Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
13 марта 2007 г., № 48 (22926) ЛИПЕЦКАЯ газета 'Штрихи к портрету г З д о ^ о в ^ Не все кадровики остаются «за кадром» Есть женщины, над которыми время не властно. Даже став бабушками, они остаются такими же, какими были в годы комсомольской юности. Тот же блеск в глазах, тот же задор и та же неутолимая жажда деятельности. Добросовестно отработав положенное количество лет, они, в отличие от уставшего большинства представительниц ^ прекрасного пола, и думать не хотят о заслуженном отдыхе. Ине потому, что с выходом на пенсию начинается нищенское существование... Первопричина в другом: они не мыслят себя вне дела, которому служат, для них уход на покой равнозначен преждевременному угасанию. К числу таковых «комсомолок» смело можно отнести Лидию Денисову, работника отдела кадров акционерного общества СУ-11 «Липецкстрой». Должность, может быть, и скромная, но Денисову в большом коллективе знают и рядо вые строители, и инженерно-технические работники. Сотни человек, связавших свою судьбу с известной строительной фирмой, прошли через ее небольшой кабинетик в старой конторе, что на улице Олеко Дундича, 3 областного цент ра. В нем каждый божий день такая «смесь одежд и лиц», какой не встретишь в отделах кадров других строительных организаций города. Всяк сюда пришедший, будь то демо билизованный солдат или немало потрудившийся на своем веку зрелый человек, находит и теплый прием, и участие в судьбе. Последнее, однако, не означает, что всяк желающий обрести место в СУ-11 непременно его обретет. В фирме и на дух не нужны летуны, любители заложить за воротник и те пролетарии, которые, как в анекдоте, умеют лишь копать. Или не копать. Денисова таковых вычисляет по результатам собеседования и исследования трудовой книжки. Часть со искателей получает от ворот поворот и отправляется пытать судьбу в другие строительные организации. Но каким бы «мелким ситом» ни была Денисова, на стройучастки и вдругие подразделения все же просачиваются и слабенькие спецы, и нарушители трудовой дисциплины. Одни, не выдержав напряжения и ритма работы на объектах СУ-11, уходят по собственному желанию, другие — по иным статьям Трудового кодекса. Таков «естественный отбор» в се рьезной строительной фирме, где, чтобы много зарабатывать, надо много и с высоким качеством производить. Благодаря этому отбору удалось сформировать исключительно силь ный коллектив, в котором абсолютное большинство рабочих — мастера золотые руки, а инженерно-технический состав и управленцы верхнего звена — блестящие специалисты и непревзойденные организаторы. Это они совместными усили ями строят лучшие дома в городе Липецке. Это они возводят элитное жилье в Москве, «оккупировав» столицу всерьез и надолго. Это они под руководством заслуженного строителя России, Почетного гражданина Липецкой области Виктора Григорьева внесли весомый вклад в развитие аграрного ком плекса родного края, создав мощное сельхозпредприятие в « ебедянском селе Мокром. И опять же они, деятельные люди 3 СУ-11, построили суперсовременный завод «Крафтбетон» о выпуску железобетонных изделий. Таких заводов вРоссии ало, если точнее — всего один, в Екатеринбурге. У нас, в Липецке, второй по счету. Кдостижениям коллектива СУ-11, нынешняя численность которого превышает две тысячи человек, причастна, безу словно, кадровая служба акционерного общества и отдельный ее работник Лидия Денисова. Кадровики СУ-11, читатель, в отличие от коллег из иных организаций, не сидят сиднями в своих кабинетах в ожидании замечательных работников. Ведь если «кадры решают все!», то задача кадровиков СУ-11 втом и заключается, чтобы обеспечить ими стройку, заводы и цехи, участки. Обеспечить — в значении найти, из-под земли достать нужных, классных специалистов. И ведь находят! В Липецке и других городах и селах области. Бывало, что в считанные дни кадровики комплектовали, оформляли и командировали на стройку в Москву полноценные бригады монтажников, бетонщиков. А когда агрофирме в Мокром потребовались сельхозспециалисты, кадровики отправлялись в Воронежский агроуниверситет за пополнением. Но какие же качества выдвигают Денисову в число успеш ных кадровиков? Знание дела? Безусловно. Личное обаяние? Да. Фантастическая работоспособность? Само собой разуме ется. А еще? — Я — патриотка СУ-11, и принадлежность к нему для меня многое значит. Если фирма сказала «надо», я всегда отвечаю «есть», — говорит Денисова. — Да и вообще в на- ^шией организации о невыполнении задания не принято до- ^ИЬтадывать. Умри, но выполни, что поручено. Мне помогает ^ м о й опыт общения с людьми. Его я набиралась всю жизнь, работая в комсомоле, в профсоюзах. И, конечно же, знание стройки, хотя бы на уровне гуманитария. Когда строился Новолипецкий комбинат, я быв£ 1 ла на многих объектах. В том числе и как внештатный корреспондент трестовской многотиражки «Строитель». Задания мне давал тогдашний редактор Александр Афанасьев, впоследствии известный на всю страну журналист. Денисова — филолог по образованию. В начале 70-х учи ла детишек русскому языку в одной из сельских школ на Псковщине. Там же и секретарем райкома комсомола пора- а, ботала. В Липецке, по возвращении на малую родину, свою трудовую биографию продолжила секретарем комсомольской организации управления «Отделстрой-1» треста «Липецк строй». Потом — работа в комитете комсомола треста, за ней — должность зам. председателя профкома. В СУ-11 тоже пришлась ко двору в качестве старшего инспектора отдела кадров, начальника этого отдела, заместителя директора по кадрам и социальным вопросам... Отсюда богатейший опыт работы с людьми, который высоко ценится руководс твом СУ-11. Да и не только этот опыт, но и организаторские способности Денисовой, без участия которой не обходятся подготовка и проведение всевозможных мероприятий — от торжественного собрания в честь Дня строителя до презен тации нового завода. Сегодня же вСУ-11 намечается небольшое собрание по по воду юбилея Лидии Васильевны Денисовой. А дома бабушку- «комсомолку» поздравят муж, внучка София, сын Дмитрий и сноха Нелли. Сын и сноха, кстати, тоже работают в СУ-11. Михаил ПОКРОВСКИЙ. И доктор Необычным методом доктор Федоров возвращает общеетву, казалось бы, навсегда потерянных для него людей По официальным данным, в Липецкой области насчитывается несколько десятков тысяч инвалидов вследствие психических расстройств. Сами же медики считают, что нервно-психические расстройства в той или иной степени имеют от 50 до 80 процентов из нас. К примеру, расстройство сна, затяжная депрессия... Кто сейчас обращает на это внимание? Примем таблеточку, а может, и чего погорячее, глядишь, "само и пройдет". А между тем болезнь прогрессирует, и может наступить день, когда родные или сослуживцы вызовут карету "скорой", и та доставит вас прямехонько в какую- нибудь "палату №б". ...Тесная комнатка днев ного стационара областной психоневрологической боль ницы № 1 с низким потолком едва вмещает пришедших на всттечу. Люди общаются друг с другом, радуются встрече с врачами и медсестрами. Приподнятое настроение и некоторое волнение читается на их лицах. Я бы назвала это предвкушением праздника, к которому пациенты отделе ния и их родственники долго готовились. С восхищением и даже обожанием они смотрят на своих наставников — пред седателя совета родителей пациентов Елену Фролову, медсестру отделения Галину Бугакову и, конечно же, на известного липецкого щтис- та, мима Олега Попова. Пред вижу вопрос: “При чем здесь артист, да еще и мим?” Оказалось , он долгое время руководит здешним театром под названием “Ай болит”, учит пациентов рисо вать и делает еще очень много полезного для их реабилита ции. Под его руководством больные охотно выполняют специальные задания, ра зыгрывают сценки, участ вуют в играх, а сам артист с удовольствием дарит им свои выступления. Все это — часть уникаль ной программы аутотерапии, или, как ее еще называют, имаготерапии, которую раз работал и много лет с успе хом применяет психиатр, психотерапевт, заведующий отделением № 17 дневного стационара, кандидат ме- И ж е с т , и с л о в о Ф е д о р о в а л е ч а т . . . ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА дицинских наук, отличник здравоохранения Анатолий Федоров. Больные величают его не иначе как “нашдоктор” и “наш друг”. Кстати, в этом году дневному стационару исполняется 40 лет. Пациенты стационара — люди с непростой, даже изломанной судьбой. Напри мер, учительницу музыки Татьяну затяжная депрессия вынудила покончить с карье рой, искать утешение от жи тейских невзгод вмонастыре. Но пути-дороги к себе самой привели ее сюда, тут она нашла тепло и понимание. Чувствует она себя гораздо лучше, особенно когда все поют под аккомпанемент ее фортепиано. Здесь много людей с вы сшим образованием, зани мавших высокие должности. Жизненные обстоятельства привели их к необходимости пройти лечение у психиатра, где впервые за многие годы непонимания и страха они вновь почувствовали себя уважаемыми членами обще ства, нашли занятие по душе, улучшилось и отношение к ним в семье. И все благодаря царящей здесь дружелюбной атмосфере. Суть методики Федорова в том, что, кроме традиционно го медикаментозного лечения он применяет в отношении своих подопечных лучшие до стижения отечественной и за рубежной психиатрии, вчаст ности курс психосоциальной реабилитации. Он творчески доработал и использовал все то передовое в своей профес сии, что помогает вернуть обществу потерявшего д у шевное здоровье человека, способного принести еще не мало пользы своим близким и даже развить заложенные в нем природой многообразные таланты. К сожалению, признается Федоров, даже сегодня, при очевидных успехах вего n p e iK - тике лечения больных, ему в “высоких” кабинетах посто янно приходится доказывать необходимость создания луч ших условий для их реабили тации. Нельзя не поразиться убожеству здания, в котором расположен дневной стацио нар, а особенно отделения, где проводится курс аутотерапии: полутемное помещение, ста рая электропроводка(по этой причине несколько месяцев назад случился пожар), про валивающийся пол, видав шие виды двери. На этом фоне невольно начинаешь сомневаться в бравурной цифири из отчетов медицинских чиновников, потому как многие наши стационары и поликлиники еще весьма далеки от совер шенства. Хочется надеяться, что при строительстве нового здания больницы, которое намечено на этот год, будет учтена потребность впомеще нии для проведения реабили тации больных. Анатолий Федоров убеж ден, что за психотерапией будущее. Ее возможности практически неисчерпаемы и полностью еще не изучены. К сожалению, причиной ду шевного расстройства может послужить все что угодно: выпускные экзамены, под готовка к поступлению в вуз, неудачи на работе, стрессовые ситуации в семье, пробле мы с детьми, переходный возраст, призыв в армию, военная служба в “горячих” точках... Эти же и многие другие негативные факторы могут спровоцировать и такие тяжелые расстройства здоро вья, как,например, инфаркт, инсульт, рак, язва желудка. Доктор уверен: с помощью психот^апевта можно из лечить большое количество заболеваний. Поэтому необходимо стре миться к тому, чтобы и кон сультация, и помощь такого специалиста были доступны для каждого, кто посещает даже обыкновенную район ную поликлинику. И чтобы целительство душ происхо дило не в убогих помещени ях, вид которых уже сам по себе не внушает пациентам оптимизма. Ольга БОЧКОВА. ^ Предисловие к неизданной книге Жил-был поэт... Шестидесятник по вере и судьбе, он разделил со своим поколением его надежды, иллюзии, разочарования и — новые надежды Ничего не боюсь. Только так прикипаю К свету белому, К людям, деревьям, зверью, будто осознаю, будто предощущаю горечь дальней разлуки, невечность свою. Как любой настоящий поэт, Иван Завражин очень рано пытался заглянуть за черту, что отделяла его «невечность» от небытия. О предощущении дальней разлуки он написал задолго до того дня, как по дороге с дачи в город его сбила автомашина. Потом врачи сказали, что I травмы не были смертельными — не ' выдержало сердце. [ Он умер накануне новой книги. 1 Иван Сергеевич многие годы не издавал сборников. Этот он составлял, выверял, редактировал, страшно волнуясь и му чаясь над каждым словом. Хоронили его без пышных венков и I речей. На отпевание в Преображенскую церковь не пришли ни большие, ни 1 маленькие начальники от культуры. Коллег по перу тоже почти не оказалось. Зато у гроба стояли известные художни ки, народные артисты, библиотекари, педагоги. Выходит, с ними у него было больше общего, чем с собратьями-лите- раторами. Полтора года нет на свете поэта. Где-то лежит (пока неизвестно где) не изданная рукопись. Десятки стихов за терялись в старых журналах и газетах и практически недоступны для читателя. Прижизненные книжки Завражина всегда получались тоненькими —он при дирчиво просеивал написанное им. Между тем среди неопубликованного есть вещи, которые, как заметил когда- то Анатолий Жигулин в предисловии к завражинскому сборнику, выпущенному в московском «Современнике», отвеча ют, отзываются «на зов человеческого сердца». Поэтому сегодня — нет, неофициаль ная комиссия по творческому наследию, а просто группа литераторов, журна листов, библиотекарей отыскивает все значимое из поэзии Ивана Сергеевича, чтобы подготовить к изданию. В числе инициаторов — в прошлом главный редактор «ЛГ», лауреат областной жур налистской премии имени Вермишева, заслуженный работник культуры Рос сии Владимир САВЕЛЬЕВ. Вот что он рассказал. — Вопреки поговорке «Что имеем — не храним, потерявши — плачем», мы, даже потеряв, не сильно расстра иваемся и горюем. И уж точно — не торопимся отдать дань памяти тем, кто ушел. Десять лет, например, никак не удавалось издать книгу Адольфа Беляе ва, чья поэма «Крылья», напечатанная в • журнале «Нева», заставила в свое время с уважением заговорить о нем столичную критику. Непростительно было затянуто переиздание детских повестей Раисы Торбан. Между тем на ее прозе выросло не одно поколение патриотов, эти книги стояли в одном ряда с произведениями Гайдара, Кассиля, Пантелеева. Я называю авторов, которые связа ны с нашим краем и которые, пусть с огромным опозданием, пришли-тади к новым, молодым читателям. А сколько талантливых, ярких липчан ныне не справедливо забыто! Начиная хотя бы с Павла Шубина. Солидный том этого поэта стал бы событием отнюдь не реги онального масштаба. Вот и Иван Сергеевич Завражин, безусловно, достоин хорошего посмерт ного издания. И это забота не только и не столько власти, сколько литературной, творческой общественности. Власть, надеюсь, окажет материальную подде ржку, но стимулировать подготовку книги должны коллеги поэта, люди, неравнодушные к родной словесности. Я думаю, наша инициативная группа пополнится теми, кто отдает себе отчет, что Завражин был одной из ключевых фигур в культурной жизни области. Он ведь не только автор хороших стихов. (Эн многие годы руководил ре гиональной писательской организацией. При нем, благодаря ему укрепились свя зи литераторов с другими творческими союзами, школами. Он столько сделал, в частности, для детей и педагогов, ко торые живут на прародине Пушкина в селе Кореневщино. Даже когда его не стало, кореневщинцы получили от поэта последний бесценный подарок — часть любовно собранных им книг. А другие тома, с автографами крупнейших писа телей, друживших с Завражиным, его вдова передала нашей универсальной научной библиотеке. Вэпоху безвременья поэт жил трудно и тревожно. Как и многих, его захватили перестроечные иллюзии и ожидания. Но все закончилось распадом Союза писате лей, разделением былого сообщества на два врЕ1Ждебных лагеря, утратой ориен тиров и традиций. Он очень остро все это воспринимал. Когда читатель раскроет книгу, которуюмы готовим, он Цедится, с какой пронзительной откровенностью поведал Иван Сергеевич о боли, горечи, одиночестве творца посреди всероссий ской беды. Так случилось — Никого и нечего Ни попереди. Ни позади. Как начнет темнеть В субботу вечером. Ты поразговаривать приди. Его стихи были и остались честным свидетельством, неподкупным зеркалом, отразившим перепады и зигзаги недав ней нашей истории. Уже это само по себе ценно и дорого. А прибавьте к сказанному бесспор ный талант и своеобразие манеры, пусть негромкий, но собственный голос. Иван был искушенный знаток поэзии. Причем пристрастие к народным фольклорным мотивам у него сочеталось с любовью к утонченной лирике — и не только рус ской. В кругу друзей он мог целый вечер петь озорные, нередко соленые частуш ки, а мог и читать наизусть изысканные японские трехстишия. Естественно, такая широта интересов повлияла на ха рактер, манеру написанного им самим. Сегодня мои единомышленники, друзья Ивана Сергеевича уже собрали значительное количество его стихов. С нами работают родные поэта. Нам пере дают сохранившиеся у них рукописи, сборники, периодику с публикациями Завражина те, кто знал этого человека. Надеюсь, мой рассказ о задуманной книге попадется на глаза всем, кому небезразлично творчество Ивана Сер геевича, и они пришлют нам новые ма териалы, неизвестные стихотворения, публикации в районных газетах. Мы будем признательны за фотографии поэта, воспоминания о нем. Связаться с инициативной группой можно по двум контактным телефонам: 72 -63 -98 и 33-00-00. Записал И. НЕВЕРОВ. ^ П р е м ь е д а Загадки Платонова Две части этого спектакля так несхожи между собой, что кажется, перед нами совершенно разные постановки, связанные лишь именами одних и тех же персонажей. Вновой работе Липецкого драматического театра вообще много неожиданного. Начиная с выбора пьесы. Под названием «Страсти по Платонову» идет самая первая, юношеская пьеса А.П. Чехова, которая при его жизни была никому не известна и даже названия не имела. Пьеса длинная, минимум вдвое больше обычной. Поэтому постановщик, художественный руководитель театра Генна дий Балабаев произвел неизбежные сокращения. Но даже после редактуры текста, после исключения по меньшей мере шести действующих лиц и «сведения » отца и сына Трилецких к одному лицу спектакль длится почти три часа. Терпением зрителям придется запастись. Особенно для первого акта, ибо он являет собой долгую развернутую экспозицию, прелюдию к заявленным вафише страстям. Кстати, этой прелюдией всвое время и ограничил свой знаменитый фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино», созданный по мотивам этого же произведения, Никита Михалков. Для Г. Балабаева же намного важнее происшедшее спустя недели три после party в имении молодой вдовы, генеральши Войницевой (Та тьяна Мухина). Жанр спектакля — драма; приемы гротеска тут необязательны; сверхзадача ее первой половины, если я правильно понял, — сделать для зрителя ясной расстановку сил, дать ему знать, кто есть кто, создать соответствующую атмосферу, что было непростой задачей, которую до конца решить, пожалуй, не удалось. Что касается частных моментов: как-то затерялись, не прозвучали должным образом ключевые слова Глагольева- старшего (Виталий Пономарев) о Платонове, который «.. .есть лучший выразитель современной неопределенности...». Меж ду тем Платонов (Игорь Коробов), действительно, предстает человеком-загадкой. В связи с ним почти сразу же возникает ряд вопросов. Чем этот достаточно спокойный, флегматичный и грубоватый толстяк магнетичен, притягателен и для Вой ницевой, и для юной, прелестной Марьи Грековой (студентка колледжа искусств имени К.Н. Игумнова Екатерина Поли карпова)? Неужели изменившийся с течением лет не в луч шую сторону Платонов по-прежнему волнует Софью (дебют в ЛДТ недавней выпускницы Воронежской академии искусств Лилии Соловьевой)? Волнует вплоть до того, что знакомая с ним с давней студенческой поры женщйна словно забывает, что она — жена генеральского сына Сергея (Александр Бе режной) и ей бы надо вести себя соответственно, несмотрш на всю деликатность, а вернее, безволие мужа. Но где, где они, энергетика, «донжуанизм» Платонова? Видимо, есть лишь остаточный след от них? Второй акт начинается с эффектной пантомимы. Вышепе речисленные дамы вместе с женой Платонова Машей (Алла Жигалина), все — в белых платьях, кружат над спящим героем, производя пассы. Впечатление, будто они ему снятся. Наваждение, морок. Это прямо-таки подталкивает, подводит к мысли: а может, этот второй акт — сон Платонова? Сон страшный, вязкий, трагический. Герой, очнувшись, уже не тот, что прежде. Не импозантный, неотразимый и иро ничный, а «выпотрошенный», являющий нам свою весьма неприглядную «голую суть». Внешне Платонов смешон и нелеп: неряшливые брюки, рубашка — и вполовину надетый плащ, за который его то и дело волокут, тащат влюбленные женщины. ФОТО АЛ ЕК САНД РА КО ЗИН А И. Коробов играет с редкостной безжалостностью к Пла тонову. Ощущению хаоса, раздрая в душе персонажа соответ ствует ставшая вдруг «неряшливой» сценическая обстановка, тогда как прежде от нее веяло гармонией (художник — Елена Сафонова из Костромского театра). И еще, к слову, об офор млении. Примерно четверть партера, ближе к центру зала и амфитеатру, занимает помост. Артисты появляются на нем либо в какие-то «микрокульминационные» моменты, либо когда впервые предстают перед публикой. Однако наилучшим образом помост «срабатывает » уж е... по завершении спектак ля. Актеры выходят на поклоны, как обычно, не переступая границ рампы. А вот И. Коробов оказывается на помосте, отдельно от своих коллег. Платонов отторгается от всех, а все отторгают его. После смертельного выстрела в героя преданной ему — и преданной им — Софьи он буквально обращается в человека не от мира сего. «Страсти по Платонову» — первое обращение ЛДТ к А.П. Чехову. В ранней чеховской пьесе «просвечивает» зрелый Ан тон Павлович-драматург. Как сказано исследователем, «Пла тонов» — это кулисы, из-за которых чеховские типы выйдут насветрампыв «Иванове», «Трехсестрах», «Вишневомсаде». И это правда. То есть ЛДТ (насколько осознанно — не могу сказать) попытался выразить квинтэссенцию его драматургии, приблизиться к первоначалам ее. И если долгая прелюдия показалась мне не совсем убе дительной, то затем спектакль обрел новое качество, стал «насыщенным», неотрывно притягивающим внимание пуб лики. В первую очередь оно приковано к Платонову, человеку неопределенностей и загадок. Он переоценил собственные душевные резервы точно так же, как женщины переоценили его личность, заблуждались на его счет. И вфинале довел-таки ситуацию до предела накаленности и безнадежности, спро воцировав (Эофью выстрелить. В принципе, он самоубийца, поскольку сам ускорил трагическую развязку. Опять же не знаю, случайно или закономерно, но «Страс ти по Платонову», вместе с «Медовым месяцем» Н. Коуарда, «Вешеными деньгами» А.Н. Островского, «Бабьим бунтом» Е. Птичкина, продолжают ставшую как бымадистральной линию театра. Везде —страсти, везде —то в шутку, то всерьез —жес ткая зависимость и противостояние мужчин и женщин. Так что лично я не удивлюсь, если ЛДТ вскоре обратится, допустим, к Августу Стринбергу с его навязчивой темой «битвы полов»... Константин КЛЮТКИН. ^ С п о р т «Стинол» в упорной борьбе проиграл в Хабаровске Очередной матч чемпионата России волейболистки «Стинола» проводили 11 марта в Хабаровске. Местный «Самородок» располагается в верхней части турнирной таблицы. Шансы липчанок на победу оценивались невысоко. Однако липецкие спортсменки смогли оказать достойное сопротивление фавориту. Первую партию наши волейболист ки выиграли - 25:19. Затем дальневосточницы взяли реванш - 25:21. В третьем сете на площадке безраздельно доминировал «Самородок» - 25:13. Липчанки ответили выигрышем четвёр той партии - 27:25. Судьба поединка решилась на тай-брэйке: сильнее оказались хабаровские волейболистки - 15:10. Проиграв, хоть и в упорной борьбе, на Дальнем Востоке, «Стинол» опустился на 11-ю строчку в таблице. В 13 матчах липчанки одержали всего 3 победы. 15 марта липчанки дома встречаются с «Казаночкой». Волейболистки из столицы Та тарстана находятся на 6-м месте в турнирной гонке. Игорь КАПУСТИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz