Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

II Q О Ю 3 Б е л а р у с ь— Россия 7 МАРТА 2007 СРЕДА № 9 (301) Договор друзей Анатолий Грачев Б Р Я Н С К — Г Р О Д Н О МЕЖДУ Брянской и Гродненской областями подписано соглаше­ ние о торгово-экономическом, научно-техническом и культур­ ном сотрудничестве. Оно состо­ ит из двадцати четырех статей, в которых закреплен широкий спектр деятельности сторон. Тут и содействие взаимному разви­ тию торговли, производственно­ го, инвестиционного и других ви­ дов экономического сотрудниче­ ства, создание благоприятных условий для совместной дея­ тельности по развитию предпри­ нимательства, совместных пред­ приятий, заключению договоров между предприятиями всех форм собственности, располо­ женных на территориях двух об­ ластей. Соседи будут содействовать развитию товарных рынков и со­ зданию представительств хозяй­ ствующих субъектов. Это вклю ­ чает обмен промышленной и сельскохозяйственной информа­ цией, перечнями видов услуг и экспортной продукцией, обмен специалистами для изучения опыта, налаживание связей ме­ жду органами местного самоуп­ равления, научными и медицин­ скими учреждениями. Особое внимание уделено со­ трудничеству по социальной поддержке населения, обмену лучшими формами работы в этой сфере. Много добрых дел намечено в области здравоохра­ нения, образования, культуры, санаторно-курортного лечения, охраны окружающей среды, ра­ ционального использования при­ родных ресурсов и т.д. Договор друзей заключен на пять лет и будет автоматически продлеваться на тот же срок при условии, что ни одна из сторон, не позднее чем за шесть меся­ цев до окончания срока действия договора, не заявит письменно о прекращении его действия. Ник­ то, впрочем, не сомневается, что такое возможно. Приз самарскому фермеру — белорусский трактор Аркадий Соларев М И Н С К — С А М А Р А с а м а р с к и й фермер Равиль Рахмаев на первом Всероссий­ ском конкурсе «Лучшее личное подсобное хозяйство России» занял второе место и получил в качестве приза новенький мини­ трактор «Беларусь» с прице­ пом. Вручил ему эту награду ми­ нистр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, принявший участие в финале конкурса, про­ ходившем в селе Кинель-Чер- кассы, что расположено в Са­ марской области. В соревнова­ нии приняли участие владельцы личных подсобных хозяйств со всех регионов России. Для вы­ явления победителя потребова­ лось ровно пять месяцев. Всего лауреатами стали 15 фермеров. А первую премию «ВАЗ-2329» «Нива» получила тамбовчанка Елена Синявина. Но вице-лауреат конкурса Равиль Рахмаев выглядел на процедуре награждения куда более довольным, чем Елена. После этой торжественной про­ цедуры он рассказал коррес­ понденту «союза», что «Бела­ русь» для него в хозяйстве куда нужнее, чем «Нива». Тем более что один вазовский внедорож­ ник у него уже есть. Но вот о бе­ лорусском тракторе он давно мечтал, поскольку считает, что этот агрегат наиболее подходит для российских полей, на кото­ рых он работает вот уже около полувека. А по соотношению це­ на— качество он равных в мире не имеет. Такого же мнения и министр Алексей Гордеев. Минувшим ле­ том он наблюдал показатель­ ную работу белорусских тракто­ ров на Дне российского поля, ко­ торый проходил в Мордовии. Товарищ начальник Окончание. Начало на стр. I И то, что я теперь руковожу коллективом поезда, связываю­ щего два наши государства, можно считать символичным. До «двойки» Елена Сергеев­ на работала начальником поезда на внутренних маршрутах. За ­ тем «хозяйничала» в поездах Минск — Кисловодск и Минск — Киев. Но московское направле­ ние любит больше всего. За семь лет она успела увидеть многие достопримечательности Моск­ вы, побывать в театрах и музеях, познакомиться со многими из­ вестными людьми России. — Нашими пассажирами бы­ ли Павел Бородин, Александр Малинин, Валерий Леонтьев, многие другие известные лю­ ди, — рассказывает Елена Сер­ геевна. — Несмотря на высокий статус, все очень милые и про­ стые в общении. И поговорят с проводницами, и автограф да­ дут. А мы в свою очередь стара­ емся, чтобы они остались до­ вольны уровнем обслуживания. Ведь это по большому счету имидж не только поезда, но и страны в целом. ...Время, пока мы беседовали накануне женского дня 8 Марта с начальником «двойки», пролете­ ло незаметно. О том, что пора за­ канчивать разговор, я догада­ лась по оживлению в вагоне. Симпатичные девушки-провод­ ницы осматривали купе, прове­ ряя, все ли готово к очередной поездке: убран ли мусор, на мес­ те ли белье и посуда, выставле­ ны ли на столиках купе напитки и минеральная вода, в порядке ли холодильники, микроволновые печи. До отправления «Белару­ си» оставалось менее пяти ча­ сов. — Обо мне много не пиши­ те, — попросила Елена Сергеев­ на. — Наш поезд — это коллек­ тивный труд. Дорога у нас желез­ ная, а люди — золотые, — в спра­ ведливости этой поговорки я как руководитель поезда убежда­ лась много раз. Следующая ярмарка у станции метро «Кантемировская» Белорусские колбаски и сгущенка — нарасхват у москвичей торговля Наталья Опанасюк М И Н С К — М О С К В А ИА ПРОШЛОЙ неделе в Москве рядом со станцией метро «Улица Академика Янгеля» любой прохо­ жий мог приобрести белорусские товары: в Южном администра­ тивном округе работала выстав­ ка-ярмарка «Минск — Москва». Товары были, как говорится, на любой вкус: сладкоежки могли вдоволь закупиться печеньем и пряниками, МОДНИЦЫ — приобре­ сти симпатичные трикотажные кофты или же строгие деловые костюмы, дети — оказаться в но­ вой курточке и ботинках. Могу за­ свидетельствовать: у многих ларьков, а в особенности у тех, где витал аппетитный аромат сы­ рокопченой колбасы и ветчины, выстраивались очереди. Кстати, нельзя сказать, что цены на белорусские товары очень уж отличались от привыч­ ных нам московских, хотя кое- что было явно дешевле. К приме­ ру, сосиски и вареную колбасу можно было приобрести за 140 — 160 рублей, ветчину — за 200—250 рублей. Цены на твер­ дые сыры начинались от 100 руб­ лей, самые дорогие стоили 150 рублей. А вот знаменитую бело­ русскую сгущенку быстро разби­ рали за 19 рублей, ведь в Москве вряд ли найдешь это вкусное ла­ комство дешевле чем за 25 руб­ лей. Под большой вывеской «Га­ лантерея» молоденькая девушка с азартом подбирала сумку, про­ ся продавца показать уже пятую модель. К слову, здесь можно было найти как простенькую, но со вкусом отделанную дамскую сумочку, так и необычную, в авангардном стиле. Особое вни­ мание привлекал ларек «Полес­ ские сувениры Пинской фабрики художественных изделий». В нем продавались разнообраз­ ные поделки, вышивка, лепка в традиционном белорусском ду­ хе. Большинство посетителей яр­ марки возвращались домой с ог­ ромными, до отказа наполнен­ ными сумками. Рядом с палаткой кондитер­ ских изделий — пожилая женщи­ на, в руках у нее две большие сумки. Она ждет мужа, который стоит в очереди за крекерами к чаю. — Я живу здесь недалеко и была приятно удивлена, что к нам со своим товаром приехали белорусы. И качество, и цены ме­ ня устраивают. Очень люблю бе­ лорусскую «охотничью» колба­ ску. Даже жаль, что торговля проходит всего несколько дней, — говорит она. Сообщаю ей, что ярмарки бе­ лорусских товаров «Минск — Москва» на территории Южного административного округа за­ планировано проводить в 2007 году каждый месяц. Ближайшая по времени выставка-ярмарка будет проходить 26 — 30 марта около станции метро «Кантеми­ ровская». Все идет по графику Первая карта козырная Окончание. Начало на стр. I Такие машины продаются на экспорт или используются отече­ ственными предприятиями для международных автоперевозок. 60 процентов продукции МАЗ продает в России для внутренне­ го потребления. И завод кровно заинтересован в том ,чтобы эти машины оснащались ярослав­ скими моторами — более деше­ выми, чем импортные, и хорошо знакомыми автотранспортни­ кам. — Проблемы при освоении производства новой, значитель­ но более сложной техники, безу­ словно, есть, но мы знаем, как их решать, — заявил В. Гурино- вич. — Главный вопрос связан с топливной аппаратурой. Надеемся, что будет освоен выпуск отечественной, но можно на ярославских двигателях при­ менить и импортную. В любом случае сборка автомобилей Ев­ ро-3 начнется по графику. Поясним, что речь идет о дос­ таточно предсказуемом для рос­ сийских автомобилистов двига­ теле традиционной для Ярослав­ ского моторного завода компо­ новочной схемы. Однако не снят с повестки дня и вариант лицен­ зионного мотора с рядным рас­ положением цилиндров — такой уже получен МАЗом и готовится к испытаниям. А в более отда­ ленной перспективе — принци­ пиально новый двигатель совре­ менного уровня, разработанный ярославцами при содействии ав­ стрийских специалистов, местом производства которого, возмож­ но, станет Минск. Не притормозит ли выполне­ ние союзной программы подоро­ жание в Беларуси российских энергоресурсов? Ведь, напри­ мер, тарифы на природный газ для предприятий возросли почти вдвое. В. Гуринович считает, что непредвиденного ничего не слу­ чится. Хотя рентабельность про­ дукции снизится на 2—3 процен­ та из-за роста расходов на энер­ гоносители, график выполнения предусмотренных программой мероприятий не пострадает. Заместителя министра боль­ ше волнует другое: возможная конкуренция более современной, но и более дорогой техники с авто­ мобильным «секонд-хендом» из Европы. Там грузовик работает на хозяина 5—6 лет, после чего дол­ жен быть утилизирован, естест­ венно, за немалые деньги. Поэто­ му выгоднее его за бесценок про­ дать, например, в Россию или Бе­ ларусь. В России высокие пошли­ ны введены на ввоз грузовых ав­ томобилей старше 5 лет, в Бела­ руси — старше трех. Однако В. Гу- ■ Такую махину сдвинуть с места может только мощное стальное «сердце». ринович считает, что финансовый барьер следует сократить до года. Это вполне бы соответствовало мировой практике защиты отече­ ственного товаропроизводителя. В то же время нужно подумать над тем, так ли уж необходимы доро­ гие высокотехнологичные авто­ мобили стандарта Евро-3 и 4 на Севере или в отдаленных уголках Сибири, где проблемы экологии представляются несколько иначе, чем в европейской части России? В белорусском и российском автомобилестроении заняты мил­ лионы специалистов. Союзные программы позволяют скоорди­ нировать их работу так, чтобы можно было успешно конкуриро­ вать с транснациональными авто­ гигантами. Мимо свалки Уникальные экологические машины, созданные белорусскими учеными, помогут вернуть в дело горы старых автопокрышек Иван Жданович М И Н С К — М О С К В А н и ч т о не вечно: вещи уходят, отслужив свое. Что дальше? Пара резиновых сапог обычно исчезает из нашей жизни, не причиняя особых хлопот. Д ру ­ гое дело — старая автообувка. Даже на свалках шины губят ат­ мосферу вредными испарения­ ми, забирают жизненное про­ странство. В цвет покрышек и мысли: эх, сколько труда и цен­ ного сырья пропадает. По дан ­ ным экспертов, на планете ско­ пилось около 40 млн. тонн тако­ го хлама, причем свыше 2 млн. тонн — в странах Европы. — И в Беларуси, и в России это огромная проблема, — го ­ ворит доктор технических наук из Минска Геннадий Журав ­ ский. — Специалисты оценива­ ют ежегодный прирост «произ­ водства старых шин» в странах СНГ в 1 миллион тонн. При этом автомобилисты Москвы выбра­ сывают их каждый год по 70— 90, а Санкт-Петербурга и Ле­ нинградской области — около 60 тысяч тонн. Последняя циф­ ра, кстати, характерна и для Бе­ ларуси, переживающей авто- бум. Шины пробовали сжигать, перемалывать в резиновую крош ку , закапывать. В ходе экспериментов установлено, что при горении резины в воз­ дух попадают сильнейшие кан ­ церогены. К тому же резкий за­ пах: и не спрятаться от него, и фильтрами не поймать. В земле автошины разлагаются не ме­ нее 100 лет, загрязняя воду, зе­ млю, воздух. Поэтому Евросо­ вет специальной директивой «О свалках» уже запретил сжи ­ гание шин, а с 2006 года в стра­ нах Евросоюза вне закона и их захоронение, Европа ждет но­ вых технологий, чтобы изба­ виться от шинных завалов. А ведь при разумном подхо­ де эти свалки можно превра­ тить в весьма прибыльный биз­ нес, в «резиновый Клондайк». Шины — ценное вторсырье: около половины от общего веса в них занимает резина (каучук), остальное — технический угле­ род и высококачественный ме­ талл. Есть за что сражаться, К тому же развитые страны перед лицом наступающих резиновых гор готовы платить и за саму утилизацию автопокрышек. Пока кто-то изобретал меха­ нические дробилки, в Институ­ те тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова (ИТМО) НАН Бела­ руси разрабатывали новый тех­ нологический процесс, созда ­ вали оборудование. Уже в 1998-м минчанам удалось запа­ тентовать идею в США, а в 2005-м получить и российский патент как на способ перера­ ботки отходов, так и на само устройство. — Мы нашли способ, — рас­ сказывает Г. Журавский, — как экологически абсолютно безо­ пасно перерабатывать не толь­ ко резину, но и пластики, упа­ ковку, бумагу, древесину — са­ мый широкий спектр органиче­ ских отходов. В том числе и ути­ лизировать, например, птиц, инфицированных вирусом «птичьего гриппа». Год назад ИТМО получил Зо ­ лотую медаль на 6-м Москов­ ском международном салоне инноваций и инвестиций. А в октябре 2006-го в китайском Шензене, в региональном науч­ но-техническом центре ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) прошла крупнейшая выставка. Проект белорусов вошел в число 20 лучших техно­ логий мира, при окончательном голосовании экспертов им дос­ талось третье место «за разра­ ботку технологии и оборудова­ ния для переработки органиче­ ских отходов в энергию». На та­ кую высоту, говорит Г. Журав- в 10—20 млн. долларов) и этой тематикой больше не занима­ ются. После переговоров фир­ ма взялась продвигать бело­ русские технологии и разра­ ботки на территории США, К а ­ нады, Японии, Великобрита­ нии, и уже нынешней весной установка появится за океа ­ ном. — Наша технология основа­ на на термолизе, или свойстве органических веществ при на­ гревании разлагаться до моле­ кул, — поясняет ученый. — Не­ которым веществам достаточ­ но для этого и 100 градусов Цельсия, а иным нужно 500— 700. При этом, однако, весьма сложно не получить вредных соединений, уберечь продукт от окисления. Нам это удалось: система получилась экологиче­ ски чистой, безотходной, пожа- ро- и взрывобезопасной. Судьба распорядилась так, что после Белорусского госуни- верситета теплофизик Генна­ дий Журавский занимался про­ блемой интенсификации добы­ чи нефти: она бывает слишком вязкой, и ее надо разжижать. Работая над темой, ученый на­ писал 2 монографии, при этом ВБрестеуже2годаработает экспериментальнаяустановканатрейлере, созданная насредстваинновационного фондаБрестскогообластногоуправления ЖКХ. Прослышавоней, тудаедут делегациисовсегомира ский, никто из Беларуси рань­ ше не поднимался. В Бресте уже 2 года работа­ ет экспериментальная установ­ ка на трейлере, созданная на средства инновационного фон­ да Брестского областного уп ­ равления ЖКХ . Прослышав о ней, туда едут делегации со всего мира: из США, Новой Зе ­ ландии, Швеции, Бельгии, К и ­ тая... В декабре 2005 -го «чудо техники» своим ходом переме­ стилось в Тулузу, там установ ­ ку запустили, и она 4 дня устой­ чиво отработала на эковыстав­ ке. Проведя тщательный мони­ торинг, европейские экологи в протоколе отметили: установка вполне соответствует жестким нормам экобезопасности. Французы были готовы за клю ­ чить контракт на 4 установки . После этого хлынул поток раз­ ных предложений. Одна из ком­ паний США, например, предло­ жила купить установку и техно­ логию, что называется, на кор ­ ню: с условием, что белорус­ ские ученые дорого продают свое детище (речь шла о сумме вместе с коллегами заметил, что нефть, случается, не просто разогревается водяным паром, а разлагается на бензиновую, дизельную , мазутную и другие фракции. А что получится, если и другие вещества сильно разо­ греть? Поиски ответа на этот вопрос и привели Журавского и его коллег к принципиально но­ вой технологии. В свое время, как известно, паровой двигатель стал осно­ вой для самых разных машин. Сегодня эксперты утверждают: изобретение ученых ИТМО оживит многие технологиче­ ские процессы, которые будут работать на экологию, воссоз­ дание ресурсов. Ведь жидкие, газообразные или твердые про­ дукты , получаемые из любых органических отходов, это не только топливо, но и сырье для Химпрома, — Мир еще мыслит катего ­ риями энерго- и ресурсосбере­ жения, и это понятно, — про­ должает Г. Журавский. — Но есть предел «затягиванию поя­ сов», и поэтому в XXI веке начи­ нают активно внедряться тех­ нологии, которые восстанавли­ вают ресурсы. Они должны об­ ращаться в замкнутом цикле, как в природе, где все сбалан­ сировано. Сегодня, к примеру, старые компьютерные клавиши можно простым рециклингом подробить и сделать из них, скажем, ведро. А наша установ­ ка позволяет так разложить вторсырье, что из него можно будет опять синтезировать кла­ виши. Это уже не просто рецик- линг, а ресурсовосстанавлива­ ющая технология. Теперь по заданию прави­ тельства ученые разработали мобильную установку термоли­ за резиновых отходов УТРО- 500: она будет перерабатывать 500 к г шин в час, 3000 тонн в год. Первый серийный образец запланировано собрать к авгу­ сту. Над этим в тесном контакте с учеными работают специали­ сты НПО «Центр». Тем време­ нем создаются и более мощные установки — до 1000 к г в час. Тесно сотрудничают бело­ русские ученые с россиянами. В частности, специалисты Все­ российского НИИ шинной про­ мышленности провели испыта­ ния и дали заключение: полу­ ченные на установке как жид ­ кая, так и твердая фракции (технический углерод) могут использоваться для производ­ ства резиновых смесей. Пер­ спективные контакты налади­ лись с экологами из Калуги: по решению администрации горо­ да там разработан проект теп ­ лоснабжения жилого фонда и объектов социальной сферы с использованием изношенных автопокрышек в качестве топ ­ лива. Для этого в Калуге соби­ раются задействовать установ­ ку УТРО, уже провели бизнес- исследования по этой теме. Большой интерес к совместной работе у российской эколого ­ промышленной компании «Эко- тех». А ракетно-космическая корпорация «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», проведя экспертизу и испыта­ ния новой технологии, получи­ ла санитарно-гигиеническое заключение: она соответствует российским нормам. В июле 2006 года белорус­ ская и российская стороны за ­ ключили соглашение, в кото ­ ром предусмотрено создание на территории НПО совместно­ го опытно-промышленного про­ изводства. Так что, уверен Г. Журавский , путь экологиче­ ским машинам в Россию от­ крыт. НПО Энергомаш готово продвигать их на российском рынке, быть дилером, выпус­ кать для белорусских партне­ ров разного рода оборудова­ ние. Российские ученые начали работу по созданию мирового атласа геомагнитного ПОЛЯ Земли. С ними сотрудничают белорусские коллеги Альберт Валентинов М О С К В А — М И Н С К МАГНИТНАЯ разведка имеет долгую историю. Начало иссле­ дованиям геомагнетизма поло­ жила находка магнитного желез­ няка — горной породы, богатой магнетитом и потому притягива­ ющей железо. Сегодня сфера применения магнитных методов огромна — она охватывает обла­ сти геомагнетизма, магнетизма горных пород, палеомагнетизма, магниторазведки, навигации на основе магнитометрии, воздей­ ствия изменения магнитного по­ ля на здоровье людей, в том чис­ ле на экипажи летательных ап­ паратов. — В истории геомагнетизма российскими и зарубежными учеными сделано очень мно­ го, — говорит доктор техниче­ ских наук, профессор геофизи­ ческого центра РАН Евгений Жалковский. — Данные о гео­ магнитном поле собирались, со­ бираются и будут собираться по­ стоянно. Напряженность магнит­ ного поля измеряется со спутни­ ков, самолетов, кораблей, в об­ серваториях и систематизирует­ ся, формируется и записывается каждые 5 лет, начиная с 1945 го­ да. Однако до сих пор, за исклю­ чением мелких карт, нет крупных разработок, позволяющих мас­ штабно представить, что это та­ кое — геомагнитное поле Земли. Мы сделали первый шаг — соз­ дали карту, положившую начало большому всемирному атласу, который, как мы надеемся, будет создаваться мировым научным сообществом. Геомагнитное поле Земли со­ стоит из трех частей. Основное поле создается самой нашей планетой, ее ядром. Вторая часть создается намагниченной поверхностью Земли, оно распо­ лагается местами, поскольку не всякую поверхность планеты можно намагнитить. И наконец, третья часть — внешнее магнит­ ное поле от солнечного ветра. Первое поле — основное, оно превышает во много раз осталь­ ные поля. Представить, как оно распределяется по земной по­ верхности, картографировать его очень сложно. Российские ученые разработали методику, позволяющую создать модель этого поля, а по модели была со­ здана первая карта для мирово­ го атласа. И сразу же принесла ученым неожиданности. — Считается, что на Земле две аномалии или два экстрему­ ма магнитного поля — на магнит­ ных полюсах, — продолжает Е. Жалковский. — Оказывается, не совсем так. Абсолютный мак­ симум напряженности магнитно­ го поля оказался в районе Синга­ пура. А абсолютный минимум на­ ходится в южной оконечности Африки. Поскольку нам удалось построить магнитные меридианы и параллели, то есть линии рав­ ных значений магнитного поля, то нашли и экватор. Он тоже прохо­ дит в районе Сингапура. Это мес­ то характерно тем, что в послед­ ние десять лет там происходят сильные землетрясения, цунами. Очевидно, это как-то связано с магнитным полем. Получается, что на Земле не два магнитных экстремума, а четыре. Еще одна особенность кар­ ты — оказалось, что магнитное поле за пять лет смещается на 400 километров в северо-запад­ ном направлении. Ученые на­ звали это северо-западным дрейфом. Дрейфуют и магнит­ ные полюса, возможна их смена. Это явление занимает долгое время. Считается, что полюса меняются местами каждые 2—5 тысяч лет. Невозможно предста­ вить, к каким последствиям это приведет. Скажем, перелетные птицы летают по магнитным си­ ловым линиям. Куда они приве­ дут пернатых при смене полю­ сов? А ведь полюса уже были ко­ гда-то «перевернуты». На юге сейчас находится северный гео­ магнитный полюс, на севере — южный. Доказать это просто. Ис- покон веков считается: магнит­ ные силовые линии выходят из северного полюса, а заканчива­ ются в южном. На карте так и происходит: линии идут с юга на север. — И еще один нюанс, — гово­ рит профессор Жалковский. — На территории бывшего Совет­ ского Союза магнитная горизон­ тальная составляющая напря­ женности геомагнитного поля падает в среднем в три-четыре раза быстрее, чем на остальном земном шаре. Почему так, опре­ делят специалисты, а мы, карто­ графы, фиксируем это, даем ин­ формацию к размышлению. Это имеет большое значение для России, где навигационные при­ боры основаны на магнитомет­ рии. Можно представить, что се­ годня показывают приборы, сде­ ланные лет 20—25 назад. Во вся­ ком случае, не совсем то, что на­ до. Потому и возникла необходи­ мость в создании мирового атла­ са геомагнитного поля, чтобы ка­ ждые пять лет знать его истин­ ное «лицо». Трудно поверить Памяти Василия Шолодонова э т о г о открытого в общении, оп­ тимистичного человека и высо­ чайшего профессионала трудно было назвать чиновником в при -. вычном нашем понимании. Он всегда жил и работал широко, с размахом, вкладывая в дело всю душу. И требовал такого же отно­ шения к работе от других. Как к глубоко личному, а не только слу­ жебному делу относился Василий Иванович Шолодонов к деятель­ ности возглавляемого им пред­ ставительства Постоянного коми­ тета Союзного государства в Минске. Был демократичен в са­ мом высоком смысле этого сло­ ва: невзирая, как говорится, на ранги и звания, убежденно отста­ ивал идеи интеграции, искал оп­ тимальные пути решения проб­ лем и никогда не уходил от острых вопросов. Говорил то, что думал, и делал то, что считал необходи­ мым. Потому, наверное, что не только по анкете, но и по жизни был он — из народа. Родился Василий Шолодонов в 1948 году в деревне Грабье Го­ мельской области, трудовую дея­ тельность начал помощником бу­ рильщика. Затем учился на юри­ дическом факультете Белорус­ ского госуниверситета. После окончания БГУ прошел с 1972 го­ да путь от следователя до замес­ тителя прокурора Гомельской об­ ласти. Его опыт юриста и высокие личные качества были востребо­ ваны в непростые перестроечные годы при работе в белорусском парламенте — сначала депута­ том, а с 1990 года — заместите­ лем председателя Верховного Совета Белорусской ССР. Пре­ красный юрист, Василий Шолодо­ нов возглавлял рабочую группу по подготовке проекта Конститу­ ции Республики Беларусь. Впос­ ледствии он занимал пост Гене­ рального прокурора страны, за­ местителя министра по делам СНГ, посла по особым поручени­ ям в Министерстве иностранных дел — советника отделения по­ сольства Беларуси в Санкт-Пе­ тербурге. И всегда его отличали истинный патриотизм, высокий профессионализм, твердая граж­ данская позиция. Все лучшие ка­ чества Василия Ивановича про­ явились и на должности руково­ дителя представительства Посто­ янного Комитета Союзного госу­ дарства в Минске. Василий Шолодонов удостоен звания «Заслуженный юрист Рес­ публики Беларусь», награжден медалью «За трудовое отличие». Почетными грамотами Совета Министров Республики Беларусь и Министерства иностранных дел. Трагическая случайность без­ временно оборвала энергичную деятельность и жизнь Василия Ивановича. Горько и несправед­ ливо. Трудно поверить, что с нами больше нет этого замечательного человека и товарища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz