Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

ДЕЛОВОЙ ВТОРНИК; 27 МАРТА 2007 ГОДА 3 П А Р А Л Л Е Л И = ЛОШАДКУ КОРМИТ... РАПС ГЕРМАНИЯ ВСЕ АКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗУЕТ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА Уже 10 лет здесь работают за­ воды по производству биоди­ зельного горючего из рапсового масла. Рапсом заняты почти 1,5 миллиона гектаров пашни, нем­ цы собирают самый высокий урожай семян в мире (в 2005 го­ ду было намолочено по 38 цент­ неров с 1гектара), и около поло­ вины валового сбора использу­ ется уже на производаво биото­ плива. В стране работают 14 крупных заводов мощноаью в 100 и более тысяч тонн топлива каждый, ароятся еще шеаь. Исполнительный директор одного из таких заводов Стефан Шрейбер подробно ознакомил с процессом получения биодизеля из рапсового масла, подчеркнув при этом, что заправиться им можно на каждой третьей «тан- кештелле», то е а ь АЗС. По словам Шрейбера, биоди ­ зель является экологически более чистым топливом: при сгорании он выбрасывает в несколько раз меньше серы и сажи, чем обыч­ ная солярка. Бы аро разлагается, попадая на почву, не загрязняет водные источники. Поэтому, как только Минфин решил установить небольшой а к ­ циз на биодизель, «зеленые» в бундестаге выступили с протес­ том. Уже 10 лет на это топливо нет акцизных сборов. Более того, протекционистская политика правительства позволила резко нарастить мощности по его про­ изводству. Компенсация затрат на строительство новых заводов и на создание новых рабочих мест доходила до 42 -44 процен­ тов всех расходов. Ученые-селекционеры из фирмы KWS из Айнбека расска­ зали о возможностях и перспек­ тивах увеличения биотоплива. У них уже выведены сорта рапса, способные давать до 5 тонн се­ мян с гектара. В одном из опыт­ ных хозяйств KWS в предгорьях Гарца мы встретились с директо­ ром Кристианом Прелле, кото ­ рый убеждал, что дешевле ис­ пользовать в качестве топлива чистое рапсовое масло. У него все 4 трактора «Нью Холланд» рабо­ тают на масле. Он тут же завел трактор и проехал на нем по ма­ шинному двору. Но, предупредил он, на тракторе надо смонтиро­ вать микроволновую установку, через которую предварительно и пропускать масло. Пожалуй, ведущим специали- стом-практиком в Германии, ко ­ торый знает все о работе разных двигателей на биодизеле, являет­ ся главный инженер лесохозяй­ ственного объединения земли Бранденбург Торстен Ракел. У не­ го вся техника и даже два бело­ русских трактора МТЗ-82 работа­ ют на биодизеле и биогидравли- ческих маслах. Другой вид альтернативного горючего - биоэтанол. В Герма­ нии его выпускают несколько за­ водов. Для увеличения его произ­ водства также принято решение до 2009 года отменить акцизы на его производство и реализацию. В городе Цербиг мы познакоми­ лись с производством этого топ­ ливного спирта из ржи и пшени­ цы в компании МВБ. «Больших отличий в технологии от произ­ водства пищевого спирта нет, - подчеркнул директор, доктор на­ ук Бернд Клотц. - Для биоэтанола не требуется высокой степени чи ­ стоты, но зато он должен высуши­ ваться от воды до 99 ,8 процен­ та». Год назад биоэтанолом в Гер­ мании можно было заправиться на одной «танкештелле», сейчас - более чем на 30. В отличие от биодизеля он, наоборот, повыша­ ет мощность двигателя. Но надо вносить изменения в карбюратор. Полностью готовыми к эксплуата­ ции на новом топливе выпускают машины концерны «Форд» и шведский «СААБ». В городках Гершен земли Саксония и Аренд- зее земли Саксония-Ангальт мы встретились с владельцами «тан­ кештелле» Алексом Ф ин ке и Альфредом Ландсбергом. Пер­ вый из них работал водителем грузовика, а сейчас у него с ком ­ паньоном уже 25 своих грузови­ ков. Чтобы удешевить расходы на топливо, он построил свою АЗС, заправляется более дешевыми видами биотоплива, применяет ландзонды для впрыска эмуль­ сий, сотрудничая с компанией «Шелл». Альфреда Ландсберга по праву можно назвать королем бензоколонки. Он выжимает из своей «танкештелле» «Zum Seeadler» все, что можно. Биотоп­ Р А С П Р О Д А Ж А = ПРИКАЗАНО ВСПЛЫТЬ! подлодки «УКРАИНА» И «ЗАПОРОЖЬЕ» УЙДУТ С МОЛОТКА Желание обзавестись собст­ венной субмариной возникло в Украине еще при разделе Чер­ номорского флота. По настоя­ нию украинской стороны в 1997 г. подводная лодка Б-435 (по классификации НАТО Foxtrot) была передана ВМС Ук­ раины и получила название «Запорожье». Подлодка Б-435 была спуще­ на на воду в 1970 году в Ленин­ граде. После ходовых испытаний на Балтике совершила переход на базу Северного флота (г. По­ лярны й ), после чего в 1990 г. была передана Черноморскому флоту. Подняв украинский прапор в 1997 году, «Запор1жжя» (так на­ звали Б-435) стал на доковый ос- I мотр, чтобы подлатать внешний корпус . Дыр оказалось уйма , средний ремонт выявил и потя­ нул цепь серьезных неполадок. Вместо планируемых 800 тыс. гривен (1 доллар равен 5 грив ­ нам) докование обошлось в б миллионов ! Сказался преклон ­ ный возраст субмарины. Здесь бы и оставить усталую подлодку в покое, поставить на прикол в во­ енный музей на радость детиш­ кам или катать по морю туристов. Однако ам биции по созданию подводных сил взяли верх и в 2003 году старушку потащили на 13-й судоремонтный завод М и ­ нобороны России. Попытка реа­ нимировать старенькую дизелю- ху заняла 10 лет и обошлась госу­ дарству в 40 млн. гривен (18 из них ушло на приобретение им ­ портных аккумуляторов, срок годности которых уже истекает). В этом году придется раскоше­ литься еще на 10 млн. гривен. Кстати, в минувшем году на переоснащение, закупку и ре­ монт вооружений в Украине бы ­ ло выделено 32 млн. гривен. При этом только одна подлодка ус­ пешно пожирает треть бюджета целой армии. Ходом явно затя­ нувшегося ремонта не на шутку заинтересовался не только Ген­ штаб, но и представители извест­ ной Книги рекордов. Мысль избавиться от столь прожорливой и груш ки пришла через 10 лет. Но как? Выпихнуть лодку из завода и немедленно продать, пока не утонула! Таков приказ министра обороны. Кстати, под горячую руку под­ вернулся и Богом забытый, мир ­ но ржавеющий в Николаеве ра­ кетный крейсер «Украина». Так и не сделав ни одного залпа, флаг­ ман советского долгостроя при ­ рос к заводской стенке в печаль­ ном ожидании своей участи. И вот новая жизнь - его решено пу ­ стить на иголки. Просочилась первая инфор­ мация о потенциальном покупа­ теле единственной украинской подлодки : Ливия готова выло­ жить за антикварный экземпляр от 50 до 70 млн. долларов. По оценкам военных экспертов, окончательная цена будет зави­ сеть от предпродажной под го ­ товки и модернизации систем уп ­ равления оружием , навигации и связи. Впрочем, специалисты весьма скептически расценивают шансы выручить указанную сум­ му. Причина все та же: запре­ дельный возраст субмарины. Д о ­ статочно припомнить неудачную продажу Украиной корпуса авиа­ носца «Варяг» - всего-то за 20 млн. долларов. Какую цену заломят за подлодку «Запорожье» и где она всплывет - узнаем совсем скоро. Геннадий ДИАНОВ. СЕВАСТОПОЛЬ. Немцы убеждены, что за рапсовым горючим - будущее. ливо реализуется с рентабельно­ стью до 6 процентов, в Германии это считается вполне прибыльным делом. На АЗС работают непре­ менный магазин, бистро, зал и г­ ровых автоматов, продаются све­ жие цветы от местных фермеров, установлена реклама местных фирм. А королем ордена стрель­ цов его избрали как авторитетно­ го в городке бизнесмена. Для биоэтанола, как считают в Германии, только наступает золо­ той век. Его можно готовить из А КАК У НАС любой органической массы. Ин­ женер-проектировщик из Бран­ денбургского центра энергетиче­ ских исследований Клаус Шварц рассказал нам на выставке в Кот­ бусе, что они спроектировали для Исландии завод, который станет работать на зеленой массе люпи ­ на. А вокруг Котбуса посадили плантации быстрорастущей ивы для той же цели. Юрий БАКЛАНОВ. БЕРЛИН - МОСКВА. С О С Е Д И СМЕНИТЬ Ф А М И Л ИЮ ? Н И К А К И Х ПРОБЛЕМ ! До конца 2007 года процесс изменения имени и фамилии в Грузии будет упрощен. Если раньше на это требовалось два месяца, то сейчас - лишь один. При этом собирать необходи­ мые справки станут чиновники Агентства гражданского реест- Ра- Михаил АИДИНОВ. ТБИЛИСИ. СТРАХОВКА ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ МЧС Казахстана намерено внедрить единую информаци­ онно-коммуникационную сис­ тему мониторинга территории страны,направленную на свое­ временное предупреждение и оперативную ликвидацию сти­ хийных бедствий. Уже в этом году единая система монито­ ринга в качестве пилотного проекта будет внедрена в не­ скольких регионах республи­ ки. Умед БАБАХАНОВ. ДУШАНБЕ. З А М Е Т К И ПО П О В О Д У = БИЗНЕС Н А К РО ВИ РАЗВЯЗАННАЯ США ВОЙНА В ИРАКЕ УВЕЛИЧИВАЕТ АРМИЮ НЕДОВОЛЬНЫХ В нашей стране также нет недостатка в проектах строительства заводов по производству биодизеля и биоэтанола. Их намечают по ­ строить в Липецкой, Волгоградской, Нижегородской, Ростовской и других областях, на Кубани и в Сибири. Правда, мы отстаем со строительством от соседних Казахстана и Украины. Посевы рапса с 270 тысяч гектаров в 2005 нынче выросли до 538 тысяч гектаров. В 2007 году, по планам Минсельхоза РФ, они удвоятся, составят уже 1 миллион гектаров, что важно как для производства пищевого мас­ ла, комбикормов для животных и птицы, так и для производства биодизеля. Но пока в России в отличие от Германии и других стран нет госу­ дарственной программы по производству биотоплива, преференций инвесторам. Нет технологических регламентов и стандартов на эти виды топлива. Не проведены испытания разных видов и марок авто­ машин и тракторов. Не определено, какие из них могут работать на биодизеле и биоэтаноле. В общем, как всегда, придется догонять Ев­ ропу, если не хотим безнадежно отстать. р е й т и н г СЛЕГКА ЗАПУТАЛИСЬ В ПАУТИНЕ в России бурными темпа­ ми растет число пользовате­ лей Интернета. Доступ во Всемирную паутину уже имеют свыше 25 млн. чело­ век - шестая часть всего на­ селения. И все же мы пока сильно отстаем от развитых стран. Число пользователей Интер­ нета(в процентах) Антивоенные выступления простых американцев, резолю­ ции Конгресса США стребовани­ ем прекратить войну в Ираке, обещания кандидатов в прези­ денты вернуть «наших парней домой» вновь напомнили вре­ мена вьетнамской войны. Но прагматичный американец не преминет вспомнить и другое - расходы на войну в Афганистане и Ираке уже превысили средст­ ва, выброшенные в огонь вьет­ намской бойни. К концу 2008 го­ да общая стоимость войны в Ираке и Афганистане достигнет 700 миллиардов долларов. Ко­ нечно, не следует забывать, что Америка платит за «имперские амбиции» не только долларами, но кровью убитых и искалечен­ ных. Но кое-кого это мало беспоко­ ит: на крови и увечьях можно сделать неплохой бизнес. И дела­ ют. В американской глубинке, ку ­ да предпочитают запрятывать ра­ неных и изувеченных на 1 ^ а к с к о й войне, выяснился безобразный факт: деньги, выделяемые на протезы и костыли, использова­ лись, говоря бюрократическим языком судебных протоколов, не по назначению, а попросту гово­ ря, разворовывались. Логика казнокрадов и мошен­ ников довольно проста: чем больше взрывов и погибших в Ираке, тем больше требуется средств для восстановления, тем больше можно оторвать от дол ­ ларового пирога. Демократиче­ ское большинство в Конгрессе занялось расследованием зло ­ употреблений, связанных с пре­ доставлением американской по­ мощи Ираку. Оказалось, что та­ ких злоупотреблений уже набра­ лось на 80 уголовных дел. Американских законодателей впечатлила информация о бес­ следном исчезновении в ирак ­ ских министерствах и ведомствах в 2003-2004 годах 8 ,8 миллиар­ да долларов, переправленных в Ирак наличными. Груз тянул на ЗбЗ тонны и переправлялся транспортными самолетами ВВС США. Временная коалиционная администрация Ирака (ВКА) пла­ нировала направить их на под­ держку новых властных структур в Ираке, выплату зарплат и пен­ сий. Но вмешались мошенники. деньги просто разворовали и не оставили никакой документации. В конце концов, экс-глава ВКА Пол Бремер сквозь зубы признал­ ся в Конгрессе, что «не было дей ­ ственной системы контроля над расходованием средств». Но больше всего греют руки интенданты на распределении среди американских фирм конт­ рактов на восстановление Ирака. Была отработана «система отка­ тов», которая приносила чинов ­ никам ВКА стабильный доход. Схема была довольно проста: деньги выдавались наличными, половину американские фирмы за это «откатывали». Прокурор­ ские работники сумели поймать заместителя Бремера, полковни ­ ка запаса Кортиса Уайтфорда, и двух его бывших сотрудников Добре Харрисона и Майкла Уи ­ лера, а также двух гражданских лиц, включая Уильяма Драйвера, мужа г-жи Харрисон. «Кучка жалких за говорщ и ­ ков», как назвали следователи преступников, «работала» со строительной компанией Ф илип ­ па Блума, они обеспечили ему контракты в Ираке на 8,6 милли­ она долларов. «Заговорщики» передали Блуму 2 миллиона дол ­ ларов наличными (на жаргоне наличные назывались «кирпича­ ми»), он вернул им половину. И куда же те прятали награблен­ ное? Просто ввозили в США! Однажды Харрисон и Уилер ввезли в Нью-Йорк из Ирака по крайней мере 330 тысяч долла­ ров, прилетев туда по билетам, которые купил для них Блум. В качестве благодарности тот да ­ рил «благодетелям» дорогие ав ­ томобили: он преподнес Cadillac Escalade госпоже Харрисон, а лейтенант Брюс Хопфенгарднер получил «откатные» и мотоцикл НагГеу Davidson в придачу. Аппетит приходит во время кражи: Кортис Уайтфорд очень подробно описывал, какой с п м - тивный автомобиль он хотел бы иметь - модель с ручной короб ­ кой переключения передач, спе­ циальное оборудование для ба­ гажного отделения. Благодарный Блум учел все это и подарил еще и часы стоимостью 3,2 тысячи долларов, и билеты до Юты, и 10 тысяч долларов. Росли аппетиты и у Блума. Он подумывал о создании иракской авиакомпании и частной охран­ ной фирмы, которую хотел на­ звать «Анаконда». Идею поддер­ жал Уайтфорд, написав Блуму: «Задача такой компании - делать деньги, чтобы мы могли выгля­ деть круто и пользоваться круты­ ми вещами». Вот и выходит: для кого-то в Америке война - кровь, смерть и разрушение, а кому -то «демо­ кратические бомбы и снаряды» приносят «крутые вещи и кирпи ­ чи» и тотальную морально-пси­ хологическую деградацию. Владимир КУЗЬМИН. Письмо маме - единственная отрада для американского солдата. В О К Р У Г СВЕТА - З А Р У Л Е М П У Т ЕШЕ С Т В И Я Подлодка Б-435. Бухта Балаклава. ЗАПИСКИ СОВРЕМЕННОГО АВТОТУРИСТА (Продолжение. Начало - в NsN3 7-10). 26 сентября На въезде в Лос-Анджелес мы выхо­ дим из кондиционированной прохлады машины в сауну местного климата. И тут же оказываемся в еще более жарких объятиях русского дальнобойщика Евге­ ния Гречко. У него жена и три сына. Евге­ ний пять лет в Лос-Анджелесе, до этого семь лет «дальнобоил» в Израиле, а еще раньше исколесил на «Супермазе» всю Россию. Но «МАЗ» у него увели, это бы ­ ла середина бандитских 90-х... и, сами понимаете, какой дальше сюжет. Он проклял все, он плакал от бессилия. И первое, что он делает, накормив нас борщом, - везет нас к своему «траку»! Так здесь называют грузовики. Какой же он красавец! Вишневый, могучий «Воль­ во», гордый, величественный, уверен­ ный в своей мощи, в своем хозяине и в своей стране, сверкающий хромом - ко ­ роль хайвэев! Мне больно писать эти строки: у Евге­ ния в Америке не отнимают его «трак», с него не дерут три шкуры, не вымогают доллары только за то, что он едет по до ­ роге. За то, что ему надо кормить семью. Русский дальнобойщик Евгений Гречко знает, что здесь, в Америке, все зависит только от него. И он вкалывает. У него один «трак» и своя фирма, он сам себе хозяин, сам выбирает, когда работать, что везти. Да, он весь в долгах и живет в кредит. Но так можно жить и быть счаст­ ливым, если знаешь, что все зависит только от тебя. В Лос-Анджелесе у нас всего один день. Мы успеваем постоять под знаме­ нитым словом «HOLLYWOOD» на склоне горы, пошаркать подошвами по голли­ вудским звездам, примерить свои ко ­ нечности к залитым в цементе конечно­ стям суперзвезд, которых знает весь мир, пройтись по знаменитой лестнице, ведущей в зал, где вручают «Оскары». Но оказывается, что к ним, к «Оскарам», ведет очень извилистая тропинка под названием «Дорога в Голливуд». Начи­ нается она откровениями звезд, впеча­ танными в асфальт, о том, как они доби ­ лись успеха. Их множество: «Я был бан­ ковским клерком, пока не попытал сча­ стья в Лос-Анджелесе...», «Я работала на фабрике в три смены и вдруг прочитала объявление в газете...». По ним идешь, читаешь, завидуешь и оказываешься у огромной... кровати, у подножия кото­ рой надпись: «Дорога в Голливуд». М о ­ лодцы американцы: умеют и шутить, и смеяться над собой. А вы разве не знали, что Голливуд - это не киногород с факториями поза­ прошлого века и экскурсиями по кино- павильонам, а просто район Лос-Анд­ желеса? Такой же, как Красная Пресня - район Москвы. Жилые дома, магазины, театры, музеи, люди на улицах, машины - и все это называется Голливуд. От Гол­ ливуда, от страны грез осталась в народе вера в американскую мечту, а в городе - только офисы знаменитых на весь мир кинокомпаний . Поскольку земля здесь Вот он каков - Гранд-каньон глазами Юрия Гейко. безумно дорога, фильмы в Голливуде больше не снимают - их снимают по все­ му миру. А вы не знали, что знаменитым бук ­ вам «HOLLYWOOD» на горе уже почти век? И никакого отношения к кинопро­ цессу они не имеют - просто земельный торговец скупил когда-то эту никому не нужную землю вдалеке от океана, в гор­ ной глуши, застроил ее и установил на горе свою рекламу: «Голливуд лэнд фор сейл» (Голливудская земля на продажу). Распродал с большим успехом, посколь­ ку смог от стремительно растущего горо­ да сюда не добирался. Три последних слова впоследствии обветшали и обва­ лились, а первое - выжило. Город его полюбил, власти взяли на баланс. Да и знаменитый «Кодак Театр», где вручают­ ся «Оскары», построили так, что слово это висит в створе его башен. Но самое удивительное - слово «HOLLYWOOD» в темное время суток не подсвечивается! И никто не знает почему. Эх, Юрий М и ­ халыч, Юрий Михалыч, вспомнил я вас в темноватом Сеуле, вспомнил и в сверка­ ющем Лос-Анджелесе: ведь мы даже здесь гордимся красавицей-Москвой! Самые последние оп и с ки в бетоне на входе в логово «Оскаров» - в «Кодак Те­ атр» - оставил Кевин Костнер всего три недели назад. Почему? Он ведь уже дав­ но всем звездам звезда. Очень трога­ тельно отпечатались в веках тонюсень­ кие шпильки и крохотные ступни Софии Лорен. А вот пальцы рук у нее длинню ­ щие. Моя подошва точно совпала с отпе­ чатком звездной ноги Сталлоне. А вот Леша Лысенков объявил, что у них с Ни- колосом Кейджем одинаковые... носы. Хотя отпечатка носа Кейдж в цементе не оставил. Спилберг, как всегда, ори гина ­ лен - он вдавил в Историю отпечаток разлапистых ребристых пляжных шле­ панцев. 27 сентября Почти сорокаградусная шестисотки­ лометровая сауна Невады, и мы въезжа­ ем в вечерний Лас-Вегас... Ребята!.. Ощу­ щения клопа, муравья или божьей ко ­ ровки, как хотите, залезшей в шкатулку с бриллиантами. Как вы понимаете, не сыграть в Лас-Вегасе в рулетку - совер­ шенно невозможно. Мы бы себе этого никогда не простили. Легли спать под утро. Итоги: я поломал традицию, впер­ вые продувшись в Лас-Вегасе - дважды был здесь, пять раз играл и все разы вы­ игрывал, а сегодня... Лысенков тоже про­ играл, превысив свой обычный барьер разумной суммы за адреналин. А вот Кожеуров!.. Еще выезжая из Лос-Анджелеса, я, внимательно посмотрев на Сергея, кото­ рого знаю уже 20 лет, сказал неожидан­ но для самого себя: «Ты сегодня выигра­ ешь». И только за рулеточным столом, начав проигрывать, я узнаю, что Сергей вообще впервые приблизился к этому пороку. И сегодня он долго приглядыва­ ется к игре, не покупает фишек, потом берет, но не ставит, все медлит, мямлит, и вдруг! Рука его буквально выстрелива­ ет к «зеро»! Я вскрикиваю внутренне: «Зачем?!» Но выпадает «зеро»! Первая в жизни ставка! Тут же я Кожеурова пре­ дательски покидаю и бегу в номер, за те­ лефоном, чтобы в режиме «реалити- шоу» сообщить об этом на «Авторадио». Сообщил. Начал писать эту запись в дневник. Когда я возвращаюсь где-то часа через два, фишек у Сергея поубави­ лось. И он начинает опять пережидать, медлить, мямлить... Но вдруг крупье объявляет: «Стол закрывается, послед­ няя ставка, господа!» И в ту же секунду лицо Сергея одухотворяется, какая-то опять неведомая сила выкидывает его руку с двумя фишками опять на «зеро»! Выпадает «зеро». Клянусь всеми святы­ ми, что я ни миллиграмма не придумал - ему «аборигены» зааплодировали! Выи­ грал Сергей всего-то в итоге 35 долла­ ров, но как красиво! А ведь действи­ тельно: новичкам везет! Кстати, самые крупные выигрыши за всю историю Лас- Вегаса: 5 и 12 миллионов долларов при ­ ходятся не на его гостей, а на его жите­ лей - это наводит на размышления, не правда ли?.. 28 сентября Очаровательная Лена из Сан-Фран­ циско сказала в разговоре так: «Вы знае­ те, мы очень законопослушные. И пото­ му нам здесь комфортно». А закон в Америке действительно бог и царь. Это чувствуешь везде: в штате Юта, например, запрещено курить во всех общественных местах. Нет даже но ­ меров для ктоящих. И мы, три путешест­ венника, обладающие этой вредной привычкой, курили только на улице. В той же Юте, в придорожном ресторане, нам не подали одновременно две пор­ ции алкоголя на человека. Порция - 40 граммов крепких напитков или пиво. То есть «лакировку» пивом пришлось сде­ лать, только допив виски. Превышать максимальную скорость можно не более чем на 5-7 миль в час. А она 70-75 миль, то есть 110-120 км. Нару­ шителей очень мало, да и то на неболь­ ших отрезках шоссе. На задних сиденьях пристегиваться не обязательно. Штраф за передние - 10 долларов. Проверить работу полиции очень просто: минут на 10-15 прижмите газ, и она появится слов­ но из-под земли. Патрулирование скры ­ тое и открытое, с приборами позволяет мерить скорость на расстоянии 7-8 ки ­ лометров. Выброшенный из машины окурок -1000 долларов штрафа, в Кали­ форнии, во всяком случае. Нарушать правила очень невыгодно. Штраф-то, может, и невелик; за несерьезные нару­ шения - 50-100 долларов. Но страховка автомобиля на следующий год вырастет пропорционально количеству наруше­ ний, потому что существует компьютер­ ный учет ВСЕГО, по всей стране, сущест­ вует и досье водителя. Права в США можно получить в 15 лет, так называемые «предправа», но ез­ дить за рулем можно только, если рядом взрослый. С 16 - пожалуйста. За каждое нарушение водителю начисляются «пойнты». Тронулся с места с пробуксов­ кой, с визгом -12 баллов. Устроил гонки на улице -1 2 баллов. И так далее. При­ чем чем моложе водитель, тем жестче к нему требования. Суд штрафует и лиша­ ет прав водителя до 18 лет за б «пойн­ тов». С 18 до 21 года позволено набрать не больше 8 «пойнтов». А взрослому во­ дителю -12. Если ты набрал критическое количество баллов, но нарушитель не злостный, то тебе судом может быть раз­ решено выдать так называемые «ред лайсенс» - красные права, которые поз­ волят тебе ездить по самой жизненной необходимости: в институт, на работу, в маркет. Прошу внимания правительства Рос­ сии: употреблять алкоголь в США, в том числе и пиво - «ходить за «Клинским», разрешено только с 21 года. Держать ал­ коголь в автомобиле можно только в ба­ гажнике, причем нетронутую бутылку, да еще и в специальном, запечатанном в магазине пакете. Не все американцы знают цифру допустимого содержания алкоголя в крови. Но все знают, что больше одной бутылки пива выпивать перед тем, как садишься за руль, нельзя. Если вас поймала полиция пьяным, то готовьте около 10 тысяч долларов на ад­ вокатов и штрафы. И еще готовьтесь к пятну на вашей электронной репутации, которое не позволит вам стать, напри­ мер, летчиком или получить престиж­ ную, ответственную работу. Есть и поощ­ рения - если вы примерный ученик кол­ леджа или университета, то страховка вашего автомобиля будет дешевле. 29 сентября Да, друзья, только теперь я начинаю понимать, что ехать почти три месяца по планете, потрясаясь ее красотами, меняя города, гостиницы, страны, времена го ­ да, переводя каждый день стрелки часов на час вперед, встречаться с дружелюб­ ными людьми, записывать все новые адреса, да еще и иметь возможность рассказывать об этом всей стране - ве­ ликое счастье. Наверное, я почувствую его потом, в заснеженной Москве, пото­ му что сейчас это тяжелая работа. Юрий ГЕЙКО. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz