Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
15 МАРТА 2007 ЧЕТВЕРГ № 10 (302) С о Ю 3 Беларусь —Россия III «СКИФ-ГРИД» — на грани фантастики Окончание. Начало на стр. I Кроме Беларуси и России, еще только полтора десятка стран могут похвастаться собс твенными разработками супер компьютеров — среди них США, Япония, Китай, Индия, Германия. Остальные высокотехнологич ный продукт покупают. Кстати, о ц е н е . Е д и н и ц а м о щ н о с т и «СКИФа» в полтора раза дещев- ле мировых аналогов, а отноше ние реальной производитель ности к теоретически достижи мой составляет 81 процент. То есть система оказалась весьма экономичной, с высоким коэф фициентом полезного действия за счет применения оригиналь ных технических решений. имеется в Беларуси и у коллег в России. Обе стороны распоря жаются ею по своему усмотре нию. — Где сейчас работает «СКИФ»? — В с упе р 'ком п ью те рн ом центре, организованном на базе нашего института. Его услугами пользуется более десятка про мышленных предприятий Бела руси. Например, завод «Удар ник» минского ОАО «Амкодор», выпускающий конкурентоспо собн ую на внеш ни х ры н ка х дорожную технику, собирается значительно уменьшить метал лоемкость продукции, не ухуд шая при этом пр о ч н о с тны е характеристики узлов и дета лей. «СКИФ» способен в вирту альном пространстве разбить машину на миллионы элементов и рассчитать, как поведет себя тот или иной элемент конструк ции. Тем самым сроки реализа ции поставленной задачи сокра щаются. Кроме того, виртуаль ные испытания экономически более выгодны для м аш ино строительных корпораций. Ска жем , М и н с ком у а в т о з а в о д у ежегодно необходимо прово дить тестирование новой техни ки. На специальных полигонах несколько моделей, обвешав их п р ед ва ри тел ьно д а тч и кам и , Y разбивают, чтобы убедиться в безопасности водителя, надеж ности кабины, двигателя. Точно такой же, но виртуальный крэш- те с т вы полняет ком п ью тер . Достаточно только правильно построить модель конструкции и грамотно приложить нагрузки. Предприятия п о чувс твовал и очевидную выгоду, количество пользователей растет. И если первая союзная программа пол ностью ф инансировалась из бюджетов России и Беларуси на паритетных началах, то вторая — «Триада», стартовавшая в 2005 году, будет наполовину субсидирована потребителями услуг. Суперкомпьютерная тех ника в России востребована еще больше: для моделирова ния погоды, изучения сейсми ческой активности, прогнозиро вания наличия полезных иско паемы х , в в у зо в с к о й науке . К с та ти , в середине февраля Томский госуниверситет пред ставил суперкомпьютер, разра ботанный на деньги российского национального проекта «Обра зование». В его основе — союз ные наработки и технологии . Дело наше живет и приносит ощутимую пользу. Необходимая конструкторская документация — Союзная программа «Триада» — еще один шаг вперед? Удастоя ли «СКИФу» вернуться в престижный мировой рейтинг суперкомпьюте ров? — Цель «Триады» (программа завершится в 2008 году) более утилитарная — внедрение науко емких технологий для освоения конкурентоспособной продукции и выхода на внешние рынки. Мы намерены адаптировать лучшие мировые 1Т-технологии для оте чественной суперкомпьютерной техники, одновременно созда вать собственные высокотехно логичные разработки для проек тирования новой техники и пред ложи ть гамму персональных кластеров, имеющих производи тельность несколько сотен мил лиардов операций в секунду, но доступны х по цене — 40—70 тысяч долларов. В итоге заводы и конструкторские бюро могут быть оснащены мощной интел лектуальной техникой для реще- ния небольших, но ресурсоемких локальных задач. Кстати, первые образцы персональных класте ров уже есть, до конца года завершатся их государственные испытания, а со следующего года в Научно -исследовательском институте электронно-вычисли тельных машин будет освоено серийное производство. Но вер нуться в престижный рейтинг ТОР-500 мы, я очень на это наде юсь, сможем примерно к 2 0 10 году. В конце марта на заседании Совета Министров Союзного государства планируется утвер дить еще одну совместную про грамму «СКИФ-ГРИД». Стратегическая цель нового проекта — реализация эле кт ронного «ГОЭЛРО». Что я имею в виду? Допустим , включая в ро зе т ку телевизор , у тю г или магнитофон, никто не задумыва ется, откуда пришла в дом энер гия — из Игналины ли. Смоленс кой АЭС, или Березовской ГРЭС. Точно так же любому пользова телю, имеющему выход в Интер нет, станет доступен ресурс в несколько десятков триллионов операций в секунду с обыкно венного домашнего персональ ного компьютера. Условно гово ря, в самой глухой деревне к а к о й -н и б у д ь ге н ий реш ил заняться и зучением ф и зи ки энергии элементарных частиц. Через свой компьютер он запус кает данные и обратно получает готовый результат. Ведь наука и новые технологии развиваются не только в Минске или в Москве, в помощи высоких технологий и мощных вычислительных ресур сов сегодня нуждаются регио нальные предприятия . Наша задача — обеспечить спрос предложением .И параллельно цель номер два — вернуться в рейтинг суперкомпьютеров. Это престижно и нужно. В сфере IT- технологий изменения происхо дят слишком стремительно, поэ тому мы тоже должны спешить, чтобы удержать марку суперком пьютерных государств. Пушкин и Янка Купала в новом формате В Минске презентован электронный учебник по русской и белорусской литературе образование Олег Дубов МИНСК в НАЦИОНАЛЬНОЙ библиотеке Беларуси пре зен тованы два электронных учебника по русской и белорусской литературе. Диск «Электронная библио те ка — школьникам» выпущен на базе Национальной библиотеки при поддержке Национальной комис сии Беларуси по делам ЮНЕСКО. Электронное издание включает полные тексты произведений белорусской и русской литерату ры, в том числе произведения для обязательного, внеклассного и самостоятельного чтения для 9— 11 классов. Второй диск — «Говорящая электронная библи отека» — включает озвученные при помощи технологии синтеза речи текстовы е документы и адаптирован для использования людьми с нарушениями зрения. «Говорящая электронная биб лиотека» поддерживает бело русский, русский и английский язы ки и содержит коллекцию произведений щкольной про граммы по литературе для 9— 11 классов. Брестскую крепость — в Список всемирного наследия Для ЮНЕСКО готовятся также документы по памятникам архитектуры Полоцка культура Михаил Кузьмин МИНСК В с п и с о к ЮНЕСКО планиру ется внести Брестскую крепость и ряд памятников архитектуры Полоцка. Досье по фортифика ционным сооружениям Брест с ко й к р е п о с т и и к о м п л е кс у памятников архитектуры XII-XIX веков Полоцка для включения этих историко-культурных объ е к то в в С п и с о к в сем и р н о го наследия ЮНЕСКО планируется п о д го т о в и ть в 2008 году . В настоящее время ведется сбор материалов, одновременно спе циалисты собирают информа цию о культовых сооружениях Б е ла р у си о б о р о н н о го типа . деревянного зодчества Бело русского Полесья. Претендует на включение в Список всемир ного наследия ансамбль про спекта Независимости в Минске — участок от площади Незави сим о с ти до улицы К о зл о ва , п р е д с та в л яю щ и й т р а д и ц ию послевоенной советской архи тектуры. Всего в перечне номи наций от Беларуси, поддержан ных Центром всемирного насле дия ЮНЕСКО, десять объектов. Напомним, что статус объектов Списка всемирного наследия ЮНЕСКО уже присвоен Бело вежской пуще, замковому комп лексу в г.п. Мир, архитектурно культурному комплексу Радзи- виллов в Несвиже, трансгранич ному объекту Геодезическая дуга Струве. Живи и помни Хранить и беречь провинцию призывает Валентин Распутин Татьяна Хорошилова МОСКВА СЕГОДНЯ Валентину Распути н у— 70 лет. Великий русский писатель родился вСибири, живет в Москве. В 70-е годы, в годы «официального глянца», в отечес твенной литературе появились писатели, которых стали называть «деревенщиками». По мнению Александра Солженицына, надо было бы их называть «нравствен- никами». В последний день зимы нача лись съемки фильма «Живи и помни» по одноименному произ ведению Валентина Распутина. Авторы сценария — Александр Родионов и Александр Прошкин, он же режиссер-постановщик. Главную роль вфильме исполняет актриса МХТ Дарья Мороз. Попу лярность ей принесли спектакль «Живи и помни», телесериалы «Каменская», «Саломея», филь мы «Точка» и «Нанкинский пей заж». Часть из них снималась в Беларуси. — Где проходят съемки фильма «Живи и помни»? — В 180 километрах от Нижне го Новгорода. Места очень краси вые. Сосны, чистый воздух. В первые дни снимали сцены без слов, чтобы войти в материал. Начались съемки со стирки белья в проруби,где я полоскала про стыни и отморозила палец. — Как поступило вам предложение сняться в фильме? — Мое участие в фильме было одним из условий Валентина Рас путина. — Писатель вас любит? — Да, меня так и называют «любовью Распутина». У нас очень теплые отношения. Это моя идея — снимать фильм по «Живи и помни». — Почему она пришла именно к вам? — В МХТ вышел спектакль «Живи и помни», где я сыграла Настену. Валентин Григорьевич одобрил наш спектакль, а я обра тилась к нему за разрешением снять фильм. Он сказал : «Да, конечно, я «под вас подпишусь», но надо искать режиссера». — Распутин дал согласие на съемки фильма, потому что ему понравилась ваша игра в спектакле. А в МХТ как вас назначили на роль Настены? — Благодаря режиссеру Пет рову, который в меня верит. Олег Павлович Табаков изначально хотел взять на роль другую актри су, мы начали репетировать вдво ем, но режиссер видел Настену « в о р о бы ш ком » . В ка к о й -то момент я осталась одна — риско ванная ситуация — мне мало лет, я ничего подобного не играла. Мы репетировали отдельные сцены, показывали , после этого нам было разрешено продолжить. Я понимаю Табакова: он должен быть уверен, что актриса потянет роль. — Распутин на репетиции ходил? — Нет, Он только принимал спектакль. — Что говорил? — Валентин Григорьевич был нам благодарен за то, что мы сде лали спектакль честно и интерес но. Еще он сказал: «Надоже, какая у вас деревня получилась — жес токая, но вообще я сам это напи сал». Потом добавил, что щел с внутренним настроением, как бы нам мягко отказать. А в итоге Валентин Григорьевич сказал: «Как я рад, что не должен подби рать слова и отказывать вам». Для меня это большая честь. — После премьеры я как-то задала вопрос Распутину: «Новое чувство, вспыхнувшее у Настены и Андрея, — зто страсть или любовь?»— «Ну какая же страсть, зто любовь. Любовь — зто жертва». — Ия так считаю. В страсти нет пожертвования, желания отда вать. В страсти есть желание получать. — Как отображается сегодняшняя Россия в «Живи и помни»? — Есть вещи вечные. Конечно, любовь Настены и Андрея воз никла в острых обстоятельствах, когда любовь надо скрывать. А до этого Андрей и Настена жили со стариками и были все время не одни. И вдруг остались наедине. И от этого возникла вольтова дуга. Андрей говорит: «Четыре года я с тобой жил, а тебя не знал. Четыре года мы с тобой перегова ривались о пустяках, а почему раньше так не разговаривали?» Это, мне кажется, самое главное. Слишком часто в суете мы пере стаем слышать друг друга, а когда есть возможность остановиться и посмотреть, какой человек рядом с тобой, он вдруг оказывается совершенно другим. Поступок Настены — вне сомнения, прояв ление любви. Ее смерть можно расценивать по-разному. Можно истолковать, что она устала от ситуации. Но сама она решила так: если ее схватят, то и его схва тят. Она погибла, чтобы его не поймали. Это — поступок , на который способен человек любя щий. Настоящая любовь, когда от любви ничего не ждешь. — Как Валентин Григорьевич себя чувствует? — Я недавно была у него. Меня усадили за стол, накормили вкус- Ш Дарья Мороз: В м оей жизни Валентин Г ригорьевич Распутин — знаковая ф игура. ным тыквенным пирогом. Я ему сценарий привозила. Говорит мало, слушает, наклонив голову, и улыбается. Мы собираемся спектакль «Живи и помни» везти на гастроли на фестиваль в Иркутск. «Ну а потом надо и на Байкал съездить еще», — сказал Валентин Григорьевич. В моей жизни Распутин— знаковая фигу ра. По «Живи и помни» никогда не снималось кино, хотя к Распутину ходили «за правами» многие. — Начало съемок вы подгадали спе циально к юбилею писателя? Это— подарок? — Подарок для меня в первую очередь. Распутин нервничает: что выйдет в итоге? Но я доверяю Александру Прошкину на милли он процентов... к юбиляру — Валентин Григорьевич, вы в курсе, что начались съемки «Живи и помни»? — Да. Но не все устраивает в сценарии. Мне дали почитать его в последние дни. — Съемки начались благодаря Дарье Мороз? — Да, Даша все затеяла. Если бы не она— не было бы и спектакля. Ей очень нравится ее роль. — А вам она в роли Настены нравится? — И мне тоже. Даша любит Настену. И я люблю Настену. Настена — олицетворение нравственности. Это — идеал. — Который в современной действительности гибнет? В зтом контексте хочу спросить: на ваш взгляд, жив ли русский народ, жива Россия, существует ли она в том народном, некогда органичном теле, которое называлось страной? — В провинции еще жива, а в Москве нет. Хранить и беречь надо нашу провинцию, не растрачивать деньги только на Москву. Пейзаж двумя кистями Окончание. Начало на стр. I Некоторые из них занесены в «Красную книгу» ЮНЕСКО. Так что проблема восстановления уникальных произведений ико нописи для наших коллег особен но актуальна. — Свою подпись под соглашением с сербскими коллегами вы ставили не виртуально — специально езди ли к ним в гости. Чем запомнилась поездка? — Прежде всего благоговей ным отношением сербов — как профессионалов искусства, так и простых людей — к своей куль туре, духовности, святому почи танию национальных традиций, корней. Это действительно пора зительно и, безусловно, поучи тельно для нас. Читатель навер няка удивится, узнав, что в то время, когда в Сербии после натовских бомбардировок вос становлены еще не все мосты через Дунай, вход в белградские галереи бесплатен. Вот уж поис тине кон кретное применение общеизвестной мудрости о кра соте, спасающей мир, Я был поражен количеством, разнообразием и ухоженностью музеев не только в Белграде. Даже в малюсеньком районном городке вас в первую очередь поведут в местный музей , В одном из таких местечек — Сом- боре — я открыл для себя потря сающего мастера-примитивиста самоучку Савву Стойкова. Это, если уместно сравнение, серб ский Нико Пиросмани. С Саввой мы договорились об организации его персональной выставки в нашем музее. Он проведет в Минске мастер-класс, выедет на пленэр, и в нашем музее появят ся первые, сербские экспона ты — белорусские пейзажи, В Белграде меня ждал и дру гой сюрприз. В одной из художес- Посол Сербии в Б еларуси Сречко Джукич. твенных галереи я нежданно открыл для себя родного белорус ского художника Сергея Тимохо- ва. Не то, что мы были совсем незнакомы. Я знал Сергея, но как живописца. А в Белграде он пред стал передо мной интереснейшим графиком. За свои работы Тимо- хов удостоился сербского звания «Золотое перо». И опять же мое открытие сразу нашло конкрет ное воплощение. В Международ ный день музеев, точнее, в ночь на 19 мая — традиционную минс кую Ночь музеев, пройдет персо нальная «Выставка ню» Сергея Тимохова. — Владимир Иванович, помимо про фессиональных, какие чисто чело веческие впечатления вы получили в Сербии? — Самые добрые. Я понял, что никакая политическая конъ юнктура не способна поколебать устои исторического, духовного, куль турно го бра тства наших народов, вытравить нашу общую историческую память. Привози ли меня на экскурсию в какое- нибудь сербское село, а мне Д ректор Н ационального худо жественного м узея Беларуси Владимир П рокопцов. казалось, что это самая настоя щая белорусская деревенька. Теперь собираемся устроить такой же прием моей белградс кой коллеге Татьяне Сретичанин. На проводе — Белград, Наци- ональный музей Сербии , его директор Татьяна Сретичанин. Вот что она рассказала коррес понденту «союза»: — Я надеюсь побывать в Мин ске во время намеченных на нынещнее лето Дней сербской культуры в Беларуси. Они прой дут в ответ на состоявшиеся с большим успехом в позапрош лом году Дни белорусской куль туры в Сербии. Надеюсь, для нас это станет хорошей возможнос тью познакомиться с творчест вом белорусских художников, а потом и обогатить их произведе ниями сербские галереи. — В вашем музее уже есть полотна белорусов? — К сожалению, нет. Зато по праву гордимся весьма достой ной коллекцией знаменитого уро женца Витебска Марка Шагала, Вообще же нашему музею есть чем гордиться. Тут как нацио нальные ценности — например, средневековые иконы и фрески, так и шедевры мирового искусст ва. Работы русских передвижни ков можно поставить в ряд с кол лекцией Третьяковской галереи. А «наши» импрессионисты впол не способны посоперничать со своими «родственниками» из Пушкинского музея. Соглашение с минскими коллегами нам пред ставляется очень перспективным. И хотя его виртуальная часть, безусловно, заманчива, вы согла ситесь, никакое видеоизображе ние не способно заменить «живо го» подлинника. Поэтому уже в эт м г ду мы планируем провести в Минске, В тебске и Бресте две выставки нашего музея. Несмотря на десятилетнее кул ь ту р н о е з а т иш ь е м ежд у нашими странами, вызванное войной в бывшей Югославии, белорусы сейчас все активнее приобщаются к сербской куль турной жизни. Во многом за это надо поблагодарить посла Сер бии в Беларуси Сречко Джукича, Звонок господину Джукичу: — Господин посол, откуда у вас такой великолепный русский язык? — В Минске я пока чуть боль ше двух лет. А до этого много лет работал на территории бывшего С о ве тс ко го Сою за . Самыми интересными для меня стали дипломатические годы в Москве. Здесь я, кста ти , влюбился в искусство — хотя по образова нию экономист. Не вылезал из музеев , галерей , мастерских художников. — Сами, случайно, не балуетесь кистью? — Пока нет. А вот моя жена Вера — п р оф е с си он а л ь на я художница. Она — участница традиционных международных пленэров на Могилевщине. А в Минской библиотеке имени Пуш кина проводилась ее персональ ная выставка. — Как вам работается и живется в Беларуси? — И то и другое прекрасно. Как дома: Кстати, непосредственно у себя в доме мыс Верой частенько устраиваем культурные вечерин ки. И хотя мне приходится быть «узником» посольского кабинета, не жалею лишней минутки, чтобы поговорить с людьми на улицах. Знаете, как трогает, когда, узнав, что я серб, многие говорят: «О, значит, вы — наш брат». В этих словах на самом деле большой потенциал для развития отноше ний между нашими тремя братс кими странами — Сербией, Рос сией и Беларусью. — Помнится, несколько лет назад возник вопрос о создании союза трех наших государств. Понятно, идея тогда диктовалась во многом ситуацией острого политического момента... — Безусловно. И тем не менее н ео б ход им о более гл у б о ко осмыслить продуктивную форму сотр удничес тва наших го с у дарств. К сожалению, богатые возможности взаимодействия пока используются недостаточ но. Я — сторонник ускорения этого процесса. — Может ли стать подспорьем тако го ускорения развитие культурного, духовного единения наших стран, чему мы и посвятили свой разго вор? — Это больше, чем подспо рье. Историческое , духовное родство наших народов — осно ва решения общих политических и экономических проблем. Учебная тревога Окончание. Начало на стр. I Итак, в 1996 году на стол Пре зидента Беларуси легло письмо: м о с к о в с к и й вуз п р ед л а гал использовать свои наработки во благо обоих государств. И хотя на волне интеграции идее дали державный ход, инициаторам довелось взять немало барье ров, поблуждать по лабиринтам законодательств. Изначальная задумка о совместной образова тельной структуре, соединяю щей в себе учебно-методические возможности Беларуси и России, не вписалась в законодательные рамки: пришлось создать имен но филиал, причем на основе единичных правовых актов . В 1998 году по просьбе Совета Министров Беларуси было при нято постановление Исполкома Союза Беларуси и России о создании филиала РГСУ в Минс ке. На это выделялись средства из союзного бюджета. Финанси рование взяли на себя на пари тетных основах оба государства. В течение 1998—2002 годов в минском филиале ежегодно за счет бюджета Союзного госу дарства набирали по 100 студен тов по направлению Минтруда, подготовили 500 специалистов. Здесь работаю т по высоким образовательным стандартам РГСУ и с полным правом выдают выпускникам диплом российско го образца, который признается в 37 странах мира. В 1999-м филиал прошел совместную рос сийско-белорусскую лицензион ную экспертизу, в 2004-м — пов то р н о е л и ц е н з и р о в а н и е , в 2005-м — российско -белорус скую аттестацию. Но совместная проверка белорусским Госконт ролем и российской Счетной палатой в 2004 году отчетливо показала большие противоречия в требованиях белорусского и российского законодательств. — Осуществляя вполне нор м альную о б р а з о в а т е л ь н ую , хозяйственную деятельность, мы все время в чем-то невольно нарушаем либо российские, либо б е л о р у с с к и е н о р м а т и в ны е акты, — сокрушается С. Полета ев. — Хорошо хоть, что проверка была совместная, и проверяю щим удалось найти взаимопони мание в том, что умышленных нарушений и злоупотреблений в работе филиала все-таки нет. У меня была к ним единственная просьба: определите, наконец, единые требования к нам — и мы будем их соблюдать. Филиал, де-юре находясь в правовом поле Союзного госу дарства, де-факто руководству ется в работе соглашением о филиалах вузов в странах СНГ, принятом в 200 1 ' г 6 ду.,Неопреде- ленность в направлении разви тия филиала начала возрастать с 2003 года, когда прекратилось союзное финансирование набо ра с т уд е н т о в -бю д ж е т н и ко в . Раньше их была половина, а в 2008 году дипломы получат пос ледние бюджетники. — Мы давно внесли свои предложения по ра зрабо тке программы Союзного государс тва «Подготовка специалистов с высшим образованием для сис темы М инис терс тва труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социального развития России на базе филиала РГСУ в г. Минс ке в 2004 —2008 годах», но про грамма до сих пор не принята, — объясняет нынешнее положе ние филиала в образовательном пространстве С. Полетаев. — Предполагалось готовить кадры не только для Беларуси, но и для приграничных регионов Россий ской Федерации: Калининградс кой, Псковской, Смоленской и Брянской областей. Беларусь подала нам заявку на подготов ку в течение 5 лет почти 1300 специалистов по трем специаль ностям, еще около 250 требуется приграничным областям России. Из-за того, что не были отрегу лированы вопросы собственнос ти, источники финансирования, у белорусской стороны возникли вопросы : почему мы должны финансировать филиал россий ского вуза и подготовку россий ских кадров? В свою очередь и россияне спрашивают: зачем мы будем вкладывать деньги в подготовку кадров для Белару си? То есть, к сожалению, в дан ном случае и н те грационное мышление не сработало и про грамма забуксовала. Вот уже 4 года мы набираем только конт рактников. Конечно, в Беларуси готовят социальных работников и на факультетах других вузов, но это не профильные для них специ альности, и они остро нуждаются в учебно-методических разра бо тках . РГСУ го тов сы грать интегрирующую роль в этом про цессе, поделиться своим интел лектуальным продуктом на коо перационной основе, вобрать белорусские наработки, чтобы вы с тро и ть в за им о вы го д н о е сотрудничество в едином обра зовательном пространстве. Для этого, однако, нужно эффектив но включить российский филиал в белорусскую систему образо вания. Как это сделать? У руко водства РГСУ есть предложение по созданию на базе филиала вместе с одним из белорусских вузов совместной образователь ной с тр у к туры — Инсти тута социального образования. Там очень рассчитывают, что встреч ное движение будет налажено, и застывший на перепутье вуз дви нется дальше. Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz