Но, может быть, сегодня слова аарого ученого тронут наши сердца и мы пошлем запоздалый поклон памяти доброго и мудрого русского человека, Дмитрий ШЕВАРОВ. «БРАТ БРАТУ ПОМОГАЯ, ГРАД ТВЕРД ЕСТЬ...» <...> Дела, дела!.. Да неужели же от них никуда не уйдешь, ни где не скроешься в наши дни, от этих, не знаю, добрых ли, но во всяком случае суетных дел, за слоняющих понимание дела вы сшего, общего, братского, чело- веколюбного Хриаова дела? Где, как не в русском народе, искони были особенно сильны родовые, общинные связи и пра ва, «мирские» чувава и «мир ские» обязанности?.. Отовсюду открытое для врагов необозри мое проаранаво , пустынность аепей, глушь дремучих лесов, дебри и топи полуночного края, суровые, долгие зимы при крат ком лете, наконец, непрерывный ряд народных бедавий, глады, моры, нашествия иноплемен ных, - все, все на Руси более чем где-либо побуждало сплачивать силы и напрягать их в дружном, могучем порыве для общего де ла, для спасения общежития, вне которого человеческая единица, всегда и всюду малосильная, здесь в особенноаи аановилась беспомощною, обреченною поч ти на неизбежную гибель. ...Грех раздора, то, что предки наши называли «разноаию, не- одиначеством и неимоверст- вом» или проао «нелюбием», нигде не влек за собою аоль бы- арой грозной кары, как в ара - не, и природою, и судьбою пону ждаемой помнить иаину: «друг другу пособляя и брат брату по могая, град тверд есть». Уже древнейшему нашему летописцу вражда князей внуша ет ужас как злейшая кознь дья вола, а братолюбие прославля ется им как «неизреченная ра дость», как «светоносная любовь небесная, подающая целебные дары Русской земле». Никогда не оскудевала про поведь согласия на Руси. Идеал, указанный летописцем: «жити братии вкупе, друг другу пособ ляя и брат брату помогая», - был идеалом не личным и не многих людей, а общим достоянием на родного сознания. Долг братского единения, единодушного сплочения для об щего блага, «долг общедатель ный», по дивному выражению Часто ли слышим мы друг друга? Воскресенской летописи, еще «принимался в ум», и притом не только отдельными, малочис ленными лицами, но и многими, а в дни величайшей опасноаи. И вот в эти-то трагические часы русский народ дружно вспоми нал, что он «род един еаь , бра тья и сродницы», и из толпы сле пой и преступной перерождался в сознательно и благородно дей- авующее сообщество, способ ное к великим подвигам. Трогательны и незабвенны эти светлые мгновения в жизни нашего много грешившего, но и много арадавшего народа, ко торому многое проаится за то, что он возлюбил много. Умили тельны выражения, в которых примирились друг с другом, «взяли прощение промеж себе» псковичи перед вступлением в бой с иноверными немцами: «Братья - мужи, псковичи! не по срамим отец своих и дедов! Кто аар, то отец, а кто млад, то брат! Се же, братья, предлежит нам живот и смерть всем вмеае, по- тягнем за Св. Троицу и за святыя церкви, за свое отечеаво!» Мы были бы непочтительны к своим отцам, несправедливы к родине, если бы полагали, что подобные святые минуты в жиз ни ее были чрезмерно редки или что они вызывались только од ними исключительными случая ми... «Бог в помочь!» - вот обыч ное у нас на Руси приветавие всякому работающему, и уже этим воззванием к труду народ ное понимание верно определя ет его высокое нравственное значение, равно как и другая по говорка: «Бог труды любит». Помочь и толока - слова од нозначащие, и в одних местах толока имеет более обширное значение, а в других помочь употребляется в более широком смысле. Во всяком случае, в своем первоначальном, неиска женном виде и помочь, и толо ку, как в старину построение обыденных храмов и другие формы общеполезного добро вольного труда, народное пони мание возводит в дело священ ное, в жертву личных сил и се бялюбивого расчета на благо меньшему брату или всему об щежитию. ...Характерная черта помочей еа ь их быарота, их по большей чааи однодневноаь, в чем они снова сближаются с трудом соз дания обыденных, однодневных храмов. Быстрота же труда и краткость отводимого для него времени обязывает для успеш- ноаи труда и дружным усилиям трудящихся. Далее: общая рабо та всех вмеае придает силу и энергию каждому в отдельноаи, увлекает ленивых, ободряет сла беющих - словом, в отличие от понижающего влияния массы на личноаь, по учению о преступ ной толпе, такой труд заражает здоровьем, подъемом телесных и духовных сил. Сверх того, это - бодрая, веселая работа, сопро вождаемая бойким говором, шутками, смехом, песнями, так что один из описывающих поле вые работы помочью сомневает ся, можно ли назвать их обыч ным именем «арады». «На миру пуд не в труд», - говорит проаои народ; работа перестает быть бременем. Если так было при обычных условиях жизни, тем более при чрезвычайном стечении небла гоприятных обстоятельств. Возь мем для примера хотя бы пожа ры, столь частые в старину, аоль страшные, что нам, при изменившихся порядках, уже р уд н о ясно предаавить их се бе, - пожары, истреблявшие большие и малые города цели ком, а еще чаще - «целые кон цы». Только дружным сплочени ем рабочих сил и энергичною взаимопомощию могли после таких бедавий русские города возобновляться, отстраиваться или переноситься на новые мес та с тою быстротою, которая удостоверена историческими документами. Высшего, благороднейшего своего развития эта способноаь русского народа добровольно соединяться на общеполезное дело доаигла в Смутное время... Теперь, после аольких тщатель ных исследований, можно счи тать уаановленным фактом, что положило конец смуте и спасло Россию именно «простонарод ное множеаво», оказавшееся в своем единодушии и здравом смысле сильнее панов и «воров» с одной аороны и бояр, полити ков и служилых людей - с дру гой. ...Отовсюду собравшаяся толпа добровольцев чудотворною си лою любви к родине и непоколе- бимоаи в вере превратилась в сознательно, согласно, с энергией и с государавенною мудроаию дейавующее сообщеаво, кото рое отвергло предшеавующие политические ошибки, изгнало чужеземцев-иноверцев, уарани- ло буйные силы русской б^родячей вольницы, организовало и де нежную помощь, и ратный арой, и временный правительавенный порядок и, наконец, обеспечило и будущий мир избранием царя «по сердцу народа». Здесь, во всем своем величии и благородаве, раскрылось сокровище русской народной души, способной на не поколебимую твердоаь и на ве личайшие жертвы там, где надо отаоять коренные основы издре вле от отцов и прадедов унасле дованного православно-русского смысла жизни. С груаию приходится наблю дать, что эти прекрасные, иаин - но хриаианские обычаи выми рают в народе... ( I СЮЖЕТЫ ВЕСЕННИМ МАРАФОН На днях из спецшколы в по селке Головеньки Щекинского района одновременно сбежали 19 воспитанников. Догнать же начинающих мастеров легкой атлетики милиционерам уда лось только на второй день. И то - только половину. Причина ве сеннего марафона школьников любопытна. Дети уароили са мосуд над свераником, украв шим конфеты из тумбочки, и по колотили его. Милиция вызвала на допрос троих подроаков. И тогда недовольные сорванцы солидарно пуаились в бега. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. «ПЛАНТАЦИЯ» В ШКАФУ Сотрудники Кировского РОВД Самары обнаружили у од ного изобретательного нарко мана мини-плантацию конопли. И где бы вы думали? В обыкно венном платяном шкафу, пере оборудованном и приспособ ленном для этой цели. Молодой человек уароил за его дверца ми освещение и примитивное капельное орошение для каж дого кустика возлюбленной им культуры. А подтолкнула нарко мана к такому «подвигу» доро говизна марихуаны и иной травки, содержащей наркоти ческие вещеава. Да и работни ки отдела по борьбе с незакон ным оборотом и сбытом нарко тиков областного ГУВД и в пос ледние годы не дают покоя нар кодилерам и потребителям «ду ри». Вот и на нашего героя, за меченного в употреблении зе лья, вышли. Кроме мини-план тации, обнаружили в квартире наркомана около 500 граммов готовой к употреблению ма рихуаны. В итоге с кайфом у ее хозяина вышел полный облом. Против него возбуждено уго ловное дело. Виктор РУБЦОВ. САМАРА. СТАЛИН И ТЕПЕРЬ СТРАШНЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ? На улицах Донецка уаанов- лены бикборды, на которых крупно изображен Иосиф Ста лин, провозглашающий с трибу ны: «Товарищи, это не кино - это жизнь! Кто не платит за тепло, будет наказан!» Работники ком мунального хозяйава объясняют свое щокирующее нововведение тем, что для большинава насе ления имя Сталина по-прежнему ассоциируется с порядком и дис циплиной. По их заказу по кана лу меаного телевидения демон- арируются ролики с подробно- аями конфискации у одного из злоаных неплательщиков за теп- лоэнергию машины «Мерседес». Кадры озвучены «вождем всех народов»: «Каждый несозна тельный товарищ должен знать, что его ждет!» Юрий КИРИЛЛОВ. ДОНЕЦК. И ГЕНА БЫВАЕТ КУСАЧИМ На манеже Саратовского цир ка во время предаавления про- изощло ЧП - крокодил напал на дрессировщика. Премьера про граммы цирка из Китая «Парад чудес» едва не закончилась тра гедией. Во время финального номера на глазах у тысячи детей и взрослых полуметровая репти лия цапнула артиаа за правую руку. Дрессировщик сумел дове- а и номер до конца, после чего за кулисами ему оказали меди цинскую помощь. Укус оказался неопасным, но рана глубокой. Потому пролилось много крови. Это уже второе происшеавие в Саратовском цирке в этом году - горожане не успели забыть о по топе, случившемся прямо во время предаавления с дельфи нами месяц назад. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ЖИЗНЬ и КОШЕЛЕК = Для жителей Крыма первоцветы - это финансовая поддержка. ЦВЕТЫ ОТ СВЕТЫ в КРЫМУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОХОТА ЗА ПОДСНЕЖНИКАМИ Заповедный первоцвет Крыма будут рвать до апрельской жары - пока не срежут весь «товар». Сборщики убеждены, что не на носят вреда природе. Они просят не наказывать их «за подснежни ки» и даже написали коллектив ное письмо, чтобы первоцвет во обще изъяли из Красной книги. Якобы, если его не рвать, от за вядшего и загнившего цветка лу ковичка болеет. А когда цвет во время и бережно срезан, зимняя луковица оздоравливается - и на этом месте опять растет цветок. Удивительно, но после массового сбора 8 марта крымские поляны дейавительно снова укрыты бе лым морем сплошного цветения. Подножие Крымских гор. Вес на тут по-нааоящему голодное время для жителей окрестных сел, а уж для молодой семьи - Светы и Николая - и подавно. Вот они и «делают бизнес» - ходят за цветами. Эти люди совершенно не похожи на картинных злодеев- браконьеров, хищных губителей окружающей среды. Прекрасно знают, что срезать первоцветы запрещено. Только соседка не может вечно давать молоко в долг. И если не заплатишь за свет, сразу отрубят электрические провода. Засветло те же Света и Коля идут в лесное предгорье. Вмеае с ними в тумане за околицей исче зают другие односельчане. У ка ждого свой маршрут. Подснеж ник надо срезать до того, как над перевалом ваанет солнце, иначе цветы открываются. Еще на гор ной гряде еаь крокусы и цветоч ки-пролески. Удача, если най дешь редкие и удивительно кра сивые цикламены. За такой цве ток перекупщик заплатит целый доллар за десять штук... На обратном пути ведра до верху нагружены первоцветом. Варетить меаных лесников не боятся, со своими давно обмыто- договорено. Потом целый день семья вя жет букетики. Стебелек к сте бельку, обернутые лиаком плю ща. Ночью по селу проедет пере купщик, машина с днепропетров скими номерами. Тщательно пе ресчитает нежный товар и, как всегда, обманет при расчете. Де- ло-то в буквальном смысле тем ное. «Торговля первоцветами за прещена, - в мартовские празд ники твердил диктор московско го метро. - Покупая подснежни ки, вы способавуете уничтоже нию природы...» Все так, но еаь у жизни один непреложный закон. В разрушенной аране невозмож но не уничтожать природу. Похо же, маленькие цветочки прино сят большой доход, если на рос сийско-украинском пограничье организован системный канал поаавки первоцветов. Заповедные цветы потоком везут в Москву - прехсде всего из Крыма и Карпат. То еа ь из ни щей украинской провинции. Жестоким приговором само стийной экономике звучит так называемое «Исследование про блем торговли первоцветами в странах СНГ», проведенное уче- ными-биологами МГУ и россий ским Министерством охраны природных ресурсов, Вот его вы воды: «Увеличение сбора и про дажи ранних цветов напрямую связано со снижением уровня жизни на Украине, с невозмож ностью обеспечить там физио логически достаточный уровень проживания населения. Реали зация первоцветов в относи тельно благополучных россий ских городах является весьма значимым источником средств к сущеавованию для крымского и западно-украинского регио нов». Крымчане действительно не могут отказаться от такого про мысла. Когда речь идет о выжи вании, людей не оаановят эко логические патрули и угроза штрафов. Все равно платить не из чего. Нет, не упрекнешь Николая и Свету в алчной корыаи. Уаа- лая женщина разводит руками: «Надо кормить детей. Подснеж ников много, как грибов, сколько лет собираем. За грибы же не на казывают...» Кто имеет хоть какой-нибудь иной заработок, ноги по камням не бьет. В весенних горах нет сборщиков-алкашей. Пьяницам не по силам лазить по балкам и перевалам. А Светлана все-таки нашла цикламены. Цветы необы чайной красоты росли далеко, на перевале за Холодной балкой. Больше суток молодая мать шла по горам. Вырученных денег хва тило, чтобы купить сыночкам- близнецам кроссовки и куртки секонд-хенд. Сергей ЗЛАТОВ. Республика Крым. ЧУДЕСА КОЛОДЕЦ С ПОДОГРЕВОМ Двор дома Надежды Кащук в поселке Липовец Винницкой области в последнее время стал местом паломничества. Сотни людей приходят, чтобы полюбоваться густым паром над срубом и набрать в здеш нем колодце воды, температу ра которой поаоянно выше 40 градусов. Сотрудники санэпи демстанции определили, что все бактериологические и фи зико-химические показатели ее значительно лучше, чем в других источниках. За сто лет существования колодца горя чая вода появилась в нем впервые. Специалисты пола гают, что колодец питает гео термальный источник, про бивший новое подземное рус ло. Юрий КИРИЛЛОВ. ВИННИЦА. «АРХЕОЛОГ» ИЩЕТ КЛАДЫ При строительаве жилого дома члены общества «Ар хеолог» нашли клад. Настоя щий. 1064 предмета, в том числе два серебряных позоло ченных кубка и три серебря ных портсигара, свыше тысячи серебряных монет, самой ста рой из них является отчека ненная еще в Золотой Орде, а также достоинством в один алтын монета выпуска 1701 го да эпохи Петра Великого. Все это богатство 90 лет храни лось в земле в подвале быв шего дома богатого купца Ко тельникова, пока на него не наткнулась лопата археолога Виктора Каверина. Заведующий кафедрой ис тории Липецкого педагогиче ского университета Алек сандр Бессудное заявляет, что, кроме находок в Москов ском Кремле, это самый круп ный клад, найденный за пос ледние годы на территории России. Юрий БАКЛАНОВ. ЛИПЕЦК. Цитируется по журналу «Наше наследие» № 77, 2006 г). По некоторым данным, липецкая находка тянет на несколько миллионов рублей. МАСТЕРА ПОЮЩИЕ КОЛОКОЛА их ОТЛИВАЮТ УМЕЛЬЦЫИЗ УРАЛЬСКОГО ГОРОДА КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ В светлый праздник Христова Воскресения во всех православ ных храмах Тюмени, Ханты-Ман сийска, Салехарда и других си бирских городов и сел, а также в Москве и Питере зазвонят, запоют колокола. Большинаво из них от литы в уральском городе Ка- менск-Уральский, на предпри ятии, которое за короткое время существования успело просла виться своей продукцией на весь мир. - Какие красавцы, правда? - Николай Пятков, не дожидаясь, пока мы их разглядим, взял в ру ки тяжеленный молоток и со все го размаху ударил по полиро ванной боковине. Второй, тре тий... шеаой удар. Шесть коло колов запели многоголосьем, и благодатная мелодия колоколь ного звона наполнила прокоп ченные уголки литейного цеха. В этот день шеаь красавцев- колоколов покинули свою колы бель - город Каменск-Уральский - и отправились на колокольню одного из возрожденных храмов в соседней Тюменской облааи. Николая Геннадьевича Пятко- ва знают в десятках епархий не объятного православного мира. В начале 90-х годов он организо вал литье колоколов. - Все началось, как ни странно, с газетной заметки в одной из популярных газет в да леком 89-м году, - рассказывает Николай. - Прочитал, что орга низовывается ассоциация литей щиков колоколов и приглашает всех желающих. Решил попробо вать это дело... Пятков начинал с «чиаого ли ста», но все же ему было проще, потому что он - профессиональ ный литейщик. За плечами Уральский политехнический ин ститут и несколько лет работы на уральских заводах. Но колокола отливать его никто не учил. Да и негде у нас в России учиться ко локольному литью. До 1922 года в разных губерниях России было 25 заводов, где лили церковные колокола. Они просто исчезли, а с ними чертежи, оборудование, традиции, мастера. Поэтому ли тейщику Пяткову пришлось от крывать для себя неизвестную науку, называемую компанало- гией, в переводе с голландского - теорию литья колоколов. С группой единомышленников по сле смены они закрывались в це хе и до глубокой ночи часами ползали на коленях перед фор мой колокола, составом метал ла. - Смешные колокола получа лись, потому что мы не знали и не могли понять, что хотим вооб ще получить в результате, - вспо минает Николай. - Отольем ко локол, позвоним, затем кувал дой расколем, и все снова начи нается... Лишь через три года подоб ных «экспериментов» литейщики научились понимать «особый» смысл и значимоаь своей рабо ты, а вмеае с этим пришел и на- аоящий опыт колокольного ли тья. Мастера «нащупали» ту вручили им благодарст венное письмо от Бориса Ельцина. И снова храмы, храмы... Только в Америке и Канаде более тридцати звонниц поют колоколами, отлитыми руками команды Николая Пяткова. А еще их голос в Болгарии, Сербии, Румынии и на сотнях коло колен России-матушки от Москвы до Владивоаока. С особой гордостью литей щики рассказывают о том, что они отливали колокола -г-А 'Л я | 1 Ш , 2 ^ (ЖШ ■ Ш л Звонить в колокола Пяткова (на в е р х н ем с н и м к е ) одно удовольствие. планку, ниже которой опускаться нельзя. Первый настоящий колокол Пятков отлил для Покровской церкви в своем родном городе Каменск-Уральский. Затем были заказы из соседних городов. «Громкие» работы уральских ли- теищиков - это куранты Ярослав ля, Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, на московском соборе Василия Бла женного, в Донском монааыре Москвы. В 1995 году пятковцы получили заказ от первого пре зидента России. За этот колокол мастеров пригласили в Москву и для греческого монааыря Кси- ропотам на Святой горе Афон. Рождение колокола - целая поэма. Это ведь штучное изде лие - для конкретного храма. Сначала мастер подробно рас спрашивает о храме, для кото рого хотели бы отлить колокол, его размере, местности, не стес няясь, задает вопрос о финан совых возможностях заказчи ков. Надо ли объяснять, что штучное производство всегда дорогое. Соизмерив все это, литейщики определяют, сколь ко нужно колоколов для кон кретного храма и каких они должны быть размеров. Если' заказчик желает (а желание у него чаще всего бывает), то на больших колоколах отливают имя благодетеля, оплатившего дорогостоящее изделие. Были случаи, когда просили написать «за упокой сына, погибщего в Чечне». Часто на боковине са мого крупного колокола - бла говеста - отливается главная икона того храма, где предаоит ему звенеть. Несколько лет назад Пятков решил собрать у себя в Каменск- Уральском лучших звонарей со всей России и при поддержке меаных влааей на день города уароить феаиваль колокольно го звона. Вот уже два года под ряд в уральский город на не сколько дней съезжаются звона ри со всей матушки-России. Они, не аесняясь друг друга, показы вают свое мастерство, перенима- ( ют опыт, учатся новым перезво нам. Тысячи каменцев собирают ся на главной городской площа ди перед часовней Александра Невского, когда звонари один за другим поднимаются на коло кольню и на 16 колоколах испол няют церковный звон своего хра ма. Только представьте - не сколько часов подряд над ураль ским городом звучит будничный, пасхальный красный звон, праздничный трезвон с колори том Дальнего Воаока, Западной Сибири, русского Севера и Под московья. Это настоящее чудо! Предстоящим летом, верится, оно повторится. Владимир ЛЫСОВ. КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ - ТЮМЕНЬ. ДЕЛОВОЙ ВТ0РЙЙК1 Учредитель и издатель: Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание зарегистрировано Миниаерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средав массовых коммуникаций Рег. ЛИ№ 77-Л61. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Шеф-редактор Редакционная коллегия: Ф.Сизый (Иогп|к@аиогп|к,ги) Л.Арих (1а@ЗИогп|к.ги) К.Барыкин, В.Богданов, А.Бушев, П.Вощанов, Ю.Махрин, А.Панов, Н.Петраков, Д.Севрюков, Д.Шеваров. Адрес редакции: 127137, Москва, а/я № 34. Телефон/факс: (495) 257-37-83,257-59-17. Е-та|1: \4огп1к@с1\Аогп1к.ги. \ллллл/.с1\Догп|к.ги Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Общий тираж 2.062.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией недопускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (495) 257-59-17,257-37-83. ■Труд», «Рабочая газета» (Украина), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Волга» (Астрахань). «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), Северная Осетия» (Владикавказ). «Волгоградская правда» (Волгоград). «На смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зелемогорск), «Калининградская правда» (Калининград), «Кубань сегодня» (Краснодар), «Курская правда» (Курск). «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Кузбасс» (Кемерово). «Липецкая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» (Майкоп). «Торговая газета» (Минск), «Правда Севера» (Новый Уренгой). «Новодвинский рабочий» (Новодвинск), «Нижегородские новоаи» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Поколение» (Орел), «Веаник Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара). «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов). «Труд» (Ташкент), «Тюменская презвда» (Тюмень). «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита). «Пярнуский Экспресс» (Эаония). «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник» (Якутск),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz