Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

II с о Ю 3 Беларусь —Россия 15 МАРТА 2007 ЧЕТВЕРГ № 10 (302) Генеральный конструктор Окончание. Начало на стр. I Он-то и обратил внимание на худого, как тростинка, трудолю­ бивого парнишку-практиканта, позаботился, чтобы его после окончания техникума распреде­ лили в конструкторский отдел,и уже как секретаря его комсомоль­ ской организации приглашал на производственные совещания. И не ирония судьбы, а ее диалекти­ ка в том, что ученику Георгия Кокина предстояло со временем «похоронить» эту машину, насто­ яв на постановке на конвейер принципиально новой конструк­ ции, когда мотор расположен под кабиной. Речь о первом в СССР «бескапотнике» МАЗ-500. — Преимущества новой ком­ поновки тогда еще не были оче­ видны, — вспоминает Михаил Степанович. — Против высказал­ ся даже создатель уникальных «многоножек» для стратегичес­ ких ракет Борис Ш апош ни к , впоследствии Герой Соцтруда. Да и завод не был готов к произ­ водству принципиально новой техники. Причем те, кто был в этом виноват, ушли на более высокие посты и оттуда пытались обвинить во всем новое руко ­ водство МАЗа. Вопрос вынесли на заседание ЦК партии — тогда это была высшая инстанция. Был даже заготовлен проект реше­ ния: директору завода Ивану Демину объявить «строгача», меня— снятьсработы. Воистину, как сказал один из друзей, мое назначение на должность могло стать дорогой на эшафот! Спасло то, что накануне я показал наши машины секретарю ЦК — снача­ ла старую, потом ту, которую предлагали мы. Он справедливо оценил ситуацию и защитил нас. А 16 марта 1965 года первые МАЗ-500 сошли с главного кон­ вейера. Конструкторы находи­ лись в этот момент в цехах, помо­ гая рабочим. В конце 60-х годов на МАЗ приехал Алексей Косыгин, глава советского правительства. Спро­ сил, имея в виду автопоезда: «Я в Швеции видел большие автомо­ били, почему у вас таких нет?» В ответ Высоцкий повел председа­ теля Совмина в дальний угол экспериментального цеха, где заводчане на свой страх и риск сооружали первый советский магистральный автопоезд. На подобных иностранцы завозили из-за рубежа оборудование для ВАЗа, и их преимущества Миха­ ил Высоцкий сразу же оценил — большая грузоподъемность, ско­ рость, экономичность, комфор­ табельная кабина. Тягач и обтя­ нутый непромокаемым тентом многоосный полуприцеп большо­ го объема составляли как бы одно целое. Таким, в частности, стал упоминавшийся МАЗ-6422 с полуприцепом, тоже минского п р ои зво д с тв а . А дви га те л и , более мощные и экономичные, и коробки передач для минских магистральных автопоездов пос­ тавляли ярославские партнеры. — Чтобы у з а ко н и ть нашу «партизанщину», мы с генераль­ ным директором погнали новые машины на показ в Москву, — вспоминает М. Высоцкий. — А там как раз важное совещание о закупке магистральных автопо­ ездов за границей. Предлагаем: зачем же чужие брать, раз есть свои!? Но к нашему предложению решили вернуться, сначала купив им портны е . Мы поняли , что отсрочка недопустима, и реши­ лись на отчаянный шаг. Поехали на автопоездах к председателю Госплана Николаю Байбакову, а с его подачи — в Кремль к Косыги­ ну. Как пробивались — отдельная история. Главное, премьеру наши машины понравились. Поинтере­ совался, можем ли начать произ­ водство прямо сейчас? Мы обе­ щали, попросив лишь средства на самое необходимое оборудо­ вание. В гостинице Демин выпил полбутылки коньяка, я— водки, и только тогда нервы несколько успокоились. Кто знает, если бы не эта полу­ детективная история, появились ли бы вообще минские магист­ ральные автопоезда? С тех пор они — визитная карточка МАЗа. Есть у Михаила Степановича вы страданны й им аф ори зм : перегнать не догоняя . Он от жизни. Десятилетиями нашему автопрому приходилось смотреть в спину западным конкурентам. Но пока повторяли их серийные образцы, те создавали что-то еще более совершенное. И это очень не нравилось Высоцкому, он требовал от коллег: разраба­ тывайте свое, оригинальное, без оглядки на других. И в 1988 году МАЗ удивил весь автомобильный м ир . С о зд а н ны й к ом а н д о й Высоцкого по невиданной еще модульной схеме магистральный автопоезд МАЗ -2000 «Пере­ стройка» стал сенсацией между­ народного автосалона в Париже, удостоился Гран-при . Тогда, однако, трудно было предполо­ жить, что ему перейдет дорогу перестройка всего государства... Развал СССР катастрофичес­ ки сказался на автомобильной отрасли. А ведь только в Беларуси она насчитывает десятки заводов. В это трудное время Президент страны Александр Лукашенко на общем собрании Академии наук поставил задачу вывести мащи- ностроение из кризиса. Михаил Высоцкий, как вице-президент НАН и главный конструктор объ­ единения, подготовил свои пред­ ложения к этой встрече, и вместо запланированных 10 минут Пре­ зидент обсуждал их час с четвер­ тью. А вскоре в Беларуси была принята государственная научно- техническая программа «Белав- тотракторостроение», затем — «Автотракторокомбайнострое- ние», рассчитанная по 2 0 10 год. Координатором их выполнения и стал Михаил Высоцкий, сегодня — генеральный конструктор по автомобильнойтехнике Беларуси, директор Объединенного инсти­ тута машиностроения Националь­ ной академии наук Беларуси. Его цель — «запрячь» в одну упряжку более 80 предприятий, академи­ ческих и отраслевых НИИ и вузов, заводских КБ. — Трудно переоценить значе­ ние государственной поддержки ведущих предприятий в виде льготных кредитов , целевого финансирования из государст­ венного бюджета, — говорит М. Высоцкий. — В том числе и на союзном уровне — имею в виду программу развития дизельного автомобилестроения, направ ­ ленную на повышение конкурен­ тоспособности магистральных автомобилей МАЗ. В целом же, начиная с 1996 года, совместно Министерством промышленнос­ ти Беларуси, промышленными предприятиями и учеными разра­ ботано более 100 базовых моде­ лей автомобилей и автобусов, тракторов и комбайнов, карьер­ ных самосвалов, дорожно-строи­ тельных машин и дизельных дви­ гателей. Их выпуском заняты десятки заводов. Каждый вло­ женный в научное сопровожде­ ние производства рубль обернул­ ся 25-кратной прибылью! Не юбилеем единым Окончание. Начало на стр. I Разумеется, сотрудничеством Брестской области и Москвы деловые связи между Беларусью и Россией не ограничиваются, было что обсудить с московскими партнерами и участникам засе­ дания совета из других регионов Беларуси. Есть будущее у сов­ местных проектов в промышлен­ ности, строительстве,торговле, воздушном сообщении. В част­ ности, конкретизировались объ­ емы поставок в 2007 году бело­ русских строительных материа­ лов в российскую столицу для объектов, строящихся по городс­ кому заказу, сроки строительства культурно-делового центра «Дом Москвы» в Минске и торгового центра «Минск» в Москве. Росси­ яне и белорусы также заинтере­ сованы в увеличении экспорта в российскую столицу продовольс­ твия, сотрудничестве на потреби­ тельском рынке, создании сов­ местного производства электро­ кардиостимуляторов и другой медицинской техники. — Совет делового сотрудни­ чества оправдывает возложен­ ные на него задачи — это дейст­ венный механизм,о чем говорят результаты . В прошлом году товарооборот между Беларусью и Россией вырос более чем на 22 процента, — сообщил руководи­ тель белор усской деле гации заместитель премьер-министра Андрей Кобяков. Заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов, возглав ­ лявший российскую делегацию, добавил , что «возрастает не только количество решаемых вопросов, но и степень доверия по их разрешению». В легкоатлетическом манеже Брестское отделение Торгово- промышленной палаты Белару­ си организовало к юбилейному заседанию совета вы с тав ку . Товар лицом показали белору­ сам 25 предприятий Москвы, в том числе известные производи­ тели продуктов питания,верхней одежды , косме тики , бытовой химии. Участвовали в выставке и 30 предприятий Брестчины. И если брестчане уже 10 лет про­ водят в Западном администра­ тивном округе российской сто­ лицы вы с т а в ки -я р м а р к и , то столь представительной презен­ тации производителей из Моск­ вы в Бресте еще не было. — Москвичи привезли пять аппаратов по диагностике зре­ ния — все продали! Большой спрос был на микроводоросль спирулину. «Славнефть» за ка ­ зала у москвичей спецодежду. А строители не отходили от пави­ льона, где были представлены технологии возведения сфери­ ческих зданий — это дешевле панельного строительства, — р а с с к а з а л к о р р е с п о н д е н т у «союза» начальни к отдела внешнеэкономических связей Брестского отделения Торгово- промышленной палаты Денис Непша. Практически все московские у ч а с тн и ки м ероприя тия уже подали зая в ки на участие в выставке «Брест. Содружество- 2007», которая пройдет в апреле в приграничном городе. А на май запланированы Дни Москвы в Минске. На одной орбите Байконур, Гагарин, Королев и Слуцк породнились в космосе и укрепляют связи на земле инициатива Александр Емельяненков ГАГАРИН — СЛУЦК ЧЕТЬ!РЕ дня — с 9 по 12 марта — в городе Гагарине Смоленской области проходили М еждуна­ родные общественно-научные чтения, посвященные памяти первого космонавта. Среди тех, кто представлял в этом году Беларусь, оказались посланцы Слуцка Светлана Жуковская и Василий Тишкевич, а также член совета национально-культурной автономии «Белорусы Москвы» Владимир Дудко. Получив накануне официаль­ ное приглашение оргкомитета чтений, они прибыли на родину первого космонавта с конкрет­ ной задачей — установить пря­ мые контакты с руководством города и района, наладить диа­ лог с сотрудниками Объединен­ ного мемориального музея Ю.А. Гагарина, познакомиться с пред­ ставителями других городов, где гордятся своей причастностью к практическому освоению космо­ са. Веские основания для такой гордости есть и у самих слутчан. П о с т о я н н ы е ч и т а т е л и «Союза», возможно, помнят наш расска з (В Слуцке подпояса­ лись — до Байконура дошли — «Союз», 10.02.2005 года) о том, что древний город Слуцк с пол­ ным правом может считать себя космической столицей Белару­ си. В разные годы на этой земле родились и получили путевку в жизнь выдающийся астроном Витольд Церасский, создатель ракетны х дви га телей Семен К о сб е р г , первый н ачальни к Н а у ч н о -и с сл е д о в а те л ь с ко го испытательного полигона Мино­ бороны СССР (ныне известного как Байконур) Константин Гер- чик. Спустя два десятилетия, в 1981 году, главную советскую космическую гавань, как станут называть Байконур, возглавит другой выходец из Слуцка — генерал-лейтенант Юрий Жуков. Владимир Максимович Дудко, который тоже имеет слуцкие корни и сам был долгие годы связан с ракетно-космической т е хн и ко й , работал вместе с К. В. Герчиком, проследил судь­ бы многих своих зем ля ков и установил немало удивительных фактов . По его сведениям , в Слуцке в 1941 году родился А.А. Куницкий, автор научных трудов по экспериментальной баллис­ тике ракет и космических аппа­ ратов. Здесь же родовое гнездо Е.А. Жалковского, который в 90- е годы возглавлял Госкомиссию по запуску и управлению полета- ми к о см и ч е с ки х а п п а р а то в народнохозяйственного назна­ чения, и К.К. Давидовского — он был щ турм аном в э к и п а ж е единственного в своем роде советского лунохода. — А на самой Луне у россиян и белорусов есть даже общий участок поверхности, — то ли обрадовал, то ли озадачил Дудко своим новым открытием дирек­ тора Объединенного мемори­ ально го музея Ю .А .Гагарина Марию Степанову. — Внутри большого кратера, названного именем Кондратюка, есть кратер поменьше — он носит имя Кос- берга. По словам научного сотруд­ ника Слуцкого краеведческого музея Василия Тишкевича, уро­ женец Слуцка Семен Ариевич Косберг принадлежит к кругу ближайших соратников Короле­ ва, входил в совет главных конс­ трукторов. Созданные под его руководством двигатели уста­ навливали на последних ступе­ нях ракет-носителей «Восток», «Протон», что позволило выво­ дить пилотируемые корабли на околоземную орбиту, а также отправлять космические аппа­ раты к Луне и Марсу. Косберг — лауреат Ленинской премии и Герой С о ц и а л и с т и ч е с к о г о Труда. — А вот в экспозиции Музея первого полета, который создан в Гагарине, сведений о Косберге мы не встретили, — поделился первыми впечатлениями Васи­ лий Васильевич. — Но это не упрек, работу наших российских колле г мы оцениваем очень высоко, а выражение готовности помочь с недостающими мате­ риалами... Эта улица представляется с двухсторонним движением. В Слуцке уже не первый год вына­ шивают идею создать на основе сущ е с твующ ей космической экспозиции филиал краеведчес­ кого музея, а в перспективе — самостоятельный музей с рес­ публиканским статусом. По сло­ вам Марии Степановой, дирек­ тора ОММ Ю.А. Гагарина, про­ фессиональную помощь бело­ русским коллегам в этом деле могла бы оказать Ассоциация музеев космонавтики, которую многие годы возглавляет летчик- ко см о н а в т Павел П опо вич . Директор ГУ «Слуцкий краевед­ ческий музей» Наталья Серик в разговоре с корреспондентом «Союза» выразила готовность вступить в ее ряды. Власти Гагарина развитие такого рода контактов подде­ рживают. «Принимая во внима­ ние, что город Слуцк, как и Гага­ рин, многое связывает с истори­ ей космонавтики и практическим освоением космоса, — обраща­ ется к председателю Слуцкого райисполкома Александру Драко глава администрации МО «Гага­ ринский район» Владимир Ива­ нов, — считаем возможным и ■ Многие годы друзей Юрия Гага­ рина в стречала у своего дома мать первого космонавта — Анна Тимофеевна. Теперь она на той же скамейке, но — в бронзе. А цветы к ее ногам несут летчик-космонавт Алек­ сей Леонов, б ессменный п ред­ седатель о ргкомитета Г агарин­ ских ч тений, и а кадемик РАО Владимир Пономаренко, при­ знанный а вторитет в о бласти авиационной и к осмической медицины. полезным установить более тес­ ные связи между нами в области экономики, культуры, образова­ ния. Безусловно, полезным было бы расширение молодежных и спортивных контактов...» Участники нынешних Гага­ ринских чтений, которые прово­ дились на его родине уже в 34-й раз, эту тему отдельно не обсуж­ дали. Но те, кто представлял города Байконур , Королев и Центр подготовки космонавтов в Звездном, давно породнившие­ ся на орбите, двумя руками за то, чтобы придать новый импульс взаимовыгодному сотрудничес­ тву в делах земных. Редакция «Союза», со своей стороны, выражает готовность оказать информационную под­ держку развитию таких контак­ тов и надеется, что эта совмест­ ная инициатива не останется без внимания высших органов Союз­ ного государства. Приехать в К лушино, п оклониться дому, где р одился и вырос Юрий Гагарин, испить в оды и з «его» колод­ ца — стало символическим р итуалом для в сех новобранцев в о тряде космонавтов. Где спрос, там и предложение Торговые дома будут участвовать в (формировании экспорта белорусских предприятий прямые связи Лилия Хлыстун МИНСК ТОРГОВЬ!Е дома Беларуси в Р оссии в бл иж айш е е время начнут работать по-новому. Кон­ цепция, разработанная торгово- производственным объединени­ ем «Белресурсы» и предложен­ ная на рассмотрение правитель­ ству, наделяет их большими пол­ номочиями. Главная цель — уве­ личить экспорт в Россию. Теперь, помимо продажи бело­ русских товаров, торговые дома будут участвовать в формирова­ нии экспортных поставок. Разным российским регионам нужна и разная продукция из Беларуси. Но сейчас с покупкой ее иногда воз­ никают сложности. Особенно если товар нужен в краткие сроки. Предприятия, реализующие про­ дукцию через собственную дилер­ скую сеть, не всегда готовы отгру­ зить дополнительные объемы. Новая концепция , по словам начальника управления внещнеэ- кономических связей ТПО «Бел­ ресурсы» Бориса Малашенко, предусматривает сбор через тор­ говые дома заявок из российских регионов на поставку белорусских товаров с определением четкой номенклатуры, объемов и сроков. «Белресурсы», которым по замыс­ лу разработчиков концепции будет принадлежать 51 процент акций каждого торгового дома, готово доводить эти заявки до соответс­ твующих предприятий. Этим заяв­ кам будет придан статус приори­ тетных. Благодаря этому Беларусь сможет планировать экспорт на 2—5 лет вперед, а у производите­ лей и покупателей установятся прямые контакты, обеспечиваю­ щие доступные цены, широкую номенклатуру товаров и быстрые сроки поставок. Отрабатывать эту концепцию на практике «Белресурсы» плани­ руют в Алтайском крае, где в бли­ жайшее время с целью расшире­ ния тор го в о -э ко н ом и ч е с ко го сотрудничества будет создан тор­ говый дом. Недавно этот регион прислал заявку в «Белресурсы» на приобретение колесных трак­ торов, экскаваторной техники, шин, бытовой техники, мебели, обоев, трикотажных изделий. Впоследствии этот опыт распро­ странится и на другие российские регионы. Так что в дополнение к 9 уже имеющимся белорусским торговым домам в ближайщее время может появиться еще около десятка. В качестве возможных адресов в первую очередь назы­ ваются Екатеринбург, Калининг­ рад, Петропавловск-Камчатский, Чита, Омск, Петрозаводск, Ярос­ лавль, БРЯНСК Двери открыты для всех На Брянщине создана организация белорусских земляков жили в добрососедстве и взаимо­ помощи. Мы создали обществен­ ную организацию, чтобы крепить доверие друг к другу. Анатолий Г рачев УПРАВЛЕНИЕМ Федеральной ре ги с трационной службы по Брянской области у законена областная общественная орга­ низация «Белорусское земля­ чество на Брянщине». Председа­ телем правления организации избран инициатор ее создания Николай Голосов — полковник в отставке, уроженец Беларуси. Брянск стал для него родным городом. — Николай Иванович, что послужи­ ло главным для создания такой организации? — Нам, белорусам, живущим на Брянщине, дорога идея созда­ ния Союзного государства. Ведь дружеские отнощения между нашими славянскими народами сложились очень давно. Мы прос­ то обречены быть вместе. Значит, всем нам надо думать о будущем, наши потомки не простят отчуж­ дения народов, которые всегда — С чего решили начать? — На Брянщине живет много людей, связанных с Беларусью родственными узами. Мы будем п о д д е рж и в а ть и р а з в и в а т ь также деловые связи в вопросах агропромышленного комплек­ са, торговли, культуры, науки, спорта, в делах молодежи. Все это, уверен, будет крепить дове­ рие друг к другу. — В ваше землячество принимаете только белорусов? — Нет. В уставе организации сказано:членство в организации не ограничено национальностью или вероисповеданием. Самое важное, чтобы человек искренне участвовал в добрых делах во имя сближения двух народов. Я обращаюсь к тем, кому небез­ различна судьба двух братских народов, помочь нашему земля­ честву. С грузом — порядок Проблема «калининградского транзита» решена таможня Виталий Васильев МИНСК — КАЛИНИНГРАД ГОСУДАРСТВЕННЬ!И таможен­ ный комитет Беларуси отменил процедуру обязательного досмот­ ра и сопровождения транзитных гр у зо в из К а л и н и н гр а д с ко й области. Теперь действует поря­ док транзита, установленный до 1 ян аря 2007 года. — Преж ий порядок закреп­ лен на более высоком уровне в документе, утвержденном Феде­ ральной таможенной службой России и Правительством Бела­ руси. Установленные с начала года новые правила представля­ ли с бой временное положение и были приняты на уровне тамо­ ж е н ны х с л у ж б д в у х г о с у ­ дарств, — сообщил корреспон­ де н ту «союза» н а ча ль ни к управления организации тамо­ женного контроля ГТК Беларуси Сергей Борисевич. Он пояснил, что теперь для перемещения товаров из Кали­ нинградской области необходи­ мо наличие на сопроводитель­ ных документах отметки тамо­ женных органов России о том, что эти товары выпущены в сво­ бодное обращение или произ­ ведены в К а л и н и н гр а д с ко й области , а т а кж е наличие у таможенных органов Беларуси информации о товаре в элект­ ронном виде, полученной от представителей ФТС России. Отмена обязательного сопро­ вождения транзитных грузов не будет распространяться на слу­ чаи перемещения через Бела­ русь подакцизных товаров , а также спиртосодержащей про­ дукции. К ак отметил С. Борисевич, действующий порядок переме­ щения транзитных грузов пре­ пятствует бесконтрольному про­ ходу товаров из третьих стран, поскольку в нем зафиксированы нормы, которые компенсируют Беларуси потери в случае недо­ ставки товаров. Один из экипажа «Курска» Соб. и нф. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — БРЕСТ________ НЕСКОЛЬКО дней назад ему исполнилось бы 38 лет. Увы, судьба распорядилась иначе, капитан второго ранга Сергей Дудко не дожил и до 32. Стар­ ший помощник командира атом­ ной подводной лодки «Курск» трагически погиб при исполне­ нии служебных обязанностей в августе 2000 года. В Пинске , родном городе Сергея, есть музей имени героя. Его открыли в щколе N° 1, где учился будущий моряк, старто­ вавший на флотскую службу в сухопутной Беларуси. А на днях, в день рождения Сергея Дудко, в школе N q 134 Санкт-Петербур­ га прошел памятный вечер, пос­ вященный подводнику. Дело в том, что именно этой питерской школе присвоено имя Сергея Дудко. На здании школы откры­ та мемориальная доска. Бела­ русь сделала свой п одаро к учебному заведению — помогла о б о р уд о в а ть ком п ью терны й класс. Нынешней весной, в канику­ лы, ученики 134-й школы имени Сергея Дудко побывают в Брест­ ской области, в Пинске, встре­ тятся с мамой Сергея, покажут свой с п е к т а кл ь , специально вы бр ан ны й из б е л о р у с с ко й кла сси ки : комедию Кондрата Крапивы «Врата бессмертия». А еще встретятся с у ч ащ и м и с я ^ ^ брестской школы под тем ж е ^ В н ом е р ом , что и их р о д н а я , ^ ^ питерская, — 134-я. Пойдут суда по Днепру и Неману Развитие инфраструктуры в белорусском приграничье выгодно России, Латвии и Литве Алексей Ч ичкин ОРША — МОСКВА СОГЛАСНО решениям недавней выездной коллегии белорусского Минэнерго в Гродно на востоке и севере Беларуси начинается создание к уп ых гидроэнерге­ тич с их комплексов, которые будут снабжать электричеством приграничные районы соседних стран, в том числе России. Будет восстановлено сквозное судо­ ходство по водным артериям с Россией и другими соседями Беларуси. «Процесс перехода на местные виды топлива у нас проходит весь­ ма успешно. Рассчитываем, что к 2 0 1 2 году доля потребления энер­ гии, произведенной на их основе, составит 25 процентов», — счита­ ет первый замминистра энергети­ ки республики Эдуард Товпенец. — Уже появились потенциальные инвесторы, готовые инвестиро­ вать вооружение крупных гидро­ электростанций на Западной Двине (Полоцкая ГЭС) и Немане (Гродненская ГЭС)». Строительные работы начнут­ ся уже в текущем году, а мощнос­ ти, например Западнодвинской ГЭС, позволят поставлять избы­ ток производимого электричест­ ва в граничащие с Беларусью районы Псковской, Смоленской областей и Даугавпилсский район Латвии. А в перспективе — и в Западнодвинский район Тверс­ кой области, участвующей вместе с Псковской, Витебской областью и Латвией в зоне экономико-эко­ л о ги ч е с ко го сотрудничества «Даугава-Западная Двина». а Кроме того , в О рш а н с ко м ' районе Витебской области в нынешнем году планируются рас­ чистка русла Днепра и углубление его дна для восстановления скво зного днепровского судо­ ходства до середины 1970-х годов. Днепр был судоходен до черноморского устья вплоть до Смоленска. Выгодно это еще и потому, что потенциально высок спрос на водно-экологический туризм в Приднепровье, Спрос на перевозки растет, чем и обусловлена реанимация «общеднепровского» судоходс­ тва. Аналогичные работы будут провод и ть ся и на Западной Двине — восточнее Витебска и, возможно, в некоторых районах российского приграничья. Тем более что сооружение и эксплуа­ тация Полоцкой ГЭС потребуют расширения судоходного русла ре ки . Ее, к а к уже сообщ ал «СОЮЗ», намечено соединить судоходным каналом с Днепром вблизи Орши в рамках междуна­ родного проекта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz