Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
II Q О Ю 3 Б е л а р у с ь— Россия 7 МАРТА 2007 СРЕДА № 9 (301) Договор друзей Анатолий Грачев Б Р Я Н С К — Г Р О Д Н О МЕЖДУ Брянской и Гродненской областями подписано соглаше ние о торгово-экономическом, научно-техническом и культур ном сотрудничестве. Оно состо ит из двадцати четырех статей, в которых закреплен широкий спектр деятельности сторон. Тут и содействие взаимному разви тию торговли, производственно го, инвестиционного и других ви дов экономического сотрудниче ства, создание благоприятных условий для совместной дея тельности по развитию предпри нимательства, совместных пред приятий, заключению договоров между предприятиями всех форм собственности, располо женных на территориях двух об ластей. Соседи будут содействовать развитию товарных рынков и со зданию представительств хозяй ствующих субъектов. Это вклю чает обмен промышленной и сельскохозяйственной информа цией, перечнями видов услуг и экспортной продукцией, обмен специалистами для изучения опыта, налаживание связей ме жду органами местного самоуп равления, научными и медицин скими учреждениями. Особое внимание уделено со трудничеству по социальной поддержке населения, обмену лучшими формами работы в этой сфере. Много добрых дел намечено в области здравоохра нения, образования, культуры, санаторно-курортного лечения, охраны окружающей среды, ра ционального использования при родных ресурсов и т.д. Договор друзей заключен на пять лет и будет автоматически продлеваться на тот же срок при условии, что ни одна из сторон, не позднее чем за шесть меся цев до окончания срока действия договора, не заявит письменно о прекращении его действия. Ник то, впрочем, не сомневается, что такое возможно. Приз самарскому фермеру — белорусский трактор Аркадий Соларев М И Н С К — С А М А Р А с а м а р с к и й фермер Равиль Рахмаев на первом Всероссий ском конкурсе «Лучшее личное подсобное хозяйство России» занял второе место и получил в качестве приза новенький мини трактор «Беларусь» с прице пом. Вручил ему эту награду ми нистр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, принявший участие в финале конкурса, про ходившем в селе Кинель-Чер- кассы, что расположено в Са марской области. В соревнова нии приняли участие владельцы личных подсобных хозяйств со всех регионов России. Для вы явления победителя потребова лось ровно пять месяцев. Всего лауреатами стали 15 фермеров. А первую премию «ВАЗ-2329» «Нива» получила тамбовчанка Елена Синявина. Но вице-лауреат конкурса Равиль Рахмаев выглядел на процедуре награждения куда более довольным, чем Елена. После этой торжественной про цедуры он рассказал коррес понденту «союза», что «Бела русь» для него в хозяйстве куда нужнее, чем «Нива». Тем более что один вазовский внедорож ник у него уже есть. Но вот о бе лорусском тракторе он давно мечтал, поскольку считает, что этот агрегат наиболее подходит для российских полей, на кото рых он работает вот уже около полувека. А по соотношению це на— качество он равных в мире не имеет. Такого же мнения и министр Алексей Гордеев. Минувшим ле том он наблюдал показатель ную работу белорусских тракто ров на Дне российского поля, ко торый проходил в Мордовии. Товарищ начальник Окончание. Начало на стр. I И то, что я теперь руковожу коллективом поезда, связываю щего два наши государства, можно считать символичным. До «двойки» Елена Сергеев на работала начальником поезда на внутренних маршрутах. За тем «хозяйничала» в поездах Минск — Кисловодск и Минск — Киев. Но московское направле ние любит больше всего. За семь лет она успела увидеть многие достопримечательности Моск вы, побывать в театрах и музеях, познакомиться со многими из вестными людьми России. — Нашими пассажирами бы ли Павел Бородин, Александр Малинин, Валерий Леонтьев, многие другие известные лю ди, — рассказывает Елена Сер геевна. — Несмотря на высокий статус, все очень милые и про стые в общении. И поговорят с проводницами, и автограф да дут. А мы в свою очередь стара емся, чтобы они остались до вольны уровнем обслуживания. Ведь это по большому счету имидж не только поезда, но и страны в целом. ...Время, пока мы беседовали накануне женского дня 8 Марта с начальником «двойки», пролете ло незаметно. О том, что пора за канчивать разговор, я догада лась по оживлению в вагоне. Симпатичные девушки-провод ницы осматривали купе, прове ряя, все ли готово к очередной поездке: убран ли мусор, на мес те ли белье и посуда, выставле ны ли на столиках купе напитки и минеральная вода, в порядке ли холодильники, микроволновые печи. До отправления «Белару си» оставалось менее пяти ча сов. — Обо мне много не пиши те, — попросила Елена Сергеев на. — Наш поезд — это коллек тивный труд. Дорога у нас желез ная, а люди — золотые, — в спра ведливости этой поговорки я как руководитель поезда убежда лась много раз. Следующая ярмарка у станции метро «Кантемировская» Белорусские колбаски и сгущенка — нарасхват у москвичей торговля Наталья Опанасюк М И Н С К — М О С К В А ИА ПРОШЛОЙ неделе в Москве рядом со станцией метро «Улица Академика Янгеля» любой прохо жий мог приобрести белорусские товары: в Южном администра тивном округе работала выстав ка-ярмарка «Минск — Москва». Товары были, как говорится, на любой вкус: сладкоежки могли вдоволь закупиться печеньем и пряниками, МОДНИЦЫ — приобре сти симпатичные трикотажные кофты или же строгие деловые костюмы, дети — оказаться в но вой курточке и ботинках. Могу за свидетельствовать: у многих ларьков, а в особенности у тех, где витал аппетитный аромат сы рокопченой колбасы и ветчины, выстраивались очереди. Кстати, нельзя сказать, что цены на белорусские товары очень уж отличались от привыч ных нам московских, хотя кое- что было явно дешевле. К приме ру, сосиски и вареную колбасу можно было приобрести за 140 — 160 рублей, ветчину — за 200—250 рублей. Цены на твер дые сыры начинались от 100 руб лей, самые дорогие стоили 150 рублей. А вот знаменитую бело русскую сгущенку быстро разби рали за 19 рублей, ведь в Москве вряд ли найдешь это вкусное ла комство дешевле чем за 25 руб лей. Под большой вывеской «Га лантерея» молоденькая девушка с азартом подбирала сумку, про ся продавца показать уже пятую модель. К слову, здесь можно было найти как простенькую, но со вкусом отделанную дамскую сумочку, так и необычную, в авангардном стиле. Особое вни мание привлекал ларек «Полес ские сувениры Пинской фабрики художественных изделий». В нем продавались разнообраз ные поделки, вышивка, лепка в традиционном белорусском ду хе. Большинство посетителей яр марки возвращались домой с ог ромными, до отказа наполнен ными сумками. Рядом с палаткой кондитер ских изделий — пожилая женщи на, в руках у нее две большие сумки. Она ждет мужа, который стоит в очереди за крекерами к чаю. — Я живу здесь недалеко и была приятно удивлена, что к нам со своим товаром приехали белорусы. И качество, и цены ме ня устраивают. Очень люблю бе лорусскую «охотничью» колба ску. Даже жаль, что торговля проходит всего несколько дней, — говорит она. Сообщаю ей, что ярмарки бе лорусских товаров «Минск — Москва» на территории Южного административного округа за планировано проводить в 2007 году каждый месяц. Ближайшая по времени выставка-ярмарка будет проходить 26 — 30 марта около станции метро «Кантеми ровская». Все идет по графику Первая карта козырная Окончание. Начало на стр. I Такие машины продаются на экспорт или используются отече ственными предприятиями для международных автоперевозок. 60 процентов продукции МАЗ продает в России для внутренне го потребления. И завод кровно заинтересован в том ,чтобы эти машины оснащались ярослав скими моторами — более деше выми, чем импортные, и хорошо знакомыми автотранспортни кам. — Проблемы при освоении производства новой, значитель но более сложной техники, безу словно, есть, но мы знаем, как их решать, — заявил В. Гурино- вич. — Главный вопрос связан с топливной аппаратурой. Надеемся, что будет освоен выпуск отечественной, но можно на ярославских двигателях при менить и импортную. В любом случае сборка автомобилей Ев ро-3 начнется по графику. Поясним, что речь идет о дос таточно предсказуемом для рос сийских автомобилистов двига теле традиционной для Ярослав ского моторного завода компо новочной схемы. Однако не снят с повестки дня и вариант лицен зионного мотора с рядным рас положением цилиндров — такой уже получен МАЗом и готовится к испытаниям. А в более отда ленной перспективе — принци пиально новый двигатель совре менного уровня, разработанный ярославцами при содействии ав стрийских специалистов, местом производства которого, возмож но, станет Минск. Не притормозит ли выполне ние союзной программы подоро жание в Беларуси российских энергоресурсов? Ведь, напри мер, тарифы на природный газ для предприятий возросли почти вдвое. В. Гуринович считает, что непредвиденного ничего не слу чится. Хотя рентабельность про дукции снизится на 2—3 процен та из-за роста расходов на энер гоносители, график выполнения предусмотренных программой мероприятий не пострадает. Заместителя министра боль ше волнует другое: возможная конкуренция более современной, но и более дорогой техники с авто мобильным «секонд-хендом» из Европы. Там грузовик работает на хозяина 5—6 лет, после чего дол жен быть утилизирован, естест венно, за немалые деньги. Поэто му выгоднее его за бесценок про дать, например, в Россию или Бе ларусь. В России высокие пошли ны введены на ввоз грузовых ав томобилей старше 5 лет, в Бела руси — старше трех. Однако В. Гу- ■ Такую махину сдвинуть с места может только мощное стальное «сердце». ринович считает, что финансовый барьер следует сократить до года. Это вполне бы соответствовало мировой практике защиты отече ственного товаропроизводителя. В то же время нужно подумать над тем, так ли уж необходимы доро гие высокотехнологичные авто мобили стандарта Евро-3 и 4 на Севере или в отдаленных уголках Сибири, где проблемы экологии представляются несколько иначе, чем в европейской части России? В белорусском и российском автомобилестроении заняты мил лионы специалистов. Союзные программы позволяют скоорди нировать их работу так, чтобы можно было успешно конкуриро вать с транснациональными авто гигантами. Мимо свалки Уникальные экологические машины, созданные белорусскими учеными, помогут вернуть в дело горы старых автопокрышек Иван Жданович М И Н С К — М О С К В А н и ч т о не вечно: вещи уходят, отслужив свое. Что дальше? Пара резиновых сапог обычно исчезает из нашей жизни, не причиняя особых хлопот. Д ру гое дело — старая автообувка. Даже на свалках шины губят ат мосферу вредными испарения ми, забирают жизненное про странство. В цвет покрышек и мысли: эх, сколько труда и цен ного сырья пропадает. По дан ным экспертов, на планете ско пилось около 40 млн. тонн тако го хлама, причем свыше 2 млн. тонн — в странах Европы. — И в Беларуси, и в России это огромная проблема, — го ворит доктор технических наук из Минска Геннадий Журав ский. — Специалисты оценива ют ежегодный прирост «произ водства старых шин» в странах СНГ в 1 миллион тонн. При этом автомобилисты Москвы выбра сывают их каждый год по 70— 90, а Санкт-Петербурга и Ле нинградской области — около 60 тысяч тонн. Последняя циф ра, кстати, характерна и для Бе ларуси, переживающей авто- бум. Шины пробовали сжигать, перемалывать в резиновую крош ку , закапывать. В ходе экспериментов установлено, что при горении резины в воз дух попадают сильнейшие кан церогены. К тому же резкий за пах: и не спрятаться от него, и фильтрами не поймать. В земле автошины разлагаются не ме нее 100 лет, загрязняя воду, зе млю, воздух. Поэтому Евросо вет специальной директивой «О свалках» уже запретил сжи гание шин, а с 2006 года в стра нах Евросоюза вне закона и их захоронение, Европа ждет но вых технологий, чтобы изба виться от шинных завалов. А ведь при разумном подхо де эти свалки можно превра тить в весьма прибыльный биз нес, в «резиновый Клондайк». Шины — ценное вторсырье: около половины от общего веса в них занимает резина (каучук), остальное — технический угле род и высококачественный ме талл. Есть за что сражаться, К тому же развитые страны перед лицом наступающих резиновых гор готовы платить и за саму утилизацию автопокрышек. Пока кто-то изобретал меха нические дробилки, в Институ те тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова (ИТМО) НАН Бела руси разрабатывали новый тех нологический процесс, созда вали оборудование. Уже в 1998-м минчанам удалось запа тентовать идею в США, а в 2005-м получить и российский патент как на способ перера ботки отходов, так и на само устройство. — Мы нашли способ, — рас сказывает Г. Журавский, — как экологически абсолютно безо пасно перерабатывать не толь ко резину, но и пластики, упа ковку, бумагу, древесину — са мый широкий спектр органиче ских отходов. В том числе и ути лизировать, например, птиц, инфицированных вирусом «птичьего гриппа». Год назад ИТМО получил Зо лотую медаль на 6-м Москов ском международном салоне инноваций и инвестиций. А в октябре 2006-го в китайском Шензене, в региональном науч но-техническом центре ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) прошла крупнейшая выставка. Проект белорусов вошел в число 20 лучших техно логий мира, при окончательном голосовании экспертов им дос талось третье место «за разра ботку технологии и оборудова ния для переработки органиче ских отходов в энергию». На та кую высоту, говорит Г. Журав- в 10—20 млн. долларов) и этой тематикой больше не занима ются. После переговоров фир ма взялась продвигать бело русские технологии и разра ботки на территории США, К а нады, Японии, Великобрита нии, и уже нынешней весной установка появится за океа ном. — Наша технология основа на на термолизе, или свойстве органических веществ при на гревании разлагаться до моле кул, — поясняет ученый. — Не которым веществам достаточ но для этого и 100 градусов Цельсия, а иным нужно 500— 700. При этом, однако, весьма сложно не получить вредных соединений, уберечь продукт от окисления. Нам это удалось: система получилась экологиче ски чистой, безотходной, пожа- ро- и взрывобезопасной. Судьба распорядилась так, что после Белорусского госуни- верситета теплофизик Генна дий Журавский занимался про блемой интенсификации добы чи нефти: она бывает слишком вязкой, и ее надо разжижать. Работая над темой, ученый на писал 2 монографии, при этом ВБрестеуже2годаработает экспериментальнаяустановканатрейлере, созданная насредстваинновационного фондаБрестскогообластногоуправления ЖКХ. Прослышавоней, тудаедут делегациисовсегомира ский, никто из Беларуси рань ше не поднимался. В Бресте уже 2 года работа ет экспериментальная установ ка на трейлере, созданная на средства инновационного фон да Брестского областного уп равления ЖКХ . Прослышав о ней, туда едут делегации со всего мира: из США, Новой Зе ландии, Швеции, Бельгии, К и тая... В декабре 2005 -го «чудо техники» своим ходом переме стилось в Тулузу, там установ ку запустили, и она 4 дня устой чиво отработала на эковыстав ке. Проведя тщательный мони торинг, европейские экологи в протоколе отметили: установка вполне соответствует жестким нормам экобезопасности. Французы были готовы за клю чить контракт на 4 установки . После этого хлынул поток раз ных предложений. Одна из ком паний США, например, предло жила купить установку и техно логию, что называется, на кор ню: с условием, что белорус ские ученые дорого продают свое детище (речь шла о сумме вместе с коллегами заметил, что нефть, случается, не просто разогревается водяным паром, а разлагается на бензиновую, дизельную , мазутную и другие фракции. А что получится, если и другие вещества сильно разо греть? Поиски ответа на этот вопрос и привели Журавского и его коллег к принципиально но вой технологии. В свое время, как известно, паровой двигатель стал осно вой для самых разных машин. Сегодня эксперты утверждают: изобретение ученых ИТМО оживит многие технологиче ские процессы, которые будут работать на экологию, воссоз дание ресурсов. Ведь жидкие, газообразные или твердые про дукты , получаемые из любых органических отходов, это не только топливо, но и сырье для Химпрома, — Мир еще мыслит катего риями энерго- и ресурсосбере жения, и это понятно, — про должает Г. Журавский. — Но есть предел «затягиванию поя сов», и поэтому в XXI веке начи нают активно внедряться тех нологии, которые восстанавли вают ресурсы. Они должны об ращаться в замкнутом цикле, как в природе, где все сбалан сировано. Сегодня, к примеру, старые компьютерные клавиши можно простым рециклингом подробить и сделать из них, скажем, ведро. А наша установ ка позволяет так разложить вторсырье, что из него можно будет опять синтезировать кла виши. Это уже не просто рецик- линг, а ресурсовосстанавлива ющая технология. Теперь по заданию прави тельства ученые разработали мобильную установку термоли за резиновых отходов УТРО- 500: она будет перерабатывать 500 к г шин в час, 3000 тонн в год. Первый серийный образец запланировано собрать к авгу сту. Над этим в тесном контакте с учеными работают специали сты НПО «Центр». Тем време нем создаются и более мощные установки — до 1000 к г в час. Тесно сотрудничают бело русские ученые с россиянами. В частности, специалисты Все российского НИИ шинной про мышленности провели испыта ния и дали заключение: полу ченные на установке как жид кая, так и твердая фракции (технический углерод) могут использоваться для производ ства резиновых смесей. Пер спективные контакты налади лись с экологами из Калуги: по решению администрации горо да там разработан проект теп лоснабжения жилого фонда и объектов социальной сферы с использованием изношенных автопокрышек в качестве топ лива. Для этого в Калуге соби раются задействовать установ ку УТРО, уже провели бизнес- исследования по этой теме. Большой интерес к совместной работе у российской эколого промышленной компании «Эко- тех». А ракетно-космическая корпорация «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», проведя экспертизу и испыта ния новой технологии, получи ла санитарно-гигиеническое заключение: она соответствует российским нормам. В июле 2006 года белорус ская и российская стороны за ключили соглашение, в кото ром предусмотрено создание на территории НПО совместно го опытно-промышленного про изводства. Так что, уверен Г. Журавский , путь экологиче ским машинам в Россию от крыт. НПО Энергомаш готово продвигать их на российском рынке, быть дилером, выпус кать для белорусских партне ров разного рода оборудова ние. Российские ученые начали работу по созданию мирового атласа геомагнитного ПОЛЯ Земли. С ними сотрудничают белорусские коллеги Альберт Валентинов М О С К В А — М И Н С К МАГНИТНАЯ разведка имеет долгую историю. Начало иссле дованиям геомагнетизма поло жила находка магнитного желез няка — горной породы, богатой магнетитом и потому притягива ющей железо. Сегодня сфера применения магнитных методов огромна — она охватывает обла сти геомагнетизма, магнетизма горных пород, палеомагнетизма, магниторазведки, навигации на основе магнитометрии, воздей ствия изменения магнитного по ля на здоровье людей, в том чис ле на экипажи летательных ап паратов. — В истории геомагнетизма российскими и зарубежными учеными сделано очень мно го, — говорит доктор техниче ских наук, профессор геофизи ческого центра РАН Евгений Жалковский. — Данные о гео магнитном поле собирались, со бираются и будут собираться по стоянно. Напряженность магнит ного поля измеряется со спутни ков, самолетов, кораблей, в об серваториях и систематизирует ся, формируется и записывается каждые 5 лет, начиная с 1945 го да. Однако до сих пор, за исклю чением мелких карт, нет крупных разработок, позволяющих мас штабно представить, что это та кое — геомагнитное поле Земли. Мы сделали первый шаг — соз дали карту, положившую начало большому всемирному атласу, который, как мы надеемся, будет создаваться мировым научным сообществом. Геомагнитное поле Земли со стоит из трех частей. Основное поле создается самой нашей планетой, ее ядром. Вторая часть создается намагниченной поверхностью Земли, оно распо лагается местами, поскольку не всякую поверхность планеты можно намагнитить. И наконец, третья часть — внешнее магнит ное поле от солнечного ветра. Первое поле — основное, оно превышает во много раз осталь ные поля. Представить, как оно распределяется по земной по верхности, картографировать его очень сложно. Российские ученые разработали методику, позволяющую создать модель этого поля, а по модели была со здана первая карта для мирово го атласа. И сразу же принесла ученым неожиданности. — Считается, что на Земле две аномалии или два экстрему ма магнитного поля — на магнит ных полюсах, — продолжает Е. Жалковский. — Оказывается, не совсем так. Абсолютный мак симум напряженности магнитно го поля оказался в районе Синга пура. А абсолютный минимум на ходится в южной оконечности Африки. Поскольку нам удалось построить магнитные меридианы и параллели, то есть линии рав ных значений магнитного поля, то нашли и экватор. Он тоже прохо дит в районе Сингапура. Это мес то характерно тем, что в послед ние десять лет там происходят сильные землетрясения, цунами. Очевидно, это как-то связано с магнитным полем. Получается, что на Земле не два магнитных экстремума, а четыре. Еще одна особенность кар ты — оказалось, что магнитное поле за пять лет смещается на 400 километров в северо-запад ном направлении. Ученые на звали это северо-западным дрейфом. Дрейфуют и магнит ные полюса, возможна их смена. Это явление занимает долгое время. Считается, что полюса меняются местами каждые 2—5 тысяч лет. Невозможно предста вить, к каким последствиям это приведет. Скажем, перелетные птицы летают по магнитным си ловым линиям. Куда они приве дут пернатых при смене полю сов? А ведь полюса уже были ко гда-то «перевернуты». На юге сейчас находится северный гео магнитный полюс, на севере — южный. Доказать это просто. Ис- покон веков считается: магнит ные силовые линии выходят из северного полюса, а заканчива ются в южном. На карте так и происходит: линии идут с юга на север. — И еще один нюанс, — гово рит профессор Жалковский. — На территории бывшего Совет ского Союза магнитная горизон тальная составляющая напря женности геомагнитного поля падает в среднем в три-четыре раза быстрее, чем на остальном земном шаре. Почему так, опре делят специалисты, а мы, карто графы, фиксируем это, даем ин формацию к размышлению. Это имеет большое значение для России, где навигационные при боры основаны на магнитомет рии. Можно представить, что се годня показывают приборы, сде ланные лет 20—25 назад. Во вся ком случае, не совсем то, что на до. Потому и возникла необходи мость в создании мирового атла са геомагнитного поля, чтобы ка ждые пять лет знать его истин ное «лицо». Трудно поверить Памяти Василия Шолодонова э т о г о открытого в общении, оп тимистичного человека и высо чайшего профессионала трудно было назвать чиновником в при -. вычном нашем понимании. Он всегда жил и работал широко, с размахом, вкладывая в дело всю душу. И требовал такого же отно шения к работе от других. Как к глубоко личному, а не только слу жебному делу относился Василий Иванович Шолодонов к деятель ности возглавляемого им пред ставительства Постоянного коми тета Союзного государства в Минске. Был демократичен в са мом высоком смысле этого сло ва: невзирая, как говорится, на ранги и звания, убежденно отста ивал идеи интеграции, искал оп тимальные пути решения проб лем и никогда не уходил от острых вопросов. Говорил то, что думал, и делал то, что считал необходи мым. Потому, наверное, что не только по анкете, но и по жизни был он — из народа. Родился Василий Шолодонов в 1948 году в деревне Грабье Го мельской области, трудовую дея тельность начал помощником бу рильщика. Затем учился на юри дическом факультете Белорус ского госуниверситета. После окончания БГУ прошел с 1972 го да путь от следователя до замес тителя прокурора Гомельской об ласти. Его опыт юриста и высокие личные качества были востребо ваны в непростые перестроечные годы при работе в белорусском парламенте — сначала депута том, а с 1990 года — заместите лем председателя Верховного Совета Белорусской ССР. Пре красный юрист, Василий Шолодо нов возглавлял рабочую группу по подготовке проекта Конститу ции Республики Беларусь. Впос ледствии он занимал пост Гене рального прокурора страны, за местителя министра по делам СНГ, посла по особым поручени ям в Министерстве иностранных дел — советника отделения по сольства Беларуси в Санкт-Пе тербурге. И всегда его отличали истинный патриотизм, высокий профессионализм, твердая граж данская позиция. Все лучшие ка чества Василия Ивановича про явились и на должности руково дителя представительства Посто янного Комитета Союзного госу дарства в Минске. Василий Шолодонов удостоен звания «Заслуженный юрист Рес публики Беларусь», награжден медалью «За трудовое отличие». Почетными грамотами Совета Министров Республики Беларусь и Министерства иностранных дел. Трагическая случайность без временно оборвала энергичную деятельность и жизнь Василия Ивановича. Горько и несправед ливо. Трудно поверить, что с нами больше нет этого замечательного человека и товарища.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz