Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
II с о Ю 3 Беларусь —Россия 15 МАРТА 2007 ЧЕТВЕРГ № 10 (302) Генеральный конструктор Окончание. Начало на стр. I Он-то и обратил внимание на худого, как тростинка, трудолю бивого парнишку-практиканта, позаботился, чтобы его после окончания техникума распреде лили в конструкторский отдел,и уже как секретаря его комсомоль ской организации приглашал на производственные совещания. И не ирония судьбы, а ее диалекти ка в том, что ученику Георгия Кокина предстояло со временем «похоронить» эту машину, насто яв на постановке на конвейер принципиально новой конструк ции, когда мотор расположен под кабиной. Речь о первом в СССР «бескапотнике» МАЗ-500. — Преимущества новой ком поновки тогда еще не были оче видны, — вспоминает Михаил Степанович. — Против высказал ся даже создатель уникальных «многоножек» для стратегичес ких ракет Борис Ш апош ни к , впоследствии Герой Соцтруда. Да и завод не был готов к произ водству принципиально новой техники. Причем те, кто был в этом виноват, ушли на более высокие посты и оттуда пытались обвинить во всем новое руко водство МАЗа. Вопрос вынесли на заседание ЦК партии — тогда это была высшая инстанция. Был даже заготовлен проект реше ния: директору завода Ивану Демину объявить «строгача», меня— снятьсработы. Воистину, как сказал один из друзей, мое назначение на должность могло стать дорогой на эшафот! Спасло то, что накануне я показал наши машины секретарю ЦК — снача ла старую, потом ту, которую предлагали мы. Он справедливо оценил ситуацию и защитил нас. А 16 марта 1965 года первые МАЗ-500 сошли с главного кон вейера. Конструкторы находи лись в этот момент в цехах, помо гая рабочим. В конце 60-х годов на МАЗ приехал Алексей Косыгин, глава советского правительства. Спро сил, имея в виду автопоезда: «Я в Швеции видел большие автомо били, почему у вас таких нет?» В ответ Высоцкий повел председа теля Совмина в дальний угол экспериментального цеха, где заводчане на свой страх и риск сооружали первый советский магистральный автопоезд. На подобных иностранцы завозили из-за рубежа оборудование для ВАЗа, и их преимущества Миха ил Высоцкий сразу же оценил — большая грузоподъемность, ско рость, экономичность, комфор табельная кабина. Тягач и обтя нутый непромокаемым тентом многоосный полуприцеп большо го объема составляли как бы одно целое. Таким, в частности, стал упоминавшийся МАЗ-6422 с полуприцепом, тоже минского п р ои зво д с тв а . А дви га те л и , более мощные и экономичные, и коробки передач для минских магистральных автопоездов пос тавляли ярославские партнеры. — Чтобы у з а ко н и ть нашу «партизанщину», мы с генераль ным директором погнали новые машины на показ в Москву, — вспоминает М. Высоцкий. — А там как раз важное совещание о закупке магистральных автопо ездов за границей. Предлагаем: зачем же чужие брать, раз есть свои!? Но к нашему предложению решили вернуться, сначала купив им портны е . Мы поняли , что отсрочка недопустима, и реши лись на отчаянный шаг. Поехали на автопоездах к председателю Госплана Николаю Байбакову, а с его подачи — в Кремль к Косыги ну. Как пробивались — отдельная история. Главное, премьеру наши машины понравились. Поинтере совался, можем ли начать произ водство прямо сейчас? Мы обе щали, попросив лишь средства на самое необходимое оборудо вание. В гостинице Демин выпил полбутылки коньяка, я— водки, и только тогда нервы несколько успокоились. Кто знает, если бы не эта полу детективная история, появились ли бы вообще минские магист ральные автопоезда? С тех пор они — визитная карточка МАЗа. Есть у Михаила Степановича вы страданны й им аф ори зм : перегнать не догоняя . Он от жизни. Десятилетиями нашему автопрому приходилось смотреть в спину западным конкурентам. Но пока повторяли их серийные образцы, те создавали что-то еще более совершенное. И это очень не нравилось Высоцкому, он требовал от коллег: разраба тывайте свое, оригинальное, без оглядки на других. И в 1988 году МАЗ удивил весь автомобильный м ир . С о зд а н ны й к ом а н д о й Высоцкого по невиданной еще модульной схеме магистральный автопоезд МАЗ -2000 «Пере стройка» стал сенсацией между народного автосалона в Париже, удостоился Гран-при . Тогда, однако, трудно было предполо жить, что ему перейдет дорогу перестройка всего государства... Развал СССР катастрофичес ки сказался на автомобильной отрасли. А ведь только в Беларуси она насчитывает десятки заводов. В это трудное время Президент страны Александр Лукашенко на общем собрании Академии наук поставил задачу вывести мащи- ностроение из кризиса. Михаил Высоцкий, как вице-президент НАН и главный конструктор объ единения, подготовил свои пред ложения к этой встрече, и вместо запланированных 10 минут Пре зидент обсуждал их час с четвер тью. А вскоре в Беларуси была принята государственная научно- техническая программа «Белав- тотракторостроение», затем — «Автотракторокомбайнострое- ние», рассчитанная по 2 0 10 год. Координатором их выполнения и стал Михаил Высоцкий, сегодня — генеральный конструктор по автомобильнойтехнике Беларуси, директор Объединенного инсти тута машиностроения Националь ной академии наук Беларуси. Его цель — «запрячь» в одну упряжку более 80 предприятий, академи ческих и отраслевых НИИ и вузов, заводских КБ. — Трудно переоценить значе ние государственной поддержки ведущих предприятий в виде льготных кредитов , целевого финансирования из государст венного бюджета, — говорит М. Высоцкий. — В том числе и на союзном уровне — имею в виду программу развития дизельного автомобилестроения, направ ленную на повышение конкурен тоспособности магистральных автомобилей МАЗ. В целом же, начиная с 1996 года, совместно Министерством промышленнос ти Беларуси, промышленными предприятиями и учеными разра ботано более 100 базовых моде лей автомобилей и автобусов, тракторов и комбайнов, карьер ных самосвалов, дорожно-строи тельных машин и дизельных дви гателей. Их выпуском заняты десятки заводов. Каждый вло женный в научное сопровожде ние производства рубль обернул ся 25-кратной прибылью! Не юбилеем единым Окончание. Начало на стр. I Разумеется, сотрудничеством Брестской области и Москвы деловые связи между Беларусью и Россией не ограничиваются, было что обсудить с московскими партнерами и участникам засе дания совета из других регионов Беларуси. Есть будущее у сов местных проектов в промышлен ности, строительстве,торговле, воздушном сообщении. В част ности, конкретизировались объ емы поставок в 2007 году бело русских строительных материа лов в российскую столицу для объектов, строящихся по городс кому заказу, сроки строительства культурно-делового центра «Дом Москвы» в Минске и торгового центра «Минск» в Москве. Росси яне и белорусы также заинтере сованы в увеличении экспорта в российскую столицу продовольс твия, сотрудничестве на потреби тельском рынке, создании сов местного производства электро кардиостимуляторов и другой медицинской техники. — Совет делового сотрудни чества оправдывает возложен ные на него задачи — это дейст венный механизм,о чем говорят результаты . В прошлом году товарооборот между Беларусью и Россией вырос более чем на 22 процента, — сообщил руководи тель белор усской деле гации заместитель премьер-министра Андрей Кобяков. Заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов, возглав лявший российскую делегацию, добавил , что «возрастает не только количество решаемых вопросов, но и степень доверия по их разрешению». В легкоатлетическом манеже Брестское отделение Торгово- промышленной палаты Белару си организовало к юбилейному заседанию совета вы с тав ку . Товар лицом показали белору сам 25 предприятий Москвы, в том числе известные производи тели продуктов питания,верхней одежды , косме тики , бытовой химии. Участвовали в выставке и 30 предприятий Брестчины. И если брестчане уже 10 лет про водят в Западном администра тивном округе российской сто лицы вы с т а в ки -я р м а р к и , то столь представительной презен тации производителей из Моск вы в Бресте еще не было. — Москвичи привезли пять аппаратов по диагностике зре ния — все продали! Большой спрос был на микроводоросль спирулину. «Славнефть» за ка зала у москвичей спецодежду. А строители не отходили от пави льона, где были представлены технологии возведения сфери ческих зданий — это дешевле панельного строительства, — р а с с к а з а л к о р р е с п о н д е н т у «союза» начальни к отдела внешнеэкономических связей Брестского отделения Торгово- промышленной палаты Денис Непша. Практически все московские у ч а с тн и ки м ероприя тия уже подали зая в ки на участие в выставке «Брест. Содружество- 2007», которая пройдет в апреле в приграничном городе. А на май запланированы Дни Москвы в Минске. На одной орбите Байконур, Гагарин, Королев и Слуцк породнились в космосе и укрепляют связи на земле инициатива Александр Емельяненков ГАГАРИН — СЛУЦК ЧЕТЬ!РЕ дня — с 9 по 12 марта — в городе Гагарине Смоленской области проходили М еждуна родные общественно-научные чтения, посвященные памяти первого космонавта. Среди тех, кто представлял в этом году Беларусь, оказались посланцы Слуцка Светлана Жуковская и Василий Тишкевич, а также член совета национально-культурной автономии «Белорусы Москвы» Владимир Дудко. Получив накануне официаль ное приглашение оргкомитета чтений, они прибыли на родину первого космонавта с конкрет ной задачей — установить пря мые контакты с руководством города и района, наладить диа лог с сотрудниками Объединен ного мемориального музея Ю.А. Гагарина, познакомиться с пред ставителями других городов, где гордятся своей причастностью к практическому освоению космо са. Веские основания для такой гордости есть и у самих слутчан. П о с т о я н н ы е ч и т а т е л и «Союза», возможно, помнят наш расска з (В Слуцке подпояса лись — до Байконура дошли — «Союз», 10.02.2005 года) о том, что древний город Слуцк с пол ным правом может считать себя космической столицей Белару си. В разные годы на этой земле родились и получили путевку в жизнь выдающийся астроном Витольд Церасский, создатель ракетны х дви га телей Семен К о сб е р г , первый н ачальни к Н а у ч н о -и с сл е д о в а те л ь с ко го испытательного полигона Мино бороны СССР (ныне известного как Байконур) Константин Гер- чик. Спустя два десятилетия, в 1981 году, главную советскую космическую гавань, как станут называть Байконур, возглавит другой выходец из Слуцка — генерал-лейтенант Юрий Жуков. Владимир Максимович Дудко, который тоже имеет слуцкие корни и сам был долгие годы связан с ракетно-космической т е хн и ко й , работал вместе с К. В. Герчиком, проследил судь бы многих своих зем ля ков и установил немало удивительных фактов . По его сведениям , в Слуцке в 1941 году родился А.А. Куницкий, автор научных трудов по экспериментальной баллис тике ракет и космических аппа ратов. Здесь же родовое гнездо Е.А. Жалковского, который в 90- е годы возглавлял Госкомиссию по запуску и управлению полета- ми к о см и ч е с ки х а п п а р а то в народнохозяйственного назна чения, и К.К. Давидовского — он был щ турм аном в э к и п а ж е единственного в своем роде советского лунохода. — А на самой Луне у россиян и белорусов есть даже общий участок поверхности, — то ли обрадовал, то ли озадачил Дудко своим новым открытием дирек тора Объединенного мемори ально го музея Ю .А .Гагарина Марию Степанову. — Внутри большого кратера, названного именем Кондратюка, есть кратер поменьше — он носит имя Кос- берга. По словам научного сотруд ника Слуцкого краеведческого музея Василия Тишкевича, уро женец Слуцка Семен Ариевич Косберг принадлежит к кругу ближайших соратников Короле ва, входил в совет главных конс трукторов. Созданные под его руководством двигатели уста навливали на последних ступе нях ракет-носителей «Восток», «Протон», что позволило выво дить пилотируемые корабли на околоземную орбиту, а также отправлять космические аппа раты к Луне и Марсу. Косберг — лауреат Ленинской премии и Герой С о ц и а л и с т и ч е с к о г о Труда. — А вот в экспозиции Музея первого полета, который создан в Гагарине, сведений о Косберге мы не встретили, — поделился первыми впечатлениями Васи лий Васильевич. — Но это не упрек, работу наших российских колле г мы оцениваем очень высоко, а выражение готовности помочь с недостающими мате риалами... Эта улица представляется с двухсторонним движением. В Слуцке уже не первый год вына шивают идею создать на основе сущ е с твующ ей космической экспозиции филиал краеведчес кого музея, а в перспективе — самостоятельный музей с рес публиканским статусом. По сло вам Марии Степановой, дирек тора ОММ Ю.А. Гагарина, про фессиональную помощь бело русским коллегам в этом деле могла бы оказать Ассоциация музеев космонавтики, которую многие годы возглавляет летчик- ко см о н а в т Павел П опо вич . Директор ГУ «Слуцкий краевед ческий музей» Наталья Серик в разговоре с корреспондентом «Союза» выразила готовность вступить в ее ряды. Власти Гагарина развитие такого рода контактов подде рживают. «Принимая во внима ние, что город Слуцк, как и Гага рин, многое связывает с истори ей космонавтики и практическим освоением космоса, — обраща ется к председателю Слуцкого райисполкома Александру Драко глава администрации МО «Гага ринский район» Владимир Ива нов, — считаем возможным и ■ Многие годы друзей Юрия Гага рина в стречала у своего дома мать первого космонавта — Анна Тимофеевна. Теперь она на той же скамейке, но — в бронзе. А цветы к ее ногам несут летчик-космонавт Алек сей Леонов, б ессменный п ред седатель о ргкомитета Г агарин ских ч тений, и а кадемик РАО Владимир Пономаренко, при знанный а вторитет в о бласти авиационной и к осмической медицины. полезным установить более тес ные связи между нами в области экономики, культуры, образова ния. Безусловно, полезным было бы расширение молодежных и спортивных контактов...» Участники нынешних Гага ринских чтений, которые прово дились на его родине уже в 34-й раз, эту тему отдельно не обсуж дали. Но те, кто представлял города Байконур , Королев и Центр подготовки космонавтов в Звездном, давно породнившие ся на орбите, двумя руками за то, чтобы придать новый импульс взаимовыгодному сотрудничес тву в делах земных. Редакция «Союза», со своей стороны, выражает готовность оказать информационную под держку развитию таких контак тов и надеется, что эта совмест ная инициатива не останется без внимания высших органов Союз ного государства. Приехать в К лушино, п оклониться дому, где р одился и вырос Юрий Гагарин, испить в оды и з «его» колод ца — стало символическим р итуалом для в сех новобранцев в о тряде космонавтов. Где спрос, там и предложение Торговые дома будут участвовать в (формировании экспорта белорусских предприятий прямые связи Лилия Хлыстун МИНСК ТОРГОВЬ!Е дома Беларуси в Р оссии в бл иж айш е е время начнут работать по-новому. Кон цепция, разработанная торгово- производственным объединени ем «Белресурсы» и предложен ная на рассмотрение правитель ству, наделяет их большими пол номочиями. Главная цель — уве личить экспорт в Россию. Теперь, помимо продажи бело русских товаров, торговые дома будут участвовать в формирова нии экспортных поставок. Разным российским регионам нужна и разная продукция из Беларуси. Но сейчас с покупкой ее иногда воз никают сложности. Особенно если товар нужен в краткие сроки. Предприятия, реализующие про дукцию через собственную дилер скую сеть, не всегда готовы отгру зить дополнительные объемы. Новая концепция , по словам начальника управления внещнеэ- кономических связей ТПО «Бел ресурсы» Бориса Малашенко, предусматривает сбор через тор говые дома заявок из российских регионов на поставку белорусских товаров с определением четкой номенклатуры, объемов и сроков. «Белресурсы», которым по замыс лу разработчиков концепции будет принадлежать 51 процент акций каждого торгового дома, готово доводить эти заявки до соответс твующих предприятий. Этим заяв кам будет придан статус приори тетных. Благодаря этому Беларусь сможет планировать экспорт на 2—5 лет вперед, а у производите лей и покупателей установятся прямые контакты, обеспечиваю щие доступные цены, широкую номенклатуру товаров и быстрые сроки поставок. Отрабатывать эту концепцию на практике «Белресурсы» плани руют в Алтайском крае, где в бли жайшее время с целью расшире ния тор го в о -э ко н ом и ч е с ко го сотрудничества будет создан тор говый дом. Недавно этот регион прислал заявку в «Белресурсы» на приобретение колесных трак торов, экскаваторной техники, шин, бытовой техники, мебели, обоев, трикотажных изделий. Впоследствии этот опыт распро странится и на другие российские регионы. Так что в дополнение к 9 уже имеющимся белорусским торговым домам в ближайщее время может появиться еще около десятка. В качестве возможных адресов в первую очередь назы ваются Екатеринбург, Калининг рад, Петропавловск-Камчатский, Чита, Омск, Петрозаводск, Ярос лавль, БРЯНСК Двери открыты для всех На Брянщине создана организация белорусских земляков жили в добрососедстве и взаимо помощи. Мы создали обществен ную организацию, чтобы крепить доверие друг к другу. Анатолий Г рачев УПРАВЛЕНИЕМ Федеральной ре ги с трационной службы по Брянской области у законена областная общественная орга низация «Белорусское земля чество на Брянщине». Председа телем правления организации избран инициатор ее создания Николай Голосов — полковник в отставке, уроженец Беларуси. Брянск стал для него родным городом. — Николай Иванович, что послужи ло главным для создания такой организации? — Нам, белорусам, живущим на Брянщине, дорога идея созда ния Союзного государства. Ведь дружеские отнощения между нашими славянскими народами сложились очень давно. Мы прос то обречены быть вместе. Значит, всем нам надо думать о будущем, наши потомки не простят отчуж дения народов, которые всегда — С чего решили начать? — На Брянщине живет много людей, связанных с Беларусью родственными узами. Мы будем п о д д е рж и в а ть и р а з в и в а т ь также деловые связи в вопросах агропромышленного комплек са, торговли, культуры, науки, спорта, в делах молодежи. Все это, уверен, будет крепить дове рие друг к другу. — В ваше землячество принимаете только белорусов? — Нет. В уставе организации сказано:членство в организации не ограничено национальностью или вероисповеданием. Самое важное, чтобы человек искренне участвовал в добрых делах во имя сближения двух народов. Я обращаюсь к тем, кому небез различна судьба двух братских народов, помочь нашему земля честву. С грузом — порядок Проблема «калининградского транзита» решена таможня Виталий Васильев МИНСК — КАЛИНИНГРАД ГОСУДАРСТВЕННЬ!И таможен ный комитет Беларуси отменил процедуру обязательного досмот ра и сопровождения транзитных гр у зо в из К а л и н и н гр а д с ко й области. Теперь действует поря док транзита, установленный до 1 ян аря 2007 года. — Преж ий порядок закреп лен на более высоком уровне в документе, утвержденном Феде ральной таможенной службой России и Правительством Бела руси. Установленные с начала года новые правила представля ли с бой временное положение и были приняты на уровне тамо ж е н ны х с л у ж б д в у х г о с у дарств, — сообщил корреспон де н ту «союза» н а ча ль ни к управления организации тамо женного контроля ГТК Беларуси Сергей Борисевич. Он пояснил, что теперь для перемещения товаров из Кали нинградской области необходи мо наличие на сопроводитель ных документах отметки тамо женных органов России о том, что эти товары выпущены в сво бодное обращение или произ ведены в К а л и н и н гр а д с ко й области , а т а кж е наличие у таможенных органов Беларуси информации о товаре в элект ронном виде, полученной от представителей ФТС России. Отмена обязательного сопро вождения транзитных грузов не будет распространяться на слу чаи перемещения через Бела русь подакцизных товаров , а также спиртосодержащей про дукции. К ак отметил С. Борисевич, действующий порядок переме щения транзитных грузов пре пятствует бесконтрольному про ходу товаров из третьих стран, поскольку в нем зафиксированы нормы, которые компенсируют Беларуси потери в случае недо ставки товаров. Один из экипажа «Курска» Соб. и нф. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — БРЕСТ________ НЕСКОЛЬКО дней назад ему исполнилось бы 38 лет. Увы, судьба распорядилась иначе, капитан второго ранга Сергей Дудко не дожил и до 32. Стар ший помощник командира атом ной подводной лодки «Курск» трагически погиб при исполне нии служебных обязанностей в августе 2000 года. В Пинске , родном городе Сергея, есть музей имени героя. Его открыли в щколе N° 1, где учился будущий моряк, старто вавший на флотскую службу в сухопутной Беларуси. А на днях, в день рождения Сергея Дудко, в школе N q 134 Санкт-Петербур га прошел памятный вечер, пос вященный подводнику. Дело в том, что именно этой питерской школе присвоено имя Сергея Дудко. На здании школы откры та мемориальная доска. Бела русь сделала свой п одаро к учебному заведению — помогла о б о р уд о в а ть ком п ью терны й класс. Нынешней весной, в канику лы, ученики 134-й школы имени Сергея Дудко побывают в Брест ской области, в Пинске, встре тятся с мамой Сергея, покажут свой с п е к т а кл ь , специально вы бр ан ны й из б е л о р у с с ко й кла сси ки : комедию Кондрата Крапивы «Врата бессмертия». А еще встретятся с у ч ащ и м и с я ^ ^ брестской школы под тем ж е ^ В н ом е р ом , что и их р о д н а я , ^ ^ питерская, — 134-я. Пойдут суда по Днепру и Неману Развитие инфраструктуры в белорусском приграничье выгодно России, Латвии и Литве Алексей Ч ичкин ОРША — МОСКВА СОГЛАСНО решениям недавней выездной коллегии белорусского Минэнерго в Гродно на востоке и севере Беларуси начинается создание к уп ых гидроэнерге тич с их комплексов, которые будут снабжать электричеством приграничные районы соседних стран, в том числе России. Будет восстановлено сквозное судо ходство по водным артериям с Россией и другими соседями Беларуси. «Процесс перехода на местные виды топлива у нас проходит весь ма успешно. Рассчитываем, что к 2 0 1 2 году доля потребления энер гии, произведенной на их основе, составит 25 процентов», — счита ет первый замминистра энергети ки республики Эдуард Товпенец. — Уже появились потенциальные инвесторы, готовые инвестиро вать вооружение крупных гидро электростанций на Западной Двине (Полоцкая ГЭС) и Немане (Гродненская ГЭС)». Строительные работы начнут ся уже в текущем году, а мощнос ти, например Западнодвинской ГЭС, позволят поставлять избы ток производимого электричест ва в граничащие с Беларусью районы Псковской, Смоленской областей и Даугавпилсский район Латвии. А в перспективе — и в Западнодвинский район Тверс кой области, участвующей вместе с Псковской, Витебской областью и Латвией в зоне экономико-эко л о ги ч е с ко го сотрудничества «Даугава-Западная Двина». а Кроме того , в О рш а н с ко м ' районе Витебской области в нынешнем году планируются рас чистка русла Днепра и углубление его дна для восстановления скво зного днепровского судо ходства до середины 1970-х годов. Днепр был судоходен до черноморского устья вплоть до Смоленска. Выгодно это еще и потому, что потенциально высок спрос на водно-экологический туризм в Приднепровье, Спрос на перевозки растет, чем и обусловлена реанимация «общеднепровского» судоходс тва. Аналогичные работы будут провод и ть ся и на Западной Двине — восточнее Витебска и, возможно, в некоторых районах российского приграничья. Тем более что сооружение и эксплуа тация Полоцкой ГЭС потребуют расширения судоходного русла ре ки . Ее, к а к уже сообщ ал «СОЮЗ», намечено соединить судоходным каналом с Днепром вблизи Орши в рамках междуна родного проекта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz