Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

1 5 м а р т а 2 0 0 7 г . , № 5 0 ( 2 2 9 2 8 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Вопиющий с; 1 учай «Топорная» работа?.. в который раз приходится констатировать: хотим сделать как лучше, а получается... Несколько дней в редакции не смолкают телефоны: люди просят разъяснить, кто и на каком основании валит деревья на кладбище в поселке липецких тракторостроителей. Причем, как считают наши читатели, делается это «топорно», неуважительно к месту, где работа проводится, к людям, здесь упокоенным, к родственникам, навещающим их последний приют. «Завалили спиленным лесом все проходы, сквозь этот бурелом невозможно пробиться к могилкам, ограды и памятники повреждены», — высказывали свои претензии звонившие. Иеще интересовались: кто будет устранять последствия форменного, с их точки зрения, погрома? И вот репортеры «ЛГ» на месте. Смотритель кладбища Алексан­ дра Доровская нашему визиту не удивлена. — А сколько мне приходится гневных слов выслушивать! — гово­ рит она. — Люди буквально прохо­ да не дают, требуют остановить это безобразие. А что я могу сделать? Работа ведется под эгидой управ­ ления Главного смотрителя города Липецка организацией, с которой был заключен договор. Вроде все по закону, да и дело, несомненно, нужное. На кладбище действитель­ но немало деревьев в аварийном состоянии, представляющих для людей опасность. Но как это дела­ ется — лучше бы этого не видеть. Повредили могильные ограды, даже основной забор не пощадили! Утверждают, правда, что все отре­ монтируют... Идем на звук бензопилы, разда­ ющийся за кладбищенской оградой. В лесоповальной чаще, завалившей могилы, находим трех бойцов, воо­ руженных этим орудием. — Откуда вы, ребята? Вы и есть работники фирмы «Запад- Восток»? — Никакого отношения к ним не имеем, — ответствуют «лесо­ рубы». — Мы местные жители, а фирма «Запад-Восток» наня;^а нас распилить уже поваленные ими деревья и вынести их за территорию кладбища. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА «Плоды» проделанной работы видеть неприятно. Сразу понима­ ешь, что у людей, чьи родственники похоронены на этом кладбище, есть основания возмутиться. Кладби­ ще представляет из себя зрелище подобное тому, что осталось после слона, прошедшего по посудной лавке. Хорошо еще, что лес столь неаккуратно повалили в самом старом районе захоронений, где высокие оградки приняли на себя основной удар, заслонив вросшие в землю кресты и памятники. Интересуемая оценкой про­ изошедшего у директора МУП «Ритуальные услуги» Владимира Г6:йубицкого. " — Не знаю, чтр за професси­ оналы там поработали. Впервые сталкиваюсь с этой фирмой, но о качестве их ремонта могу судить по следующему факту. Не первый год мы проводим подобные работы, и не было случая, чтобы хоть одна оград­ ка была повреждена. А сейчас... Справедливости ради необходи­ мо сказать и о том, что проводимая расчистка аварийного леса на трак­ торозаводском кладбище на особом контроле и в управлении Главного смотрителя города Липецка. Вот что рассказал репортеру «ЛГ» за­ меститель начальника управления Виктор Кулаков: — Работу на объекте ведет ООО «Запад-Восток», оно выиграло тор­ ги на ее проведение на конкурсной основе. На данно>А"Э'гйЯе мй бчень недовольны качеством исполнения договорных обязательств. И непра­ вильно валят лес, и медленно рабо­ тают, и плохо, неаккуратно убира­ ют территорию расчистки. Нами поставлено условие руководству фирмы: за свой счет восстановить все повреждения на кладбище. На сегодня повал аварийных деревьев прекращен, надеемся, что к пас­ хальным праздникам территория будет приведена в должный поря­ док. Пока считаю преждевремен­ ным давать категоричную оценку работе ООО «Запад-Восток»: пос­ мотрим, как будут выполнены все наши требования и пожелания. Виктор Кулаков предложил репортерам «ЛГ» вместе с ним в дни приближающихся массовых посещений кладбища побывать на месте сегодняшнего «погрома» и посмотреть, как будут устранены все допущенные просчеты. Обязательно это сделаем. Но ситуация требует отдельно­ го комментария. Памятники, как известно, бывают разные. То, что произошло на тракторозаводском кладбище, — тоже своеобразный памятник. Памятник недально­ видным, непродуманным на перс­ пективу подходам в организации многих и разных дел, памятник нашему российскому «авось». Кто и что помешало, давая «добро» на выделение здесь места для захоро­ нений, предусмотреть очевидное: что деревья тоже стареют и умира­ ют, что рано или поздно они будут падать и представлять угрозу посе- 'тителям могил? А все тот же расчет на то, что «авось» пронесет?.. Михаил КОНОПЛЕВ. ^ С к а н д а л «Голубая луна» скрылась за тучи Концерт Бориса Моисеева в Липецке не состоялся Вчера утром у областного Дворца культуры представители регионального отделения национал- патриотического фронта "Память" провели пикет против концерта Бориса Моисеева, который должен был состояться вечером в помещении ДК. Как заявил от имени собравшихся лидер движения “Па­ мять”Юрий Берников, акция протеста направлена не против личности Бориса Моисеева, а против пропаганды “гомосексу­ альной псевдокультуры”, которую, по их мнению, навязывает артист во время своих выступлений. Впрочем, как полагают участники акции, не он один. Участники пикета считают Моисеева “апологетом содомс­ кого греха”, они убеждены втом, что это уже вышло за рамки его личных убеждений и стало политическим инструментом, “облеченным в гламурную упаковку”. Борис Моисеев не впервые приезжает в Липецк на гаст­ роли, но почему-то раньше “Память” открыто не выступала против. На вопрос, почему так получилось, корреспонденту “ЛГ” никто из активистов не смог ответить. Гастроли автора шлягера “Голубая луна”отменили, а биле­ ты, стоимостьюот800до 1200рублей, которыенаканунебыли почти полностью раскуплены, зрители сдают в кассу Дворца. Лидеры “Памяти” отнесли это на счет своих заслуг “в борьбе со злом”. Они также заверили, что благодаря активности их “братьев и сестер” по фронту гастроли Моисеева были отме­ нены накануне в Воронеже, а акции протеста организованно пройдут во многих городах России, где выступления артиста еще предстоят. По их словам, Борис Моисеев заявил, что больше никогда не приедет в Липецк. Эту информацию категорически опровергли организаторы концерта. Они рассказали, что выступление отменено отнюдь не по инициативе певца — это сделали столичные предста­ вители гастрольного тура исключительно в целях безопас­ ности как самого артиста, так и многочисленных “липецких фанатов певца”, которые, “судя по благодарным отзывам, восхищаются его талантом и исйолнительским мастерством”, а также в целях безопасности многочисленных творческих коллективов самого Дворца. “Липецк — единственный город, в котором популярный певец столкнулся с такой черной ненавистью. Хотя это стран­ но: ведь от церкви он не был отлучен. Борис Моисеев — верую­ щий человек, очень много средств дает на благотворительные цели”, — заявил “ЛГ” один из организаторов шоу. Ольга БОЧКОВА. w I развращенцев ^ , г , М ^ ■а а я / h. » Л№ЕЦК НЕ БАРДАК! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ^Наши истоки Правда без любви добра людям не приносит Патриотизм должен быть своевременным Областному историко-патриотическому обществу «Наследники Александра Невского» исполнилось пять лет Сегодня у русского писателя Валентина Распутина юбилей — 70 лет. Его повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», многочисленные рассказы и острую публицистику Россия читает и перечитывает. Сраздумьями, в соучастии с судьбой родины. Как пишет произведения и сам автор, размышляя над извечными нравственными ценностями народа. Книги мастера слова изданы миллионными тиражами, о жизни и творчестве «байкальского отшельника», «молчальника земли русской» сказано и написано много. Но мало кому известно, что Валентин Распутин дважды бывал в Ельце и что этот старинный город стал для него духовной родиной. Здесь, рядом с Вознесенским собором, в доме на улице Шевченко, среди множества икон жил человек, бесконечно любивший Россию — схииеромонах Нектарий (Николай Овчинников). Сним Валентина Григорьевича познакомила кинорежиссер Ренита Григорьева. Предлагаем читателям фрагменты выступления писателя на научной конференции в Елецком университете, посвященной 100-летию со дня рождения отца Николая. Сам Валентин Григорьевич приехать в Елец не смог, и его живой голос звучал с экрана. — Воспоминания в том воз­ расте, в котором пребываю я, вообще-то блекнут, кроме воспо­ минаний детства и самого-самого главного, что только бывает в кжизни. Может быть, одним из 'такого самого-самого главного были встречи с Отче. Образ его настолько чист, настолько ясен, — образ молитвенный, голос, тоже молитвенный, — и это не убирается никак, ни с годами, ни с какой-то нажитью. Пос­ ле рождения крещение — это второе рождение, а крещение произошло благодаря тому, что мы бывали у Отче, благодаря тому, что он согласился принять меня. Первый раз мы приехали в Елец в 1978 году после Оптиной пустыни: тогда уже было извес­ тно, что наследники оптинских старцев живут теперь в Ельце, продолжают их дело, молитву, продолжают принимать людей, приходивших к ним со своей тяжелой душой и облегчать эту душу. Один из этих старцев — Отче Николай. Когда приехали к Отче, я уже был готов к встрече с ним. Помню слова, с которыми он встретил нас, поникших, уста­ лых от бездорожья: «Воинство, воинство приехало, вот то во­ инство, которое будет возвра­ щать святую Русь, вот то воинс­ тво, которое будет возвращать славу Поля Куликова»... Тогда это казалось просто словами, но сам вид Отче, обыкновенные слова, сказанные каким-то уди­ вительно искренним и добрым голосом, не могли не повлиять на нас... Я опустился на колени перед Отче. Мало что помню из нашей . беседы, но помню только, что когда выходил оттуда — ЭТО случилось. Случилось какое-то духовное преображение, в кото­ ром я и потом пребывал с Отче. Мы ночевали в Ельце, и утром еще встречались с ним. Уже тог­ да было ясно, что без крещения нельзя, и это крещение должно происходить здесь, в Ельце, ко­ торый обладал каким-то особым сиянием. Тоже разрушенные храм 1 , 1 , тоже обычная жизнь, но это особый город, особый уже потому, что здесь жил Отче и одним своим присутствием делал великое дело — возвращение духовного бытия на Русь, воз­ вращение молитвы. В 80-м году мы снова поехали в Елец, где я принял долгождан­ ное кре 1 цение, к которому был уже подготовлен предыдущей встречей. Крестил меня отец Исаакий, один из насельников Троице-Сергиевой Лавры. После крещения пришли в дом Отче. Он сказал, что правда без любви добра людям не приносит. Та правда, которой мы тогда жили. Трудно назвать еще одну такую общественную организацию, сумевшую за столь короткий срок добиться подобных результатов. Собственные альманахи «Наследие отчего края» (между прочим, сделанные руками детей), газета «Наследие», совместная с епархией телепрограмма «Отчина» на губернском канале «Липецкое время», конкурсы сочинений и рисунков среди школьников области, туристические поездки по родному краю, создание при школах музеев, участие в различных конкурсах СМИ с неизбежным получением призовых мест — все это «Наследники...» Накануне юбилея наш корреспондент встретился с председателем общества Владимиром Акатовым. — мы ее познали без любви, без этой осиянности любви, — а он напомнил, что ничего нельзя в этом мире делать без любви, без той веры, которой жили наши отцы. И как будто крепостные сте­ ны упали, по крайней мере, у меня, те стены, которые чувство­ вались внутри. Их вдруг не ста­ ло, и открылся простор и сияние, которых прежде не было. После крещения многое от­ крылось: прошлое, настоящее и то преображение души, которое заставляет человека быть доб­ рее... Я стал добрее, вниматель­ нее к мелочам, которые прохо­ дили мимо, я стал строже и к тому слову, которое необходимо было искать для того, чтобы по­ казать человека... Я стал писать меньше. Если до этого писалось легче — что хотел, то и писал, — то теперь уже шел отбор, ду­ ховный отбор, и при этом писать мне было все трудней и трудней. После этого, в 80-е годы, худо­ жественных работ писал совсем мало, а пе[)ешел па публицис­ тику, — тут уже нужно было стоять за Россию. Стало ясно, что подошел ее крестный путь, совершенно другой путь... Подготовила Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец. — Очень бы хотелось смот­ реть в будущее с оптимизмом. Но когда вспоминаешь статистику: миллион беспризорников в стране победившего капитализма, когда выходишь на улицу вечером, где и живут эти беспризорники, когда, возвращаясь (живым, живым!) домой, включаешь телевизор... — оптимизм куда-то улетучи­ вается. А как у вас, Владимир Иванович? — Примерно так ж е . Хотя телевизор можно и не включать, хуже не будет. Но с некоторых пор у меня появились дополни­ тельные стимулы к этому самому оптимизму. Достаточно побывать, например, в 14-й школе Липецка, пообщаться с детьми и педагогами, ознакомиться в местном музее с новыми экспонатами, заглянуть в кадетский класс — и жизнь пока­ жется не такой уж сумрачной. Или вот на столе — стопка детских сочинений на тему «Моя родословная». Возьмите любое, и вы увидите, с какой дотош ­ ностью, с каким интересом дети изучали биографию своей семьи, рода. Ведь многие впервые стали задавать себе эти вопросы: а что было до нас? А о ком это каждый вечер молится бабушка у зажжен­ ной лампадки? А кто этот усатый старик с Георгиевскими крестами на груди в стареньком семейном альбоме? Значит цель, которую мы ста­ вили, объявляя среди школ ли­ пецкого края конкурс на лучшее сочинение, достигнута. Ребята стали задавать себе вопросы. И это простой, даже элементарный при­ мер того, как можно распювелнть молодежь. Конку 1 >сы сочинений и рисунков на тему «Защитники земли русской» — традиционные для нашего общества. Казалось бы — ну что в них особенного, в каждом классе ведь пишут что-то подобное. Но, во-нервых, важно определить тему, попасть в «яб­ лочко», и во-вторых, проявить не­ поддельный интерес к творчеству ребят. Когда скромная ребячья ра­ бота вдруг превращается в статью или очерк на страницах областной газеты (а лучшие сочинения пуб­ ликовались в «Добром вечере!»), это же совсем другое дело! Газету прочитают родственники, соседи и друзья. И будут знать, какие были замечательные у того, кто на­ писал, предки. А лучшие рисунки детей оформлены как настоящие картины — под стеклом в рамоч­ ках — и до сих пор висят на стенах в головном офисе «Липецкобл- техинвентаризации», с успехом заменяя любую иную наглядность и создавая настроение. Ощущая отдачу от таких вот «мелочей», я прихожу к выводу, что пользы от них ничуть не мень­ ше, чем от шумных акций всяких «Идущих вместе» и прочих моло­ дежных формирований. Я говорю сейчас об устроен­ ных ребятишках, а ведь есть еще бесприютная молодая Россия. Главная наша беда в том, что мы не считаем чужих детей (а «уличных» тем паче) своими, а проблемы Отечества — кровными. У меня четверо детей, но ведь им жить среди сверстников, в обще­ стве с его проблемами, от которых нельзя отворачиваться. Как же не думать об этом! Я внимательно слежу за акцией «Липецкой газе­ ты» «Все дети — наши». Великое дело делаете вы, журналисты, привлекая внимание к сиротам, находя им новых родителей. Но ведь рядом с вами, плечом к плечу, должны стоять все СМИ области — вот тогда-то и можно было бы разбудить общество. Но этого не происходит... — Да, массового движения в сторону детдомов не наблюда­ ется. — Пять лет назад, когда мы только начинали, обратились к 1 )азным руководителям с про­ сьбой оказать хоть какую-нибудь помощь новому общественному образованию. Тысячу писем отпра­ вили. Откликнулся... один. При :)том все хлопали по плечу: молод­ цы, хорошее дело затеяли... Общество «НаследииitoB... » специфическое. Оно пытается вли­ ять на подрастающее поколение через обращение к своей истории, к памяти и традициям предков. Именно в таком подходе — глу­ бина. Если понять это, придешь к выводу, что мы сами — главная причина всех наших бед, не сумев­ шие сохранить вечное, завещанное предками, не захотевшие сберечь свою историю и передать ее по наследству детям, которых по сла­ бости своей считаем «плохими».И потому — это наша боль, наш крест и наш грех перед Господом... — Но почему они становятся «плохими»? И почему мы стали такими? — Меня тоже волнуют эти вопросы: отчего кривые дорожки уводят человека от наших истоков, наших святых, от огня которых вся православная Русь зажигала свои лампадки, от полководцев и ратников, положивших жизни «за други своя»?.. Почему мы, жизнь повидавшие, миримся с расплодившимися, как тараканы, сектами (а в них вовлечено до 5 миллионов человек!) и своим мол­ чанием потакаем идеологам новых «крестоносцев» под разговоры о свободе совести? Липецкий край — частица России, и он воспитал немало пат­ риотов — воинов, священников, литераторов и просто честных, любящих свою Родину людей. Их жизнь, их опыт — бесценная педагогика для нашей молодежи. Так давайте обратимся к ней! Мо­ жет, стоит разработать целевую программу по изучению своей истории, пропаганде наших пат­ риотов? В любом случае общество «Наследников...» будет этим зани­ маться и дальше. Мы часто и привычно говорим о вере отцов, а надо бы — о дедо­ вой, Потому что йаши родители (я говорю о своем послевоенном поколении) были уже вне Церкви. Так распорядилась судьба — на десятилетия страна оказалась отлученной от Веры. Многое можно и нужно было бы взять у той. Советской, власти (например, систему социальных гарантий, работу с молодежью), но драму Православия России и как следс­ твие — нынешнюю бездуховность со счетов никак не сбросишь. На всю жизнь царапиной на сердце остался случай, когда меня, за ­ меченного с бабушкой в церкви, поставили на весь день у доски перед классом в назидание всем. Стоял я, помню, ковырял штука­ турку в своем углу и как-то вины своей не чувствовал. Хотя, по правде, и страдальцем за веру себя не ощущал. Просто обидно было: все сидят, а я стою. На мне тогда были одновременно и пионерский галстук, и крестик на шее (под ру­ башкой, чтоб никто не видел). Так мы жили, так жила страна. — Но сегодня крестик на шее (а иногда и громадный золотой) — примета времени. В любом «мер­ се» на лобовом стекле — иконки, четки. Храмы строятся повсюду, а что меняется? Больше ли стало веры? Ваше предприятие, как и общество, помогает женскому мо­ настырю под Задонском. А больше ли людей приезжает на тот же святой источник? — Несравненно больше. Ведь раньше здесь и купели не было. К слову, до сих пор не все знают, что именно этот ключ нашел, обустроил и освятил своими мо­ литвами святитель Тихон Задон­ ский. Что же касается веры... Вы, что же, ожидали, что за две-три пятилетки Россия станет другой? После семидесяти лет безбожной агрессивной политики государс­ тва? Так не получится. А церкви нужно строить. Как раз для на­ ших пока еще невоцерковленных детей. Они обязательно наполнят­ ся, эти храмы. И уже наполня­ ются, это вам любой батюшка на приходе скажет. Да,предприятие «Липецкоблтехинвентаризация» и общество «Н аследников ...» шефствуют над Богородице-Ти- хоновским женским монастырем. Отлили колокола, построили ку­ пель, выполняем геодезические и прочие работы. Все, разумеется, бесплатно — как и для других монастырей и приходов епархии. Но еще неизвестно, кто кому боль­ ше помогает. Все успехи нашей фирмы и успехи в личной жизни работников — они — по молитвам владыки Никона, по молитвам матушек, священников. Кстати, работы на епархиальных объек­ тах мы выполняем во внерабочее время и с добровольного согласия коллектива. Члены общества, кэные «На­ сл едники ...» из разных школ помогают монастырю расчищать и убирать территорию, а человек сорок из нашего ОГУПа являются членами общества и работают рука об руку с педагогами. Вообще патриотизм, как бы и в чем бы он ни проявлялся, дол­ жен быть конструктивным и, я бы сказал, своевременным. У нас достаточно горлопанов, способных только рубаху на пупу рвать... А по сути, каждый на своем месте должен постоянно доказывать, на что он способен, то есть обязан делать все, что в его силах. А то соберешься делать добро, да не успеешь, сил не хватит... Беседу вел Алексей АЛЕКСАНДРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz