Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

13 марта 2007 г., № 48 (22926) ЛИПЕЦКАЯ газета 'Штрихи к портрету г З д о ^ о в ^ Не все кадровики остаются «за кадром» Есть женщины, над которыми время не властно. Даже став бабушками, они остаются такими же, какими были в годы комсомольской юности. Тот же блеск в глазах, тот же задор и та же неутолимая жажда деятельности. Добросовестно отработав положенное количество лет, они, в отличие от уставшего большинства представительниц ^ прекрасного пола, и думать не хотят о заслуженном отдыхе. Ине потому, что с выходом на пенсию начинается нищенское существование... Первопричина в другом: они не мыслят себя вне дела, которому служат, для них уход на покой равнозначен преждевременному угасанию. К числу таковых «комсомолок» смело можно отнести Лидию Денисову, работника отдела кадров акционерного общества СУ-11 «Липецкстрой». Должность, может быть, и скромная, но Денисову в большом коллективе знают и рядо­ вые строители, и инженерно-технические работники. Сотни человек, связавших свою судьбу с известной строительной фирмой, прошли через ее небольшой кабинетик в старой конторе, что на улице Олеко Дундича, 3 областного цент­ ра. В нем каждый божий день такая «смесь одежд и лиц», какой не встретишь в отделах кадров других строительных организаций города. Всяк сюда пришедший, будь то демо­ билизованный солдат или немало потрудившийся на своем веку зрелый человек, находит и теплый прием, и участие в судьбе. Последнее, однако, не означает, что всяк желающий обрести место в СУ-11 непременно его обретет. В фирме и на дух не нужны летуны, любители заложить за воротник и те пролетарии, которые, как в анекдоте, умеют лишь копать. Или не копать. Денисова таковых вычисляет по результатам собеседования и исследования трудовой книжки. Часть со­ искателей получает от ворот поворот и отправляется пытать судьбу в другие строительные организации. Но каким бы «мелким ситом» ни была Денисова, на стройучастки и вдругие подразделения все же просачиваются и слабенькие спецы, и нарушители трудовой дисциплины. Одни, не выдержав напряжения и ритма работы на объектах СУ-11, уходят по собственному желанию, другие — по иным статьям Трудового кодекса. Таков «естественный отбор» в се­ рьезной строительной фирме, где, чтобы много зарабатывать, надо много и с высоким качеством производить. Благодаря этому отбору удалось сформировать исключительно силь­ ный коллектив, в котором абсолютное большинство рабочих — мастера золотые руки, а инженерно-технический состав и управленцы верхнего звена — блестящие специалисты и непревзойденные организаторы. Это они совместными усили­ ями строят лучшие дома в городе Липецке. Это они возводят элитное жилье в Москве, «оккупировав» столицу всерьез и надолго. Это они под руководством заслуженного строителя России, Почетного гражданина Липецкой области Виктора Григорьева внесли весомый вклад в развитие аграрного ком­ плекса родного края, создав мощное сельхозпредприятие в « ебедянском селе Мокром. И опять же они, деятельные люди 3 СУ-11, построили суперсовременный завод «Крафтбетон» о выпуску железобетонных изделий. Таких заводов вРоссии ало, если точнее — всего один, в Екатеринбурге. У нас, в Липецке, второй по счету. Кдостижениям коллектива СУ-11, нынешняя численность которого превышает две тысячи человек, причастна, безу­ словно, кадровая служба акционерного общества и отдельный ее работник Лидия Денисова. Кадровики СУ-11, читатель, в отличие от коллег из иных организаций, не сидят сиднями в своих кабинетах в ожидании замечательных работников. Ведь если «кадры решают все!», то задача кадровиков СУ-11 втом и заключается, чтобы обеспечить ими стройку, заводы и цехи, участки. Обеспечить — в значении найти, из-под земли достать нужных, классных специалистов. И ведь находят! В Липецке и других городах и селах области. Бывало, что в считанные дни кадровики комплектовали, оформляли и командировали на стройку в Москву полноценные бригады монтажников, бетонщиков. А когда агрофирме в Мокром потребовались сельхозспециалисты, кадровики отправлялись в Воронежский агроуниверситет за пополнением. Но какие же качества выдвигают Денисову в число успеш­ ных кадровиков? Знание дела? Безусловно. Личное обаяние? Да. Фантастическая работоспособность? Само собой разуме­ ется. А еще? — Я — патриотка СУ-11, и принадлежность к нему для меня многое значит. Если фирма сказала «надо», я всегда отвечаю «есть», — говорит Денисова. — Да и вообще в на- ^шией организации о невыполнении задания не принято до- ^ИЬтадывать. Умри, но выполни, что поручено. Мне помогает ^ м о й опыт общения с людьми. Его я набиралась всю жизнь, работая в комсомоле, в профсоюзах. И, конечно же, знание стройки, хотя бы на уровне гуманитария. Когда строился Новолипецкий комбинат, я быв£ 1 ла на многих объектах. В том числе и как внештатный корреспондент трестовской многотиражки «Строитель». Задания мне давал тогдашний редактор Александр Афанасьев, впоследствии известный на всю страну журналист. Денисова — филолог по образованию. В начале 70-х учи­ ла детишек русскому языку в одной из сельских школ на Псковщине. Там же и секретарем райкома комсомола пора- а, ботала. В Липецке, по возвращении на малую родину, свою трудовую биографию продолжила секретарем комсомольской организации управления «Отделстрой-1» треста «Липецк­ строй». Потом — работа в комитете комсомола треста, за ней — должность зам. председателя профкома. В СУ-11 тоже пришлась ко двору в качестве старшего инспектора отдела кадров, начальника этого отдела, заместителя директора по кадрам и социальным вопросам... Отсюда богатейший опыт работы с людьми, который высоко ценится руководс­ твом СУ-11. Да и не только этот опыт, но и организаторские способности Денисовой, без участия которой не обходятся подготовка и проведение всевозможных мероприятий — от торжественного собрания в честь Дня строителя до презен­ тации нового завода. Сегодня же вСУ-11 намечается небольшое собрание по по­ воду юбилея Лидии Васильевны Денисовой. А дома бабушку- «комсомолку» поздравят муж, внучка София, сын Дмитрий и сноха Нелли. Сын и сноха, кстати, тоже работают в СУ-11. Михаил ПОКРОВСКИЙ. И доктор Необычным методом доктор Федоров возвращает общеетву, казалось бы, навсегда потерянных для него людей По официальным данным, в Липецкой области насчитывается несколько десятков тысяч инвалидов вследствие психических расстройств. Сами же медики считают, что нервно-психические расстройства в той или иной степени имеют от 50 до 80 процентов из нас. К примеру, расстройство сна, затяжная депрессия... Кто сейчас обращает на это внимание? Примем таблеточку, а может, и чего погорячее, глядишь, "само и пройдет". А между тем болезнь прогрессирует, и может наступить день, когда родные или сослуживцы вызовут карету "скорой", и та доставит вас прямехонько в какую- нибудь "палату №б". ...Тесная комнатка днев­ ного стационара областной психоневрологической боль­ ницы № 1 с низким потолком едва вмещает пришедших на всттечу. Люди общаются друг с другом, радуются встрече с врачами и медсестрами. Приподнятое настроение и некоторое волнение читается на их лицах. Я бы назвала это предвкушением праздника, к которому пациенты отделе­ ния и их родственники долго готовились. С восхищением и даже обожанием они смотрят на своих наставников — пред­ седателя совета родителей пациентов Елену Фролову, медсестру отделения Галину Бугакову и, конечно же, на известного липецкого щтис- та, мима Олега Попова. Пред­ вижу вопрос: “При чем здесь артист, да еще и мим?” Оказалось , он долгое время руководит здешним театром под названием “Ай­ болит”, учит пациентов рисо­ вать и делает еще очень много полезного для их реабилита­ ции. Под его руководством больные охотно выполняют специальные задания, ра­ зыгрывают сценки, участ­ вуют в играх, а сам артист с удовольствием дарит им свои выступления. Все это — часть уникаль­ ной программы аутотерапии, или, как ее еще называют, имаготерапии, которую раз­ работал и много лет с успе­ хом применяет психиатр, психотерапевт, заведующий отделением № 17 дневного стационара, кандидат ме- И ж е с т , и с л о в о Ф е д о р о в а л е ч а т . . . ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА дицинских наук, отличник здравоохранения Анатолий Федоров. Больные величают его не иначе как “нашдоктор” и “наш друг”. Кстати, в этом году дневному стационару исполняется 40 лет. Пациенты стационара — люди с непростой, даже изломанной судьбой. Напри­ мер, учительницу музыки Татьяну затяжная депрессия вынудила покончить с карье­ рой, искать утешение от жи­ тейских невзгод вмонастыре. Но пути-дороги к себе самой привели ее сюда, тут она нашла тепло и понимание. Чувствует она себя гораздо лучше, особенно когда все поют под аккомпанемент ее фортепиано. Здесь много людей с вы­ сшим образованием, зани­ мавших высокие должности. Жизненные обстоятельства привели их к необходимости пройти лечение у психиатра, где впервые за многие годы непонимания и страха они вновь почувствовали себя уважаемыми членами обще­ ства, нашли занятие по душе, улучшилось и отношение к ним в семье. И все благодаря царящей здесь дружелюбной атмосфере. Суть методики Федорова в том, что, кроме традиционно­ го медикаментозного лечения он применяет в отношении своих подопечных лучшие до­ стижения отечественной и за­ рубежной психиатрии, вчаст­ ности курс психосоциальной реабилитации. Он творчески доработал и использовал все то передовое в своей профес­ сии, что помогает вернуть обществу потерявшего д у ­ шевное здоровье человека, способного принести еще не­ мало пользы своим близким и даже развить заложенные в нем природой многообразные таланты. К сожалению, признается Федоров, даже сегодня, при очевидных успехах вего n p e iK - тике лечения больных, ему в “высоких” кабинетах посто­ янно приходится доказывать необходимость создания луч­ ших условий для их реабили­ тации. Нельзя не поразиться убожеству здания, в котором расположен дневной стацио­ нар, а особенно отделения, где проводится курс аутотерапии: полутемное помещение, ста­ рая электропроводка(по этой причине несколько месяцев назад случился пожар), про­ валивающийся пол, видав­ шие виды двери. На этом фоне невольно начинаешь сомневаться в бравурной цифири из отчетов медицинских чиновников, потому как многие наши стационары и поликлиники еще весьма далеки от совер­ шенства. Хочется надеяться, что при строительстве нового здания больницы, которое намечено на этот год, будет учтена потребность впомеще­ нии для проведения реабили­ тации больных. Анатолий Федоров убеж­ ден, что за психотерапией будущее. Ее возможности практически неисчерпаемы и полностью еще не изучены. К сожалению, причиной ду­ шевного расстройства может послужить все что угодно: выпускные экзамены, под­ готовка к поступлению в вуз, неудачи на работе, стрессовые ситуации в семье, пробле­ мы с детьми, переходный возраст, призыв в армию, военная служба в “горячих” точках... Эти же и многие другие негативные факторы могут спровоцировать и такие тяжелые расстройства здоро­ вья, как,например, инфаркт, инсульт, рак, язва желудка. Доктор уверен: с помощью психот^апевта можно из­ лечить большое количество заболеваний. Поэтому необходимо стре­ миться к тому, чтобы и кон­ сультация, и помощь такого специалиста были доступны для каждого, кто посещает даже обыкновенную район­ ную поликлинику. И чтобы целительство душ происхо­ дило не в убогих помещени­ ях, вид которых уже сам по себе не внушает пациентам оптимизма. Ольга БОЧКОВА. ^ Предисловие к неизданной книге Жил-был поэт... Шестидесятник по вере и судьбе, он разделил со своим поколением его надежды, иллюзии, разочарования и — новые надежды Ничего не боюсь. Только так прикипаю К свету белому, К людям, деревьям, зверью, будто осознаю, будто предощущаю горечь дальней разлуки, невечность свою. Как любой настоящий поэт, Иван Завражин очень рано пытался заглянуть за черту, что отделяла его «невечность» от небытия. О предощущении дальней разлуки он написал задолго до того дня, как по дороге с дачи в город его сбила автомашина. Потом врачи сказали, что I травмы не были смертельными — не ' выдержало сердце. [ Он умер накануне новой книги. 1 Иван Сергеевич многие годы не издавал сборников. Этот он составлял, выверял, редактировал, страшно волнуясь и му­ чаясь над каждым словом. Хоронили его без пышных венков и I речей. На отпевание в Преображенскую церковь не пришли ни большие, ни 1 маленькие начальники от культуры. Коллег по перу тоже почти не оказалось. Зато у гроба стояли известные художни­ ки, народные артисты, библиотекари, педагоги. Выходит, с ними у него было больше общего, чем с собратьями-лите- раторами. Полтора года нет на свете поэта. Где-то лежит (пока неизвестно где) не­ изданная рукопись. Десятки стихов за­ терялись в старых журналах и газетах и практически недоступны для читателя. Прижизненные книжки Завражина всегда получались тоненькими —он при­ дирчиво просеивал написанное им. Между тем среди неопубликованного есть вещи, которые, как заметил когда- то Анатолий Жигулин в предисловии к завражинскому сборнику, выпущенному в московском «Современнике», отвеча­ ют, отзываются «на зов человеческого сердца». Поэтому сегодня — нет, неофициаль­ ная комиссия по творческому наследию, а просто группа литераторов, журна­ листов, библиотекарей отыскивает все значимое из поэзии Ивана Сергеевича, чтобы подготовить к изданию. В числе инициаторов — в прошлом главный редактор «ЛГ», лауреат областной жур­ налистской премии имени Вермишева, заслуженный работник культуры Рос­ сии Владимир САВЕЛЬЕВ. Вот что он рассказал. — Вопреки поговорке «Что имеем — не храним, потерявши — плачем», мы, даже потеряв, не сильно расстра­ иваемся и горюем. И уж точно — не торопимся отдать дань памяти тем, кто ушел. Десять лет, например, никак не удавалось издать книгу Адольфа Беляе­ ва, чья поэма «Крылья», напечатанная в • журнале «Нева», заставила в свое время с уважением заговорить о нем столичную критику. Непростительно было затянуто переиздание детских повестей Раисы Торбан. Между тем на ее прозе выросло не одно поколение патриотов, эти книги стояли в одном ряда с произведениями Гайдара, Кассиля, Пантелеева. Я называю авторов, которые связа­ ны с нашим краем и которые, пусть с огромным опозданием, пришли-тади к новым, молодым читателям. А сколько талантливых, ярких липчан ныне не­ справедливо забыто! Начиная хотя бы с Павла Шубина. Солидный том этого поэта стал бы событием отнюдь не реги­ онального масштаба. Вот и Иван Сергеевич Завражин, безусловно, достоин хорошего посмерт­ ного издания. И это забота не только и не столько власти, сколько литературной, творческой общественности. Власть, надеюсь, окажет материальную подде­ ржку, но стимулировать подготовку книги должны коллеги поэта, люди, неравнодушные к родной словесности. Я думаю, наша инициативная группа пополнится теми, кто отдает себе отчет, что Завражин был одной из ключевых фигур в культурной жизни области. Он ведь не только автор хороших стихов. (Эн многие годы руководил ре­ гиональной писательской организацией. При нем, благодаря ему укрепились свя­ зи литераторов с другими творческими союзами, школами. Он столько сделал, в частности, для детей и педагогов, ко­ торые живут на прародине Пушкина в селе Кореневщино. Даже когда его не стало, кореневщинцы получили от поэта последний бесценный подарок — часть любовно собранных им книг. А другие тома, с автографами крупнейших писа­ телей, друживших с Завражиным, его вдова передала нашей универсальной научной библиотеке. Вэпоху безвременья поэт жил трудно и тревожно. Как и многих, его захватили перестроечные иллюзии и ожидания. Но все закончилось распадом Союза писате­ лей, разделением былого сообщества на два врЕ1Ждебных лагеря, утратой ориен­ тиров и традиций. Он очень остро все это воспринимал. Когда читатель раскроет книгу, которуюмы готовим, он Цедится, с какой пронзительной откровенностью поведал Иван Сергеевич о боли, горечи, одиночестве творца посреди всероссий­ ской беды. Так случилось — Никого и нечего Ни попереди. Ни позади. Как начнет темнеть В субботу вечером. Ты поразговаривать приди. Его стихи были и остались честным свидетельством, неподкупным зеркалом, отразившим перепады и зигзаги недав­ ней нашей истории. Уже это само по себе ценно и дорого. А прибавьте к сказанному бесспор­ ный талант и своеобразие манеры, пусть негромкий, но собственный голос. Иван был искушенный знаток поэзии. Причем пристрастие к народным фольклорным мотивам у него сочеталось с любовью к утонченной лирике — и не только рус­ ской. В кругу друзей он мог целый вечер петь озорные, нередко соленые частуш­ ки, а мог и читать наизусть изысканные японские трехстишия. Естественно, такая широта интересов повлияла на ха­ рактер, манеру написанного им самим. Сегодня мои единомышленники, друзья Ивана Сергеевича уже собрали значительное количество его стихов. С нами работают родные поэта. Нам пере­ дают сохранившиеся у них рукописи, сборники, периодику с публикациями Завражина те, кто знал этого человека. Надеюсь, мой рассказ о задуманной книге попадется на глаза всем, кому небезразлично творчество Ивана Сер­ геевича, и они пришлют нам новые ма­ териалы, неизвестные стихотворения, публикации в районных газетах. Мы будем признательны за фотографии поэта, воспоминания о нем. Связаться с инициативной группой можно по двум контактным телефонам: 72 -63 -98 и 33-00-00. Записал И. НЕВЕРОВ. ^ П р е м ь е д а Загадки Платонова Две части этого спектакля так несхожи между собой, что кажется, перед нами совершенно разные постановки, связанные лишь именами одних и тех же персонажей. Вновой работе Липецкого драматического театра вообще много неожиданного. Начиная с выбора пьесы. Под названием «Страсти по Платонову» идет самая первая, юношеская пьеса А.П. Чехова, которая при его жизни была никому не известна и даже названия не имела. Пьеса длинная, минимум вдвое больше обычной. Поэтому постановщик, художественный руководитель театра Генна­ дий Балабаев произвел неизбежные сокращения. Но даже после редактуры текста, после исключения по меньшей мере шести действующих лиц и «сведения » отца и сына Трилецких к одному лицу спектакль длится почти три часа. Терпением зрителям придется запастись. Особенно для первого акта, ибо он являет собой долгую развернутую экспозицию, прелюдию к заявленным вафише страстям. Кстати, этой прелюдией всвое время и ограничил свой знаменитый фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино», созданный по мотивам этого же произведения, Никита Михалков. Для Г. Балабаева же намного важнее происшедшее спустя недели три после party в имении молодой вдовы, генеральши Войницевой (Та­ тьяна Мухина). Жанр спектакля — драма; приемы гротеска тут необязательны; сверхзадача ее первой половины, если я правильно понял, — сделать для зрителя ясной расстановку сил, дать ему знать, кто есть кто, создать соответствующую атмосферу, что было непростой задачей, которую до конца решить, пожалуй, не удалось. Что касается частных моментов: как-то затерялись, не прозвучали должным образом ключевые слова Глагольева- старшего (Виталий Пономарев) о Платонове, который «.. .есть лучший выразитель современной неопределенности...». Меж­ ду тем Платонов (Игорь Коробов), действительно, предстает человеком-загадкой. В связи с ним почти сразу же возникает ряд вопросов. Чем этот достаточно спокойный, флегматичный и грубоватый толстяк магнетичен, притягателен и для Вой­ ницевой, и для юной, прелестной Марьи Грековой (студентка колледжа искусств имени К.Н. Игумнова Екатерина Поли­ карпова)? Неужели изменившийся с течением лет не в луч­ шую сторону Платонов по-прежнему волнует Софью (дебют в ЛДТ недавней выпускницы Воронежской академии искусств Лилии Соловьевой)? Волнует вплоть до того, что знакомая с ним с давней студенческой поры женщйна словно забывает, что она — жена генеральского сына Сергея (Александр Бе­ режной) и ей бы надо вести себя соответственно, несмотрш на всю деликатность, а вернее, безволие мужа. Но где, где они, энергетика, «донжуанизм» Платонова? Видимо, есть лишь остаточный след от них? Второй акт начинается с эффектной пантомимы. Вышепе­ речисленные дамы вместе с женой Платонова Машей (Алла Жигалина), все — в белых платьях, кружат над спящим героем, производя пассы. Впечатление, будто они ему снятся. Наваждение, морок. Это прямо-таки подталкивает, подводит к мысли: а может, этот второй акт — сон Платонова? Сон страшный, вязкий, трагический. Герой, очнувшись, уже не тот, что прежде. Не импозантный, неотразимый и иро­ ничный, а «выпотрошенный», являющий нам свою весьма неприглядную «голую суть». Внешне Платонов смешон и нелеп: неряшливые брюки, рубашка — и вполовину надетый плащ, за который его то и дело волокут, тащат влюбленные женщины. ФОТО АЛ ЕК САНД РА КО ЗИН А И. Коробов играет с редкостной безжалостностью к Пла­ тонову. Ощущению хаоса, раздрая в душе персонажа соответ­ ствует ставшая вдруг «неряшливой» сценическая обстановка, тогда как прежде от нее веяло гармонией (художник — Елена Сафонова из Костромского театра). И еще, к слову, об офор­ млении. Примерно четверть партера, ближе к центру зала и амфитеатру, занимает помост. Артисты появляются на нем либо в какие-то «микрокульминационные» моменты, либо когда впервые предстают перед публикой. Однако наилучшим образом помост «срабатывает » уж е... по завершении спектак­ ля. Актеры выходят на поклоны, как обычно, не переступая границ рампы. А вот И. Коробов оказывается на помосте, отдельно от своих коллег. Платонов отторгается от всех, а все отторгают его. После смертельного выстрела в героя преданной ему — и преданной им — Софьи он буквально обращается в человека не от мира сего. «Страсти по Платонову» — первое обращение ЛДТ к А.П. Чехову. В ранней чеховской пьесе «просвечивает» зрелый Ан­ тон Павлович-драматург. Как сказано исследователем, «Пла­ тонов» — это кулисы, из-за которых чеховские типы выйдут насветрампыв «Иванове», «Трехсестрах», «Вишневомсаде». И это правда. То есть ЛДТ (насколько осознанно — не могу сказать) попытался выразить квинтэссенцию его драматургии, приблизиться к первоначалам ее. И если долгая прелюдия показалась мне не совсем убе­ дительной, то затем спектакль обрел новое качество, стал «насыщенным», неотрывно притягивающим внимание пуб­ лики. В первую очередь оно приковано к Платонову, человеку неопределенностей и загадок. Он переоценил собственные душевные резервы точно так же, как женщины переоценили его личность, заблуждались на его счет. И вфинале довел-таки ситуацию до предела накаленности и безнадежности, спро­ воцировав (Эофью выстрелить. В принципе, он самоубийца, поскольку сам ускорил трагическую развязку. Опять же не знаю, случайно или закономерно, но «Страс­ ти по Платонову», вместе с «Медовым месяцем» Н. Коуарда, «Вешеными деньгами» А.Н. Островского, «Бабьим бунтом» Е. Птичкина, продолжают ставшую как бымадистральной линию театра. Везде —страсти, везде —то в шутку, то всерьез —жес­ ткая зависимость и противостояние мужчин и женщин. Так что лично я не удивлюсь, если ЛДТ вскоре обратится, допустим, к Августу Стринбергу с его навязчивой темой «битвы полов»... Константин КЛЮТКИН. ^ С п о р т «Стинол» в упорной борьбе проиграл в Хабаровске Очередной матч чемпионата России волейболистки «Стинола» проводили 11 марта в Хабаровске. Местный «Самородок» располагается в верхней части турнирной таблицы. Шансы липчанок на победу оценивались невысоко. Однако липецкие спортсменки смогли оказать достойное сопротивление фавориту. Первую партию наши волейболист­ ки выиграли - 25:19. Затем дальневосточницы взяли реванш - 25:21. В третьем сете на площадке безраздельно доминировал «Самородок» - 25:13. Липчанки ответили выигрышем четвёр­ той партии - 27:25. Судьба поединка решилась на тай-брэйке: сильнее оказались хабаровские волейболистки - 15:10. Проиграв, хоть и в упорной борьбе, на Дальнем Востоке, «Стинол» опустился на 11-ю строчку в таблице. В 13 матчах липчанки одержали всего 3 победы. 15 марта липчанки дома встречаются с «Казаночкой». Волейболистки из столицы Та­ тарстана находятся на 6-м месте в турнирной гонке. Игорь КАПУСТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz